Пересказ рассказа грачи прилетели подготовительная группа. НОД в старшей группе: "Грачи прилетели" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Написание сочинения и его проверка

«Грачи прилетели»

Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель: развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать; учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (весной)

Правильно, это весна.

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев)

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.

Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».

Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.)

Расскажите о грачах. Что они делают? {Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые. Смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.)

Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.)

Какие деревья выбрали грачи? (Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.)

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.)

Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.)

Какие облака? (Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задум чивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)

Ребята, расскажите, каким вы видите снег? (Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.)

Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.)

Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»? (Ответы детей).

Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.


Конспект НОД в старшей группе по теме: «Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Тема: «Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество»
Цель. Развивать у детей художественное восприятие произведений живописи.
Задачи.
Образовательные. Учить понимать содержание пейзажа, красоту природы, которую изобразил художник. Закрепить представление о цвете, как выразительном средстве.
Речевые. Побуждать передавать в речи свои впечатления о картине, высказывать оценочные суждения.
Развивающие. Развивать творческие способности детей.
Воспитательные. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Предварительная работа.

Выставка пейзажной живописи русских художников.
Слушание произведения П.И. Чайковского «Времена года».
Знакомство с пословицами, поговорками о природе; приметами.
Просмотр слайдов из серии «Весна».
Знакомство с биографией художника А.К. Саврасова.
Рассказ о русском народном празднике – Дне Герасима-Грачевника.
Экскурсии в природу.

Оборудование.

Мольберт с репродукцией картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», указка.
Макет деревенской избы, русские национальные костюмы, печеные «жаворонки» на палочках.
Проигрыватель, пластинка с записью голосов птиц, музыки П.И. Чайковского «Времена года»: «Март»; А. Вивальди «Времена года».

Дети в русских народных костюмах под русскую народную мелодию входят в зал и становятся в круг.

Воспитатель.

Вот и дождались мы весны! Перезимовали! В народе издавна бытовал красочный обрядовый праздник день Герасима-Грачевника. Начинался он рано-рано утром с весенних закличек. После долгих зимних холодов чистыми, звонкими голосами дети зазывали весну песнями, просили хорошего урожая. Играли на дудочках и глиняных свистульках. Печеных жаворонков натыкали на шесты и бегали по дворам, зазывая весну. Давайте и мы с вами покличем весну!
Дети читают заклички.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

Иди, матушка весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел –
Белый снег сошел.
А за ним и апрель –
Отворяй окно и дверь.
А придет месяц май –
Солнце в терем приглашай!

Жаворонок – дуда,
Прилети к нам сюда.
Нам зима-то надоела,
Всю соломушку поела.
Прилети ты к нам,
Принеси ты нам
Лето теплое,
Весну красную!

Грачи-куличики,
Из-за моря летите,
Весну красную несите!
Лютая зима пристоялась,
По полям – лесам разгулялась.
Холод, стужу напустила,
Ручки – ножки познобила,
Белый снег натрясла,
Все тепло унесла.

Дети водят хоровод «Веснянка» под русскую народную мелодию в обработке П. И. Чайковского.

Воспитатель.

Ребята, вспомните и назовите приметы, поговорки, пословицы, относящиеся к этому празднику.Герасим-Грачевник грачей на Русь ведет.
Грач зиму расклевал.
Март – протальник.
Увидел грача – весну встречай!
Март февралю-бокогрею меньший брат.
Грач на горе – весна на дворе.
Март с водой, апрель – с травой.
Жаворонок на проталине распевает, зовет весну красную, вызывает.

Воспитатель.

Мы позвали весну-красну, вспомнили пословицы, поговорки, приметы о весне и птицах. А теперь пойдем за околицу, посмотрим, не прилетели ли к нам вестники весны – грачи. Но прежде чем пойти, давайте вспомним, как нужно вести себя в природе.В лесу нельзя ломать деревья. В лесу, в поле на лугу нельзя кричать, бегать, шуметь, чтобы не испугать обитателей живой природы.

Воспитатель.

Правильно, ребята. Удивительный мир окружает нас – это мир природы. В нем много разных жильцов: деревья, травы, насекомые, птицы, звери и цветы. В природе надо быть осторожным, чтобы не раздавить или не повредить ее маленьких обитателей. Нужно внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное. Оно всегда рядом с нами. Теперь мы можем отправиться на прогулку в природу.
Дети подходят к картине.

Воспитатель.

Посмотрите, что это за птицы? Грачи.

Воспитатель.

Правильно, это грачи. Прислушайтесь, что вам слышится?
Включает пластинку с записью голосов птиц. Птичий гомон, шум ветвей деревьев, которые колышет ветер, скрип их стволов.

Воспитатель.

Мне тоже послышались эти звуки, когда я увидела эту картину. Написал ее русский художник-пейзажист А.К. Саврасов. Давайте рассмотрим пейзаж.
- Нравится, ли вам картина?
- Что именно в ней нравится?
- Какое время года изобразил А. Саврасов?
- По каким признакам можно сказать о приближении весны?
- Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?
- Где стоят березы? Опишите их.
- Почему ветки на березах голые?
- Мы не видим, художника, не слышим его голоса, но как он нам рассказал о красоте природы? (Кистью и красками)
- Какие краски преобладают в картине?
- Что написано голубым цветом? (Что серым, что коричневым?)
- Как бы вы назвали картину?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Что хочется делать, глядя на нее? (Так и хочется попасть в березовую рощу, вдохнуть запах талого снега, земли, тихонько постоять и понаблюдать за хлопотами неугомонных вестников весны)

Воспитатель.

Видеть удивительный мир природы, его красоту, помогают нам художники. Вспомните и расскажите о картинах природы, которые мы наблюдали в нашем городе.
Рассказы 2-3 детей.

Воспитатель.

Эти уголки природы дарили нам много радости. Такую же радость мы испытали, глядя на картину Саврасова и как-будто слышали его слова: «Посмотрите, полюбуйтесь, как красива наша природа!» Чтобы мы всегда могли любоваться красотой леса, луга, пруда, реки, природу надо беречь и охранять. И художник призывает не только любоваться природой, но и говорит, передавая ее красоту: «Любите и берегите ее!» Я думаю, что мы последуем его совету.
Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и вы станете художниками. Нарисуйте то, что считаете характерным для этого времени года. Приглашаю вас в нашу художественную мастерскую.
Дети рисуют под музыку.
Когда работы высохнут, они самостоятельно относят их к красному (те, кто считает, что его работа выполнена аккуратно и заслуживает, чтобы ее поместили на выставке) и зеленому (те, у кого есть недостатки в paбoтe) флажкам.

Воспитатель.

Вы хорошо поработали и теперь можно оформлять выставку.
Дети вместе с воспитателем отбирают и помещают рисунки на выставку.

Конспект

открытого занятия

на тему:

«Вот грачи прилетели»

Воспитатель

Лысак Татьяна Андреевна

с. Чулым – 2015г.

Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о признаках ранней весны, о перелётных птицах и изменениях происходящих в их жизни весной;

Образовательные задачи:

    Учить устанавливать связь между прилетом птиц и наличием корма в природе; 2. Формировать представления детей о том, что птицы сами устраивают свои гнёзда (разные виды гнёзд) и самостоятельно заботятся о своём потомстве; 3. Продолжать знакомить детей с репродукциями русских художников – А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;

Развивающие задачи: Развивать речевую активность детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление. Развивать общую и мелкую моторику; Развивать творческое воображение и художественно - творческие способности детей.

Воспитательные задачи: воспитывать гуманное отношение к птицам и ко всему живому на Земле.

Оборудование: иллюстрации перелетных птиц, картинки с изображением гнезд, аудиозапись голосов и пения птиц, мяч, книги о птицах, репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», бельевые деревянные прищепки на каждого ребёнка по одной, картонные заготовки – квадрат, прямоугольники (1 большой и 5 маленьких) чёрного цвета, верёвочка, заготовки глаз, ваза с большой веткой, ножницы, клей – карандаш, бумажные салфетки.

Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе с приходом весны, птицами во время прогулок; чтение стихов и рассказов о весне, птицах, отгадывание загадок, знакомство детей с народными приметами и поговорками о весне, птицах, изготовление заготовок глаз и др.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественное – эстетическое развитие».

Словарная работа: обновление, небесная лазурь (светло – синяя краска), миновала.

Ход занятия

Организационный момент.

(дети входят в группу, здороваются с гостями)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу). Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем? (Звонит звонок)

А сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». (Читаю стихотворение)

Уж тает снег, Бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновало.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

«Весна!» - читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад.

Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Но резвый деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят – кто больше всех

Природы любит обновленье!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение А. Плещеева? О каком времени года в нём говорится? (О весне) .

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово небесная лазурь, обновление, что значит миновало?

Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас это стихотворение (Радостное, весёлое , хорошее, чего-то нового и т. д.

Воспитатель: О каких приметах весны в нём говорится?

Воспитатель: Какие вы, молодцы, все приметы весны назвали! Включаю запись голосов птиц . Предлагаю послушать голоса птиц.

Воспитатель: Ребята, что это за звуки? (Пение птиц) .

Воспитатель : Голоса каких птиц вы узнали? (Дети перечисляют птиц) . Воспитатель: На какие группы можно разделить услышанные нами голоса птиц? (Зимующие и перелетные) .

Игра «Раздели птиц на группы. » На столе лежат картинки с птицами.

Воспитатель : Помогите мне разделить птиц на две группы: зимующие и перелётные. (Дети выполняют задание и объясняют, почему их так называют).

Воспитатель : Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Назовите, какие изменения происходят в жизни птиц весной? (Перелётные птицы возвращаются в наши края, строят гнёзда, откладывают яйца, высиживают и выводят птенцов, заботятся о своём потомстве).

Воспитатель : Давайте рассмотрим гнёзда птиц, из чего они их строят? (Из веток, травинок, пёрышек, ласточки из глины и т. д.) .

Предлагаю детям сесть на стульчики, которые стоят полукругом. Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели ».

Воспитатель: Что Вы видите на картине? (Ответы детей) .

Воспитатель: Какое время года изобразил художник? (Весну).

Воспитатель: По каким моментам Вы догадались, что это весна? (Проталины, лужи, высокое серо - голубое небо с чистыми голубыми просветами, хлопочущие грачи над своими гнёздами, отражение облаков и деревьев в мутной талой воде) .

Воспитатель: Что художник изобразил на переднем плане картины? (Темные березы с гнездами, грачей) .

Воспитатель: Как Вы думаете, чем заняты грачи? (Обустраивают свои гнезда) .

Воспитатель: Что художник изобразил на заднем плане? (Церковь, дома, поля и т. д.) .

Физминутка «Птицы ».

Пой-ка, подпевай-ка, 2 хлопка.

Десять птичек - стайка. 3 шага.

Все известны для детей:

Это птичка - соловей, Правую руку поднять вверх.

Эта птичка - скворушка, Левую руку поднять вверх.

Серенькое перышко. Руки вверх, вниз.

Это птичка - коростель, Правую руку - в сторону.

Это птичка - свиристель, Левую руку - в сторону.

Это - зяблик, это - стриж, 4 хлопка.

Это - развесёлый чиж, Руки вверх, вниз.

Ну, а это - злой орлан. 4 хлопка.

Птички, птички, по домам! Полетать по залу.

Сюрпризный момент:

Воспитатель: Ребята, смотрите, пока мы с вами отдыхали и на наше дерево прилетел грач, но он почему - то один? Давайте, чтобы ему не было скучно, изготовим таких же грачей из картона, клея и прищепок.

Воспитатель: Из каких частей он состоит? (Голова, туловище, хвост, крылья, клюв, глаза) .

Воспитатель: Посмотрите на заготовки бумаги, из каких геометрических фигур Вы будете вырезать голову, туловище?

Воспитатель: Каким способом вырезаем круг из квадрата, овал из прямоугольника? (Срезаем закругляя четыре уголка) .

Воспитатель: На что похожи крылья хвост? (На цветок тюльпана) .

Воспитатель: Из каких геометрических фигур? Каким способом? (Из квадратов – два верхних угла срезаем закругляя, а от нижних углов вырезаем зигзагом) .

Воспитатель: Когда вырежете все заготовки частей тела, их надо между собой склеить, ноги вырезаем так же как и крылья, приклеиваем их к верёвке, а верёвку сложенную пополам приклеиваем к заготовке. После к заготовке приклеиваем прищепку «крокодильчиком вверх » - намазывая клеем боковую часть прищепки.

Воспитатель: Все понятно? Приступаем к работе. (Включаю спокойную музыку) .

Воспитатель: Давайте развесим Ваших грачей на дерево.

Воспитатель : Посмотрите, как много грачей стало на дереве.

Воспитатель: У кого грач самый большой?

Воспитатель: У кого получился грач самым маленьким?

Воспитатель: Найдите и покажите, чей грач самый радостный

Воспитатель: Чей грач грустит? Интересно почему?

Воспитатель: Ребят, вот прилетели грачи, чем же они сейчас займутся? (Будут вить гнезда, откладывать яйца, высиживать птенцов).

Воспитатель: Не зря в народе говорят: «Увидал грача – знай, пришла весна ».

Итог занятия. Ребята скажите, чем вы занимались сегодня на занятии? Что узнали нового? Вам понравилось сегодня заниматься? Молодцы ребята вы сегодня все хорошо занимались, спасибо. Занятие закончено.

Цели:

Учить составление описательные рассказы по пейзажной картине;

Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель:

Учить составление описательные рассказы по пейзажной картине;

Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

Словарная работа:

Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнение, метафоры.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему: «Весна»;

Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Март»;

Слушание музыкальных произведений: Х. Чайковский «Времена года» («Март», «Апрель»), Вивальди «Времена года» («Весна»);

Чтение стихов о весне.

Материал:

Репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;

Магнитофон

Обруч

Картины с изображением птиц

Ход занятия

I. – Ребята, отгадайте загадку.

Тает снегом,

Ожил лужей,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

Правильно, это весна.

Послушайте стихотворение А. Плещеева «Весна».

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

II. – После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля.

Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна.

В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи.

III. – Посмотрите вверх на птиц. Это первые весенние птицы. Подуйте на них. Они как будто ожили, почувствовав теплый весенний ветерок.

Ребята, узнали вы среди этих птиц грача. Покажите. Правильно. Грачи прилетают в наши края раньше других птиц. Над высокими березами разносится радостный гомон (садятся).

IV. – Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».

Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

(Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда).

Расскажите о грачах. Что они делают?

(Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее. Как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.).

Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

(Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

Какие деревья выбрали грачи?

(Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветви упругие. Гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева).

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

Как вы догадались?

(Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез.

Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака),

Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

(Небо покрыто голубовато-серыми тучами, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)

Ребята, расскажите, каким вы видите снег?

(Потемневшим, рыхлым, сырым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.).

Ребята, а сейчас я предлагаю вам «войти в картину». Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

(Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме).

Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?

(Ответы детей).

V. – Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и о уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.

(Дети по деланию рассказывают по картине).

МДОУ д/с «Ландыш»

г. Балашова

Конспект

Открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Ёлочка»

для детей с туберкулезной интоксикацией

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины

А. Саврасова «Грачи прилетели»

Провела: воспитатель I

квалификационной категории

Мосина С. И.


Елена Захарова
НОД Коммуникация. Рассказывание по картине А. Саврасов «Грачи прилетели».

Конспект НОД «Коммуникация » . Старшая группа.

Рассказывание по репродукции картины А . Саврасова «Грачи прилетели » .

Составила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 43 «Ручеек» , города Набережные Челны РТ Захарова Е. А.

Цель : Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине .

Задачи :

Коммуникация :

1. Упражнять детей в составлении описательного рассказа по пейзажной картине А . Саврасова «Грачи прилетели » . Обогащать словарный запас определениями; активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

2. Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины .

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, через пейзаж стимулировать детей к желанию внимательно рассматривать картину , воспитывать и развивать эмоциональную отзывчивость.

Познание : обогащать словарный запас детей определениями характерных признаков весны.

Физическая культура : формировать правильную осанку детей.

Развивающая среда : мольберт, репродукция картины А . Саврасова «Грачи прилетели » . Дидактическая игра «Времена года; мнемосхема «Весна» .

Ход ООД:

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку :

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

(весной)

Правильно, ребята, весной.

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» .

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Ребята, а теперь встанем все в круг пожмем друг другу ладони и пожелаем друг другу добра и хорошего настроения.

А теперь присаживайтесь на стульчики и послушайте о самом прекрасном времени года, о весне. Сидите ровненько, не забывайте держать спинку – тростинку, не сутультесь.

(дети садятся полукругом напротив воспитателя)

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами солнца земля. Тает снег, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. Возвращаются из дальних краев домой первые весенние вестники – грачи . Над высокими березами разносится радостный гомон птиц.

Дети, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А . К. Саврасов в своей знаменитой картине «Грачи прилетели » .

(дети рассматривают картину )

Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине ?

Он увидел, как на березы опустилась стая грачей , как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.

- Расскажите о грачах , что они делают?

Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные , веселые и шумные, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они обустраивают свои гнезда, в которых будут выводить своих птенцов.

Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для обустройства своих гнезд?

Здесь спокойно и тихо. Это окраина села : видно несколько деревянных домов, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

Какие деревья выбрали грачи ?

Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце ? Как вы догадались?

Солнце скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.

Дети, а что вы можете сказать о небе?

Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное.

Какие облака?

Голубовато – серые, серо- желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые.

Ребята, а каким вы видите снег?

Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным.

Ребята, какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эту картину ?

Немного холодно, чувствуется свежесть, бодрость, тепло весны. Легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.

Вам понравилась картина А . Саврасова «Грачи прилетели » ?

(ответы детей)

Кто желает по этой картине сочинить рассказ ? Рассказать о солнце . О небе, о снеге и облаках, о наступившей весне и уходящей зиме, о березах и крикливых грачах . Постарайтесь рассказать , не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам картины .

Дети по желанию рассказывают по картине , придумывают название рассказа .

Молодцы, дети, интересные рассказы у вас получились . А теперь немного отдохнем. Пойдемте, встанем в круг и поиграем с первым весенним цветком первоцветом - подснежником.

Физкультминутка «Подснежник»

Один ребенок в маске подснежника стоит в середине круга.

В саду, где березы столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва, понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся,

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил :

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда,

Что это весна?».

Дети хором отвечают : «Да!» .

А теперь мы с вами поиграем в игру «Времена года» . Возьмите каждый по одной карточке и расскажите о том , что там изображено.

Дети рассматривают картинки с изображением характерных признаков весны : сосульки, цветы – первоцветы, ласточка, солнце и др.

Индивидуальные ответы детей

Молодцы ребята, вы сегодня были очень красноречивы, рассказывали интересные рассказы по картине А . Саврасова «Грачи прилетели » .