Создавать вокруг себя любовь. Та самая школа Героиня моего очерка завуч школы

Анастасия Левченко и Анастасия Богатырева

Очерк написан ученицами 9 класса МОУ СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Уважаемый всеми учитель

Чтобы получше узнать этого человека я задала ей несколько вопросов.

Почему вы выбрали профессию учителя?

- Эта профессия мне очень

Какие качества вы цените в учениках?

- Трудолюбие, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, честность.

Легко ли быть учителем?

- Легко. Если работу любишь, а трудно - если не любишь детей.

Ваше хобби? Чем вы любите заниматься в свободное время?

Ваш любимый писатель? Какие вы произведения читали?

- А. Маринина, детективы.

Анастасия Богатырёва,

ученица 9 «А» класса,

член кружка «Русское слово»

Уважаемый всеми учитель

Математика – царица наук … Именно этому предмету вот уже более 20лет обучает ребят в средней школе посёлка Красный Текстильщик Иноземцева Елена Георгиевна. Елена Георгиевна - человек, который знает и любит свой предмет. На своих уроках и внеклассных мероприятиях Елена Георгиевна с увлечением рассказывает о синусах и косинусах, помогает ученикам разобраться в трудностях построения координатных плоскостей, формирует умения определять градусы углов…

На уроках Елены Георгиевны нам всегда интересно. Доступными для нас способами и понятным языком она объясняет самые сложные задачи и примеры. Елена Георгиевна бывает строгой, но справедливой. Всего лишь один год она была у нас классным руководителем, а сколько мы с ней интересных мероприятий провели, в каких только конкурсах не участвовали! Мы очень любим этого учителя за его открытость характера, справедливость и строгость, готовность прийти на помощь в любой ситуации,- так говорит ученица 10 класса Эльвира Бадалян.

Елена Георгиевна Иноземцева несколько лет работала в школе заместителем директора по воспитательной работе, а сейчас работает завучем по учебной части.

Учитель… Эта профессия мне очень нравится. Я с детства любила играть в школу. Быть учителем л егко, если работу любишь, а трудно - если не любишь детей. В своих учениках я ценю т рудолюбие, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, честность, - рассказывает о выборе профессии Елена Иноземцева .

В свободное время, которого у Елены Георгиевны и не очень-то много, она любит читать детективы А. Марининой.

Учитель…Это уважаемый человек в посёлке, в районе… И таким уважаемым человеком является Иноземцева Елена Георгиевна.

Анастасия Богатырёва,

ученица 9 «А» класса,

член кружка «Русское слово»


Предварительный просмотр:

Наш уважаемый и очень любимый учитель

Вот уже около 20 лет работает учителем биологии в средней школе посёлка Красный Текстильщик Болдырева Светлана Николаевна. Светлана Николаевна - человек, который знает и любит свой предмет. Свои знания и любовь к окружающему нас миру растений и животных она старается привить каждому из своих учеников.

Светлана Николаевна добрый учитель, приятный собеседник. С ней можно обо всём поговорить.

Учитель - это моё призвание. Не каждому дано стать учителем

В учениках я ценю старательность, добросовестность, отзывчивость, аккуратность и любознательность. Быть учителем трудно, потому что, это каждодневный труд. Учитель должен быть хорошим психологом и уметь оценивать себя, - рассказывает Светлана Болдырева.

Свободного времени у Светланы Николаевны очень мало, но, когда оно бывает, очень любит читать классику.

Ей близка лирика Сергея Есенина. В свободное время, очень часто берет его томики.

Любит послушать русские популярные песни. Иногда слушает и шансон.

Любимый праздник - Новый год. Отмечает его, как и большинство людей, в кругу близких и друзей. А на стол в их семье обычно подают любимую всеми фаршированную утку.

Самым памятным днем в ее жизни стал день, когда родился сын, потому что дети - смысл жизни.

Светлана Николаевна очень любит розы, которые дарят ей по праздникам.

Дать хорошее образование своему сыну и принять участие в воспитании внуков – это одна из главных задач Светланы Болдыревой на ближайшее время.

- Наша Светлана Николаевна самая лучшая из лучших классных руководителей. Она бывает строгой, но справедливой, доступной и весёлой. На классных часах и внеклассных мероприятиях содержательно и увлекательно доносит до нас информацию. Любой спорный вопрос или конфликт она решает с нами, очень редко привлекая к этому родителей, – так отзывается о своём классном руководителе ученица 10 класса Дементьева Наталья.

На каждом уроке, применяя компьютерные технологии, различные виды наглядных материалов, интересные и занимательные задания учитель биологии рассказывает о клеточном строении, о строении человека и круговороте воды в природе. Уроки этого педагога очень содержательны и увлекательны.

Светлана Николаевна хорошая хозяйка, у неё и в кабинете и в квартире всегда идеальный порядок. Как учитель – предметник, она старается личным примером показать, что выращивать комнатные растения и ухаживать за ними - это очень увлекательный и полезный труд. В кабинете биологии несколько десятков различных видов комнатных растений. Это один и самых интересно и со вкусом оформленных кабинетов в школе, – говорит о своей коллеге Ермолаева Елена Владимировна.

Светлана Николаевна наш уважаемый и очень любимый учитель.

Анастасия Богатырева и

Анастасия Левченко,

п. Красный Текстильщик

Тапасханова Лариса Мусабиевна,
ученица 11 класса МКОУ СОШ
с.п.п.Звёздный Чегемского района
Кабардино-Балкарской Республики

Учитель … Нет профессии добрей


Учитель…Нет профессии добрей. Учитель открывает нам двери в удивительный мир знаний, человеческих отношений, нравственных ценностей. Учитель – самый верный друг. Именно учитель придёт на помощь в самую трудную минуту, протянет руку помощи. Сначала мне казалось, что это как игра: стоять у доски, писать мелом, проверять тетради, читать, рассказывать, смотреть в глаза сразу целому классу. Став старше, я поняла, что труд учителя напряжённый, ответственный и очень важный. Мы такие разные, у каждого свой мир. Шалуны, задиры, порой придумываем отговорки, порой обманываем. И каждого учитель должен выслушать, понять, научить, простить.

Наверное, ни для кого не секрет, что одним из самых трудных школьных предметов является русский язык, особенно в школах, где русский язык изучается как неродной. Я родилась и воспитывалась в балкарской семье.

Высоко в горах живёт моя бабушка, с ней мы общаемся на своём родном балкарском языке, но когда я приезжаю в свой посёлок с таким символическим названием Мир, я слышу другой, ставший моим вторым языком – русский. Я уже и не смогу, наверное, вспомнить, как произошла моя первая встреча с русским языком, и не представляю свою жизнь без него. Это как чистый горный воздух, как яркое солнце, отражающееся в наших уникальных Голубых озёрах и неумолкающих Чегемских водопадах, как песни моей матери. Замечательный балкарский поэт Кайсын Кулиев писал:

Мне в сердце запали уроки,
Когда я впервые постиг
Зовущий, как мир, и широкий,
Чарующий русский язык.


Уроки русского языка. Я не открою истину, если скажу, что любовь к предмету, интерес неразрывно связаны с профессиональным мастерством учителя, его увлечённостью, его стараниями. Каким должен быть учитель русского языка? Я с уверенностью могу сказать: таким, как наша Калайтанова Наталья Владимировна. Родилась она в г.Арциз Одесской в области 1958г. в семье военнослужащих. Судьба офицерских семей – переезжать с места на место. Вот так и семья Натальи Владимировны в 1965г. переехала к новому месту службы родителей в г.Хабаровск-47. Здесь она пошла в первый класс, здесь в 1975г. окончила школу, а затем - учёба в Хабаровском Государственном педагогическом институте. Это были замечательные годы: сотрудничество на Дальневосточной радиостанции «Юность», работа в студенческом путинном отряде на Курильском острове Шикотан походы в театры, на художественные выставки и концерты, участие в институтских капустниках, занятия в вокальном кружке и кружке журналистики. Незабываемые студенческие годы! Получила диплом - и снова в путь. В 1979г. родителей перевели в г.Нальчик-20. Сначала она работала в филиале Краеведческого музея - доме-музее украинской писательницы Марко Вовчок старшим научным сотрудником. Да, писательница провела здесь последние годы жизни. Здесь же, недалеко от маленького домика, находится её могила. Наталья Владимировна с увлечением рассказывала нам, каким необыкновенным человеком была Марко Вовчок, о её знакомстве и переписке с такими известными писателями и поэтами, как Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Жорж Санд. Однажды на пороге дома-музея появился невысокий пожилой человек. Им оказался известный поэт Али Шогенцуков. Так началось знакомство с творчеством поэта, ведь раньше Наталья Владимировна практически мало знала о литературе народов нашей Республики. Наталья Владимировна с гордостью показывает сборник стихов поэта с дарственной надписью.

Когда же представилась возможность преподавать в школе, Наталья Владимировна, не раздумывая, согласилась. «Я прежде всего учитель», - говорила она своим родным, которые не могли понять, почему она решила сменить такую интересную, как им казалось, работу. Более тридцати лет преподаёт она русский язык и литературу в нашей школе. За многолетнюю плодотворную работу в системе народного образования Кабардино-Балкарской Республики, значительный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения она неоднократно награждалась грамотами Чегемского Муниципального района КБР, Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики. Но о своих достижениях Наталья Владимировна не любит говорить, её больше радуют достижения учеников. Её ученики становились победителями и призёрами районных, региональных, Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Она радуется их успехам, с гордостью рассказывает о каждом. А Кагаева В.В., учитель русского языка и литературы, и Воропай А.А., учитель английского языка, - учителя нашей школы, её бывшие ученики.

Встреча учителя и ученика происходит на уроке. Нужно ли изучать русский язык или достаточно того, что мы знаем родной язык? Ответы могут быть самые разные: одни скажут, что русский язык очень трудный, и им легче общаться на родном языке, другие – русский язык вообще не нужен, потому что они живут в Кабардино-Балкарии и не собираются никуда уезжать, а значит достаточно знания родного языка. Я не могу согласиться с таким утверждением. Я живу в республике, где два коренных народа, и они должны общаться, а делать это лучше на русском языке. Кроме того, русский язык даёт нам возможность обмениваться своими мыслями и чувствами с представителями других народов, слушать радио, смотреть телевизор, общаться в интернете, изучать мировую культуру. Некоторые ребята из нашей школы профессионально занимаются в ансамбле народного танца «Балкария». Часто с концертами они выезжают в другие города и страны. Они с радостью рассказывали, как, находясь на гастролях в Турции, бродя по улицам Стамбула, они услышали русскую речь. И сразу так светло стало на душе, как будто побывали на Родине. Да, жизнь очень разнообразна, в ней много интересного. Каждый народ через свой язык передаёт красоту своих обычаев, культуры, души. Но в жизни современного человека русский язык играет не меньшую роль. Наша балкарская поэтесса Танзиля Зумакулова пишет об этом:

Но, как родной,
Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне:
И мир открылся в них.
…………………………
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.


Для меня уроки русского языка – это уроки истины, поисков, счастья общаться со своими ровесниками разных национальностей. Ведь наша школа многонациональная, она находится на территории нескольких войсковых частей ВВ. Состав учеников часто меняется: родителей переводят к новому месту службы. Уезжают друзья, но благодаря знанию русского языка, мы легко можем делиться своими радостями и успехами. И эту радость дарит нам наша Наталья Владимировна. Помню, как впервые я пришла в 5-й класс. Новые предметы, разные учителя… Мне было очень страшно. Но вот прозвенел звонок, и в класс вошла учительница. Она улыбнулась, и сразу стало так легко, словно солнышко заглянуло в школьное окно. Начались годы нелёгкого труда, труда постижения законов русского языка. Скучные правила превратились в рисунки и коротенькие стихотворения, которые легко запоминались. Всевозможные правила руки, окна (справа – с окна, влево – на окно), звезды (над каждым лучиком по кругу написаны согласные буквы, а между лучами гласные - Я ТОЖЕ ЗДЕСЬ – после этих букв пишется суффикс -чик-, воз - возчик, так легко запомнить). У нас были специальные табличные тетради. Мы любили в них работать. Рисовать, писать, пробовать сочинять. Конечно, наше «творчество» было далеко от совершенства, но нам казалось, что это подлинные шедевры. Наталья Владимировна поддерживала нас во всех наших начинаниях. Я ждала каждый новый урок с нетерпением. Однажды открылась дверь, и в класс вошла фея Здрасте. Конечно же, это была старшеклассница. Но мне тогда казалось, что это настоящая фея. Потом она приходила к нам ещё и ещё, знакомила нас с правилами поведения в школе и за её пределами. А праздники, которые устраивали в честь той или иной части речи! Мы придумывали девизы, рисовали гербы и представляли себе ту или иную часть речи как некое живое существо. Наталья Владимировна предоставляла нам возможность самим составлять тексты графических и буквенных диктантов, составлять индивидуальные карточки для своих товарищей. Но самая большая радость – это побывать в роли учителя. Мы составляли вопросы, вызывали к доске, ставили оценки и комментировали их. С помощью опорных конспектов мы составляли ответы к темам уроков. Я увлекалась рисованием и посещала школу искусств, может, поэтому мне нравилось писать сочинения по картинам. Наталья Владимировна вводила нас в мир прекрасного, ведь не всегда есть возможность побывать в художественной галерее. Но на уроках всегда использовались репродукции художников; если это был пейзаж или натюрморт, обязательно подбирались стихотворения о природе, иногда звучала классическая музыка. Я тогда удивлялась: откуда наша учительница знает и о живописи, и о композиторах и с таким увлечением рассказывает нам о различных оттенках цветов, комментирует музыкальные произведения.

Были у нас и уроки-праздники. Приходила бабушка-рассказушка, вынимала из корзинки волшебный клубок с лингвистическими сказками, которые сочиняли мы сами, а обрабатывала их Наталья Владимировна. Были песни, инсценировки, викторины, но не простые: то на пути нас встречала полянка с подснежниками, то чудо-дерево с волшебными листочками. Мы по очереди подходили к дереву или на полянку, срывали листок или подснежник с заданием, записывали правильный вариант на доске, собирали первый «весенний букет». Это сейчас, став почти взрослой, я понимаю, что сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. И все эти качества характеризуют нашу учительницу как талантливого педагога.

Мы подрастали, и менялись формы работы на уроке. Наталья Владимировна учила нас самостоятельно мыслить, высказывать свои суждения, отстаивать активную жизненную позицию. Работа в группах прививала нам такие качества, как коллективизм, терпимость, взаимовыручка, ответственность за себя и своих друзей. Исследовательская работа, составление презентаций, умение анализировать и использовать на уроках дополнительную литературу позволяют нам почувствовать себя взрослыми, самостоятельными людьми. Состязания ораторов, дискуссии, круглые столы, ролевые игры – это одна из ступенек в мир, который нас ждёт за окном. «Не могу я жить в покое» - это о нашей учительнице. Учёба продолжается, когда кончаются уроки. Разве можно забыть предметные декады! Они позволяют пробудить живой интерес к слову, стремление правильно и выразительно строить свою речь.

Для Натальи Владимировны главное - привить любовь к языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания, получаемые на уроках, а ещё просто воспитать человека, нужного своей стране.

Особый интерес вызывают заседания любителей словесности, где мы учимся творить: создавать рассказы, очерки, стихи, вести поисковую работу, результатом которой становятся наши выступления на научно-практических конференциях, творческие работы на всероссийских и республиканских конкурсах, на заседании любителей словесности «Проба пера». Эта работа буквально заражает творческим настроением, становится праздником неожиданности, удивления, радости, зажигает в каждом искру надежды на успех.
Много лет Наталья Владимировна была руководителем школьного театра. Да, именно театра. Вместе с ребятами знакомились со сценариями, распределяли роли, шили костюмы, подбирали музыкальное оформление, делали декорации. Ставили настоящие спектакли, на которые приходили не только дети, но и взрослые. Да, это было просто чудо. Чудо, которое живёт рядом с нами. Его нельзя потрогать рукой, но можно увидеть и услышать. Оно способно заставить нас смеяться и плакать. Имя ему - спектакль. К сожалению, я сама не участвовала в постановках нашего школьного театра, но спектакли «Кошкин дом», «Золушка», «Снежная королева» запомнились мне, тогда ещё ученице 2-го класса, наверное, надолго. Я верила, что это не ученики, а настоящие герои. И мне очень жалко было бездомных котят, которых выгнала тётя Кошка, я радовалась, когда принц нашёл свою Золушку, мне так хотелось, чтобы сердце Кая оттаяло и снова стало добрым. Выросли котята, Кай стал офицером и нашёл свою любовь, а Золушка… Золушка не рассталась со сценой. Наташа Каграманян (Кравцова) окончила наше училище искусств, затем Щукинское в Москве, а теперь покоряет сцену Музыкального театра в родном Нальчике, иногда с труппой приезжает к нам со спектаклями. Я вижу, как встречаются две Натальи, мило беседуют, словно две подружки. Наталья Владимировна всегда интересуется судьбой своих «птенчиков», так ласково называет она своих выпускников.

Театрализованные литературные вечера, концерты, выпускные – ни одно мероприятие не обходится без Натальи Владимировны. Наступает вечер, зажигаются свечи, а в актовом зале звучат вечно живые волнующие строки М.Ю.Лермонтова: «Мне нужно действовать…», раздаются звуки фортепиано и чарующие романсы, а также песни, которые сочиняют вместе со своим учителем ребята, заполняют весь зал. Творчество, неустанный поиск, горящие глаза, лучезарная улыбка - такой знают и любят её ученики и коллеги.

«Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого ищущего ума, развитие воли» – вот девиз Натальи Владимировны, вот к чему должен стремиться каждый педагог.

Уже больше двадцати лет на торжественных мероприятиях учителя исполняют гимн нашей школы, который они сочинили сами.

Ты для них будешь самым правильным,
И другим ты не смеешь быть,
И не только мудрёным правилам -
Нужно счастью детей учить.
Нарисуй им дорогу звёздную,
Научи их шагать по ней.
Если люди для счастья созданы,
Детям счастье нужно вдвойне.

Наталья Владимировна учит нас не только орфографии и пунктуации. Её уроки – это уроки, честности, любви, добра, терпимости, уважительного отношения к культуре других народов, это уроки дружбы и справедливости, это наша звёздная дорога, по которой мы делаем первые шаги во взрослую жизнь.

Каким должен быть учитель русского языка? С уверенностью могу сказать: «Таким, как Наталья Владимировна».

Победительница районного этапа республиканского конкурса «Ученик года – 2014» и суперфиналистка республиканского тура – ученица 11 класса Первомайской школы Ксения Акимова уже появлялась на страницах нашей газеты. И в качестве автора, и в качестве героини очерка.

Ее наставники и друзья в один голос называют Ксению одной из звездочек своей школы. Перефразируя расхожую культовую фразу, скажем: отличница, спортсменка, обаятельная личность, не комсомолка, но..неутомимая активистка, принимающая участие во всех проявлениях школьной жизни. Ксения – лидер во всем: учении, возглавляет школьную организацию «Радуга», командир класса, певунья, артистка, ведущая, танцор, фотограф. Ее работы не раз занимали призовые места на районных и республиканских конкурсах фоторабот. Очень любит спорт – ездит с родителями на футбольные матчи и занимается в школьной волейбольной команде. Она также и начинающая поэтесса, заочно знакомая с нами, редколлегией газеты, по публикациям своих стихов на нашей «Литературной странице». Будучи человеком гуманитарного склада ума, увлеченно изучает языки, собирается поступать на факультет иностранных языков и стать переводчиком, что поможет ей реализовать еще одну свою мечту – путешествовать. В прошлом году Ксения побывала в Германии, где по обмену учащимися более двух месяцев обучалась в колледже и жила в немецкой семье, с которой переписывается до сих пор.
В марте прошел заключительный, республиканский, этап конкурса «Ученик года - 2014», в котором Ксения представляла Лямбирский район. Своими эмоциями и впечатлениями она поделилась с нами, корреспондентами «районки».
- Сколько радостных эмоций испытала я от участия в этом конкурсе! Во-первых, познакомилась с другими конкурсантами – интересными, открытыми, талантливыми ребятами. Конечно, сначала все мы стеснялись, но дружеская обстановка и поддержка зрителей помогли нам справиться с волнением. Больше всего в первый день мне понравился творческий конкурс «Широка страна моя родная», в котором каждый из нас представил свои умения. Мы пели, танцевали, знакомили аудиторию с традициями и обычаями народов республики. Однако второй день был все-таки интереснее. Театрализованные презентации «Оставить свой след…» показали конкурсантов с другой стороны. Артистизм, оригинальность, творческие способности, ораторское искусство, умение заворожить публику – каждый смог раскрыть себя. За этот конкурс я переживала больше всех. Еще одним, не менее интересным моментом, был открытый диалог с министром образования РМ Бычковым Николаем Владимировичем. В диалоге я затронула важную тему сдачи ЕГЭ. Очень рада, что мне удалось присутствовать на этой конференции. Самым ожидаемым событием второго дня была церемония награждения. До последнего момента сохранялась интрига. Столько добрых, хороших слов было сказано нам! Все ребята получили дипломы участников и памятные медали. Я стала победителем в номинации «Самый креативный». Хочется выразить огромную благодарность моим педагогам и родителям. Это наша общая победа. Также хочется поблагодарить отдел образования Лямбирского района, завуча Лямбирской СОШ № 1 С.Ю. Маргарян с группой поддержки, педагога детской школы искусств С.А. Грызайкину.
У.БАЙМАШЕВА.

Пост у меня будет не столько о самих книгах, сколько об "окружающем ландшафте", к тому же с налетом локального патриотизма. Заранее прошу прощения у тех участников сообщества, которые ничего нового и интересного для себя в нем не найдут.

Учитель Горюнов пришел сеять идеи классного самоуправления и самовоспитания не на пустом месте, а в школе с традициями. "Между учениками и преподавателями образовалась тесная связь, дружба, «общее дело»... Учителям не надо было наводить дисциплину строгими мерами. Учителя могли постыдить ученика, и этого было достаточно, чтобы общественное мнение класса было против провинившегося, и озорство не повторялось" , - вспоминал выпускник школы Дмитрий Сергеевич Лихачев.

А вот в таких интерьерах занимались Катя, Таня, Тамара, Женя и их одноклассницы, только, вероятно, не столь парадно отремонтированных - вряд ли к сорок седьмому году удалось ликвидировать все следы войны.

Но в повести недавнее прошлое упоминается лишь вскользь, между прочим. Было ли это сознательным решением автора - забыть и жить дальше, или настоятельно рекомендовано "сверху", но Ленинград в книге напрочь лишен признаков послевоенного времени.

Повесть, цель которой была показать, что школа есть заведение не только образовательное, но и воспитательное, неизбежно страдает назидательностью. Характеры героинь очень схематичны, не реальные девочки на пороге взрослости, а "воспитательные образцы". Только иногда прорывается что-то живое, настоящее: в описаниях домашних отношений, ревнивой девчоночьей дружбы, встречи на катке с ребятами из нахимовского училища.
"Игорь явно направлялся к ней. Лида переменила намерение и спряталась за Алешу. Когда Игорь был в нескольких шагах, они разбежались. Игорь погнался за Лидой. Она петляла, меняла направление, но Игорь скоро ее догнал и слегка хлопнул по плечу.
Лида решила запятнать во что бы то ни стало Алешу, и он это понял. Видя, что шансы у них неравные и бегает он сильнее, Алеша стал ее дразнить. Подпускал близко и увертывался. Поймал на ходу какого-то мальчишку и, держа его за плечи на вытянутых руках, прикрылся им. Мальчишка был счастлив и от удовольствия только повизгивал. Лида смотрела в чуть насмешливые глаза Алеши, выбирая момент, чтобы броситься к нему, но лишь только она сделала движение, как он, слегка толкнув мальчишку ей навстречу, отбежал в сторону. Гонялись долго. Светлане и Игорю надоело ждать, и они, взявшись за руки, плавно пошли по кругу.
Наконец, Лида выбилась из сил.
- Довольно! Сдаюсь! - сказала она.
Снова собрались на середине и по очереди стали делать фигуры.
<...> Возвращались пешком. Лида взяла Светлану под руку, по бокам шли моряки. Счастливые молодостью, довольные друг другом и проведенным временем, они без умолку болтали, смеялись, не замечая никого и ничего."

Они ведь и правда бегали на танцы к нахимовцам, эти девчонки. В очень интересных воспоминаниях Ю.Панферова "Жизнь нахимовца" говорится: "В старших классах мы стали больше уделять внимания своей внешности, что и понятно, ведь у нас на танцах присутствовали девочки из ленинградских школ, с которыми мы не только танцевали, а и флиртовали. Особенно часто приглашались ученицы 47-й школы, расположенной поблизости от дома моих родителей на Плуталовой улице. "

Школа N47 связана с литературой не только повестью Матвеева. В ней учился Александр Введенский, здесь он сдружился с Л.Липавским и Я. Друскиным, с которыми создал позднее группу "чинарей"- обэриутов . Об истории школы есть интересный очерк , написанный одной из ее выпускниц.

Этот уголок Питера вообще можно отнести к литературным: на другом конце Плуталовой улицы жил известный популяризатор науки Яков Исидорович Перельман , умерший от истощения во время блокады. А соседняя улица отзовется ужасно знакомым названием: Бармалеева. Да, да, именно она, как утверждают , подсказала Корнею Чуковскому и художнику Мстиславу Добужинскому образ свирепого злодея, бородатого и усатого… Бравый и совсем незлой Бармалей украшал до недавнего времени площадку детского сада на Бармалеевой улице. А посмотреть ту самую книжку с рисунками Добужинского можно .

О писателе же Германе Матвееве информации совсем немного. На волне успеха "Семнадцатилетних" он написал продолжение - "Новый директор" (1961), этакую идеологически-педагогическую поэму, читать которую стоит разве что из академического интереса. Самое известное произведение Матвеева - шпионская трилогия "Тарантул".

Еще один школьный адрес, но уже из другой книги: "Они учились в Ленинграде. Дневник учительницы" Ксении Ползиковой-Рубец.
В основе книги лежит дневник автора, который она вела в 1941–1944 годах. Начинается он в последние мирные дни лета 1941 года. А дальше - война, бомбежки, госпиталь, но уже через полтора месяца после начала блокады появляется запись:
"20 октября 1941 года . Сегодня меня вызвали в 239-ю школу. Завуч школы Антонина Васильевна сообщила, что начало занятий в ленинградских средних школах с 4 ноября.
- Мы не будем ждать этого срока, - говорит она. - Детей уже истомило ожидание. Я думаю, что мы в недельный срок приготовим школу к открытию. Вам придется взять уроки истории в пятых, шестых и восьмых классах. Кроме того, вы назначаетесь воспитателем в шестом классе."

239-я школа тогда находилась не на Кирочной, а совсем в другом месте - рядом с Исаакиевской площадью, в знаменитом особняке Лобанова-Ростовцева, где "с подъятой лапой, как живые, Стоят два льва сторожевые..."

Многие послевоенные выпускники школы знают описанную в дневнике историю про львиный хвост, который отбило во время бомбежки и его хранили в школе, чтобы потом приклеить:
"Тетя Саша, уборщица школы, приносит с улицы мраморный хвост одного из наших «львов сторожевых». - Пусть полежит в кладовке; кончится война - починят, - невозмутимо говорит она."

Это действительно дневник, слегка литературно обработанный, но без каких-либо художественных ухищрений. События, описанные в книге, подлинные, хотя большинство имен учеников и педагогов изменено. Никаких приключений или геройских подвигов вы в ней не найдете, только негромкий рассказ о пережитом, дань памяти учителям и ученикам, которые помогли друг другу выстоять.
В конце октября 1941 в школу собрали 700 детей со всего района. 15 января 1942 в школу пришло семьдесят девять человек.
"У Наташи по алгебре в журнале стоит «плохо». Мария Матвеевна, очень старый педагог, опухшая от холода и голода, говорит:
- Я не понимаю, что с Наташей?
Вызываю девочку в коридор.
- Почему ты не приготовила урока по алгебре?
- Ксения Владимировна, я исправлю. Я отвечала, как в полусне: под утро умерла моя сестра… Ей было семнадцать лет…
Наташа плачет. Я не могу говорить ей слов утешенья. Тут они бесполезны. Но мне хочется, чтобы она поняла, что я не могу остаться равнодушной к ее горю, и вместе с тем хочу чтобы она его пережила. Мы должны быть сильными. Кладу ей руку на плечо и говорю:
- Безусловно, исправишь. Скажешь преподавателю, когда сможешь ответить.
Мария Матвеевна, узнав о смерти Наташиной сестры, терзается:
- Я сама так плохо себя чувствовала в тот день, что не догадалась узнать, почему она не могла решить простой задачи.
Миша и Коля сохраняют свою бодрость. Оба всегда желают отвечать и тянут вверх свои руки, одетые в теплые варежки.
Сегодня на уроке шла речь о голоде в Москве в 1601 году.
Я знаю, - дети дома в холодных комнатах прочтут в учебниках фразу: «Даже в Москве на улицах лежали неубранные трупы».
Я не хочу, чтобы они прочли ее одни."

Во 2-ой Санкт-Петербургской гимназии (в советское время - школа N 232), где долгое время работала Ксения Владимировна Ползикова-Рубец, подготовили небольшой биографический очерк . Умерла Ксения Владимировна вскоре после войны, в 1949.

Книга о блокадной школе вышла в 1948г., в 1954 появилось переиздание. Вот, вроде бы, и все.
"Из окон учительской виден Исаакиевский собор. Впервые смотрю на него с высоты второго этажа и притом так близко. Гранитные колонны кажутся еще грандиознее, сложная капитель выглядит очень тяжелой и давит на ствол колонн. Золотого купола не видно, он закрашен серой, как наше осеннее ленинградское небо, краской.
Еще утром, подходя к школе, встретила маленькую девочку.
- Я решила обязательно прийти в школу первой, - сообщает она. - Мне недалеко, но я очень боюсь опоздать."

Слово о директоре.

Этот очерк был написан за два года до публикации на сайте. Героиня очерка, Александра Арсентьевна Стерхова, 12 сентября 2015 года отметила свой 80-й год рождения. Она ушла на заслуженный отдых в 2014 году, но в школе по-прежнему помнят и любят её.

Снова Первое сентября. Заливается первый звонок, и нарядные школьники торопятся занять свои места в светлых, сверкающих свежей краской,украшенных зеленью и новы ми жалюзи классах.Уютно и празднично в школе, где всё готово к новому учебному году:предметные кабинеты,оснащённые современной оргтехникой,многочисленными пособиями;прекрасная библиотека, торжественной тишиной встречающая первых посетителей; просторная столовая,продуманным дизайном больше похожая на уютное кафе.Всё радует глаз,всё подчинено главной цели:создать для школьников-гимназистов идеальные условия для учебы и отдыха.К этому стремились и вложили много сил и средств и родители,и учителя, и, по мере сил, сами ребята.Но главный вдохновитель всех дел школы-гимназии,творческий наставник коллектива,его душа – директор Гвардейского УВК Александра Арсентьевна Стерхова.

Нет в Симферопольском районе более заслуженного человека,чем наш директор.55 лет отдала она педагогике !Учительское поприще для Александры Арсентьевны – не просто работа, это поистине великое Служение благородному делу воспитания новы х поколений.Сотни выпускников с благоговением произносят имя своего любимого Директора.Гвардейской школе посвятила Александра Арсентьевна более сорока лет .На базе маленькой гарнизонной школы создала она новый многопрофильный учебный комплекс, из года в год выпускающий в большую жизнь всесторонне подготовленных,отличающихся крепкими знаниями учеников.269 золотых и серебряных медалистов – гордость УВК и,конечно, Александры Арсентьевны.До 80% выпускников каждый год поступают в высшие учебные заведения.24 кандидата и доктора наук воспитала Гвардейская вторая под руководством директора А.А.Стерховой.Конкурентноспособность УВК во многом обусловлена высокой квалификацией педагогов, чему Александра Арсентьевна уделяет особое внимание:методический рост учителя,по её мнению, – главная задача руководства школы.Кропотливо и умело направляет директор учё бу и становление каждого члена коллектива.Много сил и энергии отдаёт она работе с молодыми учителями, тонко и мудро корректирует деятельность опытных наставников.

Особая черта Александры Арсентьевны –обострё нное чувство нового.Самые передовы е педагогические находки, методические инновации находят отражение в практике работы Гвардейского УВК.Создание «Школы здоровья»,участие в программе «Открытый мир», использование инновационных компьютерных технологий в преподавании – всё это внедрено и осваивается в школе- гимназии по инициативе или при содействии директора.

Ни для кого не секрет,насколько трудно у крепля ть материальную базу школы в условиях кризиса.Роль директора в этом процессе является решающей.Александра Арсентьевна неутом имо ищет новые возможности,устанавливает связи со спонсорами,находит отклик и поддержку родителей.Благодаря её самоотверженной деятельности расцветает Гвардейский УВК.Оснащены новейшей техникой информационно-методический центр, учебные кабинеты, два компьютерных класса.Красивы и уютны классы и рекреации школы, обновляён спортивный зал.Ухоженный пришкольный участок радует разнообразием растений и пышным убранством клумб.

Сорок лет руководства школой! Много это или мало? Для детей эта цифра – вечность, для УВК –этап становлення, для директора – жизнь.

Жизнь… Была ли она счастливой? Конечно! С самого детства Саша мечтала стать учителем. Ещё в трудные школьные годы в раненном войной Симферополе Сашенька помогала подругам учить уроки, затевала игры «в школу». И отступало на второй план, заглушалось постоянное чувство голода, общее для всех ребят той страшной поры…

Восемь классов закончила с отличием и вместе с подругой поехала поступать в педагогическое училище в Калининград. Никогда не забудется тот счастливый июньский день, когда директор училища вручил ей первый диплом. «Вы поистине родились в рубашке учителя», – его слова звучали, как школьный колокольчик!

И вот первая школа! Под Калининградом, в гарнизоне Чкаловск, начался большой путь педагога. Там встретила Александра и женскую свою судьбу. Молодой чернобровый штурман с нетерпимо синими глазами сумел завоевать сердце юной учительницы. Его звали Герман. Умный, серьёзный, внимательный – может быть, это о нём мечтала она, бродя с подругами по узким улочкам старого города, напоёнными запахом цветущей сирени? Свадьбу сыграли скромную, в кругу друзей. Так она обрела новую профессию – жены офицера, верной подруги и спутницы в суровой службе военного. Сын Игорёк родился ещё в Калининграде, а уже через год Германа направили на Высшие офицерские курсы в Ригу. Новые назначения – новые переезды, новые военные городки.

Дальний Восток. Гарнизон Монгохто – мечта романтика: ближайший городок, Ванино, в 20-ти километрах, кругом море тайги и сопки, сопки... Такие места навсегда остаются в сердце… Неизвестный юморист назвал единственную улицу гарнизона Театральной. В свободное от полётов время лётчики с семьями собирались в Доме офицеров, организовывали незабываемые вечера, играли в шахматы. Но самый любимый отдых – на природе: среди сосен и папоротников собирали бруснику и грибы, пели песни под гитару. Дружбе тех далёких лет остаются верны навсегда. Там, в Монгохто, Александра Арсентьевна прошла настоящую школу жизни, становления – и в семье, и в профессии. Там вырос Игорь, совершенствовал мастерство Герман Павлович. Там Сашенька стала сначала учителем начальных классов, а потом, после окончания педагогического института в Комсомольске-на-Амуре, - завучем и директором. Признательность и уважение окружающих – главная награда молодому директору. И любовь детей – школьников, особенно самых дорогих, которыми Александра Арсентьевна руководила с первого по восьмой класс, до перевода мужа. По всей стране разъехались ребята, но и сейчас, через сорок лет, шлют они своему любимому учителю весточки о себе и о своей благодарности за её огромную роль в воспитании их лучших качеств. Игорь Кочаловский, уже капитан I ранга в отставке, в стихах признаётся в любви дорогому для него человеку – первому учителю, а Галина Крылова, директор школы в Санкт-Петербурге, звонит через тысячи километров, чтобы услышать ставший родным голос любимого наставника.

Сорок лет Александра Арсентьевна живёт и работает в Гвардейском. Здесь окончил школу её любимый сын Игорь, отсюда он уехал учиться, стал, как и отец, военным лётчиком. Они были удивительно похожи – отец и сын: статные, красивые, синеглазые. Нежность и уважение дорогих людей – главная составляющая успеха директора А.А. Стерховой. Понимание, поддержка мужа, забота сына и невестки Татьяны, любовь внуков и правнучки – великое счастье женщины, её опора в жизни. Даже сейчас, когда Германа Павловича нет рядом, её окружают его картины, написанные в последние годы жизни, и их тепло помогает Александре Арсентьевне вспоминать только самое светлое в жизни.

Вот она стоит на торжественной линейке в школе – красивая, стройная, ухоженная, уверенная в себе. Необыкновенная, мужественная и прекрасная женщина! Своей интеллигентностью, высокой культурой и благородной простотой она сумела создать вокруг себя атмосферу взаимопонимания, творчества, поиска. За многолетнюю плодотворную деятельность А.А. Стерхова награждена «Орденом Трудового Красного Знамени». Конечно, это не предел! От всей души желаем директору новых побед, свершений и достойной оценки её труда. Счастья Вам, дорогая Александра Арсентьевна!

А.А. Фищук, учитель русского языка и литературы