Тургенев иван сергеевич сказки читать. Читаем «Сказки» И.С. Тургенева. Как воспринимают сказки писателя современные дети

Иван Сергеевич – автор замечательных романов, множества повестей и рассказов, поэт, драматург, автор 83 произведений редкого в русской литературе жанра – стихотворений в прозе. Он известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет и журналов середины ХIХ столетия.

Его творчество началось со стихотворений. Самое известное из них – «В дороге». Классик русской литературы И.С. Тургенев ни в ХIХ, ни в ХХ веке не был известен в России как сказочник. Сказочные произведения писателя – устные импровизации и отрывки из его писем к французским друзьям – лишь в 1970 году были опубликованы за рубежом и относительно недавно переведены на русский язык.

Многие из русских писателей обращались к жанру сказки. Среди них были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой и другие. Сказки этих писателей стали гордостью русской литературы.

Любовь к сказке родилась у Тургенева ещё в детстве, которое он провёл в богатой усадьбе матери Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Большой дом в Спасском с колоннами и галереями, певчие, театр и крепостные актёры – всё это привлекало внимание многочисленных гостей. Многие добивались чести быть приглашёнными к Тургеневым. Запомнились Тургеневу приезды в дом русского поэта В.А. Жуковского, который представал перед ним на домашней сцене в роли волшебника в длинном плаще и в колпаке с золотыми звёздами. Как чудо являлись Ване сказочные персонажи из старинных рассказов про колдунов, разбойников, оборотней.

Сказки рассказывала и почитаемая в доме Тургеневых няня Наталья Васильевна. Эти истории не умерли и поныне живут в тургеневских местах. Отголоски их слышны в «Записках охотника», особенно в рассказе «Бежин луг», где предстаёт целый мир чудес: домовой и барашек, говорящий человеческим голосом, водяной, леший, русалка.

В доме Тургеневых любили книгу. Маленького Ваню особенно притягивала «библиотечная», где «стояли запылённые шкафы домашней работы». Впоследствии И.С. Тургенев получил блестящее образование. Он окончил философский факультет Петербургского университета. В 20 лет отправился за границу, чтобы продолжить образование в Берлинском университете. Писатель часто бывал за границей, затем возвращался в Петербург, Москву и в Спасское-Лутовиново. Летом 1881 года, в последний его приезд на Родину, в Спасском было многолюдно. Гостями в это лето были многие друзья Тургенева, в том числе и Полонские, в семье которых было трое детей. По словам Я.П. Полонского, сказки «Капля жизни» и «Самознайка» были сочинены писателем, чтобы пробудить у детей интерес к учению. Последнюю Тургенев сочинял и рассказывал в несколько приёмов и детям, и взрослым.

Первоначально Тургенев-сказочник проявил себя как переводчик двух знаменитых сказок Шарля Перро «Волшебница» и «Синяя борода». В сборнике воспоминаний современников о Тургеневе, в комментариях к воспоминаниям Я.П. Полонского читаем: «В парижском архиве И.С. Тургенева хранится рукописный титульный лист детской книжки, составленный самим Тургеневым, следующего содержания: «Рассказы и сказки для детей Ив. Тургенева. 1 Перепелка. Буживаль. 1882». По всей вероятности, И.С. Тургенев предполагал издать специальный сборник для детского чтения. Однако замысел этот не осуществился.

В 2005 году в Орловском издательстве «Орлик» вышла книга сказок И.С. Тургенева с рисунками учащихся Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремёсел. В книгу вошли сказки: «Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке», «Капля жизни», «Самознайка», «Синяя борода», «Волшебница», «Степовик», рассказы и стихотворения. В своих сказках писатель показывает главные человеческие ценности, без которых мир не мог бы существовать – это любовь к ближнему, добропорядочность, стремление к знаниям.

Центральная детская библиотека г. Заволжья (ул. Грунина, д. 8Б) принимает активное участие в областной литературной акции, посвящённой 200-летию великого классика, в том числе и по ознакомлению детей со сказками Ивана Сергеевича Тургенева.

Е. Мазурова, зав. читальным залом Центральной детской библиотеки г. Заволжья

В детской библиотеке им. М. Горького прошла Тургеневская неделя, посвящённая 200-летнему юбилею всемирно известного писателя, нашего земляка Ивана Сергеевича Тургенева.

В мероприятиях недели приняли участие учащиеся четырнадцати классов начальной школы лицея № 4. Первоклассников и второклассников сотрудники библиотеки пригласили с помощью видео презентации совершить виртуальную экскурсию в усадьбу писателя Спасское-Лутовиново, послушать сказки Тургенева и почитать их вслух одноклассникам.

Школьники 3-х и 4-х классов вместе со старшим научным сотрудником Орловского Государственного литературного музея им. И.С. Тургенева Светланой Леонидовной Жидковой и научным сотрудником музея Антоном Юрьевичем Бушуновым отправились в путешествие из Орла через Спасское — Лутовиново по городам и странам, в которых жил, учился, бывал Иван Сергеевич: Москва, Петербург, Берлин, Париж, Германия, Франция, Чехия, Италия, Англия.... На всём пути такой удивительной экскурсии делали остановки, где услышали от гостей огромное количество историй о семье, детстве Вани Тургенева. Узнали историю создания сказок, слушали их в прочтении таких удивительных чтецов.

В свой последний приезд в Спасское Иван Сергеевич придумывал и рассказывал сказки троим детям своего друга Я.П.Полонского, который в это время с семьёй гостил у него.

«Дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иног-да без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал», часто лежа на большом удобном ди-ване, получившем прозвище «Самосон».

Сказку «Самознайка» слушал даже Лев Николаевич Толстой и от души смеялся вместе со всеми.

Вместе с Иваном Сергеевичем школьники вернулись назад в Спасское — Лутовиново и отправились путешествовать по полям и оврагам окрестных деревень. Посидели с ребятами в ночном, побродили по Бежину лугу, увидели изображение волшебной «разрыв — травы», научились волшебным заклинаниям. Антон Юрьевич научил ребят заклинанию, которое поможет стать богатым, загадал им загадку от самих братьев Гримм, которые были учителями И.С.Тургенева в Германии.

Сотрудники библиотеки подготовили юбилейную выставку — инсталляцию с книгами И.С.Тургенева, иллюстрациями читателей библиотеки к прочитанным сказкам писателя, творческими работами ребят. Особый интерес вызвали глиняные фигурки Тургенева, Герасима и Муму. Каждый хотел с ними сфотографироваться. Здесь же на столе, покрытом зелёным сукном, как рабочий стол в кабинете великого писателя в его усадьбе Спасское-Лутовиново, можно было увидеть и подержать в руках ручку — перо с автографом писателя, книжные закладки с фотографиями комнат в усадьбе и цитатами из произведений, засушенные листья дуба, который посадил ещё сам Иван Сергеевич, привезённые из Спасского.

Ребята смогли познакомиться с книгой «Сказок» И.С.Тургенева с иллюстрациями детей, которая издавалась всего один раз в 2005 году в орловском издательстве «Орлик» и сегодня стала уже библиографической редкостью. Узнали, что к юбилею писателя готовится новое, дополненное издание сказок. Здесь же была представлена книга сказок Шарля Перро с иллюстрациями Гюстава Доре в переводе с французского И.С.Тургенева.

Коллективная работа тургеневского дуба с листочками, прикрепленными детьми на память о Тургеневской неделе, теперь украшают читальный зал библиотеки.

В завершение встреч ребята обещали выполнить завещание писателя, который очень тосковал по родине, живя вдали от неё. «...Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь...»

Не правда ли, это звучит немного необычно: Тургенев - и сказки? Мы знаем Ивана Сергеевича как автора замечатель-ных романов, множества повестей и рассказов, в том числе его знаменитых охотничьих рассказов, вошедших в сборник с подзаголовком «Записки охотника». Тургенев - поэт, драма-тург, автор 83 произведений редчайшего в русской литерату-ре жанра - стихотворений в прозе. Тургенев известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет и журналов сере-дины девятнадцатого столетия. А многие из почитателей великого его таланта, пытаясь понять Тургенева глубже, внимательно изучают многотомное, почти шеститысячное собрание писем писателя к родным, близким, едино-мышленникам; писем деловых - и маленьких записок, к друзьям - и к людям, в которых он ошибался. Почти невозможно перечислить всех сто-рон деятельности И. С. Тургенева - литератора, гражданина, человека. И потому заголовок данной статьи звучит действительно немного необычно.

Но вот в № 157 газеты «Орловский вестник» от 6/18 сентября 1881 года появилось сообщение следующего содержания: «Говорят, Иван Сергеевич Тургенев готовит к печати новое сочинение и сказки для детей».

На каком основании автор этого сообщения строил свои предположе-ния? Ведь он являлся официальным лицом, т. е. представителем большого и, несомненно, талантливого, как следует из знакомства с содержанием этой газеты того времени, коллектива, и вряд ли редактор «Орловского вес-тника» взял бы на себя такую смелость, как помещение на странице газеты сообщения, по поводу которого «говорят». Конечно же, под ним должны были быть достаточно веские основания.

Тургенев - и сказки? Даже те из нас, кто достаточно хорошо знает твор-чество Ивана Сергеевича Тургенева, не припоминают, чтобы где-либо печатались сказки этого автора.

Однако документы свидетельствуют, что такие намерения у Ивана Сер-геевича были.

Летом 1881 года, в последний приезд писателя на родину в Спасском было многолюдно. Гостями его в это лето, как, впрочем, и всегда, когда он бывал здесь, были многие друзья писателя, имена которых были уже всеоб-ще известными. В это лето приехали к Ивану Сергеевичу его друзья Полон-ские, в семье которых было трое детей.

В своих воспоминаниях Яков Петрович Полонский очень интересно рас-сказал о том, что «дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иног-да без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал», часто лежа на большом удобном ди-ване, получившем прозвище «Самосон». Дети не давали ему отдохнуть, но он был настолько терпелив, относился к ним с таким большим пониманием, что никогда не делал им замечаний, не прогонял, а мужественно переносил все эти неудобства. Когда же видел, что отдохнуть не удастся, начинал рас-сказывать им только что придуманные сказки. Дети прекращали шалить и внимательно слушали Ивана Сергеевича, так как все его сказки действитель-но были очень хороши.

Я. П. Полонский в тексте своих воспоминаний приводит в сокращении слышанные им лично от И. С. Тургенева две сказки: «Капля жизни» и «Само-знайка». Последнюю Тургенев сочинял и рассказывал в несколько приёмов и детям, и взрослым. Эту сказку слушал даже Лев Николаевич Толстой и от души смялся вместе со всеми.

Чем интересны сказки Тургенева? О чём думал писатель, представляя слушателям своих сказочных героев?

Для ответов на эти вопросы необходимо, как нам кажется, вкратце восп-роизвести их содержание.

Сказка «Капля жизни» наряду с тем, что интересна, ещё и очень поучи-тельна. Она знакомит нас с мальчиком, которой, пытаясь спасти свою боль-ную мать, идёт в страшную пещеру, где должен найти каплю чудодействен-ной живой воды, способную исцелить больную. Но пещера населена мно-жеством гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Храбрый малыш, который беззаветно любит свою мать, преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и прогла-тывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступ-но человеческому пониманию. Он благодаря чувству человеколюбия и сме-лости проник в тайны человеческого организма и стал могуществен, богат, а слава о нём далеко пошла по свету.

Дня через два или три, как свидетельствует Полонский, «начиналась но-вая сказка. что ещё раз доказывало, до какой степени фантазия Тургенева была ещё свежа и неистощима».

Вот эта вторая, рассказанная в несколько приёмов сказка. «Жили-были два мальчика - два брата», один из которых, по имени Самознайка, был са-моуверен, хвастлив, а потому часто лжив. Второй, по имени Рассудитель-ный, был вдумчив, рассудителен, иногда мнителен. Самознайка ни над чем на задумывался. Как только назревала новая трудная ситуация, он выкрикивал: «О, я знаю, я сумею, я найду» и т. д. И естественно, у него ни-чего не получалось, так как он никогда ни о чём не задумывался, и все дей-ствия его получали характер легкомысленного хвастовства. Над ним поте-шались вслух, его стыдили, пытались усовестить, но тщетно: Самознайка был неисправим. Дошло до того, что, не желая быть уличённым в незнании ответа на вопрос, что же это за шестая часть света, о которой он говорит, мальчишка, не раздумывая, ответил: «География».

Над этой-то концовкой и хохотали слушатели Ивана Сергеевича, среди которых был и Лев Николаевич Толстой.

А у брата Самознайки, Рассудительного, всё ладилось, всё ему удава-лось, так как он был честен и вдумчив.

Не правда ли, и в сказках, сочинённых им, Тургенев оставался верен сво-им принципам: его герои - честные, принципиальные - всегда намного выше тех, которые противостоят им.

В январе 1881 года Софья Андреевна Толстая обратилась к Тургеневу с просьбой написать что-либо для журнала «Детский отдых», издававшегося её братом П. А. Берсом. В скором времени, т. е. в октябре следующего го-да, Тургенев выслал Толстому рассказ для детей «Перепёлка» с сопроводи-тельным письмом: «Вот Вам, милый Лев Николаевич, тот небольшой рас-сказ, который я обещал графине для детского журнала, издаваемого её братом».

Немного ранее Иван Сергеевич сообщал Льву Николаевичу о том, что когда-то он был свидетелем героического подвига матери, маленькой птич-ки перепёлки, которая жертвовала жизнью ради жизни своих птен-цов.

А еще раньше, в 1849 году, Тургенев описал похожий эпи-зод в письме из Франции к Полине Виардо: «Знаете ли Вы, - писал он ей, - что куропатки отлично разыгрывают представления? Они очень хорошо умеют притворяться, будто они ранены, будто они насилу летают, они кричат, они пищат, и всё это, чтобы заманить собаку и отвлечь её от места, где находятся птенцы. Материнская любовь третьего дня чуть не обошлась очень дорого одной из них: она так превосходно сыграла свою роль, что Султан схватил её. Я возвратил свободу этой отважной матери и слишком хорошей актрисе».

«Перепёлка» была напечатана вместе с рассказами Льва Николаевича Толстого «Кав-казский пленник», «Чем люди живы» и др. с иллюстрациями Виктора Михайловича Васнецо-ва, Владимира Егоровича Маковского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова в декабре 1882 года, когда Тургенев был уже смертельно болен.

Таким образом, «Орловский вестник» имел достаточно оснований для своего сообщения от сентября 1881 года. Ему предшествовала письменная просьба С. А. Толстой, вероятно, рождённая не без рассказов о сюжете са-мого Л. Н. Толстого, и письменное согласие Ивана Сергеевича написать рас-сказ для детей. А кроме того, сообщению газеты могли способствовать и известия из самого Спасского-Лутовинова, где летом 1881 года Тургенев действительно сочинял экспромтом и рассказывал свои сказки и детям, и взрослым.

В подтверждение всему сказанному имеет смысл привести ещё одно интересное свидетельство. Обратимся к сборнику воспоминаний со-временников о Тургеневе, где в комментариях к воспоминаниям Я. П. По-лонского читаем: «В парижском архиве И. С. Тургенева хранится рукопис-ный титульный лист детской книжки, составленный самим Тургеневым, следующего содержания: «Рассказы и сказки для детей Ив. Тургенева. 1 Пере-пёлка. Буживаль, 1882».

По всей вероятности, И. С. Тургенев предполагал издать специальный сборник для детского чтения. Однако замысел этот не осуществился.

Жизнь великого русского писателя И. С. Тургенева оборвалась рано, на 65-м году. Несомненно, продлись его годы, он обязательно записал бы свои, сочинённые и рассказанные им в разное время сказки для детей, на-писал бы новые детские сказки, рассказы, повести, - и у детей всего мира появился бы новый, интересный, незабываемый сказочник - Иван Сергее-вич Тургенев.

ПОСЛЕ УРОКА

Сказки И. С. Тургенева

Не правда ли, это звучит немного необычно: Тургенев — и сказки? Мы знаем Ивана Сергеевича как автора замечательных романов, множества повестей и рассказов, в том числе его знаменитых охотничьих рассказов, вошедших в сборник под заголовком "Записки охотника". Тургенев — поэт, драматург, автор 83 произведений редчайшего в русской литературе жанра — стихотворений в прозе. Тургенев известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет и журналов середины прошлого столетия. А многие из почитателей великого его таланта, пытаясь понять Тургенева глубже, внимательно изучают многотомное, почти шеститысячное собрание писем писателя к родным, близким, единомышленникам; писем деловых — и маленьких записок, к друзьям — и к людям, которых он ошибался. Почти невозможно перечислить всех сторон деятельности И. С. Тургенева — литератора, гражданина, человека. И потому заголовок данной статьи звучит действительно немного необычно.

Но вот в N9 157 газеты "Орловский вестник" от 6/18 сентября 1881 года -появилось сообщение следующего содержания: "Говорят, Иван Сергеевич Тургенев готовит к печати новое сочинение и сказки для детей".

На каком основании автор этого сообщения строил свои предположения? Ведь он являлся официальным лицом, т. е. представителем большого и, несомненно, талантливого, как следует из знакомства с содержанием этой газеты того времени, коллектива, и вряд ли редактор "Орловского вестника" взял бы на себя такую смелость, как помещение на странице газеты сообщения, по поводу которого "говорят". Конечно же, под ним должны были быть достаточно веские основания.

Тургенев — и сказки? Даже те из нас, кто достаточно хорошо знает творчество И. С. Тургенева, не припоминают, чтобы где-либо печатались сказки этого автора.

Однако документы свидетельствуют, что такие намерения у Ивана Сергеевича были.

Летом 1881 года, в последний приезд писателя на родину в Спасском было многолюдно. Гостями его в это лето, как, впрочем, и всегда, когда он бывал здесь, были многие друзья писателя, имена которых были уже всеобще известными. В это лето Приехали к Ивану Сергеевичу его друзья Полонские, в семье.которых было трое детей.

В своих воспоминаниях Яков Петрович Полонский очень интересно рассказал о том, что "дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иногда без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал", часто лежа на большом удобном диване, получившем прозвище "Самосон". Дети не давали ему отдохнуть, но. он был настолько терпелив, относился к ним с таким большим пониманием, что никогда не делал им замечаний, не прогонял, а мужественно переносил все эти неудобства. Когда же видел, что отдохнуть не удастся, начинал рассказывать им только что придуманные сказки. Дети прекращали шалить и внимательно слушали Ивана Сергеевича, так как все его сказки действительно были очень хороши.

Я. П. Полонский в тексте своих воспоминаний приводит в сокращении слышанные им лично от И. С. Тургенева две сказки: "Капля жизни" и "Самознайка". Последнюю Тургенев сочинял и рассказывал в несколько приемов и детям, и взрослым. Эту сказку слушал даже Лев Николаевич Толстой и от души смялся вместе со всеми.

Чем интересны сказки Тургенева? О чем думал писатель, представляя слушателям своих сказочных героев?

Для ответов на эти вопросы необходимо, как нам кажется, вкратце воспроизвести их содержание.

Сказка "Капля жизни" наряду с тем, что Интересна, еще и очень поучительна. Она знакомит нас с мальчиком, которой, пытаясь сласти свою больную мать, идет в страшную пещеру, где должен найти каплю чудодейственной живой воды, способную исцелить больную. Но пещера населена множеством гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Храбрый малыш, который беззаветно любит свою мать, преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и проглатывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступно человеческому пониманию. Он благодаря чувству человеколюбия и смелости проник в тайны человеческого организма и стал могуществен, богат, а слава о нем далеко пошла по свету.

Дня через два или три, как свидетельствует Полонский, "начиналась новая сказка... что еще раз доказывало, до какой степени фантазия Тургенева была еще свежа и неистощима".

Вот эта вторая, рассказанная в несколько приемов сказка. "Жили-были два мальчика — два брата", один из которых, по имени Самознайка, был самоуверен, хвастлив, а потому часто лжив. Второй, по имени Рассудительный, был вдумчив, рассудителен, иногда мнителен. Самознайка ни над чем на задумывался. Как только назревала новая неразрешенная ситуация, он выкрикивал: "О, я знаю, я сумею, я найду" и т. д. И естественно, у него ничего не получалось, так как он никогда ни о чем не задумывался, и все действия его получали характер легкомысленного хвастовства. Над ним потешались вслух, его стыдили, пытались усовестить, но тщетно: Самознайка был неисправим. Дошло до того, что, не желая быть уличенным в незнании ответа на вопрос, что же это за шестая часть света, о которой он говорит, мальчишка, не раздумывая, ответил: "География".

Над этой-то концовкой и хохотали слушатели Ивана Сергеевича, среди которых был и Лев Николаевич Толстой...

А у брата Самознайки, Рассудительного, все ладилось, все ему удавалось, так как он был честен и вдумчив.

Не правда ли, и в сказках, сочиненных им, Тургенев оставался верен сво им принципам: его герои — честные, принципиальные — всегда намного выше тех, которые противостоят им.

В январе 1881 года Софья Андреевна Толстая обратилась к Тургеневу с просьбой написать что-либо для журнала "Детский отдых", издававшегося ее братом П. А. Берсом. В скором времени, т. е. в октябре следующего года, Тургенев выслал Толстому рассказ для детей "Перепелка" с сопроводительным письмом: "Вот Вам, милый Лев Николаевич, тот небольшой рассказ, который я обещал графине для детского журнала, издаваемого ее братом".

Немного ранее Иван Сергеевич сообщал Льву Николаевичу о том, что когда-то он был свидетелем героического подвига матери, маленькой птички перепелки, которая жертвовала своей жизнью ради жизни своих птенцов.

А еще значительно раньше, в 1849 году, Тургенев описал похожий эпизод а письме из Франции к Полине Виардо: "Знаете ли Вы, — писал он ей, — что куропатки отлично разыгрывают представления? Они очень хорошо умеют притворяться, будто они ранены, будто они насилу летают, они кричат, они пищат, и все это, чтобы заманить собаку и отвлечь ее от места, где находятся птенцы. Материнская любовь третьего дня чуть не обошлась очень дорого одной из них: она так превосходно сыграла свою роль, что Султан схватил ее... Я возвратил свободу этой отважной матери и слишком Хорошей актрисе".

"Перепелка" была напечатана вместе с рассказами Л. Н. Толстого "Кавказский пленник", "Чем люди живы" и др. с иллюстрациями В. М. Васнецова, В. Е. Маковского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова в декабре 1882 года, когда Тургенев был уже смертельно болен.

Таким образом, "Орловский вестник" имел достаточно оснований для своего сообщения от сентября 1881 года. Ему предшествовала письменная Просьба С. А. Толстой, вероятно, рожденная не без рассказов о сюжете самого Л. Н. Толстого, и письменное согласие Ивана Сергеевича написать рассказ для детей. А кроме того, сообщению газеты могли способствовать и известия из самого Спасского-Лутовинова, где летом 1881 года Тургенев действительно сочинял экспромтом и рассказывал свои сказки и детям, и взрослым.

В подтверждение всему сказанному имеет смысл привести здесь еще одно интересное свидетельство. Обратимся к сборнику воспоминаний современников о Тургеневе, где в комментариях к воспоминаниям Я. П. Полонского читаем: "В парижском архиве И. С. Тургенева хранится рукописный титульный лист детской книжки, составленный самим Тургеневым, следующего содержания: "Рассказы и сказки для детей Ив. Тургенева. 1 Перепелка. Буживаль, 1882".

По всей вероятности, И. С. Тургенев предполагал издать специальный сборник для детского чтения. Однако замысел этот не осуществился.

Всегда многолюдно в тургеневском Спасском. Ежедневно десятки туристических автобусов высаживают своих пассажиров-экскурсантов на спасской автостоянке. Гости Спасского бродят по аллеям парка, с чувством глубокого благоговения переступают порог дома И. С. Тургенева. И часто среди них—дети.

В доме писателя для них все интересно. Но более всего маленьких экскурсантов привлекает знаменитый тургеневский диван — "Самосон". Ведь когда возле "Самосона" дети, их всегда ждет интересная сказка, сочиненная самим Иваном Сергеевичем Тургеневым. С замиранием сердца дети слушают их и представляют, конечно же, Тургенева-сказочника. Вот он, большой и умный, лежит на "Самосоне", рядом примостились малыши в ожидании новой сказки... Ведь Тургенев — сочинитель. Конечно же, дети услышат его сказку..

Жизнь великого русского писателя И. С. Тургенева оборвалась рано, на 65-м году. Несомненно, продлись его годы — он обязательно записал бы свои, сочиненные и рассказанные им в разное время сказки для детей, написал бы новые детские сказки, рассказы, повести, — и у детей всего мира появился бы новый, интересный, незабываемый сказочник — Иван Сергеевич Тургенев.

__________________________________________________________________________________

Иванова Людмила Николаевна- старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново.

Тургенев известен своими поучительными рассказами о любви, семье и дружбе, но мало кто знает, что писатель также писал сказки. Автор хорошо ладил с детьми, они же свою очередь отвечали тем же, постоянно сидели у него на коленях, теребили его волосы, но больше всего они любили слушать его истории. Обычно писатель рассказывал их, лежа на большом диване. Иван Сергеевич также планировал издать свой сборник детских сказок, но, к сожалению, осуществить задуманное у него не получилось.

  1. «Капля жизни». Данная сказка по размеру совсем небольшая, но довольно интересная и приятная. В ней Иван Сергеевич рассказывает про маленького мальчика, у которого серьезного болели родители, но ему повезло узнать про каплю жизни, которая позволит не только лечить всех вокруг, но и откроет ему тайны жизни. Герой не побоялся страшных чудищ и все-таки смог выпить эту каплю, чтобы помочь семье. Храбрость ребенка поражает, не каждый решится на такое. И, в конце концов, его смелость окупится ему. В будущем он станет богатым и известным. Мораль: ради помощи родным стоит рискнуть. Читать само произведение…
  2. «Серебряная птица и желтая лягушка». Эта сказка не может не затронуть ваше сердце своей искренностью. В этой истории рассказ идет об одной особенной лягушке, которая отличалась от других своим цветом. Она была желтой. Зеленые лягушки отказывались дружить с ней, потому что она отличалась от них, но, в конце концов, она обрела друга в лице цапли. Мораль сказки в том, что разница между людьми - это не плохо, а в порядке вещей, и не надо презирать человека за то, что он не похож на других. Что всегда найдется тот, кто примет тебя таким, какой ты есть, появится тот, кто полюбит твои особенности. Читать само произведение…
  3. «Самознайка» . Эта история о мальчике, который очень много врал и всем всегда говорил, что он самый умный в мире. Он все-все знает. Однажды ему сказали, что река очень глубокая-не ходи туда, на что самознайка сказал, что и так это знает, упал в воду и утонул. В конце рассказа Иван Сергеевич Тургенев подводит нас к тому, что лучше сказать, что ты чего-то не знаешь, чем безосновательно хвалиться. Читать само произведение…
  4. «Степовик» . Произведение написано на французском, не закончено. Весьма печален тот факт, что эта история не закончена, потому что очень интересно узнать, что же было дальше. В сказке говорится о мужчине, который однажды в степи повстречал маленького человечка, который весь был сделан из веточек и травы. Повествование обрывается на моменте знакомства путешественника и этого существа. Читать само произведение…

Тургенев написал всего четыре сказки, но также он занимался переводами сказок Шарля Перро. Еще Иван Сергеевич создал несколько оперетт, которые были поставлены на частной вилле писателя. Каждая из них имеет сказочный мотив.

  1. «Последний колдун». Премьера состоялась в начале августа 1867 года. К сожалению, сохранилось очень мало копий данной оперетты. Но те, кто имел возможность услышать ее, говорили, что она была прекрасно написана, и желание увидеть ее на большой сцене возрастало по мере того, как уменьшалось количество приглашений. Довольно трудно найти что-то конкретное о сюжете оперетты. Единственное, что точно известно — она была написана об эльфах и сказочных созданиях.