Музей победы. Музей победы на поклонной горе Зал скорби на поклонной горе

Музей Победы на Поклонной горе входит в комплекс парка Победы, являясь центральным зданием мемориала. С 22 июня 2017 музей получил новое сокращенное официальное название — Музей Победы. До этого он назывался Музей Великой Отечественной Войны.

Экспозиции размещены на четырех этажах. В музее проводятся организованные экскурсии с гидом, но возможен и индивидуальный осмотр. Помимо образцов подлинного вооружения и военной техники, символики и обмундирования участников сражений, отличием музея стали диорамы величайших сражений Великой Отечественной.

Посещение Музея Победы расширяет представления о значимом историческом периоде, знакомит с подлинными свидетельствами боевых событий и их непосредственными участниками. Вечный огонь и часовые у входа подчеркивают особый статус мемориала и его значимость.

При входе в Музей Победы размещены витрины и стенды с экспонатами – личными вещами, документами и наградами военачальников и рядовых бойцов. Представлены подлинные образцы оружия и обмундирования солдат и офицеров различных родов войск армий антигитлеровской коалиции и наших противников. Массивная лестница на следующий этаж занимает значительный объем.

В центре помещения первого этажа размещается Зал Памяти и скорби, с соответствующей наименованию скульптурной группой работы Кербеля.

Диорамы освещают картины с изображением батальных сцен решающих битв величайшей войны, унесшей жизни более 60 миллионов людей из разных государств, в том числе 27 миллионов наших соотечественников.

Следующий этаж музея вмещает основное количество предметов экспозиции. Зал Славы, находящийся в центральной части, представляет имена всех Героев Советского Союза, получивших высокие награды за подвиги во время минувшей войны. Перечислены также города – герои, удостоенные почетного наименования в память об их вкладе в победу над фашизмом. В центре – скульптурное изображение солдата Победы (автор – Зноб), у входа – бюсты летчиков Покрышкина и Кожедуба, по три раза награжденных звездой Героя.

Верхний этаж музея имеет представительный зал для тематических выставок, организуемых к памятным датам памятных исторических событий либо посвященных видам и родам войск и отдельным разновидностям вооружений. Здесь же портреты и бюсты маршалов и генералов, а также кавалеров главного полководческого ордена Победа. Красочное изображение этого ордена помещено во внутренней вершине купола, венчающего музейное здание.

Зал Памяти и скорби

После «вступительных» экспозиций посетители Музея Победы переходят в просторный зал, вдоль стен которого торжественно расположены тома Книги памяти. Это место посвящено памяти миллионов, отдавших жизнь за мир на земле.

Приглушенное освещение и хрустальные капли, слезами струящиеся с потолка, символизируют погибших и создают подобающую этому месту атмосферу.

Диорамы Музея Победы

Многие посетители называют самыми впечатляющими экспонатами музея диорамы великих сражений. В отличие от круговых (панорам) они выполнены на вогнутых поверхностях, также создающих впечатление перспективы. Задний план диорам выполняется чисто в живописной технике; передний иногда включает выпуклые элементы – горельефы и барельефы (разница – в степени рельефности), а также скульптурные изображения.

Оборона и контрнаступление под Москвой — это события первого военного года. Неожиданность немецкого нападения, неверие И. В. Сталина в разведданные о дате нападения позволили вражеским войскам развить наступление; Гитлером ставилась задача захватить Москву до наступления морозов.

Оборону держали отходившие войска; они срочно усиливались резервами Ставки и частями других фронтов. Занимали позиции и дивизии ополчения, сформированные из многочисленных добровольцев. Негодные к службе жители участвовали в строительстве оборонительных рубежей, влились в состав сил ПВО для нейтрализации зажигательных бомб.

Наиболее ожесточенные бои разгорелись в ноябре, однако 7 ноября состоялся парад, с которого войска следовали на боевые позиции. К началу декабря наступательный порыв врага стал выдыхаться. Появились предпосылки для активных ответных ударов Красной армии, и контрнаступление было спланировано и осуществлено.

Контрнаступлением 3-х обороняющихся фронтов руководили будущие прославленные полководцы Жуков, Конев и Тимошенко. Были разбиты многие танковые и пехотные соединения врага, вынуждены к отходу остальные подразделения.

План молниеносной войны – блицкрига был сорван, что укрепило боевой дух и уверенность в своих силах нашей армии. Непобедимость германской армии впервые была опровергнута.

Диорама, на которой иллюстрируется Сталинградская битва – одна из самых выразительных в экспозиции. Сражение готовилось гитлеровцами как ответ на неудачный штурм Москвы; целью был выход к Волге и установление контроля над важнейшей транспортной артерией нашей страны. Поэтому наступающие немецкие части имели превосходство в численном составе и боевой технике, что позволило вплотную приблизиться к реке и Сталинграду.

Сталинград стал фронтовым городом, подвергался массированным артиллерийским обстрелам и бомбардировкам с воздуха. К концу августа 1942 года противник вошел на окраины, завязались упорные уличные бои. Сражались за кварталы и дома, территории заводов; объекты неоднократно переходили из рук в руки. Мужеством и доблестью бойцов удалось Сталинград отстоять.

Ноябрь 1942 года был ознаменован блестящей контратакующей операцией Красной армии. Начатое 20 ноября наступление привело к окружению немецкой группировки фельдмаршала Паулюса в 330 тысяч человек. Противостояние продолжалось до февраля 1943 года, предложения о прекращении сопротивления немецкое командование не принимало.

Донскому фронту была дана команда на уничтожение; в ходе операции более 90 тысяч немецких солдат и офицеров во главе с Паулюсом были взяты в плен. И был все-таки подписан акт о капитуляции; немцы потерпели чувствительное поражение, сказавшееся на всем ходе войны.

Курское сражение, которому посвящена следующая диорама, во многом повлияло на весь ход войны в глобальном масштабе; происходила битва летом 1943 года, когда после сталинградской победы инициатива была в руках советских войск. Германия снова пыталась применить тактику блицкрига, собрав ударный кулак армейских группировок Юг и Центр.

Силами почти в миллион солдат и 2700 танков планировалось окружить и уничтожить войска Красной армии, замкнув курский выступ линии фронта. Окружения не получилось – командование наших войск заблаговременно ввело резервы, обеспечив превосходство в живой силе и бронетехнике.

В кровопролитных боях немецкие армии потеряли более 120 тысяч солдат, большое количество танков и потерпела сокрушительное поражение. Победу Красной армии во многом обеспечили разведывательные данные о вражеских планах. Немцам не помогло применение новейших мощных танков Тигр и Пантера – огонь реактивных минометов Катюша оказался мощнее.

Крупнейшая в истории танковая битва под Прохоровкой, окончившаяся победой советских войск, позволила развить стратегическое наступление.

Вскоре были взяты Орел и Харьков. Появились перспективы успешного развития событий в войне в целом.

В экспозиции музея представлены шесть диорам, посвященных крупнейшим военным операциям Великой Отечественной войны, созданных известными мастерами Студии военных художников им. М.Б.Грекова.

"Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г."

В основу сюжета диорамы "Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г." (автор -народный художник РФ Е.И. Данилевский) положены события, происходившие в ноябре - декабре 1941 г. в 60-70 км северо-западнее Москвы, в районе г. Яхрома Дмитровского района Московских и Уральских частей, прибывшие для пополнения 1-й Ударной армии Западного фронта.

В результате зимнего контрнаступления Красной Армии замысел гитлеровского командования по овладению Московской с северо-западного направления был сорван, враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. Прямая угроза захвата столицы была ликвидирована.

Аванзал диорамы украшен картиной Е.И. Данилевского "Москва. Ноябрь 1941 г.", дополняющей тему битвы за Москву.

"Сталинградская битва. Соединение фронтов"

В основу сюжета диорамы (авторы - народный художник РФ М.И. Самсонов, заслуженный художник А.М. Самсонов) положено историческое событие - соединение войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов 23 ноября 1942 г. в районе г. Калач и поселка Советский. Художники показали кульминационный момент встречи танкистов 45-й и 69-й танковых бригад 4-го танкового корпуса (командир генерал-майор А.Г. Кравченко) с бойцами 36-й механизированной бригады 4-го механизированного корпуса (командир генерал-майор В.Т. Вольский). На переднем плане изображен немецкий солдат с автоматом, оказавшийся в расположении советских частей, - на его лице смертельная усталость от долгих боев.

Сталинградская битва, в которой участвовали с обеих сторон более 2 млн. человек, происходила на территории в 100 000 кв. км и продолжалась 200 дней и ночей. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в пользу СССР и его союзников.

"Блокада Ленинграда"

Эта диорама (автор - лауреат Государственной премии РФ художник Е.А. Корнеев) принципиально отличается от других: здесь нет боев, солдат, танков, порохового дыма. Зритель видит панораму Невы, стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость, справа - канал Грибоедова, Банковский мостик. Этот вид не соответствует реальной топографии, он умышленно скадрирован, чтобы создать образ Великого города, который воспринимается как символ стойкости и героизма защищавших его людей, выдержавших900 дней изнурительной блокады.

На боковых стенах диорамного зала изображены ленинградцы, героически защищавшие свой город. Среди них - поэтесса Ольга Бергольц, композитор Дмитрий Шостакович, писатель Александр Крон.

В смертельной схватке с жестоким врагом, преодолев тягчайшие трудности блокады, ленинградцы выстояли т победили. 27 января 1944 г. небо над широкой заснеженной Невой озарилось цветными огнями салюта в честь полного снятия блокады Ленинграда. Этот эпизод запечатлен на стене аванзала диорамы.

"Курская битва"

В основу сюжета диорамы (автор - народный художник РФ Н.С. Присекин) положены исторические события лета 1943 г., завершившие коренной перелом в ходе Великой отечественной войны, - разгром отборных немецко-фашистских войск на Курской дуге.

Посвящая свою работу стратегической операции на Курской дуге, автор берет лишь один ее день - 12 июля 1943 г., когда в районе Прохоровке сошлись в лобовом сражении две танковые армады. С обеих сторон насчитывалось до 1 200 танков и самоходно-артиллерийских установок. Это было одно из самых крупных встречных танковых сражений Второй мировой войны. По словам самого художника, он стремился воспроизвести "гигантский огненный котел на красно-рыжей, как раскаленный металл, земле".

Сражение под Прохоровкой выиграли советские войска. Враг был измотан и обескровлен, по всему Курскому выступу началось его отступление. 5 августа в честь освобождения Орла и белгорода в Москве произведен первый салют. Курская битва завершилась 23 августа 1943 г. взятием Харькова.

"Форсирование Днепра"

В основу сюжета диорамы (автор - народный художник РФ В.К. Дмитриевский) положено форсирование реки Днепр в сентябре - октябре 1943 г. на киевском направлении. Выйдя к Днепру, советские войска с ходу приступили к форсированию могучей реки. Используя любые подручные средства, преодолевая ожесточенное сопротивление врага, части Красной Армии переправлялись через Днепр и захватывали плацдармы на его правом берегу.

Широкой гладью величественного Днепра диорама как бы поделена на две части. В левой, освещенной ярким солнечным светом, изображены заднепровские дали. Оттуда, с востока, идет свет надежды освобождения. Но чем ближе к западу, тем темнее становятся тона. Картины жизни и смерти перемешались: идет бой не на жизнь, а на смерть за каждую пядь земли. Автор диорамы - участник Великой отечественной войны - считает эту переправу обобщенным образом всех днепровских переправ. Он отдает дань памяти и уважения тем, кто сражался, был ранен или пал в сражении при форсировании великой и могучей реки.

"Штурм Берлина"

Главным композиционным центром диорамы (автор - народный художник РФ В.М. Сибирский) выбрана северо-восточная часть парка Тиргартен с рейхстагом. Сюда 29 апреля 1945 г., сломив сопротивление немецко-фашистских войск, вышли передовые части 79-го стрелкового корпуса 3-й Ударной армии - 150-я стрелковая дивизия генерал-майора В.М. Шатилова и 171-я стрелковая дивизия полковника А.И. Негоды. Художник воспроизводит не только завершающий этап войны, но и отдельные героические подвиги советских воинов. В траншее мы видим полковника Ф.М. Зинченко с сержантом М.А. Егоровым и младшим сержантом М.В. Кантария, в руках одного из них - Знамя Победы, которое ранним вечером 30 апреля будет вооружено на крыше рейхстага. Всего советскими воинами на рейхстаге было установлено более 50 знамен и флагов.

1 мая 1945 г. части 3-й Ударной и 8-й Гвардейской армий штурмовали рейхстаг. 2 мая к 15 часам сопротивление противника полностью прекратилось, остатки берлинского гарнизона сдались в плен. В ночь на 9 мая в пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

В 1955 маршал Г.К. напомнил об этой задумке. Затем было множество конкурсов и проектов, но дело не продвинулось дальше установки в 1958 году закладного камня и устройства парка Победы на Поклонной горе в 1961.

Лишь в 1986 году появился проект музея Великой Отечественной войны. Тогда решили включить музей в ансамбль Победы на Поклонной горе. Особое внимание в концепции уделяли военно-исторической экспозиции из пяти разделов:

  • СССР накануне Великой Отечественной войны в условиях возрастающей опасности фашистской и японской агрессии
  • первый период Великой Отечественной войны (июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.)
  • второй период Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 г. – декабрь 1943 г.)
  • третий период Великой Отечественной войны и завершение Второй мировой войны (январь 1944 г. – сентябрь 1945 г.)
  • историческое значение победы над германским фашизмом и японским милитаризмом

Временные историко-художественные экспозиции появились в 1993–1994 годах. Они стали прообразом будущих стационарных экспозиций. Тогда же возникла идея создать выставку военной техники и инженерно-фортификационных сооружений на Поклонной горе.

Музей ВОВ открыли 9 мая 1995 года в присутствии пятидесяти пяти глав государств мира.

В зале Славы на белоснежных мраморных пилонах высечены имена 11 800 Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации. А в зале Полководцев представлена галерея кавалеров ордена Победы. Изюминка музея - 6 диорам, посвященных основным событиям войны:

  • «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года»
  • «Битва под Сталинградом. Соединение фронтов»
  • «Блокада Ленинграда»
  • «Курская битва»
  • «Форсирование Днепра»
  • «Штурм Берлина»

А трехмерная историко-художественная панорама «Битва за Берлин. Подвиг Знаменосцев» позволяет посетителям почувствовать себя участником военных событий.

В фондах музея хранятся подлинные предметы вооружения и боевой техники, нумизматика, филателия и филокартия, предметы быта, большое количество рукописно-документальных и фотоматериалов, рассказывающих о Великой Отечественной войне.

В здании музея также открыт Зал Памяти и скорби, где в специальных витринах расположены Книги Памяти - 385 томов с именами погибших на войне.

Музей является историческим свидетелем войны, который не может лгать. Музей воспитывает новых героев, которые станут наследниками славы и величия страны, нескончаемым источником мудрости. Музей показывает, что у великого народа есть великие люди.

Экспозиция Музея Победы на фотографиях разных лет:

Предыдущая фотография Следующая фотография

Когда-то между реками Сетунь и Филька далеко за пределами города останавливались путники, чтобы с высоты холма взглянуть на панораму Москвы и поклониться ей. Позже это место стало называться Поклонной горой. Именно здесь в 1812 г. «напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной».

Проект мемориала на Поклонной горе был создан еще в 1942 г., но тогда, по известным причинам, его невозможно было осуществить. Он был открыт только в 5 мая 1995 г., в ознаменование 50-летия победы над фашизмом. На площади Победителей, к которой ведет центральная аллея, расположился Музей Победы.

До лета 2017 г. он носил другое имя: Центральный музей Великой Отечественной войны.

Центральный музей Великой Отечественной войны

Что посмотреть

Экспозиция музея разделена на четыре зала. В Зале полководцев, открывающем экспозицию музея, увековечены имена высшего командного состава, кавалеров ордена «Победа». Жуков, Конев, Малиновский, Монтгомери - только часть плеяды знаменитых полководцев, «встречающих» гостей музея.

В Зале славы на белых мраморных плитах увековечены имена 11 800 Героев Советского Союза. В центре зала стоит бронзовая скульптура «Солдат Победы», над которым сияет «Орден Победы».

Приглушенный свет, нити бусин, спускающихся с потолка, словно слезы, скульптурная композиция «Скорбь» - это Зал памяти и скорби. «Реквием» Моцарта дополняет его атмосферу.