Перечислить типы и виды музыкальных занятий. Конспект доминантного музыкального занятия в подготовительной группе детского сада. Структура фронтального занятия

Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное разви­тие каждого дошкольника.

Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музы­кальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.

Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание мате­риала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разу­чиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.

Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляет­ся подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.

В зависимости от содержания и структуры эти занятия подраз­деляются на типовые, тематические, по слушанию музыки, разви­тию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая часть осуществляет задачи активи­зации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начи­нается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласо­вываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения использу­ются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершен­ствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. (Ни в коем случае нельзя вводить де­тей под звучание марша из-за двери, ибо в этом случае многие дети не начинают движение одновременно со звучанием музыки.) Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упраж­нений: образного, подготовительного, композиционного.

Во второй части занятия педагог переходит к пению или слуша­нию (в зависимости от интенсивности движений первой части), учитывая при этом этапы разучивания произведения. В младших группах дети поют две-три песни, перед исполнением которых проводятся музыкально-дидактические упражнения на различение высоты, тембра, силы, длительности звуков. В средней и старшей группах - три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попевок, исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучи­ваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно про­изведение, но можно - для сравнения по сходству или контрас­ту - исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хо­рошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах воз­можно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-рит­мические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начина­ют выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.

После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из задач которой является приведение возбужден­ного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останав­ливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка заня­тия. У старших детей спрашивают, а младшим говорят, чем они за­нимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу уча­стия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).

Методика проведения типовых занятий разработана с достаточ­ной полнотой, однако для повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависи­мости от сложности репертуара, степени его усвоения, особеннос­тей поведения детей музыкальный руководитель может, например, исключить слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только од­ной песни и т. д.

Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмо­циональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказыва­ет музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педаго­гом программных требований, особенностей развития детей дан­ной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.

Занятие по слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии, т. е. в средней и старшей возрастных группах. Но и здесь оно сокращено по вре­мени, так как не включает смен деятельности, и внимание детей притупляется. Занятие по слушанию музыки обычно продолжает­ся 10 (в средней группе) и 20-25 (в старших группах) минут, его можно проводить и в вечернее время. Но это не развлечение, не концерт, ибо здесь присутствуют элементы обучения: после слуша­ния каждого произведения в грамзаписи или исполненного педаго­гом с детьми проводится его анализ. Отмечаются характер и сред­ства выразительности произведения, его жанр и форма. На таких занятиях целесообразно слушать произведения в исполнении ор­кестра, различных музыкальных инструментов, певцов, сравнивать вокальные и инструментальные произведения, программные и не­программные. Для облегчения восприятия произведений в целом в занятие включается образное и поэтическое слово педагога, пе­ние самих детей, иллюстративный материал - картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного ис­кусства и т. д. На занятие дети приходят как обычно (без маршировок), слушают 4-5 произведений (из них 1-2 незнакомых), анали­зируют их и спокойно уходят, чтобы не нарушить звучанием марша впечатлений от услышанного.

Занятия по развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объе­мом знаний, умений и навыков в области пения, музыкаль­но-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в до­статочной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оце­ночные суждения, музыкальный вкус. В младших группах творчес­кие задания включаются в ту или иную деятельность на типовых, тематических, комплексных занятиях. Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать три элемента из ниже перечисленных: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст: выполнение образных упражнений; со­ставление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этю­дов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотип­ными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. По­этому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «ре­жиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятель­ность, поддерживать инициативность и самостоятельность, от­носиться ко всем творческим, даже самым элементарным прояв­лениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. раз­вивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дош­кольников.

Обучение игре на инструментах сначала проводится воспита­телем на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и ор­кестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и ее рит­мичного сопровождения инструментами ударной группы; совер­шенствование исполнения знакомых произведений; подбор мело­дий по слуху или их сочинение.

Комплексные занятия. На них в равной степени представлены музыка, изобразительные искусства и литература. Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстети­ческого развития детей данной группы. Они требуют согласован­ной предварительной работы музыкального руководителя и воспи­тателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяю­щий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах вырази­тельности произведений искусств. Например, детям показывают репродукции картин с осенними пейзажами, предлагают желаю­щим прочитать стихотворения об осени, затем исполняют фраг­мент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь», беседуют о характере музыки, ее настроении и просят изобразить в рисунках свои впечатления.

Занятия с доминированием одного вида деятельности. Про­водятся они обычно тогда, когда музыкальный руководитель счи­тает необходимым уделить выработке навыков той или иной музы­кальной деятельности большего количества времени. Исключение составляет пение, так как известно, что певческий голос формиру­ется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения. На одном за­нятии рекомендуется исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга, праздниках - 4-5. Такие занятия позволяют наверстать упущен­ное в обучении навыкам, способствуют более углубленному изучению материала по разделам музыкально-ритмических движении, игры на инструментах, музыкально-дидактических игр. Например, дети выполняют подготовительное упражнение к несюжетной игре, затем упражнение-композицию, слушают какое-либо вокальное произведение, разучивают песню, а затем проводят сюжетную игру. В данном случае на занятии доминирует музыкально-ритмическая деятельность.

Конспект доминантного музыкального занятия

«В поисках мелодии»

Цель. Развитие творческих способностей детей посредством элементарного музицирования с использованием ИКТ.

Задачи. Воспитывать интерес и любовь к музыке и музицированию.

Развивать эмоциональность детей как важнейшую основу их внутреннего мира и способности воспринимать, сопереживать и понимать музыку.

Формировать звуковысотный слух.

Учить чисто интонировать мелодию.

Развивать коммуникативные качества посредством музыки.

Ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке, используя для этого детские музыкальные инструменты.

Различать шумовые и музыкальные звуки.

Умение произносить стихотворный текст в определенном темпе под музыку (мелодекламация).

Развивать музыкальное восприятие и слух, уметь дать правильную характеристику музыкальным произведениям, определять характер и настроение в музыке.

Развивать умение импровизировать танцевальные движения под музыку соответствующего характера, на основе приобретенных навыков.

Обучать правильно передавать ритмический рисунок мелодии, исполняя её на музыкальном инструменте.

Воспитывать умение слаженно играть на музыкальных инструментах в оркестре.

Передавать плавность, выразительность, красоту движений при исполнении танца.

Оборудование, материал:

детские музыкальные инструменты (металлофоны, музыкальные треугольники, маракасы, кастаньеты, румба, бубны, барабан); пособие к музыкально-дидактической игре; ТСО.

Предварительная работа:

Обучение детей приемам игры на различных музыкальных инструментах, знакомство с классификацией.

Использование музыкально дидактической игры «Ритмическое лото»,

Муз игра «Веселый поезд» Е. Матвиенко;

Муз. Игра «Укрась музыку». Е.Матвиенко

Ф.Шуберт «Серенада».

Ход занятия:

(Дети заходят в зал, встают в круг).

Муз.рук-ль: Здравствуйте, ребята! (дети отвечают). А вы знаете, что значит «Здравствуйте»? Это слово произошло от слова «Здравие» – «Здоровье». А что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Давайте и мы с вами, чтобы быть здоровыми, сделаем сейчас небольшую зарядку. Давайте, поздороваемся с вами нашей «здравной» песенкой.

Музыкальная разминка «Песенка-приветствие».

  1. Ты шагай, шагай,

Ты шагай, шагай, шагай, себе пару выбирай.

Поздоровайся ладошкой, поздоровайся и ножкой,

Плечиком и локотком и конечно язычком – «Здравствуйте!».

  1. Ты шагай, шагай, шагай своей дорогой не зевай!

Поздоровайся головкой, как ты делаешь все ловко!

Пальчиком и кулачком и, конечно язычком – «Здравствуйте!».

3. Ты шагай, шагай, шагай своей дорогой не зевай!

Ты шагай, шагай, шагай, другую пару выбирай.

Поздоровайся макушкой и своим красивым ушком,

Спинкой, тепленьким бочком и, конечно, язычком – «Здравствуйте!».

На экране появляется фея музыки.

Муз. рук: Ребята, смотрите, сама фея Музыки пришла сегодня к нам в детский сад, что же она хочет нам сказать?

Злая колдунья Скрипунья украла мою мелодию, разорвала и разбросала повсюду нотки. Я теперь не могу петь. Помогите мне, пожалуйста, найти мои нотки».

Муз.рук . Ну, что, ребята, поможем фее Музыки, ведь мы без неё и праздников не справим, и маме песенку не споём!

(дети отвечают)

Муз.рук : Давайте ещё раз вспомним, что мы будем искать?

(дети отвечают -мелодию).Из

Чего складывается музыка?

(Дети отвечают: из звуков)

Как записывают музыку? Как называются знаки, которыми записывают музыку?

Правильно, мелодию записывают нотами, нам надо найти нотки, которые

Скрипунья украла, только просто так её она нам не отдаст

М.Р.: А какие звуки бывают?

Дети отвечают: музыкальные, шумовые, высокие, низкие, длинные, короткие.

М.Р. ребята, вы готовы пройти все испытания и помочь фее музыки? Тогда нам пора отправляться в путь. Занимайте места в поезде. А чтобы было веселей, давайте возьмем с собой музыкальные инструменты.

(Исполняется муз игра «Веселый поезд») автор Е. Матвиенко

М.Р.: Посмотрите, ребята, сколько снега выпало! (берет в руки покрывало).

М.р . ребята, смотрите, какое большое снежное покрывало! На что оно похоже? Интересно, а для чего оно здесь лежит?

Ребята, а что можно делать с этим покрывалом? (дети высказывают своё мнение).

М.Р. А давайте мы с вами потанцуем!

Исполняется вальс снежинок. (танцевальная импровизация)

После танца музыкальный руководитель находит в сугробе первую нотку и просит ребенка прикрепить её на доску.

М.р .: ребята, а кто мне скажет, какие бывают музыкальные инструменты? (мнения детей).

Правильно, инструменты бывают шумовые и музыкальные.

Вот вам и второе испытание : девочки, подойдите к столу и выберите себе музыкальные инструменты, а мальчики возьмут себе шумовые инструменты.

Предлагаю вам украсить музыку.

Когда музыка звучит тихо, то на каких инструментах вы будете играть?

А когда громкая?

(Проводится муз-дид. игра «Укрась музыку»).

М.р.:

Использование, каких инструментов, предметов вам понравилось

Больше? Почему?

(Муз.рук на столе находит вторую нотку).

М.р: Ребята, посмотрите, вот и вторая нотка нашлась.

А у меня для вас есть один сюрприз, вы любите сюрпризы? (Ответы детей).

Только для этого нужно послушать внимательно музыку, потому-что в ней и заключается сюрприз.

(Дети слушают в записи Серенаду Ф.Шуберта).

М.р. какая красивая мелодия. На что она похожа? А кто – нибудь узнал, на каком инструменте исполняли эту песню? (ответы детей).

М.р .: правильно, это играла труба. А вот вам и обещанный сюрприз, сейчас перед вами выступит настоящий музыкант, который умеет играть на трубе.

Выступление артиста.

М.р. (показывает ещё одну нотку). Вот и третья нотка нашлась, потому-что вы правильно угадали и назвали музыкальный инструмент.

М.Р. (обращает вни мание на доску, где изображены животные). Ничего не могу понять, почему здесь изображены разные животные? Как вы думаете?

(М.р. задает детям наводящие вопросы что изображено, почему животные разного размера, какие бывают звуки?).

Подвести детей к тому, что звуки бывают долгие и короткие, и что на карточках изображен ритмический рисунок.

М.р . предлагает детям простучать ритмический рисунок.

(Дети берут инструменты и простукивают ритмический рисунок, изображенный на карточках).

М.Р. А сейчас, давайте вместе исполним веселую песенку с помощью наших музыкальных инструментов. (Игра «Львёнок» автор Е. Матвиенко).

М.р.: Ребята, какие вы молодцы, смотрите, вот ещё одна нотка нашлась.

(М.р.предлагает ребенку прикрепить нотки на доске).

Фея музыки. Ребята спасибо вам, вы хорошо справились с заданиями, нашли нотки, которыми записывают мелодию, поэтому я хочу вам подарить свою песенку.

(Дети исполняют « Веселый оркестр 7 нот»)

  1. Шел по лесу музыкант, трогая березы,

Нотки на ладонь ему падали как слезы,

Он их вместе собирал, собирал любую,

И тихонько напевал песенку лесную.

Припев . Ми, ми, до, ми, ми, до,

  1. Дятел песни так стучал на огромной ели,

Даже волк её ворчал, слушая метели.

Слышал каждый в ней своё, что ему милее,

С песенкой зимой тепло, летом веселее.

Припев.

Щаба да бада бада,

Тук, тук, тук, тук, тук, тук.

Щаба да бада бада,

  1. Повторял её родник, по камням сбегая

В сердце леса он проник с песенкой играя.

Её знают все цветы, ветер над лугами,

Повторяй её и ты хором вместе с нами.

Припев . . Ми, ми, до, ми, ми, до,

Соль, соль, ля, соль, фа, ми, ре.

Ре, ре, си, ре, ре, си, фа, фа, соль, фа, ми, ре, до.

Тук, тук, тук, тук, тук, тук.

Щаба да бада бада,

Тук, тук, тук, тук, тук, тук.

Щаба да бада бада,

Проигрыш .

Припев.чок, чок. Чок, чок, чок, чок,

Ша ла ла ла ла ла ла

Чок, чок. Чок, чок, чок, чок,

Ша ла ла ла ла ла ла

Ми, ми. До, ми, ми, до,

Соль, соль, ля, соль, фа, ми, ре.

Ре, ре, си, ре, ре, си, фа, фа, соль, фа, ми, ре, до.

М.р .: какие вы молодцы, ребята, справились со всеми заданиями Скрипуньи и вернули песенку.

Что нового вы узнали сегодня на занятии ? (подведение итогов)

А теперь нам пришла пора прощаться, давайте скажем всем нашим гостям «До свидания!»


Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные, в зависимости от числа участвующих в них детей.

Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности. В доминантном - какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Как вариант доминантного занятия - выстраивание содержания для развития отстающей музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды музыкальной деятельности, которые могут ее развить. Этот вид занятий используется на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

В тематическом занятии выбирается тема, объединяющая все виды деятельности, может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам. Комплексное занятие содержит разные виды искусства, виды художественной деятельности, бывает фронтальным и проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Занятия индивидуальные и по подгруппам.

Детей принимают в ДОУ с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих, поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю по 5-10 минут. В 1,5-2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми. Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности. Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, может подпевать без слов, помахивать в такт музыке игрушкой. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений.

Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке широко используются игровые приёмы, игрушки, атрибуты. Индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста. Это вызвано тем, что все дети развиваются неодинаково, а так же спецификой музыкальной деятельности, предполагающей контакт с каждым ребенком в отдельности. По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один вид деятельности, занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Занятия с отстающими детьми позволяют найти причину задержки развития.


Индивидуальные занятия необходимы при обучении и игре на музыкальных инструментах. Занятия по подгруппам проводятся в тех же случаях, что и индивидуальные, разновидности их такие же. Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить похожие недостатки в музыкальном развитии нескольких детей. Детей, проявляющих склонности к отдельным видам деятельности, так же объединяют по подгруппам. На таких занятиях готовят коллективные номера, чтобы показать их остальным детям на праздничном утреннике. Обучать игре на музыкальных инструментах так же можно в подгруппах. Когда дети овладели первоначальными навыками игры на индивидуальных занятиях, их учат играть в ансамбле, оркестре.

Фронтальные занятия. Доминантные занятия. Тематические занятия. Комплексные занятия.

Постепенно по содержанию занятия приближаются к фронтальным. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам проводятся по мере необходимости. В среднем и старшем возрасте фронтальные занятия становятся основным видом занятий. Они так же делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные. Типовые занятия включают все виды музыкальной деятельности. Но зачастую из-за малого времени занятия, все виды деятельности использовать невозможно. Главное условие - чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

Практика показывает, что реже всего используются на занятиях слушание музыки и игра на музыкальных инструментах, преобладает пение и музыкально-ритмические движения. В этом заключается большая ошибка, так как отсутствие раздела «Слушание музыки» обедняет музыкальные впечатления детей, а игра на музыкальных инструментах способствует развитию музыкального слуха, что недостаточно только в пении. Слушание музыки развивает важнейшую музыкальную способность - эмоциональную отзывчивость на музыку, которая необходима для успешного обучения всем видам музыкальной деятельности. Фронтальные занятия имеют традиционную структуру, но необходимо постоянно варьировать ее, чтобы не исчезал интерес к музыкальным занятиям.

Структура фронтального занятия:

Вход под музыку. Постепенно музыку нужно менять.

Музыкально-ритмические упражнения.

Дети садятся, и педагог переходит к разделам «Слушание музыки», «Пение» и «Игра на музыкальных инструментах, включая творческие задания.

В завершении занятия - песня или игра.

Выход под музыку.

В этом варианте использованы все виды музыкальной деятельности. Музыкально-образовательная деятельность не имеет особого места в структуре. Сведения о музыке и способах действий дети получают по ходу всего занятия.

Вариативность структуры музыкального занятия проявляется в объединении двух видов музыкальной деятельности: слушание с музыкально - ритмическими движениями или игрой на инструментах, пение с музыкально-ритмическими движениями или игрой на инструментах. Такие варианты позволяют повысить интерес детей к занятию и к музыке. Необходимо тщательно продумывать очередность заданий: петь после пляски тяжело, задания, требующие эмоциональной и умственной активности, лучше давать в начале занятия, регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки.

Доминантные занятия. Тематические занятия. Комплексные занятия.

Этот вид занятия используется для развития какой-либо музыкальной способности. Например:

1. Если преобладающим видом деятельности является восприятие музыки, то могут применяться и другие виды деятельности, чтобы дети умели не только слушать музыку, но и выражать характер музыки с помощью исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют: в движении, в игре на музыкальных инструментах.

2. Если доминирует пение, педагог концентрирует внимание на развитии вокально-хоровых навыков. Другие виды деятельности помогают приобрести те умения, которые необходимы им в пении: чтобы исполнение было выразительным, полезно провести беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям, уместен прием сопоставления с другими песнями, контрастными по характеру или похожими с исполняемой песней. Чтобы избежать однообразности можно использовать игры с пением, хороводы.

3. Если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны передать в движениях. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки, дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

4. Если доминирует игра на музыкальных инструментах, можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах с помощью прослушивания записи звучания различных музыкальных инструментов, провести игры по угадыванию тембров различных инструментов, использовать творческое задание по оркестровке произведения.

5. Если доминирует детское музыкальное творчество, можно использовать все его разновидности - песенное, музыкально-ритмическое, музицирование.

Тематические занятия. Комплексные занятия.

Выделяют три разновидности: собственно тематические, музыкально-тематические, сюжетные в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета. Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой, например, «Осень», «Природа и музыка». Тематическое занятие иногда проводят вместо утренника. Вместо концерта, педагог рассказывает об интересных событиях, из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование звучанием музыки в записи, дети могут исполнить любимые песни, танцы (необязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.

В музыкально- тематическом занятии тема связана с самой музыкой, например такие темы «Темп в музыке и его выразительное значение», «Тембр в музыке», «Динамика» и т.д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. В зависимости от сюжетной линии детям предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передать в ней определенное настроение. Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях в виде фрагментов. Главное требование к такому занятию - занятие не должно носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия. Все виды тематических занятий используются в каждой возрастной группе, различаются только содержанием репертуара и сведениями о музыке.

Комплексные занятия.

Цель таких занятий - дать детям представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, возможностям своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности. Поэтому необходимо не формально, а продуманно объединять разные виды искусства, находить черты близости и различияв произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства. Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое занятие. Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, помогает проследить как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и различие в настроениях и их оттенках.

Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер, а объединялась задачей - передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, необходимо обратить внимание детей на контраст настроений. По теме «Сказочные персонажи» необходимо проследить, как передается один и тот же образ в разных видах искусства, а так же сравнить несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему. Сложнее проводить комплексное занятие, темой которого является само искусство, особенности выразительных средств. Подготавливают комплексные занятия музыкальный руководитель совместно с воспитателем, чтобы использовать все знания и умения, которые дети получили на других занятиях. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц.

Структура музыкального занятия для детей

Обучение ребенка музыке будет успешным, если педагогом был выбран правильный подход к построению музыкальных занятий. Если говорить коротко, то для дошкольников эффективными считаются занятия, в которых используются разные виды деятельности, применяется игровая методика. При правильном построении музыкальных занятий осуществляется систематическое и всестороннее развитие детей, направленное на достижение поставленных целей. При этом малышам интересно выполнять задачи педагога, они с удовольствием знакомятся с новым материалом, приобретая новые и полезные навыки, умения, знания.

Виды музыкальных занятий

Прежде чем начать занятия музыкой с ребенком, педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.

Виды музыкальных занятий

Характеристика

Индивидуальная работа и работа с подгруппами Чаще применяется в занятиях с младшими дошкольниками, которым сложно работать большими группами. Длительность таких занятий - 5-10 минут, частота – 2 раза в неделю. Для эффективности индивидуальных занятий объединяют разные виды деятельности, используют игровые приемы, яркие наглядные атрибуты. Индивидуальные занятия могут понадобиться не только детям, которые отстают от своих сверстников: часто подобная работа направлена на развитие и совершенствование конкретных музыкальных способностей, на обучение игры на музыкальных инструментах. Работа с подгруппами уместна, когда несколько детей проявляют интерес к одному музыкальному виду деятельности.
Фронтальные занятия Охватывают все виды музыкальной деятельности, проводятся с детьми всей группы.
Доминантные занятия Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности:
  • восприятия музыки;
  • пения;
  • музыкально-ритмических движений;
  • игры на музыкальных инструментах;
  • детского музыкального творчества.
Тематическая работа Тематические занятия предусматривают использование всех видов музыкальной деятельности, объединенных общей темой. Различают 3 вида таких занятий: собственно тематическое (может проводиться вместо утренника), музыкально-тематическое, где тема занятия связана непосредственно с музыкой (например, «Динамика», «Тембр в музыке» и т.д.), и сюжетное, которое объединено единой темой и имеет общую сюжетную линию.
Комплексные занятия Содержат различные виды искусства и художественной деятельности, чаще бывают фронтальными, проводятся с группой детей. Целью комплексных занятий является:
  • познакомить детей со спецификой различных видов искусства;
  • акцентировать внимание на особенностях художественных средств разных видов искусства;
  • научить передавать свои мысли и настроения за счет разных видов деятельности.
Рекомендуемая частота таких занятий – раз в месяц.
Типовые занятия Как правило, на типовых занятиях используются различные виды музыкальной деятельности. На практике же выясняется, что во время занятий не используется какой-то один вид деятельности, например, игра на музыкальных инструментах. Если это явление имеет непостоянный характер, то нарушений в организации типового занятия нет – это норма.

Каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие?

Хороший педагог, профессионал своего дела, составляя музыкальное занятие должен учитывать общепринятые требования:

  1. Физическую, умственную и эмоциональную нагрузку ребенка.
  2. Последовательность используемых видов музыкальной деятельности и репертуара.
  3. Связь развития музыкальных способностей, освоения навыков и знаний, разучивание музыкального репертуара.
  4. Возрастные особенности учеников, наличие и специфику отклонений в развитии.
  5. Соответствие занятий учебным задачам музыкального развития.

В большей степени эффективность музыкальных занятий зависит от:

  • учебного материала, его качества и содержания;
  • поставленных целей и задач;
  • особенностей ребенка (возрастных и индивидуальных);
  • методов, приемов обучения;
  • профессионализма педагога и его умения контактировать с ребенком.

Структура стандартного музыкального занятия

Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:

  1. Слушание музыки.
  2. Ритмика.
  3. Развитие слуха.
  4. Развитие способностей к музицированию.

С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тщательно готовиться к его проведению. В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.

В музыкальном занятии должны использоваться разные методы музыкальной деятельности. В целом структура занятия может выглядеть так:

  1. Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения. Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танцевальных движений.
  2. Основная часть занятия:
    a) Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения.
    b) Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения.
    c) Музыкально-дидактические игры. Задача – познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.
  3. Заключительная часть занятия. Игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.

Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.

Что влияет на эффективность музыкального занятия?

Существует несколько правил, влияющих на успешность и эффективность музыкальных занятий с детьми.

  1. Педагог должен продумать занятие заранее, тщательно изучить его.
  2. Материал должен отвечать возрасту ребенка, быть последовательным.
  3. Занятия должны включать разные виды музыкальной деятельности.
  4. Наличие музыкально-педагогического оборудования на занятиях музыкой обязательно (музыкальные игрушки и инструменты, дидактические игры музыкального характера, звуковые и экранные пособия со специальным оборудованием, записи классической музыки, костюмы, атрибуты и многое другое).
  5. Важно использовать игровую методику обучения, моменты неожиданности.
  6. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, веселыми и интересными.

Не менее важно, чтобы занятия проводились регулярно. Ребенка ничто не должно отвлекать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным, при этом драгоценное время будет потрачено впустую.

- 127.50 Кб

Министерство образования и науки УР ГОУ СПО «Удмуртский республиканский социально – педагогический колледж»

Контрольная работа по музыке.

Тема: «Виды и типы музыкальных занятий»

Специальность: 050704

«Дошкольное образование»

Курс 4, группа 34 «А»

Мандрыгина Марина Сергеевна

Форма обучения: заочная

Руководитель: Зеленина Л. В.

Ижевск, 2010 г.

Введение

  1. Виды музыкальных занятий
    1. Доминантные занятия
    2. Тематические занятия
    3. Комплексные занятия
  2. Типы музыкальных занятий
    1. Фронтальные занятия
    2. Занятия индивидуальные и по подгруппам

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Музыкальные занятия – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно.

В процессе любых занятий ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).

  1. ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности.

В доминантном какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия-выстраивание его содержания для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды деятельности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.

Комплексное занятие содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

    1. Доминантные занятия

Доминантные занятия. Этот вид занятий, как было сказано выше, используется, чтобы развить какую-либо музыкальную способность, ликвидировать отставание. Если на доминантном занятии преобладает определенный вид музыкальной деятельности (остальные вспомогательные), дети целенаправленно овладевают необходимыми навыками именно этой деятельности. Для развития отстающей способности необходимо все виды деятельности группировать вокруг заданий, помогающих совершенствовать ее.

Рассмотрим несколько вариантов доминантных занятий.

Если преобладающим видом деятельности на занятии является восприятие музыки, могут применяться и все остальные виды музыкальной деятельности, чтобы дети учились не только воспринимать характер музыки, но и выражать его с помощью тех исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют. Ребята могут передать характер музыки по-разному: движениями или, выбрав выразительный тембр музыкальных инструментов, соответствующих настроению произведений, и оркестровав пьесу, исполнить ее на детских музыкальных инструментах (в сопровождении фортепиано).

Все занятие подчинено одной цели-привлечь детей к звучанию музыки, чтобы они смогли выразить ее характер различными способами, с помощью других видов деятельности.

Если в занятии доминирует пение, педагог имеет возможность концентрировать внимание на вокально-хоровых навыках: звукообразовании, дыхании, дикции, чистоте интонирования, ансамбле, подчинив их выразительности детского исполнения. Другие виды деятельности помогают ребятам приобрести те умения, которые необходимы им в пении. Так, чтобы исполнение песни было выразительным, полезно провести и беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям в разных ее частях. Уместен здесь и прием сопоставления с другими песнями и пьесами, контрастными по характеру или сходными с исполняемой песней.

Таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением.

При распевании и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут использовать движения руки (плавные или четкие), игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке).

Занятие не будет статичным, если вы включите в него народные игры с пением, хороводы.

Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. Поэтому рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям предстоит затем передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.

Если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры – угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т. д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

Игровые и соревновательные приемы позволяют дифференцировать задания для всей группы, подгрупп, каждого ребенка.

При доминировании игры на музыкальных инструментах помимо обучения детей необходимым навыкам можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах (народных и инструментах симфонического оркестра), с помощью грамзаписей познакомить ребят с выразительными возможностями каждого инструмента.

Проводятся также игры по угадыванию тембров инструментов. На таких занятиях уместно оркестровать какое-либо произведение, используя выразительные тембры различных инструментов.

В доминантное занятие с преобладанием детского музыкального творчества можно включить его разновидности - песенное творчество, творчество в музыкально-ритмических движениях, музицирование на музыкальных инструментах.

На доминантных занятиях необязательно привлекать все в музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.

Если доминантное занятие посвящено развитию одной из музыкальных способностей и все задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения.

Доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет. Они проводятся от 3 до 12 раз в квартал, применяют их, начиная со второй младшей группы.

    1. Тематические занятие.

Выделяют три разновидности этих занятий:

  • собственно тематические;
  • музыкально-тематические;
  • сюжетные - в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета.

Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой (собственно тематическое занятие), например: «Осень», «Природа и музыка» и т. д. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника.

Вместо концерта, подготовленного силами детей, на таком занятии педагог рассказывает об интересных событиях из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование музыкой. Произведения звучат и на фортепиано, и в грамзаписи. Ребята могут исполнить свои любимые песни, танцы (необязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.

На занятии, не связанном с праздничной датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное-с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. Например, на занятии «Природа и музыка» важно подобрать выразительный музыкальный репертуар (уже знакомые произведения и новые). Детям раскрывают изобразительные и выразительные возможности музыки, объясняют, как музыкальными средствами можно отразить различные жизненные явления, передать настроение, созвучное картине природы: любование ее красотой, завороженность («Росинки» С. М. Майкапара), тревогу, смятение («Зимнее утро» П.И. Чайковского), могущество, силу («Море» Н.А. Римского-Корсакова), чистоту, нежность, беззащитность («Подснежник» П.И. Чайковского из цикла «Времена года») и т. д.

Музыкально-тематическое занятие - еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т. д. Темы таких занятий могут быть различными: «Темп в музыке и его выразительное значение», «Тембр в музыке», «Регистр», «Динамика», «Интонация в музыке и речи», «Народные музыкальные инструменты», «Инструменты симфонического оркестра», «Русская народная песня» и т. д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии.

Дети всегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию и по ходу действия сочиняют свои марши, песенки, танцы. Фрагменты классической музыки изобразительного характера усиливают впечатление необычности обстановки, дают толчок творчеству («Утро», «В пещере горного короля» Э. Грига, «Море» Н.А. Римского-Корсакова, «Марш Черномора» М.И. Глинки и др.).

В зависимости от сюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передать в ней определенное (заданное) настроение: «Спой свой марш так, чтобы нас не услышали злые волшебники, но так, чтобы нам было не страшно выбираться из темной пещеры», «Сколько налетело комаров! Давайте сочиним веселую полечку и спляшем, чтобы отогнать их» (музыкальный руководитель Н.Н. Харчева, Москва).

Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях и в виде фрагментов. В младшей группе даже ритмическая разминка может быть дана в образной форме (музыкальный руководитель Л.А. Волкова, Москва): «Выглянуло солнышко - погреем ручки. А сейчас полежим у речки на теплом песке - работаем носочками, делаем круговые движения, перевернулись на спину, бьем ножками по воде. Какая гора песка! Ищем камешки. Посмотри на солнышко: какой красивый камешек! Спрячь его. А ты нашел? Может, подаришь его мне? Спасибо! Ловите жучков! Подуй, отпусти его на волю! А ты кого поймал? Кузнечика? Отпусти его - пусть прыгает! Что случилось? Дождик! Все под зонтик! Кончился дождик? Попляшем!» Типы музыкальных занятий
Фронтальные занятия
Занятия индивидуальные и по подгруппам
Заключение
Список литературы
Приложение