Что я могу сделать для отчизны. Что ты можешь сделать для своей страны? сделать для своей Родины

«Не спрашивай, что Родина сделала для тебя, а сначала спроси, что ты сделал для Родины?»
Джон Кеннеди


Что такое Родина? Страна? А что такое страна? «Страна – это географическая территория, имеющая определенные границы, пользующаяся государственным суверенитетом или находящаяся под властью другого государства. Под словом «страна» может пониматься не только территория, но и население этой территории» .

Географическая территория для нас, понятно, все, что могла, уже сделала. Теперь мы для нее или из нее делаем. А вот население, население – это интересно. Население – это я, вы, сосед дядя Ваня, бухгалтер Шурочка, инспектор Петренко и прочая. Все, что Родина может для вас сделать, делается руками… точно таких же граждан. Если вы им – ничего, то с какой стати они вам что-то?

Конечно, можно кивать на правительство, мол, вот оно нам все должно, а мы – люди маленькие. Слишком уж приятно думать, что рядовой гражданин ничего сделать не может. Только депутаты, правительство, президент. А остальные могут сложить ручки и ждать чуда. Но есть ведь проблемы, которые порождаем мы сами, каждый маленький человечек, и которые можем исправить только мы сами.

1. Окружающая среда

Легче всего завидовать странам Запада, мол, там у них чистенько и красиво. Но что мешает сделать чистенько и красиво у нас? Самое элементарное, что вы можете сделать, – это не сорить, никогда не оставлять мусор после себя и детей своих приучить к этому, сажать цветы и деревья в палисаднике или у подъезда и беречь их в природе. Если кто-то где-то сделал «чисто и красиво», не губить его усилия и удерживать от этого других.

Все это знают. Но выполняют только единицы. Даже снеговика зимой нельзя слепить, чтоб его через 15 минут никто не сломал. Сердце кровью обливается, когда видишь граффити на исторических памятниках или только что покрашенных стенках, свалки в посадках, парках, на обочинах, затоптанные газоны, мусор под ногами и тотальное равнодушие.

Очень явно это видно на следующем примере. В последнее время стали проводить акции под названиями «Сделаем город чистым» и тому подобные при поддержке компаний по переработке мусора. Участвует в акциях в основном активная молодежь, старшее поколение отзывается об этом скептически, мол, субботник, бесплатная работа, зачем оно тебе надо. Но за два-три часа такой работы свалка превращается в парк. Смотрю, а это самое скептичное старшее поколение уже ведет туда своих внуков. Их совместными стараниями за пару месяцев парк превращается обратно в мусорник. И опять сидят на лавочках старушки и кивают, мол, вот видите, все было напрасно.

Чтобы каждый мог жить в чистоте и наслаждаться красотой, действовать надо сообща. Каждый должен внести свой вклад или хотя бы не мешать, уважать чужой труд.

2. Экономическое процветание

Экономическое процветание, как ни странно, тоже должно быть делом наших рук. Складывается такое впечатление, что кредо всей страны – «Если бы с зарплатой как у них ничего не делать как у нас» . Люди кичатся тем, что сдают экзамены по принципу «на халяву» и «содрал, прокатило», покупают дипломы, могут на работе часами сидеть «вконтактике», играть в игры, и ничего им за это не будет.

А потом получается, что куда ни кинься, вокруг тебя плохие врачи, инженеры, парикмахеры, бухгалтеры, продавцы. И вообще в стране «все плохо». Козырный аргумент – «Как платят, так и работаем», ну так и остальные так, что же вы на них тогда жалуетесь? Можно ли силами армии бездельников и халявщиков построить развивающийся бизнес, прибыльные предприятия, качественное производство? Ведь нет, а без этого какое может быть экономическое процветание?

Начните с себя. Сделайте из себя специалиста, занимайтесь на работе работой, совершенствуйтесь, работайте качественно. Прививайте детям и подчиненным такое же отношение. Пока мы не сменим кредо, пока трудолюбие снова не станет ценностью, никакого экономического процветания нам не светит.

3. Коррупция

У нас распространено мнение, что коррупцию в нашей стране побороть нельзя. Такое чувство, будто она инкорпорирована в нас. Да, я согласна, бывают ситуации, когда взятку требуют такие люди, от которых зависит наша судьба, и «никуда не денешься».

Но сколько случаев, когда можно обратиться по тому же телефону доверия и наказать вымогателя без ущерба для себя. Сколько случаев, когда люди «несут» по инерции, без просьбы врачам, налоговым инспекторам, преподавателям, чтобы «отблагодарить». Сколько случаев, когда люди сами суют взятку, чтобы получить желаемое. А ведь так недолго привыкнуть и тому, кто изначально не собирался ничего брать. Молодой специалист поначалу обычно боится брать взятки, хотя бы из-за того, что это уголовно наказуемо. Но добрые люди быстро приучают к мысли, что ему все сойдет с рук.

Мы творим коррупцию сами. Мы настолько привыкли, что даже не пытаемся обойтись без нее. Когда я говорю, что отучилась в школе и университете на все пятерки, устроилась на работу, получила водительские права и даже вышла замуж, не дав ни одной взятки, мне не верят. Тем не менее это возможно. Не кормите этого зверя, он ослабнет и растеряет свое влияние.

Все это так просто и банально. Все это вы можете сделать, если возьмете на себя ответственность, осознаете свою роль и перейдете от пустых жалоб к полезным действиям. Не кивайте на пассивных сограждан, отвечайте за себя, заражайте других своим примером, делайте все возможное со своей стороны, на своей улице, на своем рабочем месте, в своей семье.

Только тогда у нас наконец-то получится создать чистую и красивую, процветающую страну, которая, в свою очередь, сможет что-то сделать для нас и наших детей. Это в наших руках!

Основные понятия: конституционная обязанность, гражданский долг.

Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что можешь ты сделать для своей страны...

Дж. Кеннеди

1-й этап. Мотивация

Мы неоднократно на занятиях обсуждали вопрос о том, кого мы можем назвать настоящим гражданином. Давайте сравним мнения российских и американских школьников по этому вопросу.

Поработайте в группах с «Рабочим листом №1» и выполните задание.

Рабочий лист №1

Познакомьтесь с материалами Форума российских и американских школьников (Камчатка) и обсудите ответы на вопросы:

1. При определении, кто такой хороший гражданин, на что (права или обязанности) делают упор молодые люди двух стран? Что общего вы могли бы выделить в представленных материалах?

2. У кого более активная жизненная позиция?

3. Кто (американские или российские школьники) лучше знают свои гражданские обязанности? Кто называет их больше? Почему, как вы думаете?

Российские школьники

о «хорошем гражданине»

Хороший гражданин - законопослушный гражданин. Если ты отзывчив к окружающим тебя людям, уважаешь их права так же, как и свои, если ты осознаешь, что законом тебе предоставлены не только права, но и обязанности, которые ты должен соблюдать, то тебя можно назвать хорошим гражданином.

Алатырева

Хороший гражданин - человек, который соблюдает все законы и конституцию, не нарушает свободы другого человека. Это тот, кто готов защищать свою страну. Но в нашей стране очень мало таких хороших граждан. Многие уклоняются от налогов, что приводит к плохим последствиям. Также он должен обеспечивать своих детей хорошим образованием и материально.

Таня Шильдлевс

Хороший гражданин обязан хорошо и честно работать, от этого зависит развитие страны, быть законопослушным и выполнять свои гражданские обязанности.

Хороший гражданин - это человек, любящий свою страну, соблюдающий ее законы и порядки. Хороший гражданин - это патриот, знающий историю своей страны и стремящийся сделать что-нибудь полезное для своих соотечественников и, конечно же, для самой страны.

Ксения Иващенко

Хороший гражданин в наше время - это человек, который не нарушает законов, живет и зарабатывает честным трудом. Сейчас в мире мало таких добрых и честных людей. Если бы хороших граждан в нашей стране было бы больше, то и жизнь людей была намного лучше.

Анна Горбанева

Хорошим гражданином можно назвать человека, который не только не нарушает конституцию своей страны, но и человека с высоким моральным уровнем, который помогает другим людям. Хороший гражданин - это не тот, кто заплатил все налоги своей стране, а тот, кто заплатил налоги своей совести.

Роман Соколов

Американские школьники

Хороший гражданин активно участвует в жизни общества. Он ходит на выборы, соблюдает законы, осуществляет волонтерскую работу, служит высоким интересам общества.

Джулия Гилберт

Хороший гражданин живет, работает, делает что-либо на благо общества: выражает протест, служит в армии, голосует, работает чиновником и т.п. Те, кто ничего не предпринимает, а только пользуется плодами работы других людей, являются плохими гражданами.

Дирк Карн

Главное качество хорошего гражданина - участие. Здесь важно понимание механизма работы правительства, кто они - выбранные нами должностные лица, за что ты лично выступаешь, поддерживаешь или хочешь изменить политику государства. Участие - это не только голосовать на выборах, оно включает в себя работу присяжным, службу в армии добровольно и во время национального кризиса, работу в благотворительных организациях, даже выступление против государства, если тебя не устраивает его нынешняя политика.

Райан Гарднер

Я считаю, быть хорошим гражданином - значит быть патриотом. Любить свою страну и гордиться ею, понимая при этом, что кроме хороших, есть также и плохие стороны. Если в стране не так хорошо, как хотелось бы, необходимо стараться сделать все, чтобы жилось лучше.

Мишель Ким

Хороший гражданин делает все на благо общества, в котором живет, заботится о нем, не нарушает законы. Он/она ходит голосовать и выбирает того кандидата, который, по его/ее мнению, будет лучше управлять городом, штатом, страной. Они не обманывают, например, платят все налоги. Они просто работают, чтобы жизнь в их обществе была лучше.

Джессика Библер

Итоги обсуждения подводит учитель

Ситуация сравнения особенно интересна еще и потому, что обязанности американских граждан в конституции не зафиксированы. И многое из того, что назвали молодые люди, их никто не обязывает делать (например, волонтерская работа - дело абсолютно добровольное!).

В отличие от американцев наши обязанности записаны в Конституции РФ.

Что же такое конституционная обязанность?

Конституционная «основная» обязанность - это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения и ответственность за ненадлежащее их исполнение.

Конституционные обязанности личности - лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые закон и общество возлагают на нее.

На сегодняшнем занятии мы будем говорить о гражданском долге каждого из нас, о наших гражданских обязанностях.

Предложите учащимся выполнить следующие задания:

1. Россияне по Конституции имеют широкий спектр прав и свобод и весьма ограниченный круг обязанностей. Постарайтесь вспомнить и записать в тетрадях все известные вам обязанности российских граждан.

2. Поработайте с «Рабочим листом №2» и сравните ваши записи со статьями Конституции РФ. Проанализируйте, насколько хорошо вы информированы о конституционных обязанностях российских граждан.

Проведите самостоятельное их ранжирование с точки зрения важности каждой. Обсудите в группе расхождения в оценке той или иной обязанности. Узнайте, почему ваши партнеры так считают.

3. Обдумайте в группе и предложите возможные варианты дополнений в список наших с вами гражданских обязанностей.

Группы выступают поочередно, называют по одному тезису.

Рабочий лист №2

Из Конституции РФ, ч. 2

Ст. 15. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Ст. 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Ст. 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ст. 59, ч. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Ст. 43, ч. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Ст. 44, ч. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Возможно, в работе вам помогут данные сайта «Государство и власть», страница «Основы конституционного строя» (см. приложение).

3-й этап. Итоговое задание

Итак, мы проанализировали обязанности граждан Российской Федерации. Кроме того, вы хорошо знакомы с содержанием прав и свобод россиян. Для нас очень важно показать их взаимосвязь. Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание. Попытайтесь создать свой вариант плаката, в котором была бы отражена взаимосвязь прав и обязанностей граждан. Например: право на социальное обеспечение по старости и обязанность платить налоги; право на экологически чистую среду обитания и обязанность охранять природу и т.д. Плакаты обычно имеют и текстовую часть (призывы к чему-либо в прозе или в стихах). Предложите и вы свои варианты подписей к плакатам.

Общий вывод

Обязанности, как и права, должны быть предусмотрены законом. И тогда наша единственная обязанность - это соблюдать требования закона, т.е. нести предписываемые законом обязанности. Имеется концепция (которую я разделяю), что природа закона - это быть ограничителем абсолютной свободы. При этом обязанности, которые налагает на нас закон, должны быть достаточными, но в то же время минимальными и абсолютно необходимыми для того, чтобы общество могло функционировать как нормальный, здоровый организм, чтобы не было хаоса и того, что называется новым русским словом «беспредел».

Нам предстоит огромная и неустанная работа на протяжении многих поколений, прежде чем постепенно, шаг за шагом, мы сможем выйти на такой уровень, при котором экономические, социальные и иные обязанности будут исполняться всеми настолько четко, настолько ответственно, что станет возможным удовлетворение всех прав.

Домашнее задание

Используя данные веб-сайта Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов РФ, покажите взаимосвязь между выполнением обязанностей по уплате налогов и возможностью реализации прав граждан на социальную защиту.

Ресурсы к уроку

Конституционные обязанности человека и гражданина

Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России («Права и свободы человека и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок - это и есть единство прав и обязанностей.

Равенство обязанностей

Этот принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу). Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).

Соблюдение Конституции

и законов

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. По сути, она распространяется и на лиц, не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав

и свобод других лиц

Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных.

Забота о детях

и нетрудоспособных родителях

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности, материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Забота о памятниках истории

и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налог или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Сохранение природы

и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федераций военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8).

Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Указом Президента РФ от 25 января 1996 г. отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено не только в Конституции РФ, но и в конституциях и законах многих стран (Франция, Италия, Германия и др.).

Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон. Отсутствие закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для полного осуществления гражданами их конституционного права, прежде всего применительно к случаям, которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в нем.

О конституционных правах граждан

Конституционные права, свободы и обязанности прежде всего опосредуют отношения и связи между государством и его гражданами. Возлагая на граждан основные обязанности, государство сохраняет за собой возможность в лице соответствующих органов устанавливать содержание и объем этих обязанностей путем издания конкретизирующих актов, определять условия их исполнения, принимать меры воздействия к тем, кто злостно уклоняется от их несения. Подобно тому, как конституционным правам и свободам соответствуют обязанности государства, выражающиеся в гарантиях этих прав, так и конституционные обязанности сопряжены с полномочиями государства и его органов создавать, руководствуясь принципами законности, такие условия, предпринимать такие меры, которые должны обеспечить неуклонное исполнение содержащихся в обязанностях предписаний. Иначе говоря, предоставляя гражданам права и свободы и возлагая на них обязанности, государство берет на себя бремя гарантировать эти права и сохраняет за собой возможность в пределах правопорядка прибегнуть к широкому диапазону мер - от убеждения до принуждения - с тем, чтобы установленные обязанности были исполнены.

Российская Конституция устанавливает прямое действие своих предписаний (ч. 1 ст. 15). «Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18, являются непосредственно действующими». Если закрепленные Конституцией права и свободы в отдельных случаях могут применяться непосредственно, то записанные в ней обязанности по общему правилу лишены такой возможности. В самом деле, ст. 57 предписывает каждому обязанность платить установленные законом налоги и сборы. Как видно из содержания указанной статьи, тут провозглашается общий принцип - «платить установленные законом налог и сборы». Однако для осуществления этого принципа недостаточно выполнения лишь этого правила. Для претворения в жизнь этого требования необходим специальный закон или даже несколько, которые определяли бы субъекты налогообложения, размер и виды налога и пр. Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные обязанности, без подкрепления их специальным законодательством крайне затруднительно или вообще невозможно.

Обязанности в основе правового статуса человека и гражданина в реальной действительности выполняют разнообразные многоцелевые функции и социальные роли. В литературе они характеризуются следующим образом: одно из составляющих правового статуса личности; вид и мера должного поведения; гарантия и необходимое условие осуществления прав и свобод граждан; фактор укрепления законности и правопорядка, выполнения функций государства.

Как известно, в нашей Конституции опущена обязанность граждан трудиться. Это в известной степени символизирует теоретический и практический разрыв прав и обязанностей. В этой связи заслуживает всяческой поддержки посыл немецкого ученого Ф.Фабрициуса: «Право на труд признается в качестве примера прав человека. Вывод об обязанности трудиться представляется допустимым, ибо ценности, не обеспечиваемые природой, должны создаваться трудом».

Вопрос о правах, свободах и обязанностях, порядок их размещения решается конституциями по-разному. Наиболее распространенным является такой порядок, когда в Основном законе фиксируются только права и свободы, а обязанности отсутствуют. Как уже отмечалось, это прежде всего относится к старым конституциям (Конституция США, например). Другое размещение - это когда обязанности закрепляются отдельно от прав и свобод. Такая форма конституционного закрепления характерна для современных конституций.

Во многих конституциях права, свободы и обязанности записаны в одной главе и реже, когда им посвящены самостоятельные главы. В качестве примера можно привести конституцию Республики Узбекистан (гл. 11).

В современной Конституции Российской Федерации права и свободы, обязанности, а также их гарантии представлены единой второй главой. Здесь разработчики допустили некоторую нелогичность в порядке размещения этих институтов. Видимо, для более четкого восприятия этого документа требовалась не одна, а несколько самостоятельных глав, в которых бы последовательно закреплялись основные структурные элементы конституционного статуса человека и гражданина.

Практическое значение такого способа размещения прав, свобод и обязанностей и их гарантий оказало бы действенную помощь также и разработчикам законов, развивающих и конкретизирующих права, свободы и обязанности. Из этого тезиса вытекают для них примерно такие правила: во-первых, в любом законе должны содержаться не только права и свободы, но и обязанности, и они должны быть сопряжены между собой; а во-вторых, отсутствие одного из указанных компонентов делает закон односторонним, поскольку регулировать отношения между обществом, государством и личностью можно успешно, опираясь на два рычага - права и обязанности. Анализ новейшего законодательства показывает, что далеко не все законы отвечают этим требованиям.

Конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для всех прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, ибо они содержат исходные, принципиальные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. Провозглашенное в ст. 34 Конституции РФ право граждан на предпринимательскую деятельность содержит исходное, принципиальное положение для регулирования сферы хозяйственной жизни. Чтобы установить исходные положения, конституционные права, свободы и обязанности должны формулироваться в самом общем виде, однако должны быть определенными по содержанию. Только при этом условии они будут иметь прямое действие и обеспечивать необходимый простор для текущего законодательства, призванного развивать записанные в Конституции права, свободы и обязанности.

Однако записанные в Конституции права, свободы и обязанности для своего претворения в жизнь нуждаются в конкретизации и развитии. В противном случае они рискуют в значительной степени остаться нереализованными. Поэтому, подчеркивая самостоятельное значение конституционных прав, свобод и обязанностей, в то же время не следует их отрывать от всех остальных прав, свобод и обязанностей, в совокупности которых воплощены содержащиеся в них идеи. Обеспечение конституционными правами, свободами и обязанностями высшей юридической силы является гарантией незыблемости всего правового статуса человека и гражданина.

Наталья МАТЮХИНА, заместитель директора Малокуликовской школы, Орловская область

План – конспект

классного часа на тему:

может сделать для тебя, -

спроси, что ты можешь

сделать для своей Родины.

Джон Кеннеди

Форма урока:Беседа в форме целеполагающей дискуссии учителя с учащимися.

Цели классного часа:

  • Привитьучащимся любовь к своей Родине, родной природе,формирование активной гражданской позиции;
  • стимулирование интереса молодого поколения к решению актуальных проблем российского общества,выявить уровень понимания учащимися данных проблем;
  • помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.
  • активизировать произвольное внимание к этому вопросу;
  • применяя навыки анализа, самоанализа, наблюдения, обобщения дать учащимся возможность высказать свою точку зрения на предмет обсуждения, познакомиться с другими точками зрения;
  • дать возможность ощутить себя ответственными за происходящее на нашей планете.
  • развитие дружеских отношений между детьми.

1. воспитание гражданской позиции к охране и сохранению всего живого на Земле;

2. привитие потребности облагораживать и воссоздавать мир растительности;

3. пополнение копилки знаний на экологическую тему.

Оборудование: проектор; видеоролик «Моя Родина»; макет Республики Бурятия; вырезанные из цветной бумаги ёлочки, цветы, реки, озёра, животные, птицы; листочки с геометрическими фигурами, листы бумаги с названиями профессий.

Ход мероприятия:

  1. оргмомент – приветствие класса, гостей, сообщение темы(1 мин).Какие ключевые слова вы можете выделить в теме нашего классного часа? (Родина – я – дело). Что для вас Родина? Давайте посмотрим, какая она у нас красивая! (2 мин)

2. просмотр видеоролика (1,5 мин);

3. всё ли так благополучно?

Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положительны.

Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города…

Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды – дни, а без воздуха – минуты.

За последние 25–30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за 2–3 миллиона лет. Более 50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы.

Сегодня каждому пятому виду зверей, птиц угрожает опасность. 25тысяч видов растений Планеты на грани полного уничтожения.

За последние 60 лет на Планете исчезли 77 видов животных и несколько видов растений, 26 видов птиц.

На территории нашей страны выделено около 300 ареалов (мест) с острой экологической ситуацией. Они занимают 16% площади или 3,7 млн. квадратных километров.

Каждый день приносит сообщения о новых катастрофах в природе, о новых бедствиях в загрязнённых экологических зонах, о новых человеческих трагедиях.

Исчезли леса (пожары, вырубка). Лес выполняет водоохранную и водорегулирующую роль, снижает весенние и летние паводки, предотвращает наводнения. Лес задерживает, поглощает воду, переводит её в подстилающий грунт и тем самым пополняет запас грунтовых вод, откуда реки потом пополняются. Лес предохраняет почву от смыва дождями и раздувания ветром. Там где нет леса, на склонах голые осыпи, при сильных ветрах – пыльные бури. Лес способен сам создавать почву, осыпая землю хвоёй и листьями, которые на земле перегнивают и образуют почву. Растения поглощают углекислый газ из атмосферы, образуя при этом кислород. Лес является «шубой» Земли. Он поглощает солнечные лучи и препятствует оттоку тепла излучением в космос. Поэтому в лесных районах летом не очень жарко, а зимой не очень морозно. В нашей республике мы на своём здоровье ощущаем высокий суточный перепад температур, одной из причин является редколесье, полученное в результате лесных пожаров и порубок леса.

Давайте представим, что растения стали исчезать с лица Земли. Стали исчезать растения – высохли реки, стало нечем дышать, исчезла плодородная почва. Реки питают озёра и моря. Значит, исчезнут и они. Представьте, что на Земле не станет воды, ни зверя лесного, ни идущих, ни летающих, ни ползущих, ничего живого! В разорённом, разрушенном природном доме людям не прожить (После ответов учащихся с макета убираются ёлочки, реки,озёра, животные). (5мин.)

4. Просмотр видеоролика (1,5 мин).

5. Краткая дискуссия учителя и учеников

Что может каждый из нас сделать, чтобы не допустить возможное развитие событий?Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

(Дети предлагают свои варианты решения проблемы, одновременно возвращая на прежние места (макет) деревья, цветы, реки, животных, птиц, озёра). (7 мин.)

Вновь наша Родина стала красивой, и на ней появилась жизнь.

Ласка, забота, бережное отношение к земле и чувство ответственности перед ней начинается в работе на домашнем или пришкольном садовом участке, в разведении комнатных растений, в уходе за домашними животными, в наведении порядка и чистоты во дворах, в нетерпимости к мусору, хламу, безобразящим родной посёлок. Помни об этом. Помоги матушке Земле и она поможет тебе в ответ. Бескорыстность природы требует лишь бережного к ней отношения.

6. Дорогие ребята, сейчас вы учитесь в школе. Ваша учёба – это тоже большой труд. Когда вы вырастите, вы будете работать. У каждого из вас будет своя профессия. Скажите, пожалуйста, какую помощь Родине, природе вы можете оказать на своём месте? (карточки с возможным вариантом профессии лежат на столе. Карточки вывешиваются вокруг макета «Моя Родина»).

Возможные варианты профессий и их помощь природе.

Водитель: не мыть машину на берегу рек и озер; не превы­шать скорости, если дорога проходит по лесу, быть осторож­ным, чтобы не задавить никого из зверей; следить, чтобы из ма­шины не вытекали бензин и масло; не выбрасывать отработав­шие свой срок фильтры и покрышки в не отведённых для этого местах; сдавать в металлолом неисправные детали.

Библиотекарь: сделать выставку книг об охране природы, об исчезающих растениях и животных, о вреде мусора; сдавать старые газеты и журналы в макулатуру; призывать к этому чита­телей.

публиковать статьи об охране природы; печатать свое издание только на бумаге, из­готовленной из макулатуры; выпускать и распространять лис­товки о вреде мусора.

Продавец: торговать только экологически чистыми товара­ми; упаковочную бумагу и картон сдавать в макулатуру.

Воспитатель детского сада: рассказывать детям о природе и о том, почему ее надо охранять; гуляя с детьми в лесу, парке, на лугу, следить, чтобы дети не ломали деревья и кустарники, не вытаптывали цветы.

Учитель: разъяснять детям экологический вред мусора, ор­ганизовывать их на субботники по уборке мусора в парках, зо­нах отдыха и т. п.; оформить в школе выставку рисунков о вреде мусора.

7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов (3 мин).

Давайте вновь обратимся к теме нашего урока:

Не спрашивай, что твоя Родина

может сделать для тебя, -

спроси, что ты можешь

сделать для своей Родины.

Итак, что лично каждый из нас должен сделать для своей Родины: -(слайд «Мы можем»)

Бороться с уничтожением лесов;

Остановить наступление пустынь;

Защитить планету от всех видов загрязнений.

Хорошо учиться, чтобы своими знаниями и опытом служить своему Отечеству.

Наши ключевые слова Родина – я – дело. Получается, что я делаю дело для своей Родины, а Родина – это я. Родина

8. Игра на сплочение детского коллектива. Мы рядом, мы вместе; а значит – любые свершения нам по плечу. (4мин.)

9. Вокруг солнца обращаются 8 мёртвых планет, и только одна пока ещё несёт на себе жизнь. Мы должны эту жизнь сберечь, делая для этого всё, что можем, это и будет нашим вкладом в дело сохранения своей Родины.

9. Психогеометрия по Лещинскому В.М., Кульневичу С.В.

Краткое описание геометрических фигур:

Квадрат – организованность, пунктуальность, соблюдение правил и инструкций, аккуратность, терпимость, упорство, настойчивость, трудолюбие, узкий круг друзей, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, скромность, исполнительность.

Треугольник – стремление к лидерству, установка на победу, решительность, смелость, склонность к риску, остроумие, энергичность, сила чувства, высокая работоспособность, узкий круг друзей, уверенность в себе, импульсивность.

Круг – высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, эмоциональная чувствительность, склонность к самообвинению, широкий круг друзей, склонность к общественной деятельности, сентиментальность, избегание конфликтов.

Зигзаг – бунтарь, энтузиаст, непоследовательность, непрактичность, импульсивность, непостоянство поведения, недисциплинированность, стремление работать в одиночку, высокая творческая активность, жажда знаний, мечтательность, устремленность в будущее, отвращение к бумажной работе, небольшой круг друзей.

Прямоугольник – изменчивость, непоследовательность, неопределенность, низкая самооценка, импульсивность, забывчивость, доверчивость, резкие колебания настроения, позитивная установка к новому, избегание конфликтов, имитация поведения других людей, поиск самого себя.

Ранжирование:

  • позиция – то, к чему стремится, чему отдает предпочтение.
  • позиция – то, что делает, у него получается легко.
  • позиция – то, что управляет вниманием в определенный промежуток времени.
  • позиция – источник энергии, интересы, текущие проблемы.
  • позиция – то, что не замечает.

10. Сувенир «Моя Республика».

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект

классного часа на тему:

Не спрашивай, что твоя Родина

Может сделать для тебя, -

Спроси, что ты можешь

сделать для своей Родины.

Джон Кеннеди

Форма урока: Беседа в форме целеполагающей дискуссии учителя с учащимися.

Цели классного часа:

  1. Привить

Задачи:

Оборудование: проектор; видеоролик «Моя Родина»; макет Республики Бурятия; вырезанные из цветной бумаги ёлочки, цветы, реки, озёра, животные, птицы; листочки с геометрическими фигурами, листы бумаги с названиями профессий.

Ход мероприятия:

  1. оргмомент – приветствие класса, гостей, сообщение темы(1 мин). Какие ключевые слова вы можете выделить в теме нашего классного часа? (Родина – я – дело). Что для вас Родина? Давайте посмотрим, какая она у нас красивая! (2 мин)

2. просмотр видеоролика (1,5 мин);

3. всё ли так благополучно?

Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положительны.

Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города…

Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды – дни, а без воздуха – минуты.

За последние 25–30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за 2–3 миллиона лет. Более 50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы.

Сегодня каждому пятому виду зверей, птиц угрожает опасность. 25тысяч видов растений Планеты на грани полного уничтожения.

За последние 60 лет на Планете исчезли 77 видов животных и несколько видов растений, 26 видов птиц.

На территории нашей страны выделено около 300 ареалов (мест) с острой экологической ситуацией. Они занимают 16% площади или 3,7 млн. квадратных километров.

Каждый день приносит сообщения о новых катастрофах в природе, о новых бедствиях в загрязнённых экологических зонах, о новых человеческих трагедиях.

Исчезли леса (пожары, вырубка). Лес выполняет водоохранную и водорегулирующую роль, снижает весенние и летние паводки, предотвращает наводнения. Лес задерживает, поглощает воду, переводит её в подстилающий грунт и тем самым пополняет запас грунтовых вод, откуда реки потом пополняются. Лес предохраняет почву от смыва дождями и раздувания ветром. Там где нет леса, на склонах голые осыпи, при сильных ветрах – пыльные бури. Лес способен сам создавать почву, осыпая землю хвоёй и листьями, которые на земле перегнивают и образуют почву. Растения поглощают углекислый газ из атмосферы, образуя при этом кислород. Лес является «шубой» Земли. Он поглощает солнечные лучи и препятствует оттоку тепла излучением в космос. Поэтому в лесных районах летом не очень жарко, а зимой не очень морозно. В нашей республике мы на своём здоровье ощущаем высокий суточный перепад температур, одной из причин является редколесье, полученное в результате лесных пожаров и порубок леса.

Давайте представим, что растения стали исчезать с лица Земли. Стали исчезать растения – высохли реки, стало нечем дышать, исчезла плодородная почва. Реки питают озёра и моря. Значит, исчезнут и они. Представьте, что на Земле не станет воды, ни зверя лесного, ни идущих, ни летающих, ни ползущих, ничего живого! В разорённом, разрушенном природном доме людям не прожить (После ответов учащихся с макета убираются ёлочки, реки,озёра, животные). (5мин.)

4. Просмотр видеоролика (1,5 мин).

5. Краткая дискуссия учителя и учеников

Что может каждый из нас сделать, чтобы не допустить возможное развитие событий? – Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

(Дети предлагают свои варианты решения проблемы, одновременно возвращая на прежние места (макет) деревья, цветы, реки, животных, птиц, озёра). (7 мин.)

Вновь наша Родина стала красивой, и на ней появилась жизнь.

Ласка, забота, бережное отношение к земле и чувство ответственности перед ней начинается в работе на домашнем или пришкольном садовом участке, в разведении комнатных растений, в уходе за домашними животными, в наведении порядка и чистоты во дворах, в нетерпимости к мусору, хламу, безобразящим родной посёлок. Помни об этом. Помоги матушке Земле и она поможет тебе в ответ. Бескорыстность природы требует лишь бережного к ней отношения.

6. Дорогие ребята, сейчас вы учитесь в школе. Ваша учёба – это тоже большой труд. Когда вы вырастите, вы будете работать. У каждого из вас будет своя профессия. Скажите, пожалуйста, какую помощь Родине, природе вы можете оказать на своём месте? (карточки с возможным вариантом профессии лежат на столе. Карточки вывешиваются вокруг макета «Моя Родина»).

Возможные варианты профессий и их помощь природе.

Водитель: не мыть машину на берегу рек и озер; не превы шать скорости, если дорога проходит по лесу, быть осторож ным, чтобы не задавить никого из зверей; следить, чтобы из ма шины не вытекали бензин и масло; не выбрасывать отработав шие свой срок фильтры и покрышки в не отведённых для этого местах; сдавать в металлолом неисправные детали.

Библиотекарь: сделать выставку книг об охране природы, об исчезающих растениях и животных, о вреде мусора; сдавать старые газеты и журналы в макулатуру; призывать к этому чита телей.

Директор издательства, типографии: публиковать статьи об охране природы; печатать свое издание только на бумаге, из готовленной из макулатуры; выпускать и распространять лис товки о вреде мусора.

Продавец: торговать только экологически чистыми товара ми; упаковочную бумагу и картон сдавать в макулатуру.

Воспитатель детского сада: рассказывать детям о природе и о том, почему ее надо охранять; гуляя с детьми в лесу, парке, на лугу, следить, чтобы дети не ломали деревья и кустарники, не вытаптывали цветы.

Учитель: разъяснять детям экологический вред мусора, ор ганизовывать их на субботники по уборке мусора в парках, зо нах отдыха и т. п.; оформить в школе выставку рисунков о вреде мусора.

7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов (3 мин).

Давайте вновь обратимся к теме нашего урока:

Не спрашивай, что твоя Родина

Может сделать для тебя, -

Спроси, что ты можешь

Сделать для своей Родины.

Итак, что лично каждый из нас должен сделать для своей Родины: -(слайд «Мы можем»)

Бороться с уничтожением лесов;

Остановить наступление пустынь;

Защитить планету от всех видов загрязнений.

Хорошо учиться, чтобы своими знаниями и опытом служить своему Отечеству.

Наши ключевые слова Родина – я – дело. Получается, что я делаю дело для своей Родины, а Родина – это я. Родина

Я Дело

8. Игра на сплочение детского коллектива. Мы рядом, мы вместе; а значит – любые свершения нам по плечу. (4мин.)

9. Вокруг солнца обращаются 8 мёртвых планет, и только одна пока ещё несёт на себе жизнь. Мы должны эту жизнь сберечь, делая для этого всё, что можем, это и будет нашим вкладом в дело сохранения своей Родины.

9. Психогеометрия по Лещинскому В.М., Кульневичу С.В.

Краткое описание геометрических фигур:

Квадрат – организованность, пунктуальность, соблюдение правил и инструкций, аккуратность, терпимость, упорство, настойчивость, трудолюбие, узкий круг друзей, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, скромность, исполнительность.

Треугольник – стремление к лидерству, установка на победу, решительность, смелость, склонность к риску, остроумие, энергичность, сила чувства, высокая работоспособность, узкий круг друзей, уверенность в себе, импульсивность.

Круг – высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, эмоциональная чувствительность, склонность к самообвинению, широкий круг друзей, склонность к общественной деятельности, сентиментальность, избегание конфликтов.

Зигзаг – бунтарь, энтузиаст, непоследовательность, непрактичность, импульсивность, непостоянство поведения, недисциплинированность, стремление работать в одиночку, высокая творческая активность, жажда знаний, мечтательность, устремленность в будущее, отвращение к бумажной работе, небольшой круг друзей.

Прямоугольник – изменчивость, непоследовательность, неопределенность, низкая самооценка, импульсивность, забывчивость, доверчивость, резкие колебания настроения, позитивная установка к новому, избегание конфликтов, имитация поведения других людей, поиск самого себя.

Ранжирование:

  1. позиция – то, к чему стремится, чему отдает предпочтение.
  2. позиция – то, что делает, у него получается легко.
  3. позиция – то, что управляет вниманием в определенный промежуток времени.
  4. позиция – источник энергии, интересы, текущие проблемы.
  5. позиция – то, что не замечает.

10. Сувенир «Моя Республика».

Спасибо.

Психолого-педагогическая характеристика

Класс:

Количество учащихся: девочек_____мальчиков_____

Количество присутствующих: _____

Уровень познавательной активности: высокий, средний, низкий.

Для ребят этого класса характерна

учащиеся имеют разные способности к учению, но старательны, проявляют интерес к знаниям.

Уровень сплоченности классного коллектива:

в классе преобладает (приподнятое оптимистическое настроение, спокойствие и уравновешенность, равнодушие, пессимистическое настроение), проявление агрессивности (по отношению к учителю, к одноклассникам) не наблюдалось.

Мальчики и девочки между собой (общаются, не общаются).

При проведении мероприятия держатся: вместе, разобщено, группами.

Удачи и неудачи класса переживают, не переживают.

Для выполнения коллективного дела (способны, не способны) сами организовываться.

Терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (умеют, не умеют).

Лидерство в основном принадлежит (мальчикам, девочкам).

В классе выделилось __________________________________________

Дети обладают разным уровнем коммуникативной культуры.

Выделилась группа учащихся с высоким уровнем коммуникативной культуры.

Такие дети охотно вступают в общение, стараются оказать поддержку

Методом выбора геометрических фигур определила предпочтения в классе:

Морально-психологический климат в классном коллективе оценен как (благоприятный, неблагоприятный).

Анализ воспитательного мероприятия

Классный час на тему:

Не спрашивай, что твоя Родина

Может сделать для тебя, -

Спроси, что ты можешь

сделать для своей Родины

Джон Кеннеди

Форма урока: Беседа в форме целеполагающей дискуссии учителя с учащимися

Цели классного часа:

  1. Привить учащимся любовь к своей Родине, родной природе, формирование активной гражданской позиции;
  2. стимулирование интереса молодого поколения к решению актуальных проблем российского общества, выявить уровень понимания учащимися данных проблем;
  3. помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.
  1. активизировать произвольное внимание к этому вопросу;
  2. применяя навыки анализа, самоанализа, наблюдения, обобщения дать учащимся возможность высказать свою точку зрения на предмет обсуждения, познакомиться с другими точками зрения;
  3. дать возможность ощутить себя ответственными за происходящее на нашей планете.
  4. развитие дружеских отношений между детьми.

Задачи:

1. воспитание гражданской позиции к охране и сохранению всего живого на Земле;

2. привитие потребности облагораживать и воссоздавать мир растительности;

3. пополнение копилки знаний на экологическую тему.

Методы работы

Метод проекта

Обсуждение

Дискуссия

Деятельность учителя

Определение оптимального содержания

Выбор наиболее рациональных методов и приемов на каждом этапе мероприятия

Планирование этапов мероприятия и задач каждого этапа

  1. Оргмомент – приветствие класса, гостей, сообщение темы и цели урока
  2. Просмотр видеоролика «Моя Родина»
  3. Ассоциативная дискуссия на тему « Всё ли так хорошо на моей Родине?» Решение проблемы, поставленной на уроке: «Как быть? Что я должен сделать для своей Родины?» Составление макета «Моя Родина».
  4. Заключение – мои дела
  5. Рефлексия – обращение субьекта на самого себя, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), на своё знание или на своё собственное состояние. – психогеометрия по Лещинскому В.М, Кульневичу С.В.

Определение четкости мероприятия, темпа и ритма

Выделение главных направлений диспута

Регулирование деятельностью учащихся

Отсутствие шаблона

Взаимосвязь этапов мероприятия

Деятельность учащихся

Участие в диспуте

Конкретные предложения

Проникновение в сущность вопроса

Считаю, что цель классного часа достигнута.


Жамбылская область, город Тараз, средняя школа №47

Ученик 6 «А» класса Рахимов Сакен

Что я могу сделать для процветания своей страны?

Я горжусь своей Родиной. Это многонациональное государство Казахстан.

Оно занимает девятое место в мире по величине территории.

Нет в мире ничего выше и дороже, чем Родина. Родину нельзя выбрать. К ней можно лишь прикипеть всем сердцем, проникнуться безграничной любовью – любовью на всю жизнь! Но мало любить Отчизну в мыслях. Только тот, кто делает всё для процветания родной страны, для её славы, кто не жалеет сил, а порой и жизни ради её свободы и независимости, кто готов защищать её территорию и границы, кто беззаветно уважает её идеалы, знает историю, традиции, культуру родного народа, кто бережно лелеет родной язык - достоин называться патриотом.

Республика Казахстан – великое государство с богатой историей, древней культурой и неповторимой природой. Для процветания своей страны, я должен сделать всё для того чтобы хорошо учиться и потом достичь хороших результатов.

Во-первых, я бы сделал бесплатным обучение, как в школах, так и в вузах.

Во-вторых, уделил бы внимания и помощи бедным и инвалидам.

В-третьих, выделил бы деньги на строительство новых домов для своего народа, открыл бы детские сады, дома для бездомных и сирот.

У каждого человека есть родина. Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для меня родина- это прежде всего, место, где я родился, это мои родители, родственники.

Но самое главное достижение, благодаря которому мы добились высоких результатов в своем развитии- это мир и стабильность в нашей многонациональной стране. В одной известной песне поется «Главней всего погода в доме». Казахстан - наш общий дом. И какая будет обстановка в нашем общем доме зависит от каждого из нас.

Сегодня мы еще сидим за школьными партами, а завтра – сменим своих родителей на их рабочих местах. Мне 12 лет, пока для меня труд- это учёба, а в будущем я буду трудиться для своей страны, приносить людям радость и счастье. Перед нами открыты все дороги. Все зависит только от нас, от нашего желания добиться успехов в жизни. Я считаю себя счастливым человеком. Мне дарит свою любовь мама, заботится и оберегает папа, поддерживают верные и надежные друзья, открывают удивительный мир знаний любимые учителя. И мы должны стараться оправдать надежды родителей и учителей. Я и мои сверстники можем с гордостью сказать: «Мы - дети независимого Казахстана». И это возлагает на нас ответственность. И я верю, что это будущее будет чистым, светлым и прекрасным!

Классный час « Что я могу сделать для своего Отечества»

(разработка классного часа взята из ресурсов сети Интернет)

Цель: формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно- нравственном смысле понятия “гражданин”.

Форма: классный час – размышление.

Информация к размышлению:

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись.

Н.С. Тургенев.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово : Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего занятия “ Что я могу сделать для своего Отечества !” Я предлагаю Вам поразмышлять о том, кто такой “гражданин”, что значит для каждого человека Отечество, Родина, Россия, какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества.

Каждый из нас, живущих в обществе играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т. д. И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами – граждане великой России!

2.Обмен мнениями:

Что означает слова Отечество?

Вы нашли определение этого слова в нескольких словарях, давайте рассмотрим все эти определения:

Исторический словарь Отечество - слова «всякое отечество» в оригинале означает: «вся Его семья», «все Его».

Словарь Ожегова Отечество - Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Толковый словарь Ушакова Отечество - страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Оте́чество - территории, зе́мли, родная сторона и всё определяемое и связанное с линией отца (отцовства) . Слово отечество первоначально обозначало именно место (землю) отца в свя́зи и отношении к его потомству, а уже затем - страну, в которой человек родился. Слово «отечество» имеет и эмоциональный подтекст, подразумевающий, что к отечеству испытывают особое, святостное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга к родному отцу, создавшему и, развивая, защищавшему, а возможно и погибшему за будущее своих потомков.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Отечество , отчизна - родная страна, родина. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).

Родина - синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность.

Мы рассмотрели несколько толкований слова Отечества, а как вы сами понимаете «Что такое Отечество?»


Во всех этих определениях звучит что человек испытывает особое чувство к своему Отечеству здесь мы можем сказать что такой человек является гражданином своего Отечества.

В каких случаях мы слышим слово “гражданин”?

Кого можно назвать настоящим сыном своего Отечества?

3. Ребята, понятие “ гражданин” имеет юридическое и нравственное толкование.

На уроках обществознания вы рассматривали что означает гражданин именно с юридической точки зрения. Кто такой гражданин?

В юридическом смысле “гражданин”- это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией Российской Федерации.

Какие важнейшие права вы можете назвать?

(право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.)

Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

Что относится к основным обязанностям гражданина России?

 соблюдать Конституцию и законы России.

 Уважать права и свободы других людей.

 Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании. Образовании, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

 В полном объеме гражданин России может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

А можно ли вас назвать гражданами России?

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: “ Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства”.

4. Знакомство с законом о гражданстве.

В законе говориться: (ст.9,12) Если ребенок родился у родителей, являющихся гражданами РФ, он становится гражданином РФ независимо от того места, где он появился на свет.

По общему правилу гражданство детей, не достигших 14 лет, следует гражданству родителей, т.е. при изменении гражданства родителей изменится и гражданство детей. А вот у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать их согласие.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ёще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

Подумайте и скажите. В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах? (ответы детей)

5. А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия “ гражданин”?

Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение “ гражданин”, сколько его духовно- нравственный смысл. Вспомним строки Н. Некрасова: “ Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”.

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, а годы суровых испытаний, не задумываясь отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам “ загадочную русскую душу”.

Давайте вспомним примеры из Великой Отечественной войны. Вы знаете, что среди наших земляков есть герои Советского союза? Они жили не в Ново – Александрове, а в соседних деревнях: Петраково, Пустой Ярославль – Николай Васильевич Харитонов, Василий Андреевич Митрофанов, Иван Никитович Посадский.

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые легкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.

Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в Октябре 2002 года.

В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей.

Спустя сутки террористы отпустили группу детей. Одна девочка, выходя из здании, прижимала к себе плюшевую игрушку. Ее мама в тот момент оставалась в плену.

Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей.

Потом доктор Рошаль, побывавший не в одной “горячей точке” и спасший сотни детских жизней, расскажет журналистам: “ Бандиты разговаривали жестко, очень жестко. У человека перитониальные боли в животе - надо делать операцию, иначе умрет.” Ну и что, – говорит один. Я его сам пристрелю, чтобы быстрее умер”. И что это так показала жизнь.

Душное помещение, все время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться, спорить. На них нацелены автоматы, и женщины_ террористки в любую секунду готовы нажать на кнопку. Вот то, что увидел Л. Рошаль, когда вошел в здание. Неизбежный расстрел заложников террористы репетировали при нем. Но заложники держались мужественно. Однако для 130 заложников этот мюзикл стал последним.

“Я вообще ничего не боюсь”,- повторяет Леонид Рошаль. Не боялся, когда после его 6 часов не выпускали из здания, когда после этого пришлось оперировать раненого в кисть боевика”.

“Когда они не отдавали наших детей, и мы стали говорить об отношении к детям, я сказал, что имею право говорить об этом. Я лечил всяких детей, в том числе и чеченских”.-“ как чеченских?”-“ Вот так, во время первой чеченской войны. В Ачхой-Мартане, в Гудермесе. Если не верите, позвоните по телефону, у вас же есть телефоны, и спросите, кто такой Рошаль и что он делал у вас”

Вместе с доктором Рошалем фактически под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи М.А. Школьникова,Ф. Шахова, А. Панов, В.Пономарев и погибший после штурма О. Маргеламов. Их доктор Рошаль считает настоящими героями. А о себе профессор, доктор медициских наук, хирург с мировым именем сказал так: “ Я не герой, таких как я, сотни”.

После “Норд – Оста” Рошалю была вручена премия “Национальный герой”. Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тыс. операций детям. Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. Леонид Рошаль был и в Беслане в сентябре 2004г, все 3 дня провел у стен захваченной террористами школы вместе со страдающими родителями.

Террористы появились как из под земли. Около школы остановился военный грузовик, из кузова посыпались люди, стрелявшие в воздух и кричавшие “ Аллах Акбар!”. Террористы согнали перепуганную толпу людей на задний двор, из которого не было выхода, а затем в спортзал. “ Это захват. Вы взяты в заложники! Всем молчать”- сказал один из террористов.

Двое других начали доставать из рюкзаков провода и тросы, бомбы разных размеров. Подвешивать заряды террористы заставили самых высоких среди заложников. Систему подвесов разработали с зловещей изобретательностью: между баскетбольными кольцами были натянуты тросы, а уже к ним были на крюках привешены бомбы.

В зале стоял детский плач. “ Заткните их, или я их сам успокою”- сказал один из бандитов, направляя автомат на младенцев.

Одна из женщин попросила у них воды и бинтов для раненого мужчины. “Для вас ничего нет, ни воды, ни еды. Сядь на место и заткнись”- ответил боевик. Тянулись страшные, вечные часы плена. Леонид Рошаль переговаривая с боевиками по телефону говорил: “Пустите меня, я врач мне нужно посмотреть в каком состоянии дети. Я приду с лекарствами, чтобы помочь! Но террористы бросали трубку, надо было снова звонить. Всю ночь 2 сентября доктор вел переговоры с террористами, однако бандиты отказывались принять воду и медикаменты. “ Горцы так не поступают!”- сказал террористам детский врач. На следующий день удалось освободить 26 женщин и детей.

Эта трагедия шокировала весь мир. Она оборвала 333 жизни, в основном детей, сломала судьбы тысяч людей. Леонид Рошаль взывал к мудрости осетинского, ингушского и чеченского народов, чтобы не допустить войны между братскими народами на Кавказе.

6.Размышление.

Ребята, что вы думаете о деятельности этого человека. Можно ли назвать его настоящим гражданином своего Отечества? Какие качества личности Леонида Рошаля позволяют вам так думать?

Конечно ребята, в нашей жизни и в истории нашего отечества мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.

Означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать, только того, кто защищал детей, женщин, стариков в чрезвычайных ситуациях?

Можно ли в повседневной жизни проявить свою гражданскую позицию? Как?

7.Тренинг.

Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…

8.Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками? .

Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.

Молодые люди участвуют в восстановлении храма.

Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

9.Размышление о Родине.

Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина? О Родине о любви к роде сложено много поговорок. Посмотрите на некоторые из них и выберите для себя три. Многие выбрали пословицы о своей стороне, а что это значит для вас?

А знаете ли вы историю своего села?

Как видите и в вашем селе не мало людей которых можно назвать гражданами своего Отечества.

Гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему.

Но знать и хотеть мало. Гражданин действует.

Он понимает, что без его действий ничего не изменится. А что, скажете вы, может сделать школьник, во всем зависящий от родителей? Оказывается много!

10. Приведите примеры гражданского поведения.

Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть как гибнет природа его родного края - он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.

Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников старины.

Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.

11.Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?

(Уважать законы. Быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным. Уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки ит.д.)

Вывод.

Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.

Спасибо, дорогие ребята за то, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности. И я уверенна, что вы станете настоящими гражданами России.

Спасибо за работу, желаю вам всего доброго!