Сценарии ко дню славянской письменности в библиотеке. В библиотеках города состоялись мероприятия, посвященные дню славянской письменности и культуры. Мирновская сельская библиотека

День славянской письменности и культуры, посвященный памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, который отмечается в нашей стране 24 мая 2020 года. К нему приурочены различные мероприятия в учебных заведениях.

Предлагаем один из вариантов проведения школьного мероприятия, приуроченного ко Дню славянской письменности и культуры.

Сценарий празднования Дня славянской письменности и культуры в школе

Праздник откроют ведущие:

– С древнейших лет и до сих пор жива
Бегущая словесная строка…
Простая речь, а сколько в ней ума.
Звучат слова не на года, а на века.
На бересте, на глиняных досках
Мы записали то, что на устах.
(Е.Завьялова)

– Возникновение письменности относится к глубокой древности. Родиной современного письма считается Древняя Греция, где изобрели значки и буквы для обозначения звуков устной речи.

– Одни из величайших сокровищ культуры – древнейшие памятники письменности. (Следует показ слайдов).

Затем на школьном мероприятии ко Дню славянской письменности и культуры прозвучит рассказ о Кирилле и Мефодии.

– Христианские проповедники из города Солуни (Салоники), братья Кирилл и Мефодий, разработали для записи текстов на славянском языке азбуку, пользуясь которой, выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и нескольких богослужебных книг.

– Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Затем праздник в честь Дня славянской письменности и культуры продолжит викторина:

  • Назовите первый писчий материал? (папирус).
  • Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе? (свиток).
  • Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (кору березы – бересту).
  • В какой стране изобрели бумагу? (в Древнем Китае).

Потом ведущие предложат ребятам закончить пословицы:

  • Что написано пером, не вырубишь … топором.
  • Не красна книга письмом, а красна … умом.
  • Корень ученья горек, да плод его … сладок.
  • Книга мала, а ума … придала.
  • Грамоте учиться всегда … пригодится.
  • Ученье – свет, а неученье – … тьма.

А завершит мероприятие посвященное Дню славянской письменности и культуры чтение стихов:

– Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!

Крымковская сельская библиотека

23 мая накануне Дня Славянской письменности в Крымковской сельской библиотеке прошел познавательный час «Язык моих предков угаснуть не должен» для учащихся 3-5 класса.

Библиотекарь Бойчук Лариса Валентиновна рассказала ребятам: о том, почему этот праздник отмечается именно 24 мая,о славянских просветителях создателях славянской азбуки Кириле и Мефодие, благодаря которым славянские народы стали грамотными, научились читать и писать, историю появления азбуки, рассказ сопровождался электронной презентацией.

К мероприятию была подготовлена книжно - иллюстрированная выставка «Аз и Буки - основа науки».

Присутствовало 11 человек.

Ближнегородская сельская библиотека

26 мая, в рамках Дней Славянской письменности и культуры, в Ближнегородской сельской библиотеке прошёл час интересных сообщений «От глиняной таблички до печатной странички» для читателей учащихся 1-4 классов. Библиотекарь Макарова Елена Владимировна рассказала о том, как более тысячи лет назад просветители и проповедники христианства братья Кирилл и Мефодий принесли на землю славян свет письменности и знаний. Вместе с ребятами читали вслух отрывки из книги Евгения Белоусова «Как Кирилл и Мефодий азбуку писали».

К мероприятию была оформлена выставка «Хранители русского слова». Присутствовало на мероприятии 12 человек.

Заветленинская сельская библиотека

24 мая празднуется День славянской письменности и культуры в память создания славянской азбуки образованнейшими людьми своего времени, братьями Кириллом и Мефодием. Они твердо верили, что трудятся во имя всех славян, объединенных одним, понятным всем литературным языком. Так оно и было. За свою подвижническую деятельность великие братья были причислены к лику святых. В Завет-Ленинской сельской библиотеке для юных читателей библиотекарь Кабриль Ирина Викторовна провела познавательный час «Откуда пришли слова». Библиотекарь рассказала ребятам историю возникновения книги и славянского алфавита. Дети активно отвечали на вопросы библиотекаря о культуре, русской письменности, книгах, библиотеке. Мероприятие завершилось показом электронной презентации «Создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий».

Лобановская сельская библиотека

24 мая 2016 года в Лобановской сельской библиотеке прошла викторина «Кто знает Аз и Буки, тому и книга в руки». Наша викторина была приурочена ко Дню славянской письменности и культуры. В викторине приняли участие учащиеся 6 - 8-х классов. Дети с большим удовольствием отвечали на вопросы и делились своими знаниями по данной теме.

Для всех читателей библиотеки была оформлена книжная выставка под названием «Откуда пошла Русская земля».

Библиотекарь Халаберда Е.А. поделилась с присутствующими информацией об истории России «О прошлом во имя грядущего!». Ребята с большим интересом прослушали предоставленную им информацию и остались очень довольны нашим мероприятием.

В викторине приняли участие 16 человек.

Мирновская сельская библиотека

23 мая Мирновским сельским библиотекарем Косенковой Натальей Николаевной для учеников 3-4 классов был проведен час интересных сообщений «История родного слова» приуроченный ко Дню славянской письменности. Наталья Николаевна рассказала о создателях славянской азбуки - Кирилле и Мефодии. Ребята узнали, что деятельность Кирилла и Мефодия была благотворной и распространилась на всех южных славян, и двинулась через учеников в Киевскую Русь.

Для учащихся был проведен обзор у книжной выставки «Первоучители добра, вероучители народа», с которой ребята познакомились и взяли книги для домашнего чтения.

Новостепновская сельская библиоетка

24 мая 2016 года в Новостепновской сельской библиотеке библиотекарем Высочиной Г.В. был проведен литературный вечер: «Славянское культурное наследие» с учащимися 7-8 классами. Красочно оформлена книжно-иллюстрированная тематическая полка: «Слава всем, азбуки нашей творцы»

Увлекательно прошел час интересных сообщений «Кирилл и Мефодий в Крыму». Заглянули в прошлое с исторической викториной. Ученики познакомились с этапами развития письменности на Руси.

Рощинская сельская библиотека

23 мая в Рощинской библиотеке прошло мероприятие,посвященное Дню славянской письменности и культуры, библиотечный урок: «Всѐ началось с таблички, свитка, бересты.» для читателей 6 -7 классов.

Заведующая библиотекой Шульга Ирина Семеновна рассказала ребятам историю славянской письменности (славянская азбука, русский язык и его изменения на протяжении столетий, как зарождалось обучение на Руси, кто стоял у его истоков); о жизни и деятельности святых Кирилла и Мефодия; о славянских праздниках,народных традициях,верованиях, фольклоре и истории костюма славянских народов.

В библиотеке была оформлена книжная выставка: «АЗ и БУКИ-основа науки.»

На мероприятии присутствовало 18 человек

Светловская сельская библиотека

23 мая в Светловской библиотеке прошел познавательный час «Первоучители добра, вероучители народа» посвященный этой дате. Заведующая библиотекой Кошман Оксана Ивановна рассказала учащимся о святых Кирилле и Мефодии, о том, почему этот праздник отмечается именно 24 мая, что каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей. Рассказ сопровождался демонстрацией фильма «Создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий». Прозвучал гимн, посвященный просветителям славян, написанный Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев.

Затем ребята загадывали и отгадывали загадки, проявили себя в знании поговорок и пословиц. Все желающие могли попробовать свои силы в написании слов на кириллице или чтении старославянского письма. Так же вниманию ребят была представлена книжная выставка - «Тридесятое царство - книжное государство» на полках которой каждый сможет найти себе книгу по душе. Присутствовало 14 человек.

Субботненская сельская библиотека

Ко дню славянской письменности и культуры в Субботненской библиотеке прошло громкое чтение: « А у сказки русский голосок». В нем приняли участие учащиеся 1-5классов Масловской школы. Прочли Самонюк Лиза сказку А.С.Пушкина: « О рыбаке и рыбке». Ткач Кристина русская народная сказка: «Волк и семеро козлят», Джелилова Мавиле « Гуси лебеди». Присутствовало 9 человек.

Сценарий внеклассного мероприятия для школьников: День славянской письменности и культуры

Цели: формировать понятия о значении календарной даты; способствовать усвоению понятия «культура»; приобщать к русской национальной культуре.

Ход мероприятия

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием
Братьев славных, равноапостольных.
В Белоруссии, Македонии, в Польше, Чехии и Словении,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии
В Украине, Хорватии, Сербии,
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Учитель: 24 мая у славянских народов – русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, чехов, словаков, поляков – отмечается особый праздник – День славянской письменности.
В этот день проходят научные конференции, торжественные шествия к памятникам культуры: старинным зданиям, где создавались первые рукописные и печатные книги, а также к памятникам тем, кто нёс своему народу свет знаний через книгу.
У нас в России этот праздник первыми начали отмечать жители древнего Новгорода Великого. Именно в этом городе были найдены первые берестяные грамоты. За ними последовали города Псков, Ярославль, Москва. Сейчас этот праздник отмечают уже во многих российских городах.
Говоря об этом празднике, нельзя не вспомнить о греческих монахах Кирилле и Мефодии, которые придумали славянскую азбуку. В честь их азбуку назвали кириллицей. На ней были написаны первые русские книги.

Братья Кирилл и Мефодий, создавая славянскую азбуку, брали за образец свою, греческую, но многое им пришлось придумать и самим. Ело в том, что в русском и болгарском языках было больше согласных звуков, чем у греков, и нужны были значки для обозначения этих согласных. В греческом алфавите было 24 буквы, а в славянском – 43. Название букв похоже, но полностью не совпадает.
В древности бумаги не было, и, чтобы передавать свои мысли другим людям, наши предки использовали пергамент.
Что такое пергамент? (Это тонкая, очищенная от волос телячья или козья кожа.)
Её натирали мелом, чтобы снять жир, затем очищали пемзой, чтобы она была ровной, затем по линейке нарезали из неё листы одинаковой величины. Каждый лист разлиновывали на 16 строчек и делили лист пополам, потому что пергамент был очень дорогой и на листе надо было поместить как можно больше текста. На листах пергамента писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (наросты на коре дуба).
На чём писали наши предки? (На бересте.)
Для повседневных нужд наши предки вместо дорогого пергамента использовали тонкий слой берёзовой коры, на нём острой костяной или железной палочкой выцарапывали буквы. Таких берестяных грамот в Великом Новгороде нашли более 600. На бересте писали и в Смоленске, и в Москве, и в других городах.
Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Мы живём в мире надписей. Было время, когда люди не умели ни писать, ни читать.
Но время шло, знания людей расширялись, они не умещались в памяти человека, вот тогда и возникла письменность.
Древнейшая письменность называется пиктографией – рисуночным письмом. Первые рисунки учёные обнаружили в пещерах.
- А сегодня люди пользуются пиктографией? (Да, дорожные знаки.)
Эти рисунки помогают нам ориентироваться там, где надписи сделаны на незнакомом языке.
Иероглифы – первоначально это означало «священные письмена». В глубокой древности использовались в Египте, а в наше время – в Китае и Японии. Иероглиф обозначал слово или слог. Овладеть таким письмом было очень трудно – ведь требовалось держать в памяти сотни знаков.
Клинопись – письменность, которой пользовались древние ассирийцы и другие, близкие к ним народы. Значки выдавливали на сырой глине, затем для лучшей сохранности таблички обжигали или высушивали на солнце.
Трудно ли читать и писать по-русски? Иностранцы считают русский язык одним из самых трудных. Ещё бы: у англичан алфавит всего из 26 букв, а у русских – 33 буквы!
33 буквы в русском алфавите не так давно – с 1918 года, а раньше была кириллица, и в ней было 43 буквы. Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете –аз – мыслете – аз». Что получилось? Оказывается – мама.
В 1708 году Пётр I упростил написание некоторых букв, ввёл «гражданский шрифт». Эти сложности русской грамматики сохранились до 1918 года. Потом была проведена реформа орфографии (правописания). Число букв сократилось.
- А сейчас давайте с вами поиграем.

1. Игра «Наборщик»
Из букв оного слова составьте как можно больше слов.
Здоровье – зов, ров, вор, здоров, взор, взор, воз, вред.

2. Игра «Один звук, марш!»
1. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.
Хлев, укол, полк, олень, град, стол, уточка, зубр, удочка, клещ, скот, тепло, столб, коса, волк, мель, беда, щель, мрак, смех, снаряд, краска, экран.
2. добавьте к каждому слову один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: рот – крот.
Роза (гроза), рубка (трубка), клад (склад), лапа (лампа), лень (олень), стол (ствол, столб), шар (шарф), дар (удар), усы (бусы).
3. Замените в словах один согласный звук. Вот так: корж – морж.
Ногти, булка, галка, полено, киска, песок, свет, рамочка, ножка, клин, зубы, орёл.

3. Игра «Угадай слова»
Осль (соль), кшока (кошка), цилаис (лисица), демвеьд (медведь), осва (сова), кшаукук (кукушка), жё (ёж), кмыша (мышка), ковл (волк), аязц (заяц), хёорк (хорёк), бкела (белка).

4. ЗАДАНИЕ нарисовать буквы славянской азбуки
- В заключение ещё несколько слов об одном человеке.
Долгие годы книги продолжали писать от руки. И лишь в XV веке немец Иоганн Гутенберг напечатал на бумаге 10 экземпляров Библии. За немцами стали печатать книги итальянцы, французы, англичане. В России первые печатные станки появились при царе Иване Грозном в XVI веке. Царь был человеком образованным, любил книги. Он приказал на государственные деньги в Москве в Китай-городе на Никольской улице создать первую типографию. Туда были приглашены печатник Иван Фёдоров и его друг Пётр Мстиславец. За заслуги пере Россией первопечатнику Ивану Фёдорову в 1909 году в Москве на перекрёстке Лубянской площади и Никольской улицы поставлен памятник.

Данное мероприятие - результат выполнения социально значимого проекта "Свет дневной - есть слово книжное". Участники проекта - учащиеся ГБОУ СОШ "ОЦ" пос. Серноводск.

Цель проекта: формирование положительного образа библиотеки как современного, компетентного в своей области учреждения и надежного партнера для образовательного учреждения, общественности и широких слоев населения; содействие воспитанию у подрастающего поколения интереса к истории своего села, уважительного отношения к людям труда. Развитие интереса к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Свет дневной – есть слово книжное»

Цель: показать значение изобретения азбуки Кирилла и Мефодия для современности, формировать положительный образ библиотеки как современного, компетентного в своей области учреждения и надежного партнера для образовательного учреждения, общественности и широких слоев населения; развивать интерес к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди учащихся.

В: Здравствуйте, дорогие ребята! Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры. А 27 мая – День библиотеки. Попробуем представить себе, какой бы была наша жизнь, если бы когда-то, тысячи лет назад, люди не изобрели письмо, не придумали,как записывать свои мысли, закреплять в документах все, что нужно запомнить. Мы жили бы без книг и газет. Весь накопленный людьми опыт передавался из поколения в поколение только устно. Развитие человечества шло бы очень медленно, буквально черепашьим шагом. Нет, совершенно невозможно представить себе нечто подобное.

В: Простая речь, а сколько в ней ума.

Звучат слова не на года, а на века.

На бересте,на глиняных досках

Мы записали то, что на устах.

С древнейших лет и до сих пор жива

Бегущая словестная строка…

(Е.Завьялова)

В: Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Не сразу появились те системы письма, которые существуют ныне. Одно из величайших сокровищ культуры – древнейшие памятники письменности. показ слайдов

В: Первым историком славянской письменности был болгарский книжник, учёный – монах, черноризец Храбр. Жил он в Х столетии при дворе болгарского царя Симеона. Храбр говорит о двух этапах развития славянского письма. Первый- « когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали при помощи черт и резов». Второй –« когда они крестились, то стали писать римскими и греческими письмами» , но было это письмо «без устроения», не приспособленное для славянской речи.

В: В 1899 году на Украине при раскопках археологи нашли глиняный сосуд с необычным орнаментом.(слайд) возможно,что эти рисунки – именно те знаки, которые Храбр называет «чертами и резами». Такие знаки появились у славян в III - VI веках. Но это не стало основой нашего современного алфавита. Современный алфавит – прямой потомок того, что был создан великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием.

В: Попробуйте проверить свои знания и ответить на вопросы викторины:

  1. Как современники называли Кирилла за его учёность? (Философ)
  2. Кору, какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Береста, кора берёзы)
  3. На территории, какой современной страны изобрели бумагу? (Китай)
  4. Какой русский царь ввёл новый гражданский шрифт и сделал буквы похожими на современные? (Пётр I)
  5. Как называлась первая печатная газета в России? («Ведомости»)
  6. Как называется редкая древняя книга? (Антикварная.)
  7. Какой город стал родиной пергаментных книг? (Пергам)
  8. Первый писчий материал? (Папирус)
  9. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе? (Свиток)
  10. Как звали двух известных братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий).
  11. Как называется одна из славянских азбук, которая стала основой русского алфавита? (Кириллица)

В: Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв, но была крайне неудобной для чтения. Братья Солунские – Кирилл и Мефодий, часть букв позаимствовали из греческого алфавита, часть придумали сами. За подвиг-создание славянской письменности братья были причислены к лику святых. Славянскую азбуку стали называть кириллицей.

В: В давние времена книги писались от руки. Чтобы написать одну книгу, забрать её в драгоценный оклад, нарисовать иллюстрации,- на все это уходило около 5-6 лет кропотливого труда. Рукописные книги были подлинными произведениями искусства. Естественно, такая книга была очень редкой и дорогой.

Печатные книги возникли не сразу:

Писец переписывал каждую фразу.

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

В: Чтобы книжные знания стали достоянием народа, потребовалось упростить процесс изготовления книги. В середине 14 века на Русь пришло книгопечатание. Первый русский первопечатник Иван Федоров в 1564 году выпустил первую печатную книгу на русском языке « Апостол».

В: Грамотные люди во все времена ценились на Руси. О них складывались пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы о грамоте и учении.

Доскажи пословицу.

1. Что написано пером – не вырубишь топором.

2. Не красна книга письмом – а красна …умом.

3. Азбука наука – а ребятам … мука.

4. Грамоте учиться – всегда … пригодиться.

5. Ученье – красота, а неученье …простота.

6. Корень ученья горек – да плод … его сладок.

7. Книга мала – а ума … придала.

В: Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно храниться. (Ю.Ваган)

В: С тех пор как люди научились писать, всю свою мудрость они доверили книгам, и с незапамятных времен появились на нашей земле библиотеки – кладовые мудростей.

Попав однажды в плен чудесный,

Не вырвешься уже вовек!

Мир бесконечно интересный,

Волшебный мир библиотек!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Серноводская библиотека была открыта в 1953 году. К сожалению, не сохранилось фотографий и данных о составе книжного фонда.

Сегодня библиотека располагается на втором этаже в доме культуры. В ее фонде насчитывается более 12,5 тыс. экземпляров.

Библиотека состоит из абонемента и читального зал.

На абонементе книги выдаются на дом: взрослым – на месяц, детям – на 10 дней. Здесь фонд разделен на возрастные категории:

Читатели 8-9 лет – «Острова книжных сокровищ»

И читатели 10-15 лет «Библиоград».

Читальный зал – это место, где можно почитать книгу в комфортной обстановке.

Кроме того, для детей существует Зал электронных ресурсов, где пользователь может бесплатно посетить обучающие сайты и скопировать или распечатать нужную информацию.

Для взрослых ведет работу Общественный центр доступа к социально-значимым сайтам.

Для маленького пользователя выделен свой фонд, где можно не только полистать книгу, но и поиграть.

Красочные журналы, энциклопедии – это увлекательное чтение для многих посетителей!

Библиотека - слово то какое,

Оно почти как Библия - святое

Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши,

Недаром говорят: "Аптека для души".

Библиотека, в том ее значение,

В котором она издревле была,

Что находили в ней мы вдохновенье,

И чтоб душа раскрыться здесь могла!

С течением времени библиотека развивается и пополняется новыми изданиями. А в этом году учащимися 6 класса под руководством Александровой И.А. на базе серноводской библиотеки было проведено исследование.

Посмотрите, какой была библиотека в 1954 году и какой она стала сейчас!

Книжный фонд

2 481

12 603

Поступление за год

Выбыло за год

Число читателей

1402

Книговыдача

2935

36326

Выставки

В результате кропотливой работы был выявлен самый читаемый автор.

Им стал А.С. Пушкин, который в свою очередь писал о книге так:

«Книга – окно в мир. Откроешь страницу, другую – раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко-далеко; услышишь голоса тех, кто жил данным–давно или кто теперь от тебя за тридевять земель, за лесами и морями».

ШКОЛА

1 чт: Пушкин! Это солнечное имя входит в твою жизнь, кажется, с момента, рождения. Оно врывается с первым криком и остается с тобой до конца, покидая лишь с последним вздохом. Оно наполняет твою жизнь так же естественно - необходимо, как свет, как воздух, как счастье и радость, как любовь и доброта, столь нужные нам для того, чтобы ежеминутно ощущать всю прелесть самого бесхитростного бытия.

2 чт: Пушкин - это то, что было до тебя – будет после! Он - сама жизнь! Пушкиным представлена вся гамма человеческих переживаний и чувств!

1чт: Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения переписываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды на щеках, скажет: это Пушкин.

2чт: Уже 176 лет прошло со дня смерти Пушкина (он умер в 1837 году), а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его всё растёт.

Вот и сегодня мы хотели вспомнить Александра Сергеевича и его творения, ведь 6 июня Александру Сергеевичу исполнилось бы 215 лет!

3чт: Что же сделал Пушкин, чем заслужил такую всемирную славу и такую горячую любовь?

Пушкин писал для взрослых, но он умел писать так просто и в, то, же время так интересно, что и детям многое из того, что им написано, понятно и близко.

1чт : Кто из детей не знает стихотворения Пушкина о снежной буре, которая то, как зверь завоет, то заплачет как дитя, и о печальном поэте, слушающем эти звуки, сидя в ветхой лачужке вдвоём со своей старой няней?

2чт: Кто не читал смешной сказки о попе и о работнике его Балде, сказок о царе Салтане, о мёртвой царевне, о золотом петушке?

3чт: Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьёзные и трудные произведения Пушкина, а, перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое этакое, чего раньше не понимали. И тогда нам ещё ближе, ещё дороже становится Пушкин.

1чт: А знаете ли вы, Пушкин написал единственную басню «Художник и сапожник» и вас есть уникальная возможность познакомиться с ней.

Художник и сапожник

Продолжительность: 4 минуты; количество актеров: от 1 до 3.

Действующие лица :

Сапожник

Художник

Рассказчик

Мастерская с открытым окном. Посреди сцены стоит мольберт на нем холст с изображением разряженного щеголя и девушки в шелковой тунике. Художник, напевая себе под нос мелодию, водит по холсту кистью.

Рассказчик

Один художник, явно из великих,

Чье мастерство прославится в веках,

Писал картину «Сны об Эвридике»,

И танцевала кисть в его руках.

Пылало вдохновенье, словно пламя –

Его раздул в нем дьявол или Бог?

Но всё же и житейскими делами

Пренебрегать художник наш не мог.

Раздается ритмичный стук железякой по пустой банке.

Художник высовывается в окно.

Художник Зайди, любезный! Работенка есть!

Сапожник заходит в мастерскую и ставит на пол свой ящик с инструментами. Художник достает ботинок с оторванной подошвой и протягивает его Сапожнику.

Сапожник (рассматривая ботинок)

Так-так! Посмотрим… Обувь неплохая,

Поправим дело. Можно тут присесть?

Сапожник достает молоток, садится на свой ящик, стучит им по ботинку и возвращает его хозяину.

Сапожник Годок послужит.

Художник Много благодарен!

Художник протягивает Сапожнику деньги. Сапожник смотрит на картину.

Сапожник

Занятное, я вижу, ремесло.

И много платят за такое баре?

Художник Да как кому со вкусом повезло.

Сапожник подходит ближе к картине и рассматривает ее.

Сапожник (насмешливо) Позволь заметить, ты рисуешь франта,

Весь разодет он в шелк и кружева,

А сапоги-то у него без ранта.

Сапожник тычет пальцем в картину.

Сапожник Надел бы он такие черта с два!

Художник смотрит на картину.

Художник (озабоченно)

Без ранта? Да, я вижу, точно-точно...

Наметан у тебя, пройдоха, глаз!

Сейчас исправлю.

Художник водит кистью по холсту. Сапожник заглядывает ему через плечо.

Сапожник (деловито) Чуть пониже строчку!

Художник снова проводит кистью по холсту.

Художник И что б, любезный, делал я без вас?

Сапожник (высокомерно с видом знатока)

А тут еще лицо немного криво…

Девицы грудь не слишком ли нага?

Художник (насмешливо)

Однако, критик из тебя ретивый!

Суди, дружок, не выше сапога!

Художник выталкивает Сапожника за дверь.

Рассказчик

Немало есть любителей на свете

Судить о неизвестном им предмете

Амбициозно, с видом знатоков.

Друзья, не позволяйте дурням этим,

Моральных вам навешать тумаков!

2чт : Почти на все крупные произведения А.С. Пушкина написаны оперы. «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

3чт: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Дубровский» и «Барышня – крестьянка».

1чт: Обращение к произведению А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка» - наш скромный знак признания, поклонения, благодарности и безграничной любви к величайшему из творцов.

Инсценировка «Барышня - крестьянка»

В: Как свидетельствует история, библиотека - была и будет Священным храмом живых печатных слов. Ведь неспроста два праздника: День славянской культуры и письменности, который мы празднуем 24 мая и День библиотек 27 мая - всегда рядом.

В: Английский писатель Уильям Теккерей сказал замечательные слова о библиотеке: « Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов; вы сознаёте, что можно принять в нём участие и наполнить до краёв свою чашу».

В: Пусть библиотека наполнит вашу духовную чашу! А сейчас для вас прозвучит песня: « Есть по соседству библиотека»

http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-hudozhnik_i_sapozhnik.html


23.05.2017

24 мая весь славянский мир отмечает поистине великий праздник – День славянской письменности и культуры, приуроченный ко Дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Он является единственным в России светски-церковным праздником, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской Православной церковью. Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия стали символом духовного подвига. В преддверии этого праздника 23 мая библиотекари библиотеки-филиала № 2 пригласили учащихся 4 «А» класса МБОУ «ОШ № 17 им. Т. Н. Хренникова» (учитель Муратова Е. В.) стать участниками библиотечного урока «Азбука, прошедшая через века».

Ведущая Дерюгина Н. В. рассказала ребятам о празднике, его истории и значении для культуры России, о развитии славянской письменности с древних времен до наших дней и о главнейшей роли просветителей Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки.

Ребята познакомились с буквами славянского алфавита, научились сами составлять слова. При помощи кириллицы они не только читали, но и считали, а также выполняли несложные математические задания, активно используя таблицу славянского алфавита, в которой даны буквы, их название и цифровое значение. Юные эрудиты быстро справились с кроссвордом, вспоминали пословицы о книге и чтении.

Святые братья не только дали славянскому народу азбуку, а заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом. И День славянской письменности и культуры – это, в первую очередь, праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.

В заключение ведущая познакомила учеников с книгой Е. Филяковой «Русская письменность». Они подробно узнали о первопечатнике Иване Фёдорове, в чём разница между глаголицей и кириллицей, кто такие солунские братья.