Каким был Гиляровский. Гиляровский Владимир Алексеевич: биография, деятельность и интересные факты Гиляровский краткая биография

Гиляровский Владимир Алексеевич (1853/55-1935), русский журналист, прозаик, поэт. Родился 26 ноября (8 декабря) 1853 (по др. сведениям 1855) в семье помощника управляющего лесным имением в Вологодской губ. В 1860 Гиляровские переехали в губернский город Вологду, где Владимир поступил в гимназию.

Мать умерла, когда Гиляровскому было 8 лет, и это определило раннюю самостоятельность и привычку к труду. Отец был дружен с ссыльными революционерами-народниками. Не окончив гимназию, Гиляровский на 10 лет «ушел в народ». За это время был бурлаком на Волге, крючником, пожарным, рабочим на заводе, объездчиком диких лошадей, циркачом, актером. Когда началась русско-турецкая война 1877-1878, Гиляровский добровольно стал солдатом.

Дать человеку перевернуться в трудный час.

Гиляровский Владимир Алексеевич

Начал печататься еще во время своих скитаний, но профессиональным литератором стал, поселившись в Москве в 1881. Около года писал статьи для различных периодических изданий, с 1882 сотрудничал как журналист в газете «Московский листок», а в 1883-1889 - в «Русских ведомостях». Печатался в газетах «Русская мысль», «Петербургский листок», «Новое время», в «Муравье», «Осе», «Русском слове» и др. изданиях. В 1889-1891 году числился штатным сотрудником в газете «Россия».

Гиляровский стал одним из лучших репортеров столичной прессы, его «коньком» были уголовная хроника и репортажи, он писал о самых заметных и нашумевших событиях, его называли «королем репортеров». Вершиной его репортерской деятельности стал очерк о Ходынской катастрофе 1896. Гиляровский был самым известным и признанным знатоком Москвы. Это проявлялась на всех уровнях: писатель блестяще знал историю города и его современность, архитектуру и географию, высший свет и московское «дно» - Хитровку, приют нищих, босяков и отщепенцев. Воображение современников поразило описание Гиляровским хитрованских притонов.

Гиляровский был живой легендой. С его именем связывались самые невероятные истории и происшествия. Известна, например, история о том, как он послал письмо в Австралию по вымышленному адресу. Письмо вернулось к Гиляровскому, и он демонстрировал его своим друзьям, поражаясь обилию штемпелей и почти сказочному пути, которое проделало письмо. Ходили легенды и о физической силе «дяди Гиляя»: он мог пальцами согнуть медный пятак, завязать узлом кочергу. Современники, отмечая разносторонние дарования Гиляровского, одним из самых заметных его талантов считали талант общения. Его друзьями были многие знаменитые современники: Чехов, Бунин, Куприн, Шаляпин и многие др. литераторы, художники, актеры.

В 1900, работая над статьей В гоголевщине и очерком На родине Гоголя, Гиляровский смог уточнить место и дату рождения великого писателя.

Первыми рассказами Гиляровского были Человек и собака и Обреченные (1885). В 1887 вышел сборник очерков и рассказов Трущобные люди. Главной темой сборника было превращение людей в обитателей «дна». Цензура запретила книгу, тираж ее был уничтожен. Но рассказы из нее вошли в более поздние сборники писателя Негативы (1900) и Были (1909). В 1894 вышел первый стихотворный сборник Гиляровского Забытая тетрадь. И в последующие годы на протяжении всей жизни Гиляровский не оставлял занятий поэзией. Наиболее известна поэма Стенька Разин (отд. изд. 1922), в которой автор выразил свое понимание русской души. Во время Первой мировой войны вышли три поэтических сборника на патриотическую тему, не имевшие успеха. Та же участь постигла поэму Петербург (1922), в которой прослеживается влияние Двенадцати Блока.

Владимир Алексеевич Гиляровский родился на глухом лесном хуторе Вологодчины в семье помощника управляющего лесным имением графа Олсуфьева Алексея Ивановича Гиляровского и Надежды Петровны, урождённой Усатой, предки которой вели начало от кубанских казаков. Привольная жизнь Севера так и манила охотой и рыбалкой, позже двоюродный дед Гиляровского, беглый матрос Китаев, обучил Владимира гимнастике, боксу, борьбе и плаванию, а от родителей он унаследовал любовь к чтению, стихам Пушкина, Лермонтова, Рылеева и красочной прозе Гоголя. Семи лет маленький Володя переехал в Вологду, там отец получил место станового пристава, сына же ждало обучение в местной гимназии. Однако, вольнолюбивый характер мальчика никак не вписывался в регламент строгих правил гимназии. Гиляровского тянуло на раздолье, и восемнадцати лет, не окончив гимназии, юноша сбежал из дома.

Скитания недоучившегося гимназиста

Бурлачество на Волге стало началом скитальческой жизни Гиляровского. За годы странствий он побывал грузчиком на волжском пароходстве, рабочим на белильном заводе, бойцом пожарного расчёта, табунщиком в калмыцких степях, служил актёром в театрах Саратова и Пензы, Воронежа и Тамбова, наездником в цирке. Последнему ремеслу Гиляровский научился у араба-наездника, живя ещё в Вологде. Цирк он полюбил всей душой, позднее, в Столешниковом переулке, у Гиляровского часто бывал дрессировщик Анатолий Дуров, а с силачом Поддубным писатель и сам не раз боролся.

Воспоминания о знаменитых циркачах братьях Никитиных, Дмитрии и Акиме, легли в основу рассказа “Клоун” Максима Горького, с которым Гиляровский вёл хорошую приятельскую дружбу.

В 1877 году он добровольцем отправился на русско-турецкую войну. Служил он в отряде охотников-пластунов, готовых в любую минуту идти на смерть - в Балканских горах брал в плен турецких часовых. “На эти операции посылали охотников самых ловких, а главное сильных, всегда вдвоем, а иногда и по трое. Надо снять часового без шума. Веселое занятие - та же охота, только пожутче, а вот в этом-то и удовольствие”, - признавался позже писатель. За участие в этой войне Гиляровский получил Георгиевский крест IV степени. В 1902 году Гиляровский побывал на праздновании двадцатипятилетия сражения на легендарной Шипке и повторил героический путь отряда генерала М. Д. Скобелева через Иметлийский перевал. Репортажи о мужестве русских воинов и полководческом таланте генерала легли в основу книги “Шипка прежде и теперь. 1877-1902”.

Я - москвич!

А. Долженко (родственник Чеховых), В. А. Гиляровский, И. П. Чехов (стоят); Ан. П. Чехов, М. П. Чехов (сидят). Мелихово. 1892 г. // В. А. Гиляровский: Комплект из 12 открыток. М., 1983

В 1881 году скитаниям Владимира Гиляровского был положен конец, он окончательно переселился в Москву и начал свою журналистскую деятельность. Писал статьи и очерки для самых разных газет и периодических изданий: “Русских ведомостей”, “Петербургского листка”, “Нового времени”, “Муравья”, “Осы”, “Русского слова”. Острый ум, природный артистизм, наблюдательность, огромный опыт и большая смелость отличали его заметки и очерки. Коллеги по репортёрскому перу шутили: “он накануне знает всё, где что свершится”. Он первым прибывал на место происшествия, будь то пожар, катастрофа на железнодорожных путях или безжалостная ловля бродячих собак.

Героем его репортажей был простой люд, кустари, рабочие фабрик и заводов, и писал о них Гиляровский всегда открыто и честно. Особая известность и уважение пришли к нему после репортажа о трагических событиях на Ходынском поле. Вот так описывал он народный ужас: “По направлению к Москве плетется публика с узелками и кружками в руках: подарки получили! У бегущих туда на лицах любопытство и тревога, у ползущих оттуда - ужас или безразличие… Трупов сотни. Лежат рядами. Их берут пожарные и сваливают в фуры. Этот ров, эти страшные волчьи ямы полны трупов. Здесь главное место гибели. Многие из людей задохлись, еще стоя в толпе, и упали уже мертвыми под ноги бежавших сзади, другие погибли еще с признаками жизни под ногами сотен людей, погибли раздавленными; были такие, которых душили в драке, около будочек, из-за узелков и кружек”.

Ночлежный омут

И, конечно, никто кроме дяди Гиляя так подробно не знал быт и нравы босяков ночлежек и трактиров некогда знаменитой московской Хитровки - площади между Покровским бульваром и Солянкой. Страшное место, прибежище оборванцев со всей необъятной Руси, где чужого могли запросто убить. Вот как описывает Хитровку Гиляровский в своей знаменитой книге “Москва и москвичи” : “В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть "нумер", где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев…”

Но среди хитрованцев Гиляй был своим, он видел в них людей, пусть и опустившихся. Часто помогал им деньгами, подкармливал. Финал жизни нищего бродяги оказывался почти всегда плачевным - мордобои, пьянство, смертоубийство. Но бывали и редкие исключения. Один такой случай Гиляровский описал в рассказе “Штурман дальнего плавания”. Сыну умершей нищенки с Хитровки самим роком были уготованы разбой и воровство. Но мальчик сбежал сначала в Ярославль, затем в Астрахань, став позже офицером морского флота.

Друзья и встречи

И. Репин "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

В Московском Художественном театре, ездил на репетиции чеховского водевиля “Медведь” со Львом Николаевичем Толстым. Своим потомкам он оставил яркую летопись старой Москвы, прекрасные очерки “Друзья и встречи” , повесть “Трущобные люди” , воспоминания о газетно-издательском укладе столицы. Гиляровский запечатлен на барельефе памятника Николаю Гоголя скульптора Н.А. Андреева, там писатель предстал в образе самого Тараса Бульбы, а ещё это хохочущий казак в белой папахе на картине И. Е. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. Таким и был москвич Владимир Гиляровский: беспокойным, шумным, но с чистой душой.

(26 ноября по старому стилю) 1853 года (по другим сведениям - 1855 года) в лесном хуторе в Вологодской губернии. Его отец был помощником управляющего лесным имением.

В 1860 году семья переехала в губернский город Вологду, где отец получил место чиновника.

В августе 1865 года Гиляровский поступил в первый класс вологодской гимназии, где остался на второй год. В гимназии Владимир Алексеевич начал писать стихи и эпиграммы на учителей ("пакости на наставников"), занимался переводами стихов с французского. Во время учебы в гимназии два года изучал цирковое искусство.

В 1871 году, не окончив образования, Гиляровский сбежал из дома. Был бурлаком на Волге , крючником, рабочим, табунщиком и даже актером.

В начале 1870-х годов Владимир Гиляровский впервые приехал в Москву и около месяца проучился в юнкерском училище в Лефортове.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 вступил добровольцем в армию . Служил в разведке, был награжден Георгиевским крестом.

Все это время Гиляровский писал стихи, зарисовки, письма своему отцу. Впервые произведение Владимира Гиляровского напечатали в вологодском гимназическом сборнике в 1873 году. Это было стихотворение "Листок".

В 1881 году Гиляровский, поселившись в Москве, работал в театре Анны Бренко. Осенью того же года он бросил театр и занялся литературой.

Около года Владимир Гиляровский писал статьи для различных периодических изданий , сначала он печатался в "Русской газете", с 1882 года работал репортером в "Московском листке", а в 1883-1889 годах - в "Русских ведомостях". В 1889-1891 годах числился штатным сотрудником в газете "Россия". Печатался в газетах "Русская мысль", "Петербургский листок", "Новое время", "Оса", "Русское слово", "Будильник" и др.

Он писал рассказы, очерки и репортажи, освещая самые разные стороны московской жизни: пожар в Хамовниках, трагедию на Ходынском поле, открытия выставок и театральные премьеры, заседания Литературно-художественного кружка, Хитров рынок и притоны Грачевки. Его называли "королем репортеров".

В 1887 году Гиляровский подготовил для печати свою книгу "Трущобные люди". Книга была запрещена цензурой, а тираж уничтожен, но рассказы из нее вошли в более поздние сборники писателя.

В 1894 году Гиляровский издал сборник стихов "Забытая тетрадь". И в последующие годы, на протяжении всей жизни он не оставлял занятий поэзией.

Очерки своих странствований Гиляровский издал под названием "Негативы" (1900). Напечатал брошюры "Портной Ерошка и тараканы" (1901), "Шипка прежде и теперь" (1902), "На родине Гоголя" (1902), "Были" (1908), "Шутки" (1912).

В 1914 году Гиляровский получил предложение издать свои сочинения. Работа над семитомным собранием была прервана Первой мировой войной. После Октябрьской революции Гиляровский писал для газет "Известия", "Вечерняя Москва", "Прожектор", "Огонек". В 1922 году была издана поэма "Стенька Разин".

Вышли его книги "От Английского клуба к музею Революции" (1926), "Москва и москвичи" (1926), "Мои скитания" (1928), "Записки москвича" (1931), "Друзья и встречи" (1934). "Люди театра" были напечатаны только после смерти Владимира Гиляровского - в 1941 году.

Сын помощника управляющего лесным имением графа Олсуфьева в Вологодской губернии Алексея Ивановича Гиляровского и Надежды Петровны, урожденной Усатой, происходившей из рода кубанских казаков. Потеряв мать в восьмилетнем возрасте, воспитывался второй женой отца – родовитой дворянкой Разнатовской, учившей мальчика французскому языку и светским манерам. Особую роль в его воспитании сыграл двоюродный дед, беглый матрос Китаев, обучивший Владимира гимнастике, боксу, борьбе, плаванию.

В 1860 году семья Гиляровских переехала в Вологду, где Владимир учился в гимназии. В восемнадцать лет сбежал из дома и стал бурлаком на Волге. Бурлачество явилось только началом бродяжнической жизни Гиляровского. Он был вольноопределяющимся Нежинского пехотного полка, юнкером в Москве, затем без паспорта уехал в Астрахань и стал бродягой. Чинил сапоги, объезжал лошадей в калмыцких степях, работал на белильном заводе, в цирке. В 1875 году Владимир Гиляровский стал актером. Вскоре он добровольцем отправился на Турецкую войну, получил Георгиевский крест. Затем снова вернулся к актерству. Десятилетняя бродяжническая жизнь легла в основу многих произведений писателя.

В 1881 году Владимир Гиляровский положил конец скитаниям. Он переселился в Москву и начал свою литературную и журналистскую деятельность. Около года писал статьи для различных периодических изданий, с 1882 года сотрудничал как журналист в газете «Московский листок», в 1883-1889 годах – в «Русских ведомостях». Печатался в газетах «Русская мысль», «Петербургский листок», «Новое время», в «Муравье», «Осе», «Русском слове» и других изданиях. В 1889-1891 годах числился штатным сотрудником в газете «Россия».

Именно с Москвой связаны лучшие произведения Гиляровского, он считается непревзойденным знатоком старой Москвы. Быт и нравы города, так же как и свои многочисленные приключения описаны им в книгах «Трущобные люди», «Москва и Москвичи», «Мои скитания», «Люди театра».

Помимо неофициального звания «король московских репортеров», Гиляровский был действительным членом Общества любителей российской словесности, членом-учредителем первого русского гимнастического общества и почетным пожарным Москвы.

До 1917 года многие произведения Гиляровские были запрещены. Первая его книга «Трущобные люди» была не просто запрещена, а сожжена в 1887 году. Гиляровский присутствовал на аутодафе своей книги и успел вытащить несколько страниц из огня. Писатель вспоминал: «Сожгли мою книгу, и как будто руки отшибло писать беллетристику. Я весь отдался репортерству, изредка, впрочем, писал стихи и рассказы, но далеко уже не с тем жаром, как прежде. … Славы у меня было много, а денег ни копья. Долги душили». Его перестали печатать, тогда он открыл контору объявлений, затем основал «Русское гимнастическое общество» и стал издавать «Журнал спорта».

После октябрьских событий 1917 года Гиляровский много писал уже для советских газет и журналов. Издавались его книги, росла популярность. Последняя книга «Друзья и встречи» вышла за год до смерти писателя. К этому времени он уже был тяжело больным человеком, почти ослеп, но продолжал писать.

Гиляровский всю жизнь дружил со многими знаменитыми современниками: писателями, поэтами А.П. Чеховым, М. Горьким, А. Белым, А.А. Блоком, В.Я. Брюсовым, И.А. Буниным, С.А. Есениным; артистами Ф.И. Шаляпиным, М.Н. Ермоловой, В.И. Качаловым; художниками И.Е. Репиным, А.К. Саврасовым и многими другими.

Обладал невероятной физической силой, с удовольствием демонстрировал свои возможности: пальцами сгибал медный пятак, завязывал узлом кочергу и делал другие удивительные вещи.

С 1884 года женат на Марии Ивановне Мурзиной. Имел сына Алексея, умершего в детстве, и дочь Надежду.

Умер в Москве. Погребен на Новодевичьем кладбище.

С москвоведом Андреем Тутушкиным мы прошли по Москве Гиляровского – местам, не только описанным в книге "Москва и москвичи", но и связанным с жизнью писателя

Биржа труда и Городская народная столовая на Хитровской площади. 1917 год.

Владимир Гиляровский родился в 1855 году в Вологде. До переезда в Москву, он сменил с десяток профессий. Работал истопником, пожарным, наездником в цирке, табунщиком скота и бурлаком на Волге. И в репортерской деятельности Гиляровский продолжил «пробовать себя в разных ролях», перевоплощаясь ради хорошего сюжета то в пристава, то в жулика, то в кочегара. Непомерной физической силы, большой и щедрый, дядя Гиляй (так прозвали его москвичи) везде - от высшего света до самых низов - был своим.

Поселившись в 1881 году в Москве, Гиляровский какое-то время работал в театре Анны Бренко, но очень скоро оставил театр и занялся журналистикой. Он печатался во множестве газет - от «Московского листка» до «Русских ведомостей» - и написал сотни очерков и репортажей. На основе своей репортерской деятельности издал несколько книг, самой популярной из которых стала «Москва и москвичи» . Сборник очерков о быте и нравах Москвы второй половины XIX — начала XX столетия Гиляровский писал с 1912 года и до конца жизни.

Жанр книги довольно необычен: основой художественности здесь становится путеводитель по городу. Возможность взглянуть на Москву прошлого, точные и красочные описания, мрачноватый колорит - все это привлекает в «Москве и москвичах» современного читателя. Кроме того, популярности сборника способствовала постоянная переиздаваемость в советское время: власти выгодно было изображение трущоб и городского дна в царской России.

С москвоведом Андреем Тутушкиным мы прошли по Москве Гиляровского - местам, не только описанным в книге, но и связанным с жизнью писателя.

Для картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в образе казака позировал Гиляровский.

Дом Гиляровского в Столешниковом

Столешников переулок, 9

В этом доме Владимир Гиляровский снимал квартиру 50 лет, с 1886 по 1935 год. Адрес был нарицательный, достаточно было сказать извозчику: «Едем к дяде Гиляю!», и он понимал, что речь идет о Столешниковом переулке. Частыми гостями Гиляровского были Чехов , Шаляпин , Куприн , Бунин , Левитан и другие светские люди, составлявшие круг его общения. Над входом в квартиру дяди Гиляя висела свернутая калачом кочерга. Повесить ее туда Гиляровскому посоветовал Чехов, после того, как тот, демонстрируя свои необыкновенные физические способности, согнул кочергу у него на глазах. Так кочерга все полвека над входом и провисела.

Столешников переулок

Дом Чехова

Садово-Кудринская, 6 с.2

Не только Чехов бывал в гостях у Гиляровского, но и наоборот. В этом доме Антон Павлович жил с матерью, сестрой и младшим братом Михаилом. По словам Чехова, Гиляровский бывал здесь часто: «По-прежнему он забегает ко мне каждый вечер и одолевает меня своими сомнениями, борьбой, вулканами, рваными ноздрями, атаманами, вольной-волюшкой и прочей чепухой, которую да простит ему Бог». Литературоведы предполагают, что Чехов мог изобразить своего друга Гиляровского в рассказе «Два газетчика» в образе журналиста Шлепкина .

Тверская площадь

Гиляровский, имея ребячливый характер, был мастер на шутки и розыгрыши. В историю вошел розыгрыш дяди Гиляя с арбузом. Как-то, проезжая по Тверской и купив по пути моченый арбуз, запечатанный в бумагу, Гиляровский понял, что есть его не хочет. И отдал городовому со словами: «Там бомба!». Испуганный страж порядка отправился в полицейскую часть, располагавшуюся тогда на Тверской площади, напротив нынешней мэрии. В отделении был переполох, пока не нашелся смельчак, развернувший бумагу.

Тверская площадь. Современный вид.

Здание Сущевской полицейской части

Селезневская ул., 11, с. 1

В этом здании с середины XIX века размещалась Сущевская полицейская часть, а также пожарное депо. Именно в этом месте сжигали запрещенные цензурой книги. Первый сборник рассказов Гиляровского «Трущобные люди» властям не понравился, и в январе 1888 года весь тираж книги был сожжен на заднем дворе дома.

Сохранились воспоминания автора об этом эпизоде: «На большом дворе, около садика, стояло несколько человек пожарных и мальчишек. Снег был покрыт сажей и клочками сгоревшей бумаги. Я увидал высокую решетчатую печь, в которой догорал огонь».

Позже, уже при советской власти, Гиляровский этим фактом даже гордился, говоря, что «если царская власть мои книги сжигала, значит было в них что-то стоящее».

Бывшее здание Сущевской полицейской части

Хитровка

Любимые главы книги «Москва и москвичи» у Гиляровского связаны с Хитровкой, где в конце XIX века был рынок рабочей силы. В поисках работы сюда стекался самый разнообразный люд, включая уголовников и бездомных. Многие из них, не найдя работы, оседали в местных ночлежках. Гиляровский в своих очерках называет этих обитателей Хитровки «кротами» и «раками» из-за того, что они никогда не показывались на улице при свете дня.

Хитровская площадь. Современный вид.

Сухаревская площадь

До революции здесь, как и на Хитровке, тоже был рынок . Примечательно, что, после окончания войны с Наполеоном, на Сухаревке разрешено было торговать краденым, «откуда бы оно ни взялось». Место это было привлекательно для Гиляровского как для репортера. Здесь он бывал в трактирах, наблюдал местные нравы. После революции рынок закрыли, а на его месте разбили сквер.

Малая Сухаревская площадь. Современный вид.

Цветной бульвар - Трубная площадь (Неглинка)

Гиляровский несколько раз спускался в подземный коллектор реки Неглинка, выступив таким образом в роли московского диггера. Свой первый спуск он подробно описывает в книге «Москва и москвичи», упоминая, что начитался романов Виктора Гюго . Помогали ему тогда «водопроводчик Федя и солидный обстоятельный дворник». Расстояние по современным меркам они прошли небольшое - от Цветного бульвара до Трубной площади , но Гиляровскому впечатлений хватило! Зловонная жижа, тина, человеческие останки (рядом тогда располагалось много преступных и криминальных районов). На последующую публикацию в газете обратила внимание городская Дума. Власти выделили деньги на расчистку и переустройство коллектора. Последний раз писатель спустился под землю уже в преклонном возрасте. Тогда он сильно простудился и оглох на одно ухо.

Участок реки Неглинной, названный «Тропой Гиляровского».

Памятник Гоголю

Никитский бульвар, 7А

Памятник Гоголю, который находится сейчас в конце Никитского бульвара , во дворе дома-музея писателя, был создан в 1909 году скульптором Николаем Андреевым . Пьедестал памятника украшает барельеф с изображением героев Николя Васильевича. Прообразом Тараса Бульбы на барельефе стал Владимир Гиляровский, внешне очень похожий на казака: усы, насмешливый проницательный взгляд, папаха. Кроме того, среди писателей Гиляй ставил Гоголя выше всех, и даже исколесил все места под Полтавой, где бывал Николай Васильевич.

Гиляровский в образе Тараса Бульбы