Караваджо успение богоматери информация о картине. Иконография Успения: От Иоанна Дамаскина до Караваджо. Что же из этого мы видим у Караваджо

31 декабря в Успенском храме Пресвятой Богородицы прошел традиционный предновогодний благодарственный молебен. Новогодний молебен ("молебное пение на Новолетие") - особая служба, когда насельники монастыря благодарят Бога за милости в уходящем году и испрашивают благословения на год грядущий.

31.12.2017 Трудами братии монастыря 2 340

31 декабря в Успенском храме Пресвятой Богородицы прошел традиционный предновогодний благодарственный молебен. Новогодний молебен (или "молебное пение на Новолетие") - особая служба, когда насельники монастыря благодарят Бога за милости в уходящем году и испрашивают благословения на год грядущий.

Чин молебного пения, совершаемый в храмах в этот день, заимствован из чина молебна, положенного на начало индикта - церковного нового года (новолетия), который Русская Православная церковь отмечает 14 сентября (1 сентября по старому стилю). В основе новогоднего молебна – молитвенное призывание помощи Божией и благословения на весь грядущий год и благодарение Господа за все Его милости и щедроты, дарованные нам в прошедшем году.

30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на заседании Отдела О богослужении, проповедничестве и храме, были приняты следующие положения (см. «Богословские труды», сб. 34, с. 334-335):

«Привнесение службы “начала инди́кта, си́речь новаго лета” в богослужение 1 января весьма желательно… Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном…».

Молебен возглавил игумен монастыря Преосвященнейший Панкратий, епископ Троицкий. Владыке сослужили братия Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в духовном сане. Священнослужители призывали Божие благословение на наступающий год, обращая нашу молитву ко Господу в канун Нового года, и все мы крепко просим Его, чтобы Он ниспослал Свою милость к нам, услышал наши молитвы, чтобы мы могли с благодарением сказать: “Слава Тебе, Боже, Благодетелю наш, во веки веков. Аминь”.

По окончании молебна Владыка обратился ко всем присутствовавшим с поздравлением, призвав на всех благословение Божие:

Сердечно поздравляю Вас с наступающим Новым Годом!
Обычно в это время люди, с надеждой всматриваясь в наступающее лето Господне, вспоминают и прошедший год, каким он был: добрым или не очень. Мысленно подводят итоги года, размышляя о том, что удалось, а что не получилось сделать.

И, конечно, с этой мирской точки зрения легко вспомнить наши материальные начинания и достижения в монастыре: отреставрированные храмы, построенные часовни. Но христиане должны смотреть на главное - на состояние нашей души: насколько мы стали ближе ко Христу, насколько мы возросли духовно. Жили ли по заповедям Господним, возлюбили ли Бога всем сердцем, всей душой, всей крепостью своею и возлюбили ли мы “ближнего cвоего как самого себя” (Мф. 22:39)? Самое дорогое Богу создание- это люди. Так и нам должны быть близки и дороги люди, "ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.

Думаю, не много найдется людей, которые скажут: “Да, действительно, в этом году душа моя стала лучше, чище, позади остались греховные страсти, заблуждения, слабости и немощи; Господь укрепил в Боге, и в вере во Христа”. Наверное, таких людей окажется немного среди нас. И тогда мы должны вспомнить о том, что каждый Новый год все ближе и ближе подводит к тому моменту и часу, когда придется расставаться с этой жизнью и идти ко Господу, отвечать Судии Всевышнему за прожитые годы.

Мы должны вспомнить о том, что земная жизнь - это приуготовление души к вечности.Что каждый год, каждый месяц и каждый день нашей жизни - испытание, экзамен и школа, в которой душа должна научаться заповедям Господним, должна научаться жить с Богом, поступать так, как поступал бы Сам Христос. Наше духовное состояние познаётся именно в повседневном общении с людьми, мы можем поститься, ходить ко всем службам, вычитывать правило, но если мы не милосердны, не сострадаем брату своему, не любим его, то мы «медь звенящая или кимвал звучащий». Добрые качества не появляются сами по себе, более всего в изменении сердца, в борьбе со с грехом душе помогает покаяние, молитва, трезвение, причащение Святых Христовых Тайн.

Мы не должны отчаиваться, что это не слишком хорошо у нас получается. Что годы проходят, а мы остаемся такими же “ветхими”, не меняя сути. Что страсти нас мучают те же самые и даже появляются новые. Мы всегда должны бороться. И как Господь говорит, “в чем застану, в том и сужу”, так учат и святые отцы: если будем застигнуты в борьбе за добродетель, за то, чтобы жить со Христом, то Господь помилует нас. И поэтому надежда никогда не должна покидать. И вся наша жизнь, каждый день и каждый новый год мы должны начинать именно с этой надеждой и Верой, и с благословением на то, чтобы исправить все греховное, чтобы возрастать во Христе Иисусе Господе нашем.

Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
***

(1605-06)
369x245 см Лувр, Париж

Этот алтарный образ заказал римский юрист Лаэрцо Черубини для семейной церкви Санта-Мария делла Скала. Подобно еще двум картинам Караваджо, полотно было отвергнуто священнослужителями по причине «недостойного изображения». Мария здесь показана действительно умершим человеком, а не прекрасной женщиной, как бы уснувшей перед тем как переместиться на небо (именно такого изображения требовали существовавшие каноны). На этот раз критика в адрес Караваджо была особенно яростной, что отмечено всеми биографами художника. Д. Бальоне пишет, что картину с возмущением отклонили, ибо Караваджо «изобразил тело Богородицы распухшим и с босыми ногами». Д. Беллори отмечает, что тело Богородицы выглядит «вздутым трупом обычной женщины», а Д. Манчини в своей книге приводит и вовсе невероятный факт - будто бы Караваджо писал фигуру Богородицы с трупа проститутки, утонувшей в Тибре (и этот факт подтверждают другие источники).

Образы великой печали

Персонажи
, окружившие смертное ложе Богородицы, являются учениками Христа.
Личность большинства из них не поддается точному определению.
Успение Марии не описано в Библии, но многочисленные апокрифы утверждают,
что рассыпанные по всему миру апостолы были чудесным образом
собраны в одном место, дабы провести рядом с Богородицей последние часы ее земной жизни.


Молодой человек , обхвативший голову руками, -
евангелист Иоанн, которому Христос, умирая на кресте,
поручил заботиться о своей матери.



Тело Богородицы
вытянуто на смертном одре.
Непритязательно одетая, с босыми ногами,
Она выглядит обычной мертвой женщиной, а не Царицей Небесной.

Неутешно рыдающая на переднем плане
картины женщина - Мария Магдалина.
Ее обычно упоминают, как человека, близкого к Богоматери.

Догматические вопросы о смерти и Вознесении Девы Марии витали в воздухе задолго до картины Караваджо и оставались нерешёнными вплоть до конца XX века, когда сначала в 1950 году папа Пий XII провозгласил догмат о Вознесении Девы, оставив в стороне факт её физической смерти, и лишь 1997 году этот факт был подтверждён Иоанном Павлом II . Однако в католическом мире веками господствовало убеждение, что Мария была принята на небо живой, и это нашло отражение во множестве произведений искусства. Картина Караваджо оказалась последней крупной работой в католическом искусстве, на которой показана смерть Марии без малейшего намёка на Вознесение.

История

Картина была заказана папским адвокатом Лаэрцо Черубини для кармелитской церкви Санта Мария делла Скала в Трастевере . Конечный результат работы вызвал отрицательную реакцию. Придворный врач папы Урбана VIII Джулио Манчини счёл, что Караваджо использовал в качестве натурщицы для Богородицы проститутку или любовницу . Джованни Беллори считал, что неприятие картины вызвано неподобающей позой Девы Марии . Так или иначе, приход отказался принять картину, заменив её картиной Карло Сарачени , одного из последователей Караваджо .

Композиция выстроена вокруг Марии - центральной темы картины. Её окружают сломленные апостолы с Марией Магдалиной . Остальные персонажи в беспорядке стоят позади. Скученность людей и их манерные позы акцентируют взгляд зрителя на бездыханном теле. Караваджо, мастер мрачных тёмных полотен, избегает маньеристских приёмов изображения многообразия эмоций. Он показывает великую скорбь не выражением лиц, но стремлением спрятать их в ладони, словно утверждая, что настоящее горе - в скорбном молчании, а не бдении плакальщиц. Не следуя каноническим деталям сюжета, Караваджо наполняет приглушённую сцену необыкновенной монументальностью, усиливая драматический эффект кроваво-красным полотнищем в верхней половине картины .

Художник использует малейшие нюансы светотени для придания объёма персонажам и их одеяниям. Но в первую очередь этот приём передаёт физическое присутствие усопшей, лежащей под ярким чистым светом. Распределение освещения заставляет глаз зрителя двигаться от лица Девы к скорбно склонившейся Магдалине, далее к фигурам апостолов и, наконец, ко всей картине целиком .

Влияние

«Смерть Марии» является наглядным примером иконографической революции, устроенной Караваджо на рубеже XVI-XVII веков. Дистанцировавшись от претенциозной маньеристской моды, художник ввёл в искусство новый мощный и энергичный стиль. Он поставил задачу переноса на полотно подлинных человеческих эмоций, не связанных условностями изображения святости, и оказал этим значительное влияние на развитие концепций изобразительного искусства XVII века .

Примечания

  1. Parks, N. Randolph (July 1985). “On Caravaggio"s "Dormition of the Virgin" and Its Setting” . The Burlington Magazine . 127 (988): 438–448. Проверено 30 August 2014 .
  2. Askew, Pamela. Caravaggio"s Death of the Virgin. - Princeton New Jersey: Princeton University Press, 1990. - ISBN 0691039836 .
  3. Langdon, Helen. Caravaggio: A Life . - Westview Press, 2000. - ISBN 9780813337944 .
  4. Joconde