Александр бенуа картины. "Академик Александр Бенуа - тончайший эстет, замечательный художник, очаровательный человек". А.В. Луначарский

(1870-1960) русский художник, критик, историк искусства

Александр Николаевич Бенуа происходил из семьи, внесшей значительный вклад в историю русской культуры. Дед по материнской линии А. Кавос был академиком, автором проекта Большого театра. Его отец был известным архитектором, в частности, одним из авторов проекта перестройки Эрмитажа. Старший брат был ректором Академии художеств.

С раннего детства Александр увлекался искусством. Он учился в частной гимназии К. Мая, в свободное время копировал рисунки старых мастеров и занимался с братом техникой живописи. Не менее охотно мальчик рисовал акварелью. Брат считал, что ему следовало стать профессиональным художником.

Закончив гимназию, по настоянию отца Александр поступил на юридический факультет Петербургского университета. С этого времени его жизнь разделилась на две части: в университете он занимается юриспруденцией, а все свободное время отдает занятиям искусством.

В университетские годы Александр Бенуа сближается с В. Нувелем, К. Сомовым, Д. Философовым. Они составили «Кружок самообразования», на основе которого в середине девяностых годов сложилась группа «Мир искусства». Бенуа становится душой этого объединения и его художественным руководителем. Молодые энтузиасты издают свой журнал, выступают с проектами выставок, Бенуа пишет критические статьи, анализирует текущий художественный процесс.

Во время летних каникул, он ежегодно путешествовал по европейским странам, знакомился с собраниями произведений искусства и архитектурными достопримечательностями. Из каждой поездки он привозил акварельные зарисовки.

С 1891 года работы Александр Николаевич Бенуа ежегодно выставляются на художественных выставках. Известность приходит к нему в 1893 году, когда он публикует главу по истории русского искусства, в книге немецкого исследователя Р. Менга «История живописи». Позже она составит основу его книги «История русской живописи».

Закончив университет, Александр Бенуа становится хранителем коллекций современной и русской живописи, которую собирала княгиня М. Тенишева. На ее деньги он создал одно из лучших в России собраний, впоследствии вошедшее в состав Русского музея.

В 1896 году Бенуа организует выставку русской живописи в Германии. С нее началось широкое знакомство европейского зрителя с творчеством современных русских художников. Вместе с выставкой Александр Бенуа ездит по городам Европы, выступает с лекциями. Тогда он впервые побывал в Париже, откуда привез серию акварелей и гуашей с видами Версаля, изданную позже в журнале «Мир искусства».

Одновременно с выставочной деятельностью, Бенуа создает многочисленные декорации для театра. Дебют художника состоялся в 1900 году в спектакле «Месть Амура», поставленном в Эрмитажном театре Петербурга.

После премьеры, Александра Бенуа пригласили в качестве художника в Мариинский театр, где он создал декорации к постановкам мировой оперной классики (операм Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского).

С 1909 года Бенуа работает художественным директором Русских балетных сезонов, которые проводил в Париже С. Дягилев. Он готовит декорации к спектаклям, организует художественные выставки, пишет либретто к балету И. Стравинского «Петрушка».

Благодаря помощи богатых меценатов - князя С. Щербатова и предпринимателя В. фон Мекка - Бенуа смог осуществить обширную программу изданий под общим названием «Художественные сокровища России». Он начал систематическую научную публикацию произведений искусства, хранящихся в русских музеях. Каждый том серии сопровождался обстоятельным комментарием, представлявшим самостоятельную художественную ценность. По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. Но независимая позиция Александр Бенуа и жесткость суждений привела к тому, что через три года издание книг прекратилось.

Работа над каталогами музейных собраний, позволила Бенуа организовать несколько художественных выставок. Самой знаменитой из них стала экспозиция русской портретной живописи, созданная вместе с Сергеем Дягилевым . Бенуа впервые представил историю реалистического портрета России с начала XVIII до конца XIX века. Когда русские усадьбы были уничтожены в огне революций и войн, составленный Александром Николаевич Бенуа каталог стал незаменимым справочником для реставраторов и историков искусства.

После начала Первой мировой войны, активная издательская деятельность Александра Николаевича Бенуа начала сокращаться: перестали вы ходить выпуски «Художественных сокровищ России», затем закрылся журнал «Мир искусства».

В 1917 году Бенуа работает в должности заведующего картинной галереей Эрмитажа. Благодаря его титаническим усилиям удалось сохранить многие выдающиеся произведения искусства. Кроме того, он смог убедить правительство большевиков создать в Эрмитаже общедоступный музей.

Но вскоре деятельность Александра Бенуа стала встречать сопротивление со стороны властей, его отстранили от руководства Эрмитажем. В течение некоторого времени он работал в коллегии Наркомпроса под руководством Анатолия Луначарского , сотрудничал в издательстве «Всемирная литература».

Но в 1926 году после конфискации властями его коллекции картин, Бенуа покидает Россию. Формально он выезжал в Париж по приглашению дирекции театра «Гранд-опера». Но фактически он покидал Родину навсегда.

Александр Николаевич Бенуа поселяется в Париже и становится ведущим художником-декоратором французской оперы. Одновременно он продолжает сотрудничать с труппой Дягилева, для которой оформляет спектакли в различных городах Европы.

Театральную деятельность Александр Бенуа сочетает с организацией художественных выставок. В конце двадцатых годов он осуществляет уникальную программу передвижных выставок, прошедших по городам Европы и США.

Именно эти выставки открыли для Западной Европы русское искусство как эстетический феномен. Работа Бенуа получила высокую оценку. Он становится кавалером ордена Почетного легиона Франции и ордена «Корона Италии». Параллельно Александр Бенуа продолжает заниматься исследованием живописи и книжной иллюстрации.

В 1930 году он переезжает в Италию и начинает работать главным художником театра «Ла Скала». В то время постановочной частью театра заведует сын Бенуа - Николай.

Во время Второй мировой войны художник возвращается в Париж. Поскольку большинство театров прекращают постановочную деятельность, он занимается иллюстрированием произведений русской классики, выпускает несколько альбомов акварелей с видами Петербурга и его пригородов.

Еще с 1939 года Александр Николаевич Бенуа начал работать над книгой мемуаров. Личные воспоминания вскоре перерастают в обширную панораму истории художественной жизни России конца XIX - начала XX веков.

После войны он возобновляет работу в театре, продолжает оформлять спектакли в «Ла Скала», выезжает в США вместе с труппой, организованной антрепренером С. Юроком, оформляет спектакли в театрах Буэнос-Айреса и в «Ковент-Гардене» (Лондон).

Последние годы жизни Бенуа провел в Италии, в музеях Рима и Милана почти ежегодно проходили его персональные выставки.

В 1958 году выходит из печати первая часть его воспоминаний в пяти книгах. Однако начавшаяся болезнь помешала ему завершить фундаментальный труд.

Семейная жизнь Александра Николаевича Бенуа сложилась счастливо. В 1893 году он женился на дочери немецкого предпринимателя А. Кинд, в браке родилось трое детей. Единственный его сын - Николай Бенуа - стал известным художником-декоратором.

/ / Александр Бенуа картины

Биография Бенуа

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг.) – великий русский художник , историк мирового искусства. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. Александр Николаевич всегда испытывал некую любовь к старым временам, он черпал вдохновение для своих картин из относительной древности, примером тому может быть картина: Последние прогулки Людовика XIV. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях.

Как историк мирового и русского искусства, Бенуа дебютировал выходом книги: История живописи XIX века. Потом были и другие книги (История российской живописи, Русская школа живописи и т.д.).

В 1896 году Александр вместе с друзьями отправляется в Париж, в который влюбляется целиком и полностью. Здесь он также, не изменяя своим традициям, пишет картины прошлого. Его работы в России и Франции — это взгляд современного человека на происходившее за сотни лет до этого. Мой взгляд на дружбу между временами и странами связан именно с его картинами. Бенуа много критиковали, как он называл их, “борзописцы”, но он не менял своих позиций и этим заслужил всеобщую признательность своей правоты и своего искусства.

Как уже говорили ранее, жизнь художника Александра Бенуа оборвалась в Париже. Несмотря на то, что последние годы жизни он провёл во Франции, по признаниям художника, память об отчизне, где он принимал активные участия во многих художественных мероприятиях, так или иначе относящихся к искусству, оставались с ним до конца его жизни и были драгоценнейшими воспоминаниями.

Александр Бенуа картины

Все картины открываются в полном размере с описаниями!

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.
А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.
О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.
Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.
К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".
Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).
После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.
В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина "Петр I на прогулке в Летнем саду", где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника.
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым С.П. в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.
Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
С 1926 жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906), "Фантазия на Версальскую тему" (1906), "Итальянская комедия" (1906), иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А.С. (1903) и другие.

    - (1870 1960), художник, историк искусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа. Один из организаторов и идейных лидеров объединения «Мир искусства», создатель одноименного журнала. В живописи, графике, театральных работах… … Энциклопедический словарь

    Сын проф. архитектуры Николая Леонтьевича Б., род. в 1870 г. По окончании курса на юридическом факультете СПб. университета посвятил себя всецело искусству. Долго жил в Париже, откуда делал поездки с художественною целью в Бретань, Нормандию,… … Большая биографическая энциклопедия

    Бенуа, Александр Николаевич - Александр Николаевич Бенуа. БЕНУА Александр Николаевич (1870 1960), российский художник, историк искусства и художественный критик. С 1926 во Франции. Идеолог Мира искусства. В живописи, графике, театральных работах (Версальская серия, 1905… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1870 1960), русский художник, историк искусства, художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа. Учился самостоятельно. В 1896 98 и 1905 1907 работал во Франции. Один из организаторов и идейный руководитель объединения и журнала Мир искусства.… … Художественная энциклопедия

    Бенуа Александр Николаевич - (1870—1960), живописец и график, историк искусства, художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа. Родился в Петербурге. Учился на юридическом факультете университета (1890—94), живописи и рисунку учился самостоятельно под… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1870 1960) российский художник, историк искусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа. Идеолог Мира искусства. В живописи, графике, театральных работах (Версальская серия; иллюстрации к Медному всаднику А. С. Пушкина, 1903 22) тонко… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский художник, историк искусства, художественный критик. Сын архитектора Н. Л. Бенуа. Искусству обучался самостоятельно. Жил в Петербурге. В 1896‒98 и 1905‒07 работал во Франции. Один из… … Большая советская энциклопедия

    - (1870 1960), живописец и график, историк искусства, художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа. Родился в Петербурге. Учился на юридическом факультете университета (1890 94), живописи и рисунку учился самостоятельно под… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    См. в статье Бенуа (Л.Н., А.Н.) … Биографический словарь

    - … Википедия

Книги

  • История живописи всех времен и народов. В 4-х томах , Бенуа Александр Николаевич. Личность Александра Николаевича Бенуа поражает своим масштабом. Впервые в истории русской эстетической мысли им были обоснованы национальная самобытность и международные связи русского…
  • Дневник 1918-1924 гг , Бенуа Александр Николаевич. Дневники Александра Николаевича Бенуа (1870 - 1960), охватывающие 1918-1924 годы, никогда прежде не печатались. Знаменитый и модный живописец, авторитетный критик и историкискусств, уважаемый…

Р абота над картиной в мастерской, создание эскизов театральных костюмов и декораций, подготовка к публикации очередной статьи об искусстве... Таким был обычный день Александра Бенуа - художника, критика, искусствоведа и театрального деятеля.

Из династии Бенуа

Александр Бенуа родился в Санкт-Петербурге в семье архитектора Николая Бенуа и его жены Камиллы. Среди родственников Александра Бенуа был Альберт Кавос, создатель проекта Мариинского театра , актер Питер Устинов, художница Зинаида Серебрякова. Едва ли не половина представителей культуры Серебряного века так или иначе были связаны с родом Бенуа.

В своих воспоминаниях художник подчеркивал, что его художественные и эстетические взгляды сформировали две категории переживаний. Первая и наиболее сильная - это театр. Александр Бенуа навсегда связал понятие «художественность» с понятием «театральность». Именно на сцене, по его мнению, возможно достижение высшей цели искусства - синтеза искусств. Вторая категория переживаний - это впечатления от знакомства с петербургскими царскими резиденциями и пригородами.

«От этих разнообразных петергофских впечатлений… вероятно, и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля».

Александр Бенуа

«Охватить предмет как можно шире и изучить как можно глубже»

Александр Бенуа учился в частной гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге. Здесь он сблизился с Сергеем Дягилевым и другими участниками будущего «Мира искусства». Некоторое время посещал вечерние классы Академии художеств . Основным навыкам живописи его обучил брат Альберт .

Александр Бенуа считал, что только через самообразование можно достичь совершенства в своей профессии. На протяжении всей жизни он изучал изобразительное искусство, стал блестящим искусствоведом. Среди его работ - глава о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века», «История живописи всех времен и народов», один из лучших путеводителей по Эрмитажу и многое другое.

«К простейшим и вернейшим изображениям действительности»

«Во мне «пассеизм» начал сказываться как нечто совершенно естественное еще в раннем детстве. …Многое в прошлом представляется мне хорошо и давно знакомым, пожалуй, даже более знакомым, нежели настоящее. <...> У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему».

Александр Бенуа

Особенно часто Бенуа пишет царский Петербург и его дворцово-парковые ансамбли, сцены из жизни исторических персонажей, пейзажи Франции и версальские парки.

Бенуа написал «Азбуку в картинках» и создал иллюстрации к «Медному всаднику» и «Пиковой даме» Александра Пушкина , которые вошли в историю книжной графики.

Особое место в его творчестве занимает театр. Бенуа создавал декорации к постановкам, разрабатывал эскизы костюмов. Он помогал оформлять несколько спектаклей для Русских сезонов в Париже.

Александр Бенуа в комиссии Горького

Александр Бенуа боролся за сохранение культурного наследия. Сразу после Октябрьской революции он тесно сотрудничал с Максимом Горьким в Комиссии по охране памятников искусства. Художник был одним из первых, кто побывал в Зимнем дворце после его штурма и описал это в своих воспоминаниях.

Бенуа помогал восстановить деятельность Русского музея и составить новую экспозицию искусства XVIII–XX веков. Позже художник стал заведующим картинной галереей в Государственном Эрмитаже, параллельно проводил исследовательскую работу.

Также он работал над сохранением архитектурных памятников Петербурга и его пригородов, а результаты своей работы он освещал в серии статей.

«Это народное имущество, это наше добро, и нужно сделать всё от нас зависящее, чтоб народ это осознал и чтоб он вошел во владение тем, что ему принадлежит по праву. Самая идея народности всякого искусства, всего того, во что люди из народа вкладывали свои идеалы красоты, вот эта идея должна сейчас выявиться и ожить с особенной силой».

Александр Бенуа

Эстетические взгляды «Мира искусства»

Кружок «Мир искусства» (как и его журнал) стал, по словам Бенуа, «практической необходимостью». В обществе передвижников наметился кризис, и художникам необходим был новый вектор движения. Журнал знакомил аудиторию с западной классикой и модерном, отечественной живописью и архитектурой.

В различное время в состав объединения входили Валентин Серов , Исаак Левитан , Михаил Нестеров, Михаил Врубель , Лев Бакст, Константин Сомов и, конечно, Сергей Дягилев. Разделял взгляды мирискуников и Илья Репин .

«Нами руководили не столько соображения «идейного» порядка, сколько соображения практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться».

Александр Бенуа

«Мир искусства» объявлял красоту главной целью творчества. Субъективность этой цели давала художникам полную свободу - как при выборе темы, так и при выборе художественных средств.