Горе от ума 3 действие читать анализ. Прозрение героев. анализ iv действия комедии. Конфликт драматического произведения и его своеобразие

Случайно сталкивается с ней в комнате и допытывается, кого она любит. Софья отвечает, что «весь свет», и высказывает Чацкому: вы слишком саркастичны, насмехаетесь то над тем, то над другим, а не лучше ли вам обратить больше внимания на самого себя? (См. полный текст «Горя от ума» .)

Чацкий откровенно расспрашивает её насчёт Молчалина . Есть ли в нём «та страсть, то чувство, пылкость та, чтоб, кроме вас, ему мир целый казался прах и суета?» Не слишком ли Молчалин смирен? Не приписали ли вы ему в воображении те качества, которых он не имеет?

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Софья сожалеет про себя, что она Чацкого «нехотя с ума свела», однако. Но отрицает свою любовь к Молчалину. Говорит, что просто сострадает ему, когда слышит, как зло Чацкий его высмеивает. Софья настаивает: Молчалин неглуп, он умеет кротостью обезоружить вспыльчивого Фамусова , по доброте души проводит целые часы со скучными старичками. «Он наконец: уступчив, скромен, тих… Чужих и вкривь и вкось не рубит».

Слушая Софью, Чацкий убеждает себя: она не способна полюбить Молчалина – слишком мелки те свойства характера, которые она в нём хвалит. О Скалозубе же Софья прямо говорит: он герой «не моего романа».

Появляется Лиза и потихоньку говорит Софье, что к ней собирается придти Молчалин. Софья покидает Чацкого под предлогом, что ей надо к «прикмахеру». В комнату к Чацкому входит Молчалин. Чацкий спрашивает, как он поживает. Молчалин рассказывает, что недавно получил служебное повышение по Архивам: начальство оценило два его таланта – умеренность и аккуратность. «Чудеснейшие два! и стоят наших всех», – иронизирует Чацкий. Молчалин намекает, что Чацкий просто завидует: ведь ему «не дались чины». Рассказывает, как влиятельная московская дама Татьяна Юрьевна, воротясь из Петербурга, рассказывала: существовавшая прежде связь Чацкого с министрами быстро оборвалась. К большому удивлению Молчалина Чацкий даже не знает, кто такая Татьяна Юрьевна.

Молчалин советует Чацкому послужить в Москве: «и награжденья брать и весело пожить». Чацкий отвечает: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь; а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа». Молчалин вспоминает ещё какого-то Фому Фомича. Чацкий называет этого начальника отделения «пустейшим и бестолковым человеком» и интересуется мнением о нём Молчалина. «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь… В чинах мы небольших», – с наигранной скромностью отвечает Молчалин.

Чацкий почти открыто насмехается над ним и вновь приходит к мысли, что Софья не может любить такое ничтожество.

В дом Фамусова собираются гости на бал. Лакеи готовят столы. Чацкий стоит одиноко. Подъезжает карета. Молодая дама Наталья Дмитриевна удивлена, увидев Чацкого: она полагала, что он далеко от Москвы. Рассказывает, что вышла замуж за Платона Михайловича Горича. Входит и сам Платон Михайлович, тоже близкий знакомец Чацкого. Чацкий шутливо осведомляется: после женитьбы «забыт шум лагерный, товарищи и братья»? – Горич с сожалением отвечает: теперь у меня иные занятия; сейчас вот твержу на флейте дуэт a-мольный. «Брат, женишься, тогда меня вспомянь! От скуки будешь ты свистеть одно и то же». Чацкий напоминает Горичу прежние дни военной службы в полку. Однако Наталья Дмитриевна спешит ответить: у Платона Михайловича сейчас рюматизм и головные боли, он любит город, Москву, а в глуши армейского гарнизона погубит свои дни. Наталья Дмитриевна назойливо опекает мужа, настаивает, чтобы он застегнул жилет, отошёл от сквозняка. Горич даже возводит глаза к небу. Чацкий: «Не в прошлом ли году, в конце, в полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя и носишься на борзом жеребце; осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла». – Горич: «Эх! братец! славное тогда житьё-то было».

Подъезжает семья Тугоуховских: князь и княгиня с шестью незамужними дочерьми. Наталья Дмитриевна бежит лобызаться с ними. Дамы громко обсуждают фасоны платьев и шарфов. Княгиня, заметив Чацкого, спрашивает у Натальи Дмитриевны, кто он. Та отвечает: «Чацкий, холостяк». Княгиня тут же велит князю идти «звать Чацкого к нам на обед». Глуховатый князь, выслушав указание жены через слуховую трубку, идёт его исполнять. Тем временем княгине объясняет: Чацкий не камер-юнкер и не богат. Княгиня: «Князь, князь, назад!»

Подъезжают ворчливые, всем раздражённые графини Хрюмины. Прибывают и другие гости. Между ними суетливый Загорецкий, который тут же предлагает Софье билет на завтрашний спектакль, который достал по знакомству. Загорецкий пробует заговорить с Горичем, но тот с отвращением советует ему «морочить женщин». Горич рекомендует Загорецкого Чацкому как «отъявленного мошенника и плута», с которым и в карты садиться опасно.

Появляется старуха Хлёстова, свояченица Фамусова, с арапкой-девкой и собачкой. Хвалится ими перед Софьей. Говорит, что достать их помог Загорецкий. Загорецкий, услышав эти слова, выставляется вперёд из толпы. Но Хлёстова продолжает о нём Софье: «лгунишка, картёжник, вор» – и Загорецкий тут же исчезает. Чацкий хохочет над этой сценой. Хлёстовой его смех не нравится: она думает, что Чацкий смеётся над нею.

Выходит Фамусов, громко спрашивая, приехал ли Сергей Сергеич Скалозуб. Тот вскоре появляется. Молчалин уже занял для Хлёстовой место за карточным столом. Гладит её шпица и восхищается его шёрсткой.

Чацкий подходит к Софье. Насмехается над льстивыми повадками Молчалина, находит в нём сходство с Загорецким. Когда Чацкий отходит, Софья в бешенстве. «Этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства! Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!» К Софье подходит господин N, осведомляется о Чацком. Софья: «Он не в своём уме!» Господин N удивлён и заинтересован. Софья, заметив это, думает про себя: «А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?»

Господин N передаёт слух о сумасшествии Чацкого господину D. От господина D новость переходит к Загорецкому. Тот уверяет, что и прежде слышал: Чацкий сидел на цепи в жёлтом доме, но потом его с цепи спустили. Загорецкий рассказывает слух графиням Хрюминым. Внучка, недолго думая, подтверждает: она и сама заметила сумасшествие Чацкого. Глуховатой графине-бабушке вообще слышится: Чацкий то ли сведён в тюрьму, то ли перешёл в басурманство. Бабушка пытается рассказать новость такому же глухому князю Тугоуховскому.

Весть о «безумии Чацкого» мало-помалу узнают все гости. Никто не ведает, от кого первого она пошла. Фамусов говорит, что нимало не удивляется, ибо Чацкий «чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом, хоть пред монаршиим лицом, так назовёт он подлецом!..» Все очень рады новости, все имеют причины досадовать на умного, язвительного Чацкого. Фамусов уже уверяет, что мать Чацкого сходила с ума восемь раз. Хлёстова осведомляется: «он пил не по летам»? Наталья Дмитриевна подтверждает: «бутылками-с, и пребольшими», а Загорецкий: «Нет-с, бочками сороковыми». Фамусов заявляет: «Ну вот! великая беда, что выпьет лишнее мужчина! Ученье – вот чума, учёность – вот причина».

Все подхватывают тему о вреде учения. Княгиня Тухоуховская рассказывает о своём родственнике, который учился в Педагогическом институте и теперь: «От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Фёдор, мой племянник». Скалозуб говорит, что уже есть проект переустроить все школы и гимназии на военный лад, «а книги сохранят так: для больших оказий». Фамусов: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь». Загорецкий возмущается, что баснописцы в своих стишках насмехаются «над львами и орлами». Начинают горячо спорить о том, сколько крестьянских душ имеет Чацкий.

Появляется он сам. Все пятятся от него («не начал бы драться»). Чацкий подходит к Софье, говорит ей, что ему не понравилась Москва. Рассказывает, как только что говорил в соседней комнате с приезжим французиком из Бордо. Тот боялся ехать в Россию, «к варварам», но когда прибыл сюда, почувствовал себя как будто в собственном отечестве: все говорят по-французски, у дам такие же наряды… Чацкий возмущается отсутствием национального духа в высшем российском обществе.

Ах! если рождены мы всё перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.

Анализируя второе действие, мы видим что для Фамусова тот жених, у кого чины и имение. Во втором действии также становится известно истинное отношение Софьи к Молчалину. Чацкий теперь понимает к кому неравнодушна девушка.

Анализ 3 действия

Далее мы переносимся в комнату, где состоялся разговор Софьи и Чацкого. Мужчина хотел понять, кто мил сердцу девушки, то ли это Молчалин, то ли Скалозуб. Но она уходила от ответа, в то время как Чацкий признается Софье, что он от нее без ума. Эту фразу в дальнейшем и применит героиня против Чацкого, назвав его безумцем на званом вечере. Известие о безумии на балу, где были приглашены только влиятельные люди столицы, быстро распространилось. Самому же Чацкому было неуютно среди этого общества, он был недоволен столицей, где не было ничего русского. На каждом шагу чувствовалось веяние иностранного. Очень много было французского. Настолько много, что француз чувствовал себя в России, как дома. Это было ужасно и не приемлемо для Чацкого, но для фамусовского общества было привычно и они с удовольствием преклонялись перед Францией.

Анализ 3 действия затрагивает тему зависимости общества от другого мнения, где стоило бросить фразу, как тут же все ее принимали, не утруждая себя поиском правды и лжи. Мы видим стадность толпы, которая из-за шутки Софьи сделала Чацкого безумцем. Мы видим, насколько здесь верят авторитетам. И сам автор пишет, что если это говорят князья, значит так оно и есть. На самом же деле это тоже была одна из проблем, которую поднял Грибоедов.

Анализ 4 действия

Продолжая анализ 4 действия комедии, мы видим ее завершающий этап. Это конец бала, все гости разъезжаются. В 4 действии мы видим истинное лицо Молчалина, который вовсе не любит Софью, а просто выслуживается перед Фамусовым. Это слышит Софья, которая прогоняет Молчалина. Тот же пытается заслужить прощение, бросаясь Софье в ноги. О чувстве собственного достоинства вспоминает и Чацкий. Он надеялся разбудить у девушки любовь, а она лишь посмеялась над ним, назвав Чацкого сумасшедшим. Она предала их дружбу, предала их чувства. Чацкий обвиняет героиню в том, что она подарила три года назад надежду, не сказав правду о своем к нему равнодушии. А ведь он все три года думал лишь о ней. Чацкому становится плохо в этом фамусовском обществе. Ему душно, ему противна сонная столица. Не потеряв достоинство, Чацкий высказывает свое мнение и покидает теперь такой чужой дом Фамусова.

В 4 действии комедии мы видим проблему человеческого достоинства, которое должно быть в каждом. Но, для фамусовского общества это чуждо.

Закончив анализ эпизодов произведения Грибоедова, мы еще раз убедились, насколько оно актуально. Ведь и в наше время многие крылатые фразы используются в быту. Пьесу наполняют яркие образы и сравнения. Здесь очень много остроумных высказываний, а язык насколько понятен, что по праву делает произведение великим и народным. Главная же его ценность в том, что в отличие от других писателей 18-19 вв, которые обличали пороки отдельных людей, Грибоедов обрушился с сатирой на весь жизненный уклад, который полностью погряз в пороках. В этом и была сила комедии, что стала достоянием русской литературы и с удовольствием читается в наши дни.

«Горе от ума» анализ комедии Грибоедова

А какую оценку поставите вы?


Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума» Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Тема урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума»

Цели: в ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах мос­ковского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии.

  1. I. Оргмомент.

Обобщение по второму действию комедии.

Развитие любовного и социального конфликта коме­дии.

Взгляды на жизнь Чацкого и Фамусова.

  1. II. Анализ третьего действия.
  2. Молчалин и его роль в комедии. Диалог Софьи и Чацкого о Молчалине.

Каков Молчалин, по мнению Софьи?

Молчалин в восприятии Софьи - нравственный идеал, по сути христианский, с его смире­нием, любовью к ближнему, душевной чистотой, готов­ностью к самопожертвованию, нежеланием судить и т. д.

Почему Чацкий воспринимает слова Софьи как насмешку

над Молчалиным?

Молчалин в восприятии Чацкого - низкопоклонник, человек, лишенный самостоятельности, льстец, угодник,

крайне не умен.

Какое впечатление на вас произвёл Молчалин?

Чем страшен Молчалин?

Он лицемерит, скрывает свое истинное лицо, все время меняет свое поведение в зависимости от ситуации, для него нет ничего дорогого, это человек без принципов и чести.

Чацкий и Молчалин как антиподы.

  1. Анализ сцены бала.

Дайте характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии?

В пьесе события следуют одно за другим, но вдруг как бы приостанавливаются, уступая место панорамному изображению бала в доме Фамусова. В дом съезжаются приглашенные. Бал начинается со своеобразного парада гостей, каждый из которых впервые появляется в пьесе. Но с помощью всего нескольких выразительных штри­хов, прежде всего речевой характеристики, Грибоедову удается создать объемный образ, живой, полнокровный характер.

Первой в галерее гостей проходит чета Горичей. Пла­тон Михайлович, бывший сослуживец Чацкого, теперь не просто отставной военный, а «прелестный муж», человек без воли, полностью подчинившийся своей жене. Его реп­лики однообразны и кратки, да он и не успевает отвечать Чацкому, за него это делает жена. Все, что он может ска­зать бывшему другу. «Теперь, брат, я не тот...».

Ему-то кажется, что он «не тот», потому что попал под каблук своей жены. Но на самом деле «не тот» он прежде всего потому, что утратил прежние идеалы. Не имея в себе воли решительно защитить Чацкого против клевет­ников, он в итоге предает своего приятеля. И не случайно в четвертом действии при разъезде Горич брюзжит по по­воду скуки и ни словом не вспоминает своего оклеветан­ного товарища.

Вереницей проходят гости перед зрителями.

Князья Тугоуховские , озабоченные лишь тем, чтобы удачно вы­дать замуж дочерей; злая и язвительная графиня-внучка , находящая недостатки в каждом из присутствующих, «отъявленный мошенник, плут» Антон Антоныч Загорец кий , сплетник и шулер, но мастер услужить; старуха Хлестова , старая московская барыня, отличающаяся гру­боватой прямотой.

Показателен спор Хлестовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого. Тут все знаме­нательно: и точное знание состояния другого человека («Уж чужих имений мне не знать!» ), и знаменитое хлестовское «Все врут календари» , и то, что последнее слово оказывается за ней.

Все персонажи второго плана важны в комедии не сами по себе - в совокупности они являют собой мир дворян­ской Москвы, где царят свои законы и правила. В их среде особенно ярко проявляется чужеродность Чацкого. Если в столкновении с Молчалиным, Фамусовым, Скало­зубом они «сходились» один на один, то сцена бала от­крыла полное одиночество Чацкого.

  1. Кульминация пьесы.

Что является кульминацией комедии?

Кульминацией всей комедии является сплетня о сумасше­ствии героя.

Как это произошло? Как и почему родился слух о сумасшествии Чацкого?

Первая реплика Софьи: «Он не в своем уме» - просто сорвалась у нее с языка, сначала она испугалась: « Не то, чтобы совсем.» , но светские сплетники Г. Н., по­том Г. Д. увидели возможность поразвлечься, распрост­раняя слухи. Затем Софья приняла осознанное решение, которое диктовалось обидой за Молчалина: «А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить,/Угодно ль на себя приме­рить?»

- Попробуем проследить распространение этой «новости »/составление таблицы/

принятие «новости»

«обоснование» сумасшествия Чацкого

«выяснение» причин

сумасшествия Чацкого

А, знаю, помню, слышал.

Представьте, я заметила сама.

Я, первый, я открыл!

Переменил закон! окаянный вольтерманец!

Сказала что-то я – он начал хохотать.

Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах.

Меня модисткою изволил величать!

А мужу моему совет дал жить в деревне.

Я видела из глаз.

Безумный по всему.

В горах изранен в лоб.

По матери пошел..

Покойница с ума сходила восемь раз.

Чай, пил не по леть.

Шампанское стал

нами тянул.

Нет-с, бочками соковыми.

Ученье –вот чума, ученость- вот причина.

Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным и вытекало из всего разви­тия действия, или это все-таки случайность?

Почему так быстро распространилась сплетня о сумас­шествии Чацкого?

Его мысли, идеалы непонятны, он не приемлет того, что ценят они, он человек другой породы, он «белая ворона». Для них его правда звучит как оскорбление, за которое хочется отомстить

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого?

В чем гости и члены семьи Фамусова видят признаки и причины «безумия» Чацкого?

Сплетня распространилась с необычайно быстротой.

Во-первых, с точки зрения фамусовского обще­ства, Чацкий действительно выглядит сумасшедшим. Все хором перечисляют усомнившемуся Платону Михайло­вичу не совсем нормальные поступки Чацкого:

Попробуй о властях - и нивесть что скажет! (Фамусов)

Сказала что-то я - он начал хохотать. (Хлестова)

Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. (Молчапин)

Меня модисткою изволил величать! (Графиня-внучка)

А мужу моему совет дал жить в деревне. (Наталья Дмитриевна)

И общий вердикт - «безумен по всему».

Чем Чацкий их оскорбил?

Каждое общество вырабатывает свои нормы морали, по которым живет и требует их исполнения от других Чацкий в их нормы морали не вписывается. Просто изолировать его нельзя: он не совершил никакого противоправного действия. Объявив же его сумасшедшим, фамусовским общество получает право изгнать его вон.

Приехав на бал, графиня-внучка, войдя в комнату, полную людей, скажет бабушке: Ну кто так рано приезжает! Мы первые!

Трудно предположить, что она не заметила по крайней мере десятка лиц, находящихся в этот момент в комнате. Конечно, нет, в ней говорит спесь. Грибоедов показывает, что среди гостей Фамусова нет дружелюбия или"душев­ной близости. Поразительно, как эта взаимная неприязнь обернется полным единодушием, с которым все собрав­шиеся, забыв о собственных распрях, обрушатся на Чац­кого. И здесь уже будет не до собственных мелких обид, потому что все в равной мере почувствуют опасность, исходящую от Чацкого, для их мира.

III. Заключение.

Заканчивается сцена бала знаменитым монологом Чац­кого о «мильоне терзаний». Исследуя русскую культуру, Ю. Лотман писал о том, что декабристы любили «греметь на балу и в обществе», высказывать публично свои пере­довые взгляды. Но Чацкий произносит свой монолог в пустоту: объявив его безумным, все сразу же о нем забы­ли. Он с жаром говорит о «пустом, рабском, слепом подражаньи» , но «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Этот эпизод усиливает одиночество Чацкого и в какой-то степени демонстрирует бессмысленность его действий. Никто не разделяет взглядов героя, все его речи - стук в закрытую дверь. Здесь, на балу, он и сам начинает ощущать свое одиночество.

  1. IV. Анализ четвертого действия.

Зачем нужно 4 действие?

Здесь развязка двух конфликтов:

общественного (Чацкий – фамусовское общества)

и любовного (Чацкий – Софья)

На какие две части делится 4 действие?

С центром – Репетиловым и с центром – Чацким

Какое впечатление на вас произвёл Репетилов?

Чем похожи Репетилов и Чацкий? По каким параметрам мы можем это определить?

Репетилов – это шарж, пародия на Чацкого, в нем преувеличенно изображаются отрицательные черты его характера, например, излишняя искренность, доверчивость, многословие, некоторая «глухота» к мнению окружающих, неадекватная оценка ситуации, непроницательность.

Чем же эти герои отличаются?

Чацкий выстрадал свои убеждения. Он им верен до конца. Такие, как Репетилов, - это «пена», это «опошление» передовых идей. Чацкий- декабрист. Репетилов дан в пьесе для того, чтобы это стало всем очевидным.

Репетилов выдает себя за человека передовых убежде­ний, хотя не имеет вообще никаких убеждений. Его рассказы о «тайных собраниях» обнажают всю пошлость, мелочность, глупость этого человека. Репетилов - своего рода пародия на Чацкого. Его появление еще больше усугубля­ет одиночество и драматизм положения Чацкого.

  1. V. Обобщение.

В третьем действии ярко раскрылись образ жизни и идеалы московского барства - пустота и однообразие, отсутствие ярких событий, ненависть к просвещению и образованию.

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого? И да, и нет. Конечно, его поступки алогичны с точки зрения московского барства, но во многом их стремление объя­вить героя безумным похоже на месть, расправу с инако­мыслящим. Именно так поступят не в пьесе, а в жизни с П. Я. Чаадаевым, в чем-то схожим с Чацким.

Конфликт комедии дошел до своего логического фина­ла на балу в доме Фамусова. Вольнодумство Чацкого стало для его противников синонимом сумасшествия.

  1. VI. Домашнее задание.

Подготовить характеристики представителей фамусовского общества

(Фамусов, Скалозуб, внесценические персонажи, гости на балу Фамусова)

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была первым реалистическимпроизведением в русской литературе. Ей была суждена долгая жизнь, таккак автор поднял в ней проблемы, волновавшие людей независимо от эпохи, вкоторую они жили. Так, проблема ума и безумия, общественные проблемы,борьба “века нынешнего” с “веком минувшим” существуют и в наши дни.
Грибоедов стремился показать русское общество 10-20-х годов XIXвека в период подъема общественного движения. Он описал людей, которыехотели оградить себя от реальной жизни и существовать по образцу иподобию своих отцов. А тех, кто не желал следовать за ними, они нарекалибезумными.
Роль третьего действия в пьесе очень важна не только скомпозиционной точки зрения, но и как кульминация общественногоконфликта -столкновения “века нынешнего” с “веком минувшим”. Здесь же мыможем в лицах увидеть фамусовское общество.
Пришедшими на танцевальный вечер в дом Фамусова были: Скалозуб,постоянно отпускающий плоские шутки, который, будучи представителемвоенного сословия, поставил перед собой главную цель - не защищатьРодину, а добыть чин генерала (“Мне только бы досталось в генералы”)Молчалин, который, являясь “безродным”, но “деловым”, во всем потакаетФамусову и его окружению, за что те прощают ему его незнатность; князьТугоуховский с женой и шестью дочерьми, считающий глухоту единственнымнедостатком; Репетилов, который является как бы отражением в кривомзеркале передовой молодежи 10-20-х годов XIX столетия, а также Горичи,Хрюмины, Хлестова, господа N и В.
Гости развлекаются, танцуют, но под этой маской весельяскрывается корысть. На самом деле, приходя на вечер, они надеются найтиили составить выгодную партию, завязать знакомство, найтипокровительство. Они во всем ищут личную выгоду, лицемерят, аискренность считается дурным тоном или даже безумием.
Общество не желает слышать правду, потому что в ней оно видит угрозу своему спокойствию.
Представители этого общества желают жить так, как жил МаксимПетрович, “вельможа в случае”. Для них он является примером глубокогоума. Ведь он смог, казалось бы, совсем проигрышную ситуацию превратить ввыигрышную, “упал да так, что чуть затылка не пришиб”, добившись врезультате расположения императрицы. По мнению людей фамусовскогообщества, жить надо так, а не иначе.
Чацкий пытается достучаться до них, но они ограждают себя отнего, объявив безумным. Для них так легче, к тому же появился повод длясплетни, которая, начавшись с невинного высказывания Софьи “Вот, нехотя сума свела”, дошла до того, что окружающие решили, что главного героянадо опасаться как социального безумца. Теперь можно не обращатьвнимания на его речи, в которых он обличал московское общество. Зачемслушать умалишенного?
А ни о чем не подозревавший Чацкий продолжает рассуждать онасущных жизненных проблемах. Центральным в третьем действии являетсямонолог главного героя о “французике из Бордо”. В нем он обличаетрусское общество, которое во всем старается подражать иностранному. Онопреклоняется перед приезжими из Европы, которые у себя на родинесчитаются обычными людьми и ничего особенного из себя не представляют, вРоссии же они чуть ли не боги. Чацкий поражается, насколько дворянскоеобщество отдалилось от народа. Он призывает не копировать иностранцев,“чтоб умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев”.Из европейской культуры можно позаимствовать самое важное и нужное, ноне все подряд. По мнению Чацкого, было бы лучше “хоть у китайцев бы...несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев*. Но фамусовскоеобщество высмеивает его взгляды, для этих людей ближе обращение “мадам имадемуазель”, чем “сударыня”.
Во всей пьесе и непосредственно в третьем действии присутствуетмотив глухоты. Люди не хотят слушать Чацкого, им гораздо более по душевести беседу с “французиком из Бордо”. Само сознание того, что ониностранец, вселяет уверенность в его незаурядный ум, уверенность в то,что его стоит послушать, хотя на самом деле у него “пять, шесть найдетсямыслей здравых и он осмелится их гласно объявлять”.
Читая комедию Грибоедова “Горе от ума”, мы можем увидеть всюбедность внутреннего мира героев, а значит, и всего московскогодворянского общества 10-20-х годов XIX столетия, всю их ограниченность,несмотря на некоторую образованность.
Большинство представителей этого общества смотрят на жизнь,постоянно оборачиваясь назад. Они не хотят заглянуть в будущее, имгораздо более по душе жить прошлым.

«Горе от ума» - первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствуют одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).
Широко известно обстоятельное письмо А. Грибоедова П. Катенину, в котором великий драматург подробно объясняет свой замысел: «Ты находишь главную погрешность в плане. Мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению: девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку, и человек этот, разумеется, в противоречии с обществом, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немного повыше прочих. Кто-то пустил об нем слух, что он сумасшедший. Никто не поверил, но все повторяют...» Так сам Грибоедов обозначил главные, с его точки зрения, сюжетные моменты в «Горе от ума»: непонимание обществом умного человека, его поражение в любви и выдумку о его сумасшествии.
Предметом нашего анализа является третье действие (явления 14- 21). Как возникла на балу, в фамусовском доме, сплетня о сумасшествии Чацкого, кто ее распустил, почему ее поддержали гости Фамусова? Но чтобы ответить на эти вопросы, надо обратиться к началу комедии.
В сонную тишину фамусовского дома Чацкий ворвался как вихрь Но его прерывистое дыхание, бурная радость от встречи с Софьей, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны здесь, в доме, где все построено на притворстве и обмане, искренность Чацкого - «незваная гостья». Здесь откровенность под запретом и пылкие признания Чацкого кажутся странными, красноречие- дерзким, а порывистость Чацкого сулит лишь неприятные неожиданности. И потому в доме Фамусова Чацкий встречен холодно и неприязненно, потому его «дичатся, как чужого». Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и Молчалиных. Но он из тех героев, у кого «ум и сердце не в ладу». Ум подсказывает ему необходимость разрыва с домом Фамусова, а сердце требует любви Софьи. Чацкий чувствует себя на грани катастрофы и первый произносит слова о сумасшествии:
Потом
От сумасшествия могу я
остеречься;
Пущусь подалее - простыть,
охолодеть.
Не думать о любви...
Софья «про себя» в ответ на это искреннее признание Чацкого замечает: «Вот нехотя с ума свела!»
Чацкий ищет оправданности любви Софьи к Молчапину и обманывается, потому что то, что презираемо им, в барской Москве возвышает человека. И на балу этот конфликт Чацкого и фамусовского мира проявляется с полной силой. Независимое поведение Чацкого, его резкие суждения о присутствующих, вызывают раздражение гостей Фамусова. Раздражение ищет выхода и наконец прорывается слухом о сумасшествии Чацкого.
Источником слуха оказывается Софья. В 13-м явлении после резкого отзыва Чацкого о Молчалине она задумчиво говорит одному из гостей: «Он не в своем уме». Внезапно заметив, что Г.Н. готов поверить в это, она злобно завершает:
А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?
«Не то чтобы совсем», - «помолчавши», говорит она потрясенному скандальной новостью гостю. Но подумав еще и видя, что «готов он верить», Софья «смотрит на него пристально» и подтверждает свои случайно вырвавшиеся слова. Ее невольное предательство становится уже обдуманной вестью.
Слух о сумасшествии Чацкого начинает распространяться с поразительной быстротой. Одни повторяют «С ума сошел!» для того, чтобы убедиться, так ли думают другие. Другие, у которых спрашивают, подтверждают слух, так как не хотят выглядеть неосведомленными, Заго- рецкий тут же мгновенно придумывает историю сумасшествия Чацкого, которого он почти не знает. Графиня-внучка, услышав уже от Загорец- кого, что Чацкий сошел с ума, не преминула подчеркнуть свою проницательность: «Представьте, я заметила сама». Но радостнее всех воспринимает эту весть Фамусов:
О чем? О Чацком, что ли?
Чего сомнительно? Я первый,
я открыл!
Давно дивлюсь я, как никто
его не свяжет!
Слух растет и ширится. Начавшись с осторожного перешептывания господ Т. и Д., он набирает уверенность. Голоса гостей звучат все громче и переходят в крик двух старичков: графини-бабушки и князя Тугоуховского. Этот разговор глухих очень смешон, но он зеркало отношений всех гостей. Каждый из них занят собой, каждый почти не слышит другого, бросает весть и убегает, чтобы прокричать ее следующему.
Но вот уже известие о сумасшествии Чацкого знают все. Тогда начинается обсуждение того, почему Чацкий «в его лета с ума спрыгнул». Фамусов вначале указывает на дурную наследственность:
По матери пошел: по Анне
Алексеевне;
Покойница с ума сходила восемь
раз.
Хлестова начинает мотив, оказавшийся близким всем:
Чай. пил не по летам...
Шампанское стаканами тянул.
Ее поддерживают:
Бутылками-с, и пребольшими.
Нет-с, бочками сороковыми.
Но на истинную причину сумасшествия Чацкого указывает Фамусов:
Ученье - вот чума, ученость -
вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей,
и дел, и мнений.
И гут у каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицей и гимназии, педагогический институт и князь Федор, химия и басни, и, главное, книги. Тревожит новое и непонятное направление в жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. «Собрать все книги бы да сжечь» - таков вердикт Фамусова. Слух о сумасшествии, достигнув ушей Чацкого, рождает в нем горечь. Но это не последний и не самый сильный для него удар. Чацкого продолжает волновать вопрос: «А Софья знает ли?» Он предполагает в ней равнодушие к себе, но не коварство. Однако увидев Софью, зовущую Молчалина к себе, Чацкий сам готов верить слуху о себе: «Не впрямь ли я сошел с ума?» Еще один удар для Чацкого: «Вот я пожертвован кому!» И, наконец, с появлением Фамусова Чацкому суждено узнать, что слух о его безумии был пущен Софьей. Последний монолог Чацкого, отрезвившегося сполна, полон гнева, страдания и сарказма:
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет.
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Чацкий покидает Москву: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок!» Он глубоко обманулся в Софье: она не только не любит его, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого он называет «мучителями». Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи - не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых идей фамусовское общество объявило Чацкого сумасшедшим. Грибоедов в своей комедии показал человека передового, мыслящего, но наталкивающегося на нежелание понимать его. Любовная драма становится выражением.идейного одиночества героя.