Памятники посвященные правителям. Надо знать: памятники императорам. Попытки ограничения автономии

Несмотря на то, что Финляндия провозгласила независимость от России в 1917 году, памятники Александру I и Александру II стоят в стране до сих пор, а именем первого (Aleksanterinkatu) называется не только одна из центральных улиц Хельсинки, но и крупнейшего города Тампере, а также Оулу, Лахти и Порвоо.

Сохранение атрибутов прошлого объясняется не только уважением финнов к истории, но и вкладом царей в развитие местной государственности. Доброе отношение к русским императорам не смогла испортить даже Советско-финская война 1939-1940 годов.

Под властью Швеции

Экспансия шведов в финские земли началась ещё в XII веке, в результате чего они стали неотъемлемой частью Шведского королевства вплоть до 1809 года, не обладая при этом каким-либо особым статусом.

Местное наречие было языком крестьянского простонародья, в то время как образованные горожане и дворянство использовали шведский. Стоит отметить, что он имеет статус государственного по сей день, а названия улиц в Финляндии до сих пор дублируются на двух языках.

Шведы дали финнам также религию: сначала католицизм, а после распространения в королевстве в XVI веке реформации - лютеранство, благодаря которому развивалась школьная система. Местный уровень образования был довольно высоким, а в столице провинции Або (Турку) в 1640 году даже появился университет.

Тем не менее финские земли оставались задворками Шведского королевства, на которые со времён Петра I начала активно посягать Россия: часть Карелии и Выборг стали российскими в начале XVIII века. Близкое расположение к Петербургу сыграло свою роль уже в середине столетия, когда некоторые финские дворяне стали ориентироваться на восточного соседа, поступая на русскую службу.

Война за Финляндию

Заключённый в 1807 году между Александром I и Наполеоном Тильзитский мир позволил России сконцентрировать внимание на Швеции, давнем геополитическом противнике. Участник Русско-шведской войны 1808-1809 годов Фаддей Булгарин, ставший впоследствии видным журналистом и издателем, писал, что граница находилась всего в нескольких военных переходах от столицы, и это не могло не беспокоить. "Без Финляндии Россия была неполною, как будто недостроенною", - резюмировал он.

Первоначально война проходила для русской армии довольно легко: быстро пала южная Финляндия, а хорошо укреплённая крепость Сваеборг (Суоменлинна) рядом с Хельсинки сдалась без боя. Однако вскоре военные действия забуксовали, при этом активизировались финские партизаны.

Так или иначе русские войска сумели переломить ход кампании, выйдя в 1809 году по замерзшему льду Ботнического залива на территорию Швеции. В стране произошёл госпереворот, в результате которого военные свергли действующего короля, а новые власти поспешили пойти на мир с Россией.

Широкая автономия

В результате заключённого в Фридрихсгаме (Хамине) мирного договора Швеция потеряла 40% сухопутной территории, уступив России Финляндию. Ещё в 1808 году Александр I обещал стране широкую автономию, а незадолго до официального окончания войны недалеко от российской границы в городе Борго (Порвоо) было созвано представительство сословий, которому царь дал гарантии сохранения конституции и законов.

Русское правительство колебалось относительно степени автономности новых территорий, но сподвижник Александра I Михаил Сперанский настаивал на значительной самостоятельности края, заявив, что "Финляндия есть государство, а не губерния".

В 1810 году император писал местному генерал-губернатору, что хотел предоставить "народу сему бытие политическое, чтоб он считался не порабощённым Россией, но привязанным к ней собственными его очевидными пользами, для сего сохранены ему не только гражданские, но политические его законы".

Столица Финляндии была перенесена ближе к России: из Або (Турку) в Гельсингфорс (Хельсинки). В 1811 году автономной области была передана Выборгская губерния, которая исторически являлась частью финских земель захваченных до Русско-шведской войны. Кроме того, Великое княжество Финляндское освобождалось от общерусской воинской повинности и получало широкую экономическую самостоятельность.

После перехода под протекторат России Финляндия обрела гораздо большую степень автономности, чем при шведах. Отчасти это объясняется тем, что Александр I стратегически полагал, что лояльная буферная территория на границе с давним геополитическим врагом крайне необходима империи.

Созыв сейма

Положение дел в Финляндии не изменилось и с воцарением Николая I, которого многие исследователи считают консерватором. Когда императору предложили сократить автономию региона, он ответил: "Оставьте финнов в покое. Это единственная провинция, которая не доставила мне никакого беспокойства и неудовольствия".

Изменившая Российскую империю эпоха правления Александра II серьёзно повлияла и на Финляндию. В 1863 году в Гельсингфорсе (Хельсинки) после длительного перерыва был созван сейм, который начал собираться регулярно. В память о восстановлении парламентаризма финны в 1894 году поставили на главной площади столицы памятник Александру II.

В период его царствования были введены собственная денежная система и школьное обучение на родном языке. Кроме того, в университетах возобновилось преподавание на финском, который с 1860-ых постепенно стал государственным. Всё это привело к появлению движения за возрождение национальной культуры.

Попытки ограничения автономии

Идиллические отношения между Российской империей и Великим княжеством Финляндским продлились до 1880-ых годов, когда правительство Александра III начало постепенно ограничивать местные права.

Подобная линия была продолжена и при Николае II: финнов стали призывать в имперскую армию, а русский язык стали вводить в делопроизводство. В конце концов царским манифестом законодательные инициативы Петербурга были разрешены к исполнению на территории Финляндии без одобрения местным сеймом.

Это привело к напряжённости в регионе и вспышкам террора. В частности, в 1904 году финским националистом был убит генерал-губернатор Финляндии Николай Бобриков. Наряду с этим во всей Российской империи нарастали центробежные тенденции, которые затронули и Финляндию: на страну распространилась революция 1905-1907 годов.

Огромная Россия славится не только своими завидными габаритами и красивой природой, но и большим количеством исторических памятников, знаменующих все страницы истории государства.

Памятники России привлекают туристов в Москву и Санкт-Петербург, заставляют прохожих запрокидывать голову и любоваться могучими постаментами и великолепными дворцами. Для того чтобы посмотреть все монументы, придется потратить приличное количество времени на тур по всей стране, потому как значимые культурные памятники установлены не только в крупных городах, но и в крошечных «домашних» городишках. Самые знаменитые постаменты, конечно, расположены в культурных центрах России, Москве и Петербурге, поэтому туристы чаще всего направляют свои стопы именно туда. В этой статье будут перечислены самые знаменитые памятники России, так что желающие смогут выбрать самые интересные и составить свой туристический маршрут в соответствии с их расположением.

Великий Кремль: Царь-колокол

Здесь туристы могут найти целых два значительных памятника: Царь-колокол и Царь-пушку.

Эти памятники поражают не только своими габаритами, но и занимательной историей создания. Царь-колокол появился на свет с легкой руки императрицы Анны Иоанновны. Возможно, в Царь-колокол императрица пожелала уместить все свои амбиции, так как при объявлении желаемого размера памятника иностранные мастера всерьез подумали, что императрица изволила пошутить. Желание императрицы восприняла всерьез только семья Моториных. Они натерпелись неудач с созданием колокола, так как одно только утверждение проекта заняло целых три года. Первая отливка завершилась полным крахом, которого не выдержал старший Моторин. Его сын все-таки довел дело до конца, и теперь Царь-колокол гордо возвышается над брусчаткой Однако, несмотря на огромное количество затраченных усилий, голоса так никогда и не услышала.

Великий Кремль: Царь-пушка

Такие памятники России, как Царь-пушка, расположенная на Ивановской площади, привлекают туристов в район Кремля в любой сезон года.

Царь-пушка была установлена в честь русской артиллерии. Ее масса очень внушительна - почти 40 тонн. Изначально она была создана для охраны Кремля, но затем было решено, что ее военная мощь позволяет ей свирепо разрушать стены, а не храбро защищать их от врага. Как и многие военные памятники культуры России, могучая Царь-пушка так и не приняла участия в военных действиях, но все равно вызывает у туристов и местных жителей благоговейный трепет. По этому поводу придумали красивую легенду, в которой рассказывалось, что один выстрел Царь-пушка все-таки сделала, однако не при боевых действиях. Говорят, что Царь-пушка стреляла прахом Лжедмитрия, но задекларированных доказательств этому предположению нет. В каком-то смысле этот памятник превратился даже в имя нарицательное, так как о нем слышали даже жители самой отдаленной глубинки.

Храм Покрова Божией Матери

Некоторые памятники культуры России могут похвастаться целыми сборниками легенд, сочиненных в их честь. К примеру, множество историй люди сочинили о Храме Покрова Божией Матери.

Все эти легенды передавались из уст в уста, поэтому постоянно приукрашивались, и сейчас уже невозможно понять, что из этого правда, а что - приукрашенная выдумка. Раньше на месте Храма возвышалась церковь Троицы Живоначальной. Со временем вокруг нее выстраивались другие небольшие храмы в честь побед русского народа. В итоге, когда маленьких храмов накопилось около десяти, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному возвести на их месте один большой храм. Святилище несколько раз подвергалось зверским попыткам уничтожения, но все они оказались тщетными. Там запрещали службы, чтобы через какое-то время снова их разрешить. Храм Покрова Божией Матери расположен в Москве и обязателен к посещению тем, кто хочет узнать, какие есть памятники в России и на что действительно стоило бы взглянуть.

Петропавловская крепость и страницы истории Питера

Санкт-Петербург славится своей культурностью, о ней в сети даже ходят многочисленные анекдоты.

Приезжие ожидают от питерцев изысканности, вежливости и крайней дружелюбности и очень возмущаются, когда их ожидания не оправдываются. В Питере есть много красивых памятников русской культуры. Одним из самых ярких является Петропавловская крепость. Туристам, мечтающим увидеть лучшие памятники архитектуры России, следует обязательно посетить ее. Она расположена в самом центре города и является одним из основных символов истории русской земли. С Петропавловской крепости началось построение города в 1703 году, поэтому стены ее были свидетелями всех исторических событий, произошедших на территории града Петра. В центре крепости можно увидеть прекрасный Петропавловский собор, который укрывает тайны истории Дома Романовых. Возле собора расположено Комендантское кладбище, где захоронены многие коменданты Петропавловской крепости.

«Тысячелетие России»

Памятники и скульптуры России поражают не только своим разнообразием и исторической подоплекой, но и исключительной красотой исполнения.

Монумент «Тысячелетие России», расположенный в Великом Новгороде, был возведен здесь в честь исполнения тысячелетия призвания варягов на территорию Руси. Памятник был воздвигнут в 1862 году, ориентировочно в сентябре. Не грех сказать, что этот монумент являет собой всю историю России вместе с ее многочисленными славными полководцами, государственными деятелями и представителями мира культуры. Многие патриотически настроенные россияне считают, что памятник «Тысячелетие России» отражает в себе дух их великой страны. Сам монумент выполнен в виде шара-державы, который установлен на особом постаменте в виде благовеста или колокола. Каждая часть этого тематического памятника символизирует отдельные периоды истории России, а весь монумент излучает гордость за страну и символизирует ее величие.

Усадьба Поливаново: имение знаменитых родов

По-настоящему великие памятники России уже очень давно появились на территории этого государства.

Например, усадьба Поливаново стоит на русской земле еще с 1779 года. По соседству с имением расположена Церковь Благовещенья, которая и была свидетелем всего процесса построения усадьбы. Церковь была построена за два года, а усадьбу начали возводить уже после завершения ее постройки. Имение находится в одноименном селе, которое получило свое название благодаря славному дворянскому роду Поливановых. За все время своего существования усадьба много раз меняла хозяев. В ее стенах жили Дохтуровы, Салтыковы, Апраксины, Разумовские, Давыдовы и Гудовичи. Благодаря тому, что такие знаменитые семьи проживали в стенах имения, поток туристов здесь не иссякает, набирая особенную интенсивность в теплое время года. Имение Поливаново не только само по себе красиво, но еще и расположено в крайне живописной местности на берегу Пахры.

Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону в Москве

Помимо памятников, прославляющих великую мощь России, здесь есть и множество культурных монументов, чествующих шедевры мирового культурного наследия. Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону появился в столице России совсем недавно, в 2007 году.

Так получилось, что он был установлен как раз тогда, когда первая книга Артура Конан Дойля о приключениях знаменитого сыщика праздновала свой 120-летний юбилей. Недалеко от памятника расположено здание посольства Великобритании, так что туристы могут при желании ощутить культурную аутентичность монумента. Несмотря на это, от внимательного взгляда туриста не ускользнет то, что в чертах лиц изображенных на монументе персонажей угадываются и Виталий Соломин. Говорят, что все проблемы в одночасье исчезнут, если сесть между двумя персонажами и положить руку на записную книжку доктора Ватсона. Даже несмотря на то, что это поверье не оправдалось, попробовать так просто решить свои проблемы все-таки стоит.

Великие памятники великого правителя

В честь российского правителя были возведены монументы не только в России, но и во многих городах Европы.

Самые известные в России расположены в Петербурге. Чаще всего туристы посещают монумент с ярким названием "Медный всадник", который знаком даже тем, кто никогда не был в городе на Неве. Он возвышается над Сенатской площадью с 1782 года. Конечно же, с "Медным Всадником" связано множество легенд, в частности, о петербургском "мистическом тексте". Из-за его двойственности и кажущегося сюрреализма воображение русского народа создало самые невероятные истории. Свое название памятник получил благодаря великому писателю Александру Сергеевичу Пушкину в соответствии с его одноименным произведением. Можно много и долго читать о памятниках России, но лучше всего посмотреть на них собственными глазами. Слова на бумаге не смогут передать всю мощь и величие, которые они излучают.

Культурная столица России привлекает туристов не только своими музеями, мостами и каналами. Именно здесь появились первые во всей державе монументы, посвященные самым известным в истории монархам. И, погуляв по тенистым аллеям, оценив памятники в летнем саду в Санкт-Петербурге, каждому гостю наверняка захочется поглубже окунуться в великую историю северной столицы.
Самые известные памятники царям в Санкт-Петербурге
На величественных берегах Нева увековечена практически вся линия Романовых: Петр I, три Александра, Павел, два Николая и Екатерина. Их скульптуры, увековеченные в камне, представляют собой бесценные памятники истории Санкт-Петербурга, и каждый день напоминают о его великом прошлом. К сожалению, даже не каждый петербуржец сегодня сможет точно ответить, чья скульптура находится перед ним. А потому перед прогулкой по питерским улицам и проспектам, лучше заранее прочитать про царские памятники Санкт-Петербурга, фото с описанием и экскурсом в историю которых представлены ниже.

100 лет назад, 12 июня 1912 года (30 мая ст. ст.) возле храма Христа Спасителя был открыт памятник российскому императору Александру III работы скульптора Александра Михайловича Опекушина (1838 - 1923), известного москвичам по памятнику Пушкину, Екатерине II в Московской городской думе, памятнику Александру II в Кремле.

20 октября 1894 года в возрасте 49 лет в Ливадии скончался император Александр III. В этом же году высочайше была объявлена всенародная подписка на сооружение ему памятника в Москве, о чем Николай II уведомил письмом своего дядю, генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича. Царь писал: "Ваше Императорское Высочество. Мною было дано соизволение на открытие всенародной подписки для устройства памятника Незабвенному Моему Родителю Императору Александру III, Великому Миротворцу. Глубоко убежденный, что вся Россия и с нею ее сердце, первопрестольная столица, стремится скорейшим возведением памятника достойным образом почтить память доброго Моего Отца, Я озаботился ныне же образовать для сбора пожертвований и ведения впоследствии работ по устройству памятника - Особый Комитет, председателем которого призываю Вас, как Московского Генерал-губернатора. Сердечно любящий Вас Племянник Николай. С.-Петербург, 9-го декабря 1894 года".

К выполнению проекта, победившего на конкурсе, в качестве главного архитектора был привлечен московский зодчий, автор Верхних торговых рядов (ныне ГУМ) А. Н. Померанцев, а производителем работ назначен инженер-архитектор К. А. Грейнерт. Работа над памятником началась в 1900 году и продолжалась почти 12 лет. За это время по подписке было собрано около двух с половиной миллионов народных рублей. Место для установки монумента было выбрано самим Николаем II возле храма Христа Спасителя со стороны Москвы-реки - на Пречистенской набережной. Бронзовый Александр III должен быть обращен лицом в Замоскворечье.

Акт о приемке памятника был подписан в Рождество. Открытие же намечалось на 30 мая 1912 года, хотя работы по установке монумента закончились гораздо раньше. На площадке возле памятника уже были разбиты газоны, полным ходом шла посадка цветов.

Чтобы москвичи не смогли заранее увидеть памятник царю-освободителю, его затянули огромным полотном. Тем не менее "знакомство" жителей столицы с бронзовым Александром III состоялось несколько раньше дня открытия: полотно, закрывавшее фигуру царя, сорвало ветром. Расторопные фотографы успели запечатлеть его и опубликовать свои снимки в некоторых изданиях.

Торжества в Москве по случаю открытия памятника Александру III продолжались три дня. 29 мая Николай II c супругою Александрой Федоровной вышел к народу на Красное крыльцо в Кремле.

Центральный день - 30 мая 1912 года, открытие монумента. Это было небывалое по размаху торжество, заранее разработанное Министерством Двора Его Императорского Величества. На торжества, помимо государыни и государя, прибыли члены Государственного Совета, Государственной думы, сенаторы, генералы, адмиралы, фрейлины и статс-дамы, губернские и уездные предводители и представители дворянства, московские и губернские власти, представители сословий и общественных организаций, депутации от учебных заведений. Такого высокого съезда гостей в Москву не наблюдалось со дня коронации Николая II.

О начале торжеств народ возвестили пятью выстрелами с Тайницкой башни Кремля, которые прозвучали в восемь часов утра. Около памятника выстроились войска. К десяти часам из Кремля к входу в храм прибыл в сопровождении свиты император Николай II со своей матерью вдовствующей императрицей Марией Федоровной, а также с супругой Александрой Федоровной, наследником цесаревичем Алексеем и дочерьми великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Их встречал высокопреосвященный Владимир (Богоявленский), митрополит Московский и Коломенский, совершавший литургию в храме. Под колокольный звон окрестных церквей начался крестный ход. У памятника состоялось благодарственное молебствие с коленопреклонением. После возглашения вечной памяти императору Александру III по команде Николая II войска отдали честь. Особую торжественность празднику придали 360 залпов салюта и исполнение Преображенского марша. Затем с памятника было снято покрывало. Митрополит Владимир окропил монумент святой водой и провозгласил многолетие российскому войску и верноподданным.

После осмотра памятника особами императорской фамилии товарищ председателя комитета по сооружению памятника гофмейстер А. Г. Булыгин прочитал текст акта о передаче памятника в ведение московского городского управления.

К монументу было возложено 86 венков, включая венки от 80 российских и зарубежных депутаций. Вечером город и памятник были иллюминированы.

Колоссальная фигура императора высотою почти в 10 аршин (один аршин равен 0,711 м) отливалась по модели А. М. Опекушина в С.-Петербурге на заводе преемников А. П. Морана. Затем статуя была доставлена в Москву, где под руководством автора на месте осуществлялась установка монумента. Наглядное представление о размерах статуи дает такой факт: голова бронзового императора в пять раз превышала натуральную, то есть была почти в человеческий рост. Заметим, что на фоне гиганта храма памятник не казался громоздким.

Скульптор изобразил Александра III сидящим на троне, при всех царских регалиях. Голову императора украшала корона. В правой руке он держал скипетр. В левой - державу. Фигура была облачена в порфиру (мантию), один конец которой опускался на пьедестал из красного полированного гранита с надписью: "Благочестивейшему, Самодержавнейшему Великому Государю Нашему Императору Александру Александровичу всея России. 1881-1894". Низ пьедестала окружал бронзовый пояс, состоящий из 16 гербов всех царств и княжеств, упоминаемых в титуле Александра III. На уступе цокольной части размещались четыре бронзовых коронованных двуглавых орла с распростертыми крыльями (автор скульптор А. Л. Обер). Очень красив был гранитный постамент с огромными грифонами. Величественные фонари с четырьмя и семью шарами-плафонами были настолько мощными, что возле них можно было читать даже ночью. Впечатляли два жертвенника над лестницей и вся ведущая к набережной реки Москвы лестница. Она была выполнена из гранита, обрамлена мрамором и украшена эффектной балюстрадой, двумя закругленными маршами спускающейся к набережной.

Некоторое представление о работе А. М. Опекушина над памятником царю-миротворцу дают письма, сохранившиеся в рукописном фонде Российской государственной библиотеки. 12 сентября 1903 года сын скульптора Александра Михайловича Владимир пишет брату отца: "Фигура Императора Александра III работается, папа окончил лепкою все тело сам, голова почти готова, теперь его помощник накладывает порфиру, (...) потом папа начнет сам заканчивать порфиру". Дальнейшая история создания памятника прослеживается в заметке, опубликованной в "Петербургской газете": "Седой как лунь старик живет в собственном доме на Каменноостровском проспекте (в Петербурге. - О. Д.). Там же в отдельном здании его мастерская, где Опекушин работает с утра до позднего вечера. Журналисты посетили Опекушина. Он - за работой.

Возобновляю голову, - показал он на огромную модель с царской короной на голове. - Все уже было готово, но голова выскользнула из рук рабочего и разбилась на кусочки. Пришлось всю работу - заново".

А вот что по этому поводу писал сам Опекушин брату в Рыбницы: "Дело в том: формовкой статуи (памятника Александру II в Москве. - О. Д.) лепщики меня замучили, вместо трех месяцев, как обещали, тянут восемь, и дай Бог, чтобы в ноябре мог сдать в отливку из бронзы. Работали восемь человек, и ты поймешь, каких это стоило расходов, кроме материалов и расходов различных. Да в добавление варвары разбили голову царя и с короною вдребезги - приходится лепить новую".

За памятник царю-освободителю в Москве скульптору была определена пожизненная пенсия в размере 3000 рублей в год и пожалован чин действительного статского советника (гражданский чин 4-го класса в Табели о рангах). Это звание давало право на потомственное дворянство и приравнивалось к директору департамента, губернатору, градоначальнику.

В 1912 году в память открытия памятника Александру были выпущены медаль, мемориальный рубль и бронзовый жетон с изображением портрета императора и памятника ему в Москве.

Недолговечной была жизнь этого монумента. Простояв всего шесть лет, вскоре после переезда советского правительства из Петербурга в Москву, летом 1918-го, был разрушен. Постамент же простоял до уничтожения храма Христа Спасителя в 1931 г. (на нем новое правительство планировало установить памятник "Освобожденному труду").

К счастью, модель монумента сохранилась в фондах Государственного Исторического музея. Изображение памятника мы также можем видеть на многочисленных фотографиях и старинных открытках.

Торжества по случаю открытия памятника Александру III в Москве продолжались и 31 мая. В этот день состоялось открытие музея изящных искусств имени Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), находившегося вблизи храма Христа Спасителя - на другой стороне улицы Волхонки.

— город не только трех революций, но и дюжины императоров. Царские статуи размечают исторический центр так же, как реки и каналы, и это чисто петербургское явление — фигурные памятники монархам впервые в России появились именно здесь. Солидному московскому царю и в голову бы не пришло почтить своего бородатого предшественника полноростовой статуей. А на брегах Невы собралась почти полная романовская линейка: три Александра, два Николая, Екатерина, Павел. И виновник всего этого — Петр.

Первый

Петров Первых в городе много — каменных, бронзовых, восковых, фарфоровых, шоколадных и просто ряженых. Собственно памятников как минимум пять, и их число плавно увеличивается. Царь-реформатор, авангардист и затейник, провоцирует художественные эксперименты, в результате чего рождаются такие выразительные творения, как лысый монстр Михаила Шемякина, восседающий напротив романовской усыпальницы в Петропавловской крепости . Не менее скандальным для своего времени был и Медный Всадник , но мы предлагаем начать смотр царей с более, на первый взгляд, традиционного памятника. С конной статуи работы Карло Растрелли, отца великого архитектора, перед Инженерным замком .

Фото: Александр Секретарев/Фотобанк Лори

«Прадеду правнук», — лаконично написано на постаменте. Это отметился Павел I, с недавнего времени тоже занявший место неподалеку, за спиной прадеда, во внутреннем дворе замка (об этом позже). Все очень торжественно: царь в римских доспехах и лавровом венке, гордый спокойный конь, высокий пьедестал с сюжетными барельефами. Лавровые листья на голове Петра стоят дыбом, как языки пламени, и заменяют корону. В общем, образцовый рыцарь на образцовом коне. Если не приглядываться.

Фото: Михаил Марковский / Фотобанк Лори

Если же приглядеться, можно заметить, что Растрелли за три века до Шемякина решительно исказил пропорции модели — сильно расширил Петра в груди, придав всаднику мощи. Портретное сходство осталось, но исчезло все то, что любят изображать ряженые Петры-актеры — свирепый взгляд и некоторая истеричность порывистого долговязого царя. Перед Михайловским замком красуется воплощение державной важности.

Зрителей чаще интересует другое, более странное искажение. Не у всадника, а у коня. Этого коня тоже считают слепленным с натуры — с любимого императорского жеребца по имени Лизетта (да, Петр Алексеевич был эксцентричен), ветерана Полтавской битвы. Копыто его левой передней ноги, если смотреть на пьедестал с земли, выглядит как туфелька на каблуке. Объяснить этот оптический фокус трудно, городская легенда об увековечении ножки какой-то дамы не очень убедительна. Найти ракурс, в котором наконец появится обычное копыто, не удается.

Заметить лошадиную туфельку снизу не так просто, зато другая деталь постамента бросается в глаза. На темном барельефе с изображением Гангутской битвы в любую погоду золотится отполированная многочисленными прикосновениями деталь — фигура человечка, которого вытаскивают из волн в лодку. По примете, за него надо подержаться перед экзаменом, чтоб не «утопили». Но нужно еще дотянуться, так что пальцами страждущих отполирована самая доступная, филейная часть «спасаемого из вод».

Между Первым и Второй

От смерти Петра Великого до воцарения его дочери Елизаветы на российском престоле сменилось четверо невеликих монархов — Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иоанн VI с матерью-регентшей Анной Леопольдовной. Все они обходятся без столичных памятников, если не считать монументом пышную скульптурную композицию того же Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком». Она открывает экспозицию Русского музея .

У Елизаветы Петровны собственной статуи в Петербурге тоже нет. Это несправедливо — любимая дочь Петра оказалась правительницей своеобразной, но яркой. В общем, «веселая царица была Елисавет». Ее любовь к балам и маскарадам в сочетании с искренней религиозностью, пять тысяч платьев и опустевшая казна заслоняют другие достижения: Елизавета, например, отменила в России смертную казнь и открыла Московский университет.

Один памятник у нее все-таки был, но до наших дней не дожил. Не бронзовый, не мраморный, а «бисквитный» (из матового фарфора) бюст царицы поставили в 1895 году во дворе Императорского фарфорового завода, при ней основанного.

Елизавете наследовал Петр III — еще один горемычный царь, памятника не заслуживший. В отличие от жены.

Екатерина

Фото: Александр Алексеев/Фотобанк Лори

Екатерина II — во всех смыслах вторая после Петра I, а памятник на площади Островского перед Александринским театром — второй по популярности царский монумент. Он находится в пятнадцати минутах ходьбы от растреллиевского Петра. Император жезлом указывает примерно туда, в сторону «Катькиного садика». Надо пройти направо по Манежной площади, потом по оживленной и уродливой, как все «арбаты» страны, Малой Садовой, потом через Невский — к скверу с четырехметровым многофигурным памятником. Екатерина в парадном платье высоко подняла скипетр, у ее ног по кругу расположились соратники: Потемкин, Суворов, Румянцев, Безбородко, Бецкой, Чичагов, Орлов, Дашкова и Державин.

Вокруг красиво и мирно, «как при бабушке». За спиной Екатерины — Аполлон и музы на фасадах театра, по левую руку — философы Публичной библиотеки, напротив — бравый Гермес на здании Елисеевского магазина и футболисты в витрине фирменного магазина «Зенит». У ограды садика традиционно ловят клиентов уличные художники. Под деревьями исторически встречались геи и шахматисты. Царица привечает всех.

При создании и установке памятника, если верить хроникам, ни один человек не пострадал — такое бывало редко. Никаких зловещих ассоциаций и легенд не возникло. Только фривольные: говорят, что сподвижники Екатерины, украшающие собой пьедестал, жестами и подручными средствами показывают, насколько их одарила природа. Лишь Державину нечем похвастаться да княгиня Дашкова не участвует, читает книгу.

Правда, из всех девяти персонажей фаворит царицы здесь только один. Зато какой — Григорий Александрович Потемкин с фельдмаршальским жезлом.

Павел I

Чтобы увидеть сына и наследника Екатерины, придется вернуться к Инженерному замку. И сделать это надо до 18:00, потому что относительно новый памятник доступен для осмотра «в режиме работы организации». Вечером двор запирают, и это добавляет не слишком удачной скульптуре символизма: невезучий император в глубине двора огражден решеткой от большого мира, как вечный узник того места, где нашел свою смерть.

Фото: Андрей Ижаковский/Фотобанк Лори

Памятник появился в 2003 году, он очень театральный и чрезмерный. Павел с напряженным лицом, в полном царском облачении, в орденах, со скипетром и державой, восседает на причудливом троне, поставив ноги на табуреточку. Перед ним водружены два декоративных столба неясного назначения, и все это помещено на черный-черный гробообразный пьедестал. В довершение несчастья памятник буквально задвинули в угол — переместили из центра двора к стене «для удобства посетителей». В общем, Михайловский замок неласков к своему хозяину и после его смерти.

Александр I

«Полно ребячиться, ступайте царствовать», — такими словами граф Пален напутствовал нового императора Александра I после устранения Павла. Пассивный отцеубийца, победитель Наполеона, царь-реформатор и царь-мистик полноценной личной скульптуры в Петербурге не имеет. Тем не менее его монумент мощнее и выше всех прочих — Александровская колонна на Дворцовой площади . Лицу ангела будто бы придано сходство с лицом Александра Павловича, которого называли «ангелом», но уловить это сходство невозможно — ангел и ангел, бесполый и бесстрастный. Учитывая все темные легенды вокруг царя, будто бы разыгравшего собственную смерть в унылом Таганроге , чтобы под видом старца Федора Кузьмича странствовать и отмаливать грехи, такая персона ему подходит.