«Нам разум дал стальные руки-крылья…. Анализ лжи и фальши коммунистической идеологии в советском песенном творчестве разных лет Дал стальные руки крылья

ИСТОЧНИК: Чутко И. Красные самолеты.

СИТУАЦИЯ:

В начале 30-х годов XX века в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского проводились опыты по точечной сварке тонкостенных стальных конструкций. Требовалось объединить в сварной конструкции лучшие свойства разных сталей; самую выгодную комбинацию давали нержавеющая и хромомолибденовая стали.

Да вот только сваривать эти виды сталей требовалось по-разному. «Нержавейку» – быстрым коротким электрическим ударом большой силы, а хромомолибденовую, наоборот, варить следовало медленно, слабым током. Требования прямо противоположны, оба режима несовместимы, поэтому такие стали считались несвариваемыми. Однако потребности авиастроения требовали – надо сварить. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Ток должен быть сильным и «коротким», чтобы сваривать нержавеющую сталь без потери ее свойств, и ток должен быть слабым и «длинным», чтобы сохранить свойства хромомолибденовой стали.

РЕШЕНИЕ:

Авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини и инженер Сергей Михайлович Попов разработали свою технологию, согласно которой вначале подавался сильный, но короткий ток, чтобы хромомолибденовая сталь не успевала перегреваться, а затем при помощи реостата снижали ток до температуры, при которой вещества из нержавеющей стали не выпадали. Регулирование процесса по времени поручили автоматике.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Разделение противоречивых свойств во времени

КОММЕНТАРИЙ:

Машина работала как обычно, электроды сшивали сталь точками. Но только в этом стрекотании человеческий слух не улавливал, что за каждым коротким «тик» следовало чуть более долгое «та-ак». Один из сварщиков и через сорок лет был убежден, что режим сварки был сплошным…

"Авиамарш" (он же «Марш авиаторов») — культовая советская песня в маршевом ритме авторства Юлия Хайта (музыка) и Павла Германа (текст). В годы сталинской эпохи была известна подавляющему большинству жителей СССР.

Слушать Марш Авиаторов онлайн :

Слушать немецкий вариант Авиамарша :

Скачать в формате mp3 :

История создания песни Марш авиаторов (Авиамарш)

Полемика относительно этой композиции началась в 1983-м с подачи диктора "Би-Би-Си" Севы Новгородцева, заявившего в ходе своего шоу "Рок-Посевы" о краже Советским Союзом мелодии у нацистов. По версии ведущего, официальный гимн "сталинских соколов" является ничем иным, как нацистским маршем Хорста Весселя.

Марш штурмовиков СА с аналогичным мотивом действительно существовал. Его название - "Песня юных немецких рабочих" (нам. Berliner Jungarbeiterlied). Это произведение после прихода к власти Гитлера "прописалось" в нацистских песенниках и звучало в "Триумфе Воли" - кинокартине с Лени Рифеншталь в главной роли, удостоенной золотой медали на всемирном кинофестивале в Париже.

Запущенный Новгородцевым слух был активно подхвачен т.н. "либеральной общественностью" в годы горбачевской перестройки. Этот период был известен активными нападками на все советское. В истории вопроса решил разобраться проживавший в США доктор лингвистики из столицы Башкирии Ринат Булгаков. Результатом его исследований стали найденные ноты "Авиамарша", датированные 1923 годом. "Севший в лужу" обличитель признал собственную ошибку с оговоркой, что в тирольском фольклоре существует "похожая мелодия". Предоставить таковую Сева почему-то "постеснялся".

По версии Булгакова, мотив советской песни был передан германским коммунистам Коминтерном или советскими "собратьями по идеологии". Полученную "творческую гуманитарную помощь" немецкие последователи Карла Маркса перевели на родной язык стараниями Гельмута Шинкеля, назвав "Маршем юных берлинских рабочих". В 1930-м году песня была записана в Германии на пластинку.

Брожение в рядах тамошнего пролетариата и регулярные переходы рабочих от "красных" к "коричневым" и обратно привело к тому, что Berliner Jungarbeiterlied попал в руки прибывшего в Берлин Йозефа Геббельса, который поспешил "приватизировать мелодию" и отдать распоряжение снабдить ее подходящим текстом.

Достоверно имя автора слов немецкой версии неизвестно. По одной из гипотез, это мог быть "баловавшийся" сочинительством Хорст Вессель, бросивший привычное сводничество в пользу нацисткой идеи. Одно из творений штурмфюрера СА после его смерти стало нацистским гимном, упомянутым не к месту незадачливым Севой...

Текст и слова песни Марш авиаторов - Авиамарш

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

Преодолеть пространство и простор,

Нам разум дал стальные руки-крылья,

А вместо сердца — пламенный мотор.

(в более поздней версии -

Нам Сталин дал стальные руки-крылья,...)

Все выше, выше, и выше

Стремим мы полет наших птиц,

И в каждом пропеллере дышит

Спокойствие наших границ.

(В первоначальном тексте -

И в каждом пропеллере дышит защита

спокойствия наших границ)

Бросая ввысь свой аппарат послушный

Или творя невиданный полет,

Мы сознаем, как крепнет флот воздушный,

Наш первый в мире пролетарский флот!

Наш острый взгляд пронзает каждый атом,

Наш каждый нерв решимостью одет;

И, верьте нам, на каждый ультиматум

Воздушный флот сумеет дать ответ!

Авиамарш (более известна как «Марш авиаторов») - советская песня в виде марша, написанная весной 1923 года (хотя сам Хайт говорил, что песня написана в 1920 году). Музыка Юлия Абрамовича Хайта, слова Павла Давидовича Германа. Часто исполняется на парадах, являлась официальным гимном ВВС СССР. Внимание общественности к этой песне привлек в 1983 году Сева Новгородцев - в своем шоу "Рок-Посевы" на Би-Би-Си он поделился с миром сенсационным открытием: официальный гимн ВВС РККА не что иное, как нацистский марш с другим текстом, чуть ли не "Хорст Вессель".

Прежде чем опровергнуть этот миф, приведём слова советского марша:


Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор.

(в более поздней версии -
Нам Сталин дал стальные руки-крылья,...)

Все выше, выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.

(В первоначальном тексте -
И в каждом пропеллере дышит защита
спокойствия наших границ)

Бросая ввысь свой аппарат послушный
Или творя невиданный полет,
Мы сознаем, как крепнет флот воздушный,
Наш первый в мире пролетарский флот!

Наш острый взгляд пронзает каждый атом,
Наш каждый нерв решимостью одет;
И, верьте нам, на каждый ультиматум
Воздушный флот сумеет дать ответ!

Припев.


Марш штурмовиков с мотивам, один в один похожим на марш советских летчиков, действительно был. Назывался он Berliner Jungarbeiterlied (Песня молодых берлинских рабочих). После 33-его года этот марш выходил на пластинках, включался в песенники, звучал в одной из сцен в "Триумфе Воли". Так кто же у кого увел мелодию?

Есть версия, что Юлий Хайт написал музыку, а Павел Герман слова советского марша еще в 1921, а то и в 1920 году. Но никакой критики такие утверждения не выдерживают - 1920 год это еще и война с Польшей, в дополнение к Гражданской. 1921 - война еще продолжается на Дальнем Востоке и в Средней Азии. Какое уж там "спокойствие наших границ". И с воздушным флотом дела обстояли как то совсем неважно. Самое первое, обнаруженное, издание Авиамарша датировано маем 1923 года. В тексте все сходится - ультиматум Керзона, строительство заводов Юнкерса в Филях. На чем лететь "все выше и выше" уже есть. Противоречий никаких нет. Марш советский - подтверждено документально.

А как же мотив песни попал к нацистам? Не сразу. Почти сразу он попал к немецким коммунистам. Коминтерн не только спонсировал стачки и восстания, не только выделял средства на издание газет и листовок и пошив красных флагов. Из Москвы приходили и полезные пропагандистские материалы. Вот и "Марш Авиаторов" кто-то заботливо, почти дословно перевел на немецкий. Получилась Lied der roten Luftflotte - Песня Красного Воздушного Флота. Между 1925 и 1926 годами песня дошла до берлинских коммунистов. Хорошая получилась песня, но проблема заключалась в том, что для уличных шествий и митингов она совершенно не годилась - про Германию там не было ни пол-слова. А какое дело немецким избирателям до советского воздушного флота?
Тем временем в 1926 году в Берлин руководить работой местной ячейки НСДАП приехал молодой Йозеф Геббельс. Приехал и пришел в ужас - Берлин был "красным" городом, нацистов в нем не набиралось и тысячи, партийных бюджет состоял из одних долгов. Но Геббельс стал наводить порядок - половину из этой тысячи он прогнал, набрал новых людей, стал организовывать митинги со скандалами и мордобоем. В итоге о нацистах в Берлине заговорили. Вскоре появились и штурмовые отряды. А в ту пору случаи перехода бойцов из "Рот Фронта" (Союза Красных Фронтовиков) в штурмовые отряды и наоборот были не редкостью. Вот и принес кто-то из перебежчиков с собой "Песню Красного Воздушного Флота". Мелодия понравилась. А за словами дело не стало - простой текст представляет собой набор лозунгов для рабочих: пролетарий поднимайся на борьбу за свободу и хлеб, хватит господам жировать и т. д. и т. п. Такая песня подошла бы и коммунистам, если бы не строчка про еврейскую тиранию (а то как еще узнаешь, что песня нацистская?). Автор текста неизвестен. Кто-то приписывает авторство штурмфюреру СА Хорсту Весселю - он действительно развлекался тем, что перекладывал свои слова на популярные мелодии. Одна из таких песен стала после его смерти нацистским гимном, не к месту упомянутым Севой Новгородцевым четверть века назад на Би-Би-Си.
Так что, как видите, мы ничего у нацистов не заимствовали. Да и нацисты у коммунистов эту песню позаимствовали, по всей видимости, чисто случайно. Но зато возник живучий миф о нацистском происхождении советского марша.

Berliner Jungarbeiterlied

В минувшие выходные портальцы «Одинцово-ИНФО» совершили путешествие в Монино Щелковского района Подмосковья, где посетили музей ВВС. Присоединиться к туристической группе мог любой желающий.

Путешествие в Монино всё-таки удалось. Почему «всё-таки»? А были сомнения, что народ соберётся. По крайней мере, заранее сообщить номера наших автомобилей в музей не удалось — к понедельнику не нашлось желающих. Однако к назначенному дню поездки на место сбора прикатили аж четыре автомобиля, суммарным экипажем в 9 человек. Решили поехать отчасти «на авось» — может, и без записи пустят?

Petrov возглавил колонну, уверяя, что к Горьковскому шоссе он проведёт нас быстро и самым прямым путём, через Москву. Так и получилось. Ну, а Горьковка «порадовала» длинной пробкой. Отчалив из Одинцово в 9:17, мы добрались до музея лишь в половине 12-го, при километраже 75. По пути на суматошной Горьковской трассе почти все потерялись в дорожной толчее, но, поскольку дорога прямая, то все очень успешно собрались у конечной точки маршрута. Солдаты (или курсанты?) на проходной не чинили нам никаких препятствий, только осмотрели багажники и салоны автомобилей. Пустили и без записи, узнав, что мы хотим посетить музей. Что интересно — отказались от небольшого магарыча. Достойные люди.

Покупаем билеты (70 для школоты, 100 — для взрослоты) и идём смотреть самолётики.

Ощущения опишу так. Конечно, это музей из тех, что на один раз. Появление новых экспонатов — явление нечастое. Но побывать здесь стоит обязательно.

Захватывает дух. На самом входе посетителей встречает гигантский монстр , самый тяжёлый вертолёт мира. Под лопастями этого сверхтяжеловеса скромненько примостились МиГ-29 и Су-27 — не самые маленькие, между прочим, самолёты.

Самый тяжёлый вертолёт всех времён и народов, Ми-12

Ми-12 — такой же царь вертолётного мира, это Царь-вертолёт , как Царь-колокол или Царь-пушка. Правда, те никогда не звонили и не стреляли, а вот вертолёт этот всё же летал.

Двухэтажная кабина Ми-12 с задёрнутыми занавесочками

Сделали его в шестидесятых годах прошлого века по заказу ракетчиков — предполагалось таскать на нём тяжёлые межконтинентальные ракеты. Правда, заказчик от этой идеи отказался, и в серию вертолёт-ракетоносец не пошёл. Усилия учёных, инженеров, рабочих, решивших колоссально трудную задачу, пропали втуне. Ну, может быть, и не втуне — был приобретён опыт создания невозможного, решения нерешаемого. Зато Ми-12 произвёл огромный пропагандистский эффект, с шумом и треском поучаствовал в куче международных выставок — в Ле-Бурже, Копенгагене, Берлине. Разумеется, был фурор — никому в мире и в голову не могло прийти тратить деньги на монстра с непонятной сферой применения.

Кроме разве что установления рекордов — Ми-12 поставил их 7 штук. В том числе мировой рекорд вертолётной грузоподъемности, до сих пор никем не превзойдённый, 40 тонн на высоту более двух километров. В нём — вся Россия, весь наш национальный дух. Невозможное сделаем, сотворим чудеса, потому что понт, как известно, много дороже, чем деньги. Таких вертолётов страна создала всего лишь два. Двухэтажная кабина вертолёта, заботливо завешенная занавесочками, изрядно доставляет. Взлётная масса более ста тонн, лопасти диаметром 35 метров!

Направляемся в сторону ангара, где стоят исторические реликвии, с которых начиналась отечественная авиация. Но по пути проходим череду монстров, на этот раз — самолётных.

Великолепный, невероятно красивый самолёт М-50 , стратегический ракетоносец КБ Мясищева. Это что-то на грани фантастики, это какой-то космический корабль аэродромного взлёта, ракета с крыльями. Неужели ЭТО летало? Летало! Причём аппарат создан в 50-х годах прошлого века. Предполагалось, что этот красавец сможет доставить поближе к Америке ядерные крылатые ракеты. Проекты, причём, были один другого фантастичнее — то ракетоносец сам должен был был превратиться в ядерную бомбу невероятной мощности (в беспилотном варианте), то — приземлиться на воду (честное слово!), дозаправиться со всплывшей подводной лодки и лететь дальше, бомбить Америку. Были даже слухи о модификации с ядерным двигателем.

Правда, до воплощения всех этих проектов дело не дошло — этот очень красивый самолёт не смог преодолеть скорость звука, четырёх огромных двигателей для этого не хватило даже в очень облегчённом экспериментальном варианте. Но самолёт летал, и даже произвёл фурор на параде в 1961 году, с иностранных шпионов-фотокорреспондентов шапки попадали, когда этот монстр в сопровождении истребителей сделал над трибуной в Тушино «горку». КБ Мясищева к тому времени уже было расформировано.

Следующий грандиозный монстр — Т-4. Он же Су-100 — стало быть, делали его инженеры Сухого, а 100 означало предполагаемую массу. Совершил лишь 10 полётов, планировался как убийца авианосных группировок, должен был нести на борту две крылатые ракеты Х-45. Интересен тем, что пилоты не могли видеть землю после взлёта — нос самолёта поднимался вверх, перекрывая остекление. Пилоты вели машину по приборам и картинке с видеокамеры.

В крытом павильоне тоже чудес не мало. Здесь — история, от первых импортных «этажерок», завезённых в Россию еще царём-батюшкой до весьма любопытных дисковых планеров, задачей которых было планирование на Венеру. Тут и «ФарманЪ», и «ВуазенЪ», и «Илья МуромецЪ» — правда, главным образом реплики. История техники тем любопытна, что никому почему-то в голову не приходит сохранить её, как реликвию, всем она кажется делом достаточно обыденным.

А к потолочным балкам подвешены дисковые планеры — вот вам и разгадка появления легенд о «летающих тарелках». Выяснилось, что такая конструкция очень устойчива в полёте, не сваливается в штопор, а посадку производит очень мягко, за счёт эффекта создаваемой дисковым крылом воздушной подушки.

Что и заинтересовало отечественную космонавтику — были мысли подобный аппарат не приземлить, а привенерить. Испытывали их в СССР, наверняка нечто подобное испытывалось и на Западе. Ну, и пошло гулять — тарелки, инопланетяне…

Крохотный вертолёт с непонятными бульбами на концах лопастей. Что это? Неужели… реактивные двигатели? Оказывается — да! Предполагалось, что экспериментальный вертолёт сможет летать, если его винт будут крутить реактивные струи. Топливо подавалось по трубопроводам внутри винта. Правда, закончилось всё неудачей, вертолёт лишь дважды завис в воздухе, причём на второй раз просто развалился.

А вот уникальное изделие, турболёт! Запускать его в серию не планировалось, это испытательный стенд, его создали для изучения возможности вертикального взлёта и посадки военных самолётов.

И системы вертикального взлёта и посадки получились. Хотя самолёты такие имеют не слишком привлекательные тактико-технические данные, и у нас, и у американцев. Создан турболёт, не поверите — в 1955 году! Через 10 лет после войны, обратившей большую часть европейской территории страны в руины, страна уже была способна создавать такую технику. В 1958 году турболёт показали на аэродроме Тушино, к неописуемому восторгу зрителей. Выглядит, как техника из фильма «Звёздные войны».

А следующий персонаж, обличием напоминающий фантастические корабли далёкой-далёкой галактики из знаменитой космической саги лежит на земле на краю музейного поля, где-то за гражданскими серийными самолётами Аэрофлота. Согласитесь, это и на самолёт-то не очень похоже. Просто-таки чёрт знает что такое. И это — тоже летало! Правда, сегодня вид у таинственного аппарата довольно потрёпанный.

Нет, он не попадал в аварию — просто этот аппарат водным путём приплыл в Лыткарино, а там его разделали под орех вандалы. До сих пор не восстановлен. Что же это за чудо такое непонятное? Это летающая лодка конструктора Роберто БАРТИНИ.

ВВА-14 (Вертикально взлетающая амфибия). Предполагалась как оружие борьбы с подводными лодками противника. Вертикально взлетать так толком и не научилась, зато обнаружила весьма интересный эффект — планировала у поверхности воды с весьма малым расходом топлива. По сути, это был первый отечественный экраноплан. На самом деле у самолёта раньше были и крылья, но они до музея «не дошли».

Что касается Бартини — это отдельная история, невероятная и занимательная. Дворянского происхождения итальянец, барон, родившийся в Австро-Венгрии, унаследовал от отца сумму, в пересчёте составлявшую примерно 10 миллионов долларов. Деньги отдал Коммунистической партии Италии. Сумел предотвратить нападение боевиков на дипломатическую миссию СССР. Спасаясь от преследования на родине, бежал в Москву. Там ему предложили строить самолёты (сын миллионера был одновременно талантливым авиатором и конструктором). Но ни к какому производству его не подпустили из соображений секретности. Свои самолёты Бартини делал сам, без чьей-либо помощи. И создал машину под названием « Сталь-6 », поставившую рекорд скорости СССР — 420 километров в час. Именно такие характеристики пытались требовать от советских конструкторов 30-х годов руководители Красной Армии. Те с расчётами в руках доказывали — это невозможно! И тут Тухачевский показывает скептикам машину Бартини…

Покровительство красного маршала дорого обошлось конструктору. Когда на Тухачевского обрушились репрессии и он был расстрелян, вслед за ним «паровозом» пошло немало командиров, учёных, конструкторов, изобретателей. Под эту череду убийств попала группа создателей реактивных установок «Катюша» Георгия ЛАНГЕМАКА и многие другие таланты. Бартини «повезло» — не убили, благодаря тому, что его самолёты отлично летали и ставили рекорды, он получил 17 лет лагерей, как итальянский шпион. Попал в «шарашку» к ТУПОЛЕВУ. И продолжил работу на благо новой родины. Она его даже орденом Ленина потом наградила, а Сергей Павлович КОРОЛЕВ заметил, что без Бартини не было бы у нас спутника и полётов в космос. Итальянец был великолепным математиком, он свои теории и самолёты ПРОСЧИТЫВАЛ. И многому научил русских.

Если уж заговорили о космосе, то вот вам еще один экспонат. ЭПОС — экспериментальный прототип орбитального самолёта, вторая ступень космической системы «Спираль ». Что-то вроде «Бурана» 60-х годов прошлого века. Самолёт-разгонщик должен был с высоты в 30 километров на скорости 6 М вывести на космическую орбиту десятитонный МиГ-105.11. К сожалению, военные проект забраковали. Впрочем, у американцев подобная система тоже не получилась.

В ходе отчёта об экскурсии удалось рассказать лишь о малой толике интереснейших объектов. Какую ценность для мировой истории представляет музей в Монино, можно было понять, послушав иностранных туристов. Мы услышали немецкую, финскую речь, ещё одна группа общалась на английском.

После осмотра музея был объявлен, выражаясь языком авиаторов, «роспуск». Домой члены одинцовской автомобильной эскадрильи возвращались каждый своим путём.