Литературный портрет петра гринева. Образ и характер Гринёва в повести Капитанская дочка – художественный анализ. Пушкин Александр Сергеевич. А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Аудиокнига

Сочинение

Гринев Петр Андреевич (Петруша) - главный герой последнего крупного произведения Пушкина, провинциальный русский дворянин, от чьего имени (в форме «записок для памяти потомства», составленных в эпоху Александра I об эпохе пугачевского бунта) ведется повествование. В исторической повести «Капитанская дочка» сошлись все темы пушкинского творчества 1830-х гг. Место «обычного» человека в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная» - все это в повести присутствует и связано с образом главного героя-рассказчика.

Первоначально Пушкин, как то было в незавершенной повести «Дубровский», собирался поставить в центр повествования дворянина-ренегата, перешедшего из одного лагеря в другой (тут прототипом ему служил реальный офицер Екатерининской эпохи Шванвич); или пленного офицера, который бежит от Пугачева. Здесь также имелся прототип - некто Башарин, именно такую фамилию должен был носить герой, позже переименованный в Буланина, Валуева - и, наконец, в Г. (Это имя в другой огласовке - Гранев - встречается в планах незавершенного «Романа на Кавказских водах», 1.831.) Имя это тоже взято из действительной истории пугачевщины; его носил дворянин, арестованный по подозрению в измене и позже оправданный. Так окончательно определился замысел рассказа о человеке, волей Провидения оказавшемся между двумя враждующими лагерями; о дворянине, который незыблемо хранит верность присяге, не отделяет себя от сословия в целом и от сословных представлений о чести в частности, - но который при этом смотрит на мир непредвзято.

Замкнув сюжетную цепь именно на Г. (и «перепоручив» роль дворянина-ренегата Швабрину), Пушкин воспроизвел принцип исторической прозы Вальтера Скотта, в чьих романах (особенно из «шотландского» цикла - «Уэверлей», «Роб Рой», «Пуритане») такой тип героя встречается постоянно - равно как сама ситуация: два лагеря, две правды, одна судьба. Таков и непосредственный «литературный предшественник» Г., Юрий Милославский из одноименного «вальтер-скоттовского» романа М. Н. Загоскина (с той огромной разницей, что Милославский - князь, а не «обычный» человек). Вослед Гриневу и другие персонажи «Капитанской дочки» приобретают вальтер-скоттовские черты. Образ верного слуги Г. Савельича (чье имя со-впадает с именем «патриотического» ямщика, свидетеля пугачевского бунта в «вальтер-скоттовском» романе М. Н. Загоскина "Рославлев») восходит к Калебу из романа «Ламмермурская неместа»; эпизод, в котором невеста Гринева Марья Ивановна Миронова добивается у Екатерины II оправдания возлюбленного, повторяет эпизод с Дженни Джине из «Эдинбургской темницы» и др.

Жанр «записок для потомства» давал возможность изобразить историю «домашним образом» - и предполагал, что жизнь героя будет разворачиваться перед читателем с самого детства, а смерть героя останется за пределами непосредственного повеет -вования (иначе некому было бы составлять записки).

«Предыстория» Г. проста: он сын премьер-майора Андрея Петровича Гринева, живущего после отставки в небольшом (300 душ) имении в Симбирской губернии Воспитывает Петрушу крепостной «дядька», Савельич, учит - мосье Бопре, бывший парикмахер и охотник до русской наливки. Пушкин прозрачно намекает на то, что ранняя отставка отца была связана с дворцо-вым переворотом времен Анны Иоанновны. Причем первоначально предполагалось (и с сюжетной точки зрения это было бы куда более «красиво») объяснить отставку событиями 1762 г., екатерининским переворотом, - но тогда хронология нарушилась бы окончательно. Как бы то ни было, отец героя словно «исключен» из истории; он не может реализовать себя (и потому всякий раз гневается, прочитывая придворный адрес-календарь, где сообщается о наградах и о продвижении по службе его бывших товарищей). Так Пушкин подготавливает читателя к мысли, что и Петр Андреевич мог бы прожить жизнь самую обыденную, не раскрыть заложенные в нем качества, если бы не общероссийская катастрофа 1770-х гг. и если бы не отцовская воля. На семнадцатом году недоросль, еще до рождения записанный в гвардию сержантом, Г. прямо из детской отправляется служить - причем не в элитный Семеновский полк, а в провинцию. (Еще один «отвергнутый» вариант судьбы - попади Г. в Петербург, он к моменту очередного дворцового переворота 1801 г. был бы офицером полка, сыгравшего ключевую роль в антипавловском заговоре. То есть зеркально повторил бы судьбу отца.) Сначала он попадает в Оренбург, затем в Белогорскую крепость. То есть туда и тогда, где и когда осенью 1773 г. разгуляются пугачевцы - вспыхнет «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (слова Г.). (Нечто подобное должно было происходить с героем незавершенной пушкинской повести из другой эпохи - юным прапорщиком из «Записок молодого человека», который в мае 1825 г. держит путь в Черниговский полк, где в январе 1826 г. вспыхнет восстание декабристов «Васильковской управы».)

С этой минуты жизнь провинциального дворянина смыкает-ся с потоком общероссийской истории и превращается в великолепный набор случайностей и зеркально повторяющихся эпизодов, которые заставляют вспомнить как о поэтике Вальтера Скотта, так и о законах построения русской волшебной сказки. В открытом поле гриневскую кибитку случайно застигает снежный буран; случайно на нее натыкается чернобородый казак, который и выводит заблудившихся путников к жилью (эта сцена связана с эпизодом с Юрием, его слугой Алексеем и казаком Киршей в романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский»). Случайно проводник оказывается будущим Пугачевым.

Столь же случайно сцепление всех последующих встреч Г. и поворотов его судьбы.

Попав в Белогорскую крепость, в 40 верстах от Оренбурга, он влюбляется в дочь капитана Ивана Кузьмича Миронова, восемнадцатилетнюю Машу (в которой повторены некоторые черты героини повести А. П. Крюкова «Рассказ моей бабушки», 1831, капитанской дочери Насти Шпагиной) и дерется из-за нее на дуэли с поручиком Швабриным; ранен; в письме к родителям просит благословения на брак с бесприданницей; получив строгий отказ, пребывает в отчаянии. (Естественно, Маша в конце концов поселится у родителей Г., а Швабрин, перейдя на сторону Пугачева, сыграет в судьбе героя роль злого гения.) Пугачев, захватив крепость, случайно узнает Савельича, вспоминает заячий тулупчик и полтину на водку, после бурана пожертвованные ему Петрушей от чистого сердца, - и милует барчука за миг до казни. (Зеркальное повторение эпизода с тулупчиком.) Мало того, отпускает его на все четыре стороны. Но, случайно узнав в Оренбурге, что Маша, спрятанная белогорской попадьей, теперь в руках у предателя Швабрина, Г. пробует уговорить генерала выделить ему полсотни солдат и отдать приказ об освобождении крепости. Получив отказ, самостоятельно отправляется в пугачевское логово. Попадает в засаду - и случайно остается цел; случайно оказывается в руках Пугачева, именно в тот момент, когда он в хорошем расположении духа, так что кровожадному капралу Белобородову не удается «попытать» дворянина. Пугач тронут рассказом о девушке, насильно удерживаемой Швабриным; отправляется вместе с героем в Белогорскую - и, даже узнав, что Маша - дворянка, невеста Г., не меняет своего милостивого решения. Больше того, полушутливо предлагает их поженить - и готов принять на себя обязанности посаженого отца. (Так случайно сбывается сон, который привиделся Г. сразу после бурана: отец при смерти; но это не отец, а чернобородый мужик, у которого почему-то нужно просить благословения и который хочет быть посаженым отцом; топор; мертвые тела; кровавые лужи.)

Отпущенные Пугачевым, Г., Маша, Савельич попадают в засаду правительственных войск (зеркальное повторение эпизода с пугачевцами); случайно командиром отряда оказывается За-урин, которому Г. еще по пути к месту службы, до бурана, проиграл 100 рублей на бильярде. Отправив Машу в отцовское имение, Г. остается в отряде; после взятия Татищевой крепости и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина - и не может отвести от себя обвинения в измене, поскольку не желает вмешивать в судебное разбирательство Машу. Но та отправляется в Петербург, случайно сталкивается с царицей на прогулке в Царском Селе; случайно не узнает ее - и простодушно рассказывает обо всем (зеркальное повторение эпизода «ходатайства» Г. за Машу перед Пугачевым). Екатерина случайно помнит о геройской гибели капитана Миронова (и, может быть, Машиной матери, Василисы Егоровны). Если бы не это, как знать, смогла бы государыня столь непредвзято подойти к делу и оправдать Г.? Случайно офицер Г., отпущенный в 1774 г. и присутствовавший при казни Пугачева, который его узнал в толпе и кивнул (еще одно зеркальное повторение эпизода с виселицами в Бело-горской), не гибнет в многочисленных войнах конца XVIII - начала XIX в. и составляет записки для юношества; случайно эти записки попадают в руки «издателя», под маской которого скрывается сам Пушкин.

Но в том и дело, что все «случайности» сюжета подчинены высшей закономерности - закономерности свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей. Эти обстоятельства могут складываться так или иначе, благополучно или неудачно; главное не в этом, а в том, насколько свободен человек от их власти. Пугачев, в чьих руках громадная власть вершить человеческие судьбы, не свободен от той стихии, что привел в движение; оренбургский генерал, отказывающийся послать Г. на бой за Белогорскую крепость, не свободен от своей осторожности; Швабрин не свободен от своего собственного страха и своей душевной подлости; Г. свободен до конца и во всем. Ибо действует он по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга.

Законы эти неизменны - и тогда, когда нужно оплатить огромный бильярдный долг не слишком честно игравшему Заури-ну; и когда нужно отблагодарить случайного проводника тулупчиком и полтиной. И когда следует вызвать на дуэль Швабрина, выслушавшего гриневские «стишки» в честь Маши и презрительно отозвавшегося как о них, так и о ней. И когда пугачевцы ведут героя на казнь. И когда помиловавший героя Пугачев протягивает руку для поцелуя (Г., естественно, не целует «ручку злодею»). И когда самозванец прямо спрашивает пленника, признает ли тот его государем, согласен ли послужить, обещает ли хотя бы не воевать против него, - а пленник трижды, прямо или косвенно, отвечает «нет». И когда Г., однажды уже спасенный судьбою, в одиночку возвращается в расположение пугачевцев - чтобы выручить возлюбленную или погибнуть вместе с нею. И когда, арестованный собственным правительством, не называет имени Марьи Ивановны.

Именно эта постоянная готовность, не рискуя понапрасну, тем не менее заплатить жизнью за свою честь и любовь, - делает дворянина Г. до конца свободным. Точно так же, как его крепостного слугу Савельича до конца (хотя и в иных формах) свободным делает личная преданность Г. То есть следование неписаному кодексу крестьянской чести, тому общечеловеческому началу, которое может быть присуще любому сословию и которое, по существу, религиозно, - хотя Савельич не слишком «церковен» (и лишь восклицает поминутно «Господи Влады-ко»), а Г. в казанской тюрьме впервые вкушает «сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца». (Тут пушкинский современник должен был не только вспомнить о «вечном источнике» тюремной темы в европейской культуре - эпизод тюремного заключения небесного покровителя Г., апостола Петра - Деян., 12, 3-11, - но и опознать парафраз записок итальянского религиозного писателя и общественного деятеля 1820-х гг. Сильвио Пеллико, который в книге «Мои темницы» - рус. перевод, восторженно отрецензированный Пушкиным, 1836 г., - рассказал о том, как в австрийской тюрьме впервые обратился с молитвой к Богу.)

Такое поведение превращает самого простодушного из героев «Капитанской дочки» в самого серьезного из ее персонажей. Эта серьезность Гриневского образа оттенена легкой усмешкой, с какой автор описывает «жизненное пространство» других героев. Пугачев царствует в избе, оклеенной золотой бумагой; генерал планирует оборону от пугачевцев в яблоневом саду, утепленном соломкой; Екатерина встречает Машу как бы «внутри» пасторали: лебеди, парки, белая собачка, «срисованная» Пушкиным со знаменитой гравюры художника Уткина, изображавшей Екатерину «домашним образом»... И только Г. и Савельич окружены открытым пространством судьбы; они постоянно устремлены за ограду - дворянского ли Оренбурга, пугачевской ли крепости; туда, где они не защищены от обстоятельств, но внутренне свободны от них. (В этом смысле и тюрьма для Г. - тоже открытое пространство.)

Именно Г. и Савельича вместе - двух этих персонажей, крепостного и дворянина, нельзя отделить друг от друга, как Санчо Пансу нельзя отделить от Дон Кихота. А значит, смысл повести состоит не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон исторического конфликта. И не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти» (ср. образ Швабрина). И даже не в том, чтобы «покинуть» узкие пределы сословной этики, поднявшись до общечеловеческих начал. А в том, чтобы внутри своего «лагеря», своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить общечеловеческое - и ему служить не за страх, а за совесть. В этом залог утопической надежды Г. (и суфлирующего ему Пушкина, который переосмысляет тезис Карамзина) на то, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

Образ Г. (и сама «вальтер-скоттовская» поэтика случайности и зеркально повторяющихся эпизодов) оказался необычайно важным для русской литературной традиции, вплоть до Юрия Андреевича Живаго из романа Б. Л. Пастернака.

Другие сочинения по этому произведению

"Счастье и радость жизни в правде..." А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы - А.С.Пушкин "Капитанская дочка") Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») «Береги честь смолоду» (по роману Пушкина «Капитанская дочка») Капитанская дочка «Капитанская дочка» А. С. Пушкина — послание потомкам Автор - повествователь - герой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Автор, рассказчик и герой в романе «Капитанская дочка» Анализ эпизода «Военный совет у Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Анализ эпизода «Первая непринужденная беседа Петра Гринева с Емельяном Пугачевым» Белогорская крепость в жизни Гринева Белогорская крепость в жизни Петра Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Береги честь смолоду Береги честь смолоду (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Береги честь смолоду (по творчеству А. С. Пушкина) Береги честь смолоду... (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») В чем секрет обаяния Емельяна Пугачева? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Взгляды и характер Гринева Герои "Капитанской дочки" ГЕРОИ “КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ” В ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕТЕЛИ Герой повести, о котором я хотел бы рассказать. Гринёв и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринев и Швабрин в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринёв и Швабрин — соперники или враги (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Женские образы и их роль в прозе Пушкина (На примере повестей «Дубровский» и «Капитанская дочка») Женский образ Маши в повести «Капитанская Дочка» А. С. Пушкина Жить не по лжи Идейно-художественное своеобразие повести «Капитанская дочка» Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Изображение пугачевского движения Историческая повесть «Капитанская дочка» История любви Маши Мироновой и Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» История Маши Мироновой История Маши Мироновой (по “Капитанской дочке” А. Пушкина) История Маши Мироновой (по повести «Капитанская дочка») История создания повести «Капитанская дочка» Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Как решает Пушкин проблему «социальное и человеческое» в «Капитанской дочке» (на примере 2-3 эпизодов по выбору) Как я оцениваю решение Гринева покинуть Оренбург и ехать в Белогорскую крепость на выручку Маши, нарушив свой офицерский долг? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Каким видится мне Емельян Пугачев в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Композиционные особенности повести «Капитанская дочка» Композиция повести «Капитанская дочка» Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринёва, или Пугачёв, пощадивший его? Мир Пушкина в моей душе (к 210-летию А.С. Пушкина) Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Мое любимое произведение А. С. Пушкина Мое любимое произведение А. С. Пушкина (по повести «Капитанская дочка») Мое любимое произведение А. С. Пушкина (повесть «Капитанская дочка») Мое любимое произведение Пушкина Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Неоднозначность решения образа Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Низость и двоедушие Алексея Швабрина. По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Нравственная проблематика повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Гринева Образ Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Образ Гринева-мемуариста в повести А. С. Пушкина«Капитанская дочка» Образ Е. Пугачёва (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева в романе Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева и образ народа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева как центральный образ повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Марьи Ивановны в повести Пушкина «Капитанская дочка» Образ народа в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» Образ Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Пугачева Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Пугачева и его художественное воплощение в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Савельича и Швабрина в повести «Капитанская дочка» Образы-символы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Основные образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».) Пётр Гринёв (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Петр Гринев как представитель лучшей части дворянства Петр Гринёв — благородный дворянин (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Письмо предводителю крестьянскоговосстания Емельяну Ивановичу Пугачеву Повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка\" как историческое сочинение Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»? Почему произведение названо «Капитанская дочка»? Почему роман А. С. Пушкина назвается «Капитанская дочка»? Почему скромной капитанской дочке отдано столь значительное место в сюжете повести Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Пугачёв — злодей или народный герой? Пугачев - предводитель народного восстания (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Пугачев - разбойник или освободитель? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Пугачёв в романе Пушкина "Капитанская дочка" Пугачёв и его сподвижники Пугачев как предводитель восстания и как человек (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Пугачев Пушкина Реальность и художественный вымысел в образах Пугачева и Екатерины II в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Роль песни «Не шуми, мати зеленая дубрава.» в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» С какой целью в произведении Пушкина «Капитанская дочка» Петром Гриневым дается описание Оренбургской губернии 1773 г. Самостоянье человека залог величия его по повести "Капитанская дочка" Самостоянье человека - залог величия его по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Семья Мироновых в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Система образов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Система персонажей в повести «Капитанская дочка» Служба в Белогорской крепости Смысл и роль сказки про орла и ворона (по роману Пушкина «Капитанская дочка»). Смысл названия повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Смысл эпиграфа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Смысл эпиграфов в "Капитанской дочке" Сравнение Гринева и Швабрина Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина — главных героев повести «Капитанская дочка» Старый черт Савельич Стихийность крестьянского движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» Судьба Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова Тема русского бунта в повести Пушкина «Капитанская дочка». Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина Формирование личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Характеристика Маши Мироновой и Гринева Характеристика Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Характеры Гринева и Швабрина в повести А.С.Пушкина Честь и долг - главное для семьи капитана Миронова (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Швабрин — понравившийся персонаж в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Этапы духовного созревания Петра Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» История создания и анализ романа "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Гринев и Швабрин Характеристика членов семьи Мироновых в повести «Капитанская дочка» Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (1) Роман «Капитанская дочка» и проблема воспитания молодого поколения Маша Миронова - мой любимый литературный герой (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Образ Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сон Гринева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Портретная характеристика Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» Гринев и Пугачев. История их отношений (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (План) Жизнь Гринева в Белогорской крепости (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Исторический план написания «Капитанской дочки» Смысл эпиграфа «Капитанской дочки» Как выразились принципы Пушкина-историка в романе Краткая характеристика произведения "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Жанровое своеобразие романа "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Тема чести и человеческого достоинства в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Судьба и образ Петра Гринёва в повести «Капитанская дочка» Образ стихии в произведениях Александра Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник» Тема бурана и ее значение в повести "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Как Вы понимаете эпиграф к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Уроки нравственности в повести «Капитанская дочка» Савельич в повести «Капитанская дочка» Второстепенные персонажи повести «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (2) Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка» Формирование взглядов и характера П. Гринева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Роман «Капитанская дочка» как историческое полотно Общая характеристика главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Романтическая любовь в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исторические персонажи в повести Пушкина «Капитанская дочка» Почему исторический роман А. С. Пушкина называется «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (1) Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина Автор рассказчик и герой в повести Пушкина "Капитанская дочка" Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы. История Маши Мироновой (Капитанская дочка) Образ Василисы Егоровны Мироновой и ее дочери А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». Описание природы в произведениях Пушкина Образ Швабрина как антитеза Гриневу в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подбор эпиграфов к главам повести «Капитанская дочка» Сочинение по повести Пушкина «Капитанская дочка» Белогорская крепость в повести «Капитанская дочка» Образ и характер Швабрина "Береги платье снову, а честь смолоду" (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Работа Пушкина над повестью Капитанская дочка Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"? Размышления по произведениям «Капитанская дочка» и «Дубровский» Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”

«Капитанская дочка». Петр Гринев - молодой человек семнадцати лет, которого с ранних лет записали в лейб-гвардии Семеновский полк, что предопределило жизненный путь героя. Недоросль - то есть молодой дворянин, у которого нет необходимого образования, подтвержденного соответствующим письменным удостоверением от преподавателя. Такие юноши не могли поступить на гражданскую службу или получить документы, подтверждающие право вступать в брак.

Сюжет и биография

Повествование ведется от лица постаревшего Гринева. Герой пересказывает бурные события прошлого для собственных потомков.

Детство и юность героя проходили в Симбирской губернии в поместье родителей. Отец Петра - офицер в отставке, человек строгого нрава. Когда сыну исполнилось шестнадцать, определил того на армейскую службу. Молодой Петр, по словам отца, бегал по девичьим да лазил по голубятням, то есть проводил жизнь в безделье, не был приставлен к делу и не получил систематического образования.

Отправляясь к месту службы, Гринев по дороге попадает в буран и встречает в степи безвестного беглого казака, который приводит героя и его старика-слугу Савельича к постоялому двору. В благодарность за оказанную услугу молодой офицер отдает казаку заячий тулуп. Впоследствии оказывается, что этот казак – , предводитель Крестьянской войны. Важное значение тут имеет сон Гринева, описанный во второй главе повести. В этом сне Гринев прозревает роль Пугачева в собственной судьбе.


Место, где собирается служить герой, - пограничная Белогорская крепость. Прибыв на службу, герой видит там Машу, дочь коменданта крепости капитана Ивана Миронова, и влюбляется в нее. Среди сослуживцев Петра есть еще один офицер, имеющий любовный интерес к Маше, - Алексей Швабрин. Этот человек вызывает героя на дуэль и ранит. Отец Гринева узнает о дуэли и причинах, которые спровоцировали ее. Однако у Маши нет приданого, и отец Петра недвусмысленно демонстрирует отношение к этому факту, отказываясь одобрить брак сына.

Ситуация усугубляется, когда родители Маши гибнут во время пугачевского восстания. В захваченных войсками Пугачева крепостях дворян казнят, и Мироновы становятся жертвами этой волны. Маша остается сиротой. Когда молодым офицерам дают выбор - перейти на сторону восставших или погибнуть, дуэлянт Швабрин приносит Пугачеву присягу, а Гринев отказывается сделать это. Героя должны казнить, но ситуацию спасает старик-слуга, который обращается к Пугачеву, и лидер восстания узнает в Гриневе молодого человека, с которым пересекался зимой. Это спасает герою жизнь.


Гринев не проникается благодарностью к помиловавшему его Пугачеву, отказывается поступить в повстанческое войско и уезжает в осажденный город Оренбург, где продолжает воевать против Пугачева. Маша Миронова между тем вынужденно остается из-за болезни в Белогорской крепости, где оказывается во власти перебежчика Швабрина, который собирается жениться на девушке против ее воли. Маша пишет Гриневу письмо, и герой без дозволения покидает службу, фактически дезертирует, чтобы спасти возлюбленную. Разрешить эту ситуацию на месте, в Белогорской крепости, герою помогает все тот же Пугачев.

Швабрин доносит на Гринева, и герой снова оказывается в тюрьме, на этот раз правительственной. Решительная Маша добирается до самой императрицы Екатерины II и рассказывает той, что Гринева оболгали, таким образом добиваясь освобождения жениха.


Кстати, повесть «Капитанская дочка» так вдохновила современников, что живописец Иван Миодушевский в 1861 году написал на сюжет Пушкина картину (как сейчас сказали бы, «фанарт»), которая называлась «Вручение письма Екатерине II» и изображала соответствующий момент из текста. Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.

Образ и характеристика

Герой показан в повести достаточно бесцветным и невыразительным человеком, личностью, лишенной ярких чувств и красок. Некоторые критики придерживались мнения, что Пушкин создал Гринева таким, чтобы «оттенить» образ и действия Пугачева, который выведен в произведении как мощная, колоритная фигура. В то же время поступки молодого героя при всей невыразительности его характера рисуют того как человека, обладающего смелостью и верностью долгу.


Герой рос в типичной для того времени помещичьей семье. Наукам его учил француз, который выдавал себя за преподавателя, будучи на самом деле парикмахером. Герой в результате такого обучения знал элементарную грамоту, «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля» и умел немного говорить по-французски. Воспитанием молодого Петра занимались суровый отец и слуга Савельич, которые привили мальчику представления о чести и подобающем молодому дворянину поведении. В таких обстоятельствах происходило формирование характера молодого Гринева.


Отец героя считает, что для становления личности юноше нужно «потянуть лямку», нюхнуть пороху. С этой целью отец отправляет героя не в Петербург, в гвардию (чего тот ждал с нетерпением), а в Оренбург, откуда Петр и отправляется в пограничную Белогорскую крепость - навстречу суровым испытаниям и нежданной любви. Перипетии судьбы и роман с Машей со временем превращают юного легкомысленного героя в зрелого и ответственного мужчину.

Экранизации

Образ Петра Гринева не раз находил воплощение на экране. Последняя экранизация «Капитанской дочки» вышла в 2005 году. В анимационном фильме, снятом режиссером Екатериной Михайловой, используются куклы.


В 2000 году вышел исторический фильм под названием «Русский бунт» по мотивам этой повести Пушкина. Роль Гринева здесь играет польский актер «Капитанскую дочку» экранизировали и за границей. Два фильма вышли в Италии – «La figlia del capitano» в 1947 году и «La tempesta» («Буря») в 1958 году. Еще одна лента под названием «Волга в огне» («Volga en flammes») вышла во Франции в 1934 году. Снял ее российский режиссер Виктор Туржанский, который эмигрировал во Францию после революции.

Цитаты

«Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств: детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!»
«Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку».
«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
«Лучшие и прочнейшие изменения есть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных изменений политических, страшных для человечества».
«Долг наш защищать крепость до последнего издыхания».

Ведет рассказ от имени Гринева, скрываясь за ним и выдерживая от начала до конца простой, безыскусственный тон и язык. Гринев – не «герой» в классическом смысле этого слова, но далеко и не посредственность. Это один из тех многих офицеров, вышедших из простой дворянской семьи, на доблести и честности которых создавалась слава русской армии. Он получил домашнее образование, какое обычно в ту эпоху получали дети дворян-помещиков; в раннем детстве он был всецело на попечении крепостного Савельича , «за трезвое поведение пожалованного» ему в дядьки. Савельич научил его русской грамоте. Когда мальчик подрос, отец нанял учителя француза, выписав его из Москвы, «вместе с годовым запасом вина и прованского масла». Уже одна эта бытовая подробность переносит нас в атмосферу зажиточной, но простой помещичьей семьи Екатерининской эпохи. По контракту, мосье Бопре должен был обучать Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам», на что он совершенно не был способен, т. к. «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию «pour être outchitel» [чтобы быть учителем], не очень понимая значение этого слова. Бопре оказался «добрым малым», но не особенно высокой нравственности, за что скоро был отставлен от своей должности. Моду той эпохи – поручать воспитание детей иностранцам, не разбираясь в их педагогических и нравственных качествах, осмеивали и обличали в своих произведениях еще Новиков , Фонвизин , Грибоедов . Гринев сам говорит, что «жил недорослем » до шестнадцати лет. Но видно, что от природы он был неглуп и одарен незаурядными способностями, т. к. в Белогорской крепости, не имея никаких других развлечений, занялся чтением, упражнением во французских переводах иногда и сочинением стихов. «Во мне пробудилась охота к литературе, – пишет он. – Александр Петрович Сумароков несколько лет после очень похвалял» его литературные опыты.

Вот все, что мы знаем об образовании Петра Андреевича Гринева; теперь поговорим о его воспитании. Понятия воспитания и образования часто соединяют в одно целое, тогда как, в сущности, это две различные области, и иногда даже возникает вопрос: что важнее для человека, – образование или воспитание? В данном случае – именно воспитание, данное Гриневу его родителями, внушенное ему с детства словами, наставлением, а главное примером, сделали из него человека, создали прочные основы, указывавшие ему в жизни прямой и правильный путь. Какой же пример видел он в доме родителей? Мы можем судить об этом по отдельным словам, разбросанным по всей повести. Мы узнаем, что родители Гринева были люди честные, глубоко порядочные: отец, придерживаясь сам строгих правил, не допускал и в доме своем, среди своих слуг и подчиненных нетрезвого и легкомысленного поведения. Лучше же всего свидетельствуют о его принципах наставления, которые он дает сыну: «служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Аудиокнига

Главное в этих наставлениях – верность присяге. Мы видим, какое значение придавал ей Гринев-отец по его страшному горю, когда он узнал о взводимом на сына обвинении в измене государыне, в участии в мятеже Пугачева . Не ссылка сына в Сибирь на вечное поселение, которой государыня «из уважения к заслугам отца» заменила грозившую ему казнь, повергает в отчаяние старика, а тот факт, что сын его – изменник. «Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил!» восклицает он: «Государыня избавляет его от казни! От этого разве мне легче? Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести »... «Но дворянину изменить своей присяге»... «Стыд и срам нашему роду!» – На самом деле Петр Андреевич Гринев, как мы знаем, никогда не изменял присяге; наставления отца, данные ему перед отъездом, видно глубоко запали ему в душу; во все трудные и опасные минуты своей жизни он никогда не изменял требованиям долга и чести.

На протяжении недолгого времени, описанного в повести (около двух лет), мы видим, как мальчик, «живший недорослем», гонявший голубей, мастеривший бумажного змея из географической карты, под влиянием необычайных событий и сильных переживаний превращается во взрослого человека, порядочного и честного. В начале повести поведение его еще чисто мальчишеское: игра на бильярде с Зуриным, невинное вранье генералу при объяснении выражения «ежовые рукавицы» и т. д.; но любовь к Марье Ивановне , а главное страшные происшествия Пугачевского бунта способствуют тому, что он быстро мужает. Он рассказывает все, что с ним произошло совершенно искренно; не скрывает, что иногда делал глупости – но тем ярче выступает перед нами его личность.

Гринев неглуп и очень симпатичен. Главные черты его характера: простота (он никогда не рисуется), прямота и врожденное благородство во всех поступках; когда Пугачев из-за вмешательства Савельича помиловал его, когда он был на волоске от смерти, – он не может поцеловать руку разбойника, помиловавшего его: «я предпочел бы самую лютую казнь такому унижению». Поцеловать руку Пугачева, даровавшего ему жизнь, не было бы изменой присяге, но это было противно его врожденному чувству благородства. В то же время чувство благодарности к Пугачеву, спасшему его жизнь, избавившего Марью Ивановну от Швабрина, никогда не покидает его.

При большой мужественности во всех поступках Гринева в его отношениях к людям сквозит душевность и доброта. В трудные минуты жизни душа его обращается к Богу: он молится, готовясь к смерти, перед виселицей, «принося Богу искреннее раскаяние во всех прегрешениях, и моля Его о спасении всех близких». В конце повести, когда он, ни в чем не повинный, неожиданно попал в тюрьму, закованный, он «прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул», не заботясь, что с ним будет.

Крутяк! 2

анонс:

Петр Андреевич Гринёв – главный герой романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Этому молодому человеку выпало прожить жизнь, полную беспокойных событий, чтобы в борьбе добывать своё счастье, беречь честь смолоду, обрести настоящую любовь и остаться верным дворянским традициям.

сочинение:

Главным героем романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» выступает молодой офицер Петр Андреевич Гринев. От имени главного героя ведется повествование в романе, представляющем собой воспоминания Гринева о событиях, произошедших с ним в годы пугачевщины.

Пётр Андреевич Гринёв родился в семье уважаемого офицера, отставного премьер-майора Андрея Петровича Гринева, прославившего свою фамилию во времена службы у графа Миниха. После ухода из армии Гринёв-старший поселился в своей деревне в Симбирской губернии, где у него родилось девятеро детей, из которых до взрослого возраста дожил только Пётр Андреевич. Отец с детства стремился дать сыну какое-то подобие хорошего образования, но из этого почти ничего не получалось.

В ранние годы к Гринёву-младшему был приставлен стремянной Савельич, сумевший научить мальчика чтению и письму. Гринев не забывал никогда о своем первом учителе, а тот впоследствии служил при нём многие годы во время самостоятельной жизни Гринева. Однако всё же Гринёв так и не получил систематического образования, виной тому послужил учитель француз, почти ничему не обучавший Гринева. По выражению самого главного героя, несколько лет он «жил недорослем», однако такой беззаботной и бессмысленной жизни всё же пришел конец.

Видя плачевное положение собственного сына и боясь, чтобы он окончательно не распустился в столице, куда Гринёву-младшему предстояло ехать на службу, отец отказывается посылать его в Семеновский полк, вместо этого отправляя в степной Оренбург. Этот поворот резко меняет жизнь Гринева и сказывается на его характере. Заканчивается период, когда всё дается ему прямо в руки, его беззаботная жизнь не продолжится в веселом Петербурге, теперь главному герою предстоит взрослеть и проходить трудные испытания военной службы.

Именно эти жестокие испытания преобразовывают молодого человека, развивают все наиболее светлые стороны его характера. Гринев, сражающийся во время осады Оренбурга, вызволяющий Марию из заточения у Швабрина – это уже не тот заносчивый мальчик, проигравший сто рублей Зурину. В нём просыпаются благородство, честь, дворянское достоинство. Любовь к Марие окончательно преображает Гринева, за неё он готов биться до конца, не взирая на препятствия, готов отстаивать её честь в дуэли со Швабриным и на поле сражения. Гринёв до конца бережет в себе честь и верность своему призванию, при всей симпатии к личности Пугачёва он никак не может перейти на его сторону. «Велят идти против тебя – пойду, делать нечего», – таков ответ молодого офицера на все уговоры Пугачёва.

Пушкин выражает в образе Петра Гринёва лучшие черты благородства, которое раскрывается в полную силу вследствие непростых жизненных перипетий. Гринев остается честным дворянином – и это его главное достоинство, подчеркиваемое автором.

Еще больше сочинений на тему: «Характеристика Петра Андреевича Гринёва из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»:

Петр Андреевич Гринёв – центральный персонаж повести «Капитанская дочка». Вся жизнь Гринёва – образец поведения молодого человека, рано задумавшегося о своем предназначении, чести, достоинстве, верности слову. Уроки жизни, которые получил сын Андрея Петровича, с точки зрения современного читателя, очень жестоки и тяжелы. На самом деле, юный Гринёв был подготовлен к тому, чтобы выдержать испытание на прочность, подтвердить право называться офицером, мужчиной.

С первых страниц повествования дана характеристика Петра Гринёва, как человека, воспитывающегося в обстановке строгости и повышенного внимания к репутации семьи. Это влияние отца. Петр был горячо любим матерью, как единственный выживший сын, и эта любовь на протяжении долгого времени оберегала его от всех бурь и невзгод. Наконец, на мальчика огромное влияние оказал Архип Савельич, бывший стремянный, знаток устного народного творчества, прекрасно разбирающийся в лошадях и собаках, умный, дальновидный и исключительно преданный семье человек.

Он давал барчуку свободу, и тот рос, «гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Таким образом, становление личности Петра Гринёва проходило под воздействием всех этих факторов в совокупности.

Для понимания образа героя необходимо тщательно исследовать все этапы его биографии. Существует, как минимум, четыре поворотных момента, когда Петру необходимо было принять решение, сдать своеобразный экзамен. Первый ключевой эпизод – проигрыш партии в биллиард ротмистру Зурову. Вполне возможно, что гуляка Зуров простил бы неразумного дитятю, опасно заигравшегося. Уповая на это, добряк Савельич слезно молит молодого барина не возмещать ущерба. Но Гринёву-мужчине поблажки не нужны. Он совершает свой первый серьезный поступок: «Долг обязан быть уплачен!»

Второй ключевой момент – беседа со Швабриным, из уст которого прозвучали оскорбления в адрес целомудренной девушки. Оставить такой поступок без внимания – не по-мужски. Гринёв вступается за честь Маши, в результате получает тяжелое проникающее ранение плеча. Страницы, где приводится описание Гринёва, поправляющегося после тяжелой болезни, поистине трогательны.

Третий важный момент: вызволение невесты из заточения. Никто не собирался освобождать Белогорскую крепость, занятую бунтовщиками, но для Петра Гринёва заслонов нет. Он по-хорошему горяч и безрассуден.

Наконец, четвертый эпизод. Подследственного Гринёва грозят отправить на вечное поселение в Сибирь, если он не сумеет оправдаться. Помогал бунтовщикам? Шпионил в пользу Пугачева? Для чего встречался с атаманом разбойников? Петр отказывается защищаться, так как не хочет порочить, «полоскать» имя невесты. Он согласен пойти на каторгу, но дочь капитана Миронова, сложившего голову за Отечество, останется чиста перед людьми. Пересудов он не потерпит.

Самоотречение во имя любви, во имя высшей справедливости ведет молодого дворянина дорогой правды и навсегда отводит от кривой дорожки бесчестия и забвения.

Недаром образ Гринёва в повести Капитанская дочка считается одним из самых выразительных в русской художественной литературе. Он способен и в 21-м веке волновать читателей и будить в душах добрый отклик.

Источник: all-biography.ru

Многолетнее изучение Пушкиным движения Пугачева привело к созданию исторического труда «История Пугачева» и художественного произведения «Капитанская дочка». Содержание пушкинской повести исключительно богато. Рассказывая о важнейших событиях эпохи, писатель описывает самые различные социальные слои. В пределах каждого класса поэт создает совершенно непохожие человеческие характеры, раскрывает нравы эпохи.

Петр Гринев занимает особое место в произведении. Он «автор записок, повествователь. Это выходец из старого, знатного, но обедневшего дворянского рода, оппозиционно настроенного к правительству».

На лобном месте погиб дальний предок Гринева, а дед его пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Отец Гринева также с осуждением относится к светским петербургским нравам. Придворный календарь напоминает ему о карьеризме и безнравственности, царящих при дворе. Поэтому сына Петрушу он отправляет не в Семеновский полк, а в армию далекого Оренбургского края: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху…» Гринев-отец - типичный помещик. Застой и однообразие жизни рисует Пушкин, изображая семейство Гриневых. Убожество ее для писателя искупается тем, что старый помещик хотя и строг, деспотичен, но справедлив. Вспомним, как он напутствует сына: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Среда, в которой рос Петр Гринев, не могла развить в нем интеллектуальных способностей («Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками»). По части образованности, он, конечно же, уступает своему антиподу - Швабрину. Но крепкие нравственные принципы, которые ему внушил отец, помогли ему выйти из труднейших ситуаций.

Образ Гринева Пушкин показал в развитии: безумный мальчишка, утверждающий независимость юноша, мужественный и стойкий взрослый человек. События, в круговорот которых он попадает, делают его таким быстро. Для Петра Гринева честь - это верность служебному и сословному делу. В знаменитой беседе с Пугачевым мы видим смелого дворянина. Очутившись среди врагов в мятежной слободе, он держится с большим достоинством. По отношению к себе со стороны Пугачева он не допускает даже насмешливого тона. Ему не нужна жизнь, купленная ценой унижения дворянского звания.

Любит Гринев тоже по-настоящему. Он спасает жизнь Маши Мироновой, подвергая опасности свою собственную. На суде Петр не называет имя девушки, предпочитая быть осужденным. Ссора с Швабриным говорит о благородстве Гринева, вступающегося за честь Маши, о любви которой к себе и не знает. Пошлость Швабрина его возмущает. Петр старается скрыть свое торжество над побежденным Швабриным. Сталкивая в различных жизненных ситуациях Гринева и Швабрина, писатель показывает, что самое главное в человеке не образование и внешний блеск ума, а преданность убеждениям и благородство.

Рисуя Гринева и Швабрина, Пушкин отрицает возможность союза дворянства с восставшим крестьянством. Люди, подобные Швабрину, присоединяются к восстанию, потому что у них нет принципов, нет чести, совести и ими руководят личные цели.

Классовую психологию Гриневых писатель не думает скрывать. Он показывает, что даже на нравственность самых честных и справедливых помещиков влияет власть крепостника. Те поступки Петра Гринева, которые достойны осуждения, связаны с отношением к крепостным, а прежде всего к верному слуге Савельичу. Помнится, что однажды Петруша чуть не оставил своего дядьку среди врагов.

Гринев все же молод, поэтому по легкомыслию не задумывается, как его поведение оценивается со стороны, когда они принимает помощь Пугачева в освобождении Марьи Петровны. Он благодарен: «как тебя назвать, не знаю… Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

Марью Ивановну Гринев отправляет с Савельичем к своим родителям - негде более укрыть осиротевшую капитанскую дочку. Сам вспоминает об офицерских обязанностях и остается в отряде Зурика. Затем - арест, суд… Гринев прекрасно понимает, какое обвинение ему предъявят: «самовольное мое отсутствие из Оренбурга», «приятельские отношения мои с Пугачевым». Гринев не чувствует здесь большой своей вины, и если не оправдывается, то потому, что не хочет «впутать имя Марьи Ивановны между гнусными наветами злодеев и ее самую привести на очную ставку».

Таков пушкинский Гринев. Несмотря на ошибки героя произведения, перед нами предстает образ честного, отважного человека, способного к большому чувству, верного долгу, но все же легкомысленного в понимании значения тех событий, участником которых он был.

Таким видит себя стареющий помещик Петр Гринев, ведь повествование в романе ведется все-таки от лица самого героя, это он рассказал о событиях своей молодости, о 70-х годах XVIII века.

Источник: sochinenieonline.ru

Пётр Гринёв – герой повести «Капитанская дочка», от имени, которого ведётся повествование. Образ Гринёва – продолжение темы рядового человека, «ничтожного героя», начатой в 1830 году «Домиком в Коломне» и «повестями Белкина». Сын симбирского помещика, много лет безвыездно живущего в своём имении, Пётр Андреевич Гринёв рос и воспитывался в обстановке провинциально-поместного быта, проникнутого простонародным духом. Окрашенные иронией картины его детства, образования, воспитания стоят порой на грани карикатуры и несколько напоминают знаменитую комедию Фонвизина. Да и сам герой признаётся, что рос «недорослем».

Существенно и то, что отец героя, Андрей Петрович, этот опальный аристократ, служивший в своё время при графе Минихе и, видимо, принуждённый выйти в отставку после переворота 1762 года, - деталь, имевшая для Пушкина родственно-личный смысл. Судьба Гринёва - старшего «дворянина в мещанстве», типична, по мысли Пушкина, для времени, когда старинное дворянство утрачивает свою значимость, беднеет, превращается в «род третьего состояния» и тем самым – в потенциально мятежную силу.

Лучшие черты Гринёва, обусловлены происхождением и воспитанием, его безошибочное нравственное чутьё ярко проявляются в минуты испытаний, решающих поворотов судьбы и помогают ему с честью выходить из самых трудных ситуаций. Герою хватает благородства просить прощения у крепостного – преданного дядьки Савельича, он сразу же сумел оценить чистоту души нравственную цельность Маши Мироновой, твёрдо решив женится на ней, он быстро разглядел натуру Швабрина. В порыве благодарности он без раздумий дарит заячий тулупчик встречному «вожатому», а главное – умеет разглядеть в грозном бунтовщике Пугачёве незаурядную личность, отдать должное его справедливости и великодушию. Наконец, ему удаётся сохранить человечность, честь и верность себе в условиях жестокой и бесчеловечной междоусобной войны. Для Гринёва равно неприемлемы стихия «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», и формализм, бездушная холодность официального, бюрократического мира, особенно отчётливо проявившееся в сценах военного совета и суда.

Более того, оказавшись в критической ситуации, Гринёв стремительно изменяется, вырастает духовно и нравственно. Вчерашний дворянский недоросль, он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от присяги Пугачёву и любых компромиссов с ним. С другой стороны, во время суда, снова рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши Мироновой, справедливо опасаясь, что она будет подвергнута унизительному допросу. Отстаивая своё право на счастье, Гринёв совершает безоглядно смелый, отчаянный поступок. Ведь предпринятая им самовольная поездка в «мятежную слободу» была опасна вдвойне: он не только рисковал быть схваченным пугачёвцами, но ставил на карту карьеру, благополучие, доброе имя, честь. Акция Гринёва, вынужденная безответственностью и пассивностью командования, равнодушием к судьбе дочери героически погибшего капитана Миронова, представляла прямой вызов официальным кругам.

Именно в этом герое Пушкин отразил свои взгляды на пугачёвщину…

Первоначально Пушкин, хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура вряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией повести становится служба молодого дворянина на благо отечества и любовь его к дочери капитана Белогородской крепости. Параллельно дается другая, так интересовавшая автора тема пугачевщины. Второй теме, несомненно, Пушкин отводит значительно меньше страниц, однако достаточно, чтобы раскрыть суть крестьянского бунта и познакомить читателя с предводителем крестьян Емельяном Пугачевым. Чтобы его образ был более достоверным, автору нужен был герой, лично знавший Пугачева и впоследствии высказавшийся бы относительно виденного. Таким героем стал Петр Гринев, дворянин, честный, благородный молодой человек. Нужен был дворянин, и именно благородный, с той целью, чтобы рассказанное им выглядело правдоподобно и ему поверили.

Детство Петруши Гринева ничем особенным не отличалось от детства других детей поместных дворян. Устами самого героя Пушкин с иронией говорит об обычаях старинного поместного дворянства: «Матушка еще была мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом… Если паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось». Иронизирует автор и над учебой Петра Гринева: в пять лет к мальчику был приставлен в качестве дядьки Савельич - дворовый человек, которому такое доверие было оказано «за трезвое поведение».

Благодаря Савельичу Петруша к двенадцати годам освоил грамоту и «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Следующей ступенью в обучении стал выписанный из Москвы «вместе с годовалым запасом вина и прованского масла» француз мосье Бопре, который должен был учить мальчика «всем наукам». Однако из-за того, что француз сильно увлекался вином и прекрасным полом, Петруша оказался предоставлен самому себе. По достижении сыном семнадцати лет отец, исполненный чувства долга, отправляет Петра послужить на благо родины.

Описания самостоятельной жизни Петра Гринева уже лишены иронии. Из предоставленного самому себе и простому русскому крестьянину Савельичу молодого человека получился благородный дворянин. Проигравшись по неопытности в карты, Петр ни за что не поддался уговорам Савельича упасть в ноги победителю с просьбой простить долг. Им руководит честь: проигрался - отдай. Юноша понимает, что должен отвечать за свои поступки.

Встреча с «вожатым» выявляет в Петре Гриневе такое чисто русское качество, как щедрость. Оказавшись во время пурги в степи, Гринев с Савельичем случайно наткнулись на человека, знавшего дорогу. Потом, уже на постоялом дворе, Петру Гриневу очень захотелось отблагодарить этого незнакомого человека. И он предложил ему свой заячий тулуп, который, по словам Савельича, стоил немалых денег. На первый взгляд поступок Гринева - проявление юношеской беспечности, но на самом деле это проявление благородства души, сострадания к человеку.

Прибыв на службу в Белогородскую крепость, Петр Гринев влюбился в дочь капитана крепости Машу Миронову. Благородство и честь не позволяют ему пропустить мимо ушей клевету, обращенную на его возлюбленную со стороны другого дворянина, Алексея Швабрина. Результат этого - дуэль, которая могла стоить Петру Гриневу жизни.

Автор не зря вводит в повесть умного, начитанного и вместе с тем подлого и бесчестного Швабрина, причем тоже дворянина. Сравнивая двух молодых офицеров, Пушкин утверждает, что высокая нравственность - не удел людей отдельного сословия, и тем более она никак не связана с образованностью: подлецами могут быть дворяне, а благородство может быть отличительной чертой простого человека, Пугачева например.

Не заставила пушкинского героя изменить идеалам морали и возможность казни. Он не переходит в лагерь противника, чтобы сохранить жизнь, слишком хорошо усвоил он слова, сказанные в напутствие отцом: «Береги платье снову, а честь смолоду». Честен Гринев и в разговоре с Пугачевым: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Более того, на вопрос Пугачева, может ли Гринев дать обещание не идти против него, если прикажут, юноша с той же искренностью и прямотой ответил: «Как могу тебе в этом обещаться… Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя - пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?».

Искренность Гринева поразила Пугачева. Проникшись уважением к молодому человеку, он отпускает его. Разговор Пугачева с Гриневым очень важен. С одной стороны, он показывает благородство дворянина, с другой - такое же качество его противника: оценить другого человека по достоинству может только равный.
Все то же благородство, а также любовь и нежная привязанность не позволяют Гриневу назвать на суде имя Маши Мироновой, а ведь это могло многое объяснить в истории с Пугачевым, избавить от заключения.

События в повести излагаются от лица Гринева, который спустя много лет рассказывает о двух годах из своей жизни, о встрече с Пугачевым. Повествователь стремится рассказать все без преувеличений, объективно. Пугачев в его глазах не выглядит сущим зверем. И мы верим ему, мы не можем не верить: слишком хорошо знаем мы этого человека - благородного, честного, справедливого. И мы задумываемся: кто же на самом деле этот Пугачев и что же это такое - пугачевщина?..

Петр Андреевич Гринёв – центральный персонаж повести «Капитанская дочка». Вся жизнь Гринёва – образец поведения молодого человека, рано задумавшегося о своем предназначении, чести, достоинстве, верности слову. Уроки жизни, которые получил сын Андрея Петровича, с точки зрения современного читателя, очень жестоки и тяжелы. На самом деле, юный Гринёв был подготовлен к тому, чтобы выдержать испытание на прочность, подтвердить право называться офицером, мужчиной.

С первых страниц повествования дана характеристика Петра Гринёва, как человека, воспитывающегося в обстановке строгости и повышенного внимания к репутации семьи. Это влияние отца. Петр был горячо любим матерью, как единственный выживший сын, и эта любовь на протяжении долгого времени оберегала его от всех бурь и невзгод. Наконец, на мальчика огромное влияние оказал Архип Савельич, бывший стремянный, знаток устного народного творчества, прекрасно разбирающийся в лошадях и собаках, умный, дальновидный и исключительно преданный семье человек. Он давал барчуку свободу, и тот рос, «гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Таким образом, становление личности Петра Гринёва проходило под воздействием всех этих факторов в совокупности.

Для понимания образа героя необходимо тщательно исследовать все этапы его биографии.
Существует, как минимум, четыре поворотных момента, когда Петру необходимо было принять решение, сдать своеобразный экзамен. Первый ключевой эпизод – проигрыш партии в биллиард ротмистру Зурову. Вполне возможно, что гуляка Зуров простил бы неразумного дитятю, опасно заигравшегося. Уповая на это, добряк Савельич слезно молит молодого барина не возмещать ущерба. Но Гринёву-мужчине поблажки не нужны. Он совершает свой первый серьезный поступок: «Долг обязан быть уплачен!»

Второй ключевой момент – беседа со Швабриным, из уст которого прозвучали оскорбления в адрес целомудренной девушки. Оставить такой поступок без внимания – не по-мужски. Гринёв вступается за честь Маши, в результате получает тяжелое проникающее ранение плеча. Страницы, где приводится описание Гринёва, поправляющегося после тяжелой болезни, поистине трогательны.

Третий важный момент: вызволение невесты из заточения. Никто не собирался освобождать Белогорскую крепость, занятую бунтовщиками, но для Петра Гринёва заслонов нет. Он по-хорошему горяч и безрассуден.

Наконец, четвертый эпизод. Подследственного Гринёва грозят отправить на вечное поселение в Сибирь, если он не сумеет оправдаться. Помогал бунтовщикам? Шпионил в пользу Пугачева? Для чего встречался с атаманом разбойников? Петр отказывается защищаться, так как не хочет порочить, «полоскать» имя невесты. Он согласен пойти на каторгу, но дочь капитана Миронова, сложившего голову за Отечество, останется чиста перед людьми. Пересудов он не потерпит.

Самоотречение во имя любви, во имя высшей справедливости ведет молодого дворянина дорогой правды и навсегда отводит от кривой дорожки бесчестия и забвения. Недаром образ Гринёва в повести Капитанская дочка считается одним из самых выразительных в русской художественной литературе. Он способен и в 21-м веке волновать читателей и будить в душах добрый отклик.

Тест по произведению