Раскрыть проблему любви в мастер и маргарита. Любовь мастера и маргариты

Любовь была и остается актуальной в произведениях практически всех писателей русской литературы. Конечно, не является исключением из этого правила и Михаил Булгаков с его выдающимся творением «Мастер и Маргарита». Тема любви в его произведении рассмотрена, и она заслуживает тщательного изучения многочисленными читателями данного произведения. Заинтересовался этой темой любви в произведении и я. Именно для этого я принял решение рассмотреть такую интересную тему в данном произведении.
Насколько понял лично я, ключевым любовным аспектом данного произведения являются отношения между Мастером и Маргаритой. Больше всего меня в их отношениях поражает сильная и чрезвычайно жертвенная любовь Маргариты к Мастеру. Она всегда в него верила, пыталась ему помочь во всех делах.
Для каждого человека чрезвычайно важна любовь женщины и вера в его силы. Она помогает работать, двигаться вперед, ставить перед собой цели и уверенно их достигать. Однако стоит отметить, что эта любовь была взаимной, а Мастер тоже чрезвычайно любил Маргариту всем своим сердцем. Это становится понятным, когда он рассказывает о том, как они познакомились. Этот рассказ лишний раз подтверждает тот факт, что Мастер очень любил Маргариту. Вполне можно сказать, что любовь между Мастером и Маргаритой сделала обоих этих людей более чистыми, способными преодолевать трудности и проблемы в собственной жизни.
Что касается авторского взгляда на любовь, как на явление, то рассмотрение этого аспекта тоже весьма интересно. В частности, можно отметить, что для писателя это удивительное явление представляется как нечто постоянное, неизменное, как константа. Именно поэтому из всего текста произведения практически невозможно сделать вывод о том, что Мастер или Маргарита вдруг перестанут любить друг друга. Однако в то же самое время появляется уверенное впечатление, что они вряд ли могут быть действительно счастливы, ведь в жизни существует много проблем, которые мешают им по-настоящему насладиться друг другом. Именно поэтому вполне логичным выглядит вывод о том, что двое этих людей смогут стать по-настоящему счастливыми только в том случае, если им суждено встретиться и после смерти.
Многие, наверное, скажут, что любовь в данном произведении не является ключевым аспектом. Однако я вряд ли могу согласиться с таким утверждением. Как кажется лично мне, именно этому прекрасному явлению посвящено много чего в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Более того, без любви Мастера и Маргариты в нем бы просто не было о чем писать, он бы потеряла свою ключевую особенность. Я считаю, этот роман является во многом таким, что описывает настоящую любовь.

Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера - творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь». Любовь мастера и Маргариты была именно такой.

Что значит, по М. Булгакову, «настоящая любовь»? Встреча Мастера и Маргариты была случайной, но не случайным было чувство, связавшее их до конца их дней. Не зря они узнают друг друга по «глубокому одиночеству» во взгляде. Это значит, что даже не зная друг друга, они испытывали друг в друге огромную потребность. Именно поэтому и совершилось чудо - они встретились.

«Любовь поразила сразу нас обоих», - говорит мастер. Настоящая любовь властно вторгается в жизнь любящих и преображает ее! Все будничное, обыденное становится ярким и значительным. Когда Маргарита появилась в подвальчике мастера, все мелочи его скудного быта начинали как будто бы светиться изнутри, и все меркло, когда она уходила.

Настоящая любовь - это любовь бескорыстная. До встречи с мастером у Маргариты было все, что нужно женщине для счастья: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги. «Словом... она была счастлива? - задается вопросом писатель. - Ни одной минуты!.. Что же нужно было этой женщине?., ей нужен был он, мастер, о вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги». Все материальные блага оказываются ничтожными по сравнению с возможностью быть рядом с любимым человеком. Когда у Маргариты не было любви, она готова была даже покончить с собой. Но при этом она не хочет причинить зла своему мужу и, приняв решение, поступает честно: оставляет ему прощальную записку, где все объясняет.

Истинная любовь, следовательно, не может причинить зла никому, она не будет строить свое счастье за счет несчастья другого человека.

Истинная любовь самоотверженна. Маргарита способна принимать интересы и устремления своего возлюбленного как свои, живет его жизнью, помогает ему во всем. Мастер пишет роман - и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив, и в этом видит смысл своей жизни.

Что же такое «верная любовь»? Это определение раскрывается во второй части романа, когда Маргарита остается одна и не имеет никаких известий о мастере. Она вся погружена в ожидание, она буквально не находит себе места. При этом она не просто верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу. И для нее совершенно безразлично, на каком свете эта встреча произойдет.

«Вечной» любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание встречей с потусторонними силами. Маргарита борется за мастера. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает его. Рядом с возлюбленным она не боится смерти, и за смертной чертой она остается с ним. «Я буду беречь твой сон», - говорит она.

Но как ни переполнена Маргарита любовью и тревогой за мастера, когда настает время просить, она просит не за себя - за Фриду. И не только потому, что Воланд советует ничего не просить у власть имущих. Любовь к мастеру органично соединена в ней с любовью к людям, тяжесть собственных страданий - со стремлением избавить от страданий других.

Любовь связана с творчеством. Судьба любви переплетена с судьбой романа. По мере того, как крепнет любовь, создается роман, и потому произведение - плод любви, и роман одинаково дорог и мастеру, и Маргарите. И если мастер отказывается от борьбы, то Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского.

Но любовь и творчество существуют среди людей, которые не знают ни того, ни другого. Поэтому они обречены на трагедию. В конце романа мастер и Маргарита уходят из общества, где нет места высоким духовным побуждениям. Мастеру и Маргарите смерть дается как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений. Можно ее воспринимать и как награду. Здесь боль самого писателя, боль времени, боль жизни.

Роман М. Булгакова, пережив десятилетия забвения, и сегодня обращен к нам, в наше время. «Настоящая, верная и вечная любовь» - вот главная сущность, отстаиваемая романом.

История Мастера и Маргариты известна даже никогда не читавшим произведение Михаила Булгакова. Одна из вечных, вневременных тем, тема любви в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова притягивает глубиной и искренностью.

Герои до встречи друг с другом

Устами самого Мастера Булгаков рассказывает нам о его жизни до встречи с героиней. По образованию историк, герой работал в одном из музеев столицы, иногда «занимался переводами» (знал несколько языков). Он был одинок, знакомых в Москве имел мало. Выиграв по облигации, полученной на работе, большие деньги, снял подвальные комнаты в маленьком доме, купил нужные книги и начал писать роман о Понтии Пилате. Мастер, имевший тогда имя, переживал свой «золотой век». Наступившая весна была прекрасна, роман о Пилате «летел к концу».

Однажды «случилось нечто гораздо более восхитительное», нежели крупный выигрыш – Мастер встретил женщину, очень красивую, с «необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах», и с этого момента жизнь его обрела полноту.

Женщина эта была красива, обеспечена, замужем за молодым успешным специалистом, и, по меркам окружающих людей, совершенно благополучна. Рассказывая о ней, автор восклицает: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!» Героиня одинока и несчастна – в ее жизни нет любви. Вместе с Мастером в жизнь Маргариты пришел смысл.

Так с рассказа о, казалось бы, случайной встрече героев начинает звучать в романе «Мастер и Маргарита» тема любви.

Проблема любви в романе

Любовь не сделала героев лучше или хуже – она, как истинное чувство, сделала их другими.

Мастер и Маргарита поняли, что свела их «сама судьба и что созданы они друг для друга навек». Любовь «поразила нас мгновенно», «поразила нас сразу обоих! – восклицает Мастер, разговаривая с поэтом Бездомным, – так поражает молния, так поражает финский нож!» – навсегда и бесповоротно.

Мастер теперь создавал великий роман, его вдохновляла любимая. Маргарита же обрела счастье, став «тайной женой», подругой и единомышленницей писателя. И, как не было в переулке, по которому, впервые встретившись, шли герои, «ни души», так в новой их жизни не было места никому: только двое и общее их дело – роман, творимый Мастером.

Роман был дописан, и «настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь».

Мир литературы, реальность, в которую погружается Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта, ломает его.

Героям приходится противостоять окружающему миру. Следя за судьбой писателя и его возлюбленной, мы видим, как многопланово решается проблема любви в романе «Мастер и Маргарита».

Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие

Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.

Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером. Жизнь их становится единой.

Ни минуты не чувствуя себя счастливой в готическом особняке, Маргарита тем не менее не может причинить боль мужу, уйти, ничего не объясняя, ведь он «не сделал никакого зла» ей.

Мастер, создавший гениальный, но «несвоевременный» роман, сломлен. «Я теперь никто». Он не хочет больше ничего, кроме того, чтобы видеть любимую, но считает себя не вправе ломать ей жизнь.

Милосердие и сострадание в любви героев

Любовь в романе «Мастер и Маргарита» милосердна и сострадательна.

Чувство, которое испытывает героиня к избраннику, неразрывно связано с ее любовью к людям. С достоинством выполняя роль королевы на балу Сатаны, она одаривает всех великих грешников любовью и вниманием. Собственные страдания побуждают ее избавить от страданий других: даже не задумываясь, «человек исключительной доброты», «высокоморальный человек» ли она, просит у Воланда не о себе, а о прощении Фриды, раскаявшейся убийцы собственного ребенка.

Даже в порыве мщения любовь позволяет Маргарите оставаться женщиной, чуткой и милосердной. «Дикий разгром», учиненный героиней, прекратился, как только, она увидела в одном из окон испуганного малыша. Жаждущая расправы с критиком Латунским, погубившим Мастера, Маргарита не способна обречь его на смерть. Превращение ее в ведьму не лишает главного – истинной женственности.

Последний шаг перед растворением в вечности любящие делают вместе. Маргарита требует отпустить душу Пилата, так долго мучимого совестью, Мастер же получает возможность сделать это, закончив роман одной фразой: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.

Именно в произведении «Мастер и Маргарита» тема вечной любви и верности как спасительной силы человеческой души раскрывается перед нами автором. На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь – об этом заставляет нас задуматься повествование.

Узнать о Мастере – единственное желание отчаявшейся Маргариты, ради которого можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Для нее стираются границы Света и Тьмы: «потустороннее или не потустороннее – не все ли это равно», – уверена она. Иешуа прочитал роман, просит подарить покой писателю и его возлюбленной, и «князь тьмы» покой «устраивает». Маргарита останется с любимым навсегда, рядом с ним смерть не страшит. «Беречь твой сон буду я», – говорит она, идя с Мастером к их вечному дому.

Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», – обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.

Тема любви в произведении Булгакова, возможно, потому так пронзительна и достоверна, что автору выпало счастье любить самому и быть любимым женщиной, которая и воплотилась в образе Маргариты.
Идет время, история вечной любви, рассказанная на страницах «Мастера и Маргариты», не стареет, убеждая, что настоящая любовь – существует.

Многие современники пытались дать свой анализ любви в романе и причин ее появления, приведенные рассуждения призваны помочь 11 классам при написании сочинения на тему «Любовь в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова».

Тест по произведению

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Тема любви в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».» Отказаться от любви -умереть духовно, а неспособность любить - значит и не жить вовсе.

2 слайд

Описание слайда:

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: как связаны в романе темы любви и творчества? (история Мастера – это и история романа о Понтии Пилате, и история любви.) «За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? … я покажу тебе такую любовь!»

3 слайд

Описание слайда:

Известно, что И. С. Тургенев проводил всех своих основных персонажей через испытание любовью, её силой. И прохождение этого испытания предопределяло судьбу героя, его оправдание или порицание в глазах читателя и автора. Отказаться от любви значило умереть духовно, а неспособность любить значило и не жить вовсе.

4 слайд

Описание слайда:

Михаил Булгаков по-особенному освящает эту тему в романе «Мастер и Маргарита». У писателя одной из особенностей является то, что тема любви в произведении раскрывается как бы в двух ипостасях. С одной стороны, ее выразителем является Иешуа Га-Ноцри, с другой - Маргарита и Мастер.

5 слайд

Описание слайда:

Нравственный аспект раскрытия темы любви в романе таков, что каждому воздается по заслугам. В этом тоже проявляется библейская, высшая мудрость. Бог милостив и прощает грешников, потому что любит их.

6 слайд

Описание слайда:

А вот еще одна интересная цитата из романа «Мастер и Маргарита». Она отражает другое, земное, воплощение любви между мужчиной и женщиной: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!"

7 слайд

Описание слайда:

Это слова Мастера о его встрече с Маргаритой. Мы видим, что их чувство - это любовь с первого взгляда. Она приносит не только радости, но и горести, недаром сравнивается с убийцей. Но все же это чувство неотвратимо и предначертано судьбой, как удар финским ножом в темном переулке. Интересно, что встреча двух героев действительно произошла в переулке, где не было ни души. Это Булгаков подчеркивает особо. Произошла эта встреча днем, в центре Москвы, рядом с многолюдной Тверской. Но на улице никого не было…

8 слайд

Описание слайда:

Мотив предопределенности и неизбежности звучит в их любви с самого начала. Главная героиня, была замужем, но нисколько не любила своего мужа, но жила с ним в достатке и спокойствии. Казалось бы, чего же еще недостает этой женщине? Так и М.Булгаков рассуждает: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?!» Мы узнаем, что для счастья ей нужен был Мастер, живущий в небольшой каморке, не способный обеспечить свою спутницу материальными благами. Как выясняется позже, эту женщину привлекла душа героя, творчество и желание его спасти.

9 слайд

Описание слайда:

У Маргариты не было детей, и всю свою материнскую любовь она направляла на Мастера. Она заботилась о нем. Когда Мастер писал свой роман, Маргарита была рядом и вдохновляла любимого. Маргарита поддерживала мастера, когда литераторы отвергли его роман. Но сильнее всего любовь Маргариты проявилась, когда мастер исчез. Маргарита винила себя за то, что ушла, а затем за то, что не успела вернуться вовремя. Маргарита старалась хоть что-нибудь разузнать о своем возлюбленном. Ей пришлось вернуться к мужу. Так жила она около полугода. Маргарита скучала по нему и ждала хоть какое-то известие. Ради мастера Маргарита была готова на все. Она соглашается на сделку с Воландом, как только речь заходит о мастере. Именно ради любимого Маргарита меняет свой образ жизни. Она стала ведьмой.

10 слайд

Описание слайда:

В те мгновения, когда Маргарита обеспокоена исчезновением своего возлюбленного, она и решается на крайние меры. Женщина идет на самое страшное, что можно предположить, - на сделку с дьяволом. Она учиняет разгром в доме критика Латунского, по вине которого пострадал роман Мастера. Маргарита прекращает громить все лишь в то мгновение, когда видит испуганного ребенка в окне. Она не только становится ведьмой, но и королевой бала Сатаны. Каких сил стоило ей выдержать это действо в данной роли! Сделка с дьяволом…

11 слайд

Описание слайда:

Самообладание героини было на пределе, но она знала, ради чего она согласилась на эту роль. И только в один момент, когда Маргарита видит перед собой Фриду и подает ей надежду на спасение, героиня понимает, что ее цель – спасти Мастера – становится недостижимой. Вероятно, сила настоящей любви очень велика, поскольку Воланд, несмотря на милосердие Маргариты по отношению к Фриде, все-таки вернул ей Мастера. И мы с уверенностью можем утверждать, что сила такого чувства способна творить чудеса. Фрида и Маргарита

12 слайд

Описание слайда:

Мастер – сломанный жизнью, больной, измученный писатель. Его считают сумасшедшим, потому что он не похож на остальных, мыслит иначе и остро чувствует несправедливость жизни. Судьба дарит ему встречу с удивительной женщиной, которая, кажется, создана для него, беззаветно любящая Мастера и все, что связано с его жизнью и творчеством. В этой светлой и печальной истории любви Булгаков отразил историю взаимоотношений со своей последней женой, Еленой, которая была прототипом Маргариты. Судьба Мастера

13 слайд

Описание слайда:

Маргарита считает встречу с любимым – настоящим подарком, посланным ей в жизни. До встречи с Мастером она была благополучной и… одинокой, хотя была замужем с 19 лет, и ее брак казался благополучным со стороны. С момента встречи, о которой Мастер рассказывает Ивану Бездомному в палате сумасшедшего дома, Маргарита обретает смысл в жизни. Она предчувствовала встречу, недаром в руках у нее были желтые цветы, символ расставания с прошлым, которые она выбрасывает только потому, что они не нравятся Мастеру. Отныне каждая минута ее жизни посвящена возлюбленному, которого она боготворит.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Она готова пойти ради спасения Мастера: - на весьма сомнительное предприятие, предложенное Азазелло « …вы намекаете на то, что я там могу узнать о нем? Азазелло молча кивнул головой. -Еду!. – с силой воскликнула Маргарита и ухватила Азазелло за руку, - еду, куда угодно!» - на месть Латунскому - на Бал сатаны.

16 слайд

Описание слайда:

Бал САТАНЫ (Глава 24-я.) «Только бы выбраться отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь». «- Сядьте-ка, - вдруг повелительно сказал Воланд. Маргарита изменилась в лице и села. - Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье? - Нет, ничего, мессир, - с гордостью ответила Маргарита, - Мы вас испытывали, - продолжал Воланд, - никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!..

17 слайд

Описание слайда:

Воланд говорит Маргарите, что он может исполнить только одно ее желание. Конечно, она должна бы просить вернуть ей Мастера. «Маргарита вздохнула и сказала: - Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка… - Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек? - Нет, - с силой ответила Маргарита, - я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло».

Тема любви в романе "Мастер и Маргарита" необычна. Уже хотя бы потому, что главным помощником влюбленных становится сатана Воланд. Всё дело в том, что любовь - вечность. Значит, её нельзя делить на белое и чёрное.
Маргарита полюбила в Мастере его талант. Она готова продать душу дьяволу и это делает. Настоящая любовь приходит к Мастеру и Маргарите в расцвете их жизни, но события складываются вовсе не так, чтобы спасти эту любовь. Окружающий мир против того, чтобы Мастер и Маргарита были счастливы вместе, и тогда приходит сатана - Воланд.
Писатель показывает нам, что любовь земная это любовь небесная, любовь поражает в самое сердце навсегда. Любовь между влюбленными становится зависимой от книги. Его повесть критикуют, что сломало Мастера и пропала его вера в себя. Наступает ночь, когда Мастер уничтожает рукопись, но он ещё не знает, что "рукописи не горят". Рукопись Мастера не может сгореть потому что в ней правда. Воланд возвращает Маргарите рукопись и возвращается Мастер.
В трудных условиях Мастера поддерживает любовь.
Любовь - все счастье исходит из любви, любовь достигает духовности. Такое чувство у Мастера и Маргариты. Маргарита полностью отдается любви и ради спасения Мастера, продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех.
Силой любви пытается излечить Маргарита страх, что трудно сделать. На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен делать свою судьбу не прося помощи у высших сил.

    Известно, что над романом «Мастер и Маргарита» - главной книгой своей жизни – Булгаков работал в течение целых 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но возможно уже к 1930 году замысел изменился. Дело в том, что в этом году Булгаков...

    Мастер это человек высокообразованный, по профессии бывший историк. Мастер выигрывает крупную сумму, бросает работу и начинается заниматься тем, о чём мечтал: пишет роман о Понтии Пилате. Его роман вызвал критику официальных литературных властей, из-за...

    Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многоплановое произведение, в котором причудливо переплетаются три основные сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события, связанные...

  1. Новое!

    Роман «Мастер и Маргарита» - самое мистическое произведение М. А. Булгакова. Но он, как ни странно, не воспринимается читателем как оторванная от реальности фантастика. Роман жизнеутверждающ, ведь в нём поднимаются вопросы, вечно волнующие человека:...

  2. С тех пор как вечный судия Мне дал пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. М. Лермонтов. «Пророк» Воистину жемчужиной творчества Булгакова...