Металлические деньги имеют достоинства. Методическая разработка "Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег". Виды и функции денег

Товары находятся в обращении с определенной ценой, а деньги - с определенной стоимостью. Количество денег, необходимое для обращения товаров в течение данного периода времени, равно сумме цен товаров, деленной на среднее число оборотов одноименных денежных единиц. Сумма денег, необходимая для обмена продуктов труда, зависит от количества товаров, движения их цен и скорости обращения денег. Таков объективный закон обращения золотых денег.

Золотые монеты, выполняя функцию обращения, находятся в непрерывном движении и постепенно изнашиваются. Уменьшается их вес, появляется различие между номинальным и реальным содержанием монеты. Однако, продолжая находиться в обращении, монета по-прежнему реализует цены товаров в соответствии со своим номиналом, поскольку свою функцию средства обращения она выполняет мимолетно. В результате этого монеты становятся знаком, символом, представителем своей первоначальной стоимости. Поэтому в качестве обращения полноценные монеты могут быть заменены знаками стоимости, знаками золота.

Бумажные деньги представляют собой знаки золота. Они являются заместителями золота в обращении. Выпускает их государство, которое наделяет их номинальным золотым содержанием. Однако реальная покупательная способность бумажных денег зависит от их количества в обращении по сравнению с количеством золота, требуемого для обращения товаров. Если количество бумажных денег будет соответствовать количеству золотых денег, необходимых для обращения товаров, то они будут обладать той же покупательной способностью, что и золотые деньги. Если бумажных денег будет выпущено, предположим, вдвое больше, чем требуется золотых денег для обращения данного количества товаров, то они обесцениваются. В таком случае каждая бумажноденежная единица будет представлять только половину стоимости соответствующей золотой единицы. В результате цены товаров возрастут вдвое, деньги обесцениваются. В нашей стране деньги не обеспечены.

Бумажные деньги не являются деньгами в широком смысле, а являются заменителями денег (банкноты раньше в любой момент можно было обменять на золото, но потом банки отказались от этого). Бумажные деньги заменяют деньги не полностью. Они не выполняют последние 3 функции денег.

Современные деньги - это могут быть кредитные деньги. В настоящее время наличные деньги вытесняются безналичными денежными расчетами. Более 90 % товарных сделок происходит по безналичному денежному расчету. Электронные и пластиковые деньги (карточки) для потребителей рынка являются заменителем денег.

В элементарной форме организации экономики -- хозяйстве -- естественной формой богатства выступает натуральный продукт -- материальное благо, имеющее, во-первых, потребительную ценность и, во-вторых, являющееся результатом труда.

Потребительная ценность продукта -- это полезность вещи, способность ее удовлетворять те или иные потребности человека благодаря определенным физическим или другим свойствам.

В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специфические свойства, делающие его товаром. Этот продукт является ценностью уже не для производителя, а для других лиц, т. е. он приобретает общественное свойство.

Мерой общественной потребительной ценности выступает величина спроса Производство продукта, определяет объем предложения. Вещи обладают общественной потребительной ценностью, если предложение удовлетворяет спрос.

Но всякая ли вещь может являться товаром? Нет, только та, которая изготовлена или опосредована трудом человека. Рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того, как ее выловят, т. Е. осуществят определенные трудовые затраты.

И, что не менее важно, товар должен быть, не только изготовлен (произведен), не только изготовлен для других, но и продан другим людям, т. Е. передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения. (Подарок, хотя и произведен вами для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).

Теперь можно дать определение товара, отметив, что это есть вещь или услуга, созданная трудом, обладающая общественной ценностью и служащая для обмена (продажи на рынке) на другой товар. Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую. Отсюда, каждый товар при обмене на товар приобретает на рынке меновую стоимость, т.е. способность, свойство обмениваться на другие полезные вещи в определенных соотношениях (пропорциях).

Подобное равенство, меновое соотношение ежедневно и миллиарды раз повторяется в практике на рынке. И люди обычно не задумываются над тем, что скрыто от их глаз: почему вещи приравниваются друг к другу и что лежит в основе каждого конкретного равенства. А вот экономическую теорию вопрос, чем определяются соотношения обмена или меновые стоимости, волновал со времен Аристотеля и волнует до сего дня.

Исследование особенностей денежной сферы выступает в качестве одного из обязательных элементов построения моделей хозяйственных систем. Ключевым аспектом существующих сегодня концепций является "конечный продукт", представленный в виде рекомендаций по осуществлению мероприятий экономической политики.

Актуальность вопроса

Любая теория денег (металлическая, номиналистическая, количественная ) развивается в тесной связи с эволюцией финансовых систем. Она, в свою очередь, предопределяет основные сдвиги в методологии и тематике исследований. История показывает, что все теории денег - металлистическая, номиналистическая и количественная - возникали и противопоставлялись друг другу, как правило, в связи с необходимостью решать конкретные вопросы, ответы на которые требовало совершенствование хозяйственных взаимодействий. Практическая ориентированность концепций, обусловленность текущими нуждами экономики отделяют учение о финансовой системе от прочих политэкономических дисциплин.

Металлическая, номиналистическая теории денег

Во многих случаях новая концепция возникает на базе противоречий, выявленных в предыдущих гипотезах. В качестве создателей номинализма выступали средневековые юристы. Впоследствии развитие концепции обуславливалось критикой существовавших идей. В период первоначального накопления капитала в западноевропейских странах появилась металлическая теория. Ее сторонники - меркантилисты - полагали, что в качестве источника богатства общества выступает внешняя торговля. Ее активное сальдо обеспечивает поступление в страну драгметаллов. Впоследствии приверженцы учения стали считать, что источник богатства - сельское хозяйство и мануфактура. Номиналисты, в свою очередь, полагали, что деньги являются только идеальными счетными единицами. Они обслуживают товарообмен и выступают в качестве продукта государственной власти. Рассмотрим подробнее основные аспекты номиналистической теории.

Общая характеристика концепции

Номиналистическим характером обладала, по сути, теория об идеальной денежной единице измерения. Ее сторонниками были Дж. Беркли и Дж. Стюарт. Они считали, что наименования денег (франк, фунт стерлингов, талер и пр.) выражают идеальные атомы цены. Ключевое значение имеет только название единицы. Номиналистическая теория отрицает значение металлического содержания капитала.

Специфика

В 20-м столетии немецкий ученый Кнапп начал рассматривать деньги как "продукт правопорядка", творение госвласти. Он утверждал, что они используются в качестве средства платежа вне зависимости от их содержания. Таким образом, Кнапп освободил деньги от какой-либо связи с металлом, сделав их условными знаками, платежеспособность которых определяется государством. В своем анализе ученый принимал во внимание только бумажные купюры и Из исследования был исключен кредитный капитал. Это впоследствии обусловило несостоятельность его концепции.

Ошибки учения

Номиналистическая теория денег Кнаппа не учитывала ряд важнейших факторов. Ошибочность его концепции заключается в следующем:


Пояснения

Как отмечал Г. Бендиксен, деньги выступают в качестве условных знаков стоимости и свидетельствуют об услуге, оказанной другим членам социума. Она, в свою очередь, дает право на получение встречного блага. При оценке природы денег он не учитывал Между тем, проявились в период Первой мировой. В Германии в то время шло активное финансирование боевых действий. Концепция максимально полно соответствовала тому периоду. В 20-е же годы показала свою несостоятельность. Концепция отрицает товарную природу финансов. В номиналистической теории денег игнорируются функции продукции. Концепция не учитывает стихийное перерождение капитала из товарного оборота, отрицает их единство.

Выводы

Несомненно, государство имеет возможность законодательно определять масштабы цен. Однако власть не может устанавливать стоимость денег. Приписывая ей способность создавать капитал и определять его цену, номиналистическая теория денег превращает его из экономического элемента в юридический. Концепция смешивает понятия меры стоимости и пределов стоимости. В рамках теории бумажные и металлические деньги считаются однородными категориями. Концепция объявляет их условными знаками. Более того, превозносит банкноты, рассматривая их как самую совершенную форму капитала. Из этого можно сделать следующие выводы. Номиналистическая теория денег:


Концепция Кейнса

В настоящее время сторонники концепции определяют стоимость капитала в соответствии с субъективной оценкой его покупательной способности. Во время экономического кризиса 1929-1933 гг. Дж. Кейнс развил теорию. В его Трактате обосновывается отмена золотого стандарта. Существовавшие раньше деньги Кейнс объявил пережитком варварства. Бумажные банкноты он объявил идеальным капиталом. Объяснял он это их большей эластичностью и способностью обеспечить процветание государству. Вытеснение золота из обращения Кейнс расценивал как победу концепции Кнаппа. При этом он считал, что металлическое денежное обращение неэластично. Это была ключевая ошибка Кейнса.

Номиналистическая теория денег: достоинства и недостатки

Исследованием концепции занимался П. Самуэльсон. В своей книге "Экономика" деньги он называет условными знаками. Самуэльсон отмечает, что эпоха товарного капитала вытеснена бумажными средствами. Банкноты, по его мнению, олицетворяли Он называл их искусственной социальной условностью. Сегодня одной из господствующих концепций в сфере финансов считается именно номиналистическая теория денег. Плюсы и минусы всех идей в рамках этого направления изучаются представителями других учений или нейтральными экспертами. Исследователи отмечают, что широкое развитие концепция получила в связи с участившейся практикой порчи монет. Такая ситуация имела место в Средневековье. В то время юристы оправдывали порчу монет, объясняя и доказывая, что цена денег и они сами являются продуктом государственной власти. Специалисты обосновывали право власти придавать испорченным и неполноценным единицам прежнее обозначение. Соответственно, прием должен был осуществляться не по весу монет, а по государственному штемпелю. Номиналистическая теория обладает идеалистическим характером. Ключевыми ее отрицательными чертами считаются стремление к замене экономических закономерностей отдельными правовыми установками, а также непринятие во внимание связи капитала с общественно-производительными отношениями.

Другие концепции

До 20-го столетия в экономической теории стояло 2 вопроса:

  1. О сущности и происхождении денег.
  2. О стоимости и покупательной способности капитала.

В политэкономии существовало 2 направления - номиналистическая и металлическая теории. Они по-разному трактовали вопрос происхождения капитала. В 20 в. проблематика значительно изменилась. Ключевыми стали вопросы о роли денег в воспроизводстве, механизме их влияния на рост экономики, а также о госполитике в финансово-кредитной сфере. В 19 столетии ученых больше занимали качественные аспекты. В 20-м веке на передний план вышли количественные проблемы.

Классическая концепция воспроизводства

Она исходила из того, что в конкурентных условиях и при полной эластичности цены на всех рынках наступает автоматическое равновесие в системе. Оно возникает без каких-либо вмешательств извне, при полном использовании производственных ресурсов. Приверженцы классического направления полагали, что цена денежных металлов устанавливается по трудовым затратам. Такому принципу следовал и Д. Рикардо. Однако при этом он утверждал, что количество монет в обращении вполне может воздействовать на их а также стоимость товаров. Идеи количественной теории поддерживал и последователь Рикардо-Милль. Он писал, что при остальных равных условиях цена денег изменяется обратно пропорционально количеству. Такое представление сложилось вследствие рассмотрения капитала в качестве технического обменного средства. Это обуславливает второстепенную роль денег в рамках классической теории.

государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение иркутской области

«Ангарский техникум строительных технологий»

Практические работы по УД

«Обществознание.

Глава «Экономика»

для студентов очной формы обучения

Ангарск 2017

протокол № ______

«______»___________ 2017 г.

Разработала: Ларченко Александра Александровна, преподаватель ГАПОУ ИО «Ангарский техникум строительных технологий»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В пособие разработаны и методически распределены практические работы по «Обществознанию», раздел «Экономика», охватывающие всю программу по данному курсу.

В пределах каждой практической работы задания, как правило, расположены в порядке возрастающей трудности, что позволяет организовать обучение по принципу: «От простого – к сложному».

Комплект практических работ составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов среди специальных учебных заведений по дисциплине «Обществознание».

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов :

личностных :

Л.1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Л.2 российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

Л.3 гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

Л.4 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

Л.5 готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л.6 осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Л.7 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных :

М.1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

М.2 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

М.3 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

М.4 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

М.5 умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

М.6 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

М.7 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных :

П.1 сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

П.2 владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

П.3 владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

П.4 сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

П.5 сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

П.6 владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

П.7 сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

Общие положения о критериях оценки

Балл «5 » ставится в том случае, когда студент исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется правильным литературным языком и не допускает ошибок.

Балл «4» ставится в том случае, когда студент знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

Балл «3» ставится в том случае, когда студент обнаруживает знание основного программного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью преподавателя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

Балл «2» ставится в том случае, когда студент обнаруживает незнание % большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы преподавателя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

Балл «1» ставится в том случае, когда студент обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Экономика. Наука и хозяйство

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Экономический рост и развитие

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Собственность

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 Производство

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 Рынок

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 Государство и экономика

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАНЯТИЕ № 7 Экономика потребителей

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 Мировая экономика

СЛОВАРЬ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

«ЭКОНОМИКА. НАУКА И ХОЗЯЙСТВО»

Найди соответствия

Какие проблемы экономики являются универсальными?

    Конкуренция и монополия.

    Ограниченность ресурсов.

    Экономический выбор.

    Занятость населения.

    Экономическая политика государства.

    Постоянный рост потребностей общества.

Дополните схему:

производство

……………..

потребление


О

    Заполните таблицу:

Вопросы:

Изменение цены на сливочное масло и спроса на этот товар

Рост цены на сахар и изменение покупательной способности субъектов экономики в результате этого

Решение проблем безработицы путем создания

биржи труда

Установление торговых отношений между индийской фармацевтической фирмой и российской торговой компанией

Проведение всемирной сельскохозяйственной выставки в Париже

Снижение уровня инфляции на 3 %

Поведение формы в условиях увеличения конкуренции

Действия государства в борьбе с монополистической конкуренцией

Совместные разработки США и Великобритании в области компьютерных технологий

    Заполните таблицу

Экономические системы

Характерные черты

Развитие технологии

Роль государства в экономике

Формы собственности

Права населения

5. Заполните таблицу

Национальные модели экономики

Характерные черты

Американская

Шведская

Японская

Российская

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ »

1. Работа с основными понятиями темы

Найди соответствия

3

Экстенсивный рост

это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики

4

Факторы производства

средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни

5

Интенсивный рост

это попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП

6

Экономическое развитие

резкое падение производства

7

Экономический цикл

это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.

8

Экономический кризис

увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.

увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности

    1. Открытые задания с кратким ответом

    Исправь ошибки в тексте.

Экономический рост – это краткосрочное увеличение номинального и реального ВВП. Он рассчитывается только в абсолютных величинах, без учета ВВП на душу населения. Экономический рост измеряется в процентах, который является средним показателем трех последних лет.

    Заполни логическую схему:

Факторы экономического роста

ТРУД

……..

полезные ископаемые, энергетические ресурсы, сельское хозяйство

    Заполни сравнительно-обобщающую таблицу:

роста

Экстенсивный рост

Интенсивный рост

    Установите соответствие между факторами производства и их примерами:

    строительные машины А. Земля

    каменный уголь Б. Капитал

    пашня В. Труд

    фермер

    фабрика

5.Что относится к капиталу как к фактору производства:

1) завод

2) квалифицированные работники

3) станки

4) информация

5) инструменты

    1. Задания с выбором ответа

ТЕСТ:

    Что отличает товарное производство от натурального:

    используются машины и оборудование

    увеличиваются расходы материалов на единицу продукции

    продукция производится для продажи

    существует разделение труда

    Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год:

    национальный доход

    валовый внутренний продукт

    производительность труда

    валовый оборот

    Верны ли суждения?

А. Уровень потребления не зависит от уровня экономического развития общества.

Б. Потребление товаров и услуг существенно влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развития.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

    Верны ли суждения?

А. Экономически отсталые страны ощущают ограниченность ресурсов, а экономически развитые страны смогли разрешить эту проблему.

Б. Производственных ресурсов никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей людей.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

    1. Открытые задания с развернутым ответом

    Чем объяснить тот факт, что чем богаче страна, тем ниже ее годовые темпы роста. Приведите примеры.

    Объясните смысл фразы «Бедные страны остаются бедными по причине своей бедности».

    Что называется экономическим кризисом? Почему современные экономические кризисы не такие острые и разрушительные как прошлые?

    Назовите и раскройте причины экономических кризисов? Приведите примеры.

    Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Если хочешь помочь бедняку, не давай ему рыбу – дай ему удочку».

    Задачи

    Рассчитайте экономический рост страны

А) реальный ВВП 2005 г. составил 480 млрд. рублей;

реальный ВВП 2006 г. составил 512 млрд. рублей;

Б) реальный ВВП 2005 г. составил 7001 млрд. рублей;

реальный ВВП 2006 г. составил 7014 млрд. рублей;

Каков экономический рост страны в 2006 г.?

    Рассчитайте экономический рост страны.

А) номинальный ВВП 2003 г. составил 3002 млрд. рублей;

номинальный ВВП 2004 г. составил 5127 млрд. рублей;

цены в 2003 г. выросли в 1,7 раз;

цены в 2004 г. выросли в 2,5 раза;

Каков экономический рост страны в 2004 г.?

Б) номинальный ВВП 2004 г. составил 679 млрд. рублей;

номинальный ВВП 2005 г. составил 3500 млрд. рублей;

цены в 2004 г. выросли в 3 раза;

цены в 2005 г. выросли в 2 раза;

Каков экономический рост страны в 2005 г.?

3. Сравните.

А) Темп экономического роста Дании в 2005 г. составил 2 %,

а Китая – 7 %. Может ли Китай обогнать Данию в развитии в течение 5 лет при сохранении темпов экономического роста?

Б) Темп экономического роста России и Индии в 2005 г. составил 7,2 %. Может ли Индия обогнать Россию в развитии в течение 3 лет при сохранении темпов экономического роста?

4. Вычислите индекс человеческого развития.

А) Если известно, что индекс продолжительности жизни = 0,54, индекс уровня образования = 0,75, индекс ВВП = 0,56.

Б) Если известно, что индекс продолжительности жизни = 0,73 , индекс

5. Определите фазы экономического цикла по динамике ВВП.

А) 1990 г. 100

1991 г. 103

1992 г. 103,1

1993 г. 102,9

Б) 1995 г. 103,7

1996 г. 103,1

1997 г. 102,6

1998 г. 99,6

1999 г. 104,1

2000 г. 102,0

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

«СОБСТВЕННОСТЬ»

1. Работа над статьями 209,210,212,213-215 ГК РФ.

Составить схемы по вопросам:

    Содержание права собственности.

    Субъекты права собственности.

    Формы собственности

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, поль­зования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совер­шать в отношении принадлежащего ему имущества лю­бые действия, не противоречащие закону и иным право­вым актам и не нарушающие права и охраняемые зако­ном интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользо­вания и распоряжения имуществом, отдавать имущест­во в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землеи и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом... осуществляются их соб­ственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интере­сов других лиц...

Статья 210. Бремя содержания имущества Собственник несет бремя содержания принадлежа­щего ему имущества, если иное не предусмотрено зако­ном или договором.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, го­сударственная, муниципальная и иные формы собст­венности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Феде­рации, субъектов Российской Федерации, муниципаль­ных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридиче­ского лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муни­ципальной собственности.

Права всех собственников защищаются равным образом.

Статья 213. Право собственности граждан и юриди­ческих лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц мо­жет находиться любое имущество, за исключением от­дельных видов имущества, которое в соответствии с за­коном не может принадлежать гражданам или юриди­ческим лицам.

2. Количество и стоимость имущества, находящего­ся в собственности граждан и юридических лиц, не ог­раничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом...

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федераль­ная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федера­ции - республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономной области, автономным

округам (собственность субъекта Российской Федера­ции).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находя­щиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государствен­ной собственностью...

3. Имущество, находящееся в государственной соб­ственности, закрепляется за государственными пред­приятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

4. Средства соответствующего бюджета и иное государ­ственное имущество, не закрепленное за государствен­ными предприятиями и учреждениями, составляют го­сударственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автоном­ной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, ус­тановленном законом.

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собствен­ности городским и сельским поселениям, а также дру­гим муниципальным образованиям, является муници­пальной собственностью...

3. Имущество, находящееся в муниципальной собст­венности, закрепляется за муниципальными предприя­тиями и учреждениями во владение, пользование и рас­поряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными пред­приятиями и учреждениями, составляют муниципаль­ную казну соответствующего городского, сельского по­селения или другого муниципального образования....

В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени РФ и ее субъектов выступают органы государственной власти, а от имени муници­пальных образований - органы местного самоуправле­ния.

2. Работа с текстом.

    Прочитайте отрывок из книги Н. Носова «Незнайка на Луне» и ответьте на вопросы:

    Как вы думаете, почему возник конфликт между Незнайкой и Клопсом?

    О каких формах собственности идет речь в ситуации?

    Надо ли наказывать за нарушение права частной собственности? (Воспользуйтесь ст. 35 Конституции РФ - Приложение 4)

Господин Клопс встал из-за стола, подошел к ступенькам, которые вели вниз с веран­ды, и, сложив на животе сёои пухлые ручки, стал оглядывать Незнайку с головы до ног.

- Наверно, в капкан попался? - спросил наконец он.

- Так точно, господин Клопс. Жрал малину и попался в капкан.

- Так, так, - промычал Клопс. - Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! Так зачем ты малину жрал, говори?

- И не жрал вовсе, а ел, - поправил его Незнайка.

- Ох ты, какой обидчивый! - усмехнулся господин Клопс. - Уж и слова сказать нельзя! Ну хорошо! Так зачем ты ее ел?

- Ну зачем... Захотел кушать.

- Ах, бедненький! - с притворным сочувствием воскликнул Клопс. - Захотел ку­шать. Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! А она твоя, малина? Отвечай!

- Почему не моя? - ответил Незнайка. - Я ведь ни у кого не отнял. Сам сорвал на кусте.

От злости Клопе чуть не подскочил на своих коротеньких ножках.

- Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! - закричал он. - Ты разве не видел, что здесь частная собственность?

- Какая такая частная собственность?

- Ты что, не признаешь, может быть, частной собственности? - спросил подозри­тельно Клопе.

- Почему не признаю? - смутился Незнайка. - Я признаю, только я не знаю, какая это собственность! У нас нет никакой частной собственности. Мы все сеем вместе и де­ревья сажаем вместе, а потом каждый берет, что кому надо. У нас всего много.

- Где это у вас? У кого это у вас? Чего у вас много? Да за такие речи тебя надо пря­мо в полицию! Там тебе покажут! Там ты попляшешь! - разорялся Клопс, размахивая ру­ками и не давая Незнайке сказать ни слова...

Конституция РФ. Статья 35. Право частной собственности охраняется...

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

3. Заполните таблицу с помощью учебника

Первоначальные способы приобретения права собственности

Краткая характеристика

Хозяйственная и трудовая деятельность

Находка

Сбор общедоступных вещей

Обнаружение клада

Приобретательная давность

4. Прочитайте выдержки из Конституции РФ

Прочитайте выдержки из Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ. Какие формы собственности существуют в России? В чем состоит содержание права собственности? Какие основания приобретения и прекращения права собственности вы знаете?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

«ПРОИЗВОДСТВО»

    На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

    К факторам производства относятся:

___________________;

капитал;

___________________.

    Инвестиции принято делить на три вида:

___________________;

___________________;

инвестиции в основной капитал.

    Свойствами ресурсов являются:

мобильность;

__________________.

    К показателям эффективности производства относятся:

__________________;

материалоемкость;

__________________.

    Чтобы стать предпринимателем, нужны такие качества, как:

____________________;

ответственность за реализацию решений;

____________________.

2. Заполните таблицу:

Сектора экономики

Содержание

Первичный

Вторичный

Третичный

Факторы производства, первичные факторы производства, вторичные факторы производства, природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, информационные ресурсы, денежный капитал, реальный капитал.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

«РЫНОК»

1. Установите соответствие между понятием и определением.

Понятие

Определение

Конкуренция

Процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому

Кредитная карточка

Металлические деньги со строго фиксированным весом и стоимостью

Обмен

Выпуск новых партий бумажных денег

Эмиссия

Переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска

Монеты

Именной денежный документ, выпущенный кредитным учреждением, удостоверяющий личность владельца банковского счета и дающий ему право на приобретение товаров и услуг

Товар

Ж

Форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ

Инфляция

З

Денежное выражение стоимости товаров и услуг

Цена

И

Продукт труда, удовлетворяющий какую либо потребность и предназначенный не для собственного потребления производителем, а для продажи.

Предложение

К

Соперничество между участниками рынка

Рынок

Л

Намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене

Спрос

М

Намерение продавца предложить свой товар к продаже за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на него.

2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

    Способами обмена являются:

__________________;

денежный.

    В истории и современности выделяют типы денег:

________________;

________________;

________________.

    По темпам инфляции может быть:

________________;

галопирующая;

    Признаками денег являются:

портативность;

_______________;

стабильность;

_______________.

    Деньги выполняют три функции:

средство обращения;

_________________;

_________________.

    Цены бывают нескольких видов:

__________________;

розничные;

__________________;

3. Заполните таблицу.

Типы денег

Достоинства

Недостатки

Вещи

Металлические

Монеты

Бумажные

Электронные

4. Заполните таблицу.

Виды конкуренции

Отличительные черты

Совершенная

Несовершенная

Монополистическая

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

«ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА»

1. Установите соответствие между понятием и определением

Понятие

Определение

Профицит бюджета

А

Воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы

Государственное регулирование экономики

Б

Средства связанные с формированием и использованием государственного бюджета

Налог

В

Ежегодный финансовый план доходов и расходов государства

Дефицит бюджета

Г

Ситуация, когда расходы бюджета равны доходам

Сбалансированный бюджет

Д

Превышение доходной части бюджета над расходной

Налоговая система

Ж

Превышение расходной части бюджета над доходной

Обслуживание долга

З

Сокращение расходов в процессе исполнения бюджета

Бюджет

К

Выплаты процентов по государственному долгу и постепенное погашение основной его суммы

Государственные финансы

Л

Обязательный взнос в государственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами

Секвестр

М

Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их формирования.

2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

    Целями государственного регулирования экономики являются:

_______________;

_______________;

сокращение безработицы;

________________.

    Средствами государственного регулирования экономики являются:

________________;

административные средства;

________________.

    По структуре бюджет состоит из:

_______________.

    Способами покрытия дефицита бюджета являются:

_________________;

_________________.

    Налоги бывают двух видов:

косвенные.

3. Составьте схему, используя следующие понятия:

«Государственное регулирование экономики», средства регулирования экономики, правовые средства, административные средства, финансовые средства, бюджет, структура бюджета, доходы, расходы, способы покрытия дефицита бюджета, секвестр, эмиссия, дополнительные источники доходов, государственный долг.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

«ЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ»

1. Заполните таблицу.

Форма оплаты труда

Описание

Сдельная форма

Премиальная форма

2. Заполните таблицу.

Доходы

Описание

Денежные доходы

Натуральные доходы

Совокупные доходы

Номинальные доходы

Располагаемые доходы

3. Составьте схему, используя следующие понятия.

Безработица, причины безработицы, виды безработицы, служба занятости, структурная, фрикционная, циклическая, частная, скрытая, застойная, технологическая безработица, направления деятельности службы занятости.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

1. На основе материала учебника охарактеризуйте понятия, заполнив пропуски текста.

    Разновидностями международных экономических отношений являются:

международная торговля;

____________________.

    Интернационализация измеряется рядом показателей:

участием в мировой торговле;

_________________________;

_________________________;

объемом экспорта товаров и услуг на душу населения;

_________________________;

долей иностранной рабочей силы в общем числе занятых;

_________________________;

размером экспорта и импорта технологий и управленческих услуг.

    Различают два вида либерализации экономической деятельности:

_________________________;

внешнеэкономическую либерализацию.

2. Заполните таблицу.

Этапы развития мировой экономики

Характерные черты

Первая половина ХХ в.

50-70-е гг. ХХ в.

80-е гг. ХХ в.-начало ХХI в.

3. Заполните таблицу.

Глобальные проблемы

Влияние на мировую экономику

Демографическая

Экономическая отсталость развивающихся стран

Экологическая

СЛОВАРЬ

ВВП – валовый внутренний продукт – показатель объема национального производства, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.

    реальный ВВП – объем, выраженный в неизменных ценах произведенных продуктов;

    номинальный ВВП - объем, выраженный в текущих ценах произведенных продуктов;

ВВП на душу населения – показатель ВВП страны, деленный на количество граждан.

ВНП – валовый национальный продукт – показатель объема годового производства национальной экономики, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Индекс человеческого развития – средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни.

Интенсивный рост – увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое; ее предметом являются проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и т. д.

Микроэкономика - часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику.

Мировая (международная экономика) - часть экономической науки, исследующая мировую торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения.

Принцип рациональности – принцип, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимальными возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов.

Производительность – это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат.

Факторы производства – труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность.

Экономика – 1. это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

2. наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Экономическая деятельность – все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

Экономическая сфера общества – разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ.

Экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Экономические величины – показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов и процессов.

Экономические возможности – те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей; всегда, в каждый данный момент являются ограниченными.

Экономические механизмы – способы и формы объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения.

Экономический кризис – резкое падение производства.

Экономический рост – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.

Экономический цикл – это попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП. Он состоит из четырех фаз, последовательно сменяющих друг друга: подъем – спад – депрессии – оживление (от пика предыдущей фазы подъема до той же величины фазы следующего подъема).

Экономическое развитие – это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики.

Экстенсивный рост – увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    . Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» в 2-х частях, ч.1 10 кл., ч. 2 11 кл. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кулькин, Л.Ю. Лазебникова; под редакцией Л.Н.Боголюбова – 2-е издание М.: Просвещение, 2006.

    Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / (Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова». - М.: Просвещение, 2007

    Программа «Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др./Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2007 г. Допущено Министерством образования и науки РФ)

    Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень)/Обществознание. Право. Экономика: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области/ авт-сост. Е.И. Колусева, Т.А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2005.

    Экономическая школа. Вып. 2. 1992.

Деньги представляют собой развивающуюся категорию и со време-ни своего возникновения претерпели значительные изменения, проявив-шиеся в переходе от применения одних видов денег к другим, а также в изменении условий их функционирования и в повышении их роли.

В отдельных сферах денежного оборота и в различные периоды при определенных условиях применяются различные виды денег.

Предшественниками денег были отдельные виды товаров, приме-нявшиеся при обмене в качестве эквивалентов. Такими эквивалентами служили скот, меха и даже табак (в штате Вирджиния, США).

Развитие обмена, его интенсивность обусловили выделение денег в качестве всеобщего эквивалента, материальной основой которых яви-лись драгоценные металлы и прежде всего золото. Преимущество золо-тых денег по сравнению с другими эквивалентами (скотом, мехами) со-стояли в однородности денежного материала, его делимости, сохранности от порчи.

В сравнительно недавнем прошлом (XIX в. и в начале XX в.) в обо-роте достаточно широко применялись наличные деньги в виде золотых монет (в России после денежной реформы 1895-1897 гг. до начала пер-вой мировой войны в обороте были десятирублевые и пятирублевые золотые монеты).

Особенность таких денег состоит в том, что они обладают собствен-ной стоимостью и не подвержены обесценению. Это значит, что при наличии полноценных золотых денег в обороте в количестве, превы-шающем действительную потребность, они уходят из оборота в сокро-вище. Напротив, при увеличении потребности оборота в наличных день-гах золотые монеты беспрепятственно возвращаются в оборот из сокровища. Тем самым золотые монеты способны достаточно гибко приспосабливаться к потребностям оборота без ущерба для владель-цев денег.

При таких условиях не возникает необходимость в определенных мерах по регулированию массы денег в обращении в соответствии с потребностями оборота, что характерно для бумажных денежных знаков.

Однако золотым деньгам присущи немалые недостатки :

Дороговизна использования золотых денег, которые стоят намно-го больше, чем денежные знаки, изготовляемые из бумаги;

Невозможность обеспечить потребность оборота золотыми день-гами, поскольку потребности в деньгах растут быстрее, чем увеличива-ется добыча золота.

В связи с отмеченными, а также некоторыми другими причинами во всем мире постепенно перестали применять золото в качестве материа-ла для изготовления денег.

Напротив, широко стали применяться денежные знаки из бумаги, в том числе бумажные деньги и кредитные деньги (банкноты).

При переходе от применения полноценных денег к денежным зна-кам прежде всего появились в обороте разменные на золото кредитные билеты . В процессе замещения полноценных денег бумажными денеж-ными знаками возникла проблема увязки совокупной массы таких де-нежных знаков с потребностями оборота. Значение решения подобной проблемы было обусловлено тем, что при выпуске в обращение денеж-ных знаков сверх потребности в них возникает угроза их обесценения, чего не бывает при использовании золотых денег.

В этом отношении важно, что золотые монеты даже небольшого размера (которые к тому же легко потерять) обладали значительной стоимостью , в связи с чем возникали трудности при покупке товаров на небольшую сумму. Поэтому немалая часть населения (например, в России в конце XIX в. и в начале XX в.) предпочитала пользоваться денежными знаками, которые свободно обменивались на золото.

При таких условиях в обороте постоянно находились и не предъяв-лялись к обмену на золото бумажные денежные знаки. Это позволило выпускать в обращение часть денежных знаков без полного их обеспе-чения золотом, поскольку здесь не возникала потребность предъявле-ния денежных знаков к обмену на золото.

В дальнейшем в России и во всем мире продолжался процесс пре-вращения денежных знаков в самостоятельную разновидность денег и вместе с тем уменьшалась их связь с золотом.

В современных условиях в России золотые монеты пятирублевого и десятирублевого достоинства (по номиналу) продаются соответствен-но по цене, намного превышающей номинал. Это свидетельствует о самостоятельности применения денежных знаков.

Такой процесс охватил все страны мира, в которых повсеместно был прекращен размен денежных знаков на золото и не применяется фикси-рованное золотое содержание денежной единицы. Этим завершился пе-реход от применения полноценных золотых денег к денежным знакам, изготовленным из бумаги. В налично-денежном обращении широко рас-пространяются кредитные деньги (банкноты). В обороте применяются и бумажные знаки, которые называются бумажными деньгами, отли-чающиеся во многом от банкнот.

Бумажные деньги. К ним относятся такие денежные знаки, главной особенностью которых является не то, что они изготовлены на бумаге, а то, что они обычно выпускаются государством (как правило, казна-чейством) для покрытия своих расходов. Обратный приток бумажных денег (казначейских билетов) происходит при уплате налогов и других неналоговых платежей. Казначейские билеты обязательны к приему для платежей, в том числе за товары, услуги и др. Казначейские билеты, выпускавшиеся в оборот, не имели золотого обеспечения.

Важнейший недостаток бумажных денег состоит в том, что они по-ступают в оборот без необходимой увязки с потребностями в денежных знаках (для оплаты товаров, услуг и других потребностей). В связи с этим, поскольку выпуск бумажных денег обусловлен потребностью в средствах для покрытия расходов государства (казначейства), стано-вится возможным чрезмерный (по сравнению с потребностью оборота) выпуск таких денег в обращение, при котором вполне вероятно обесце-нение денег, уменьшение их покупательской способности.

Недостатки, присущие бумажным деньгам, могут в значительной мере устраняться благодаря применению кредитных денег.

Кредитные деньги (банкноты). Они также изготовляются из бумаги, но выпуск в обращение кредитных денег производят обычно банки при выполнении кредитных операций, осуществляемых в связи с различны-ми хозяйственными процессами (образование запасов товарно-матери-альных ценностей на срок их использования и др.). Предоставляя ссу-ду, банк может выдать заемщику свои банкноты: после истечения срока пользования ссудой предоставленные средства подлежат возврату в банк для погашения ссудной задолженности. Часть возникшей ссудной за-долженности погашается при поступлении в банк наличных денег (вы-ручка торговых организаций и др.).

Выпуск в обращение банкнот и их изъятие из оборота происходят на основе кредитных операций, выполняемых в связи с хозяйственны-ми процессами, а не при осуществлении расходов и получении доходов государством.

Связь между выдачей наличных денег из касс банка и предоставле-нием ссуд, между поступлением в банк наличных денег и погашением ссудной задолженности проявляется не в каждой отдельной ссудной операции, а в совокупном объеме операций по предоставлению и пога-шению ссуд и операций по выдаче наличных денег и их поступлениям в кассы банка.

Особенностью кредитных денег является то, что их выпуск в обра-щение увязывается с действительными потребностями оборота. Это предполагает осуществление кредитных операций в связи с реальными процессами производства и реализации продукции.

Ссуда выдается, как правило, под обеспечение, которым служат определенные виды запа-сов, а погашение ссуд происходит при снижении остатков ценностей. Благодаря этому может достигаться увязка объема платежных средств, предоставляемых заемщикам, с действительной потребностью оборо-та в деньгах. Такая особенность представляет собой наиболее важное преимущество кредитных денег.

При нарушении связи с потребностями оборота кредитные деньги утрачивают свои преимущества и превращаются в бумажные денежные знаки.

Увязка оборота кредитных денег (их выпуск в обращение и изъятие из оборота) происходит не при осуществлении каждой кредитной опе-рации, а по их совокупности, в целом по народному хозяйству.

Наличные деньги в кассу банка могут быть возвращены торговым предприятием, которое внесет в банк выручку, используемую для пога-шения задолженности, возникшей при получении ссуды для оплаты за-возимых товаров (на условиях безналичных перечислений).

Наиболее существенное различие между такими видами денег, как кредитные деньги (банкноты) и бумажные денежные знаки , состоит в особенностях их выпуска в обращение. Так, банкноты выпускаются в обращение в связи с кредитными операциями, выполняемыми в увязке с реальными процессами производства и реализации продукции, бумаж-ные деньги поступают в оборот без такой увязки.

Важными по своему значению и последствиям их применения явля-ются деньги безналичного оборота, движение которых фиксируется в форме записей по счетам клиентов в банке (оборот происходит без де-нежных знаков).

Расширяющееся применение таких денег обусловлено рядом их преимуществ, к числу которых относится в первую очередь снижение издержек осуществления денежного оборота за счет уменьшения таких расходов, как печатание денежных знаков, их пересылка, пересчет, охрана. Немалое значение имеет предотвращение возможно-сти хищения денежных знаков и др.

Особенностью денег безналичного оборота служит то, что опера-ции с их использованием совершаются в кредитных учреждениях путем записей по счетам участников расчетных операций. В подобных опера-циях происходит замещение оборота наличных денег кредитными опе-рациями.

Безналичные расчеты осуществляются в соответствии с установлен-ными правилами, соблюдение которых контролируют кредитные организации.

В прошлой статье я рассказывал о том, что представляют собой , как функционируют электронные платежные системы, а теперь хочу отдельно рассмотреть основные преимущества и недостатки электронных денег , что даст возможность обеспечить более грамотный и выгодный подход к их использованию.

Традиционно начнем с преимуществ.

Преимущества электронных денег.

1. Простота и низкая стоимость эмиссии. Электронные деньги не нужно печатать, задействуя для этого огромные производственные мощности, рабочую силу, сырье, что связано с большими капиталозатратами.

2. Простота хранения. Средства электронных платежных систем хранятся в электронном виде, им не нужна упаковка, денежные хранилища, транспортировка, охрана и другие факторы, требуемые для обеспечения хождения бумажных денег.

3. Независимость от банков. Электронные деньги не могут пропасть, как средства на банковских счетах в случае банкротства финансового учреждения.

4. Высокая портативность. Электронные деньги, независимо от сумм, не обладают габаритами (объемом, весом и т.д.) в отличие от традиционных банкнот и монет.

5. Отсутствие деления на номиналы. Благодаря электронному характеру средств ЭПС отсутствует проблема подбора нужной суммы, сдачи при осуществления платежей и т.п.

6. Отсутствие необходимости пересчета. Электронные деньги не нужно считать и пересчитывать – эту функцию осуществляют алгоритмы платежных систем, которые практически не ошибаются.

7. Отсутствие потери качества со временем. Средства на электронных кошельках, ввиду отсутствия их физической формы, не изнашиваются, не рвутся, не царапаются и т.д.

8. Удобство проведения расчетов. Электронными деньгами легко рассчитываться за товары и услуги в интернете или отправлять их в качестве частных переводов. Операция перечисления занимает считанные минуты, а средства поступают к получателю практически мгновенно. В том числе и между странами.

9. Отсутствие персонификации. Электронные деньги можно перевести, не зная имени, фамилии, паспортных данных и номеров банковских счетов получателя, достаточно знать номер электронного кошелька.

10. Система безопасности. Электронные платежные системы применяют различные современные способы защиты проведения платежей и сохранности средств на электронных кошельках. Исключаются все возможные преступления, которые могут быть связаны с обращением наличных денег (грабежи, кражи и т.д.).

Это были основные преимущества электронных денег, а теперь давайте рассмотрим их недостатки.

Недостатки электронных денег.

1. Отсутствие совершенной законодательной базы. В большинстве стран, в т.ч. в странах СНГ отсутствуют действенные методы правового регулирования обращения электронных денег. Благодаря этому электронные платежные системы часто используются как средство для ведения теневого бизнеса, уклонения от налогов и т.п.

2. Необходимость подключения к интернету для проведения расчетов. Электронные деньги можно перечислять только посредством всемирной сети. Во многих случаях для этого требуется еще специальное программное обеспечение (т.е. при его отсутствии, например, на другом компьютере невозможно осуществить платеж).

3. Необходимость достаточного уровня подготовки в качестве интернет-пользователя. Создание электронного кошелька, ввод/вывод электронных денег, проведение платежей – все это требует определенного уровня знаний. Человек, который слабо владеет интернетом или не владеет им вообще, может допустить определенные ошибки, а они, в свою очередь, могут обернуться потерей денежных средств.

4. Средства на электронных кошельках могут быть заблокированы. Многие ЭПС оставляют за собой такую возможность, с которой пользователь соглашается при подписании оферты. В случае блокировки, даже если она произошла не по вине пользователя, вернуть деньги с электронного кошелька очень сложно, иногда – невозможно.

5. Необходимость хранить пароли, использовать мобильный телефон. В большинстве случаев с целью безопасности проведения расчетов аккаунт участника ЭПС привязывается к его номеру мобильного телефона, подтверждение всех операций осуществляется через СМС. Кроме того, необходимо помнить и хранить пароли доступа, иногда их может быть несколько. При утере пароля или номера мобильного телефона восстановление доступа может быть проблематичным.

6. Персонализация данных для проведения крупных расчетов. Для возможности осуществлять операции с электронными деньгами в более крупных суммах (иногда это уже, например, от 100 долларов) необходимо проходить процедуру персонализации, то есть, предоставлять в платежную систему сканкопию паспорта и при необходимости других документов. Особенно, если речь идет о выводе средств.

7. Ввод/вывод средств достаточно дорогой. Чтобы перевести традиционные деньги в электронные и наоборот, потребуется заплатить определенные комиссии: банкам, обменным пунктам, платежным терминалам и самим платежным системам. Размер комиссий в совокупности может достигать 5% и более, что достаточно много в сравнении, например, с безналичными расчетами в банках или получением/отправкой .

8. Нет широкого применения. Хоть обороты электронных платежных систем стабильно растут, электронные деньги еще не нашли повсеместного широкого применения. Их принимают к оплате даже не все интернет-магазины. То есть, далеко не факт, что вы всегда сможете оплатить нужный вам товар или услугу электронными деньгами.

9. Возможные проблемы с платежными системами. Электронные платежные системы могут испытывать всевозможные трудности, которые отразятся на всех их участниках. К примеру, в 2013 году по решению правоохранительных органов были заблокированы счета посредника Webmoney в Украине, в связи с чем курс виртуальной гривны резко упал, а все операции с ней стали дорогими и трудно осуществимыми.

10. Возможные случаи мошенничества. В сфере электронного денежного обращения действует немало мошенников, которые стараются взломать электронные кошельки или обманным путем заставить владельца самого перевести им деньги. Причем, поймать такого мошенника очень сложно, практически нереально.

Я рассмотрел основные преимущества и недостатки электронных денег. Надеюсь, вы сделаете правильные выводы, будете осторожны и внимательны в использовании средств ЭПС. До новых встреч на !