А. С. Пушкин "Сожженное письмо": анализ стихотворения. Горькое расставание с любовью: «Сожженное письмо». Анализ произведения А. Пушкина

Одним из шедевров русской лирики стало стихотворение А. Пушкина «Сожженное письмо». Анализ по плану мы выполним ниже. План будет виден из предложенного вашему вниманию текста.

История создания стихотворения

Произведение «Сожженное письмо», анализ которого мы начнем с истории создания, было написано А. Пушкиным в ссылке в Михайловском в 1825 году. Оказалось, что самое сложное было - выяснить, от кого оно было получено. В Одессе Пушкин был серьёзно увлечён тремя женщинами: графиней Елизаветой Воронцовой, ее подругой княгиней Нарышкиной и женой итальянского негоцианта Амалией Ризнич. Последнюю мы всерьёз даже не рассматриваем. Пушкинисты о ней не говорят. Первые две ставят в тупик. Елизавета Ксаверьевна была женщиной очаровательной, и роман со стороны поэта развивался бурно. Были предположения, что у них родилась дочь Софья, которую много лет спустя графиня привезла в Петербург и представила семье Александра Сергеевича. Наталья Николаевна отнеслась к этому просто. Разрыв отношений состоялся по инициативе графини: их знакомство стало обсуждать всё общество.

Её супруг, имевший связь на стороне, не мог допустить, чтобы о его жене ходили слухи. Пушкин был выслан из Одессы в Михайловское. На прощание они обменялись кольцами с печатками. Но пушкинистам не известно ни одно письмо от Воронцовой к Пушкину. Однако она до глубоких лет читала и перечитывала все стихи поэта. Когда заканчивался последний томик, ей снова открывали первый и продолжали читать все его произведения подряд. О чём это говорит? Графиня до глубоких лет сохранила в душе образ пылкого юноши, влюбленного в неё до безумия.

Вторая пассия

Ольга Видова, доктор филологических наук, представляет всем своё видение романа Пушкина. Она утверждает, что поэт питал более глубокие чувства к княгине Вере Федоровне Вяземской.

Если судить только по портрету, той было далеко до царственной и величественной красоты Е. К. Воронцовой. Но, вероятно, ее обаяние было столь велико, что сам Пушкин в письме из Михайловского к ней говорил, что строки первой главы из «Евгения Онегина» о том, что вместе с волнами он желает коснуться милых ножек устами, посвящены именной ей. Анализ стихотворения «Сожженное письмо» устанавливает, что только от единственной женщины, а именно - от В. Вяземской, Пушкину в Михайловское приходили письма. Но всерьез, в его бытность в Одессе, В. Вяземская не воспринимала пылкого поклонника. Она спокойно писала о нём мужу, что он ежедневно бывает у неё, но вызывает только смех, хотя и ставит в затруднительное положение. Мы оставляем открытым вопрос, кому посвящено стихотворение «Сожженное письмо». Анализ начнем с другой стороны.

Тема произведения

Несомненно одно: у Пушкина чувства были очень глубоки и почтительны. Посланница велела, а лирический герой долго не мог исполнить её волю - предать письмо огню. По всей вероятности, он не раз перечитывал милые строки, написанные любимой рукой.

В них были заключены все его радости в одинокой келье, так лирический герой в другом своём произведении называл свой кабинет. Но час окончательного расставанья настал. Письмо брошено в огонь, душа героя отрешилась от всего мира и опустошилась. Он только безмолвно наблюдал, как послание вспыхивает, тает и кипит сургуч, как сворачиваются листы и постепенно превращаются в пепел.

Письмо навсегда покинуло лирического героя, но память и любовь остаются в больной груди. О чём нам повествует тема «Сожженного письма»? Анализ рассказал о колебаниях лирического героя, о его благородстве по отношению к далекой возлюбленной, чьё желание и на расстоянии становится для него непреложным законом. О горести драгоценной для него потери. Лирический герой видит окончательное крушение своей мечты.

Поэтические тропы

Жанр стихотворения - романтизм, точнее определить его невозможно, поскольку в нём прочитывается элегия, послание, романс. При анализе стихотворения «Сожженное письмо» выясняется, что размером стал шестистопный ямб.

Пушкин использует эпитеты, нервно «подгоняя» их восклицательными знаками и «тормозя» умолчаниями с отточиями: пламя «жадное», дым «лёгкий», перстень «верный», листы «тёмные», пепел «милый» и «лёгкий», «отрада бедная», судьба «унылая», грудь «горестная», черты «заветные». Глаголы, которые используются в настоящем времени, делают нас свидетелями драмы лирического героя. Мы видим пламя камина, дрожащую руку с письмом и жалкую горстку пепла - всё, что осталось от послания любви.

На этом можно закончить анализ стихотворения «Сожженное письмо» Пушкина. Его можно дополнить личным впечатлением от прочтения этого произведения, внеся его в свой план.

Александр Сергеевич Пушкин

Прощай, письмо любви! прощай: она велела…
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

Летом 1823 года Александр Пушкин, находясь в южной ссылке, добивается перевода из Кишинева в Одессу. Он поступает на службу в канцелярию градоначальника графа Михаила Воронцова, с которым у поэта поначалу складываются вполне дружеские отношения. Пушкин вхож в дом графа, и нередко во время светских приемов развлекает многочисленных гостей своими стихами.

Михаил Семёнович Воронцов

Все меняется после того, как на одном из приемов он знакомится с супругой графа, Елизаветой Воронцовой. Находясь на последних месяцах беременности, женщина выглядит утомленно и болезненно, вызывая у поэта сочувствия. Но когда через полгода он встречает ее на традиционном губернаторском балу, то приходит в изумление, так как перед ним - не только светская львица, отличающаяся удивительной красотой, но и очень эрудированная особа, увлекающаяся, к тому же, литературой.

Елизавета Воронцова

Роман между Пушкиным и Воронцовой вспыхивает буквально с первых минут тесного общения. Причем, супруга графа в силу своих прогрессивных взглядов даже не считает нужным скрывать этот факт от своего супруга. И вскоре по Одессе ползут слухи о том, что Воронцов стал рогоносцем, а также публичным посмешищем. Естественно, что этого достаточно либеральный граф уже стерпеть не мог, поэтому приложил все усилия, чтобы выдворить Пушкина из города. Отъезд поэта в Москву состоялся в 1824 году, и на прощание Елизавета Воронцова подарила поэту перстень с сердоликом и стариной гравировкой на камне. Точно такое же парное кольцо осталось и у нее в качестве напоминания о любви к поэту.

Пушкин знал, что вряд ли когда-нибудь ему доведется вновь увидеть свою возлюбленную и не хотел с этим мириться. В свою очередь, Елизавета Воронцова настаивала на прекращении отношений. Тем не менее, после отъезда поэта из Одессы влюбленные еще некоторое время переписывались, скрепляя свои послания перстнями-печатками. Однако каждый раз графиня ставила условие, чтобы письма, которые ее компрометируют, были сожжены поэтом.

В 1825 году, после того, как огню было предано очередное послание графини, Пушкин написал стихотворение «Сожженное письмо», в котором с горечью отметил, что не в силах нарушить волю любимой . «Как долго медлил я! Как долго не хотела рука предать огню все радости мои!», — отметил автор. Однако долг чести оказался выше чувств, поэтому проходит несколько минут колебаний, и «уж пламя жадное листы твои приемлет». Письмо, которое поэт считает бесценным, постепенно превращается в груду пепла и «перстня верного утратив впечатленье, растопленный сургуч кипит».

В эти минуты Пушкин испытывает настоящее отчаянье, так как письмо от графини - то немногое, что осталось от их любви . Однако еще больше поэта угнетает необходимость его собственноручно уничтожить и, тем самым, лишить себя возможности время от времени перечитывать строки, полные любви и нежности. Стоит отметить, что в это время Пушкин находится в очередной ссылке, и вынужден безвыездно жить в родовом поместье Михайловское. Поэтому письмо от Елизаветы Воронцовой является для него глотком свежего воздуха, напоминая не только о счастливых днях, которые он провел в Одессе, но и об утраченной свободе. Кроме этого, страстная и пылкая натура поэта жаждет любви, ему необходимо, чтобы рядом всегда была женщина, к которой бы он испытывал подобные чувства, выражая их в стихотворной форме.

Но единственное, что в этой ситуации остается поэту - хранить «пепел милый» на «горестной груди», уповая лишь на то, что когда-нибудь судьба предоставит ему возможность вновь увидеть ту, которая на долгие пять лет стала музой поэта, вдохновив его на создание цикла лирических любовных стихов.

"Сожженное письмо" было создано в то время, когда А. С. Пушкин пребывал в ссылке. Автор написал его в 1825 году за достаточно небольшой срок.

Среди литературных специалистов принято считать, что стихотворение посвящено М. С. Воронцовой, с которой поэт был вынужден расстаться. Также имеется известный факт, что осенью от Воронцовой поэтом было получено письмо, которое он впоследствии сжег. Стихотворение было написано спустя немного времени после этого случая.

Произведение большей частью относится к любовной лирике и посвящено авторским чувствам. Тема любви довольно нередко освещается в текстах данного автора. Однако именно в настоящем стихотворении она раскрывается наиболее нетипичным образом.

Основная тема произведения

Сожженное письмо - метафоричный образ любви.

Однако по строкам стихотворения мы не можем судить точно, о чем именно пишет автор: о любви, которая со временем погасла ("сгорела"), или же о чувствах, которые лирический персонаж пытается заглушить, пытаясь намеренно их в себе "сжечь". Если брать во внимание обстоятельства, при которых произведение было создано, то вероятнее второй вариант.

Не только в данном произведении, но и в принципе в литературе, образ письма представляет собой символ "хранения воспоминаний". Оно хранит в себе память о событиях, о теплых или грустных моментах прожитых лет.

Сначала лирический персонаж не может решиться уничтожить письмо, которое так ему дорого. А затем с теплом вспоминает свою возлюбленную.

Идейный и структурный анализ произведения

Текст написан пятистопным ямбом. Смежная рифма и ударение на второй слог задают особую атмосферу сильных эмоций и переживаний.

Текст обладает довольно быстрым темпом, который задает общую эмоциональную атмосферу: буря чувств, горечь и сожадение.

Особый ритм тексту также задают переходы настроения героя: только успокаиваясь, персонаж тут же погружается в страдания. Или, казалось бы окончательно приняв решение, вновь погружается в раздумья о его правильности.

Среди используемых выразительных средств наиболее ярко выделяются следующие:

  • Олицетворения: "жадное пламя", "милый пепел"и др.;
  • Метафоры: письмо, пламя;
  • Эпитеты: "горестная", "унылая";
  • Градация: "вспыхнули" - "пылают" - "дым";
  • Повторы: "как долго".

Также применяет такая фигура речи как инверсия. Например, "как долго медлил я".

Нельзя не упомянуть и об обилии восклицательных знаков и троеточий, которые чередуются. И помимо средства передачи эмоций, выполняют функцию задания дополнительного ритма, где тихие периоды "молчания" контрастируют с сильными чувствами.

В данном поэтическом произведении Пушкина морфологические формы представлены в различных воплощениях, что обогащает общий текстовый состав.

Лексико-семантический состав "Сожженного письма" отличается экспрессивностью и контрастностью. Посредством этого автор в необычной манере усиливает воздействие строк на читателя и придает сказанному дополнительный вес.

Главный посыл произведения

Это стихотворение-прощание: не только послание к любимой, но и обращение к самому себе. Попытка объяснить и пережить свои душевные терзания.

А. С. Пушкин не просто сжигает письмо, он прощается со своей возлюбленной, переживая сильные чувства горечи и утраты. И делится своими терзаниями на бумаге, чтобы легче и быстрее перенести всю боль, которую не может заглушить.

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

Анализ стихотворения «Сожженное письмо» Пушкина

В 1824 г. состоялся перевод Пушкина из Одессы в «домашнюю» ссылку, в с. Михайловское. Это было личной инициативой новороссийского генерал-губернатора М. Воронцова. В южной ссылке поэт служил в его канцелярии. Отношения между Пушкиным и Воронцовым сразу не заладились. Поэт тяготился рутинной работой и недобросовестно относился к своим обязанностям. При этом он написал несколько едких эпиграмм, направленных против губернатора. Обстановка еще больше накалилась, когда у Пушкина возник роман с женой генерал-губернатора – Е. Воронцовой. Влюбленные не скрывали своих отношений, что вызвало большой скандал в обществе. Воронцов настоял на переводе опального поэта. Любовники продолжали переписку, но женщина потребовала от Пушкина сжигать ее письма после прочтения. По этому поводу поэт написал стихотворение «Сожженное письмо» (1825 г.).

Любовное письмо могло служить доказательством неверности женщины. Пушкин прекрасно понимал это, но ему было очень горько уничтожать напоминания о любимой. В Одессе он, так или иначе, находился в образованном обществе, общался с людьми, которые могли понять и оценить его творчество. В Михайловском он остро ощутил свое одиночество. Единственным близким человеком для поэта стала Арина Родионовна. Письма Воронцовой были глотком свежего воздуха, напоминающим Пушкину о другой жизни. Поэтому к сожжению письма он приступает с большой неохотой («как долго медлил я»). Вероятно, поэт несколько раз перечитывал дорогие сердцу строки, пытаясь надолго запомнить их. Решившись, он зажигает листы и понимает, что вместе с бумагой сгорает нечто большее. Пушкин упоминает подарок Воронцовой – перстень, которому он посвятил . Точно такой же остался у возлюбленной. Перстнями они запечатывали свою любовную переписку.

Письмо быстро сгорает, напоминая Пушкину его кратковременный роман. Он подчеркивает связь между этими событиями, восклицая «О провиденье! Свершилось!». Любовные отношения были прерваны вмешательством власти. Уничтожение переписки также противоречит желаниям Пушкина. Да и сама Воронцова настаивает на этом только из страха перед общественным осуждением.

Поэт с горечью смотрит на кучку пепла, который становится для него «отрадой бедной» в деревенской глуши. Вынужденное сожжение в очередной раз напоминает ему о своем зависимом от власти положении.

Из любовной переписки Пушкина с Воронцовой сохранилось только по одному письму от каждого. Поэтому стихотворение «Сожженное письмо» может считаться дополнением к биографии поэта.

Стихотворение «Сожженное письмо» было написано Пушкиным в 1825 году, в то время как он находился в Михайловской ссылке. Оно посвящено Елизавете Воронцовой, с которой он познакомился в 1823 году в Одессе. Еще свежи были следы их запретной любви. Елизавета Ксаверьевна была замужней женщиной, и поэтому всегда велела Пушкину сжигать её письма. Эта традиция послужила названием для стихотворения и положила основу в данное стихотворение.

Само письмо – метафора. Под ним скрывается любовь поэта к Воронцовой, которую он вынужден «сжечь». В первом четверостишии мы видим терзания лирического героя. Он долго не хотел расставаться со своей любовью, долго медлил, но теперь он тверд в своем намерении «сжечь письмо» – расстаться с любовью.

Второе четверостишие описывает момент сожжения письма – то есть расставания с любовью. Лирический герой готов, но он страдает: «ничему душа моя не внемлет». С помощью градации показан быстрый процесс сгорания любви.

«Минуту!..вспыхнули…пылают..легкий дым,…»

В последних четырех строчках мы видим, что лирический герой все еще сожалеет об утраченной любви: «грудь моя стеснилась», «останься век со мной». Он выражает свое отношение к ней: «пепел милый», «отрада бедная».

Стихотворение отличается изобилием эпитетов, описывающих как внутреннее состояние лирического героя, так и к любви. Оно так же наполнено различными фигурами речи и тропами, такими как инверсия, градация, метафора. Например, «пепел милый» – это воспоминания об ушедшей любви.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, что задает быстрый темп происходящему. Лирический герой стремительно расстается с былыми чувствами, ведь понимает, что эта запретная любовь не может больше быть.

Все рифмы в стихотворении смежные: и в первых двух четверостишиях, и в последнем трехстишии. Но последняя строка ни с чем не рифмуется. Это объясняется бессилием и отчаянием героя к концу стихотворения. Душа его «ни к чему не внемлет» и он забывает про рифму.

«Сожженное письмо» стало ярким стихотворением, относящимся к одной из важнейших тем в лирике Пушкина – теме любви. Ровно как и Елизавета Воронцова сыграла немалую роль в жизни Пушкина, так и данный стих имеет большое значение в изучении лирики Пушкина, познании его чувств и его как человека.