Анализ эпизода сцены бала горе от ума. Анализ эпизода Бал по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.). Обсуждение работы учеников

Прежде чем совершить анализ эпизода “Бал в доме Фамусова” комедии Грибоедова “Горе от ума”, очень уместно было бы кратко рассказать о том, что представляет собой главный персонаж. Чацкий – это молодой дворянин, взгляды на жизнь которго являются непонятыми среди остального общества.

Данный эпизод наиболее напряженный в этой комедии. Ведь именно здесь автор раскрывает все истинные образы героев, они как-будто снимают маски со своих лиц.

Чацкий – это человек, который говорит все прямо в лицо, ничего не скрывая.

в доме Фамусова судят друг друга только по нарядам, богатству, а не по тому, что у них внутри. В данном эпизоде Чацкий узнает, что его возлюбленная Софья теперь полюбила Молчалина. Но Чацкий не верит в эту любовь. Он не верит в то, что Софья могла полюбить такого мерзкого человека как Молчалин.

На этом балу Чацкий раздражает Софью своими резкими выпадами. И она бросает колкую фразу о том, что он сумасшедший. И практически все люди, которые собрались в доме Фамусова верят этому. На его стороне почти не осталось сторонников. Чацкий решает покинуть Москву. Именно он, чьи принципы являются более правильными и истинными, несчастен. А все остальные люди в окружении Фамусова продолжают думать только о своем богатстве, нарядах и женихах.

Правду говоря, произведение написанное Грибоедовым очень сильно затрагивает современное общество. Ведь в данное время происходит все то же самое, что и много лет тому назад.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Бал в доме Фамусова Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” предшествовала восстанию декабристов. Уже в 1820-х годах в обществе накалялась атмосфера, так как идеи...
  2. Эпизод “Бал в доме Фамусова” чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко...
  3. Комедия Грибоедова “Горе от ума” входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века....
  4. Павел Афанасьевич Фамусов – одно из главных действующих лиц комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Фамусов – московский барин, отец Софьи и давний друг...
  5. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. А. С. Грибоедов. Горе от...
  6. Комедия “Горе от ума” – это отличное произведение, которое, не смотря на два века своего бытия, остается популярной и поучительной. Грибоедов посвятил свой шедевр таким...
  7. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” произвела много шума в отечественной драматургии. Это – замечательное произведение с острым, афористичным языком. В своей пьесе Грибоедов...
  8. Гостей Фамусова сближает поразительная косность и по­верхностность взглядов, все они старательно играют затверждён – ную роль “человека света”. У кого-то, как у Платона Михайлови­ча Горича,...

Разделы: Литература

Уроки развития речи занимают одно из самых важных мест в системе преподавания литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению-анализу эпизода – наиболее сложный вид работы, так как ученики впервые пишут сочинение данного жанра. Поэтому необходимо, чтобы урок прошел ярко, наглядно, познавательно, целенаправленно.

Цели урока:

  • Обучающие – ученикам необходимо усвоить структуру плана-анализа эпизода и систематизировать материал к сочинению;
  • Развивающие – урок литературы должен способствовать развитию монологической речи учеников, умения высказывать собственную точку зрения, работы с текстом; общению в группе, творческому воображению;
  • Воспитывающие – урок предполагает воспитание эстетического чувства учеников средствами поэтического языка, художественного чтения, музыки, артистической игры.

Оборудование и материалы к уроку:

ХОД УРОКА

Звучит вальс Штрауса. На фоне медленной музыки учитель читает стихи Е. П. Ростопчиной “Искушение”.

Двенадцать бьет, двенадцать бьет!..
О, балов час блестящий, –
Как незаметен твой приход
Среди природы спящей!
Как здесь, в безлюдной тишине,
В светлице безмятежной,
Ты прозвучал протяжно мне,
Беззывно, безнадежно!

И мне представилось: теперь танцуют там,
На дальней родине, навек избранной мною...
Рисуются в толпе наряды наших дам,
Их ткани легкие с отделкой щегольскою;
Ярчей наследственных алмазов там блестят
Глаза бесчетные, весельем разгоревшись;
Опередив весну, до время разгоревшись,
Там свежие цветы свой сыплют аромат...
Красавицы летят, красавицы порхают,
Их вальсы Ланнера и Штрауса увлекают
Неодолимою игривостью своей...
И все шумнее бал и танцы все живей!

Всем женским склонностям покорна я вполне;
Я только женщина, – гордиться тем готова,
Я бал люблю!.. отдайте балы мне!

Под музыку в класс входят несколько пар в бальных костюмах, становятся кругом, одна пара танцует вальс.

Слово учителя.

Сегодня мы приглашены с вами на бал в доме Фамусова, на котором один из гостей скажет:

Ну, бал! Ну, Фамусов!
Умел гостей созвать!

Наша первая с вами задача – понять, почему с такой иронией были произнесены эти слова, что произошло на балу. Анализируя эпизод комедии Грибоедова, вспомним, как такого вида работу выполняли на уроках, соберем материал для сочинения – анализа эпизода, с жанром которого мы впервые с вами будем работать.

Беседа с классом о плане урока. На доске написано слово эпизод .

На какие вопросы нам нужно будет ответить при анализе эпизода?

В результате ответов на доске возникает схема.

Постараемся ответить на вопросы, поставленные вами для анализа эпизода. Каково же место эпизода “Бал в доме Фамусова” в комедии Грибоедова?

Ученики: – Кульминация произведения в развитии конфликта.

Учитель: – Докажите на развитии сюжетной линии, что это кульминация произведения и на развитии основной мысли произведения.

Ученик: – По сюжету комедии и развитии любовной истории Чацкий на балу хочет узнать, кого любит Софья.

Ученик: – Чацкий на балу узнает, что Софья любит Молчалина.

Развитие конфликта между Чацким и фамусовским обществом также достигает своей наивысшей точки: общество отвергает Чацкого.

Запись на выданных листах вывода.

Учитель: – Вспомним, как начинался конфликт Чацкого с фамусовским обществом, по каким вопросам разошлись Чацкий и Фамусов?

Ученик: – Служба, чинопочитание, времяпрепровождение, отношение к иностранщине, к крепостным, к учению.

Проведем словесную дуэль, вспомним цитаты из речей Чацкого и Фамусова по перечисленным темам.

Учитель: – Конфликт завязался. Какое же он будет иметь продолжение?

Звучит музыка. Мы снова в гостиной Фамусова. Инсценирование явлений 5, 6, 7, 8, 10.

Учитель: – Мы посмотрели не весь эпизод бала, а только одну его часть, первую. Как ее озаглавить? Работаем над композицией, делаем записи на листах.

Ученик: – 1) Конфликт Чацкого с гостями бала.

Учитель: – Сколько будет еще частей в эпизоде?

Ученики: – Еще 2 части.

2) Слух о сумасшествии.

3) Приговор.

Учитель: – Проанализируем I часть: Чацкий и гости, это начало бала. Спокойным ли Чацкий приходит на бал? Каково его состояние?

Ученик: – Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, и пытается выяснить, кто его соперник. Раздражен из-за разговора с Фамусовым. И это раздражение усиливается при встрече с гостями.

Учитель: – Понаблюдаем развитие конфликта между Чацким и гостями и отметим художественные приемы комедии, помогающие изобразить данный конфликт. Какие вы знаете приемы смешного?

Ученик:

1) ирония – скрытая насмешка;

2) сатира – высмеивание человеческих пороков;

4) гротеск – сочетание в фантастической форме уродливого и смешного;

5) сарказм – едкая насмешка с обличительным смыслом.

Учитель после ответов открывает доску с записями.

Учитель: – Какие из названных приемов использованы в комедии Грибоедова?

Ученик: – Ирония, сатира, сарказм.

Учитель: – Распределимся на 4 группы и проанализируем, в чем выразился конфликт между Чацким и гостями в первой части. Для этого мы должны заполнить таблицу на листке цитатами и определить, какой художественный прием использует Грибоедов в каждой сцене. (Ученики работают по группам и заполняют следующую таблицу на листе.)

Гости бала. Конфликт. Приемы

Чацкий Горичи
“А кто любезный друг велит тебе быть праздным? В полк эскадрон дадут”. Ирония “Платон Михайлович здоровьем очень слаб”.
“Теперь, брат, я не тот”.

Тугоуховские

Чацкий представлен как жених, но небогатый. Ирония – Богат?
– О, нет.
– Князь, князь, назад.

Хрюмины

“Несчастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам?”. Сатира – На ком жениться мне?
– В чужих краях на ком?..
Там женятся … с искусницами модных лавок.

Хлестова

“Не поздоровится от эдаких похвал”. Сарказм “… мне и сестре Прасковье двоих арапченков на ярмарке достал… дай бог ему здоровья”.

Ученики защищают свои работы перед классом, вместе делаем вывод по I ч.: Чацкий, взволнованный отказом Софьи, искренне возмущается лицемерием, рабским подражанием иностранному, стремлением к богатству и чинам, жестокому крепостничеству. Тем самым конфликт между главным героем и фамусовским обществом обостряется, автор подчеркивает это в умении сатирических приемов.

Звучит музыка бала.

И мы снова в гостиной Фамусова.

Инсценирование явлений 14-21 действия 3.

Вы посмотрели 2 и 3 ч. эпизода бала.

Учитель: – Почему Софья распространяет слух о сумасшествии Чацкого?

Ученик: – Софья мстит Чацкому за злые отзывы о Молчалине.

Учитель: – Почему слух распространяется так быстро? Как это характеризует фамусовское общество?

Ученик: – Для светского общества привычна ситуация распространения слухов.

Учитель: – Какой приговор выносит фамусовское общество Чацкому?

Ученик: – Чацкого объявляют сумасшедшим и объясняют причины сумасшествия: “Ученость - вот причина”.

Учитель: – Мы на уроке посмотрели, послушали проанализировали эпизод “Бал в доме Фамусова”. Воспроизведите план нашей работы на обратной стороне листа в месте – основная часть сочинения.

Ученики работают над составлением плана, в результате на обратной стороне:

I ч. Вступление

II ч. Основная часть

  1. Место эпизода бала в идейном и композиционном содержании комедии
  2. Что предшествует эпизоду? (Начавшийся конфликт между Чацким и Фамусовым)
  3. Композиция эпизода
  4. Гости. Конфликт Чацкого с московским обществом
  5. Сатирические приемы в изображении гостей
  6. Значение слуха о сумасшествии
  7. Смысл приговора

III ч. Заключение

Учитель: – Мы составили план основной части нашего сочинения “Анализ эпизода”, но две части остались еще не заполненными: вступление и заключение. Подумаем, о чем можно написать во вступлении. Ваши версии.

Ученики:

1) Время создания комедии, появление людей нового типа, стремящихся изменить общество.

2) Современность звучания комедии и ее проблем.

3) Вечная проблема отцов и детей.

Учитель: – Класс делится на группы. Каждая группа выбирает тему вступления и разрабатывает ее на листе.

Обсуждение работы учеников.

Учитель: – Какой мыслью мы должны закончить свое сочинение?

Ученик: – Каким Чацкий выходит из этого конфликта: победителем или побежденным?

Учитель: – Как вы ответите на этот вопрос?

Ученик: – Сравнение мнений А.С. Пушкина и И.А. Гончарова о значении образа Чацкого. Высказываем свое мнение.

Учитель: – Мы составили с вами подробный план сочинения “Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова”. Выскажитесь, понятна ли вам работа над сочинением такого жанра и что дал вам наш урок.

Звучит музыка. Ученики танцуют вальс.

Учитель: Пасева А.Д.

Класс: 9

Тема: Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Обучающее сочинение.

Цель урока: составление плана анализа эпизода.

Задачи:

    Образовательные: научить писать сочинение – анализ эпизода.

    Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мыслям и высказываниям другого человека, читательскую культуру.

    Развивающие: развивать логическое мышление(умение анализировать, делать выводы), устную связную речь (правильно строить предложения), произвольное внимание.

Тип урока: урок закрепление.

Оборудование урока: учебник, ноутбук.

Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор,
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно...

А.С. Пушкин

Ход урока:

    Организация начала урока.

    Приветствие.

    Здравствуйте, ребята, садитесь.

    Настрой на урок.

    Нам предстоит на уроке большая работа. Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: дневник, пенал, учебник и тетрадь по литературе. Настраиваемся на рабочий лад. Все вместе мы преодолеем любые трудности.

    Актуализация ранее изученного.

    Проверка домашнего задания.

    Дома вам нужно было выучить наизусть монолог Чацкого и заполнить таблицу. (3-4 учеников читаю наизусть, собираю таблицы). Слушайте внимательно своих товарищей и приготовьтесь анализировать чтение ребят.

    Микроитог.

    Сообщение темы и целей урока.

Сегодня, анализируя одну из центральных сцен комедии - бал в доме Фамусова, - мы сразу будем систематизировать материал в виде основных тезисов. Результатом нашего урока станет обучающее сочинение. Для более эффективной работы предлагается консультация.

(У каждого ученика раздаточный материал)

Как писать сочинение-анализ эпизода
Анализ эпизода - разновидность школьного сочинения в жанре литературно-критической статьи. Кроме того, элементы анализа эпизода - обязательная составная часть любого школьного сочинения.
Эпизод - основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом (причинно-следственными или причинно-временными связями).
Любое сочинение-анализ эпизода может строиться по следующему общему плану:
Анализ эпизода.
План:
I. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).
II. Основные герои.
1. Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?
2. Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий?
а) Способы создания образа.
б) Художественные особенности языка, их значение.
III. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?
Помните: анализ эпизода не должен быть его пересказом!

    Составление плана.

- Я предлагаю вам простой план анализа эпизода «Бал в доме Фамусова».

II. Вечер в доме Фамусова.
1. Предчувствие разрыва Чацкого с обществом.
2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов).
3. Дерзкий смех Чацкого.
4. Слух о сумасшествии.

6. Одиночество Чацкого.

- Давайте попробуем вместе составить цитатный план.

ЦИТАТНЫЙ ПЛАН
I. Почему Чацкий - нежеланный гость в доме Фамусова?
II. «Мильон терзаний...»
1. «С такими чувствами, с такой душой - любим!»
2. «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!»
3. «Завистлив, горд и зол!»
4. «С ума сошел!»
5. «Ученье - вот чума, ученость - вот причина...»
6. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата...»
III. Поединок благородства и низости.

Анализируя эпизод, раскрывая какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение, следует помнить о существующих приемах раскрытия характера в драматическом произведении:
- поступки;
- взаимные характеристики героев; самохарактеристика;
- взаимоотношения с другими персонажами;
- речь;
- ремарки (манера поведения);
- «говорящие» фамилии.

    Постановка проблемы.

    Перед нами тема. С чего начать работу над ней? Пожалуй, прежде всего предстоит определить, какой вопрос мы будем решать на материале третьего действия комедии «Горе от ума». Его выбор очень важен. Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст нашей работе цельность и сосредоточенность.

    Что представляет собой барская Москва, каковы ее нравы? Чем объяснить предательство Софии по отношению к Чацкому? Над чем мы смеемся в сцене бала и почему он все же трагичен, как катастрофа? Эти и множество других вопросов возникают у нас, когда мы размышляем над третьим действием комедии.

    Но постараемся определить: на чем строит автор развитие действия? Что самое существенное для комедии в происходящем на наших глазах «собрании московских бар»?

П/О: В сцене бала конфликт Чацкого со всей фамусовской Москвой становится очевидным и неизбежным. И острее всего этот конфликт выражен в слухе о «сумасшествии» Чацкого.

    Как рождается этот слух, почему он распространяется так быстро, кто в этом заинтересован? Именно эти вопросы оказываются центральными при анализе данного эпизода.

    Выбор эпиграфа сочинения.

    Эпиграф - это своего рода концентрированное и образное решение темы сочинения, подчеркивающее его основную мысль.

    Выбор эпиграфа зависит от аспекта предложенной темы, который в данном случае может быть комическим (сатирическая характеристика гостей Фамусова) или трагедийным (драматический поединок Чацкого с фамусовской Москвой).

    Рассмотрим трагедийный аспект темы. Прочитаем эпиграф к уроку. Эти строки взяты из «Евгения Онегина» и относятся к герою пушкинского романа, но в них найден ключ к теме сочинения: конфликт Чацкого с фамусовской Москвой, его резкое обнаружение, неизбежность и причины.

    Коллективная работа над содержанием сочинения в соответствии с приведенным выше планом (основные тезисы учащиеся записывают в тетради):

I. Почему Чацкий нежеланный гость в доме Фамусова?

П/О: Самому хозяину не нравится в нем то, что молодой человек слишком вольнодумен, не стремится к низкопоклонничеству, выслугам в чины или хотя бы продвижению по военной карьерной лестнице. Он резок, дерзок, имеет свое собственное мнение, не боится его выражать, да еще и напрашивается в зятья. Чем мешает отцу Софьи реализовать планы касательно "генеральши Скалозуб", ведь Фамусов хочет выдать дочь за ныне полковника. Так же в лице Чацкого и Фамусова описано противостояние прогрессивной молодежи и закостеневшего московского общества. Софья этому лишь усмехается: "Гоненья на Москву! Что значит видеть свет!"

Софья Павловна отчасти мстительна за то, что Чацкий уехал "повидать свет" на целых три года и "не писал трёх слов". Она не долго хранила место в сердце для Александра Андреича и отдала его Молчалину. Отчасти она злится за отношение Чацкого к Алексею Степановичу. Чацкий не уважает и высмеивает Молчалина за чинопочитание и прислужничесвто. Софья не внемлет голосу разума, она лишь слышит, как кто-то критикует ее возлюбленного.

Ну а Молчалин видит в Чацком отрицание всего своего мировоззрения. Они - полная противоположность друг другу. У них нет ни одной точки соприкосновения, чтобы плюс притянулся к минусу. Возможно, Молчалин где-то в глубине души и хотел бы иметь вольнодумство Александра Андреевича, но он настолько труслив, что ему проще ненавидеть недостижимое, нежели становиться похожим на него.

II. Вечер в доме Фамусова. 1. Предчувствие разрыва.
Как связаны 1-3 явления с общественным конфликтом комедии?

2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов).
П/О: В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. В соединении с внесценическими персонажами, о которых много говорили и Чацкий, и Фамусов, и София, и Скалозуб, эпизодические персонажи комедии впервые представляют собой не фон личной драмы героев, но прямых ее участников. И все, о чем спорили Чацкий и Фамусов в первых действиях комедии, теперь предстает перед читателями зримо и открыто.
Попытаемся представить себе, как выглядит каждый из гостей, зачем приехал на вечер к Фамусовым, чем занят и озабочен.
а) Портретные зарисовки гостей Фамусова.
б) Почему Фамусов собрал на бал именно такое общество?

П/О: Вероятно, вечер назначен ради Софии и Скалозуба (вспомним, как ждал его Фамусов, а Скалозуб, как и положено главному гостю, запоздал: он хорошо знает себе цену!). Днем уже шла речь о сватовстве, и теперь Фамусов хотел закрепить свои позиции, чтобы Скалозуб убедился в том, что София - хорошая партия для него. Именно поэтому Фамусов спешит представить Скалозуба - вероятного жениха Софии - своей влиятельной свояченице. Выбор гостей Фамусова не случаен. Есть ли среди них соперницы для Софии? Нет! Наталья Дмитревна с мужем, графиня Хрюмина-внучка - злая старая дева, княжны Тугоуховские не выдерживают сравнения с Софией: их приданое значительно меньше (ведь в семье шесть девиц на выданье!). Это наблюдение уточняет и характеристику Фамусова - он хороший отец, заботящийся о будущем дочери, и дальновидный человек.
3. Дерзкий смех Чацкого.
а) Как ведет себя Чацкий с гостями Фамусова?

б) А действительно ли Чацкий «отсоветовал» Молчалину служить в Москве, в Архивах?

П/О: В тексте этого нет: Молчалин солгал. Зачем? Чтобы причислить себя к клану неприятелей Чацкого и внести свою лепту в его «гонения».
4. Слух о сумасшествии.
а) Почему не происходит прямого столкновения между Чацким и гостями Фамусова?
б) Как развивается сплетня о сумасшествии Чацкого?

в) Что так рассердило Софию, настроило ее против Чацкого?

П/О: Его меткая характеристика Молчалина. Софией руководит злость и женское самолюбие. Она сознательно объявляет Чацкого сумасшедшим.
г) Почему слух о сумасшествии Чацкого так быстро распространяется?

П/О: В этом заинтересованы все: не нужно придавать значение словам, если они исходят от человека, сошедшего с ума.
д) Кто пытается «спасти» Чацкого и почему это ему не удается?

5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.
а) Как дальше развивается общественное мнение?

П/О: Мнение о сумасшествии Чацкого единодушно. Теперь начинается поиск причин этого «прискорбного явления».

б) Спор гостей.

    Спор гостей о причинах сумасшествия Чацкого доведен до абсурда. В этом эпизоде автор использует сразу несколько литературных приемов: гротеск и градацию.

Спор гостей - важная сцена в пьесе. При всей внешней ее комичности Грибоедов показывает здесь процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для гостей Фамусова, готовых поверить любой небылице, истиной в последней инстанции. Может быть, это относится не только к героям комедии?..

Раздражение против Чацкого возрастает. И вот среди причин сумасшествия Чацкого названо просвещение.

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, -
восклицает Фамусов. В этих словах заключена откровенная позиция яростных защитников «века минувшего». У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Федор, химия и басни, профессоры и, главное, книги. Многочисленность этих врагов вызывает у фамусовского общества уже не раздражение, а злость, не злорадство, а страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого лицемерно можно и пожалеть. «Был острый человек, имел душ сотни три» - это последнее замечание вызывает сочувствие Хлестовой. Тревожит новое и непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. Скалозуб спешит обрадовать всех: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!» Фамусов мечтает о большем: «Собрать все книги бы да сжечь». При всей комичности этой сцены, она зловещая: эти проекты в разное время истории (и не только нашей страны) были осуществлены. Вот это уже поистине трагедия!
в) Как «потрясшая» всех весть о сумасшествии Чацкого связана с названием комедии?

П/О: Горе от ума»- так объясняют гости Фамусова сумасшествие Чацкого. Для фамусовского общества существует два понимания «ума»: «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Последний приносит только горе.
6. Одиночество Чацкого.
а) Чтение монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча...» (стр. 131).

    В чем смысл этого монолога?

П/О: Чацкий возмущен всеобщим поклонением иностранному, чужому. Этот монолог главного героя – единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких и значительных: об обманутых надеждах на любовь и потере веры в изменение русского общества... Чацкий настолько занят этими важными мыслями, что и не замечает, как его объявили сумасшедшим. Но одиночество свое он чувствует все время - еще до того, как все оставили его из страха, как бы не затеял «драться он».

Чацкий обращает свой монолог к Софии, при этом вовсе не замечает ее насмешливости в вопросе, обращенном к нему. И опять в пьесе - сочетание комической ситуации и драматического состояния героя.

    Поединок благородства и низости.

Сочинение можно закончить рассуждением о том, кто же оказывается победителем в этом поединке искреннего и возвышенного героя с ничтожной толпой или связать заключительные сцены бала с финалом комедии. Желательно высказать и свое отношение к происходящему.
III . Домашнее задание.
Написать сочинение по теме «Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

Слайд 1 Тема: Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Цель: проанализировать эпизод «Бал в доме Фамусова» и выяснить, какое место он занимает в комедии. Слайд 2 Задачи: 1.повторить структуру плана анализа эпизода; 2.развивать монологическую речь учащихся, умение высказывать собственную точку зрения; работать с текстом. 3.воспитывать эстетические чувства учеников средствами поэтического языка, художественного чтения.

Доска эпиграф Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! А.С. Грибоедов

Эпизод – часть литературного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Кульминация - наивысшая точка

Ход урока

I .Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим работать над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», остановимся на III действии, а именно проанализируем эпизод «Бал в доме Фамусова» и выясним, какое место он занимает в произведении. Портрет. Слайд3Откройте тетради, запишите число, тему урока и лексическое значение слов эпизод, кульминация. Ребята, посмотрите свои записи в тетради и напомните схему анализа эпизода. (Уже есть в тетради) Слайд 4 1.Что предшествует эпизоду? 2.Связь основной мысли произведения с идеей эпизода 3.Герои 4.Композиция 5.Художественные приемы 6.Роль эпизода в произведении

На предыдущем занятии мы выяснили, что именно во II Д начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия комедии.Ребята, как начинался конфликт Чацкого с Фамусовым? Вспомните их словесную дуэль и те моменты этой дуэли, которые дают нам представление об отношениях между Фамусовым и Чацким. Слайд 5 (подготовленные - Купрюхина и Нигматова) По каким позициям они разошлись? (Отношение к службе Отношение к иностранщине Отношение к крепостным Отношение к учению чинопочитание к богатству). Итак, конфликт завязался, Чацкий и Фамусов разошлись во мнениях. Какое же он будет иметь продолжение? Бал в доме Фамусова Слайд 6 1.Спокойным ли Чацкий приходит на бал? Каково его состояние? - (Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, он раздражен, пытается выяснить, кто его соперник) - (А точнее: поговорить с Софьей, почему она предпочла Молчалина, ведь тот глуп, а она – умная девушка). Она смеется над Чацким!) - (Начитавшись сентиментальных романов, она полюбила не настоящего Молчалина, а вымышленного). Раздражение Чацкого усиливается при встрече с гостями. Отсюда мы понимаем, что происходит непосредственная связь основной мысли произведения с идеей эпизода. С какой целью приезжают гости на бал к Фамусову? (- одни едут на бал от скуки.) (- Другие, чтобы завести знакомства с нужными людьми) (- Третьи, чтобы устроить судьбу своих детей.) Кто они, эти гости? Типичное московское дворянское общество начала 19 в. - Горичи муж с женой Слайд 7 - Семейство Тугоуховских Слайд 8 - Графини Хрюмины Слайд 9 - А.А Загорецкий Слайд 10 - Старуха Хлестова Слайд 11 - Полковник Скалозуб Слайд 12 - Молчалин Слайд 13 На балу собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. За глаза гости Фамусова осуждают друг друга. А Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь Чацкий успевает со всеми гостями перессориться.

А теперь посмотрим на композицию эпизода . Она тоже неслучайна. Условно картину бала можно разделить на три части. Какие? Назовите.

1.Конфликт Чацкого с гостями бала. 2.Слух о сумасшествии. Слайд 14 3.Приговор Чацкому. Ребята, как вы считаете, эта сцена бала написана в комическом или в трагическом плане? Зачем этот эпизод сделал Грибоедов смешным? А где был злой смех? Как вы это объясните? (в тетради)

В комедии Грибоедов собрал всех в одном месте, чтобы показать их пороки, их глупости, слабоумие, слабодушие, страх перед новым, но герои боятся, отгораживаются. Эта сцена- битва толпы пустой и никчемной и человека, который не в состоянии доказать, что он прав. Какие из приемов использовал Грибоедов? - (Ирония, сатира, сарказм) Слайд 15 Откуда появился слух о сумасшествии Чацкого? Д III явл 14 Софья и Г.Н.Кто пускает слух? (Софья) Цель? (Она мстит Чацкому за злые отзывы о Молчалине) Слух распространяется быстро, так как для светского общества привычна ситуация распространения слухов. Была подготовлена почва. Общество просто жаждало, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если Чацкий нормальный, и все что он говорит, правда, то это значит, что у них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить. А что он говорил? Цитировать. (Но если сказать графине внучке, что она зла оттого, что «в девках целый век», или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть сумасшедшим). И московское общество выносит Чацкому приговор. Какой? – (безумен). А причина какая? «Ученость – вот причина» Д III явление 21 (ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ) (Фамусов, Хлестова, Княгиня, Скалозуб, Загорецкий) Итак, сплетня связывает любовный и социальный конфликты, с одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие. Сам того не подозревая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем: вопросов культуры, морали, воспитания, говорит о судьбе России. Развитие конфликта достигает своей наивысшей точки: общество отвергает Чацкого. Делаем выводы: Поэтому мы и называем эпизод «Бал в доме Фамусова»- кульминационным в комедии Грибоедова? (На доске лексическое значение) Гости разъезжаются и все бранят Фамусова за скучный бал. Теперь вам понятны возмущения гостей?

Эпиграф читаем.

Почему с такой иронией произносятся эти слова? Что имеется ввиду? (Чацкий испортил им бал. Никто не выполнил свою миссию на балу: ни женихов не удалось найти, ни с нужными людьми завести знакомство…,- и обозвал всех дураками.) Вывод: это поведение людей, которые не умеют, не знают, как себя вести с неугодным человеком. А вальс – это маска, прикрытие. Действие оканчивается открытым финалом. Все должны задуматься… Д/З Сочинение – миниатюру «Почему гости остались недовольные балом?» Итог урока.

Сочинение Бал в доме Фамусова 9 класс

План

1. Общая характеристика

2.Галерея бездушных образов

3.Сумасшествие главного героя

4.Вывод

Бал в доме Фамусова - кульминация всей комедии «Горе от ума ». Это не случайно. В то время балы являлись наиболее важными общественными мероприятиями, на которых решались многие серьезные вопросы и судьбы людей. На бал собирались все сливки общества, имевшие самый большой авторитет. От их суждений зависело очень много. Но главное значение бала заключалось в том, что утвержденное на нем мнение становилось своеобразным неписаным законом для всего общества. Объявление Чацкого сумасшедшим становится неоспоримым фактом, который уже никто не посмеет подвергнуть сомнению. Фактически на бале в доме Фамусова была окончательно подорвана репутация Чацкого в высшем свете.

На бал собираются лучшие представители московского общества. По крайней мере, такая о них идет слава. Но в описании поведения и разговоров каждого нового гостя видна огромная духовная пустота и глупость. Чацкий с сожалением видит, что его давний приятель Горич совершенно опустился и пресмыкается перед своей молодой женой.

Физический недуг супругов Тугоуховских символизирует собой общественную глухоту к справедливым и честным мыслям. Их многочисленные дочери - абсолютно пустые и недалекие девушки, главное призвание которых - составить себе удачную партию.

Графини Хрюмины - пример крайнего проявления дворянского высокомерия. Они даже не замечают людей, которых считают ниже себя по происхождению. Все эти персонажи даже друг к другу не испытывают никаких положительных чувств. Все их похвалы являются грубой лестью и косвенным образом направлены только на самих себя. Показаться в свете в лучшем виде, посплетничать - вот их главная забота.

Слух о сумасшествии Чацкого осознанно пущен Софьей. Она прекрасно знает, что это ложь. Но, вырвавшись на свободу, эта нелепая сплетня начинает жить своей жизнью и становится главной темой вечера. Никаких сомнений нет в том, что уже на следующий день об этом будет трезвонить вся Москва. Каждый будет утверждать, что это - абсолютно достоверное сведение. Небольшой круг самодовольных и ограниченных лиц в непродолжительное время сумел навсегда опорочить репутацию Чацкого.

Таким образом, бал в доме Фамусова стал знаковым событием всей комедии, что было характерно для эпохи Грибоедова. Не реальные заслуги человека определяли его положение в обществе, а то мнение, которое составляли о нем на внешне безобидном развлекательном вечере. Причем вынесенное суждение было уже практически невозможно изменить в лучшую сторону. В то же время именно этот бал показал, насколько позиция и убеждения образованного и честного человека расходятся с мнением невежественного общества. В целом на вечере у Фамусова в полной мере проявился главный конфликт комедии.