«Однажды я выключила свет, когда балерины еще танцевали». Помощник режиссера театра о тайнах закулисной жизни. Чем занимается помреж? Помощник режиссера в театре

Что происходит на сцене за закрытым занавесом? Как идет подготовка к спектаклю, кто меняет декорации и почему в театре много так называемых «бойцов невидимого фронта» , чья работа очень важна, но остается «за кадром»? Об этих и других секретах закулисной жизни нам рассказала заслуженный работник культуры Карелии, помощник режиссера Музыкального театра Надежда Ивановна Уранова.

Во время первого спектакля, который я вела, меня охватила настоящая паника , все происходило, как в страшном сне! Поскольку получилось так, что репетиций этой постановки с моим участием в качестве помрежа не было, материал представлялся мне настоящей целиной. Не знаю, каким образом у меня получилось, но я все сделала правильно! С тех пор прошло больше десяти лет, и хотя теперь многие мои навыки доведены до автоматизма, каждый спектакль для меня неповторим и по-своему сложен.

Помощнику режиссера нашего театра, в отличие от помрежей , работающих с драматическими труппами, необходимо иметь музыкальное образование, так как балетные и оперные спектакли ведутся с помощью клавира, где отмечены все перемены, какие происходят в спектакле. Помощнику режиссера необходимы абсолютная сосредоточенность, внимание, четкость действий, от него во многом зависит, не произойдет ли каких-то сбоев, насколько артистам будет удобно, комфортно.

Помощник режиссера работает в тесном контакте с постановочными и техническими службами и актерским составом. До начала репетиции или спектакля я проверяю, в каком состоянии сцена, помыт ли пол; если на сцене холодно, то расставлены ли обогреватели. Выясняю, на месте ли артисты, все ли готовы к выходу, загримированы, одеты. Если кого-то нет, сообщаю об этом заведующему труппой. За полчаса до начала спектакля занавес опускается, а поднимается тогда, когда маэстро встал за пульт и взмахнул дирижерской палочкой, а артисты приготовились к первой сцене.

В работе помрежа неизбежны, пусть даже редкие, накладки и непредвиденные обстоятельства . По прошествии времени все это может выглядеть забавным, но в конкретных случаях я переживала до конца спектакля! В балетных постановках есть моменты, когда происходит полная вырубка света и артисты меняют хореографический рисунок. Однажды я не заметила, что первая линия, которую мне было плохо видно, еще продолжает движение, и дала команду включить свет. Или велела поднять занавес, когда мне показалось, что маэстро уже за пультом, а он еще только шел на свое место.

Следить за ходом спектакля мне помогает трансляция , на мониторе я вижу сцену, зрительный зал, команды передаю по рации и с помощью пульта. Когда впервые увидела пульт после реконструкции театра, то испугалась, что все очень сложно, а сейчас могу сказать, что работать с ним удобно. Связь со всеми службами обязательно проверяется заранее, как минимум, за полчаса до начала спектакля.

В театре много «бойцов невидимого фронта» — это монтировщики, осветители, звукорежиссеры, костюмеры, гримеры. Все они хорошо выполняют свою работу, и все же я обязана знать, кто из них, что и когда должен сделать. Перед каждой ручной переменой декораций на штанкетах (они располагаются рядами над сценой и служат для подвески кулис,занавесов, задников и плоских декораций) связываюсь по рации с рабочими сцены.

Одна из самых сложных перемен - после первой сцены в балете «Щелкунчик» , когда происходит затемнение, опускается «лес», поднимается «кабинет», при этом действие не останавливается: оркестр играет, артисты танцуют. Помимо запланированных моментов может случиться и что-то неожиданное: на лифе у балерины оторвалась лямочка, перед выходом кто-то заболтался в гримерке — мне приходится следить буквально за всем.

Монтировщики декораций — это те сотрудники театра, с которыми помощник режиссера контактирует в первую очередь. Штат монтировочного цеха у нас небольшой, и зарплаты тоже невелики. Труд у рабочих тяжелый, есть и ночные смены. Между тем именно от них в определенной мере зависит качество спектакля, насколько все точно смонтировано. Каждая постановка имеет свой технический паспорт, и все делается в соответствии с ним.

Сложны перемены декораций между спектаклями: объемы очень большие, надо все снять и повесить что-то совсем другое. Декорации хранятся в специальных «карманах» за сценой, перед каждой репетицией или спектаклем тканевые обязательно отпаривают. Есть несколько видов декораций, например, есть полупрозрачный суперзанавес, создающий ощущение туманности, марева, нереальности, дали: часто его используют в начале спектакля.

В любой постановке большое количество световых перемен : скажем, в «Пиковой даме» их восемьдесят три, в «Травиате» - пятьдесят три, в «Евгении Онегине» около пятидесяти, и ни одной перемены нельзя пропустить. Я веду все спектакли, кроме «Черной курицы» и «Летучей мыши».

В Музыкальном театре Карелии два помощника режиссера ; в других подобных театрах их, как правило, больше. Когда к нам приезжают на гастроли труппы из других городов со своими помрежами, то всегда удивляются, как хорошо их встречают у нас, насколько внимательно относятся. В других театрах зачастую вообще никого не найти, а у нас все службы наизготовку, все показываем, объясняем.

Непростое время, тревожное, иногда даже конфликтное — когда ставится новый спектакль, артисты только вживаются в роль, выстраиваются мизансцены, появляются новые декорации, все будто заново притираются друг к другу. Однако не могу не отметить, что в целом в театре очень хорошая творческая и дружеская атмосфера, а это то, без чего невозможно создание удачных, талантливых, красивых и вдохновенных постановок.

Репетиция накануне спектакля отличается тем, что в зале нет зрителей , артисты работают без костюмов и грима. При этом на сцене всегда полноценные декорации и свет, и помреж тоже работает в полную силу. Режиссер, дирижер, балетмейстер и педагоги-репетиторы тщательно следят за действием, делают артистам необходимые замечания. Наверняка далеко не каждый зритель заметит, что балерина недостаточно плавно подняла руку, артисты выстроились не совсем ровно или в каком-то фрагменте оркестр замедлил темп, но в нашем театре стремятся к безукоризненности исполнения, к чистоте рисунка.

К балетной труппе у меня особое отношение. Это великие труженики, которые буквально живут в театре, особенно во время постановочного процесса. Приходят ни свет ни заря, особенно если с утра назначен урок, тут же отдыхают и кушают. Профессия травматичная, с физическими перегрузками, тогда как перед зрителем артисты балета всегда предстают легкими, невесомыми. Не раз видела, как, выбежав со сцены, балерина буквально падает, а спустя минуту вновь выпархивает к зрителям с улыбкой. Поэтому я всегда готова проявить к ним теплоту и нежность, порадоваться их успехам, по-матерински поддержать.

Оперная труппа Музыкального театра тоже высокого уровня , с большим потенциалом и желанием работать. Я всегда говорила, что опера — отражение нашей жизни, это то, что формирует мировоззрение людей. Поэтому когда собирается полный зал, когда он реагирует на действие, дышит, живет вместе с героями постановки, у меня радуется душа.

Качество спектакля и его успех во многом зависят от зрителей . Когда говорят, что во время спектакля идут две ответные волны, со стороны сцены и от зала, это чистая правда. Если зал равнодушный, холодный, тогда теплым, эмоциональным не получится и спектакль, даже если технически там все верно. Порой приходят неподготовленные зрители, которым сложно воспринимать оперу или балет, когда надо и чувствовать, и вникать, и думать, а не просто смотреть картинку, как в шоу-бизнесе. И все-таки благодаря таланту и преданности своему делу нашим артистам чаще всего удается пробудить людей, вызвать их отклик, завоевать доверие и, соответственно, получить отдачу.

Вот уже много лет я иду на работу, как на праздник, потому что театр - это мой второй дом, где все понимают, ценят, поддерживают и любят друг друга, каждый заинтересован в конечном результате: создании прекрасных спектаклей, которые порадуют зрителя.

Должностная инструкция положена для каждой профессии. Не будет тут исключением и помощник режиссера. Помреж в творческой среде. Мы с вами разберем профессию с "технической" точки зрения - должностные обязанности, требования к специалисту. А в заключение познакомимся с мнением о своей работе уже состоявшихся помрежей.

Две категории деятельности

Помощник режиссера - специалист, трудовую творческую деятельность которого разделяют на две категории, каждая из которых имеет определенные требования, особенности:

  • Помреж второй категории. Специалист должен иметь профессиональное высшее образование в сфере искусства и культуры. В этом случае не предъявляется требований к наличию опыта работы. Второй вариант - среднее профессиональное образование в сфере искусства и культуры. Тут необходим опыт работы (конечно, в схожей структуре) не менее трех лет.
  • Помреж первой категории. На должность специалисты как принимаются, так и переводятся с вышеобозначенной категории. Если у соискателя есть высшее профессиональное образование по направлению "культура" или "искусство", то необходим опыт работы по специальности не менее трех лет. Если же профессиональное среднее образование, то опыт работы должен рассчитывать не менее чем 5-летний срок.

Во время отсутствия помощника режиссера на рабочем месте (больничный, отпуск и проч.) его обязанности переходят к сотруднику, назначенному по установленному порядку. Данный работник берет на себя обязанности помрежа, временно перенимает его права. Во время замещения он несет полную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих временных обязанностей.

Помощник режиссера в театре или кино - квалификационная профессиональная группа "Должности работников искусства, кинематографии, культуры среднего звена". Нормируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 570 (31 августа 2007 года).

Требования к соискателю

Хоть помощник режиссера - творческая деятельность, требования к специалисту достаточно конкретные и четкие. Помреж обязательно должен знать:

  • Законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность учреждение исполнительских искусств.
  • Структуру организации, на вакансию которой гражданин откликнулся.
  • Особенности творческого и организационного процесса в учреждении работодателя.
  • Основы актерского мастерства, режиссуры, музыкальной грамоты, вокального, хореографического, хорового искусства, а также сценического и музыкального сопровождения постановок.
  • Оборудование сцены, ее общее устройство.
  • Основы сценических технологий, управления и экономики - касаемо области исполнительских искусств.
  • Организацию технического и материального обеспечения относительно творческого процесса.
  • Главные правила управления персоналом.
  • Основы трудового законодательства.
  • Правила рабочего внутреннего распорядка в организации, куда устраивается соискатель.
  • Нормы и правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, производственной санитарии и проч.

Главные обязанности и задачи

Вакансия "помощник режиссера" определяет три основные функции специалиста:

  • Непосредственное участие в организации и планировании постановок.
  • Составление планов репетиций, расписаний, что подразумевает также и вызов для участия требуемых специалистов. Сюда входит не только организация, но и учет творческой деятельности.
  • Обеспечение как репетиций, так и постановок всеми требуемыми материалами и реквизитом.

Должностные обязанности

Должностные обязанности помощника режиссера - это следующие трудовые функции:

  • Непосредственное участие в организации и планировании как новых постановок, так ранее представленных.
  • Выполнение поручений режиссера-постановщика касаемо подготовительного периода организации постановки.
  • Участие в составлении репетиционных планов, графиков, расписаний новой постановки.
  • Обеспечение всеми необходимыми материалами репетиций.
  • Обеспечение репетиций всем требуемым реквизитом - мебелью, декорациями, музыкальными инструментами, элементами фонового шумового оформления, фонограммами.
  • Вызов артистов, суфлера и иных специалистов на репетиции.
  • Во время проведения репетиций - ассистент режиссера-постановщика.
  • По графику, установленному в данном учреждении исполнительского искусства, дежурство на репетициях, спектаклях, представлениях и концертах.
  • Проведение отдельных репетиций, поиск новых исполнителей по поручению режиссера-постановщика.
  • Учет представлений, репетиций, концертов и постановок, а также прочей творческой деятельности артистического и художественного персонала.
  • Выполнение заданий режиссера-постановщика касаемо организации, планирования и учета творческой деятельности.

Права специалиста

Помощник режиссера в Москве и других городах будет иметь одинаковые права:

  • Участие в совещаниях, проводящихся по организационным вопросам.
  • Запрос и получение от структурных подразделений необходимых для трудовой деятельности документов и материалов.
  • Участие в обсуждении вопросов, непосредственно влияющих на его профессиональную творческую работу.
  • Требование от руководства организации исполнительских искусств оказания содействия в следовании обязанностям и реализации трудовых прав.

Ответственность специалиста

Режиссера" предполагает наличие следующей ответственности специалиста:

  • За неисполнение или ненадлежащее или неполное исполнение своих рабочих обязанностей (которые предусматривает должностная инструкция специалиста) в том порядке, что диктует российское трудовое законодательство.
  • За правонарушения, что были совершены во время трудовой деятельности. Ответственность диктуется административным, уголовным и гражданским законодательством России.
  • За причинение ущерба организации, являющейся работодателем помрежа. В том порядке, что устанавливает актуальное российское трудовое законодательство.

О профессии

Вакансия "помощник режиссера" в Москве и иных городах нередко бывает открытой. Давайте посмотрим, как отзываются о ней те люди, которым уже удалось побывать помрежем.

Неизменный атрибут помощника режиссера - так называемая хлопушка. Это доска с бруском на шарнире, на которой пишется основная информация о процессе съемки - название произведения, режиссер, оператор, дата съемки, дубль, кадр. Хлопок этим устройством помогает затем совместить звуковую и видеодорожку.

На площадке помощник режиссера никогда не сидит без дела. Ему нужно в определенный момент появиться в кадре со свой "хлопушкой". Искусство это делать правильно приходит с опытом. Пометки на "хлопушке" и в монтажном листе, комментарии режиссера, отметка лучших дублей и уже снятых кадров - непосредственные обязанности помрежа.

Особенности труда

Работа помощника режиссера на относится к разряду объемных, но малозаметных для окружающих. Времени отдохнуть у помрежа нет. Приготовить и принести кофе режиссеру - тоже его обязанность. Трудовая смена - 12 часов. Притом съемки проходят не только в павильоне, но и на природе - в лесу или на болоте, в знойный день, метель или под дождем, в условиях города и на горных высотах. Помреж сопровождает съемочный процесс всегда, при любых условиях. Отсюда крепкий иммунитет обязателен.

Помрежи - обычно студенты творческих вузов или недавние выпускники. Их привлекает возможность набраться опыта, поработать с мастерами своего дела. Кого-то - вероятность стать со временем вторым режиссером.

Специалисты говорят, что важны для помрежа прежде всего коммуникабельность, стрессоустойчивость и умение выступать "третейским судьей". Во время съемок вся творческая группа становится одной большой семьей, однако нередки тут и недопонимания. Задача помрежа - остановить конфликт в начале развития.

На биржах труда, надо сказать, подобная вакансия появляется редко. В творческой среде более актуально сарафанное радио.

Плюсы работы

В своих отзывах о любимой работе помрежи выставляют такие плюсы профессии:

  • Передача опыта от режиссера. Помреж видит, как он организует съемочный процесс, общается с актерами, сотрудничает с оператором. Этих знаний порой достаточно для съемки уже собственного фильма. Немало режиссеров "выросло" из помрежей.
  • Общение с творческими людьми. Мало того что вращение в творческом коллективе вдохновляет, так это постоянно одаряет новым опытом и идеями. Помреж также "обрастает" нужными деловыми связями.
  • Возможность состояться в роли руководителя, организатора, развить навыки работы с коллективом.

Помощник режиссера - рядовая, но довольно интересная творческая специальность. Мы разобрали ее со всех сторон - технической, официальной. И посмотрели на нее, так сказать, изнутри.

Как это ни странно, но видеть зрительный зал помощнику режиссера так же важно, как и сцену. Перед началом спектакля он должен удостовериться в готовности зала. Кроме того, в некоторых спектаклях («Чисто английское привидение», «Вишневый сад») актеры играют в партере, а спектакль «Лоренцаччо» полностью идет в зрительном зале, тут уж без камеры совсем не обойтись. Недалеко от монитора расположен радиоприемник, по которому транслируется спектакль. Таким образом, помреж полностью застрахован от того, что он чего-то не услышит или не увидит.

Рядом с пультом – два внутренних телефона, они дублируют друг друга на случай, если один выйдет из строя. С цехами можно также связаться с помощью громкой односторонней связи (оповещение) и тихой двусторонней. Помимо этого существуют световые сигналы на галерки, в трюм, на переходный мостик. Они работают по принципу красной и зеленой лампочки. Красная лампочка обозначает сигнал «приготовились», зеленая – «действие». На галерках располагаются рабочие сцены, перемещающие штанкеты. В РАМТе это делается вручную. Поднять штанкет можно, потянув за дальнюю веревку, опустить – за ближнюю. Переходный мостик расположен над верхним краем просцениума. Оттуда высыпают осенние листья в спектакле «Думайте о нас» или снег в «Чисто английском приведении», а на «Незнайке» сбрасывают воздушный шар. Трюм используется в некоторых спектаклях для появления и ухода актеров. Все эти действия осуществляются по сигналу помощника режиссера.

Еще со своего пульта помреж управляет занавесом. В сегодняшнем РАМТе он электрический, но в некоторых театрах сохранился механический занавес. И для того, чтобы поднять его, необходимо долго вращать ручку особого механизма или тянуть трос. Помреж такого театра должен быть поистине тренированным человеком. Хотя эту работу можно поручить и машинисту сцены.

На пульте также расположены кнопки вращения круга. Особый переключатель позволяет контролировать его скорость. При этом нужно учитывать, что круг останавливается не сразу, а проезжает еще метр-полтора после выключения. Управление кругом требует опыта!

Все команды, которые помреж дает в течение спектакля, записаны в особой партитуре. Это «помрежский» экземпляр пьесы, в котором описано и зарисовано оформление каждой сцены, переходы, перестановки, отмечено, какие актеры должны присутствовать на сцене в каждой картине, а также все, что касается действий помощника режиссера, его команд и сигналов. Игорь Владимирович называет партитуры «записками сумасшедшего». Действительно, где еще можно встретить пометку «унести труп». На самом деле, схемы и записи в партитуре очень четкие и понятные. Сами помрежи ориентируются в них очень легко. И работая долгие годы на спектакле, многое уже помнят.

Форс-мажоры

У помощника режиссера бывают различные поводы для беспокойства. Тревогу вызывают в основном большие, массовые, технически сложные спектакли. Бывает, что верховые, перемещая штанкеты, промахиваются мимо метки, вызывая «завалы» при перестановках. Задача помрежа – предотвратить или быстро ликвидировать возникшие неполадки, а также избежать конфликтной ситуации. Бывает, что все кипит внутри, но приходится сдерживать эмоции, не кричать на нерадивых работников. Тем более что существуют другие методы воздействия на них. Если по вине сотрудника случаются одна-две серьезные ошибки, то на него накладывается взыскание. А если промах повторяется, то такого работника увольняют.

Иногда подводит техника. Но самое серьезное ЧП, которое может случиться – поломка помрежского пульта. Правда, происходит такое не часто, но если бывает, то помреж сразу же звонит в фирму, обслуживающую пульт. Как правило, неполадки успевают устранить еще до начала спектакля. Но если быстро это сделать не получается, то помощник режиссера берет у реквизиторов колокольчик и проходит по мужскому и женскому этажам, давая сигнал вручную. В такой ситуации всем работникам театра приходится быть особенно внимательными, а актерам самим следить за собственным выходом на сцену.


В работе помощника режиссера иногда требуются

Внезапная болезнь помощника режиссера – еще одно из самых серьезных форс-мажорных обстоятельств. В РАМТе четыре помрежа, и каждый из них ведет только свои спектакли. Если кто-то из них не может выйти на работу, то сложную задачу –вести чужой спектакль берет на себя другой, обязательно опытный сотрудник. Это напоминает срочный ввод актера, когда все вокруг стараются помочь «новичку», с пониманием относятся к возможным неточностям в его работе.

Каким должен быть настоящий профессионал

Основные профессиональные качества помощника режиссера - это хорошая память, предельное внимание, умение сконцентрироваться, быстрая реакция. Важно также быть тактичным, уметь находить общий язык с людьми, потому что помреж работает не с техникой, не с бумагами, а именно с людьми. Не менее важны организаторские способности. И еще настоящий помреж должен обладать стрессоустойчивостью, ведь его работа связана с постоянным нервным напряжением.

И при всей важности этой профессии, о которой вы уже в полной мере можете судить из нашего рассказа, помощника режиссера ни один вуз не готовит. В эту профессию можно попасть только из театра. Начинающему сначала дают почитать должностные инструкции, в который прописано, что он должен делать на репетиции и спектакле. Потом его прикрепляют к опытному сотруднику, который ему показывает и рассказывает, в чем состоит работа, а впоследствии и передает один из своих спектаклей. В этой профессии, как ни в какой другой, очень важен опыт, ведь, по большому счету, обучиться ей можно только в процессе работы.

История Игоря Питерского

Игорь Владимирович попал в РАМТ, а тогда еще Центральный Детский Театр, когда учился в старших классах школы. Ему очень нравился театр вообще, и Детский театр в частности, он по нескольку раз посмотрел все спектакли текущего репертуара. А потом услышал, что при театре существует школьный актив, сам пришел в педагогическую часть и попросил записать его. Юный Игорь посещал встречи актива, занятия театроведческой секции, проходившие в ЦДРИ, дежурил на спектаклях. Со временем он стал даже участвовать в спектаклях. В этот период в театре был недостаток участников массовых сцен, и педагог педчасти, Вера Михайловна Хабалова, договорилась с директором и режиссером, чтобы некоторые активисты попробовали себя в массовке.

Как и многие школьники, Игорь Питерский мечтал стать актером, пробовал поступать в театральный институт и не поступил. Окончив школу, он пришел в Детский театр осветителем, через год был призван в армию, а когда вернулся, у осветителей не оказалось в штате свободной единицы. Проработав около полугода в мебельном цехе, он перешел в помощники режиссера. Основам профессии его учила Людмила Константиновна Баландина, настоящий профессионал в своем деле.

В 1981 году молодой помреж выпустил свой первый спектакль – «Гуманоид в небе мчится» с режиссером Сергеем Яшиным. Игорь Владимирович с улыбкой вспоминает, что очень волновался тогда. Ему казалось, что многое им было сделано не так.

Игорь Питерский служит помощником режиссера уже почти тридцать лет. За эти годы он поработал с самыми разными режиссерами – Алексеем Бородиным, Сергеем Яшиным, Юрием Ереминым, Еленой Долгиной, Алексеем Блохиным, Александром Назаровым, Адольфом Шапиро, японским режиссером Асая Фудзита, который ставил спектакль «Хагоромо», а так же немцем Иоахимом Зибеншу, поставившим «Фауста». 20 декабря 2004 года Игорю Питерскому было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Игорь Владимирович рассказывает о своей работе очень подробно. Сомневаюсь, что он упустил даже какую-то незначительную деталь. Многое из рассказанного им не вошло в этот материал, он и так получился объемным. Чувствуется, что для помощника режиссера Игоря Питерского нет несущественных деталей в работе, все заслуживает его внимания. А еще, мне кажется, он умеет слушать и слышать других людей. Во время интервью я часто замечала, что еще не произнесла вопрос до конца, а он уже понял, о чем я собираюсь его спросить. Его ответы были достаточно короткими, но всегда очень информативными и четкими. Это настоящий профессионал.

Игорь Владимирович говорит, что помощник режиссера всегда находится в сердцевине театра. Он все время на сцене, рядом все службы, актеры, режиссеры, он связан со всеми. И для того, чтобы работать эффективно, он должен не обижать окружающих его людей, не оскорблять, не кричать на них, не предъявлять необоснованных претензий, не подставлять, быть честным и справедливым по отношению к ним, а если наказывать, то справедливо, и всегда очень добросовестно относиться к своей работе. Добавим к этому то, что помреж должен всегда держать в своей голове колоссальный объем информации, ведь на его плечах лежит груз ответственности за весь спектакль. Думая обо всем этом, понимаешь, что, нажать кнопку первого звонка, в этой профессии действительно самое простое.

6 - 9 разряды

Должностные обязанности. Принимает участие в подготовке телевизионных передач, выполняет творческие и организационные задания режиссера, участвует в разработке режиссерского сценария (экспликации), отборе изобразительного материала и компонентов передачи. Сдает заявки на технические средства и следит за своевременным их выполнением. Подбирает кино- и видеоматериалы. Организует проведение киносъемок и контролирует осуществление проявки и печати киноматериалов. Осуществляет совместно с режиссером киномонтаж, подготавливает киноматериал для переписи на магнитную ленту. Организует проведение внестудийных видеозаписей и перезапись видеоматериалов на стандартную магнитную ленту. Обеспечивает перезапись фонограмм для последующей расшифровки. Проверяет готовность художественно-декорационного оформления: декораций, костюмов, грима, реквизита, а также иллюстративного материала. Расписывает совместно с режиссером экземпляры сценария и составляет схему работы камер. Проводит за видеопультом трактовые репетиции и видеозапись. Участвует в составлении монтажного листа, выполняет вспомогательные работы на монтаже передачи. Обеспечивает просмотр видеоматериалов, перезапись техдублей и сдачу передачи службе технического контроля. Оформляет документацию для сдачи передачи в Главную дирекцию программ (редакцию программ или отдел выпуска). Проводит передачи за видеопультом в прямом эфире. После прохождения передачи в эфир оформляет документацию для сдачи передачи в Телерадиофонд (видеотеку), возвращает использованные кино- и видеоматериалы в соответствующие службы и другие организации. Осуществляет учет видеорулонов со всеми выходными данными завершенных и текущих работ (эфирные, техдубли, исходные). Подготавливает необходимые данные о качестве и объеме выполненных технических услуг, фиксирует простои. Подготавливает и проводит самостоятельно в качестве режиссера несложные передачи.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к идейно-художественному уровню телевизионных (радио-) передач; общественно-политические события; творческий процесс и технологию создания телевизионных (радио-) передач; технические средства телевидения; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; отраслевые нормативные акты и методические рекомендации по регламентации деятельности творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

6 разряд: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, участие в съемках сложных передач;

9 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, подготовка и проведение несложных программ (передач) в качестве режиссера.


АССИСТЕНТ КИНОРЕЖИССЕРА

6 - 9 разряды

Должностные обязанности. Принимает участие в подготовке киносъемок, выполняет творческие и организационно-производственные задания кинорежиссера - постановщика и кинорежиссера фильма. Подбирает необходимый в процессе создания фильма литературный, иллюстративный и музыкальный материал, проверяет готовность художественно-декорационного оформления: декораций, костюмов, грима, реквизита. Содействует подбору актерского состава в соответствии с замыслом кинорежиссера - постановщика. Организует своевременный вызов на съемку и пробы актеров. Обеспечивает качественное обслуживание съемок. Сдает заявки на технические средства и необходимые материалы и следит за своевременным их выполнением. Участвует в составлении монтажных листов, проводит под руководством кинорежиссера вспомогательные работы по монтажу фильмов. Оформляет документацию для сдачи кинофильмов.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования к уровню киноматериалов; творческий процесс и технологию создания кино- и видеопродукции; технические средства для проведения киносъемок; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и маркетинга; нормативные акты и методические рекомендации по регламентации деятельности творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

6 разряд: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы, владение основами профессионального мастерства;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента кинорежиссера не менее 3 лет;

9 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента кинорежиссера не менее 5 лет, подготовка и проведение несложных съемок в качестве кинорежиссера.


АССИСТЕНТ РЕЖИССЕРА РАДИОВЕЩАНИЯ

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Участвует в подготовке радиопрограмм (передач), выполняет творческие и организационные задания режиссера. Сдает заявки на технические средства и следит за своевременным их выполнением. Принимает участие в подборе участников и исполнителей, обеспечивает их явку на репетиции и запись, заказывает транспорт и пропуска. Организует и контролирует обеспечение студии необходимыми постановочными средствами. Выполняет вспомогательные работы на репетициях и записи радиопередач, ведет учет занятости участников и исполнителей передач. Составляет и подписывает совместно с режиссером репетиционно-явочные листы. Участвует в монтаже передач, организует прослушивание радиопередач. Оформляет производственный отчет, документацию на оплату труда участников и исполнителей передач. Организует подготовку и сдачу радиопередач и спектаклей в Телерадиофонд (фонотеку). Подготавливает и проводит самостоятельно в качестве режиссера несложные передачи.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к идейно-художественному уровню радиопередач; общественно-политические события; творческий процесс и технологию создания радиопередач; технические средства радиовещания; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; отраслевые нормативные акты и методические рекомендации по организации, нормированию и оплате труда творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

5 разряд: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка;

6 - 7 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, осуществление подготовительных работ по организации сложных радиопрограмм (передач);

8 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, осуществление подготовительных работ по организации радиопрограмм (передач) всех видов и жанров, подготовка и проведение несложных программ (передач) в качестве режиссера.


АССИСТЕНТ ЗВУКОРЕЖИССЕРА

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Участвует в подготовке и создании телевизионных программ. Выполняет творческие и организационные задания звукорежиссера. Подготавливает акустические средства к репетиции, съемке (записи) студийных и внестудийных программ, а также для программ, идущих в прямом эфире. Совместно с режиссером и звукорежиссером определяет места нахождения участников программ в студии и на внестудийном объекте. Расставляет микрофоны, обеспечивает правильное перемещение их в процессе работы. Выполняет творческие и технические задания звукорежиссера. Совместно со звукорежиссером проводит телевизионные программы (передачи). Самостоятельно проводит несложные программы, а также проводит работы по несложным речевым, музыкальным и шумовым записям и их монтажу.

Должен знать: распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к повышению уровня телерадиовещания; звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, применяемую на телевидении; технологию создания телевизионных программ; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; нормативные акты и методические рекомендации по организации, нормированию и оплате труда творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

5 - 6 разряды: среднее профессиональное (музыкальное) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и стаж работы в должности оператора звукозаписи не менее 2 лет;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента звукорежиссера не менее 3 лет, проведение несложных телерадиопередач в качестве звукорежиссера.


АССИСТЕНТ ТЕЛЕОПЕРАТОРА

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Участвует в творческо - производственном процессе создания телевизионных программ (передач) и видеофильмов всех видов и жанров, выполняет творческие и организационные задания телеоператора. Участвует в разработке плана подготовки и создания передач. Обеспечивает расстановку камер и необходимую технику для проведения трактовой репетиции, съемки и прямого эфира. Осуществляет совместно с бригадой осветителей установку специального освещения, производит смену оптики на камерах. Следит за правильной эксплуатацией используемых телевизионных технических средств. При необходимости самостоятельно готовит и проводит съемку несложных телевизионных передач.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к идейно-художественному уровню телевизионных передач; технические средства и технологию создания телевизионных передач; творческие методы построения и организации кадра; организацию операторского освещения; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; отраслевые нормативные акты и методические рекомендации по организации, нормированию и оплате труда творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

5 - 6 разряды: среднее профессиональное образование и специальная подготовка без предъявления требований к стажу работы;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента телеоператора не менее 3 лет, проведение съемок несложных телевизионных передач в качестве телеоператора.

На Земле

безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Р. Рождественский

Почему «хлопушка»?

Почти у каждой профессии есть отличительные признаки. Сложно представить художника без кистей, строителя без каски, бухгалтера без калькулятора. А у помрежа есть хлопушка. Она состоит из двух частей: доски и бруска на шарнире. На хлопушке пишется основная информация о фильме (рабочее название, режиссер, оператор), а также вспомогательная (дата съемки, сцена, кадр, дубль). Звук хлопушки позволяет монтажеру совместить звуковую и видеодорожку. Забавно, что часто хлопушка не выполняет своих первоначальных функций, так как звук пишется вчерне, и предполагается дальнейшее озвучивание фильма. Но и в этом случае помреж не сидит сложа руки (в самом прямом смысле).

Команда «Начали!»

В кармане у него: несколько маркеров, губка, чтобы стирать старые записи, секундомер, тейп (киношный скотч), мелки и, как показывает практика, еще и маленькая камера хранения для актерских вещей. После команды режиссера «Камера!» помреж, с хлопушкой наперевес, бежит в кадр. Правильно показать ее на камеру — тоже важное умение, которое приходит с опытом. Позиция помрежа зависит от того, какую оптику выбрал оператор. Дождь ли, снег — помреж всегда должен быть на посту.

Предположим, что снимается крупный план актера в болоте длиннофокусным объективом. Ничего не поделаешь, придется, предусмотрительно надев резиновые сапоги, лезть в болото к актеру, держать хлопушку у его лица, дожидаться команды «Начали!», хлопнуть, а потом, прыгая с кочки на кочку, со всех ног убегать из кадра, не забывая запустить секундомер.

Пока бегут секунды, нужно быстро переписать информацию на хлопушке и сделать пометки в монтажном листе. Слушать режиссера, писать комментарии для монтажера, отмечать лучшие дубли — также обязанность помрежа. Среди десятков листов у помрежа хранится режиссерский сценарий, где он зачеркивает отснятые сцены. В любой момент к «хлопушке» может подойти режиссер и задать каверзный вопрос: «Сколько длился дубль?», «Сняли ли сцену № 5?» и т. п.

Солнце еще высоко

У помощника режиссера нет возможности отдохнуть на съемочной площадке, хотя важность его работы не всегда и не для всех очевидна. В обязанности «хлопушки» входят и такие нехитрые занятия, как принести кофе режиссеру, что отнюдь не добавляет его роли значимости. Но если работаешь хорошо, есть возможность вырасти до второго режиссера. Правда, стоит быть готовым, что и в этой роли придется иметь железные нервы. Помощником режиссера работают девушки, обычно это студентки университетов кино или недавние выпускницы. Киношная смена длится 12 часов, практически все это время приходится бегать — эта работа не для ленивых. Съемки могут быть как в павильоне, так и на натуре: в дождь, снег, ночью, в болоте, на высоте 1000 метров. Поэтому хорошим здоровьем обладать просто жизненно необходимо.

На время съемок вся группа становится большой семьей, в условиях стресса нервы напрягаются до предела, и стоит больших трудов не сорваться на коллегу. Но киношный народ отходчивый, и если случается какое-то недопонимание, оно быстро разрешается во время обеда или после смены. Умение минимизировать конфликты и не создавать ссоры пойдет помрежу на пользу.

Общение с представителями других цехов (реквизит, костюмы, грим) часто приводит к тому, что помрежи обучаются профессии реквизитора или костюмера. Такая разносторонность повышает шансы работать на наиболее интересном проекте. Вакансии о работе в кино не найти на сайте вроде Rabota.ru, информация передается исключительно «сарафанным» радио.

Чего ради?

Несмотря на все очевидные минусы, у профессии есть ряд неоспоримых плюсов.

Где еще можно встретиться с таким количеством талантливых людей и побывать в самых отдаленных местах? Находясь на площадке рядом с оператором, помреж перенимает опыт, смотрит, как режиссер работает с актерами и группой, и, возможно, эти знания пригодятся на съемках собственного фильма. Многие режиссеры начинали «с низов», поднимаясь по карьерной лестнице.

Второй режиссер работает преимущественно со съемочной группой, координирует работу ассистента по актерам, костюмеров, гримеров. Именно он решает, когда группа пойдет на обед, дает указания помрежу, тщательно следит за режиссерским сценарием и делает все, чтобы ничего не отвлекало режиссера-постановщика от сотворения прекрасного. Хотя, если спросить у группы, кто такой «второй», они ответят: «Тот, который постоянно орет». Смех смехом, но есть доля истины в этом ответе.

Должность второго режиссера подразумевает контроль над организацией всего съемочного процесса.

Но, несмотря на все вышеперечисленное, в «хлопушечьей» жизни случаются и забавные ситуации. Например, такие.

Мария Бондаренко

Мне было 19 лет. Это была моя первая работа на телевидении и самый-самый первый день. Много растерянности, ощущение невероятной ответственности, и было достаточно страшно сделать что-то не так. И вот, наступает момент, когда мне нужно выйти и первый раз сказать: «Сцена 1, кадр 1, дубль 1» перед камерами, и я понимаю, что хлопушка не открывается. Камеры включены, а я пытаюсь расцепить створки хлопушки с мыслями о том, что все, теперь меня уволят. Отдирала минуты три.

Это было первое апреля, а звукорежиссеры с операторами решили поприветствовать меня в новой команде таким образом, склеив хлопушку двусторонним скотчем. Было потом очень смешно. Как вспомню, из-за каких глупостей я тогда переживала... Зато остался на память смешной ролик со мной в панике, воюющей с хлопушкой.

Татьяна Змейкина

Чтобы не опускать камеру с красивого кадра (луна!) на хлопушку, меня поднимали «к луне» осветители. Если съемка проходит в маленькой комнате и камера преграждает путь к выходу, приходится прятаться — залезать в шкаф, под кровать, за диван.

И делать это прихолится вместе с бумщиком, реквизитором, осветителем и много с кем еще. И после «стопа» вся эта толпа начинает вылезать из укромного места — как из Нарнии.

Алена Гутман

Хочу сказать, что за время недолгой работы в качестве «хлопушки» на съемках я поняла, что режиссеры очень нелогичные люди. Когда я пришла в первый день на площадку, режиссер сказал, что я похожа на Сандру Баллок.

А потом, когда я, хлопнув, не совсем удачно спряталась и попала в кадр, запоров при этом очень сложный дубль, он закричал: «Уберите ее из кадра!!!» Как же так?

Екатерина Дорофеева

Я засветила два кадра. Снимали сложный дубль, сняли. Режиссер говорит: «А что это за блик был?» Все: «Да-а-а... Что это было?» И тут я понимаю, что это — мои часы! И тут еще кто-то понимает, что это мои часы. «Катя! А не твои ли это часы?» — говорят они. Переснимали. И второй раз было то же самое, причем я думала, что главное — не дать блик, и отошла подальше. Но опять из-за меня переснимали дубль!

Сейчас будут новые съемки в октябре, но часов этих у меня уже нет: искупалась с ними в море, они встали, и я их выкинула.