Работа с шумовым оркестром. Музыкальный шумовой оркестр в детском саду Шумовой оркестр для подростков без инструментов

самодеятельный ансамбль ненормативного состава с усиленной ударной группой, в котором использовались самодельные инструменты и бытовые немузыкальные предметы. Популярность Ш.О. получили с середины 1920-х гг., их распространение тесно связано с тенденциями эпохи - поиском новых способов оформления массовых мероприятий и празднеств, начальным периодом освоения джаза, звуковой средой города, быстро менявшейся под воздействием индустриализации, концепциями урбанизма и производственного искусства, экспериментами профессионального и эстрадного театра. Шумовик большей частью выполнял прикладные (сопровождение танцев, частушек) и театрально-оформительские функции (участие в живой газете, постановках самодеятельного театра). Например, К. Листов описал эксцентрический шумовой оркестр московской «Синей блузы», которым он руководил в 1920-е гг.Ш.О. играли веселую бравурную музыку, их репертуар был несложен и почти целиком состоял из популярных песен, танцев и маршей. Инструменты, входившие в состав шумовиков, были разнообразны и разнохарактерны. Для приведения в систему их делили на группы согласно выполняемым задачам: основу оркестра составляло фортепиано или гармоника - они вели основную мелодию и второй голос; мелодические функции также могли поручить губной гармошке, голосовым инструментам (например, гребенкам), октавным трубочкам, монохорде типа стулофона или метлы с воловьим пузырем. В аккомпанирующую группу входили бутылки, аккордовые трубочки, свистульки, колокольчики, велосипедные рожки и проч. Наконец, ударную группу составляли большой и малый барабаны, бубен, треугольник (нередко все это - самоделки), молот с наковальней, коробка с битым стеклом и мелкими гвоздями, линейка, счеты, деревянные ложки и т.п., трюковые предметы (чертик, тещин язык, пугач). Обычно старались продемонстрировать звучание оригинальных инструментов, давая им возможность солировать: предположим, куплет песни исполнялся на гребенках под аккомпанемент бутылок или жестяных трубочек, а припев играл весь оркестр. Выступления шумовика и даже просто его внешний вид нередко вызывали веселье и смех зрителей; руководители оркестра старались усилить юмористический эффект, изобретая забавные трюки, например провокационную, слишком длинную паузу, которую публика принимала за окончание произведения (перед паузой производился выстрел из пугача). Отношение к Ш.О. со стороны серьезных музыкантов было скептическим, его считали профанацией искусства - и для этого были основания. Неумелые любители порой даже не могли правильно подстроить друг к другу самодельные инструменты - получалось дикое, фальшивое звучание. Такой громогласной какофонией заявлял о себе новый мир. Составы Ш.О., определявшиеся бытовыми условиями и умением использовать все, что было под рукой, отличались пестротой и разнообразием. Встречались такие курьезы, как ансамбль домашних хозяек, игравших на кухонной утвари. Некоторые замыслы Ш.О. впечатляют своими масштабами и своеобразной концептуальностью - таковым был Оркестр вещей и производственных материалов ВЦСПС. Его «инструментами» могло стать все, способное издавать какойлибо звук: «из бутылок, кастрюль, тазов, стекла, гвоздей, игл, бидонов, дерева, металла… отбирается по тембрам и звучности годное и включается в состав оркестра». В этом выражалось стремление возвысить обыденность, услышать и передать музыку материального мира, предметной среды. Отбор предметов не был случайным, в нем отразился классовый подход, желание воспеть все пролетарское. Предполагалось также посредством шумовика представить отдельные виды промышленности, например, в оркестр профсоюза металлистов могли войти «комбинации различной стали, медь, листовое и кусковое железо, чугун в разных периодах обработки…». Шумовики были по преимуществу явлением молодежной культуры с присущим ей стремлением к альтернативности, экспериментаторству, эпатажу и веселью, а также усиленной роли динамики и ритма (что позволяет сравнить Ш.О. с джазом и рок-музыкой). Потребность в изобретательстве, техническом творчестве нередко преобладала над собственно художественными задачами. Шумовик мог восприниматься не столько как настоящий оркестр, сколько как игра в оркестр, забавная и дерзкая. На фоне подражательной клубной самодеятельности шумовые оркестры оценивались весьма положительно - считалось, что они дают простор творческой инициативе. Ш.О.– явление глубоко символическое, отразившее образ и дух своего времени. В нем - грохот и скрежет крушения старого мира, беснование детей революции, жесткий, агрессивный характер новой идеологии, шум перемен, звуковая атмосфера нэпа. «Шумовики 20-х в сердце новорожденной советской жизни: не искусства, не культуры прежде всего, а первобытного состояния души и ушей, - писал С.Ю. Румянцев. - Первобытность шумовика - в его лохматой бесформенности. Шум - не просто язык дисгармонии, хаоса (нестроение, расстройство, разлад). Шумовики 20-х - прямое выражение катастрофы, переустройства громадной жизни громадной страны, безбытности - или барахольной бестолковщины, которая всегда на пожарах, на базарах, на новых квартирах… Обломки, барахло не могли заменить вещей, но - парадокс - могли стать чем-то большим. Чем? - «музыкой», праздником. Азартом, криком от полноты душевной, и от боли, и от ярости…» Но образ Ш.О. вписывается и в более общий процесс. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья…» - эта ситуация полного уничтожения, обращения мира в первобытный хаос, который становится питательной почвой, материалом для создания чего-то нового, вообще характерен для искусства первой трети ХХ в. - разрушается привычный язык, и на его обломках возникает атональная музыка, абстрактная живопись. Также, подобно тому как Ш.О. втягивает в свою орбиту самые невероятные предметы, искусство начала ХХ в. бесконечно расширяет сферу своих интересов, образов и средств. Использование шума связано с магией, с древними ритуальными практиками. Возможно, Ш.О. также имеют языческие корни, а их существование питалось верой в возможность оказывать влияние на разные стороны жизни посредством шумовых образов (стрельба и фейерверки в новогодние праздники, ставшие столь популярными в последние годы, тоже восходят к древним традициям отпугивания злых духов). (М. К.) Лит.: Коновалов Н., Фаворский В. Шумовой оркестр. М.; Л., 1927; Листов К. Эксцентрический шумовой оркестр «Синей блузы» // Синяя блуза. 1926. Вып 40. (16); Зрелища. 1922. № 6. С. 22; Румянцев С.Ю. Самодеятельные оркестры и инструментальные ансамбли // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории 1917–1932. СПб., 2000. С. 293–313; Румянцев С.Ю. Коммунистические колокола // Сов. музыка. 1984. № 11; Румянцев С.Ю. Книга тишины. СПб., 2003. С. 65–79; Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917–1945). М., 1983.Э

Коммунальное Государственное Казенное Предприятие

«Школа искусств акимата Шемонаихинского района»

«Утверждено»

на заседании педагогического совета

директором КГКП «Школа искусств

акимата Шемонаихинского района»

Добжанской Ю.Б.

Оркестр шумовых инструментов

А В Т О Р С К А Я П Р О Г Р А М М А

для подготовительной группы

музыкального отделения школы искусств.

срок обучения – 1 год

Разработала преподаватель

народного отделения

по классу домры

Худякова Светлана Юрьевна

г. Шемонаиха 2014г

Пояснительная записка.

Современные условия существования образовательных учреждений дополнительного образования диктуют необходимость создания новых программ. Развивается методика преподавания. Образовательные программы, созданные десятки лет назад требуют обновления или разработки новых программ.

Программа «Шумовой оркестр» является авторской. При разработке этой программы был изучен опыт работы педагогов, работающих с шумовыми оркестрами, изучены различные современные технологии (В.Букатов, Н.Кононова, Н.Дереклеева, С.Шмаков, Н.Ветлугина, О.Скрипник, Е.Селевко и др.)

В современной школе музыкальному воспитанию детей отводится особая роль. Одним из эффективных методов работы является форма коллективной музыкальной деятельности. Наиболее ярко она проявляется в игре детского шумового оркестра.

Программа имеет общеэстетическую направленность. Занятия проводятся в группах по 6 – 12 учащихся подготовительной группы музыкального отделения школы искусств. Основной формой является урок 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут. Для детей 5 – 6 лет время урока – 30 минут. Всего 34 часа в год.

Цель: Создание условий для развития и совершенствования личности ребенка через коллективную деятельность.

Задачи :

    Обучить игре на шумовых инструментах;

    Познакомить с основами музыкальной грамоты;

    Развить чувство ритма;

    Воспитать чувство соучастия, сопереживания, сотворчества;

    Развить коммуникативные способности;

    Привить детям любовь и интерес к музыке.

Реализация целей и задач

    Достигается с помощью деятельностного, компетентностного подходов.

    Опирается на принципы доступности, системности, наглядности, гуманизации.

    Основывается на технологиях: игровой, развивающего обучения, коллективной.

Занятия по предмету «Шумовой оркестр» обладают рядом положительных качеств. Они формируют навыки игры в ансамбле, чувство коллективизма, ответственности; помогают детям преодолеть неуверенность, расширяют кругозор, выявляют природные способности, развивают художественный вкус, творческую инициативу детей.

Отличительной особенностью программы является то, что знакомство с новым материалом, закрепление знаний и опрос происходит в форме игры. Это обусловлено младшим возрастом учащихся. Игра, как никакой другой вид деятельности подходит для усвоения и приобретения знаний, навыков младшими школьниками. Обучаясь в игре, ребенок не подозревает, что чему-то учится. Программа подразумевает обязательно деление на команды по 4 – 6 человек. Преимуществами работы в команде являются:

    Каждый раз состав команд меняется.

    Во время урока дети постоянно двигаются.

    Каждый старается работать хорошо ради всей команды, помогая друг другу.

Требования к ЗУН.

В результате освоения данной программы учащиеся должны знать:

    Основные понятия: оркестр, дирижер, композитор, шум и звук

    основы музыкальной грамоты (ноты 1-й октавы, длительности, динамические оттенки, темп, размер 2\4, 3\4, 4\4\)

    названия и способы звукоизвлечения на шумовых инструментах

    названия музыкальных инструментов (казахские народные, русские народные, духовые)

определять сильную и слабую доли

определять характер произведения и передавать его с помощью шумовых инструментов

исполнять музыкальные произведения на шумовых инструментах индивидуально и группой.

Знания и умения, приобретаемые учащимися в течение учебного года, оцениваются преподавателем на каждом уроке, в конце каждого полугодия и учебного года, фиксируются записями в школьном журнале. Так как урок посещают дети подготовительной группы, то в дневники оценки не выставляются. Основной формой контроля является выступление на концертах перед родителями.

Критерии концертного выступления

Дети исполняют 2 - 4 песенки, выученные на уроке оркестра. Оценивается:

    Грамотное и точное исполнение нотного текста и ритмического рисунка.

    Степень овладения инструментом, умение правильно держать палочку (металлофон, ксилофон), умение пользоваться шумовыми инструментами.

    Музыкальность исполнения.

    Умение играть цельно – без ошибок и поправок.

Для лучшего усвоения знаний на уроках, разработана рабочая тетрадь по шумовому оркестру. Для исполнения выбираются, в основном, детские песенки или произведения классиков для детей.

Основу шумового оркестра составляют детские музыкальные инструменты-игрушки, всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, трещотки, барабаны, тарелки, маракасы, треугольник, коробочки и так далее. Необычные инструменты, созданные своими руками из подручных средств, занимают важное место в составе оркестра, являются интересным способом познания формирования звука.

Условия реализации программы:

    Наличие помещения для занятий.

    Материальная база: набор шумовых инструментов

    Фонотека - разнообразный музыкальный репертуар.

Учебный план

Вид учебной работы

Количество часов

Диагностика

Основы музыкальной грамоты

Общее музыкальное развитие

Организационные

Подготовка программы к концертному выступлению

Контрольные уроки, экзамены, концерты

Учебно-тематический план

Кол-во часов

Организационное

Приветствие «Доброе утро». Знакомство друг с другом «Строимся по алфавиту». Деление на команды по считалочке. Используя подручные средства «проиграть, простучать» мелодию. Упражнение «Уточки». Диагностика ритмической способности, внимательности, тест на креативность.

Звуки - шумы

Если позволяют погодные условия – можно провести урок на улице. Понятие шумовых и музыкальных звуков. Работа с текстом «Звуки». Работа с карточками «Звуки – шумы». Считалочка-бормоталочка. Ритмические упражнения с детскими стихами «Андрей-воробей», «Сорока» и т.д.

Музыкальные звуки

Понятие «Музыкальные звуки». Работа с текстом «Музыкальные инструменты». Понятие «Нотоносец». Работа с текстом «Нотный стан». Понятие «Четвертные – восьмые длительности, т.е. длинные – короткие». Ритмические упражнения – работа с карточками.

Закрепление

«Разукрасить мелодию» с помощью шумовых инструментов. Игра в мяч «Шум – музыкальный звук». Блиц-опрос по теоретическому материалу. Считалочка-бормоталочка. Ритмические упражнения. Маршируем, хлопаем под музыку. Игра «Угадай, что издает звук»

Диагностика

Тест на внимательность, коммуникабельность, эмоциональную отзывчивость. Между тестами игры.

Шумовые инструменты

Знакомство с шумовыми инструментами. Деревянные и металлические. Передаем характер произведения с помощью различных шумовых инструментов.

Инструментальный состав оркестров

Знакомство с инструментальным составом оркестров русских народных, казахских народных, духовых инструментов. Просмотр видео. Определение на слух.

Динамические оттенки

Динамические оттенки в музыке. Обсуждение и воспроизведение динамики на примере произведения Э.Грига «В пещере горного короля» с помощью шумовых инструментов. Игра «Ассоциации». Подбор шумового сопровождения.

Повторение, подготовка к контрольному уроку

Повторение теоретического материала. Отработка произведений на контрольный урок

Контрольный урок

Выступление перед родителями на концерте.

Длительности

Понятие «Длительности» с помощью сказки «Дружная семья». Игра «Колокольный звон». Разбор шумового сопровождения к пьесе П.Чайковского «Марш деревянных солдатиков»

Размер, такт, сильная доля.

Работа с текстом по теме. Стучим сильную долю в разных размерах.

Времена года

Изменения природы в зависимости от смены времен года. Примеры смены времен года в живописи, стихах, музыке. Передать характер с помощью шумовых инструментов.

Понятие «Темп». Игра «Поезд». Двигаемся под музыку.

Выбор программы для индивидуального шумового сопровождения

Для каждого ученика выбирается музыкальное произведение для самостоятельной работы – аккомпанемент шумовых инструментов.

Животные, птицы в музыке

Опрос «Какие бывают животные и птицы», рассказ о своих домашних питомцах. Игра «Угадай животное». Загадки о животных, рисуем любимое животное или птицу.

Опрос «Какие танцы вы знаете». Подбор шумового сопровождения к различным танцам.

Контрольный урок

Каждый ребенок представляет свою самостоятельную работу.

Диагностика

Тесты на коммуникабельность, эмоциональную отзывчивость

Подготовка к концертному выступлению

Выбор программы и шумового сопровождения. Движения под музыку. Поведение на сцене, концертная форма одежды

Концертное выступление

Выступление перед родителями.

Всего 34 часа

Для успешных результатов обучения детей на уроках детского шумового оркестра необходимо учитывать специфику музыкального воспитания в подготовительных группах школы искусств. Она определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей. Им свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что требует постоянной смены впечатлений.

Принимая во внимание всё вышеперечисленное, педагогу необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), чередуя различные по степени сложности задания с игрой, которая и будет являться самым эффективным методом в работе.

Игровые методы должны быть составной частью целой системы методов: объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, игровых, творческих.

Объяснительно-иллюстративные методы используются педагогом на начальном этапе: показ на инструменте, рассказ о произведении, объяснение правил игры на том или ином детском инструменте, объяснение движения мелодии и так далее. Тут очень важно правильно подобрать слова, сочетания слов, чтобы ярко, образно, эмоционально передать ребёнку содержание произведения, добиться быстрого запоминания музыкального материала.

Репродуктивные методы включаются в работу на следующем этапе: практическом. После запоминания, анализа музыкального произведения учащимися педагог контролирует их практическую деятельность по овладению музыкальными умениями, в том числе – игра наизусть. На этом этапе педагог рекомендует ритмические приёмы, облегчающие и ускоряющие заучивание, включает не только моторную (двигательную), но и часто музыкальную память (слуховую). Детям младшего школьного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, в движении под музыку, в фантазии и импровизации при выполнении различных заданий. Педагогу необходимо руководить творческими поисками детей, стимулировать и направлять их фантазию. Практические навыки, приобретённые в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно приведут детей к осознанному творчеству. Необходимо поощрять и одобрять проявление творческой инициативы детей.

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Необычные инструменты, созданные своими руками из баночек из-под йогурта, ведёрок из-под майонеза, отработавших своё фломастеров занимают важное место в составе детского шумового оркестра.

Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть звук – необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Нужно объяснить детям, что звук возможно извлекать такими приёмами, как потряхивание, постукивание пальцем, всеми или ладошкой, поскрёбывание. Научить получать удовольствие от сравнения звуков при различных способах звукоизвлечения.

Можно предлагать детям композиции, когда руководитель управляет процессом (дирижирует, устанавливает очерёдность игры – по одному, группами, вместе; динамику).

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на подставки или небольшие столики (но не на колени, чтобы дети не сгибались над ними). Треугольники подвешивают на специальные подставки с устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут класть на колени до начала игры на них.

Инструменты, относящиеся к одной группе лучше располагать рядом. Инструментов с тихим и нежным звучание должно быть больше и размещать их лучше впереди (слева от дирижёра). Это относится к струнной и клавишно-ударной группам. Инструменты низкозвучащие располагаются справа от дирижёра. Ударным инструментам отводится второй и третий ряды.

При подборе музыкальных инструментов необходимо учитывать ряд общих положений.

Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник, трещотки, кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее. Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором играет сам педагог.

Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от величины группы. Желательно иметь полный набор инструментов для педагога (на них он демонстрирует приёмы игры) и хотя бы ещё один – два полных набора для детей.

Организуя оркестр, следует позаботиться заранее о подставках для них и для нот.

Формирование групп

Чем больше численный состав группы, тем сложнее педагогу работать, а самое главное – добиваться хороших результатов. Поэтому максимальное количество детей в группе не должно превышать 15 человек (а лучше, чтобы их было 10 – 12).

На уроке детей удобнее разместить полукругом так, чтобы они не мешали друг другу и на протяжении всего занятия все могли видеть педагога.

Инструменты и приёмы игры на них

Среди используемых в детском оркестре так называемых ударных инструментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи или пластика) – это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, - это идиофоны или самозвучащие инструменты - маракасы, треугольник, бубенцы, трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т.п.).

Для нашего практического рассмотрения важно, что одни из них обладают определённой высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а вторые – шумовыми или «ритмическими» (все остальные из перечисленных). Этой условной классификации и будем придерживаться.

Шумовые («ритмические») ударные инструменты

Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары. В детском шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно-шумовые инструменты.

Маракасы – один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью. Маракасы хоть и невелики, но для малышей бывают тяжеловаты, поэтому на занятиях возможно использование детских погремушек.

Бубенцы – небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.

Пандейра (румба) – представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание её напоминает эффект, достигаемый встряхиванием бубна.

Трещотки, кастаньеты - видов трещоток много и любые из них применимы в детском шумовом оркестре для придания звучанию своеобразной окраски. Один из видов представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо, взявшись за крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши: пластины при этом ударяются друг о друга. Удобным инструментом для детей является и трещотка-кастаньета. Инструмент представляет собой деревянную рукоятку в форме трапеции, к которой с помощью шнурка крепятся две пластины с выдолбленными резонаторами (по типу кастаньет). Пандейру и трещотку не стоит применять часто, так как их звучание надоедает и утомляет слух.

Все эти инструменты применяют по одному или в паре. Держат их обычно за ручки. Встряхивание и покачивание выполняются кистью, рука в запястье должна быть свободной. Нужно следить, чтобы дети не напрягали кисть и не производили движение всей рукой.

Следующими из этой группы осваивают инструменты, приём игры на которых – удар. Для игры на этих инструментах также характерно свободное кистевое движение руки.

Коробочка – полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона, ударяя ими по верхней плоскости коробочки.

Ложки (обычно деревянные) – своеобразный русский народный инструмент. Держат их за ручки и ударяют одна о другую тыльной стороной черпаков. Динамика регулируется силой удара.

Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.

Барабан – общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревянный (реже металлический), обтянутый с одной или с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены и дают не очень сильный звук, который не утомляет слух. Среди многочисленных разновидностей барабана, которые могут быть применены в детском шумовом оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан.

Для игры любой барабан можно поставить на специальную подставку. Маленькие детские барабаны обычно подвешивают на ремешок или шнурок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана находилась несколько ниже пояса исполнителя. Плоскость барабана, установленного на подставке должна быть под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя, а подвешенного на ремне – в противоположную сторону. Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щётками, а также непосредственно руками. Основной приём игры на барабане – отдельные короткие удары-акценты и последовательности ударов, подчёркивающие отдельные ритмические рисунки.

Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя. Основные приёмы игры – встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито муку); удары правой рукой по мембране.

Тарелки представляют собой выпуклые в середине металлические диски, сделанные из особого сплава. Применяют как одинарные, так и парные тарелки. Одинарные тарелки устанавливаются на специальной подставке на уровне груди исполнителя. Играют на тарелке металлической или деревянной палочкой с твёрдой или мягкой головкой. Основной приём игры – спокойный, лёгкий удар. Гасят звук рукой.

«Мелодические» ударные инструменты

Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно укреплённых на раме. Существуют детские диатонические однорядные металлофоны с диапазоном до двух октав. Ограниченность возможностей делает их использование в оркестре малоцелесообразным, однако на подготовительных занятиях они могут пригодиться.

Ксилофон – представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укреплённых на раме.

Все пластины этих инструментов съёмные. Партии записываются на обычном нотном стане.

Инструмент ставится на специальную подставку или стол, соответствующие росту ребёнка. Играют стоя или сидя двумя молоточками. Кисти рук с молоточками, как и сам инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполнителя. Ручки молоточков кладутся на средние фаланги указательных пальцев обеих рук и придерживаются большими пальцами. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони. Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточек зажимать в руках, звук получится глухой и невыразительный. Играть следует примерно по центру пластинки.

Примерный репертуар:

    П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

    П.Чайковский «Танец Феи Драже»

    Э.Григ «В пещере горного короля»

    В.Моцарт «Турецкий марш»

    С.Рахманинов «Итальянская полька»

    «Антошка»

    «Песенка крокодила Гены»

    «Собачий вальс»

    «Камаринская»

    «Веселые гуси»

    «Валенки»

    «Песенка мамонтенка»

    «Песенка бременских музыкантов»

    В. Шаинский «Песенка кузнечика»

    Песни из мультфильма «Маша и Медведь»

    М.Качурбина «Мишка с куклой»

    «Во саду ли, в огороде»

    «Семеновна»

    «Субботея»

    «Частушки»

    «Коробейники»

    «Ах, вы сени, мои сени»

    Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»

    Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника»

    Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»

    Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро, без особой индивидуальной работы, приобщить детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики.

    Пособие предназначено для работы с детьми дошкольного (4-5 лет) и младшего школьного возраста.

    Металлофон, ксилофон
    Ксилофон - ударный, звуковысотный инструмент. Состоит из набора хроматически настроенных деревянных брусочков. Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по брусочку. Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно.Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются следуя таким этапам:

    знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов

    умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время удара)

    овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо)
    Бубенцы (браслет на руку)

    Инструмент состоит из тканевого браслета и закрепленных на нем четырех бубенчиках. Надев браслеты на руки, легко потряхивая ими, чередуйте быстрые, и медленные движения, меняя силу звука, вы сможете создать особый колорит, придать разнообразие привычному звучанию различных мелодий песен и танцев. С помощью браслетов, можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами, или перенестись в жаркую Индию и превратиться в исполнителя индийских танцев. Играть на музыкальных браслетах достаточно легко, для этого предложите ребенку встряхивать кистями рук в медленном или быстром темпе. Музыкальные браслеты можно использовать и при исполнении различных танцев. С ними могут танцевать озорные петрушки, сказочные зайчики, куклы и другие персонажи Новогоднего карнавала, участники сказочного представления и т.д. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику. Инструмент позволяет создавать свой ритмический рисунок или стать участником музыкального ансамбля, или исполнителем театрализованного действия.