Рассматривание картины грачи прилетели в старшей группе. НОД в старшей группе: "Грачи прилетели" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Написание сочинения и его проверка

Елена Захарова
НОД Коммуникация. Рассказывание по картине А. Саврасов «Грачи прилетели».

Конспект НОД «Коммуникация » . Старшая группа.

Рассказывание по репродукции картины А . Саврасова «Грачи прилетели » .

Составила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 43 «Ручеек» , города Набережные Челны РТ Захарова Е. А.

Цель : Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине .

Задачи :

Коммуникация :

1. Упражнять детей в составлении описательного рассказа по пейзажной картине А . Саврасова «Грачи прилетели » . Обогащать словарный запас определениями; активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

2. Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины .

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, через пейзаж стимулировать детей к желанию внимательно рассматривать картину , воспитывать и развивать эмоциональную отзывчивость.

Познание : обогащать словарный запас детей определениями характерных признаков весны.

Физическая культура : формировать правильную осанку детей.

Развивающая среда : мольберт, репродукция картины А . Саврасова «Грачи прилетели » . Дидактическая игра «Времена года; мнемосхема «Весна» .

Ход ООД:

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку :

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

(весной)

Правильно, ребята, весной.

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» .

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Ребята, а теперь встанем все в круг пожмем друг другу ладони и пожелаем друг другу добра и хорошего настроения.

А теперь присаживайтесь на стульчики и послушайте о самом прекрасном времени года, о весне. Сидите ровненько, не забывайте держать спинку – тростинку, не сутультесь.

(дети садятся полукругом напротив воспитателя)

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами солнца земля. Тает снег, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. Возвращаются из дальних краев домой первые весенние вестники – грачи . Над высокими березами разносится радостный гомон птиц.

Дети, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А . К. Саврасов в своей знаменитой картине «Грачи прилетели » .

(дети рассматривают картину )

Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине ?

Он увидел, как на березы опустилась стая грачей , как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.

- Расскажите о грачах , что они делают?

Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные , веселые и шумные, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они обустраивают свои гнезда, в которых будут выводить своих птенцов.

Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для обустройства своих гнезд?

Здесь спокойно и тихо. Это окраина села : видно несколько деревянных домов, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

Какие деревья выбрали грачи ?

Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце ? Как вы догадались?

Солнце скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.

Дети, а что вы можете сказать о небе?

Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное.

Какие облака?

Голубовато – серые, серо- желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые.

Ребята, а каким вы видите снег?

Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным.

Ребята, какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эту картину ?

Немного холодно, чувствуется свежесть, бодрость, тепло весны. Легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.

Вам понравилась картина А . Саврасова «Грачи прилетели » ?

(ответы детей)

Кто желает по этой картине сочинить рассказ ? Рассказать о солнце . О небе, о снеге и облаках, о наступившей весне и уходящей зиме, о березах и крикливых грачах . Постарайтесь рассказать , не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам картины .

Дети по желанию рассказывают по картине , придумывают название рассказа .

Молодцы, дети, интересные рассказы у вас получились . А теперь немного отдохнем. Пойдемте, встанем в круг и поиграем с первым весенним цветком первоцветом - подснежником.

Физкультминутка «Подснежник»

Один ребенок в маске подснежника стоит в середине круга.

В саду, где березы столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва, понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся,

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил :

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда,

Что это весна?».

Дети хором отвечают : «Да!» .

А теперь мы с вами поиграем в игру «Времена года» . Возьмите каждый по одной карточке и расскажите о том , что там изображено.

Дети рассматривают картинки с изображением характерных признаков весны : сосульки, цветы – первоцветы, ласточка, солнце и др.

Индивидуальные ответы детей

Молодцы ребята, вы сегодня были очень красноречивы, рассказывали интересные рассказы по картине А . Саврасова «Грачи прилетели » .

Интеграция областей: Коммуникация, Познание, Развитие речи, Социализация, Художественное творчество.

Цель: Приобщить детей к прекрасному миру живописи, музыки. Научить внимательно рассматривать картину, рассказывать о ее содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения.

Задачи:

  • стимулировать в процессе познавательного общения детскую любознательность, стремление самостоятельно рассуждать
  • учить детей рассматривать репродукцию картины, отвечать на поставленные вопросы
  • развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе; развивать творческое воображение
  • воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту; расширять знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже, развивать художественное восприятие произведений.

Предварительная работа:

  • Чтение литературных произведений, стихов о временах года.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников.
  • Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки» , «Звуки природы» .
  • Наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий.
  • Рисование времен года.

Материал к занятию:

коробочка; птица; репродукция картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова; карточки – символы «признаки весны» ; отрывок из цикла П.И. Чайковского «Времена года. Март» ; мольберты, бумага, акварельные краски, различные виды карандашей для рисования.

Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание репродукций, прослушивание музыкальных произведение, игровая деятельность.

Ход ООД:

Воспитатель вносит в группу необычную коробочку, из которой доносится пение птицы.

Ребята, посмотрите, что я нашла возле дверей нашей группы! Как вы думаете, что это? (коробочка, посылка)

Посмотрите, на ней что-то написано. Сейчас прочтем! Дары для ребят от матушки природы.

Да это же посылочка для вас, ребята! Сама природа вам ее прислала! А давайте посмотрим, что же там внутри?

Воспитатель открывает коробочку и достает из нее маленькую птичку.

Ой, кто же это? (птичка) Почему она так звонко пела? (высказывания детей)

Птицы, первые вестники! Посмотрите за окном, какое время года? (весна)

А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

Ребята, наша птичка шепнула мне на ушко, что в коробочке, есть еще что-то! Давайте посмотрим, что? Да это какие-то карточки. О чем они нам помогут рассказать?

Какие признаки весны вы на них заметили? (тает снег, бегут ручьи, солнышко светит ярче и теплее, на деревьях появляются почки, прилетают перелетные птицы)

Дети по символам составляют свои высказывания.

Вот и к нам с вами птичка с весною прилетела, рассказать, что вся природа оживает.

Игра «Веснянка»

  • Солнышко - солнышко, золотое донышко (разводят руки, поднимают вверх)
  • Побежал в лесу ручей (бегут на месте)
  • Прилетели сто грачей (имитируют полет птиц)
  • А сугробы тают, тают (медленно приседают)
  • А цветочки подрастают (встают на цыпочки и тянутся руками вверх)

Воспитатель: - Сегодня мы с вами поближе познакомимся с картиной о весне Саврасова А.К. «Грачи прилетели» . В каком жанре написана эта картина? Правильно, это пейзаж.

- Давайте попробуем составить рассказ по этой картине:

Как вы думаете, какой период весны изобразил художник?

По каким признакам можно определить, что на картине весна?

Как художник передал в картине пробуждение природы?

Чего в картине больше: земли или неба?

Какие тона преобладают: теплые или холодные?

Как бы вы назвали эту картину?

Какой день изобразил художник Саврасов?

Рассказ вы будете придумывать по цепочке - один начнет, другой продолжит, а третий закончит, чтобы все ребята поучаствовали.

Молодцы, очень интересный у вас получился рассказ. Все старались.

Мы с вами рассмотрели картину. А картину можно не только видеть, но и слышать. Давайте попробуем послушать музыкальное произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года» . У этого русского композитора есть музыка к каждому времени года. Но раз мы с вами сегодня говорим о весне, то слушать будем «Март» .

Дети слушают картину, говорят о своих впечатлениях.

Окунувшись в море музыки и живописи, вы хотели бы и сами выразить свои чувства в рисунке?

Предлагаю вам превратиться в художников, подойти к мольбертам и создать свой художественный шедевр о весне.

Итог: Ребята, мы сегодня рассматривали весеннюю картину, слушали музыку. Что вам понравилось? Какие звуки весны вы сегодня услышали? А птичку мы отправим в наш уголок природы, чтобы мы в любой момент могли посмотреть на нее и вспомнить, как она радовала нас вестью о том, что пришла весна!

Спасибо вам за работу!

Задачи:

  • Продолжать учить детей творческому рассказыванию по картине от лица изображаемого объекта.
  • Закреплять умение видеть внутренние взаимосвязи в картине, включать их в построение рассказов.
  • Упражнять в умении чувствовать («входить») картину, посредством передачи своих чувств, ощущений, настроения.
  • Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе родного края; интерес к творчеству художника.

Предварительная работа:

  • Наблюдения в природе.
  • Дидактические игры «Подзорная труба», «Логические цепочки» (установление взаимосвязи объектов в картине), «Ищу друзей (недругов)», «Было, есть, будет».
  • Заучивание стихотворений «Стали ночи короче…», Ф. Тютчев «Зима недаром злится».
  • Слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года».
  • Психогимнастика «Эмоции в мимике и жестах».

Материалы:

  • Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
  • Портрет художника А.К.Саврасова.
  • Тексты стихотворения В. Плотников «Тает снег, везде журчат ручьи…».
  • Картинки – грач, береза, лужа, ручей, солнце, тающий снег, пиктограмма – человек.
  • Фонограмма музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

План проведения НОД:

  • Чтение стихотворения В. Плотников «Тает снег, везде журчат ручьи…».
  • Беседа о пейзажной картине, её особенностях.
  • Рассказ воспитателя о художнике А.К.Саврасове.
  • Психогимнастика «Я на картине».
  • Творческие рассказы детей по картине от лица изображаемого объекта.
  • Беседа «Благодарность художнику»

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас особенный день. Мы вновь отправляемся в удивительный мир живописи. А что такое живопись?

Дети: Это рисунки и картины об окружающем мире.

Воспитатель: Какие жанры живописи вам уже знакомы?

Дети: Натюрморт, пейзаж, портрет.

Воспитатель: Что такое Натюрморт?

Дети: Это изображение предметов в специально созданном пространстве.

Воспитатель: Что такое портрет?

Дети : Это изображение человека или животного.

Воспитатель: Что изображает художник на пейзажной картине?

Дети: Живая природа в том виде как её увидел художник.

Воспитатель: Творение этого художника воодушевило музыкантов и поэтов на создание своих произведений искусства. Послушайте стихотворение В. Плотников «Тает снег, везде журчат ручьи…».

Тает снег, везде журчат ручьи,

Там, где раньше пела песни вьюга.

Черные, крикливые грачи,

Первыми из птиц вернулись с юга.

Воспитатель: О каком полотне известного художника пойдет сегодня речь?

Дети: Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

Воспитатель: Совершенно верно. Удивительное творение художника покорило всех своей простотой (вид, который можно увидеть в любом сельском уголке России), своей удивительной обыденной красотой, грустью прощания с зимой и радостью весеннего пробуждения природы.

Воспитатель: А чем вам нравится эта картина? О чем она нам рассказала?

Дети рассказывают о своих впечатлениях о картине. Рассказывают о её содержании.

Воспитатель: Художником Алексей Константинович мог и не стать. Дело в том, что рос он в купеческой семье, где отец считал, что рисование дело ненужное и не доходное. Алексей сам научился рисовать, и к 12 годам стал даже продавать свои рисунки перекупщикам. Но купец Константин Саврасов увлечения сына не одобрял и выгнал его из теплых комнат на холодный чердак. Не быть бы художником Алексею Саврасову, но в дело вмешался обер-полицмейстер Москвы генерал-майор Лужин И.Д. (знаток и коллекционер произведений живописи). Только после этого купец позволил своему сыну посещать занятия в Московском училище живописи и ваяния.

Воспитатель: Посмотрите, как живут на картине все изображенные объекты. Каждый из них живет и действует, и чувствует, и мечтает. У каждого из них своё настроение. Попробуем и мы с вами почувствовать их состояние, настроение.

Под музыку предлагаем детям изобразить эмоции в мимике и жестах, которые чувствуют в картине березы, грачи, тающий снег, вечернее теплое солнце, дома и церковь с колокольней. Одновременно на подставку выставляем изображения этих объектов.

Воспитатель: Вы уловили, почувствовали то чувство, которое изобразил А.К.Саврасов на картине у каждого объекта? Вглядитесь ещё раз в этот сельский пейзаж. Картина рассказывает нам историю. У каждой птицы, каждого дерева, дома и даже талого снега есть свой рассказ о том, что было раньше, что происходит сейчас и что будет дальше. Вы хотите стать героями картины художника А.К.Саврасова и рассказать свою историю? От лица кого будете рассказывать?

Дети рассказывают от лица изображенных на картине объектов или человека (детей, художника, путника и т.д.).

Воспитатель: Вижу, что сегодня творение мастера пейзажной живописи А.К.Саврасова вдохновило и вас на создание таких замечательных рассказов. Вот если бы сейчас он вошел к нам в группу, что бы мы с вами ему сказали, о чем поговорили?

Подвести детей к высказыванию благодарности художнику за его труд и радость от восприятия произведения.

Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе

Ковтунова Светлана Анатольевна, воспитатель Детского сада п.ВНИИСС Рамонского муниципального района Воронежской области
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД, в ходе которой дети старшей группы учатся составлять описательный рассказ. Материал будет полезен воспитателям детского сада.
Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)
Цель:
Знакомство детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.
Задачи:
- Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»,
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать,
- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,
- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;
- закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;
- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.
Предварительная работа
1. Знакомство со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», С.Я.Маршака «Весенняя песенка», Апрель».
2. Наблюдение примет наступающей весны в природе с воспитателями и родителями.
Оборудование
Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», энциклопедия мирового искусства «Мастера русской живописи».
Музыкально-техническое оснащение
Музыкальный центр, музыкальные инструменты (бубны, трещетки, ложки, шумелки), голоса птиц в DVD-записи, А.Вивальди альбом «Времена года», «Весна», И.Штраус «Деревенские ласточки».

Ход занятия

Звучит музыка А.Вивальди из альбома «Времена года» «Весна».
- Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А.Плещеев)
- О каком времени года это стихотворение?
- О весне.
- Весна – это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной?
- Тает снег, появляются проталинки. Просыпаются деревья от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.
- Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного.
Неслучайно наше занятие проходит в мультистудии, мы с вами продолжим знакомство с прекрасной книгой «Мастера русской живописи». Она расскажет нам о еще одном великом русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове. Вот его портрет.
(Показ портрета)
И главном произведении этого художника «Грачи прилетели». Уже более ста лет работа Саврасова «Грачи прилетели» является символом русского пейзажа.
(Обратить внимание детей на мольберт, на котором находится картина)
Художник просто и проникновенно изобразил первые шаги весны. Что же вы видите на картине?
- На березы прилетела стая грачей.
- Расскажите о грачах, что они делают?
- Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые.
- Что делает грач у корней березы?
- ОН нашел веточку и держит ее в клюве.
- Как вы думаете, грачи радостные или грустные?
- Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.
- Грачи громко кричат, разговаривают на грачином языке, покажите, как они разговаривают.
- Гра-гра-гра!
- Какой первый звук мы слышим? Он твердый или мягкий?
- Твердый звук «Г».
- Где грачи строят свои гнезда?
- На вершинах деревьев (берез).
- Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они! Как называются такие места?
- Грачевники.
- Что вы можете рассказать о деревьях?
- С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые.
- На каких березах больше гнезд и почему?
- На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.
- А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно, птенцы будут в безопасности.
- Что можно сказать о небе? Какое оно?
- На небе голубовато-серые тучи. Оно низкое, грустное, немного хмурое. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.
- Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?
- Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.
- Что еще вы видите на картине?
- За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами.
- Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
- Прилетели грачи, значит скоро будет тепло, но все-таки немного жаль уходящую белоснежную зиму.
- Ребята, вам понравилась картина А.Саврасова «Грачи прилетели»?
(Ответы детей)
Давайте сочиним рассказ по этой замечательной картине. Расскажем о солнце, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.
(Дети пожеланию рассказывают по картине, а воспитатель записывает их на диктофон)

Молодцы, ребята! У нас получился хороший коллективный рассказ, который вместе с нами могут послушать ребята из соседних групп.
А теперь мне хотелось бы, чтоб вы поиграли в игру «Грачи прилетели».
Правильно слова читайте,
С одного места на другое перелетайте!
(Дети перелетают с одного места на другое, прочитав слова: парк, поляна, грачевник, береза)



- Ребята, каких еще перелетных птиц вы знаете. Назовите их и посадите названную птицу на дерево.


(Дети рассаживают птиц на дерево)



- Все птицы красивые. Они радуют нас не только красотой своего внешнего вида, но и своими песнями. Давайте послушаем их пение.
(Звучит DVD-запись с голосами птиц)

А теперь еще раз внимательно посмотрите на птиц, а затем закройте глазки.
Птиц запоминаем,
Глазки закрываем.


(Убрать какую-нибудь птицу)
Глазки открываем,
Кого не стало отвечаем.
(Игра повторяется несколько раз)
Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе зазывали птиц. Давайте и мы с вами позовем их закличкой. А помогут нам наши музыкальные инструменты.



(Исполнение заклички)



Уж вы, пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
(После исполнения заклички дети кладут музыкальные инструменты. Звучат крики птиц, едва слышимые)
- Слышите, ребята? Что это?
- К нам летят перелетные птицы!
- Посмотрите, вот летит птичья стая, а вот еще одна и еще!

Они услышали нашу закличку и поспешили вернуться на родину.
(Дети находят иллюстрации полетов птиц)

Тема: Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цели:

Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»;

Учить устанавливать смысловые ассоциации, самостоятельно отвечать на вопросы;

Использовать в речи распространенные предложения с однородными определениями…

Предварительная работа

    Знакомство со стихами о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», А.Н.Плещеева «Весна», И.Токмаковой» Весна»

    Чтение рассказа Э.Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

    Отгадывание загадок о весне.

    Повторение перелетных птиц - игра «Улетели – прилетели».

    Повторение весенних месяцев – игра «До – между - за»

Оборудование

Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

План занятия. Вступление .

Приглашение на вернисаж.

Я приглашаю вас на вернисаж. Вернисаж, это место в музее, где идет показ картин. Представте, что мы, в большом зале музея. А я ваш гид, я, познакомлю вас с картиной. Правда, картина будет одна, но очень знаменитая. Воспитатель открывает картину на мольберте.

Молчаливое целостное восприятие.

Эта картина называется «Грачи прилетели», написал её русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Чем же, она так знаменита, почему из разных городов и даже разных стран приезжают люди, для того, чтобы увидеть её. В чем её секрет.

Сегодня я помогу вам раскрыть её секреты.

Беседа по картине, осложненная грамматическими заданиями.

    Расскажите о березах на переднем плане. Какие они?

Что происходит на березах?

Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?

Кто главный герой картины? Почему?

Это первый секрет , грачи открыли весну, раннюю, не яркую, еще с холодными днями, остатками снега.

2.Но что стало со снегом, какой он под березами, на полях? О нем можно сказать строчками из стихов: «Снег теперь уже не тот: Потемнел он в поле…»

Художник картину пишет в холодных тонах, нет тут яркой зелени, ярких красок. И все же в ней красавица весна. Вот и второй секрет.

3.Отправимся вглубь картины.

Пройдем по правому берегу речки. Что там?

Село. Какие домики? (высокие, низкие). Из чего выстроены дома, сараи?

(деревянные). Что стоит в середине села? Высокая колокольня. Из чего выстроена она, (из камня, белая). Как назвать, одним словом?

Белокаменная. Что, виднеется за ней? (Конец села.) А, что там за селом? (Поле) Расскажите о нем. За полем виднеется тонкая полоска леса. Это линия горизонта. Она сливается с высоким небом. Вот как далеко мы дошли. Это третий секрет . В картине есть глубина, и высота. Высокая колокольня, но небо ещё выше. В ней много пространства. Художник поделил её линией горизонта пополам. Одна половина это все то, что растет и стоит на земле, другая половина это небосвод.

4.Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?

Небо обложено облаками. Как их можно назвать? (Обложные). Однако они высокие. Какого они цвета? (белого, серого…) Одним словом – белосерые. Но в левом углу картины облака расступились, словно ветер их разорвал, нам виден краешек, чего? (голубого неба). Такое голубое небо бывает только весной.

Словно окошко и в него художник впустил много воздуха пахнущего весной. В картине живут запахи. Какие? (Запах талого снега, свежего воздуха, запах набухших весенних почек, запах теплой земли) Вот и ещё один секрет.

5.Весной воздух свеж и пахуч. Хочется дышать полной грудью, радоваться весне, петь, улыбаться, смеяться. Даже грачи ей рады. Они кричат, шумят…, Что еще может звучать в картине, где живут звуки природы? (Река шумит, журчит, ветки шумят, крылья грачей шумят, ветер шумит) В картине живут голоса птиц, шум природы.

Это и есть новый секрет, который мы открыли.

Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы

Она нас выслала вперед!..

А этот ключик покажет нам, что вы запомнили, рассматривая картину «Грачи прилетели»

    Дидактическое упражнение «Рисуем мысли на доске»

    Игра «Волшебная цепочка» На берегу стояли три ……

Как называется картина, с которой вы познакомились?

Кто её написал?

    Графический диктант. «Ключ»

Эти ключи помогут вам открывать новые секреты новых картин.