Упражнения по теме обращение. Подборка упражнений для закрепления тем "обращение", "вводные и вставные конструкции". IV. Закрепление темы по вариантам

Упражнение 1.

Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

Упражнение 2.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Упражнение 3.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

Упражнение 5.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

Упражнение 7.

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

Упражнение 8.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...
Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

Упражнение 9.

Закончите предложения:

а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того ,________________;

б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено ____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой (_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с______________________________ _ .

Упражнение 10.

Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка. )

Упражнение 11.

Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:
...Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич , другому (или в других условиях) – Сашенька , а третьему (или в иных условиях) – Санек . И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

Упражнение 12.

Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

Упражнение 13.

Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)

2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)

3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

Упражнение 14.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

Упражнение 15.

Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Упражнение 16.

Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.

1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Упражнение 1.
Выпишите те предложения, в которых есть обращения.
1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

Упражнение 2.
Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
1. Ветер споет нам про дикие горы.
2. Мой друг настойчиво добивается цели.
3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.
4. Ребята пошли на речку.
5. Мама купила мне книгу.
6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Упражнение 3.
Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.
Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

Упражнение 4.
Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)
II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

Упражнение 5.
Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.
II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.
III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

Упражнение 6.
Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.
1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

Упражнение 7.
Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

Упражнение 8.
Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.
Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.
Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.
Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.
Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...
Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.
Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?
Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.
Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

Упражнение 9.
Закончите предложения:
а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того,________________;
б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено____________________________;
в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой(_________________)__________________ _________________________________________ ;
г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .

Упражнение 10.
Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?
(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)

Упражнение 11.
Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:...Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич, другому (или в других условиях) – Сашенька, а третьему (или в иных условиях) – Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

Упражнение 12.
Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

Упражнение 13.
Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.
1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)
2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)
3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

Упражнение 14.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.
а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)
б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

Упражнение 15.
Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.
1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Упражнение 16.
Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.
1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Карточка с заданиями по теме «Обращение» 5 класс

1.Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы), к которому мы обращаемся.

1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу. (А. Пушкин.)

2. Ты помнишь ли, Мария, вечерний небосклон, равнины полевые, села далёкий звон? (А. К. Толстой.)

3. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью. (П. Никитин.)

4. Осень, осень, погоди гнать по небу тучи. (Л. Яхнин.)

5. Речка, речка, спрячь меня! (Сказка.)

6. Я гриб нашла! Девочки!

2. Впишите в предложения подходящие по смыслу обращения:

ребята, дорогие читатели, юные натуралисты.

Не забывайте, что книга - ваш помощник в учёбе.

Берегите книги!

Прочитайте книгу Г. Скребицкого “Лесные переселенцы”.

3.Отличие обращения от подлежащего.

Сравните два предложения. Разберите по членам предложения. Каковы эти предложения по цели высказывания? Сделайте вывод о роли выделенного слова в предложении.

Дима прочитал книгу о животных.

Дима , прочитай книгу о животных.

4.Запишите предложения, найдите обращения, расставьте знаки препинания и выделите обращения графически.

1) Не шуми ты рожь спелым колосом. Ты не пой косарь про широку степь. 2) Куда ты светлый ручеёк стремишься? 3) Спой светик не стыдись! 4) Друзья к чему весь этот шум?5)Как милый петушок поёшь ты громко важно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока с заданиями "Famous Russians" для 6 класса (УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English")...

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Обращение» Упражнение 1. Выпишите те предложения, в которых есть обращения. 1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес. Упражнение 2. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. 1. Ветер споет нам про дикие горы. 2. Мой друг настойчиво добивается цели. 3. Бабушка рассказывает сказку на ночь. 4. Ребята пошли на речку. 1 / 21

2 5. Мама купила мне книгу. 6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять. Упражнение 3. Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями. Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка. Упражнение 4. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.) 2 / 21

3 II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк.... Рабы разгибайте спины и ко лени. Армия пролетариев встань стройна. Упражнение 5. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения. I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем. II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться. III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу. 3 / 21

4 Упражнение 6. Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания. 1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.) Упражнение 7. Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи. Упражнение 8. Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах. 4 / 21

5 Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе. Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней. Простите мне, я так люблютатьяну милую мою. Прощай, письмо любви! Прощай: она велела... Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке. Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку? Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч... Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума. 5 / 21

6 Упражнение 9. Закончите предложения: а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того, ; б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено; в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой() ; г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и, поэтому при разборе предложения его нередко. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в, не является (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с. Упражнение 10. Как вы думаете, в какой речи устной или письменной чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится 6 / 21

7 использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений? (Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.) Упражнение 11. Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:...Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич, другому (или в других условиях) Сашенька, а третьему (или в иных условиях) Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит. Упражнение 12. Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения. 7 / 21

8 Упражнение 13. Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания. 1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский) 2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин) 3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой) Упражнение 14. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения. а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова) 8 / 21

9 б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская) Упражнение 15. Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать. 1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин). Упражнение 16. Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения. 1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее 9 / 21

10 мечты всегда были возвышенны и романтичны. Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва мой любимый город. Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тест по теме "Обращение" 1. Одно из утверждений неверно. Найдите его. 1) Обращение это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь. 2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта. 3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами. 4) В предложении обращения обычно являются подлежащими. 2. С чем нельзя согласиться? 10 / 21

11 1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа. 2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения. 3) Обращение может стоять в любой части предложения. 4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания. 3. Выберите ошибочное утверждение. 1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями. 2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми. 3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком. 4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ. 11 / 21

12 4. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным. 1) Здравствуй, солнце да утро веселое! 2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. 3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход. 4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, все ваша музыка плоха. 5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным. 1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять. 2) Свет Родионовна, забуду ли тебя? 3) Ты хочешь меду, сын? Так жала не страшись. 4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая! 12 / 21

13 6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания. 1) Твой лик, о ночь, не мог меня томить! 2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил. 3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе. 4) Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде. 7. Установите соответствие: 1) Подлежащее. 2) Обращение. А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему. Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от 13 / 21

14 сказуемого. 8. Установите соответствие: 1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?» 2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились. 3) «Вот что, князь, тебя смущает?» 4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит. А. Гости - подлежащее. Б. Князь - подлежащее. В. Гости - обращение. Г. Князь - обращение. 14 / 21

15 9. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено 1) обращением и вводным словом. 2) вводным словом и словом-предложением. 3) обращением и уточняющим обстоятельством. 4) словом-предложением и обособленным приложением. 10. Нераспространенным обращением осложнено предложение 1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин) 2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев) 3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов) 4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин) 15 / 21

16 11. Распространенным обращением осложнено предложение 1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев) 2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин) 3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский) 4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский) 12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении 1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов) 2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин) 3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов) 4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин) 16 / 21

17 13. Знаки препинания расставлены правильно в предложении 1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин) 2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев) 3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов) 4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин) 14. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется 1) обращение. 2) вводное слово. 3) слово-предложение. 4) обособленное приложение. 5) уточняющие члены предложения. 17 / 21

18 15. В каком предложении нет обращения? I) Зачем ты, Балда. к нам залез? 2) Воротись, поклонися рыбке. 3) Постой, бабушка, постой немножко." 4) Здравствуй, солнце да утро веселое! 16. В каком предложении нет обращения? 1) Ребята, вероятно, уже все в оборе? 2) Взвейтесь кострами, синие ночи! 3) Ты, видимо, меня не услышал. 4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели. 18 / 21

19 17. В каком предложении есть обращение? 1) Откуда ты идешь? 2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу. 3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко. 4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи. 18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка? 1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься. 2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить. 3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович? 4) Ты письмо мое, милый, не комкай. 19 / 21

20 19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка? 1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа. 2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы. 3) Брат мой, как я рад тебя видеть! 4) Читатель, любишь ли ты книги? 20. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка? 1) Помоги мне, солнце красное. 2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы. 3) Итак, вы в Москве родные мои? 4) Он был, о море, твой певец. 20 / 21

21 Ответы: 21 / 21


Запомните! Обращение - это слово, или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией, бывает нераспространённое:

МКОУ «Вторая Сторожевская СОШ» Лискинского района Воронежской области План-конспект урока русского языка в 8 классе Подготовила: учитель русского языка Гончарова Е.К. с. Сторожевое 2-е 2015-2016 учебный

Петрусева Ирина Владимировна Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Таежно-Михайловская основная общеобразовательная школа» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЕМ»

МОУ «СОШ с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области» Предложения односоставные и двусоставные Урок в 8 классе на методическую неделю составила учитель русского языка и литературы

Обращение Русский язык, 5 класс, Лучкина Ольга Николаевна Тема. Обращение. 42. Цели: Образовательные: - познакомить учащихся с понятие обращение; - рассмотреть способы его выражения, роль в предложении;

22.01.Материал параграфа 53. Знать, на какие вопросы отвечают подлежащее и сказуемое. Выполнить упр.424, стр.154 (озаглавить текст, списать, вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова, обозначить

Знаки препинания при вводных словах и обращениях Задание 10 Как формулируется задание В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые

Урок русского языка в 5 классе Обобщение изученного по теме: «Синтаксис. Пунктуация» Разработала: Свитнева Елена Николаевна учитель русского языка и литературы 2014-2015 учебный год Цели урока: Обучающая:

Урок со сказками Пушкина и обращения в них Выполнила: ученица 11 класса А гимназии 125 Идиятова Эвелина Проверила: Хабибуллина И.Н. Понятие об обращении Слово или сочетание слов, называющее адресата речи,

Сценарий праздника 8 МАРТА старшая группа (Дети заходят в зал под музыку и становятся полукругом) Начинается весна не с цветов, Есть тому много причин. Начинается она с теплых слов, С блеска глаз и с улыбок

Сценарий праздника 8 марта в детском саду вторая младшая группа. Дети под музыку входят в зал. Ведущий: Вот опять наступила весна! Снова праздник она принесла Праздник радостный, светлый и нежный. Праздник

Очень маму я люблю Ясли Лисичка. Дети с мамами под музыку входят в зал Солнышко ласково улыбнулось нам, Наступает праздник, праздник наших мам. В этот светлый день весенний Вы дружно в гости к нам пришли

ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Правила по русскому языку 1-4 Хочу всё знать и правильно писать! Раздел VІ СИНТАКСИС (раздел грамматики, изучающий строение предложений) 1. Что называется п р е д л о ж е н и

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г.белоярский Сценарий музыкально-развлекательной программы, посвященной Дню

Оформление: мамочка» выставка рисунков «Портрет мамы», сочинения «Моя Звучит музыка. В зал входят мамы, дети, мамы занимают места в зале. Ведущий: Добрый вечер, дорогие мамы! Мы начинаем наше торжество!

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебно-методическому комплекту «Русский язык» Канакиной В.П. (Учитель: Клокова М.Н.) 1 Урок-зачет по русскому языку в 4-м классе Тема: Имя прилагательное. Цель:

Сценарий ко Дню матери «Мама, мамочка моя!» Входят два ангела это мальчик и девочка. 1 ангел: Мама, мама, мамочка. 2 ангел: Мамочка? Ты веришь в маму? 1 ангел: Она везде, вокруг нас. Голос: Ангелы в лице

8 Марта (ст.гр.) Вот опять наступила весна! Снова праздник она принесла! Праздник радостный, светлый и нежный! Праздник всех дорогих наших женщин! О чем воробышек пропел Нам за окном с утра? Что наступает

ГУК «Областная библиотека для слепых им. Н. Островского», 1995. Анна Дмитриевна Абрамова родилась 28 января 1945 года в деревне Вечна Перемышльского района Калужской области в крестьянской семье. Инвалид

С днём матери!!! Наши мамы лучшие на свете!!! - Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит. -

Оглавление Примеры эпитафий... 1 Общие... 1 Ребенку... 4 Ему (мужу, отцу, сыну)... 4 Отцу... 6 Сыну... 6 Ей (жене, матери, дочери)... 7 Матери... 9 Дочери... 9 Родителям... 9 Примеры эпитафий Общие - Помним,

Задание 8 и 11: кто в доме хозяин? Конечно, мы, учителя, знаем, что для вас, учеников, очень важно хорошо сдать ОГЭ по русскому языку. Было бы просто наивно полагать, что главная мотивация каждого из вас

8 МАРТА В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Цель: формирование гендерной, семейной принадлежности; воспитание любви и уважения к матери. Задачи: 1. Формирование у детей таких качеств, как доброта, забота, любовь. 2.Формирование

ПАВЕЛ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧОНОК ПЕСНИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ СОЛНЫШЕК Солнечный зайчонок: песни для маленьких солнышек. Павел Рождественский. Челябинск, 2010. 14 с. Для маленьких солнышек, ищущих Радость

1 КОНЦЕРТ ДЛЯ МАМ!!! 2012 2013г. Старше подготовительная группа. Детский сад 24, ст. Варениковская. Музыкальный руководитель Агошкова И. В. Вот опять наступила весна, Снова праздник она принесла. Праздник

Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение Основными средствами оформления предложения являются порядок слов, актуальное членение предложения, интонация и логическое ударение Для правильного

1 УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ Учитель русского языка и литературы Потатуева Наталья Сергеевна 2 Дата: 22.04.2014г. Класс: 8 Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём». Тип урока: урок сообщения

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Приближается празднование Дня Победы! В ДОУ будет проходить фестиваль песен военных лет «Споемте друзья» Повторите вместе с детьми слова песен. «Катюша» Расцветали яблони и груши, Поплыли

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 2» при ФКУ ИК-4 Групповая консультация по русскому языку в 7 классе Тема консультации: «Категория

ОБРАЗЕЦ ТИПОВОГО ТЕСТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (фрагмент) Время выполнения теста 45 мин. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Тест имеет 3 части: Грамматика/Лексика, Чтение и Письмо. Вы получили

Конспект урока по русскому языку по теме «Обращение» в 8 классе. Мосолова В.П. Учитель русского языка и литературы МБОУ Школы 63 г. о. Самара Тема: Обращение. Назначение обращений. Распространѐнные обращения.

Провели воспитатели Золотарева Людмила Николаевна Зайцева Ольга Васильевна Участники дети старшей группы Цель: Развлечение «День России» Старшая группа 9 июня 2018 года Воспитывать любовь и гордость к

Сценарий праздника 8 марта «Красная Шапочка в гостях у ребят» вторая младшая группа Цель: Создать праздничное настроение детей, вызвать эмоциональный отклик на праздничное действие. Задачи: Развивать эмоциональную

МБОУ «Большебыковская СОШ» Урок русского языка в 8 классе по теме «Виды односоставных предложений» Подготовил и провел учитель русского языка и литературы Давыдова Н. В. Тема урока: Виды односоставных

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 14 «Березка» Сценарий праздника «Мамочке любимой» Волжск 2013 Выполнила: музыкальный руководитель Отмахова О.Л. Ведущая:

Утренник на 8 марта «Праздник вместе с Машей и Медведем» (средняя группа) Под музыку дети входят в зал. Ведущий. Солнечный луч заглянул в этот зал. Гостей дорогих в нашем зале собрал. Вы с нами сейчас

МКОУ «Специальная школа 106» Тематическая линейка «По сказкам А.С. Пушкина» Подготовили и провели: Антоновская Е.Ю., учитель русского языка и литературы; Шепелева А.С., учитель русского языка и литературы

Монетки в море Мы монетки кидали в море, Но сюда мы, увы, не вернулись. Мы с тобою любили двое, Но не вместе в любви захлебнулись. Нашу лодку разбили волны, И любовь потонула в пучине, Мы с тобою любили

Сценарий праздника День матери ТАНЕЦ (Звучит мелодия на сцену выходят 2 ведущих) 1 ведущий. Кто сказал, что ангелов на Земле не бывает? Просто иногда у них нет крыльев, и тогда мы называем их мамами. 2

УРОК 2 Повторите окончания винительного падежа существительных и прилагательных, а также личных местоимений (учебник «Жили-были. 12 уроков русского языка», стр. 27 28). 1 Раскройте скобки, поставьте слова

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме Разряды имён прилагательных 2011 21 слайд Тема урока: Разряды имён прилагательных Тип урока: повторительно-обобщающий Технология: элементы методики

Справочные материалы по блоку " Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения" 5 Что изучают синтаксис и пунктуация Синтаксис это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения,

Конспект урока в 3 классе по теме: Род и число имени существительного. Моя малая Родина. (урок-закрепление) Цель: закрепление умения определять род имен существительных, число имён существительных и при

УДК 373.167.1:82 ББК 84я71 Г80 Г80 Грехнёва, Г. М. Литературное чтение. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1: рабочая тетрадь / Г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова. 4-е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2018. 94, с. : ил. ISBN

ГБОУ СОШ 84 Лебедева С.С. Способы передачи чужой речи Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней». Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней. И долго, долго

Праздник «День любимых мам» Савина Л.А. Цели: формировать в детях чувство уважения к мамам. Оборудование: фотовыставка, выставка рисунков, диски с фонограммами, шары для украшения зала, подарки мамам и

Сценарий праздника «1 сентября - День знаний» Дети стоят на улице перед центральным входом в детский сад. Ведущий: Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! Очень мы рады сегодняшней встрече! Учиться

Благотворительная акция «Новогодняя сказка» 24 декабря в Образовательном центре встречали гостей из школы-интерната 73. На новогоднюю сказку «Новогодний переполох» приехали ученики младших классов, педагоги

// Прими, мамуля, поздравленья В твой день чудесного рожденья! Пожелать хотим цветенья, молодости, доброты, Счастья, радости, терпенья И душевной красоты! 1 / 25 Твоей любовью, мама, дорожим! Ты нас растила,

Муниципальное образовательное учреждение «Октябрьская средняя (полная) общеобразовательная школа» Сценария сказки «Заколдованная слезинка» (для детей разновозрастной группы) Составила: воспитатель дошкольной

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ СЕМЬИ» ГРУППЫ 12 «КАПИТОШКА» Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей. Родители и дети заходят в зал под «Гимн

8 класс. Контрольный тест Главные члены предложения 1 вариант А 1. Найти предложение, в котором подлежащее выражено неделимым словосочетанием: 1. Отец с сыном отправились на стадион. 2. Мокрый дождя не

Хотел бы я, чтобы мой дед Был ветераном той войны. И рассказывал всегда Военные истории свои. Хотел бы я, чтобы бабушка моя Была ветераном труда. И рассказывала внукам, Как трудно было им тогда. Но мы

Сценарий развлечения «ДЕНЬ ВЕЖЛИВОСТИ». Интеграция: Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Речевое развитие. Цель: Познакомить

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ И СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ Ребенок это свет счастья. Жить с ребенком это возможность постоянного общения со светом. СЧАСТЛИВАЯ ПЛАНЕТА Детство добрая планета, Это мир чудес

Сценарий праздничного концерта к 8 Марта «От всей души» Ход праздника. Дети под фанфары заходят в зал, за ними выходят ведущие. Ведущий 1: Вновь опять наступила весна! Снова праздник она принесла, Праздник

День знаний в детском саду Описание: Массовый праздник в детском саду, посвященный Дню Знаний (1 сентября) с участием Гномика Молчка. Данный сценарий предполагает минимальную подготовку к этому празднику.

1. Что такое имя прилагательное? 1) Слово. 2) Часть речи. 3) Часть предложения. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Тест 1. 2. Имена прилагательные отвечают на вопросы... 1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3)

МыслиVслух Мысли вслух СТИХИ И ПЕСНИ 16+ Новокузнецк Издательство «Союз писателей» 2017 Издательство «Союз писателей», 2017 МыслиVслух Мысли вслух СТИХИ И ПЕСНИ Новокузнецк Издательство «Союз писателей»

Сценарий совместного мероприятия ко дню Матери «Мамочка любимая моя» для детей и родителей в старшей группе. Зал празднично украшен. Ведущая: Сегодня мы отмечаем день Матери. Для каждого человека, мама

План - сценарий мероприятия в старшей группе Тема: «Знайка и Незнайка в гостях у ребят» Возраст: 5 6 лет. Цель: Закрепление представлений детей о времени. Задачи: Образовательные: систематизировать знания

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 класс Вариант 7 Инструкция по выполнению работы На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий. Ответ запишите

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

ОБРАЩЕНИЕ

Задание 1.

Вариант I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклонись не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последняя туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури.

Вариант II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... Рабы разгибайте спины и колени. Армия пролетариев встань стройна.

Задание 2. .

Самое трудное для меня – работа со словом. Чем я руковожусь предпочитая одно слово другому? (Во)первых слово должно с наибольшей точностью определять мысль. (Во)вторых оно должно быть музыкально-выразительно. (В)третьих должно иметь размер требуемый ритмической конструкцией фразы. (К.Федин)

1)Специальным лазером можно ….. создать пучок невидимых инфракрасных лучей. 2) Они ….. способны пронизывать многие непрозрачные тела. 3) ….. такие инфракрасные лазеры станут основой совершенных микроскопов, позволяющих заглядывать внутрь тел и предметов, ныне недоступных нашему взгляду. 4) ….. спутники тормозятся атмосферой Земли и постепенно снижаются, а потом сгорают от трения. 5) ….. некоторых исследователей спутники можно «подпирать» лучами лазеров.

Для справок:

1. В доме ты говоришь (ни)кого нет? (И. Тургенев) 2. Тебе я знаю не понять мою тоску, мою печаль. (М. Лермонтов) 3. Дни, недели, два месяца уед..нённой деревенской жизни прошли незаметно как к..залось тогда. (Л. Толстой) 4. Как выр..жаются моряки ветер крепчал. (А. Чехов) 5. При ра(с, сс)тавании слёз не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и что гораздо важнее умное наст..вление. (Н. Гоголь) 6. Дальше как вы сами можете легко дог..даться наш отряд направился к реке. 7. Жучка шла (на)встречу (не)знакомому человеку и что мне показалось странным не лаяла.

Ответы

ОБРАЩЕНИЕ

Задание 1. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

Вариант I. 1) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 2) От меня отцу, брат милый, поклонись, не забудь. 3) Покажи мне шлем, Иван. 4) Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил. 5) Играйте, пойте, о друзья! 6) Где был ты, сын? 7) Последняя туча рассеянной бури, одна ты несёшься по ясной лазури.

Вариант II. 1) Не будь, товарищ, слепым и глухим. Держи, товарищ, порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда, миллионы братьев, сюда, миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям, моя большая мама - республика моя. 4) Славьте, молот и стих, землю молодости! 5) Пролетарии, стройтесь к последней схватке. Рабы, разгибайте спины и колени. Армия пролетариев, встань стройна.

Задание 2. Составьте два предложения так, чтобы в одном данные слова были подлежащими, а в другом - обращениями .

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Задание 3. Найдите вводные слова. Правильно расставьте знаки препинания.

Самое трудное для меня – работа со словом. Чем я руковожусь, предпочитая одно слово другому? Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определять мысль. Во-вторых, оно должно быть музыкально-выразительно. В-третьих, должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией фразы. (К.Федин)

Задание 4. Вставьте вместо точек вводные слова, необходимые по смыслу.

1)Специальным лазером можно, как известно, создать пучок невидимых инфракрасных лучей. 2) Они, действительно, способны пронизывать многие непрозрачные тела. 3) Может быть, такие инфракрасные лазеры станут основой совершенных микроскопов, позволяющих заглядывать внутрь тел и предметов, ныне недоступных нашему взгляду. 4) Действительно, спутники тормозятся атмосферой Земли и постепенно снижаются, а потом сгорают от трения. 5) По мнению некоторых исследователей, спутники можно «подпирать» лучами лазеров.

Для справок: по мнению, действительно, безусловно, может быть, как известно

Задание 5. Вводные предложения, выделенные с помощью тире, имеют особую интонацию: паузы становятся более продолжительными, сила голоса увеличивается. Прочитайте данные предложения, учитывая эти особенности. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В вводных предложениях подчеркните грамматическую основу.

1. В доме, ты говоришь, никого нет? (И. Тургенев) 2. Тебе, я знаю, не понять мою тоску, мою печаль. (М. Лермонтов) 3. Дни, недели, два месяца уединённой деревенской жизни прошли незаметно, как казалось тогда. (Л. Толстой) 4. Как выражаются моряки, ветер крепчал. (А. Чехов) 5. При расставании слёз не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление. (Н. Гоголь) 6. Дальше, как вы сами можете легко догадаться, наш отряд направился к реке. 7. Жучка шла навстречу незнакомому человеку и, что мне показалось странным, не лаяла.