Из указа президента рф «о поэтапной конституционной реформе в российской федерации. Указ о поэтапной конституционной реформе

Первый этап (с 1989 по июнь 1990 года, т.е. по окончании работы I Съезда народных депутатов РСФСР). С этого периода начали вноситься существенные изменения в Конституцию РСФСР. Например, вместо единого Верховного Совета была образована двойная система высших органов власти: Съезд народных депутатов и Верховный Совет (депутаты избирались населением, а члены Верховного Совета - Съездом).

На I Съезде народных депутатов РСФСР был поставлен вопрос о принятии новой конституции, и была создана конституционная комиссия. 12 июня 1990 г. на Съезде принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Это документ конституционного значения. В нем была поставлена задача укрепления самостоятельности России в рамках Союза ССР. В дальнейшем конституционное развитие Российской Федерации происходило в соответствии с принципами и целями, провозглашенными этой декларацией.

Второй этап (июнь 1990 - декабрь 1991 гг.). В Конституцию была внесена новая глава " О Президенте РСФСР ", которая учреждала институт президентства и порядок избрания президента. Конституция наполнилась новыми положениями о развитии местного самоуправления (были разделены полномочия между областными (краевыми) органами государственной власти и городскими (районными, поселковыми) органами местного самоуправления). В этот период начался процесс свертывания действия союзной Конституции, так как СССР все больше обретал черты конфедеративного государства. В связи с этим был разработан проект нового Союзного Договора, который предусматривал сохранение СССР на конфедеративных началах. Принять этот Договор не удалось. Однако и после августа 1991 года процесс реорганизации союзного государства не прекращался. В декабре 1991 года на V Съезде народных депутатов СССР в действующую союзную Конституцию были внесены изменения, определяющие принципы конфедеративного устройства Союза. Эти изменения, по сути, предопределили судьбу Конституции СССР, которая фактически прекратила свое действие как конституция федеративного государства.

8 декабря 1991 года было заключено соглашение трех бывших союзных республик (России, Украины и Белоруссии) о создании на основе СССР нового образования - Содружества Независимых Государств. С этого момента Конституция СССР полностью прекратила свое действие. (Это было фактическое прекращение, а не юридическое, так как не был принят какой-либо правовой акт о прекращении действия этой Конституции).

Третий этап (декабрь 1991 - сентябрь 1993 гг.). Несмотря на прекращение действия Конституции СССР, Конституция РСФСР 1978 года продолжала свое действие. На этом этапе встала задача формирования новой российской государственности как абсолютно независимого субъекта международного права. Россия становилась правопреемницей СССР. В Конституцию 1978 года были включены новые положения о развитии судебной власти в соответствии с принципом разделения властей. Был образован Конституционный суд Российской Федерации, система арбитражных судов, а также была введена процедура присяжных заседателей для судов общей юрисдикции.

РСФСР была переименована в Российскую Федерацию, приняты новый герб, гимн и флаг Российской Федерации. Всего в Конституцию было внесено более 100 новых статей и поправок. Стало очевидным, что от прежней Конституции почти ничего не осталось, а значит, принятие новой Конституции становилось требованием времени. С апреля 1993 года началась разработка проектов новой Конституции Российской Федерации. По поручению Президента Конституционная Комиссия Съезда народных депутатов России разработала официальный проект новой Конституции. Однако у Президента он вызвал возражения, так как проект предполагал установление в Российской Федерации республиканской формы правления парламентского типа. Кроме того, группой депутатов Съезда был разработан неофициальный проект новой Конституции, который носил просоветский характер. В этих условиях Президентом было сформировано Конституционное Совещание для создания альтернативного проекта Конституции. В представленных проектах проявились противоречия между исполнительной и законодательной властью, что явилось причиной конституционного кризиса, который достиг своего апогея в середине сентября 1993 года.

Четвертый этап (сентябрь - декабрь 1993 г.). На основании Указа Президента "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" от 21 сентября 1993 года начался процесс формирования новых органов государственной власти. В соответствии с этим Указом было отменено действие целого ряда конституционных норм, объявлено о роспуске и упразднении Съезда Советов, дано указание о разработке нового проекта Конституции РФ и определена дата проведения референдума о принятии Конституции РФ. Затем были приняты "Временное положение о Федеральном собрании РФ" и "Положение о выборах депутатов в Государственную думу РФ". Согласованный проект Конституции был разработан в соответствии с Указом Президента на Конституционном совещании, в котором участвовали лидеры крупных партий и движений, а также представители всех субъектов Российской Федерации. Этот проект Конституции был вынесен на всенародное голосование 12 декабря 1993 года и принят большинством голосов участвовавших в референдуме граждан.

С теоретической точки зрения можно спорить о легитимности Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 года и о правомерности действий соответствующих государственных органов в период сентября - октября 1993 года, но с практической точки зрения эти споры лишены всякого смысла, так как Конституция РФ 1993 года узаконила факт создания новых властных структур, юридически закрепила форму государственного правления, основы государственного устройства и форму политического режима в Российской Федерации. Мы должны исходить из того, что Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, является действующим Основным Законом государства, и выполнение конституционных норм есть главная обязанность всех граждан и органов государственной власти.

Еще по теме Этапы конституционной реформы в Российской Федерации.:

  1. 4.3. История развития отечественного конституционализма и этапы конституционной реформы в Российской Федерации
  2. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О деятельности Прокуратуры в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации
  3. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации
  4. § 6. Место Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
  5. 1.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  6. Сравнительная таблица решений Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по разграничению их компетенции в сфере признания неконституционными и незаконными нормативных правовых актов
  7. § 3. Конституционный Суд Российской Федерации как главный орган конституционного контроля в системе защиты прав человека

В 1993 году президент Российской Федерации Борис Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

Согласно Указу прерывалось осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ, отменялось действие Конституции РСФСР, законодательства РФ и субъектов РФ в части, противоречащей названному Указу.

То есть фактически Ельциным был совершен государственный переворот, о котором объявил Верховный совет и его сторонники. В стране образовалось двоевластие.

В свою очередь, в этот же день Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял Постановление «О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина»

В нем было установлено прекращение президентских полномочий Ельцина с момента подписания Указа № 1400, переход полномочий президента к вице-президенту Александру Руцкому, а также назначен созыв 22 сентября 1993 года экстренной сессии Верховного Совета с повесткой дня «О государственном перевороте в Российской Федерации».

Так, статья 121-6 действовавшей Конституции Российской Федерации и ст. 6 закона «О Президенте РСФСР» гласили:

«Полномочия Президента Российской Федерации (РСФСР) не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации (РСФСР), роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно».

Около 9 вечера к зданию Верховного Совета - Белому дому – начали приходить граждане: москвичи, жители Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и многих других городов, а также иностранных государств. Вокруг стихийно образовался бессрочный митинг.

Приблизительно в это же время на совещании народных депутатов в зале Совета Национальностей Верховного Совета его глава Руслан Хасбулатов обратился к Советам всех уровней с требованием немедленного созыва сессий с целью дать оценку переворота, потребовать восстановления конституционного порядка и поддержать на всех территориях законную власть.

Вместе с тем административный совет ВГТРК по инициативе генерального директора компании Анатолия Лысенко принял заявление о безоговорочной поддержке действий Бориса Ельцина.

Около 22 часов сотрудниками милиции было оцеплено здание мэрии Москвы, развернута радиостанция и заблокирован гараж Верховного Совета Российской Федерации. В Парламентском центре на Цветном бульваре были отключены телефоны, а само здание блокировано снаружи сотрудниками ОМОНа.

Конституционный суд Российской Федерации, собравшийся в это же время, объявил действия Ельцина неконституционными, а указ № 1400 - основой для освобождения президента от должности согласно ст. 121-6 Конституции Российской Федерации и закону «О Президенте РСФСР».

12 декабря 1993 года состоялись выборы в Совет Федерации и в Государственную Думу, а также всенародный референдум о принятии проекта новой Конституции. 20 декабря ЦИК России объявил результаты референдума: «за» проголосовало 32,9 млн. избирателей (58,4 % активных избирателей, против -- 23,4 млн. (41,6 % активных избирателей). Конституция была принята, так как в соответствии с действующим при проведении референдума указом Президента Ельцина от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» для вступления в силу новой Конституции необходимо абсолютное большинство голосов. Впоследствии были попытки оспорить результаты этого голосования в Конституционном Суде Российской Федерации, однако Суд отказал в рассмотрении дела, объяснив это отсутствием прав на изменение нескольких основополагающих статей Конституции.

Если выделить основные этапы конституционной реформы это будет выглядеть так:

  • 5 октября -- распущен Моссовет и райсоветы (несколько депутатов арестованы), снят с должности генпрокурор В. Степанков, на его место назначен А. Казанник, сняты с должностей главы администраций, высказывавшиеся против указа № 1400: Виктор Берестовой (Белгородская область), Юрий Лодкин (Брянская область, снят ещё 25 сентября), Виталий Муха (Новосибирская область), Пётр Сумин (Челябинская область), Александр Сурат (Амурская область).
  • 7 октября 1993 года -- Президент принимает указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», которым фактически принимает на себя полномочия законодателя. Председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин под угрозой уголовного преследования по обвинению «в правовом обеспечении конституционного переворота» вынужден уйти в отставку (сохранив полномочия судьи). Судьи, под давлением окружения президента, вынуждены сложить с себя полномочия по рассмотрению нормативных актов представителей власти и международных договоров. (В новую Конституцию было включено положение о полной замене судей КС, однако, в последний момент, по ошибке, это положение из опубликованного проекта выпало)
  • 9 октября -- Президент прекращает полномочия Советов всех уровней.
  • 11 октября -- Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в Совет Федерации
  • 15 октября -- Президент назначает всенародное голосование по Конституции на 12 декабря
  • 22 октября -- Президент принимает указ об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ
  • 26 октября -- Президент принимает указ о реформе местного самоуправления
  • 10 ноября -- в Российских Вестях опубликован проект Конституции, выносимой на всенародное голосование
  • 12 декабря -- состоялось всенародное голосование по Конституции России, в ходе которого за Конституцию проголосовали 58 процентов участников референдума, а также выборы в Совет Федерации и Государственную Думу первого созыва
  • 24 декабря -- Президент подписал ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие с новой Конституцией
  • 25 декабря 1993 года -- Новая Конституция Российской Федерации опубликована в «Российской газете» и вступила в силу на всей территории России
  • 11 января 1994 года -- в Москве начали работу Совет Федерации и Государственная Дума, избранные 12 декабря 1993 года
  • 23 февраля 1994 года -- Государственная Дума приняла постановление об амнистии участников октябрьских событий 1993 года (хотя суд так и не состоялся). Участники событий согласились на амнистию, хотя и не признали себя виновными. Все следственные действия по событиям сентября -- октября были прекращены.

Хотелось бы отметить, что новая Конституция Российской Федерации, предоставила Президенту значительные полномочия, в то время как полномочия Парламента были значительно сокращены. Конституция, после опубликования 25 декабря в Российской газете, вступила в силу. 11 января 1994 года начали работу обе палаты Федерального Собрания, конституционный кризис закончился.

Первый этап (с 1989 по июнь 1990 года, т.е. по окончании работы I Съезда народных депутатов РСФСР). С этого периода начали вноситься существенные изменения в Конституцию РСФСР. Например, вместо единого Верховного Совета была образована двойная система высших органов власти: Съезд народных депутатов и Верховный Совет (депутаты избирались населением, а члены Верховного Совета - Съездом).

На I Съезде народных депутатов РСФСР был поставлен вопрос о принятии новой конституции, и была создана конституционная комиссия. 12 июня 1990 г. на Съезде принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Это документ конституционного значения. В нем была поставлена задача укрепления самостоятельности России в рамках Союза ССР. В дальнейшем конституционное развитие Российской Федерации происходило в соответствии с принципами и целями, провозглашенными этой декларацией.

Второй этап (июнь 1990 - декабрь 1991 года). В Конституцию была внесена новая глава "О Президенте РСФСР", которая учреждала институт президентства и порядок избрания президента. Конституция наполнилась новыми положениями о развитии местного самоуправления (были разделены полномочия между областными (краевыми) органами государственной власти и городскими (районными, поселковыми) органами местного самоуправления). В этот период начался процесс свертывания действия союзной Конституции, так как СССР все больше обретал черты конфедеративного государства. В связи с этим был разработан проект нового Союзного Договора, который предусматривал сохранение СССР на конфедеративных началах. Принять этот Договор не удалось. Однако и после августа 1991 года процесс реорганизации союзного государства не прекращался. В декабре 1991 года на V Съезде народных депутатов СССР в действующую союзную Конституцию были внесены изменения, определяющие принципы конфедеративного устройства Союза. Эти изменения, по сути, предопределили судьбу Конституции СССР, которая фактически прекратила свое действие как конституция федеративного государства.

8 декабря 1991 года было заключено соглашение трех бывших союзных республик (России, Украины и Белоруссии) о создании на основе СССР нового образования - Содружества Независимых Государств. С этого момента Конституция СССР полностью прекратила свое действие. (Это было фактическое прекращение, а не юридическое, так как не был принят какой-либо правовой акт о прекращении действия этой Конституции).

Третий этап (декабрь 1991 - сентябрь 1993). Несмотря на прекращение действия Конституции СССР, Конституция РСФСР 1978 года продолжала свое действие. На этом этапе встала задача формирования новой российской государственности как абсолютно независимого субъекта международного права. Россия становилась правопреемницей СССР. В Конституцию 1978 года были включены новые положения о развитии судебной власти в соответствии с принципом разделения властей. Был образован Конституционный Суд Российской Федерации, система арбитражных судов, а также была введена процедура присяжных заседателей для судов общей юрисдикции. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию, приняты новый герб, гимн и флаг Российской Федерации. Всего в Конституцию было внесено более 100 новых статей и поправок. С апреля 1993 года началась разработка проектов новой Конституции Российской Федерации. По поручению Президента Конституционная Комиссия Съезда народных депутатов России разработала официальный проект новой Конституции. Однако у Президента он вызвал возражения, так как проект предполагал установление в Российской Федерации республиканской формы правления парламентского типа. В этих условиях Президентом было сформировано Конституционное Совещание для создания альтернативного проекта Конституции. В представленных проектах проявились противоречия между исполнительной и законодательной властью, что явилось причиной конституционного кризиса, который достиг своего апогея в середине сентября 1993 года

Четвертый этап (сентябрь - декабрь 1993 г.). На основании Указа Президента "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" от 21 сентября 1993 года начался процесс формирования новых органов государственной власти. В соответствии с этим Указом было отменено действие целого ряда конституционных норм, объявлено о роспуске и упразднении Съезда Советов, дано указание о разработке нового проекта Конституции РФ и определена дата проведения референдума о принятии Конституции РФ. Затем были приняты "Временное положение о Федеральном Собрании РФ" и "Положение о выборах депутатов в Государственную Думу РФ". Согласованный проект Конституции был разработан в соответствии с Указом Президент на Конституционном Совещании, в котором участвовали лидеры крупных партий и движений, а также представители всех субъектов Российской Федерации. Этот проект Конституции был вынесен на всенародное голосование 12 декабря 1993 года и принят большинством голосов участвовавших в референдуме граждан.

В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года.(…)

… постановляю:

1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации до начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации – Федерального Собрания Российской Федерации – и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации.(…)

2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации…

3. Временно до принятия Конституции и Закона Российской Федерации о выборах в Федеральное Собрание Российской Федерации и проведении на основе этого закона новых выборов:

Ввести в действие положение «О федеральных органах власти на переходный период», подготовленное на основе проекта Конституции Российской Федерации, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 года;

Наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального Собрания Российской Федерации со всеми полномочиями, предусмотренными положением «О федеральных органах власти на переходный период».

Установить, что осуществление указанных полномочий Совет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу.



4. Ввести в действие положение «О выборах депутатов Государственной думы», разработанное народными депутатами Российской Федерации и Конституционным совещанием.

Провести в соответствии с указанным положением выборы в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральному Собранию рассмотреть вопрос о выборах президента Российской Федерации.

5. Назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11-12 декабря 1993 года.(…)

11. Совет министров – правительство Российской Федерации осуществляет все предусмотренные Конституцией Российской Федерации полномочия с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим указом, а также законодательством.

Совет министров – правительство Российской Федерации обеспечивает бесперебойную и согласованную деятельность органов государственного управления.

Совету министров – правительству Российской Федерации принять в свое ведение все организации и учреждения, подчиненные Верховному Совету Российской Федерации, и провести необходимую их реорганизацию, имея в виду исключение дублирования соответствующих правительственных структур. Принять необходимые меры по трудоустройству высвобождающихся сотрудников. Осуществить правопреемство в отношении полномочий Верховного Совета Российской Федерации как учредителя во всех сферах, где учредительство предусмотрено действующим законодательством. (…)

Документ № 5

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПРЕКРАЩЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕЛЬЦИНА Б.Н.»

В связи с грубейшим нарушением Президентом Российской Федерации Ельциным Б. Н. Конституции Российской Федерации – России, выразившимся в издании им Указа от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», приостанавливающего деятельность законно избранных органов государственной власти, Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

В соответствии со статьей 121 (6) Конституции Российской Федерации – России полномочия Президента Российской Федерации Ельцина Б. Н. прекращаются с 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 г.

Москва. Осень-93. Хроника противостояния. – М., 1994. – С. 24.

Документ № 6

ИЗ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны. (…)

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального подчинения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.(…)

1. В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.(…)

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.(…)

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.(…)

Глава 4. Президент Российской Федерации

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства(…)

3. Президент Российской Федерации как глава государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.(…)

Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 94

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.(…)

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.(…)

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.(…)

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.(…)

Конституция Российской Федерации. - М., 1997. - С. 4 - 44.