Мемориал защитникам ленинграда. Монумент героическим защитникам Ленинграда: адрес, история, описание комплекса. Где находится и как добраться

В самом конце Московского проспекта есть площадь Победы. Это место является южными воротами города. Через них в город въезжают все, кто прилетает в Пулково.
К 30-летию Победы здесь было решено построить монумент Героическим защитникам Ленинграда. Строительство памятника велось в том числе и на пожертвования граждан. Для этого в ленинградской конторе Госбанка даже был открыт счёт. Монумент создан по проекту скульптора лауреата Ленинской премии, народного художника СССР М. К. Аникушина и народных архитекторов СССР С. Б. Сперанского и В. А. Каменского. Главная вертикаль - 48-метровый гранитный обелиск - символ торжества Победы советского народа в одной из самых страшных войн человечества. У основания обелиска - скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата свидетельствуют о единстве города и фронта. Обелиск - связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». К нему ведут широкие лестницы по обеим сторонам постамента обелиска. Ломаные линии стен, грани разрыва символического кольца блокады ассоциируются с хаотическими нагромождениями всеразрушающей войны. По замыслу авторов, поверхность стен сохраняет фактуру деревянной опалубки - такими были оборонительные сооружения военных лет. Памятный зал «Блокада» резко контрастирует с открытым пространством «Площади Победителей». Нависающее гранитное кольцо протяженностью 124 метра изолирует зал от внешней среды. Все элементы убранства и звуковое оформление создают атмосферу храма. Строительство началось в 1974 году и к 30-летию Победы, к 9 мая 1975 года, памятник был открыт.

2 Сооружение представляет собой ансамбль. Гранитное «разорванное кольцо», ориентированное с севера на юг, открывается в сторону обелиска и скульптурных групп. Оно служит композиционной основой наземной части мемориала.

3 На внешней стороне «кольца» высечена надпись: «Подвигу твоему, Ленинград». (Слова поэта М. А. Дудина. Все работы по проектированию шрифта текстов памятника выполнены архитектором В. В. Исаевой.)

4 На внутренней стороне «кольца» изображены в бронзовых рельефах в обрамлении знамен шесть наград города (два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Красного Знамени, медаль «Золотая звезда», медаль «За оборону Ленинграда»).
Здесь же даны тексты указов о награждении города и в центре - текст приветствия ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР в связи с 250-летием Ленинграда.

5

6

7 Доминанта зала - скульптурная композиция «Блокада». Ее постамент невысок и компактен, а высота бронзовых фигур не намного превышает человеческий рост.

8 Создавший её скульптор М. Аникушин, охарактеризовал её так: «Здесь всё: и бомбёжки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютая стужа, страдания и боль Ленинграда, который терзал безжалостный враг…»

9 По обеим сторонам "разорванного кольца" помещены бронзовые надписи: «900 дней» ...

10 ...«900 ночей».

11 С южной стороны к центральной части памятника ведет пологая гранитная лестница. По флангам нижнего марша лестницы и лестничной террасы установлены бронзовые скульптурные группы. Если встать лицом к обелиску, то слева будут группы: «Матросы», «Снайперы», «Строители», «Окопницы»; справа - «Солдаты», «Литейщики», «Ополченцы».
У подножия обелиска установлена бронзовая группа «Победители» - рабочий и солдат.

Здесь, на южной окраине Ленинграда, менее, чем в восьми километрах от переднего края, в 1941 году была создана мощная линия обороны Невской твердыни - с долговременными огневыми точками, противотанковыми насыпями и рвами, стальными "ежами", бетонными надолбами. В июле же 1945 года здесь была сооружена для торжественной встречи воинов-победителей одна из трёх временных Триумфальных арок.
В 1962 году Средняя Рогатка была переименована в площадь Победы и стала, по сути, "южными воротами" нашего города. А в 1975-м, году тридцатилетия Победы, в центре её был открыт величественный Монумент героическим защитникам Ленинграда. Авторами его стали один из величайших скульпторов ХХ столетия, горячий патриот Северной столицы России Михаил Константинович Аникушин (1917 - 1997), а также архитекторы Валентин Александрович Каменский (1907 - 1975) и Сергей Борисович Сперанский (1914 - 1983). В 1978 году авторский коллектив был удостоен Ленинской премии.

Композиция памятника

Въезжающие на площадь Победы со стороны Московского проспекта обращают внимание на бетонное "кольцо блокады" диаметром 40 метров и надписью "золотом" "Подвигу твоему, Ленинград", разорванное со стороны Пулковского шоссе. Из разрыва устремляется вверх 48-метровый обелиск с датами "1941 - 1945". Перед обелиском стоят бронзовые "Победители" - 8-метровые фигуры солдата и рабочего. Вдоль обеих границ небольшой эспланады выстроились 5-метровые скульптурные группы. Ближе к гостинице "Пулковская" - лётчик, балтийские матросы, снайперы в маскировочных халатах; строители легендарного "Лужского рубежа" и укреплений на ближних подступах к городу - женщины с лопатами и мужчины с рельсом. Ближе к зданию РНИИ "Электростандарт" - идущие в атаку солдаты, работницы Трудового фронта; мать, провожающая на войну сына и ленинградские ополченцы.
На внутренней стороне "блокадного кольца" изображены медаль "За оборону Ленинграда", Золотая Звезда города-героя, два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Боевого Красного Знамени и тексты Указов о награждении ими Ленинграда. По обеим сторонам от "прорыва" читаем "900 дней - 900 ночей". Ниже, под елями, замурованы капсулы с землёй из городов-героев. Внутри кольца, то есть, внутри осаждённого города мы видим 6-фигурную скульптурную группу "Жертвы блокады": мать держит на руках убитого во время бомбардировки ребёнка, девушка пытается приподнять раненую подругу, солдат поддерживает истощённую голодом женщину, уронившую ведро с водой.

Музей в подземном зале

23 февраля 1978 года в подземном пространстве под Монументом был открыт памятный зал, являющийся ныне филиалом Музея истории города. Обе торцовые стены его оформлены цветными панно "Блокада" и "Победа" (4, 16 х 3, 15 метров), созданными группой художников под руководством Андрея Андреевича Мыльникова (1919 - 2012). В 12 витринах представлены многочисленные предметы вооружения бойцов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота, а также - быта блокадного Ленинграда. На мраморной доске - имена почти 700 защитников города - Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы. Посетителям музея демонстрируются фильм фронтовых кинооператоров "Воспоминания о блокаде" и электронно-звуковая карта "Героическая битва за Ленинград"; Книга памяти; ежедневно сменяемые бронзовые страницы "Летописи героических дней обороны Ленинграда", на которых можно прочитать о событиях, происходивших на фронте и внутри города в данный конкретный день в 1941 (с 8 сентября), 1942, 1943 и 1944 (до 27 января) годах. По периметру зала и внутренней поверхности кольца горят 900 светильников, вставленные в подлинные 76-миллиметровые снарядные гильзы...

Расположенный на площади Победы мемориальный комплекс создавали архитекторы и скульпторы, которые сами были непосредственными участниками тех событий.

Каменский и Сперанский и скульптор Аникушин, в свое время, принимали участие в обороне Ленинграда.

Возможно именно поэтому мемориал получился очень торжественным и величественным.

Ни одно из архитектурных сооружений советского периода даже близко не может сравниться с этим местом.

Монумент героическим защитникам Ленинграда должен был занять особое место в так называемом, Зеленом поясе Славы.

Это целый комплекс различных мемориальных объектов, расположенных на оборонительных рубежах вокруг, сегодня уже - Санкт-Петербурга.

Комплекс состоит из двух частей – наземной и подземной. Верхнюю часть монумента торжественно открыли к 30-летию Победы, 9 мая 1975 года.

В бронзе и граните здесь рассказана история тяжелой жизни в блокаду. На южной стороне мемориала расположена «Площадь Победителей». Это 26 скульптур защитников Ленинграда.

Все они «смотрят» в сторону Пулковских высот, где проходила линия фронта.

Символом Победы служит высокий, 48-метровый обелиск.

У основания гранитной стелы расположены скульптуры рабочего и солдата. Эта группа называется «Победители» и символизирует о единении фронтовиков и тружеников тыла.

От постамента отходят две широкие лестницы, ведущие к полукруглому Памятному залу «Блокада».

Фактура стен зала имитирует деревянную опалубку оборонительных военных сооружений, а линии стен символизируют кольцо блокады.

Гранитное кольцо, длиной 124 метра, и звуковое оформление, создают внутри зала атмосферу храма.

Центральной здесь является скульптура, носящее то же название. Она совсем невысокая, чуть выше человеческого роста, и, по словам ее создателя, символизирует все, что пришлось пережить жителям блокадного города.

В нижнем Памятном зале представлены документы и фотоматериалы, повествующие о блокаде, обороне и освобождении Ленинграда.

Здесь царит такая тишина, что создается впечатления нахождения не в музее, а в подземном царстве.

Возможно, так оно и есть, если помнить, что монумент символизирует 900 тысяч человек погибших от бомб и голода.

Блокада продолжалась 900 страшных дней.

Такой битвы, такой осады и таких жертв никогда не было в истории человечества.

Сюда, а не в Эрмитаж и Петергоф в первую очередь нужно привозить иностранных туристов, чтобы в мозгах сытых европейцев хоть немного просветлело.

900 светильников, в виде свечей, установлены вдоль стен.

По одному, в память о каждом блокадном дне. Под каждым светильником – название населенного пункта, где проходили жестокие бои за город.

Здесь же, в Памятном зале располагаются электронная карта под названием «Героическая битва за Ленинград», два мозаичных панно «1941 – Блокада» и «Победа», а также мраморная доска с нанесенными на ней 700 именами героев СССР, получивших это звание за защиту Ленинграда.

В 1995 году экспозицию музея пополнила Книга Памяти, в которую занесены имена практически всех солдат и мирных жителей, погибших в годы блокады.

Мемориал ежегодно посещает около миллиона человек.

Как добраться:

От метро Московская выйти на Московский проспект, пройти миомо Московского универмага, и перейти по подземному переходу на площадь.

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы

Его видят все, кто въезжает в город с юга, по Московскому или Пулковскому шоссе.

В центре площади Победы на огромном подиуме стоит обелиск. Размеры подиума 130 на 240 метров. Высота обелиска 48 метров. По обеим сторонам от него расположены две многофигурные скульптурные группы, олицетворяющие оборонявшихся ленинградцев. У подножия обелиска поставлена парная скульптурная группа «Непобедимые». Позади обелиска находится открытый мемориальный зал со скульптурной группой «Блокада» в центре.

Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы – один из красивейших памятников Северной столицы. Он посвящён самой трагической странице в истории города – ленинградской блокаде.

Мужество Ленинграда в годы Великой Отечественной войны давно уже стало символом героизма. Город не покорился, выстоял и победил.

Ленинградцы узнали о нападении нацистской Германии из сообщения советского правительства, переданного по радио в 12 часов дня 22 июня. Тревожная весть всколыхнула все население города: люди собирались у репродукторов, где в ожидании новых сообщений обсуждали случившееся, спешили к газетным киоскам. Прервав воскресный отдых, ленинградцы устремились на предприятия и в учреждения, в военные комиссариаты.

В ночь на 23 июня в городе была объявлена первая воздушная тревога. С этого времени сигнал «Воздушная тревога» объявлялся по радио почти ежедневно, часто по нескольку раз. Ленинградцы, не выключавшие радио ни днём, ни ночью, начинали привыкать к чёткому тиканию метронома, звучавшего в их квартирах и на предприятиях почти на протяжении всей войны.

Ночное небо города прорезали лучи прожекторов, вечерами над Ленинградом поднимались десятки аэростатов заграждения. В воздухе раздавался рокот патрульных самолетов, прикрывавших город. По улицам двигались войска, проносились машины с рабочими и служащими, отправлявшимися на строительство оборонительных рубежей.

Монумент героическим защитникам Ленинграда

Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрёстках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город.

В сентябре Ленинград оказался в кольце блокады и начался голод.

8 января 1943 года войска Ленинградского фронта и наступавшие им навстречу бойцы Волховского фронта соединились под Шлиссельбургом. Вечером того же дня по радио сообщили, что блокада Ленинграда прорвана.

27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали в 300-километровой полосе оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы, с боями продвинулись от 60 до 100 км и перерезали важнейшие коммуникации противника.

Закончилась беспримерная в истории эпопея героического города, выдержавшего 900-дневную осаду.

За это время на город было обрушено более 100 тысяч бомб и около 150 тысяч артиллерийских снарядов. В блокаду продовольственный паёк сокращался 4 раза. Рабочие получали в день 250 граммов, а служащие и дети – 125 граммов хлеба. Но в нечеловеческих условиях город работал и сражался. И победил.

В память о тех героических днях и людях было принято решение возвести на месте Средней Рогатки, бывшей когда-то южной границей города, площадь Победы и «Мемориал героическим защитникам Ленинграда».

Идея создать памятник в честь защитников Ленинграда возникла ещё во время Великой Отечественной войны. Однако её воплощение в жизнь долгие годы откладывалось в силу разных причин. В 1960-х годах было окончательно выбрано место для памятника – площадь у Средней Рогатки. С 1962 года она стала именоваться площадью Победы.

Выбор места был не случаен. Московский проспект уже в первые дни войны стал фронтовой дорогой, по которой шли дивизии народного ополчения, техника и войска. Недалеко отсюда проходил передний край обороны. У самой Средней Рогатки, у развилки дорог, находился мощный узел сопротивления с дотами, противотанковым рвом, стальными ежами, железобетонными надолбами и огневыми артиллерийскими позициями. А 8 июля 1945 года, когда жители города встречали гвардейские войска, возвращавшиеся с фронтов Великой Отечественной, именно здесь, у Средней Рогатки, была возведена временная триумфальная арка.

До 1971 года у Средней Рогатки стоял путевой Среднерогатский дворец. Он был построен Растрелли в 1754 году для императрицы Елизаветы Петровны. При создании ансамбля площади Победы дворец не вписался в проект. Он стоял обращённым главным фасадом к Московскому проспекту, а к парадной площади оказывался торцом. Было решено разобрать дворец и собрать его заново, изменив расположение. Дворец был обмерен, элементы декора демонтированы и сохранены. Дворец был разобран, но восстановление так и не состоялось. Кстати, с 1934 года на площади находилась трамвайная конечная станция «Средняя Рогатка».

Площадь спроектирована и построена как южные ворота города. Это первый значительный архитектурный ансамбль, который все встречают на въезде в город.

Но к строительству монумента долгое время не могли приступить. Строительство откладывалось, так как многочисленные творческие конкурсы никак не могли выявить лучший проект.

В начале 1970-х стало известно, что в Москве не смогут создать памятник к 30-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. Власти города на Неве взялись за создание этого мемориального комплекса в кратчайшие сроки. Был утверждён состав творческой группы, в которую вошли архитекторы С.Б. Сперанский, В.А. Каменский и скульптор М.К. Аникушин.

Ансамбль площади определился.

Доминантой площади, безусловно, стал Монумент героическим защитникам Ленинграда. Самое знаменитое сооружение на площади Победы посвящено героической обороне города и прорыву блокады. Архитекторами монумента стали Сергей Борисович Сперанский и Валентин Александрович Каменский.

Памятник был создан на собранные народом средства. В строительстве участвовали десятки тысяч добровольцев. Строительство монумента завершилось в 1975 году.

В состав монумента вошли стела со скульптурой Рабочего и Солдата «Победители» и скульптурными многофигурными композициями по обеим сторонам монумента на гранитных пьедесталах – «Литейщики», «Окопницы», «Ополченцы», «Снайперы», «Летчики». Все эти работы были созданы скульпторами Михаилом Константиновичем Аникушиным и Юрием Сергеевичем Тюкаловым.

Площадка со скульптурной группой «Блокада» перед входом в музей ограничена разорванным кольцом (символ прорыва блокады Ленинграда). На ней горит Вечный огонь в память о подвиге минувших дней.

В 1978 году был открыт подземный Памятный зал монумента с реликвиями войны, мозаичными панно «Блокада» и «Победа». Здесь непрерывно звучит метроном. В подземном зале-музее находится бронзовый календарь – «Летопись героических дней блокады Ленинграда», карта битвы за город, ежедневно демонстрируется 10-минутный документальный фильм «Блокада Ленинграда». Зал освещен 900 светильниками – по числу блокадных дней.

К музею под площадью ведёт подземный пешеходный переход. Автомобильный тоннель расположен ниже перехода.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Как люди открывали свою землю автора Томилин Анатолий Николаевич

Морской щит Ленинграда Много было предложений, как защитить город на Неве от разбушевавшейся стихии.Первые проекты защиты Санкт-Петербурга от наводнений появились очень давно.Одни авторы предлагали обнести весь город земляной насыпью с плотинами и шлюзами через русла

Из книги Ледокол автора Суворов Виктор

Владимир БУКОВСКИЙ. МОНУМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СЛЕПОТЕ Когда я впервые встретил Виктора Суворова, он уже бредил этой книгой, сыпал цифрами и фактами, буквально ни о чем другом говорить не мог, но изложить все это на бумаге не решался еще много лет: то ли не до конца верил

Из книги «Черная смерть» [Советская морская пехота в бою] автора Абрамов Евгений Петрович

4.2. Оборона Ленинграда Битва за Ленинград развернулась в июле 1941 г., когда танковые и моторизованные соединения противника вышли в район Луги, Кингисеппа, Нарвы и начали развивать наступление.В героической ленинградской эпопее значительную роль сыграла морская пехота.

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Монумент «Рабочий и колхозница» Эта монументальная работа должна была стать символом страны. И она им стала. А затем – символом эпохи, Москвы, Мосфильма.И, конечно, закономерно, что эта скульптура стала и олицетворением творчества её создательницы – скульптора Веры

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора

6. Предсказание победы Дмитрию Донскому и предсказание победы Зевсу Как мы уже неоднократно убеждались, во всех многочисленных отражениях Куликовского сражения перед началом битвы было дано ПРЕДСКАЗАНИЕ победы.Императору Константину явился «Огненный Крест». Князю

Из книги Медичи. Крестные отцы Ренессанса автора Стратерн Пол

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

4. ПОЧЕМУ ИСТОРИКОВ ТАК РАЗДРАЖАЕТ ИЗВЕСТНЫЙ МОНУМЕНТ «БУСА»? В ХРОН4, гл. 3:6, мы обсуждали многочисленных каменных «половецких баб», воздвигнутых, согласно нашей реконструкции, в XIV–XV веках казацкой Ордой в эпоху «монгольского» завоевания мира. На рис. 5.27 мы

Из книги 1941. «Сталинские соколы» против Люфтваффе автора Хазанов Дмитрий Борисович

Бои к югу от Ленинграда В конце июля немцы продолжали удерживать инициативу на северозападном направлении. Однако советские войска Северного фронта (СФ) при энергичной поддержке авиации смогли остановить ударные группировки противника, а также вынудили командование

Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ЛЕНИНГРАДА В северной России 1944 год начался для немцев плохо. Красная Армия, сняв с Ленинграда блокаду, перешла в наступление и постепенно оттеснила немецкие войска на запад к границам Эстонии и Латвии. Именно на этом участке фронта было сосредоточено

Из книги Дон Кихот или Иван Грозный автора Носовский Глеб Владимирович

7. Конный монумент Дмитрию Донскому установили в 2014 году на идеально правильном, нужном месте, – у подножия Красного (Таганского) холма в Москве В книге «Новая Хронология Руси», впервые вышедшей в 1995 году, мы показали, что Куликовская битва произошла в 1380 году не под Тулой,

Из книги Порт–Артур. Воспоминания участников. автора Автор неизвестен

ПРИЛОЖЕНИЕ II ПАМЯТНИК ЗАЩИТНИКАМ КРЕПОСТИ ПОРТ–АРТУРА И РУССКОЕ КЛАДБИЩЕ Японцы соорудили братскую могилу русским героям, павшим при защите крепости Порт–Артур. Работы, начатые в августе 1907 г., двигались с поразительной быстротой, и уже 10 июня 1908 года состоялось

Из книги Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения автора Орлов Владимир Иванович

Из книги Севастополь 1941-1942. Хроника героической обороны. Книга 1 (30.10.1941-02.01.1942) автора Ванеев Геннадий Иванович

КО ВСЕМ БОЙЦАМ, КОМАНДИРАМ И ПОЛИТРАБОТНИКАМ ОТВАЖНЫМ ЗАЩИТНИКАМ РОДНОГО СЕВАСТОПОЛЯ: ОБРАЩЕНИЕ ВОЕННОГО СОВЕТА ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 21 декабря 1941 г.Дорогие товарищи!Озверелый враг снова наступает на Севастополь. Разбитый на главном направлении под Москвой, враг

Из книги Противоборство автора Ибрагимов Даниял Сабирович

У стен Ленинграда К десятым числам сентября линия фронта вплотную приближалась к Ленинграду. Создалась реальная опасность выхода противника на окраины города вслед за отступавшими советскими войсками.Подтянув дальнобойную артиллерию, противник 4 сентября произвел

70 лет назад, 19 января 1943 года, в результате операции «Искра» — была прорвана блокада Ленинграда.
В современной России, как и в самом Ленинграде (Санкт-Петербурге) мало кто вспоминает и задумывается о том, что пережили жители города за бесконечные 900 дней блокады.
Также, вероятно, сейчас уже мало кто знает о существовании великолепного музея , находящегося под Площадью Победы и посвящённого героическим защитникам Ленинграда.
Обходят этот подвиг советского народа, а значит и музей, нынешние буржуазные СМИ — уж больно режет глаз нынешнему строю массовый героизм и самоотверженность людей тех лет, слишком ярка и слишком резко вскрывает правду экспозиция музея.
И уж конечно же, далеко не каждый в современной России, имеет возможность посетить этот музей — капиталистический строй по настоящему освободил трудящихся от «лишних» материальных и духовных благ, лишив возможностей перемещаться по стране.

Мы постараемся хотя бы частично восполнить пробелы в нашей общей исторической памяти, проведя виртуальную экскурсию по музею.

Памятный зал (музей) находится в Ленинграде (Санкт-Петербурге) под Площадью Победы .

Попасть на неё можно, перейдя по подземному переходу. Почти обычный подземный переход современной России — грязь и мусор на полу, торговые палатки, продающие множество ярких, но бессмысленных вещей. Необычность этого перехода заключена в том, что вдоль его стен, у потолка, встроены фотографии Ленинграда военного времени. С одной стороны — жизнь мирных жителей, с другой — жизнь фронта.
Выходим из перехода на поверхность — сильный холодный ветер. В этом месте, кажется, всегда дует сильный ветер.
Спускаемся в разорванное «кольцо» монумента — символ разорванной блокады Ленинграда. Звучит негромкая, печальная и зовущая музыка. В центре «кольца» — скульптурная группа «Блокада»:

Вход и выход в памятный зал музея находятся у южного выхода из разорванного «кольца».

Спустившись в подземный памятный зал, мы попадаем в совершенно иную атмосферу. Атмосферу тишины, прерываемой радиопозывными и отсчётами метронома, атмосферу памяти, славы и Великого Подвига Ленинграда.
В экспозиции музея немного экспонатов, но каждый из них пропитан атмосферой тяжёлого времени 1941-1944 годов и благодаря атмосфере музея воспринимается очень глубоко и полно.

Вид из центра зала в направлении входа:

Вид из центра зала в направлении выхода:

«Вдоль стен бронзовый фриз с непрерывным рядом светильников, выполненных из гильз 76-миллиметровых снарядов. По периметру всех подземных помещений установлено 900 светильников - по числу блокадных дней. На стенах надписи: в вестибюлях- названия предприятий города и области, работавших для фронта, в зале- названия населенных пунктов Ленинградской области, где проходили ожесточенные бои. В зале слышны радиопозывные Москвы, сменяющиеся стуком метронома- это звуковые документы эпохи.»

Оформление музея исполнено художниками, участвовавшими в обороне Ленинграда. Отдельного упоминания заслуживают огромные мозаичные панно «Блокада» и «Салют Победы», работы выдающегося советского художника — Мыльникова Андрея Андреевича. Мыльников закончил Академию Художеств имени Репина в 1946 году, с дипломной работой «Клятва Балтийцев» . Мозачиные панно мемориала были выполнены под его руководством художниками С.Н.Репиным, И.Г.Ураловым, Н.П.Фоминым.

Первая мозаика, слева от входа в музей — «Блокада».
Разбитая на три части — три года блокады, она повествует нам о событиях, произошедших в эти нелегкие дни. На первой (левой) части бойцы-зенитчики. Во время блокады для перемещения по ночному городу требовался пропуск — его выдавали только зенитчикам и работникам социальных служб спасения. Небо над Исаакиевским собором прорезано лучами прожекторов — зенитные орудия охраняют жилые дома и памятники архитектуры от фашистских самолётов. Летом рядом с собором жители города разбивали грядки с капустой, борясь с голодом в осаждённом Ленинграде.
Вторая (средняя) часть мозаики показывает проводы уходящих на фронт солдат — многие не вернутся домой.
Третья (правая) часть посвящена жизни гражданского населения — люди с кульками вещей, стоящие на пороге разрушенного дома и Шостакович, создающий свою знаменитую Симфонию №7 — музыкальный символ блокады Ленинграда.

Мозаика хорошо передаёт общую обстановку, сложившуюся в Ленинграде после установления блокады:

В зале показывают небольшой документальный фильм, позволяющий проникнуться атмосферой блокадного времени:

Под стёклами витрин мы видим различные вещи и документы — немые свидетели эпохи:

Одно из заявлений группы добровольцев:

Тщательно умалчиваемая ныне правда в цифрах, о роли коммунистов в защите Ленинграда:

Документы коммунистов, павших в боях за Ленинград:

Сквозное, вероятно, пулевое отверстие:

Изорванный осколками и прожжённый билет комсомольца Александра Петровича, 1921 г.р.:

Билет члена ВКП(б):

Те, кто могли держать оружие и сражаться, — ушли на фронт. Женщины, старики, дети — оставались в городе. Зимой 1941-го года в городе начался голод:

А вот так они выглядят, эти 125 грамм хлеба:

Один такой кусочек — суточная норма хлеба на декабрь для иждивенцев, служащих и бойцов, не находящихся на передовой. Два — норма для рабочих, занятых на производстве. Четыре — для бойца на передовой. Рядом — гирьки для взвешивания.
Партийные и государственные работники, к слову, получали норму иждивенцев.
Пережившие блокаду вспоминают: «Люди выжили во многом благодаря труду. Пока жили заводы — жил город, жили люди. Советский человек осознавал необходимость труда на заводе, особенно в военное время… Показатели успеваемости учебы в школах в годы блокады были очень высоки, а иностранный язык, преподоваемый в школах был немецкий. Многие старшеклассники уходили на фронт партизанами.»
Сейчас нам это и представить страшно — в таких условиях выживание кажется почти невозможным.
Но советские люди не просто выжили — они трудились на заводах, снабжая фронт патронами, снарядами, танками, орудиями, самолётами:

Ходили в школу, старательно выполняли домашние задания и классную работу:

Занимались живописью:

И многим другим…

В подавляющем большинстве советские люди не утратили своего достоинства, умения трудиться, творчески мыслить, учиться и развиваться. Не сдались, не превратились в безумное забитое стадо, готовое грызть друг другу глотки ради крошки хлеба. Они верили, что победят, и все свои силы в течение 900 дней и ночей отдавали для этой победы.
И они победили!

Рельефная схема операции «Искра» — прорыв блокады:

Победа давалась не легко…

Книга памяти, увековечившая на своих тяжёлых металлических страницах имена воинских частей, принимавшие участие в битве за Ленинград:

Знамёна некоторых воинских формирований:

И вот, победа!
О ней нам рассказывает панно «Победа», на котором умелое сочетание красного, белого и черного цветов дает ощущение того самого «праздника со слезами на глазах». На этой мозаике, в отличие от первой, нет разделения на части — она воспринимается одим днем — радостным и одновременно горьким салютом Победы.

И снова на поверхность, к холодному ветру и снегу. В подземный переход. После посещения музея, в переходе с ненормальной яркостью бросаются в глаза обшарпанность, грязь и торговые палатки с бесполезным хламом — символы нашей эпохи.
И в голове возникают вопросы: неужели те, о ком хранят память монумент и музей, сражались и гибли ЗА ЭТО? Ради того, чтобы мы могли разменять их Подвиг на дешёвый блеск витрин и возможность не замечать грязь под ногами?
Надеемся, что не ради этого. Надеемся, что мы сможем оправдать ту цену, которую наши предки заплатили за нашу возможность жить.

В музее имеется множество экспонатов, не представленных в этой статье. Ни одна статья не способна передать атмосферу, которую удалось создать и сохранить музею.
Потому, порекомендуем всем имеющим возможность — лично посетить музей. К счастью, пока что это недорого — 100р взрослым; школьникам — 60р; студентам и вовсе бесплатно.

PS Напомним, что со вступлением в полную силу ФЗ-83 ценовая политика музеев может измениться.
PPS Работницы музея по-советски добры и принципиально не спрашивают документы, подтверждающие статус школьника или студента.