Владимир Миславский «Альфред Федецкий: Малоизвестные штрихи к знаменитому портерту. Федецкий альфред-люциан константинович Признание и награды

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Альфред Константинович Федецкий ( , Житомир - , Минск ?) - известный русский фотограф польского происхождения, один из первых кинематографистов Российской империи . Снял первый российский кинофильм . Выполнил значительное количество фотопортретов известных людей Российской Империи, в том числе членов Императорской фамилии.

Биография

Альфред Федецкий родился в 1857 году в Житомире в польской театральной семье не утверждённых герольдией дворян. Отец Федецкого - Константин Федецкий (р. 15 февраля 1815 г.) был театральным антрепренёром, режиссёром и актером. Альфред Федецкий окончил фотографический институт при Академии художеств в Вене (K. K. Lehr und Versuchsanstalt für Photographie und Reproductionsverfahren). После окончания обучения в 1880 году Альфред Федецкий приехал в Киев , где работал директором фотоателье В. Высоцкого . В 1886 - переехал в Харьков , где на Екатеринославской ул. (ныне Полтавский шлях) открыл фотоателье. Автор фотопортретов П. И. Чайковского, И. К. Айвазовского и десятков других знаменитых людей.

Экспериментировал в области рельефной, цветной, стереоскопической фотографий, фотографии на фарфоре. Являлся «фотографом ея Императорскаго Высочества Великой княгини Александры Петровны ».

Первый российский фильм

Дальнейшие фильмы

Признание и награды

  • 1888 - «Высочайшая благодарность» императора Александра III, за снимки крушения царского поезда
  • 1888 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе
  • 1889 - Золотая медаль от короля Дании Христиана IX, за снимки крушения царского поезда
  • 1889 - Бриллиантовый перстень
  • 1889 - Золотая медаль от императора Германии Вильгельма II, за снимки крушения царского поезда
  • 1889 - «Высочайшая благодарность» короля Дании Христиана IX, за снимка моментов освящения храма на месте крушения царского поезда
  • 1889 - «Высочайшая благодарность»
  • 1889 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (Agricultuгe commerciale industriale)
  • 1889 - Малая серебряная медаль на IV Всероссийской юбилейной фотовыставке в Москве
  • 1889 - Золотая медаль на Промышленной выставке в Париже (A exposition universelle)
  • 1890 - Золотая медаль Всемирной академии наук в Брюсселе (Academie universelle de scilences des line arts)
  • 1890 - Большая золотая медаль Альфонса III на Международной выставке в Мадриде (Alfonso III rex de Espagne. Concours international Industriale)
  • 1891 - Золотая медаль на Международной выставке в Лондоне
  • 1891 - Почетный диплом Международной фотографической выставки в Париже (Diplome d’ honneur)
  • 1892 - Бриллиантовый перстень с вензелем от Великого Князя Михаила Николаевича
  • 1894 - Бриллиантовый перстень от императора Александра III, за снимки освещения храма в Борках
  • 1894 - «Высочайшая благодарность» императрицы Марии Федоровны
  • 1894 - Золотая медаль Международной фотографической выставки в Антверпене
  • 1898 - Бриллиантовый перстень от императора Николая II, за снимки посещения Николаем II Спасового Скита

Портреты известных людей России (1880-е -1890-е)

Групповые фотографии

Паспарту Федецкого

  • В Лондоне проходила международная фотовыставка. Для участия в выставке необходимо было представить 24 фотографии, описывающие какое-либо событие. Федецкий подготовил яркий рассказ об архитектуре монастырей России. Многие в Европе впервые осознали, что архитектура русских монастырей - произведение высокого искусства. Федецкий получил за свои фото медаль и финансовый приз, на который купил две новые кинокамеры .

Память

  • 17 мая 2010 года в Харькове на фасаде здания областной филармонии была открыта мемориальная доска А. К. Федецкому (скульптор А. Ридный).
  • 17 мая 2013 года в Харькове на фасаде дома (ул. Сумская, 3), где жил Федецкий была открыта мемориальная доска А. К. Федецкому.

Напишите отзыв о статье "Федецкий, Альфред Константинович"

Примечания

Литература

  • Вишневський В. Першi кінознімання на Україні // Радянське кіно (Київ). - 1937. - № 7. - С. 63-66;
  • Журов Г. В. Перші кінозйомки і перші демонстрації «синематографа» // З минулого кіно на Україні. К.: АН УРСР, 1959. - С. 10-12;
  • Шимон О. О. Закінчення однієі легенди // Сторінки з історії кіно на Україні. К.: Мистецтво, 1964. - С. 16-28;
  • Даровский В. П. «История российского кинематографа. Курс лекций.»
  • Миславский В. Н. Альфред Федецкий. К биографии первого российского кинооператора // Киноведческие записки (Москва). - 2006. - № 77. - С. 163-213;
  • Миславский В. Н. «Искусство фотографии Альфреда Федецкого». - Харьков: Фактор, 2009. - 128 с. ISBN 978-966-180-013-6
  • Миславский В. Н. Альфред Федецький поет фотографії. - Харьков: Фактор, 2010. - 216 с. ISBN 978-966-180-088-4

Отрывок, характеризующий Федецкий, Альфред Константинович

Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо.
Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие.
– Скажите, моя милая, – сказала она, обращаясь к Наташе, – как же вам приходится эта Мими? Дочь, верно?
Наташе не понравился тон снисхождения до детского разговора, с которым гостья обратилась к ней. Она ничего не ответила и серьезно посмотрела на гостью.
Между тем всё это молодое поколение: Борис – офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай – студент, старший сын графа, Соня – пятнадцатилетняя племянница графа, и маленький Петруша – меньшой сын, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine. [о графине Апраксиной.] Изредка они взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха.
Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.
Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
– Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
– Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
– Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
– Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.
– Давно говорят, – сказал граф. – Опять поговорят, поговорят, да так и оставят. Ma chere, вот дружба то! – повторил он. – Он идет в гусары.
Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
– Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.
Он оглянулся на кузину и на гостью барышню: обе смотрели на него с улыбкой одобрения.
– Нынче обедает у нас Шуберт, полковник Павлоградского гусарского полка. Он был в отпуску здесь и берет его с собой. Что делать? – сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему много горя.
– Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
– Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!
– Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.
– Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.

В. Альфред Федецкий: Поэт фотографии

Деятельность первого кинооператора на территории Российской империи Альфреда Константиновича Федецкого (1857-1902) долгое время находилась вне поля зрения советских историков кино. Только в 1937 г. на страницах киевского журнала «Советское кино» появляется статья о первых киносъемки на Украине. Почти через четыре года на страницах харьковской газеты «Красное знамя» помещена статья этого же автора, В. Вишневского, под красноречивым заголовком «Пионер российской кинематографии». Мировой читатель мог узнать А. Федецкого только в первом послевоенном десятилетии с монументальной «Всемирной истории кино» французского киноведа Ж. Садуль (тт. 16, 1945-1954; рус. Перевод: ТТ. 14, 6, 1958-1982).

Последний факт инспирировал украинской киноведов заняться фигурой А. Федецкого, и уже в конце 50х в первой половине 60х годов ХХ ст. появляются первые научные труды по истории кино на Украини. И хотя имя А. Федецкого с 60х годов начинает подниматься из забвения в трудах российских киноведов в контексте истории российского документального кино, все же на страницах такого авторитетного киноведческой издания, как русский энциклопедический словарь «Кино», об А. Федецкого не найдете не только персональной статьи, но и упоминаний в статьях «Документальное кино» и «Операторское искусство» 5. За год до выхода упомянутого выше российского энциклопедического словаря на страницах областной газеты «Социалистическая Харьковщина» выступил со своей первой статье «Первые киносеансы в Харькове» киновед Владимир Миславский.

На протяжении следующих двух десятилетий В. Миславский выдал целую серию статей о А. Федецкого, ему же отведена почетное место в монографии этого автора о начальном периоде кинематографа на Украини. От характеристики кинооператорськои практики А. Федецкого В. Миславский перешел к освещению биографии художника и его основной деятельности как фотографа, в результате чего появилось научно-популярное издание «Искусство фотографии Альфреда Федецкого». Эта книга получила положительную оценку на страницах нашего Научного вестника из-под пера Романа Росляка. В конце рецензии Р. Росляк сообщил: «Кстати, автор готовит второе издание украинском и польском языках ».

Обещанное издание вышло в 2010 г., но не как второе, а как отдельное, только реконструировано: художественное оформление обложки осталось прежним, однако название книги изменен: вместо «Искусство фотографии» дается другое название: на украинском языке «Альфред Федецкий: Поэт фотографии» и польской «Alfred Fedecki: Poeta fotografii». Авторский текст очерка без каких-либо изменений и дополнений переведены и помещены сначала украинские, а затем польским языками, и в таком же порядке представлены в книге с переносом из предыдущего, русскоязычного, издания тех же иллюстраций к обеим переведенных текстов.

Также в русскоязычном издании, кроме иллюстраций, «рассыпанных» по текстовые очерка, добавлялся конце раздел под названием «Фотоальбом», в котором каждая репродукция подписано сначала польским, а затем на русском языках. Подобное совершено и в новом издании (говорим: новому, потому что это самое новое, а не второе издание): иллюстрации в обоих текстах украинском и польском повторено по предварительному русскоязычному изданию, а фоторепродукции в дополнительном фотоальбоме пидтекстовано сначала польским, а затем на украинском языке (хотя по последовательности принципа, заявленного в названии книги, должно быть наоборот).

Альфред Федецкий родился в 1857 году в Житомире в польской театральной семье не утвержденных герольдией дворян. Отец Федецкого - Константин Федецкий (р. 15 февраля 1815 г.) был театральным антрепренером, режиссером и актером. Альфред Федецкий окончил фотографический институт при Академии художеств в Вене (K. K. Lehr und Versuchsanstalt f?r Photographie und Reproductionsverfahren). После окончания обучения в 1880 году Альфред Федецкий приехал в Киев, где работал директором фотоателье В. Высоцкого. В 1886 - переехал в Харьков, где на Екатеринославской ул. (ныне Полтавский шлях) открыл фотоателье. Автор фотопортретов П. И. Чайковского, И. К. Айвазовского и десятков других знаменитых людей.

Экспериментировал в области рельефной, цветной, стереоскопической фотографий, фотографии на фарфоре. Являлся «фотографом ея Императорскаго Высочества Великой княгини Александры Петровны».

Первый российский фильм

В 1896 году Федецкий снимает первый документально подтверждённый российский фильм.
Первая на территории Империи киносъёмка, произведённая её гражданином (перед этим была только съёмка французом Камиллом Серфом коронации Николая II в мае), - съёмка Федецкого под названием «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков» 30 сентября 1896 года.

Второй и третий российские фильмы также снял Федецкий: это «Джигитовка казаков Первого Оренбургского полка» на харьковском скаковом ипподроме 15 октября 1896 и «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» (около 4 ноября 1896).

Дальнейшие фильмы

В Харькове стоял Оренбургский казачий полк, и Федецкий решил снять жизнь казаков. (На тот момент казачья кавалерия считалась лучшей в Европе). Федецкий снял фильм «Джигитовка казаков 1-го Оренбургского полка», это был документальный фильм, демонстрирующий жизнь русской кавалерии. Чуть позже Федецкий снимает «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством». В 1897 году снимает фильмы «Народные гуляния на конной площади», «Катание на Красной площади» и игровой «Фокусник Альбани».

Зарубежные фирмы, такие как Патэ и братья Люмьер готовы были покупать его фильмы, однако категорически отказывались демонстрировать под его именем.
Это не устраивало Федецкого, и он решает открыть свой кинозал. Он покупает будочку с проектором, арендует помещение и начинает демонстрировать фильмы. Его картины имеют успех, но кинотеатр сгорает во время пожара со всеми плёнками. После потери своих фильмов Федецкий решает прекратить киносъемки и вернуться к фотографии.

Признание и награды

  • 1888 - «Высочайшая благодарность» императора Александра III, за снимки крушения царского поезда
  • 1888 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе
  • 1889 - Золотая медаль от короля Дании Христиана IX, за снимки крушения царского поезда
  • 1889 - Бриллиантовый перстень
  • 1889 - Золотая медаль от императора Германии Вильгельма II, за снимки крушения царского поезда
  • 1889 - «Высочайшая благодарность» короля Дании Христиана IX, за снимка моментов освящения храма на месте крушения царского поезда
  • 1889 - «Высочайшая благодарность»
  • 1889 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (Agricultuгe commerciale industriale)
  • 1889 - Малая серебряная медаль на IV Всероссийской юбилейной фотовыставке в Москве
  • 1889 - Золотая медаль на Промышленной выставке в Париже (A exposition universelle)
  • 1890 - Золотая медаль Всемирной академии наук в Брюсселе (Academie universelle de scilences des line arts)
  • 1890 - Большая золотая медаль Альфонса III на Международной выставке в Мадриде (Alfonso III rex de Espagne. Concours international Industriale)
  • 1891 - Золотая медаль на Международной выставке в Лондоне
  • 1891 - Почетный диплом Международной фотографической выставки в Париже (Diplome d’ honneur)
  • 1892 - Бриллиантовый перстень с вензелем от Великого Князя Михаила Николаевича
  • 1894 - Бриллиантовый перстень от императора Александра III, за снимки освещения храма в Борках
  • 1894 - «Высочайшая благодарность» императрицы Марии Федоровны
  • 1894 - Золотая медаль Международной фотографической выставки в Антверпене
  • 1898 - Бриллиантовый перстень от императора Николая II, за снимки посещения Николаем II Спасового Скита

    Портрет Иоанна Кронштадтского 1890

    Портрет архитектора Алексея Бекетова с женой, дочерью А. Алчевского. 1890

    Портрет композитора Петра Ильича Чайковского. 1893

    Портрет дирижёра и пианиста Ильи Слатина. 1890-е

    Портрет пианиста Ростислава Геники. 1890-е

    Портрет композитора и дирижёра Александра Глазунова. 1899

    Портрет А. Горского. 1900

    Портрет горнопромышленника Алексея Алчевского. 1901

    Члены Харьковского отделения Русского музыкального общества и П.И. Чайковский. 1893

    Класс воскресной школы Х. Алчевской в Харькове. 1900

    Лицевая сторона фотографий Федецкого: портрет девушки. Конец 1880-х

    Паспарту Федецкого, личного фотографа Александры Петровны

  • В Лондоне проходила международная фотовыставка. Для участия в выставке необходимо было представить 24 фотографии, описывающие какое-либо событие. Федецкий подготовил яркий рассказ об архитектуре монастырей России. Многие в Европе впервые осознали, что архитектура русских монастырей - произведение высокого искусства. Федецкий получил за свои фото медаль и финансовый приз, на который купил две новые кинокамеры.

Память

  • 17 мая 2010 года в Харькове на фасаде здания областной филармонии была открыта мемориальная доска А. К. Федецкому (скульптор А. Ридный).

Федецкий являлся владельцем собственной, хорошо оборудованную фотографии в Харькове, «фотографом ея Императорскаго Величества».

В 1896 году Федецкий снимает первый документально подтверждённый русский фильм.

Первая на территории Империи киносъёмка, произведённая её гражданином (перед этим была только съёмка французом Камиллом Серфом коронации Николая II в мае), - съёмка Федецкого под названием «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков» 30 сентября 1896 года.

Второй и третий русские фильмы также снял Федецкий: это «Джигитовка казаков Первого Оренбургского полка» на харьковском скаковом ипподроме 15 октября 1896 и «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» (около 4 ноября 1896).

В Лондоне проходила международная фото-выставка. Для участия в выставке необходимо было представить 24 фотографии, описывающие какое-либо событие. Федецкий подготовил яркий рассказ об архитектуре Российских монастырей. Многие в Европе впервые осознали, что архитектура русских монастырей произведение высокого искусства. Федецкий получает медаль и получает финансовый приз, на который он покупает две новые кинокамеры.

В Харькове стоял казачий полк и Федецкий решил снять жизнь казаков. (На тот момент казачья кавалерия считалась лучшей в Европе). Федецкий снял фильм «Джигитовка казаков 1-го Оренбургского полка», это был документальный фильм, демонстрирующий жизнь русской кавалерии. Чуть позже Федецкий снимает «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством». Были и другие фильмы.

Зарубежные фирмы, такие как Патэ и братья Люмьер готовы были покупать его фильмы, однако категорически отказывались демонстрировать под его именем.

Это не устраивало Федецкого и он решает открыть свой кинозал. Он покупает будочку с проектором, арендует помещение и начинает демонстрировать фильмы. Его картины имеют ошеломляющий успех, но кинотеатр сгорает со всеми пленками, подожженный. После потери фильмов Федецкий решает прекратить киносъемки и вернуться к фотографии.

Лучшие дня


Посетило:1712
Зоркое око матери

Биография

Альфред Федецкий родился в 1857 году в Житомире в польской театральной семье не утвержденных герольдией дворян. Отец Федецкого - Константин Федецкий (р. 15 февраля 1815 г.) был театральным антрепренером, режиссером и актером. Альфред Федецкий окончил фотографический институт при Академии художеств в Вене (K. K. Lehr und Versuchsanstalt für Photographie und Reproductionsverfahren). После окончания обучения в 1880 году Альфред Федецкий приехал в Киев, где работал директором фотоателье В. Высоцкого. В 1886 - переехал в Харьков, где на Екатеринославской ул. (ныне Полтавский шлях) открыл фотоателье. Автор фотопортретов П.И. Чайковского и И.К. Айвазовского . Экспериментировал в области рельефной, цветной, стереоскопической фотографий, фотографии на фарфоре. Являлся «фотографом ея Императорскаго Высочества Великой княгини Александры Петровны».Автор первых киносъёмок в Российской империи.

Творчество

Фильмография

  • 1896 - «Торжественное перенесение чудотворной иконы Озерянской Божьей матери из Куряжского монастыря в Харьков» - оператор
  • 1896 - «Джигитовка казаков Первого Оренбургского полка» - оператор
  • 1896 - «Смотр харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» - оператор
  • 1897 - «Катание на Красной площади» - оператор
  • 1897 - «Народные гуляния на Конной площади» - оператор
  • 1897 - «Фокусник Альбани» - режиссер, оператор

Сочинения

  • 17 мая 2010 г. В Харькове на фасаде здания филармонии была открыта мемориальная доска А.К. Федецкому (скульптор А. Ридный).
  • 17 мая 2013 года в Харькове на фасаде дома (ул. Сумская, 3), где жил Федецкий была открыта мемориальная доска А.К. Федецкому.

Признание и награды

  • 1888 - «Высочайшая благодарность» императора Александра III, за снимки крушения царского поезда
  • 1888 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе
  • 1889 - Золотая медаль от короля Дании Христиана IX, за снимки крушения царского поезда
  • 1889 - Бриллиантовый перстень
  • 1889 - Золотая медаль от императора Германии Вильгельма II, за снимки крушения царского поезда
  • 1889 - «Высочайшая благодарность» короля Дании Христиана IX, за снимка моментов освящения храма на месте крушения царского поезда
  • 1889 - «Высочайшая благодарность»
  • 1889 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (Agricultuгe commerciale industriale)
  • 1889 - Малая серебряная медаль на IV Всероссийской юбилейной фотовыставке в Москве
  • 1889 - Золотая медаль на Промышленной выставке в Париже (A exposition universelle)
  • 1890 - Золотая медаль Всемирной академии наук в Брюсселе (Academie universelle de scilences des line arts)
  • 1890 - Большая золотая медаль Альфонса III на Международной выставке в Мадриде (Alfonso III rex de Espagne. Concours international Industriale)
  • 1891 - Золотая медаль на Международной выставке в Лондоне
  • 1891 - Почетный диплом Международной фотографической выставки в Париже (Diplome d’ honneur)
  • 1892 - Бриллиантовый перстень с вензелем от Великого Князя Михаила Николаевича
  • 1894 - Бриллиантовый перстень от императора Александра III, за снимки освещения храма в Борках
  • 1894 - «Высочайшая благодарность» императрицы Марии Федоровны
  • 1894 - Золотая медаль Международной фотографической выставки в Антверпене
  • 1898 - Бриллиантовый перстень от императора Николая II, за снимки посещения Николаем II Спасового Скита

Библиография

  • Вишневський В. Першi кінознімання на Україні // Радянське кіно (Київ). - 1937. - № 7. - С. 63-66;
  • Журов Г. В. Перші кінозйомки і перші демонстрації «синематографа» // З минулого кіно на Україні. К.: АН УРСР, 1959. - С. 10-12;
  • Шимон О. О. Закінчення однієі легенди // Сторінки з історії кіно на Україні. К.: Мистецтво, 1964. - С. 16-28;
  • Миславский В. Н. Кино в Харькове // Харьков и кино. Х.: Торсинг, 2004. - С. 8-9, 70, 117-118;
  • Миславский В. Н., Жур М. Е. Альфред Федецкий. Странички биографии // Харьковский исторический альманах. Х.: Райдер, 2004. - Весна-лето. - С. 45-67;
  • Миславский В. Первые киносеансы в Харькове // Харьков - что, где, когда (Харьков). - 2005. - № 8. - С. 35;
  • Жур М., Миславский В. Альфред Федецкий (1857-1902). Страницы биографии // Польська діаспора у Харкові. Історія та сучасність. Х.: Майдан, 2005. - С. 146-182;
  • Миславский В. Альфред Федецкий. К биографии первого российского кинооператора // Киноведческие записки (Москва). - 2006. - № 77. - С. 163-213;
  • Миславский В., Жур М. Альфред Федецкий. У истоков отечественного кинематографа // Антреме (Харьков). - 2007. - № 1. - С. 48-51;
  • Миславский В. Харьков кинематографический. Харьков: ЧМГУ, 2007. - С. 9-11, 86-87;
  • Миславский В. Искусство фотографии Альфреда Федецкого. - Харьков: Фактор, 2009. – 128 с.
  • Миславский В. Альфред Федецький поет фотографії. – Харьков: Фактор, 2010. – 216 с.