Картины жанровые пейзажи. История развития пейзажа как жанра изобразительного искусства. Городской пейзаж: виды городского пейзажа

Изобразительное искусство - это жанр, который создан для того, чтобы услаждать взор. Естественно, что живописцы в первую очередь стремились изобразить то, что восхищало их самих. Так появился пейзаж - красоты природы, перенесенные на холст с помощью кистей и красок.

Изображать природу художники начали еще до наступления . Однако в те времена такое изображение служило фоном, или частью картины. Учитывая, что большинство работ было привязано к религиозной тематике, то и изображение природы было довольно схематичным.

Пейзаж зародился в творчестве голландских живописцев. Природа их страны была весьма своеобразной - болотистые берега, нависающие небеса, скудная растительность. Однако голландцы смогли разглядеть в этом неповторимый колорит, и передать это на холсте. Первые пейзажи были небольшими, и предназначались для украшения стен деревенских домов.

В процессе становления живописи, продолжал свое развитие и пейзаж. Со временем художники придумали массу необычных техник, которые помогали изобразить растения и ландшафты в деталях, передать необычные сочетания света и тени, достичь необычных колористических решений.

Появились различные виды пейзажа. Среди них самые яркие - это городской и сельский пейзаж, архитектурный пейзаж и «марина» - полотна, на которых изображалось море.


"Океан" - И.К. Айвазовский (вид пейзажа "марина")

Возникло несколько направлений пейзажной живописи. - где природа изображалась с максимальной точностью и реалистичностью. - попытка художников выразить свои чувства через изображение природных красот. Импрессионизм - «воздушная» живопись, где природа слово оживает.

Несмотря на то, что художники научились рисовать окружающий мир с максимальной точностью, суть пейзажа заключалась совершенно в другом. Этот жанр - отражение внутреннего мира художника, попытка выразить свое видение мира через образы природы, нарисованной на холсте. Именно поэтому пейзажи так разнообразны.


А.К. Саврасов

В пейзажной живописи существовало множество различных школ. Среди них ярко выделяются русские мастера пейзажа, работы которых прославились на весь мир. Это А.К. Саврасов, И.В. Левитан, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов и многие другие. В разные времена эти художники черпали вдохновение в необычайных красотах русской природы, и достигли совершенства в изображении ее на холсте.

Курсовая работа

По дисциплине

«Методика ИЗО»

Методика работы над живописным

изображением пейзажа.

Студентки III курса, группы 35ж.

Специальность 070901

Специализация - Станковая живопись

Выдриной Елены Андреевны

Оценка: _______ / ________________

Руководитель_____/_______________
(подпись) (Ф.И.О.)
«______»__________ 20___ г.

Бендеры, 2015г.


Введение.

1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

2. Методика работы над пейзажем.

2.1 Работа над пейзажем в различных материалах (гуашь, акварель).

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

План – конспект урока.


Введение.

Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе естественно, целесообразно, красиво. Воздействие природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, способствовало появлению в изобразительном искусстве жанра - пейзаж.
Я считаю, что живописный пейзаж – один из необходимых этапов обучения. Живописная практика помогает прочувствовать цветовые особенности определенного состояние природы, ее пластические характеристики и передать это в колористическом единстве этюда пейзажа. Рисование с натуры учит сознательно работать на уроках, воспитывает у учеников организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение, позволяет им глубже понять красоту и закономерности строения окружающей природы. Так же пейзаж ученики изображают в большинстве случаев при выполнении тематических рисунков.
Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть достигнуто расчленением сложной изобразительной задачи на ряд простых и вполне доступных ребёнку маленьких задач.



Таким образом, изображение природы на уроках изобразительного искусства в школе способствует развитию личностных качеств школьника, эстетическому и нравственному развитию, любви к окружающему миру.
Цель курсовой работы: изучить особенности преподавания темы «Пейзаж».

Объект исследования: образовательный процесс на уроках ИЗО.

Предмет исследования: методы и приемы обучения школьников изображения пейзажа.
Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. В педагогической литературе встречается также термин «прием». Прием обучения – это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.
Конечной целью моей работы будет разработка конспекта урока по теме «Осенний пейзаж родной земли».


Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

Пейзаж – жанр изобразительно искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.
Пейзаж может носить исторический, географический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи И. Левитана часто именуются «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояние тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и т.д. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны им в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень», знаменующие высшую точку в развитии русского мирового пейзажа.
Благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства («Рожь», «Корабельная роща»). Бескрайние просторы полей, колышущееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о величие и мощи русской природы.
Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник не только стремиться точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.
Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита в рельефах и росписях стран Древнего Востока и Древней Греции, преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Широкое распространение пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. до н.э. (см. Эгейское искусство), где впервые достигалось впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древнеримский пейзаж, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). Для этой эпохи характерен образ природы, воспринимаемой как сфера идиллического существования человека и богов. В средневековом искусстве Европы элементы пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служили средством условных пространств, построений (например, «горки» или «палаты» в русских иконах), в большинстве случаев превращаясь в лаконичные указания на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно - теологические схемы, отражавшие средневековые представления о Вселенной.
В средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо, если не считать редких образцов, основанных на эллинистических традициях. С XIII-XIV вв. они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв. в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии (особенно в миниатюрах начиная с могольской школы), Индокитая и Индонезии (например, образы тропического леса в рельефах на мифологические и эпические темы). Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао); эта концепция находит прямое выражение в пейзаже типа «шань-шуй» («гуры-вуды»). Японский пейзаж, сформировавшийся к XII-XIII вв. и испытавший сильное влияние китайского искусства, отличается обостренной графичностью, тяготением к выделению отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец, более активной ролью.
Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII веке. Его создали голландские живописцы. Еще в XVI веке художники обратились к натуре (П. Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII – XVIII веках (Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Рейсдал в Голландии, Пуссен, К. Лоррен во Франции). Были созданы системы валеров, световоздушная перспектива. В XIX веке творческие открытия мастеров пейзажа, завоевание пленэрной живописи (К. Коро во Франции, А.А. Иванов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов в России) продолжили импрессионисты (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России) открывшие новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения. В основе любого из художников писавших пейзажи – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передает свое внутренние состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.

Важнейший и самый древний вид пейзажа - изображение первозданной природы, сельской местности. Таково изначальное понимание французского слова «paysage» и немецкого «Landschaft» (образ села, образ земли), которые за три столетия прочно укоренились в нашем языке. Индустриальный ландшафт, зарождающийся в конце XVIII - начале XIX века, а также городской пейзаж составляют отдельные направления развития пейзажной живописи.

В средневековой Европе искусство изображения природы долгое время переживало определенный упадок. Изображая сбор винограда, райский сад или окончание потопа, средневековый европейский художник ограничивался лишь декоративным обозначением природы, не заботясь о каком-либо визуальном подобии натуральному миру (книга В.Н. Стасевича «Пейзаж.Картина и действительность»).

Завоевания античного реализма, пришедшие в средневековую живопись, как бы угасают и перерождаются в декоративные мотивы или предельно условные обозначения места действия. Особенно характерно это для искусства Византии. В XIV веке в искусстве этой страны заметен определенный поворот к реализму. Соответственно изображение природы приобретает более конкретный характер.

Влияние искусства Византии распространилось на Италию и на часть европейского континента севернее Альп. Родственные принципы изображения деревьев, гор и других элементов природы встречаются в западноевропейском искусстве, в том числе во фресках художников итальянского треченто - периода, предшествовавшего Возрождению.

Пейзажи в европейской миниатюре XV века - это лирические изображения знакомых художнику мест, нередко очень точно передающие вид конкретного ландшафта и архитектурных сооружений.

Начиная с раннего Возрождения художников, занимают вопросы линейной и воздушной перспективы. Перспективное изображение применяется даже в рельефе, приобретающем не свойственный скульптуре живописный характер. Интерес к реальному пространству послужил толчком к открытию законов перспективы

В XVII веке Голландия переживала подъем духовного обновления. В этой стране получают большое распространение такие жанры искусства, как натюрморт и пейзаж, которые предполагают способность зрителя наслаждаться искусством без религиозных, исторических или героических реминисценций. Здесь впервые получил широкое признание реалистический пейзаж как изображение конкретной местности. Здесь море становится героем картин. Ведь оно было настоящим кормильцем для страны мореходов и рыбаков.

Морские пейзажи Адриана ван Вельде настолько превосходны по точности изображения природы, по чувству света и цвета, что позднее искусствоведы стали думать, не с натуры ли писал художник свои картины.

Не менее значительны художественные достоинства работ Альберта Кейпа, Яна ванГойена, Соломона ванРейсдаля.

Для голландских мастеров середины века характерна живопись сближенных тонов, в коричневато-серебристой или желтовато-серебристой гамме. Эти тона привлекали художников возможностью передать насыщенный влагой воздух Голландии (МейндертГоббема, Филипп Воуверман, КласБерхем и др.). Художники любили писать пасмурное небо, когда через тонкий слой облаков проникает неяркий свет солнца и ровно окутывает природу.

Настоящими жемчужинами живописи можно назвать пейзаж Вермеера Дельфтского «Вид Дельфта».

Но голландские пейзажисты не ограничивались достоверным «портретированием» родной земли. Были художники «итальянисты», или «романисты», рисовавшие итальянские пейзажи либо следовавшие тенденциям «сочиненного» итальянского пейзажа (КласБерхем, Ян Асселейм, Ян Бот и др.). Крупным мастером романтического склада был Геркулес Сегерс, которому в трактовке природы следовали Якоб ванРейсдаль и Харменсван Рейн Рембрандт. В пейзажах этих художников голландский реализм сочетается с романтическим началом.

Пейзаж барокко и классицизма. Иное отношение к образу природы наблюдается у фламандского художника Питера Пауля Рубенса. Искусство Рубенса формировалось под сильным влиянием барокко. Барокко - склонное к преувеличениям художественное направление, в котором реалистическое отношение к предметному миру свободно уживается с вымыслом. Оно зародилось в Италии и распространилось по всей Европе.

Исключительно талантливый художник, Рубенс стал главой фламандской школы, а принципы барокко перенес на изображение природы. Когда в своих поздних работах художник обращался к образу фламандской природы, он писал героизированный, идеальный, собирательный образ. Отсюда характерный панорамный размах его полотен, идущий от традиций XVI века.

Но пейзаж XVII века - это не только Голландия и Фландрия. Характерное решение получил этот жанр в искусстве Франции, в частности в творчестве Никола Пуссена, Клода Желле, и Клода Лоррена. В пейзажах Пуссена и Лоррена есть все необходимые приметы классицизма: упорядоченное равновесие, продуманное распределение объемов, тональных и живописных масс композиции, необходимые с точки зрения классицизма обломки античных колонн, статуй и даже целые сооружения, напоминающие античную архитектуру. Встречаются мифологические и библейские мотивы, заимствованные из литературных памятников античного мира и средневековья и введенные в пейзаж в качестве стаффажа для его оживления и смысловой направленности.

Классический пейзаж называют «историческим», за его связь с сюжетами из античной и средневековой истории. В отличие от барочного пейзажа с его стихийной героикой, классический обладает гармонией и ясностью природы. Классический пейзаж - сочиненный пейзаж, но сочиненный на основе художественного освоения реальной действительности.

Во Франции к 30-м годам XIX столетия складывается школа художников - создателей национального пейзажа. Одним из первых к образу национальной природы обратился Жорж Мишель. Природа «будничной» Франции, с ее березами, тополями, стала темой картин КамиляКоро. Он любил писать переходные состояния вечера и утра, избегая ярких контрастов.

Группа современников Коро - Теодор Руссо, Леон Дюпре, Шарль-Франсуа Добиньи, КонстанТройон, НарсисДиаз де ля Пенья, которых не удовлетворяла рациональная система академического пейзажа, - решилась на эксперимент, напоминающий опыт Констебля. Они стали писать окружающие Париж рощи, поля, заводи. Иногда они работали вместе, собираясь в деревне Барбизон у Теодора Руссо. Результатом их усилий стала естественная, жизненно правдивая композиция пейзажа.

XX век внес в историю пейзажа нечто совершенно новое, порывающее с вековыми традициями изображения природы. Это кубизм, первыми представителями которого были французские художники Жорж Брак и Пабло Пикассо. В основе кубизма лежит сугубо умозрительный конструктивный анализ форм, расчленение их на произвольно предполагаемые элементы или абсолютизация их геометрического смысла. С пейзажем-действительностью кубистические пейзажи, пожалуй, менее связаны, нежели пейзажи прошлых столетий.

В России XIX век в искусстве пейзажа начался постепенным завоеванием реалистических позиций. Как и в Европе, это выразилось в освоении пленэра и национального мотива. В начале века еще сохранялись многие традиции классического пейзажа. Русские художники ездили за пейзажами в Италию.

Однако художников поколения Сильвестра Щедрина не устраивала статичная схема классицистического пейзажа-декорации с его безымянными деревьями. Стремясь передать жизнь природы, они вводят в свои работы романтические эффекты освещения, отходят от «кулисной» композиции и коричневого колорита, стремятся запечатлеть солнечный свет и конкретный характер природы.

Колоссальный шаг в этом направлении сделал Александр Андреевич Иванов. Его картины характерны чистотой и естественностью цвета, богатством тонально-цветовых отношений. Иванова, как и других его современников, привлекали в природе приметы вечного, а не преходящего.

Эпическое спокойствие идеального образа преобладает даже в тех случаях, когда русские художники брали за основу национальный ландшафт и стремились бесхитростно изобразить родную природу, как она есть. Таковы пейзажи А.Г. Венецианова, его учеников Г.В. Сороки, И.С. Крылова и других зачинателей национального русского пейзажа, увидевших размах и красоту «невзрачной» русской природы.

Среди этих художников оригинальное явление представляли братья Г.Г. и И.Г. Чернецовы, первые художники Волги. Намереваясь написать панораму обоих берегов реки, они на специальной барже совершили путешествие от Рыбинска до Астрахани и создали много оригинальных этюдов и зарисовок. Одним из них является «Вид Сюкеевских гор на Волге в Казанской губернии».

Настоящее систематическое художественное освоение русской природы началось во второй половине XIX века, в творчестве художников 60-х годов. Русская природа, неброская и «не идеальная» - болотистые низменности, слякотные распутицы, однообразная равнинность, - стала главным героем пейзажей передвижников. Русские художники, наконец «открыли» Родину и перестали ездить за красотой в Италию. Они открыли красоту естественного проявления жизни и потеряли необходимость искать «идеальную» природу».

Ефим Волков писал в основном пейзажи северной и средней полосы России: сюжетом своих картин он выбирал не красивые «ландшафты», а скромные уголки природы Русского Севера и в них старался подметить и передать присущие им поэзию и очарование. Ему принадлежит множество картин на тему болота, окутанного туманной дымкой: «Болото осенью» (1871), «Вечер» (1877), «Топкое болото» (1878), «Осень» (1890), «Туманное утро» (1881), «Пейзаж с болотом» (1898), «Болото» (1902) и многие другие. Современники называли Ефима Волкова «поэтом русской осени и русских туманов».

В середине XIX века идеализирующая эстетика романтизма и классицизма стала уходить в прошлое. Ведущее значение в русском искусстве начинает приобретать национальный пейзаж.

Само понятие «национальный пейзаж» предполагает «портретирование» определенной географически конкретной природы, характерной для Голландии, Франции или Англии. Для русских художников такой натурой надолго стала средняя полоса России. Но, в отличие от европейцев, русские мастера нередко вкладывали в национальные мотивы социальный смысл.

На характере русского пейзажа сказались принципы критического реализма. Скорбные мотивы присущи образам природы не только в картинах В.Г. Перова («Проводы покойника») или И.М. Прянишникова «Порожняки», где пейзаж имеет значение аккомпанемента к изображению негативных сторон русской жизни.

Характерно для русского национального пейзажа и влечение к эпическому, в некотором смысле идеальному образу русской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками (И.И. Шишкин).

Начало лирического русского пейзажа обычно связывается с творчеством А.К. Саврасова и его широкоизвестной картиной «Грачи прилетели». Вместе с тем в других работах Саврасова - «Проселок» или «Рожь» - жив дух романтизма.

Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи талантливого художника Ф.А. Васильева. В картине «Болото в лесу. Осень».

Иную задачу ставил перед собой учитель Васильева И.И. Шишкин. Шишкин считал, что «картина с натуры должна быть без фантазии». Солнечные картины Шишкина не лишены поэзии, чувства эпического величия природы.

А.И. Куинджи, художник эпико-романтического плана, считал, что художник должен писать пейзаж «наизусть», опираясь полностью на творческую фантазию. При полном впечатлении естественности его пейзажи отличаются продуманной уравновешенностью. Нередко художник вводит в картину почти стереоскопическое изображение объемных деталей на первом плане. Они служат для того, чтобы еще более подчеркнуть иллюзию и размах пространства.

Менее распространен в русском искусстве морской пейзаж. Тем не менее, почти каждый крупный русский художник писал море. И.К. Айвазовский прошел долгий творческий путь от романтических до реалистически убедительной поэмы «Черное море», или великолепной «Волны».Без подчеркнуто романтических эффектов, убедительно и правдиво писал свои «водные» пейзажи А.П. Боголюбов.

Виды природы поражают своей красотой, помогают расслабиться, вдохновляют на творчество. Неудивительно, что запечатлеть их человек стремился с давних времен. Так появился особый жанр искусства – пейзаж. Так что такое пейзаж?

Слово «пейзаж» произошло от французского pays – местность, страна. Это жанр изобразительного искусства, передающий реальные или воображаемые виды природы.

Развитие пейзажного жанра

Пейзаж с древности был частью разных изображений. Его элементы есть в древнерусской иконописи (так называемые «горки»). Долгое время изображение природы оставалось условным, сохранялась его вспомогательная роль.

Значение пейзажа возросло в эпоху Возрождения, когда открытия в области перспективы, светотени, позволили сделать его более натуралистичным.

В период классицизма пейзажи носят скорее условный характер, являясь в большей степени вымышленными. Строгие каноны написания видов природы (трехплановая композиция) делали эти изображения напоминающими театральные декорации.

Расцвет жанра приходится на XIX в. Сначала роль его была переосмыслена в искусстве романтизма. Затем появилась пленэрная живопись (от французского «открытый воздух»). Ранее на природе делались наброски, а писалась картина в мастерской. После изобретения краски в тюбиках стало возможным полностью работать на природе.

Большую роль в развитии пленэрного пейзажа сыграли французские мастера Барбизонской школы. А затем импрессионисты, стремившиеся воплотить в своих работах непосредственные впечатления от увиденного (impression – впечатление). Появились пейзажи, пронизанные ощущением света и воздуха.

Виды пейзажа

Пейзаж часто носит вспомогательный характер, передавая эмоциональное состояние человека (лирический пейзаж). Являясь фоном, он может в зависимости от жанра картины быть историческим, абстрактным, героическим и т.д.

В XVIII в. получает развитие такая разновидность пейзажа как ведута – городской, архитектурный пейзаж.

Изображение моря также выделяется в особый вид: морской пейзаж – марина (яркий представитель – И.Айвазовский).

Пейзаж в литературе

Что такое пейзаж в литературе, зачем он нужен? В литературных произведениях пейзаж – мощное средство выразительности. Он помогает не только показать место действия, определить время года и суток (описательная функция).

Он носит психологический характер. Часто именно через изображение различных природных явлений писатели показывают душевное состояние героев. Причем это не всегда происходит по принципу аналогии. Используется и противопоставление для усиления эмоционального воздействия.

Таким образом, тесная взаимосвязь человека и природы породила такой жанр искусства как пейзаж.















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.

Задачи урока:

  • научить различать виды пейзажа и характер пейзажа;
  • развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
  • выполнить практическую работу используя сведения, полученные на уроке;
  • воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;
  • создать эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.

Возраст учащихся: 6 класс.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер с программойWindows XP Professional, мультимедийный проектор, доска для проектора.

Художественные материалы: альбом, простой карандаш или уголь.

Наглядные пособия (репродукции картин в презентации):

  1. Алексей Саврасов «Грачи прилетели»
  2. Николай Анохин «Старые дубы»
  3. Исаак Левитан «Март»
  4. Маликова Дарья «Остановка Ангел»
  5. Мария Сид «Парковый пейзаж»
  6. Ирина Мысова «Тихая бухта»
  7. Б.Яковлев «Транспорт налаживается»
  8. Павел Корин «Александр Невский»
  9. А. Рылов «В голубом просторе»
  10. В. Поленов «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева»
  11. Н. Рерих «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», «Дозор», «Земля славянская», «Воскресный монастырь в Угличе», «Печора. Большая звонница», «Небесный бой»
  12. Левитан «Озеро»
  13. И. Шишкин «Дорога в лесу», «Лес», «Корабельная роща» «Полдень в окрестностях Москвы», «За грибами», «Рожь»
  14. Ф. Васильев «Деревня», «Деревенская улица», «Мокрый луг»
  15. А. Саврасов «Радуга», «Море грязи», «Проселок», «Рожь»
  16. Коровин К. «Ранняя весна», «Двор», «Зима»
  17. А.П. Остроумова-Лебедева «Фонтан и летний сад в инее», «Амстердам»,
  18. Добужинский М.В. «Домик в Санкт-Петербурге», «Лондон. Монумент», «Петербург»
  19. С. Щедрин «Пейзаж с руинами», «Колонна с орлом в Гатчине»,
  20. А. Бенуа «Водный партер в Версальском парке», «Версаль», «Водный партер в Версале», «Венецианский сад»,
  21. И.К. Айвазовский «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью»,
  22. Злобин Павел. «У Волги»,
  23. Вероника Суровцева «Цветы в лесу»,
  24. Владислав Коваль «Зона»,
  25. А.М. Васнецов «Московский дворик зимой», «Развалины дома», «Дом бывшего Археологического общества»,
  26. Алексей Бриков «Поезд», «Стройка Куйбышевской ГРЭС»

Межпредметные связи: география, история.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы: «Пейзаж. Его виды и характеры».
  3. Закрепление материала.
  4. Практическая работа.
  5. Анализ работ.
  6. Выставление оценок в дневник и журнал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объяснение новой темы

(Слайды 2, 3)

– Сегодня на уроке мне хотелось бы познакомить Вас с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников Волгоградской области. Перед тем как начать урок поставим перед собой задачи, которые мы будем решать на уроке:

(Слайд 4)

1. Научиться различать виды пейзажа и характер пейзажа,
2. Развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус
3. Выполнить практическую работу, создав эскиз на тему « Дорога, по которой я хотел бы пройти».
4. Воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучаться к дисциплине.

(Слайд 5)

– Кто в наше время не знает, что такое пейзаж?

Ответ детей : Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.

(Слайд 6)

В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.
В Википедии определение следующее: пейза"ж (фр. Paysage , от pays - страна, местность), в живописи и фотоискусстве - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

1. Сельский пейзаж

К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
Очень вдохновил образ старого Петербурга творческую группу под названием «Мир искусства».
Особое место в создании образа барочного, классического и современного им Петербурга заняли Мстислав Валерианович Добужинский («Петербург», «Домик в Санкт-Петербурге») и Анна Петровна Остроумова-Лебедева, создавшие целую серию гравюр, посвященных этому городу.

3. Парковый пейзаж

В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в 18 веке и Александр Николаевич Бенуа в конце 19 веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.

4. Морской пейзаж

Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами. В Википедии дается следующее определение: Марина(ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.
В России приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Иван Константинович. Айвазовский. Его картины «Черное море» и «Девятый вал» известны во всем мире. Вашему вниманию сегодня предоставлены картины «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью».

5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др.

6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека –создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны.
Начало ему было положено в 20-х годах XX века картиной Бориса Николаевича Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно-повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.

Разнообразие пейзажа по характеру.
Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности.
Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
Существует пять видов характера пейзажа. Это героически, исторический, эпический, романтический пейзаж и пейзаж настроения. Рассмотрим их подробнее.

(Слайд 15)

1. Героический пейзаж

Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека.
В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги. Так выглядит пейзаж в триптихе Павла Корина «Александр Невский».

(Слайд 16)

К этому виду пейзажа можно отнести картину А. Рылова «В голубом просторе». Она написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтически и образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.

2. Пейзаж настроения

Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.
– С именем какого художника связывают появление лирического пейзажа? (А. Саврасов «Грачи прилетели».}
– Василий Дмитриевич Поленов дал жизнь так называемому лирическому пейзажу, в котором присутствовал и бытовой жанр: «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева».
Ученик Алексея Кондратьевича Саврасова и Василия Дмитриевича Поленова, Исаак Ильич Левитан сочетал в своем творчестве эпическую и интимную, лирическую линию. «Ом был одним из первых русских художников, кто начал писать голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал красоту тончайших оттенков цветовой гаммы летних сумерек и голубую прозрачность лунного света». Он утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажем настроения».

3. Исторический пейзаж

В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.
Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Николая Константиновича Рериха и Апполинария Михайловича Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Н.К. Рерих пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская». Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины. А.М. Васнецов в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века.

4. Эпический пейзаж

Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В некотором смысле идеальный образ рус­ской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал Иван Иванович Шишкин.
Характерна в этом отношении последняя большая работа Исаака Ильича Левитана – «Озеро», художник дал ей второе название – «Русь», обозначив, таким образом, эпическую программу произведения. В этом пейзаже художник стремится показать собирательный образ русской природы в ее характерном состоянии.

5. Романтический пейзаж

В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа.
Дух романтизма присутствует в картинах Алексея Кондратьевича Саврасова «Проселок» и «Рожь».
Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи Федора Александровича Васильева.
Художником-романтиком называли Ивана Константиновича Айвазовского.
В выдающемся произведении Николая Константиновича Рериха «Небесный бой» над волнистыми очертаниями холмов громоздятся облака – то клубящиеся, то прямые и острые, как стрелы. Сочетание динамичности с величавой и торжественной монументальностью можно отнести к эпико-романтическому пейзажу.

Природа – это книга мудрости.
Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.
Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.
Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

III. Закрепление материала

1. Какие пейзажи по виду изображения вы можете назвать?
2. Как отличаются пейзажи по характеру?
3. Какой пейзаж вам ближе по духу?
4. Определите вид и характер пейзажей, нарисованных волгоградскими художниками

(Слайд 22)

IV. Практическая работа

Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж, который я хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)».
Материалы: альбом, простой карандаш, уголь (на выбор).
Зрительный ряд: Ф. Васильев. Деревенская улица. А, Лентулов. Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами, Храм Василия Блаженного. М. Добужинский. Домик в Петербурге, А. Бенуа. Версаль. Прогулка короля. Айвазовский. Черное море. Б. Яковлев. Транспорт налаживается. Рылов. В голубом просторе. Поленов. Московский дворик. Левитан. Вечерний звон, Озеро. Рерих. Земля славянская. Небесный бой. Васильев. Перед грозой.

(Слайд 23)

V. Анализ работ

VI. Выставление оценок в дневник и журнал

(Слайд 24)

– Спасибо за урок!