Евгений онегин вывод по 2 главе. Анализ «Евгений Онегин» Пушкин. Краткий анализ глав

В огромном и чистом зеркале романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» читатели узнавали современность, узнавали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду. Они услышали живую, разговорную, прерывистую, искреннюю и потому вдвойне обольстительную речь лучшего из современников. Все характеристики образов были не случайными, не взятыми из ниоткуда, из одного лишь воображения. Они представляли собой срез эпохи.

Поэтому интересны для рассмотрения не только образы главных героев романа, но и второстепенных, которые описаны не менее правдиво и живописно.

Так, часть второй главы (с 6-ой по 12-ую) поэт посвящает характеристике образа Ленского. Он метко подмечает в герое особенные, отличительные черты. Но нам интересны три строфы — 10−12, в которых характеристика Ленского наиболее лаконична и конкретна.

Но прежде чем обратиться к анализу этих строф, следует отметить, что в первоначальных набросках поэмы Ленский представлен как «крикун, мятежник и поэт». Он привез из германского университета не только «вольнолюбивые мечты», но и «негодованье, сожаленье» и даже «жажду мщенья».

Таким образом, сначала Ленский рисовался Пушкину значительнее, ближе к нему самому: это будущий декабрист. В окончательном формировании образа поэт отказался от этих черт, и в багаже вернувшегося из-за границы русского юноши сохранились только неопределенные «вольнолюбивые мечты» да еще «всегда восторженная речь и кудри черные до плеч».

Пушкин сделал Ленского проще, рядовым представителем дворянской молодёжи. Владимир так нежен и неопытен, и можно сказать, чист в своих стремлениях, что он не видит разницы между своим собственным вымыслом и реальностью:

Он пел любовь, любви послушный,

И песнь его была ясна,

Как мысли девы простодушной,

Как сон младенца…

Так говорит автор о своем герое, имея в виду, что Ленский сочинял стихи. Так и в ночь перед дуэлью он будет писать Ольге последние стихи, в то время как Онегин крепко спал… Эта деталь — занятия стихотворным творчеством — видимо очень важна для Пушкина. Эта одна из тех черт, которая должна была роднить героя с автором. Она подчеркивала не только романтичность Ленского, но и его способность глубоко и искренне чувствовать (неслучайно здесь используется метафорическое сравнение «как сон младенца»).

Он пел разлуку и печаль,

И нечто, и туманну даль…

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет.

В этих строчках звучит ирония по поводу творчества героя. Пушкин, как истинный мастер слова, пытается подчеркнуть типичность чувств Ленского. Ведь все поэты в восемнадцать лет пишут об увядании жизни и чувств. Хотя их жизнь только начинается, и что такое «закат» они еще, собственно, не понимают.

Господ соседственных селений

Ему не нравились пиры;

Бежал он их беседы шумной.

Их разговор благоразумный…

В пустыне, где один Евгений

Мог оценить его дары…

Далее следует очень сжатый портрет героя, каким его представляли соседи-помещики: «Богат, хорош собою Ленский // Везде был принят как жених…» Причем фраза «хорош собою» относится, скорее всего, не к портрету героя, а к его способности выступить женихом для помещичьих доче:.

Все дочек прочили своих

За полурусского соседа…

Вообще появление на страницах романа Ленского, и то, что он стал другом Евгения — важный приём. С помощью Владимира, его открытого взгляда на жизнь, все образы становятся ярче и драматичнее. Он как ребенок, устами которого глаголет истина.

Анализ второй главы романа «Евгений Онегин»

Вторая глава посвящена в основном Ленскому. Содержание ее: занятия Онегина в деревне, его взаимоотношения с соседями; характеристика Ленского, его любовь к Ольге; характеристика Ольги и Татьяны; характеристика Лариных. Глава статична, в ней почти нет движения. Она вся построена по принципу параллелизма: Онегин - Ленский, Ленский - Ольга, Ольга - Татьяна, Татьяна - Онегин. Оказавшись в деревне, Онегин сближается с Ленским, и они становятся «от делать нечего друзья». Ленский и Онегин противоположны по восприятию жизни, по отношению к ней: с одной стороны, романтик, идеализирующий жизнь, с другой - холодный скептик, во всем разочаровавшийся. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Их сближает тот круг социально-политических, этических и философских вопросов, который был общим для всей передовой дворянской молодежи:

И предрассудки вековые,

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

Другая параллель: Ленский - Ольга. Они не противоположны, по они и не сходны. Ольга - заурядная, посредственная натура, хотя и очень мила. Пока непонятно, как Ольга могла стать предметом безумной любви поэта. Они сходны только в одном: в отношении к предмету своей любви.

Ах, он любил, как в наши лета

Уже не любят; как одна

Безумная душа поэта

Еще любить осуждена.

Жажда любви, стремление быть любимым, свойственные юному возрасту (Ленскому нет еще и восемнадцати лет), не позволяют Ленскому разглядеть, что Ольга не стоит такой любви, на какую он, поэт, способен. Понятно, почему он «сухо отвечал» на замечание-вопрос Онегина: «Неужто ты влюблен в меньшую?.. Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». А Ленский, собственно, и не выбирал:

Чуть отрок, Ольгою плененный,

В тени хранительной дубравы

Сердечных мук еще не знав,

Он разделял ее забавы,

Ее младенческих забав;

«горячкой юных лет». И Ольга любит Ленского потому, что хочет любить, потому, что видит, чувствует его любовь к себе. Она и не подозревает, какой огонь зажгла в душе поэта, ей недоступны такие тонкие его размышления, как, например: «Он верил, что душа родная соединиться с ним должна». И неудивительно, что, оплакав его гибель, Ольга вскоре выходит замуж за улана: ею руководит та же потребность любить и быть любимой.

Ленский и Повествователь... Повествователь критически относится к Ленскому как поэту-романтику и судит его поэзию за бессодержательность и слащавость:

Так он писал темно и вяло.

Что романтизмом мы зовем,

Хоть романтизма тут нимало

Не вижу я...

Но Ленский дорог ему как человек особого душевного склада; ему мила его душевная тонкость, «пылкий и довольно странный ум»:

Цель жизни нашей для него

Была заманчивой загадкой,

Над ней он голову ломал

И чудеса подозревал.

Ленский близок Повествователю и своим поэтическим вдохновением. Повествователь любит в нем свою собственную юность, любит то душевное состояние, которое с годами безвозвратно уходит, - состояние возвышенной мечтательности. Не всем дано пережить в юности такое состояние, а кто пережил его, тот дорожит им хотя бы как воспоминанием. Не потому ли и Онегин так снисходительно слушает Ленского:

Он слушал Ленского с улыбкой.

Поэта пылкий разговор,

И ум, еще в суждепьях зыбкой,

Онегину все было ново;

Он охладительное слово

человека эта прекрасная пора. Поэтому так трогательно-возвышенно описана его смерть:

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по склону гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.

Онегин к юноше спешит,

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Автор «уводит» Ленского из жизни потому, что он интересен и дорог ему (и читателю) только своим душевным состоянием юношеской возвышенности. Такое состояние не вечно. В каком направлении мог развиваться Ленский? Две возможные дороги жизни Ленского предсказаны автором: одна - путь великого поэта или крупного общественного деятеля, другая - удел помещика маниловского типа. Обе ведут к гибели: первая - к физической, вторая - к моральной. Ленский же «из Германии туманной привез учености плоды: вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный».

Трагическая гибель Ленского намечена эпиграфом к шестой главе. «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно» (Петрарка). А вот как объясняет неизбежность трагической гибели Ленского А. И. Герцен: «Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского, другую жертву русской жизни, оборотную сторону Онегина. Это - острое страдание рядом с хроническим. Это - одна из тех целомудренных, чистых натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде; приняв жизнь, они больше ничего не могут принять от нечистой почвы, разве только смерть. Эти отроки - искупительные жертвы - юные, бледные, с печатью рока на челе, проходят как упрек, как угрызение совести, и печальная ночь, в которой «они существовали», становится еще чернее».

Анализ второй главы Евгения Онегина. К чему Гораций упомянул Русь в своих «Сатирах»? Дзен-буддизм на лоне деревенской природы. Созерцание «пустоты» для обретения чистого знания. О чём в книге Стерна о Тристаме Шенди, Евгений поучал Йорика и какое отношение это имеет к Ленскому? Демоны, гении и «чёрный человек». Характеры Pachette, Ольги и Татьяны, как энциклопедия парадоксов русской души. Почему Россия адекватно подходит на позицию «избранной страны»?

Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

А.С. Пушкин «Деревня»

Для эпиграфов ко второй главе «Евгения Онегина» Пушкин выбрал два восклицания. Одно из произведения древнеримского поэта Горация «Сатиры», «O, Rus!», а второе просто «О, Русь!». Владимир Набоков в комментариях называет это не более, чем «каламбур». Похожий каламбур он нашёл в эпиграфе к одной из глав книги Стендаля «Красное и чёрное». В шестой главе второй книги «Сатиры», Гораций рассуждает о природе поэтического творчества и его зависимости от «меценатов» и конкретно от своего покровителя Гая Цильния Мецената. Поэт начинает главу так:

Вот в чем желания были мои: необширное поле,
Садик, от дома вблизи непрерывно текущий источник,
К этому лес небольшой! - И лучше, и больше послали
Боги бессмертные мне; не тревожу их просьбою боле,

Свободное творчество, да и вообще произвольные размышления на общие темы, тем чище и объективнее, чем меньше человек связан необходимостью выражать чьи либо интересы и от кого-то зависеть. Гораций переживает, что уже много лет он стал приближен к Меценату и тот почитает его «в числе своих». В результате многие завистники восклицают в голос «Любимец Фортуны!». И поскольку он близок к сильным мира сего, то уж наверняка знает, где находится «обещанная земля для воинов» и все дивятся тому, что он действительно не знает где находится «обещанная земля». В результате Гораций мечтает увидеть поля и деревню, чтобы наслаждаться забвением.

О, когда ж я увижу поля? И дозволит ли жребий
(оригинал О rus , quando ego te aspiciam)
Мне то в писаниях древних, то в сладкой дремоте и в лени
Вновь наслаждаться забвением жизни пустой и тревожной!

В одном из первых вариантов, повторяя Горация, Пушкин начинал вторую главу так:

Деревня, где скучал Евгений,
Была пустая сторона.

Вряд ли Пушкин знал о том, что понятие о «пустоте» является центральным в дзен-буддизме, но идея Горация близко напоминает главный смысл идеи «чистого созерцания». В буддизме полагают, что для понимания истинного содержания мира, нужно держать себя «в пустоте». Если человек чем-то наполнен, то как он может вместить в себя идею природы? Для оригинального творчества там уже не будет места. Прежде чем что-то делать, нужно вначале освободиться от предрассудков и стереотипов окружающего мира. Желания разных людей и обществ часто противоречат между собой. Существует ли истина, которая не зависит от человеческих желаний или отражает желание сразу всех вместе? Какую позицию должен занять свободный поэт? Чистое созерцание позволяет полностью освободиться от влияния толпы на творчество, но, как показано в книге Горького «История пустой души», то есть «Жизнь Клима Самгина», чтобы понять мир, одной «душевной пустоты» оказывается мало. Для синтеза идеологии требуется личное отношение. В рассказе «Египетские ночи», Чарский просит поэта импровизатора придумать стихи на тему «поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права управлять его вдохновением».

Поэт идет: открыты вежды,
Но он не видит никого;
А между тем за край одежды
Прохожий дергает его…

А кто будет дёргать поэта за край одежды в деревне? В тишине уединения, поэт может летать подобно орлу. В «Сатирах» Горация, дальше по тексту, приводится небольшая притча о двух мышах - деревенской и городской. Одна живёт относительно свободно и питается тем, что даёт ей природа, «кучкой сухого гороха», «овсом» или даже «куколью с мякиной». Городская мышь питается объедками со «вчерашних великолепных пиров» среди «пышных палат» и «блестящего пурпура». Городская мышь приглашает деревенскую в гости и угощает, «как прилично хозяйке». Но, не смотря на то, что деревенская мышь была «так весела на пиру», пир всё же оказался чужим. Когда хлопнула дверь и послышалось лаяние псов, полумёртвые от страха крысы - и хозяйка, и гостья начали бегать кругами по затворённой зале. В результате деревенская мышь сделала вывод:

Жизнь такая ничуть не по мне! - тут сказала
Деревенская мышь: - наслаждайся одна, а я снова
На гору, в лес мой уйду - преспокойно глодать чечевицу!

Свободная и независимая жизнь в деревне противопоставляется пиру на чужом празднике. У разных людей и даже народов свои представления о чужих пирах. Так, например, недавняя российская телевизионная мода на программы типа «точь в точь» или «голос» акцентирует внимание на качестве повторения старых хитов и шлягеров, а независимое и оригинальное творчество девальвировано. Даже такая известная премия, как «Своя колея», название которой восходит к известной песне Владимира Высоцкого «Чужая колея» полностью игнорирует оригинальный смысл его песни. Нет сомнения, что это очень хорошо вручать премии тем, кто занимается нужными и полезными делами, которые можно повторять кому угодно, но ведь Высоцкий пел совсем о другом. Его колея - это колея личной оригинальности, подражать которой совсем не стоит. Повторение и подражание гению всегда останется только подражанием, подделкой. В мире свободного творчества, индивидуальное, пусть и не гениальное, но своё собственное, имеет значительно больший вес.

Я грязью из-под шин плюю
В чужую эту колею.
Эй вы, задние, делай как я!
Это значит - не надо за мной.
Колея эта - только моя,
Выбирайтесь своей колеёй!

В мире существует много религий, традиций, писаний и проч., использующих понятие о «боге». Предположим, что «бог» действительно существует и решил добавить несколько слов к тому, что (предположительно) он ранее сам создал. Должен ли он ориентироваться на ту или иную традицию или религию? Должен ли он подражать самому себе? Как он будет относится к прохожему дёргающему его при этом за край одежды? Успех той или иной религии или идеологии обыкновенно вызван тем, что её содержание отражает желание того народа или социальной группы, к которой обращено. Новый завет отражал интересы желавших объединиться вокруг «религии чуда». Идеи умирающего и воскресающего бога были близки многим народам в Средиземноморье. Египетские евреи хорошо принимали «мессианскую идею», а митраистские таинства типа евхаристии не вызывали у них никакого внутреннего протеста. С другой стороны, вавилонские евреи, оставшиеся не у дел, получили Талмуд - высоконационалистическое учение, ставящее изучение и анализ старых иудейских книг во главу угла. Коран, созданный посреди аравийских пустынь, был адекватен воинственному духу арабских народов. Если предположить, что в каждом случае автором «святого текста» был один и тот же «бог», то он создавал продукты своего творчества в согласии с желанием конкретной аудитории: иначе - кто бы стал его слушать? Если же речь идёт не о том, чтобы удовлетворять очередное желание толпы, но спокойно рассмотреть реальные принципы по которым построен наш мир, заниматься медитацией или песнопениями не требуется. И «чистое созерцание» в деревне, в пустоте, где никто не дёргает за край одежды, должно быть вполне адекватно поставленной задаче.

На принципе «созерцания пустоты» основаны такие виды искусства, как экибана и каллиграфия. Если соединить цветы в определённой комбинации, то получившийся натюрморт передаёт определённое настроение, не имея никакой прямой связи с реальной природой. Каллиграфический текст создаёт настроение независимо от того, что именно содержится в самом тексте. Образно-ассоциативный подход раскрывает абстрактные идеи независимо от использованных технических приёмов, но никакая живопись без красок невозможна: не может быть экибаны без цветов, а каллиграфии без алфавита.

В стихотворении «Деревня», Пушкин рисует и реальную жизнь «приюта спокойствия трудов и вдохновения» первой половины XIX века. После долгого перечисления без красок «мирного шума дубров», «тишины полей» и других достоинств русской деревни, он отмечает царящий здесь «убийственный позор невежества». Социальные условия в которых жили крепостные крестьяне были катастрофическими. Даже отмена крепостного права по манию царя Александра II не привела к заметному улучшению положения русского народа, а только усугубила все противоречия до такой степени, что фатальное саморазрушение всей общественной инфраструктуры в конце концов оказалось неизбежным. Сегодня многие пытаются найти виновных в революции 1917 года… Если бы что-то пошло иначе, если бы «немцы не финансировали Ленина», если бы среди революционеров не было столько евреев и проч., то жизнь по прежнему была бы «прекрасной» и мы бы не потеряли ту Россию, которую мы «потеряли». Но как при наличии такого «дикого Барства» и «тощего Рабства» можно было избежать фатального краха всей государственной и социальной системы? Это рано или поздно, но обязательно должно было случиться, хотя восхождение «прекрасной Зари» над «отечеством, просвещённым Свободой» о котором пророчествовал Пушкин, было отнюдь не таким прекрасным, как о том можно было бы мечтать.

Имя главного героя, Евгений, по которому назван весь роман, встречается в книге Стерна о Тристраме Шенди. Воюя со стереотипами в искусстве, Стерн рисует степенного и рассудительного Евгения общающегося с шутливым и беспечным Йориком. Стерн под Евгением имел в виду своего приятеля Холла-Стивенсона, с которым подружился будучи студентом Кембриджского университета. Холл был человеком весьма эксцентричным, любил бросать вызов английскому лицемерию и чопорности. Круг его друзей, в который входил и Стерн, называли «бесноватым», но в своём романе, Стерн иронически наделяет Евгения «благоразумием». Йорик же представлен философом, отважно бросающемся на амбразуру общественного безразличия и невежества и героически гибнущим за правду. Этот неоправданный героизм в борьбе с равнодушным обществом, Стерн подробно обсуждает, вспоминая известную фразу из Гамлета «Увы, бедный Йорик». Во второй главе «Евгения Онегина» фразу «Poor Yorick» произносит Ленский у могилы «смиренного грешника, раба и бригадира» Дмитрия Ларина.

Разумный Евгений поучает Йорика о том, как нужно жить. В первоначальных замыслах Пушкина, текст второй главы должен был содержать суть споров и диалогов между Онегиным и Ленским. Поучения Евгения в «Тристраме Шенди» могут дать представление о примерной сути этих пропущенных диалогов.

Месть пустит из отравленного угла позорящий тебя слух, которого не опровергнут ни чистота сердца, ни самое безупречное поведение. - Благополучие дома твоего пошатнется, - твое доброе имя, на котором оно основано, истечет кровью от тысячи ран, - твоя вера будет подвергнута сомнению, - твои дела обречены на поругание, - твое остроумие будет забыто, - твоя ученость втоптана в грязь. А для финала этой твоей трагедии Жестокость и Трусость, два разбойника-близнеца, нанятых Злобой и подосланных к тебе в темноте, сообща накинутся на все твои слабости и промахи.

Лучшие из нас, милый мой, против этого беззащитны, - и поверь мне, - поверь мне, Йорик, когда в угоду личной мести приносится в жертву невинное и беспомощное существо, то в любой чаще, где оно заблудилось, нетрудно набрать хворосту, чтобы развести костер и сжечь его на нем.

Йорик гибнет.

Десять раз в день дух Йорика получает утешение, слыша, как читают эту надгробную надпись на множество различных жалобных ладов, свидетельствующих о всеобщем сострадании и уважении к нему: - - тропинка пересекает погост у самого края его могилы, - и каждый, кто проходит мимо, невольно останавливается, бросает на нее взгляд - - и вздыхает, продолжая свой путь: Увы, бедный Йорик!

«Владимир Ленский» несколько созвучно с «Владимир Ленин». И Ленин и Ленский это фамилии произошедшие от названия большой сибирской реки Лены. Ленин, подобно Ленскому, привёз из Германии в Россию «геттингенскую учёность» и вольнолюбивые мечты. В одном из вариантов романа, Пушкин называет Ленского «крикун, мятежник и поэт» и что «часто гневною сатирой одушевлялся стих его», Ленский мог стать похожим на стерновского Йорика. Имя «Евгений» может иметь забавное толкование Ев-Гений… то есть «гений у Ев», имея в виду его пристрастие к женскому полу, и большого специалиста в «науке страсти нежной». Современное значение слова «гений», как особенно талантливого человека, раньше имело несколько иной смысл. В греко-римской мифологии гении - это личные духи человека, заботящиеся о нём при жизни, помогающие покинуть мир живых и спуститься в Аид. Фактически гений это синоним демона. Сократ описывал своего личного даймона-демона, как внутренний голос, всегда предупреждавший философа, когда тот хотел совершить неправильный поступок. Гений Сократа напоминает ангела Азраила, того самого, которого в стихотворении «Пророк», Пушкин встретил на перепутье. Холодного аналитика Онегина можно сравнить со «злобным (ев-)гением», нарисованном в стихотворении «Демон»:

Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел -
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

У Пушкина «гений» не только скептик или ангел-хранитель, но и «друг парадоксов». Наличие парадокса не предупреждает или защищает, а только указывает на принципиальную неоднозначность ситуации и требует более глубокого её рассмотрения и изучения. Демон может быть двойником натуры или вторым я. Тайное посещение «злобного гения», язвительные речи, вливающие в душу хладный яд могут быть описанием ситуации, когда человек начинает спорить с самим собой. Психологически вполне допустимо сосуществование в одном человеке двух и более противоположностей. Онегин и Ленский, несмотря на то, что «лёд и пламень не так различны меж собой» вполне могут быть рассмотрены как два альтер-эго одного и того же человека. Характерным примером является стихотворение Есенина «Чёрный человек». К поэту на кровать садится некий злобный (Ев-)гений, называющий поэта «прохвостом», «забулдыгой», «авантюристом самой высокой марки», «кого-то бесстыдно обокравшим жуликом и вором», а его творчество «рассказом длинноволосого урода прыщавой курсистке о мирах». Когда поэт кидает в морду Чёрного человека трость, то оказывается, что при этом он разбивает своё собственное отражение в зеркале. Неизвестно, истекал ли Ленский половой истомой когда читал стихи своей Ольге и были ли у неё прыщи, но ситуация довольно похожая.

Созерцательное погружение в себя и свои проблемы уводит от реальностей окружающего мира. Не вдаваясь глубоко в подробности социальных противоречий на Руси, Онегин заменил барщину на оброк, сидя при этом в «замке». Слово «замок» в применении к дому Евгения опять относит к роману Чарльза Метьюрина «Мельмот Скиталец», когда ничего не подозревающий Джон Мельмот приехал в имение своего дяди для получения наследства и стал участником странной истории со своим тёзкой - монстром. Первоначально в тексте «Евгения Онегина» использовалась строка «Свободы сеятель пустынный», замененная позже на «В своей глуши мудрец пустынный». К церемониям и обрядам местных жителей Евгений отнёсся с полным пренебрежением. Аналогичное описание встречается у Монтеня в «Опытах»:

Было бы большой неучтивостью даже по отношению к равному, а тем более к тому, кто занимает высокое положение в обществе, не быть дома, если он предуведомил нас о своем прибытии. я частенько забываю как о той, так и о другой из этих пустых обязанностей, поскольку стараюсь изгнать из моего дома всякие церемонии. Есть люди, которые иногда на это обижаются. Но что поделаешь!

В результате Онегин прослыл «фармазоном, пьющим стаканом красное вино». Традиция на Руси - это очень важное дело… Белинский назвал «Евгения Онегина» энциклопедией русской жизни. Действительно, описание семьи Лариных это энциклопедия парадоксов русского национального характера. Первоначальный замысел Пушкина, как отмечает Набоков, включал всего одну дочь, причём её имя могло быть Наташа. Комбинация «вдова и дочь» встречается у Пушкина несколько раз. В «Медном Всаднике» и «Домике в Коломне» дочь вдовы звали Параша. В Евгении Онегине, Парашей зовут вдову, хотя её имя появляется только вскользь и во французской интерпретации - «Pachette», то есть «Пашенька». В поэме «Граф Нулин», Наташей звали главную героиню, а Параша была её работница.

Pachette с детства любила романтические романы, однако не потому, что прочла, а потому что её московская кузина ей часто об этом твердила… то есть как «одна влиятельная бабка сказала». Алина то же самое что и Акулина. Имя «Акулина» ассоциировалось с несколькими Акулинами Ивановнами, хлыстовскими богородицами. Такое же имя придумала себе Лиза из повести Белкина «Барышня-крестьянка». Принятие православия на Руси произошло под сильным влиянием «византийской кузины». Реформа Никона заменила двуперстие на щепоть благодаря тому, что об этом много говорила «греческая кузина». Мнение «княгини Марьи Алексевны» среди русской аристократии всегда имело определяющее значение, однако это не всегда нравилось в широких народных кругах и привело в XVII веке к расколу.

Pachette очень нравился «игрок и гвардии сержант». Звание гвардии сержанта в большей степени обладало блестящим ореолом, нежели практической значимостью: для Pachette главное значение имели внешние формы перед содержанием. В реальной жизни всё оказалось значительно сложнее. После того, как муж увёз её в деревню, Паша показала свою истинную сущность, а именно стала властной, самодержавной хозяйкой, твёрдо стоящей на ногах. Знатоки учения Фрейда могут здесь порассуждать о дефиците мужской функции. Если муж ни рыба ни мясо, то жена должна взять его функции на себя, оставшись при этом женщиной. Это аналогично полному подчинению исполнительной власти парламента и суда: когда есть управляющий без хозяина или религия где функция определяет идею. Интересно, что Pachette или Параша - это женский вариант имени Павел. Христианская организация была создана св. Павлом на основании культа личности Иисуса по тому же принципу как Сталин создал социалистическую систему на основании культа личности «вождя мирового пролетариата». В обоих случаях революционная, законодательная, активная мужская функция «основателя учения» стала второстепенной по отношению к культово-обрядному механизму пассивной женской функции. Ещё одна интересная «русская» черта, высказанна в следующих стихах:

Зовут соседа к самовару,
А Дуня разливает чай,
Ей шепчут: «Дуня, примечай!»
Потом приносят и гитару:
И запищит она (бог мой!):
Приди в чертог ко мне златой!..

Россию до революции 1917 года иногда называли «Тюрьмой народов». После возникновения СССР, она превратилась в «нерушимый союз свободных республик». Когда в результате «перестройки» и «ускорения», идеология коммунизма приказала долго жить, то нерушимый союз распался на множество независимых стран, некоторые из которых стали относиться к России с большой враждой, а время проведённое в составе Российской империи, считать своеобразным «российским игом». Интересно, что памятник «Дружбы народов» на ВДНХ выполнен в «золотом стиле». Покровительство сильного государства часто происходит в «золотом чертоге» и государство покровитель немногим отличается от Золотой Орды. Если независимость народа или государства продаётся за крышу «большого брата», это конечно полезно, но рано или поздно неизбежно приведёт к Куликовской битве, когда золото и материальные интересы уже не играют никакого значения.

Посещение могилы смиренного Дмитрия Ларина Ленским, возвращает к рассуждениям о целях в жизни и при этом пути обоих фальшивы: они оба «прогнулись под изменчивый мир». Один держался русла, «ловил течение подальше от крутых берегов» и приплыл…. Но ведь «грустно мир оставить без приметного следа». Противоположная стратегия так же печальна. Ленский попробовал мир и его традиции на прочность и от него также остался только неприметный и простой памятник у которого любит лишь отдыхать пахарь и где у молодой горожанки «слеза туманит нежные глаза». Пушкин пародирует Шекспира. В Гамлете, фраза «Увы, бедный Йорик» адресована шуту, а в «Евгении Онегине» «господнему рабу и бригадиру», что отсылает к комедии Фонвизина «Бригадир». В черновиках Пушкин называл Pachette «бригадиршей». В России с бòльшей теплотой принимают «раба и бригадира» чем «бунтаря и поэта», поэтому при первой возможности «русский Осиан» может превратиться в «игумена земли русской» без особого зазрения совести. Для православной идеологии, значительно важнее обеспечить Сергею Есенину «святость» доказав, что его убили, чем детально проанализировать внутренние противоречия которые привели его к самоубийству: это слишком сложно. А кому важны реальные чувства?

Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.

Имя «Татьяна» может быть интерпретировано многими способами. Одна версия, что это имя греческое и означает «повелительница», «учредительница». Имя эмоциональное и твёрдое. В нём звучит решительность, самоуверенность и даже некоторая мужественность. Другая интересная версия - это происхождение имени Таня от финикийской богини Танит или Таннита. По характеру эта богиня вполне подходит к образу Татьяны Лариной. Таннита - аналог богини Луны Астарты, римской богини Юноны или богини Иштар шумеро-аккадского пантеона. Арамейские тексты из Верхнего Египта показывают, что Астарта была женой бога Яхве и её культ существовал до VI века до н. э. На арамейском языке, слово «Танья», означает «Учение». Ликутэй Амарим или «Танья» - это основополагающая книга хасидизма и течения Хабад.

Забавна также интерпретация Тани, как Тать-Яна. Древнерусское слово «тать» означает «похититель», а «татиный» значит «воровской». Получается, что Татьяна - это «похититель Яна». Ян - это мужское имя произошедшее от еврейского имени Йоханан означающее на иврите «Яхве помиловал». Не исключено также, что имя Ян произошло от имени греческого бога Янус. Это двуликий бог дверей и переходов. Он изображался с двумя лицами обращёнными в противоположные стороны. Первое - это лицо молодого человека, смотрящего в будущее, а другое - лицо бородатого старца, смотрящего в прошлое. Слово «Янус» родственно латинскому слову «дверь». От этого же слова произошло название зимнего месяца «январь». Интересно, что в качестве своего атрибута Янус имел ключ которым отпирал и запирал небесные врата, чему у него впоследствии научился Святой Пётр. Таня очень любила зиму и вставала со свечами «при отуманенной луне» встретить зарю. Взгляд на восход - это одна сторона двуликого бога, а на какое прошлое смотрит вторая сторона Татьяны?

Сам Пушкин относился к своей Татьяне достаточно свободно. В одном из вариантов к Евгению Онегину, обращаясь к Гомеру, он сравнивает Татьяну с греческой Еленой. В «Гавр-иллиаде» Елена сравнивается с девой Марией.

Твоя Киприда, твой Зевес
Большой имеют перевес
Перед Онегиным холодным
Пред сонной скукою полей
Перед Истоминой моей
Но Таня, присягну, милей
Елены пакостной твоей

Другой раз, пародируя статью с безобразными иллюстрациями в «Невском альманахе» про «Евгения Онегина», он пишет о Татьяне:

Пупок чернеет сквозь рубашку
Наружу сиськи - милый вид!
Татьяна мнёт в руке бумажку,
Зане живот у ней болит:
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на подтирки изорвала
Конечно «Невский альманах».

Характер Татьяны, описанный Пушкиным всего в нескольких строфах, даёт вполне ясное представление об этой девушке. Если Ольгу и Татьяну считать разными сторонами русского психологического портрета, то в одном и том же народе должны сосуществовать практически ортогональные черты и свойства. Идеал Татьяны неизменен: даже выйдя замуж она остаётся верной своей любви. Для Ольги не имеет большого значения - улан или поэт, хотя по характеру поэт и военный ортогональны друг другу. О том, что русский народ неоднороден рассказывает история раскола. В отличие от староверов, никонианам было достаточно безразлично как креститься - двуперстием или щепотью.

Историки рассказывают, что первым на Руси стал дружить с татарами приёмный сын хана Батыя, Александр Невский. Не смотря на это, он был прославлен в лике святых и недавно занял первое место в конкурсе «Имя России», что очень показательно. В XIV веке открытая оппозиция татарскому игу была жестоко подавлена Иваном Калитой, заключившим с татарами союз, превративший русичей в вассалов у Золотой Орды. Это характер Ольги. Правда, «огонь в потупленых глазах» и «лёгкая улыбка на устах» отражают, что же в действительности ожидает её избранника. Союз с Ордой имел большое политическое значение и обеспечил в XIV веке время «великой тишины», но что можно сказать про национальное самосознание народа, обеспечившего себе мир ценою потери независимости? Куликовская битва произошла только благодаря совсем другим качествам, а именно - характеру Татьяны. Даже если она сдаст Москву и будет в союзе с Ордой, то рано или поздно, обязательно устроит бой на смерть.

После революции 1917 года, в России очень легко и быстро забыли свою «веру русскую», то есть православие и приняли «веру немецкую», то есть марксизм. После буржуазно-демократической «перестройки», так же просто и легко вернулись к своей старой вере. Это характер Ольги. Как-то я прогуливался около храма Христа Спасителя в ночь на Рождество Христово. Площадь была пустынна, хотя я насчитал около десяти автобусов с военными, приехавшими для создания оцепления. Я спросил одного военного - а что здесь происходит? Он мне ответил «Нам не доводили». Другой военный сказал мне, что «у них там праздник какой-то». А это чей характер? Татьяна понимает, только истинные чувства, никакой синтетики, даже если эти чувства позаимствованы из французских книг. В романе

Она любила на балконе
Предупреждать зари восход ,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.

В день Троицын, когда народ
Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слёзки три

В первом случае имеется в виду реальный восход Солнца, а во втором, пучок ритуальной травы, используемый в языческом обряде. Не сразу можно понять, что «Троицын день» не имеет никакого отношения к христианской «Троице». Принятие христианства на Руси отнюдь не было решением свыше, как это считается в рассказе про князя Владимира. На Руси никогда бы не приняли душой «государева решения». Но, если об этом так много говорила «византийская кузина», тогда другое дело. Поскольку греко-римская религия была принята сердцем, а не умом, возникло явление, названное «двоеверием». Старые родные славянские языческие обряды срослись с христианскими в нечто совершенно уникальное и отражающее русский национальный колорит: «масленица», «подблюдные песни», «троицын день», а по небу, подобно Перуну, летает Илья Пророк.

Конспект открытого урока литературы по теме «Татьяны милый идеал…».

(Сравнительная характеристика Татьяны и Ольги)

(18.12.2014 г.)

Цели урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Методы и приемы:

    аналитическая беседа;

    культурологический комментарий;

    презентация;

    эвристическая беседа;

    словесный (слово учителя).

    репродуктивный (беседа по рассказу).

    наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации).

    частично – поисковый (нахождение ключевых слов в тексте).

    практический (чтение текста с остановками)

Оборудование: презентация, иллюстрации к роману, портреты главных героинь.

Татьяна - существо исключительное,

Натура глубокая, любящая, страстная...

В.Г. Белинский

Ход урока

I . Организационный момент.

Ребята, сегодня мы продолжим работу над романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Наша задача – раскрыть образы Татьяны и Ольги. А как вы думаете, почему эпиграфом к уроку взяты строчки В.Г. Белинского «Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная»? Верно, потому что именно Татьяна является идеалом А.С. Пушкина, воплощением пушкинских представлений об идеальной женщине. И в этом нам с вами предстоит убедиться.

II . 1. Вступительное слово учителя.

Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. Что касается образа Ольги, он не является центральным, но её характер служит не только фоном для образа Татьяны, но и интересен сам по себе.

Давайте обратим внимание на имена героинь.

2. Культурологическая справка.

    Татьяна – древнегреческое имя, «учредительница». С де6тства отличается эмоциональностью, хранительница домашнего очага, спокойная. С возрастом появляется больше терпимости.

    Ольга – древнерусское имя, «святая, священная». Волевая, активная, упрямая, в вечных проблемах. Серьёзная, вдумчивая, но очень ранимая и обидчивая.

К концу урока нам предстоит определить, схожи ли характеры героинь со значением их имён.

3. Анализ второй главы «Евгения Онегина».

С чего начинается вторая глава? (подтвердить цитатами из текста). (I )

(Начинается с описания деревни, где скучал Евгений. Описание деревни:

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.)

Чем занимается Онегин в деревне? (IV )

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

Что означают строчки «ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил»? (культурологический комментарий )( Барщина - повинность, отбываемая крепостными и временно обязанными земледельцами в пользу землевладельца, в основном за предоставление в их пользование части земли. Оброк - отходящий промысел, как правило, несвязанный с сельским хозяйством. Крестьяне приносили с оброка деньги. Оброк считался не только более легкой формой крепостной зависимости, но и путем к освобождению крестьян).

Какие отношения у Онегина с соседями? (V ) (Сначала все к нему приезжали, но Онегин не хотел с ними общаться, они казались ему скучны).

Как происходит знакомство с Владимиром Ленским? (VI ) (Красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт, Владимир был чист душою, невинен, наивен. Его душа и разум стремились к высокому и прекрасному).

Как был принят Ленский в деревне? (XII ) (Как жених, так как был богат и хорош собою).

Что об этом думает Ленский? Хочет ли он жениться? («Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть»).

Они сошлись... Найдите строчки, которые описывают отношения Онегина с Ленским? (XIII ) (Ленский и Онегин противоположны по восприятию жизни, по отношению к ней: с одной стороны, романтик, идеализирующий жизнь, а с другой – человек, во всём разочаровавшийся).

Что сближает Онегина и Ленского? (XVI ) (Их сближает тот круг социально-политических, философских вопросов, который был общим для всей передовой дворянской молодёжи).

Когда происходит знакомство с Ольгой? Найдите её описание. (XXI и XXIII )

Чуть отрок, Ольгою плененный,

Сердечных мук еще не знав,

Он был свидетель умиленный

Ее младенческих забав;

В тени хранительной дубравы

Он разделял ее забавы,

И детям прочили венцы

Друзья-соседы, их отцы.

В глуши, под сению смиренной,

Невинной прелести полна,

В глазах родителей, она

Цвела, как ландыш потаенный,

Незнаемый в траве глухой

Ни мотыльками, ни пчелой.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Все в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Позвольте мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

Казалось бы, поэт восхищается чистотой и обаянием героини. Пушкин нарисовал великолепный портрет безупречной красавицы, но всё же не считает её образцом совершенства и предметом восхищения. Что же смущает поэта? Какие недостатки мы видим в этом эталоне красоты? (XXIII )

но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Позвольте мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Как Пушкин изображает семью Лариных? (XXIX ) (Отец Татьяны считал книги пустой игрушкой, хотя сам их никогда не читал, особо не заботился о дочке, жена его любила Ричардсона. Она всегда была одета по моде, её повели к венцу, не спрося её совета, она сначала плакала, с супругом чуть не развелась, но потом привыкла, хозяйством занялась и открыла тайну, как управлять мужем).

Найдите строчки, описывающие то, что делала жена за спиной мужа. (XXXII ) (Вела расходы, отдавала своих крестьян в солдаты, служанок била осердясь –всё это мужа не спросясь).

Как относился к ней муж? (XXXIV ) (Он её любил, веровал ей, а сам в халате ел и пил).

Как они относились к русским традициям? (XXXV ) (У них были блины на масленицу, два раза в год постились, н6а Троицу «роняли слёзки три», за столом у них гостям носили блюда по чинам).

Отец Татьяны умирает, его памятник посещает Владимир Ленский. О чём он вспоминает в этот момент? (XXXVII ) (Он вспоминает о том, как Дмитрий держал его на руках, как он играл с его медалью, вспоминает о том, что Дмитрий хотел отдать Ольгу за него).

4. Анализ третьей главы «Евгения Онегина».

- В начале третьей главы мы узнаём, что Ленский все вечера проводит у Лариных. Что говорит об этом Онегин? (I ) (Он не понимает, что интересного нашёл друг в обществе этой семьи, где только и разговоров, что «про дождь, про лён, про скотный двор»).

Что на это отвечает Ленский? (II ) («Я модный свет ваш ненавижу, милее мне домашний круг»). Удивлённый Онегин просит представить его этому семейству.

Как происходит знакомство Онегина с семьёй Ленских? (III ) (Когда приехал Онегин к Ленским, те стали готовить угощенья).

На обратном пути от Лариных Онегин делится впечатлениями с Ленским (V )

Скажи: которая Татьяна?"

- Да та, которая, грустна

И молчалива, как Светлана,

Вошла и села у окна. -

"Неужто ты влюблен в меньшую?"

- А что? - "Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

Что говорит Онегин об Ольге? (V ) (В чертах у Ольги жизни нет, кругла, красна лицом она, как эта глупая луна»).

Какое впечатление произвело на Ленских появление Онегина? (VI ) (Было решено, что у Татьяны появился жених, поговаривали даже, что дело уже слажено и вот-вот назначат свадьбу).

Но Татьяна в это время думает о другом. Найдите строчки, подтверждающие влюблённость Татьяны в Онегина. (VII и IX ) (Пришла пора, она влюбилась. Теперь с каким она вниманьем, читает сладостный роман, любовник Юлии Вольмар, Малек-Адель и Вертер в единый образ облеклись, в одном Онегине слились).

Какие чувства испытывает Татьяна в этот момент? (XVI ) (Чувства тоски и грусти).

О чём разговаривает Татьяна с няней? (ХVII ) (Няня рассказывает, как она венчалась.

- Так, видно, бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели

Да с пеньем в церковь повели.

Затем няня замечает, что Татьяна не слушает её. Что на это отвечает Татьяна? (XIX , XX ) ("Я не больна: Я... знаешь, няня... влюблена").

Следует учесть то, что письмо Татьяны – это перевод с французского языка. Писать по-французски, думать на чужом языке – это показатель высокой образованности, что типично для любого русского дворянина того времени.

Что происходит после того, как Татьяна написала письмо? (Запечатав письмо, Татьяна просит верную няню послать своего внука с письмом к Онегину. Прошёл день, другой, а ответа всё не было. Приезжает Ленский, но один).

Что чувствует Татьяна в этот момент? (XXXVIII ) («Душа в ней ныла, и слёз был полон томный взор»).

Вдруг она слышит конский топот...Она бежит в сад и видит Евгения.

Но следствия нежданной встречи

Сегодня, милые друзья,

Пересказать не в силах я;

Мне должно после долгой речи

И погулять и отдохнуть:

Докончу после как-нибудь.

III . Подведение итогов.

Сегодня мы с вами проанализировали характеры Татьяны и Ольги, определили, чем они различны. Давайте вернёмся к значениям имён Ольги и Татьяны и ответим на вопрос, сходи ли характеры героинь со значением их имён.

IV . Домашнее задание.

V . Оценки.

Учитель-словесник: ________________________________

Методист: _________________________________________

Анализ урока литературы «Татьяны милый идеал…»

Урок литературы на тему «Татьяны милый идеал…». Тема соответствует тематическому плану. Этот урок – третий в изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Мною были поставлены следующие цели:

Образовательные:

    произвести сопоставительный анализ образов Татьяны и Ольги;

Развивающие:

    продолжить развитие образно-аналитического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать;

    продолжить развитие умения работать с текстом, быстро ориентироваться в нем.

Воспитательные:

    воспитывать любовь к искусству;

    продолжить формирование нравственных ценностей.

Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности. При разработке урока учитывались возрастные особенности учащихся, индивидуальные способности каждого.

Тип урока: комбинированный (рассказ учителя о романе, анализ 2ой и 3ей глав, выразительное чтение отрывков).

В ходе урока применялись следующие методы обучения:

1. Словесный (слово учителя).

2. Репродуктивный (беседа по рассказу).

3. Наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации).

4. Частично – поисковый (нахождение ключевых слов в тексте).

5. Практический (чтение текста с остановками)

Урок проводился с учётом требований с позиций сбережения здоровья учащихся. Во-первых, не было перегруженности теоретического материала; во-вторых, виды учебной деятельности были разнообразны: слушание, письмо, чтение, ответы на вопросы; в-третьих, использовались различные методы: наглядный, словесный, метод комментированного чтения.

Классное помещение было подготовлено к уроку. В целях экономии времени на доске были записаны необходимые данные.

Урок включал следующие этапы:

1. Организационный момент (2 минуты);

2. Анализ глав, посвящённых Татьяне и Ольге (30 минут);

3. Комментированное чтение текста (10 минут);

4. Подведение итогов и определение домашнего задания (3 минуты).

Урок был начат с организационного момента. Помимо взаимного приветствия учителя и учащихся, была установлена готовность учеников к уроку, объявлена тема. Учащиеся записали в тетрадях число и тему урока «Татьяны милый идеал…».

Вторым этапом урока был анализ 2ой и 3ей глав романа «Евгений Онегин». Учащиеся отвечали на вопросы и в доказательство своих слов зачитывали отрывки из текста.

Для того чтобы понять, насколько хорошо учащиеся усвоили изученный материал, были подведены итоги урока.

В конце урока были выставлены оценки, некоторым учащимся даны рекомендации и определено домашнее задание.

Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.

Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, применяла дифференцированный подход.

Результативность урока хорошая.

Учитывая большую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.

Перегрузки детей не было.

Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

На мой взгляд, все этапы урока были успешно реализованы.

В ходе урока я стремилась строить свою речь грамотно, выразительно, вежливо. Урок был построен методически грамотно: наличие чёткой структуры, реализация каждого этапа соответствующими методами.

Требовательность и тактичность характеризовали отношение с детьми на уроке. Я стремилась относиться к ним добродушно, реагировала на каждый их вопрос. Учащиеся, в свою очередь, активно работали на уроке, отвечали на вопросы.

Считаю, что проведённый мною урок был эффективным: поставленные цели были достигнуты, все этапы реализованы, временные рамки соблюдены.

Основные трудности, с которыми я столкнулась на уроке, заключались в проблеме одновременной подачи материала и контролем над дисциплиной. Тех ребят, которые вели себя на уроке не лучшим образом, я пыталась увлечь работой, задавала дополнительные вопросы.

Если бы у меня была возможность повести этот урок вновь, то я бы дала опережающие задания по теме, для того, чтобы максимально задействовать учеников в работе.

По мнению В. Г. Белинского, роман Пушкина «Евгений Онегин» можно смело назвать «энциклопедией русской жизни». Из этого произведения можно, как из достоверного источника, узнать фактически все, что касается той эпохи, вплоть до того, чем питались, и как одевались люди. В нем отражены жизнь и быт русского народа, атмосфера того времени. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения по плану «Евгения Онегина». Данный материал можно использовать для работы на уроках литературы в 9 классе, а также, при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1823 – 1830 гг.

История создания – Работа над романом длилась более семи лет, как говорил сам поэт, он был создан на основе его размышлений и оценки происходящих событий в родном государстве.

Тема – Главной темой «Евгения Онегина» является неразделенная любовь. Здесь задействованы и все сопутствующие жизни человека темы – дружба, любовь, верность и разочарования.

Композиция – Стихотворный роман, состоящий из восьми глав.

Жанр – Сам А. С. Пушкин жанр «Евгения Онегина» определил романом в стихах, выделяя лиро – эпическое содержание.

Направление – Реализм, но в начальных главах еще присутствует направление романтизма.

История создания

История создания «Евгения Онегина» началась в 1823 году, когда поэт находился в ссылке. В это время писатель уже отказывается от романтизма как от ведущего способа передачи смысла произведений, и начинает работать в реалистическом направлении.

События романа охватывают период правления Александра Первого, развитие русского общества в период первой четверти девятнадцатого века. Создание произведения посвящено драматической судьбе дворянского сословия.

На фоне всех происходящих событий развивается любовный сюжет романа, переживания главных героев, влияние среды на их судьбы и мировоззрение. Завершение романа выпало на «золотую» пору расцвета творчества поэта, когда эпидемия холеры задержала его в имении Болдино. В романе ясно отражены его гениальное мастерство, творческий подъем, придавший сочинению неповторимую глубину содержания.

Создание отдельных глав соответствовало определенным периодом жизни автора, и каждая из них может служить как самостоятельным произведением, так и быть частью всего романа. Долгие годы написания пришлись на период с 1823 по 1830 г., книга издавалась по мере написания частей, полностью роман увидел свет уже в 1837 году.

Тема

Основной идеей романа является безответная любовь Татьяны к Онегину. В книге Пушкина полно и красочно отображены все сферы жизни общества России того периода. Автор показал жизнь и быт русской деревни, светское столичное общество, типичные портреты героев, мода и вкусы людей того времени.

Главный герой романа , молодой дворянин Евгений Онегин, разочарован в жизни. Его дядя оставил ему имение. Пресытившись светской жизнью, Евгений уезжает в село. Здесь он знакомится с Ленским, они много общаются. Ленский познакомил Евгения с семьей Лариных. Сам Ленский влюблен в Ольгу, молодую ветреную красавицу, у которой есть сестра Татьяна, полная ее противоположность. Это образованная молодая девушка, воспитанная на романах. Ее чистая, романтическая душа жаждет светлой любви, искренней и верной. Молодая девушка решается на сильный поступок: она объясняется в любви герою своей мечты, воплощенного в образе Онегина. Молодой дворянин отвергает любовь девушки. Трудно представить, какие чувства охватывают девушку после слов Онегина. Это боль, стыд, разочарование. Это огромный стресс для девушки, выросшей в полной уверенности о настоящих чувствах книжных героев.

Ленский же готов бороться за свою любовь, он вызывает Онегина на дуэль после того, когда Онегин начал открыто ухаживать за Ольгой. Молодой человек погибает. Через несколько лет, встретившись с уже замужней Татьяной, он понимает, он понимает, что упустил настоящую любовь. Он объясняется Татьяне, но теперь она отвергает его любовь. Девушка высоко нравственна, и она никогда не пойдет на измену. Основная мысль романа состоит в том, чтобы показать проблематику любовных отношений. Чувства героев, их переживания, отразили сущность общества того времени. Проблема человека в том, что он подчинен мнению людей. Татьяна отвергает любовь Евгения, так как боится осуждения высшего общества, в кругах которого она теперь вращается.

Подводя вывод в «Евгении Онегине» анализа произведения, можно выделить главную суть романа – человек, духовно опустошенный, попадает под влияние общества, не стремясь к самоутверждению. Конфликт человека и общества подчинен одному, тому, что общая сила подавляет и уничтожает одного индивидуума, если он не идет к сопротивлению против системы.

Всегда остается актуальным то, чему учит это произведение – способность сделать свой собственный выбор, и жить полной жизнью.

Композиция

Произведение Пушкина, особенности композиции которого подчеркивают глубокий смысл содержания. Стихотворный роман состоит из восьми частей.

Первая глава романа знакомит с главным героем, освещает его столичную жизнь. Во второй главе происходит завязка сюжетной линии второй темы романа – знакомство молодого, жизнедеятельного поэта Ленского с Онегиным. В третьей главе прослеживается завязка основной темы произведения, где Евгений знакомится с Татьяной. Действие развивается: девушка пишет письмо, происходит ее разговор с Онегиным. Евгений ухаживает за невестой друга, тот вызывает его на дуэль. Снится вещий сон Татьяне.

Кульминация романа – Владимир погибает на дуэли, Ольга выходит замуж за другого, Татьяну выдают замуж за солидного генерала.

Развязка – встреча Татьяны с Онегиным, их объяснение, где девушка, продолжающая любить Евгения, отвергает его. Сам финал имеет открытость, нет конкретной определенности.

В главах поэмы существуют лирические экскурсы, и не отходящие от основного сюжета, но, в тоже время, являющиеся обращением автора к читателю. Изначально поэт задумывал 9 глав, но жесткие рамки цензуры заставили поэта убрать одну из глав, а все свои мысли и чувства заключить между строк, и использовать лирические отступления. Поэтому и все главы и поэма в целом, имеют как-бы незавершенный вид, какую-то недосказанность.

Главные герои

Жанр

Любовная линия сюжета романа – это эпическое начало, в нем происходит развитие действия. Размышления автора и его отступления – начало лирическое, и поэт дает определение своему произведению, как «лиро-эпический» роман в стихах .

Во время создания романа, поэт уже отказался от романтизма, начиная новый виток творчества, и роман «Евгений Онегин» получил реалистическое направление.

Несмотря на то, что финал романа не слишком оптимистичен, он написан таким живым и звучным языком, что читатель с оптимизмом смотрит в будущее, искренне верит в благородные порывы и настоящие чувства. «Евгений Онегин» – поистине выражение силы и мощи таланта непревзойденного русского поэта и писателя, великого гения Александра Сергеевича Пушкина.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 4029.