На какие поступки толкает человека трусость? Что такое Трусость? На что толкает трусость

К чему приводит трусость? Направление: верность и трусость (2017)

К чему приводит трусость? К сожалению, она приводит только к бесчестным, низким поступкам. Страх в разные моменты своей жизни испытывают все, но нужно уметь его побеждать. А для этого нужно понимать причину своего страха и его последствия. Малодушный, трусливый человек сам-то не знает, как он себя поведёт в конкретной ситуации, а уж другие люди подавно. На такого человека нельзя положиться. Из-за трусости он может пойти на подлость, предательство. Очень часто мы даже не догадываемся, трусливы ли мы? Но любая нестандартная опасная ситуация ставит нас перед выбором: совершить смелый поступок или струсить. Но, даже если ты струсил в какой-то жизненной ситуации, осознав это, многое можно исправить. Попробую вспомнить художественные произведения, где герои испытывают страх и проявляют трусость.

С примером трусости мы встречаемся в рассказе современной писательницы Людмилы Улицкой «Дочь Бухары». Молодой капитан Дмитрий, вернувшись с войны, привёз в дом отца-доктора «красавицу» с Востока Бухару. Она родила ему дочь Милу. Ребёнок оказался больным. Бухара решает оставить девочку и посвящает ей жизнь. А Дмитрий уходит из семьи, не выдержав испытаний, стараясь избежать неприятной людской молвы. Он проявил трусость. Кто мы такие, чтобы осуждать его. Его ждёт более страшный суд – суд совести.

А вот другой герой, который тоже боится оставить свой пост, боится наказания, которое неизбежно за это последует. Это герой рассказа Н.С.Лескова «На часах» Постников. Он стоит на карауле, а на его глазах тонет человек. Постников мучается, он ждёт, когда прекратятся душераздирающие крики о помощи. Он не знает, как поступить. По-человечески ему хочется помочь, но страх перед уставом сдерживает его. Мы чувствуем, как невыносима эта борьба. Человек побеждает, Постников бросается на лёд и, рискуя жизнью, спасает тонущего человека. Он победил свой страх. Теперь ему неважно, что его накажут и как. Он сделал главное: спас человека. И это сильнее страха наказания. Герой чувствует облегчение, потому что его совесть чиста. А что было бы с ним, если бы он выполнил свой служебный долг, но не выполнил человеческий?

Таким образом, трусость приводит к низким, подлым поступкам, за которые будет стыдно всю жизнь. Трусливый человек опасен, потому что не знаешь, чего от него ожидать в трудную минуту, как он себя поведёт. Поэтому, конечно, с трусостью надо бороться, её надо побеждать в самом себе. Чтобы в минуту сложного выбора не победила она.

Трусость – реакция человека на страх, выраженная в неспособности или нежелании выполнить какие-либо должные действия (поступки); душевная слабость.

Александр Македонский заметил среди своих воинов человека по имени Александр, который во время сражений постоянно обращался в бегство. И он сказал ему: «Прошу тебя, либо преодолей трусость, либо измени своё имя, дабы сходство наших имён никого не вводило в заблуждение».

Неумение или нежелание справиться со страхом или какой-либо фобией становится движущей силой трусости. Храбрость – это дрессированная трусость. Когда человек в минуту опасности «думает» только ногами, игнорируя голос совести и разума, значит, перед нами трусость. Она всегда делает выбор в пользу удобного, неопасного настоящего в сравнении с непредсказуемым и неопределенным будущим.

Вместо решения проблемы трус прячется от нее. С подачи Плиния Старшего пришла к нам из Древнего Рима легенда о страусах, якобы прячущих от страха голову в песок: «Страусы представляют, что когда они засовывают голову и шею в землю, всё их тело кажется сокрытым». Любопытно, что это заблуждение и по сей день бытует в головах граждан. Страус – птица, которая активно защищается при опасности. У страуса длинные очень крепкие двупалые ноги, отлично приспособленные для бега и защиты от врагов. К земле страус наклоняется, чтобы поесть и проглотить песок и мелкие камешки. Это делают многие птицы – ведь зубов у них нет, их заменяет мускулистый желудок с твердыми стенками, вот и приходится страусу глотать камни, чтобы легче было переваривать свой обед.

Прятаться от страха решения жизненных проблем трусости помогают различные увеселительные мероприятия. За ширмой пирушек, половой распущенности или просто увлечений кино и спортом трусость избегает разрешения неприятных ситуаций, все больше и больше накапливая их. Трусость тянется к смешливым друзьям, жизнерадостным, бодрым людям, стараясь найти в них хотя бы психологическую поддержку. Она невольно осознала истину – смешное не опасно, и, защищаясь от страха, приобрела склонность к подсмеиванию и подхихикиванию.

Трусость не следует отождествлять с осторожностью, умеренностью, постепенностью или осмотрительностью. Трус, столкнувшись с неопределенностью, не желает рисковать, он раб страха. При этом он вполне осознает необоснованность своих страхов. Но когда человек, завидев агрессивно настроенную пьяную компанию, избегает с ней общения и зрительного контакта, конечно, это разумная предосторожность. Если он, впервые занимается подводной охотой, то разумно ознакомиться с правилами поведения под водой.

Когда трусость становится проявленным качеством личности, естественно, что она отвергает свои противоположности – храбрость, смелость, мужество и самоотверженность. В то же время легко трансформируется в пугливость, боязливость, робость и опасливость.

Необъяснимое явление, неопределенность и связанные с нею риски, всегда вызывают определенную боязнь у любого человека. Не боятся разве что умалишенные. Страх испытывают все. Трусы умирают много раз. Однако мужественный человек усилием воли преодолевает страх, принуждая себя на исполнение своих обязанностей и долга. У трусости атрофированы мускулы разума, подавлена страхом сила воли и молчит совесть. Когда минуты роковые настают, она только под сторонним принуждением, «из под палки» делает должное. Ф. М. Достоевский писал: «Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот ещё не трус».

Все на свете относительно. Кто лучше недисциплинированный храбрец или дисциплинированный трус? В. Тарасов в «Принципах жизни» пишет: «Храбрый не наступает один, трус не отступает один. Один воин, не выдержав напряжения предстоящего боя, подбежал к вражеским позициям, отрубил две головы, и с ними вернулся. Но полководец распорядился к этим двум добавить и голову героя. Поскольку приказа о наступлении не было. Эти три головы в ряд — символ запрета на наступление без приказа. Храбрый не наступает один. Нельзя поддерживать дисциплину, если храбрый будет наступать без приказа. Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сражения. Храбрый поднялся и, не дожидаясь приказа, отправился в наступление. За ним другой, третий, и вся рота. Остался в окопе только трус. Он один дисциплинирован и ждет приказа. Но приказа нет, поскольку все уже и так ушли. Как оценить поведение труса? Как дисциплинированность, и наградить! Или как трусость, и наказать? Если год прошел, а он все сидит и ждет приказа? Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать — это порядок. Если порядок нарушается, то можно сказать, кто нарушитель и что нарушил — это беспорядок. Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил — это дезорганизация. Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстрашие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И не страшно его нарушать. Вот что такое дезорганизация. Когда трус отступает один, он производит беспорядок. Когда храбрый наступает один, он производит дезорганизацию. Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок. Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать виновного в этом новом беспорядке. Вернуть картину мира, когда страшно нарушать порядок, и не страшно не нарушать».

Вот почему в условиях мирного времени работодатель предпочтет взять в крупную хозяйственную структуру исполнительного, дисциплинированного трусливого чиновника. Излишне самостоятельный инициативный смелый человек в чрезвычайных обстоятельствах может повести себя неординарно и рискованно для системы. Трус десять тысяч раз перестрахуется и поступит так, как выгодно системе.

«Трусу кажется, что и горы трясутся», — гласит монгольская пословица. Исповедуя принцип «Как бы чего не вышло», трусость закупоривается в скорлупе собственного эгоизма, ограждаясь от угроз и вызовов внешнего мира. Она замкнута в своем одиночестве, как Робинзон Крузо на необитаемом острове. Перепуганное Эго, опасаясь за свою сохранность, готово идти на предательство и подлость. Во все времена трусость была и будет кузницей предателей. Трусость, измена и предательство – неизменная троица порочности. В паре с трусостью многие отрицательные качества личности приобретают гипертрофированный вид: глупый становится невменяемым тупым «тормозом» с параличом ума, лживый превращается в обманщика и клеветника. Крылатой стала фраза последнего российского императора Николая II, записанная им в своем дневнике 2 марта 1917 года, в день отречения от престола: «Кругом измена, трусость и обман».

Трусость рождает жестокость. Посредством жестокости к более слабым или близким людям она умело маскируется и скрывает свою истинную сущность. Всю свою злобу и обиду трус выплескивает на жертву. Изуверские убийства, холодящие сердце своей жестокостью, зачастую, совершаются под влиянием страха. Страх перерастает в ужас, а последний в необузданную жестокость. Трусость лишает человека разума, и он становится воплощением бессердечности, жестокосердия и безразличия. Гельвеций точно подметил: «Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости».

Человек может прожить жизнь и так и не узнать из-за своей трусости, на что он был способен. Стремление к безопасности, боязнь рисков, желание иметь «крышу», отказ от принятия жизненно важных решений – все это в совокупности делает потенциально смелого человека жалким трусливым львом. «Почему же ты трус? - спросила Элли, с удивлением глядя на громадного Льва. - Таким уродился. Конечно, все считают меня храбрым: ведь лев - царь зверей! Когда я реву - а я реву очень громко, вы слышали - звери и люди убегают с моей дороги. Но если бы слон или тигр напал на меня, я бы испугался, честное слово! Хорошо еще, что никто не знает, какой я трус, - сказал Лев, утирая слезы пушистым кончиком хвоста. - Мне очень стыдно, но я не могу переделать себя…»

Введение : Перед лицом опасности человека часто охватывает чувство страха. И не каждый человек может подавить его. Страх настолько силен, что заставляет людей совершать совершенно непредсказуемые поступки. Страх - враг человека. А с врагами нужно бороться. Но не стоит думать, что страх - удел слабых.

Каждый из нас хоть раз в жизни испытывал это жуткое чувство, сопровождающееся дрожью в коленях и учащенным сердцебиением. Это могла быть совершенно обычная ситуация, например, волнение при ответе у доски, переживание за близкого человека, или же что-то более серьезное.

В любом из этих случаев страх отнюдь не выступал помощником человека - скорее, наоборот, он мешал собраться с мыслями, чтобы взять ситуацию под контроль и все исправить. И если страх для нас - вполне обыденное чувство, которое мы испытываем несколько раз за день (точно как с радостью или грустью), то проявление духовной слабости в критической ситуации, так называемая трусость, для нас является одним из самых ужасных человеческих качеств.

Трусость делает человека в наших глазах слабаком, немощным, тем, кто способен только жалеть себя, а не действовать на благо других. Но нельзя назвать подлецом того, кто жалеет себя из страха, - он пуглив и беспомощен, но не жесток. Подлец тот, кто из-за трусости причиняет боль другим. Такой трус боится, но не принимает свой страх, не мирится с поражением, а пытается от него избавиться любыми средствами, чтобы вновь оказаться в безопасности. Такой трус перешагнет даже через раненного человека, нуждающегося в его помощи. Такой трус - сам враг общества.

Аргументы : В русской литературе есть немало примеров тому, как малодушие толкало героев на поступки, которые вредили всем людям, окружавшим их. Так, например, в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» во время осады крепости Пугачевым один из героев, Алексей Швабрин, предает свое Отечество, принимая сторону врага. Швабрин ставит свою жизнь и собственное благополучие превыше долга. Такая черта, как трусость, вынуждает героя совершить предосудительный поступок.

Другим примером душевной слабости в литературе может послужить поступок Понтия Пилата, героя романа «Мастер и Маргарита», написанного Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Несмотря на то, что прокуратор испытывал жалость по отношению к Иешуа, он не осмелился противостоять Синедриону. Понтий Пилат оказался слишком трусливым для того, чтобы пожертвовать своей властью ради жизни благородного человека.

Заключение : Подводя итог, можно еще раз сказать, что трусливые люди - враги общества. Их малодушие вредит не только собственно им, но и всем тем, кто их окружает. Малодушные люди никогда не смогут совершить благородный и смелый поступок во имя общества, их всегда будет заботить только одно - собственная безопасность. Они не побоятся предать, покинуть или - что самое страшное - лишить кого-то жизни. Им самим будто бы чужда одна из самых важных для человека качеств - умение сострадать. Поэтому им так легко пойти на обман, ведь чувства другого человека, пусть даже самого близкого, для них ничего не значат. Трусость - один из самых страшных пороков.

Смелость. Что это такое? Я думаю, что смелость – это решительность в мыслях и поступках, умение постоять за себя и за других людей, которым нужна твоя помощь, преодоление всяческих страхов: например, страха перед темнотой, перед чужой грубой силой, перед жизненными преградами и трудностями. Легко ли быть смелым? Нелегко. Наверное, это качество надо воспитывать с детства. Преодолевать свои страхи, идти вперёд несмотря на трудности, развивать в себе силу воли, не бояться отстаивать своё мнение – всё это поможет воспитать в себе такое качество, как смелость. Синонимы к слову «смелость» — «отвага», «решительность», «храбрость». Антоним – «трусость». Трусость – это один из человеческих пороков. Многого мы боимся в жизни, но страх и трусость не одно и то же. Я думаю, что из трусости вырастает подлость. Трусливый всегда спрячется в тень, останется в стороне, боясь за свою собственную жизнь, предаст, чтобы спасти себя.

Люди бывают смелыми и трусливыми и на войне, и в повседневной жизни. Обратимся к примерам из художественной литературы.

«Один из самых главных человеческих пороков – это трусость», — это слова одного из героев произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В библейских главах романа рассказывается о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате, который «умыл руки», не взял на себя смелость вынести оправдательный приговор бродячему философу Иешуа. Пилат боялся погубить карьеру, поэтому пошёл против совести. Нет морального оправдания его трусости, за которую он жестоко наказан: две тысячи лет муки совести терзают прокуратора.

Библейские главы перекликаются с остальными главами романа, в которых рассказывается о Москве 30-х годов. Сталинское время, политические репрессии – всё это скрыто в подтексте произведения. В основе приспособленчества, малодушия, подлости многих героев романа лежит трусость. Автор хочет сказать, что именно она привела к тому, что в сталинских лагерях и застенках погибли миллионы людей. «Трусость – главная причина подлостей на земле» — с этими словами писателя нельзя не согласиться.

Воспитывать в себе смелость и изживать трусость человек должен учиться с детства. Об этом говорит и писатель Владимир Железников в своей повести «Чучело». Героиня этого произведения Ленка Бессольцева взяла на себя чужую вину. Наверное, в её возрасте это тоже смелый поступок. Ведь она ещё подросток, и это первое серьёзное испытание в её жизни. За свою смелость Ленка переносит многое: бойкот одноклассников, преследование – её «гоняют» по городу – и даже казнь: чучело в её платье сжигают на костре. А тот, чью вину она взяла на себя, — трус. Ленкин одноклассник Сомов, красивый и успешный мальчик, боится выбиться из «стаи» себе подобных, спасти Ленку, признаться в не такой уж большой своей вине. Трусость приводит к первой подлости в жизни. Но ведь первая подлость самая трудная. Переступи эту черту – и дальше с каждым разом переступать её будет легче. Повесть Железникова учит и детей, и взрослых задуматься о себе, о своих человеческих качествах, о смелости и трусости.

У Эдуарда Асадова есть стихотворение «Трусиха». Прост его сюжет. Два героя, «парень со спортивною фигурой и девчонка – хрупкий стебелёк», сталкиваются вечером с двумя «плечистыми тёмными силуэтами». Автор рассказывает, как парень, только что говоривший о своих подвигах, о том, как он в бурю переплывал морской залив, «стал, спеша, отстёгивать часы». А девчонка, «воробьиная душа», как огнём, обожгла своими словами грабителей, назвала их фашистами, подонками, показала своим поведением, что нисколько их не боится. Смелая девушка сумела защитить и себя, и своего парня. «Воробьиная душа» оказалась храброй, а её спутник – трусом. Стихотворение Асадова рассказывает об обычных молодых людях и заставляет задуматься о том, как бы поступил в такой ситуации каждый из нас.

В заключение хотелось бы сказать, что данная тема сочинения заинтересовала меня, ведь смелость и трусость играют большую роль в нашей жизни, поэтому так важно воспитывать в себе лучшие человеческие качества, стать смелым и сильным, не быть трусом.

Отвага и боязливость – категории нравственные, связанные с духовной стороной личности. Они являются показателем человеческого достоинства, демонстрируют слабость, или напротив, силу характера, которая проявляется в сложных жизненных ситуациях. Такими перипетиями богата наша история, поэтому аргументы по направлению «Смелость и трусость» для итогового сочинения в изобилии представлены в отечественной классике. Примеры из русской литературы помогут читателю разобраться, как и где проявляет себя храбрость и вылезает наружу страх.

  1. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» одной из таких ситуаций становится война, которая ставит героев перед выбором: уступить страху и спасти собственную жизнь, или, презрев опасность, сохранить силу духа. Андрей Болконский в бою проявляет недюжинную смелость, первым кидается в бой, чтобы подбодрить солдат. Он знает, что может погибнуть в битве, но страх смерти не пугает его. Отчаянно сражается на войне и Фёдор Долохов. Чувство страха чуждо ему. Он знает, что храбрый солдат может повлиять на исход сражения, поэтому отважно кидается в бой, презирая
    трусость. А вот юный корнет Жерков уступает страху и отказывается передать приказ об отступлении. Письмо, которое так и не было им доставлено, становится причиной гибели многих солдат. Цена за проявление малодушия оказывается непомерно высокой.
  2. Смелость побеждает время и увековечивает имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
    В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером смелости и мужества является образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги. Нескладный и мелкий в своих побуждениях Швабрин представлен в романе антиподом Гринева. Он переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого. В историю русской литературы его образ вошел как один из архетипов трусости.
  3. Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова «Журавлиный крик» перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый из них понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен. Он решает, что сдаться немцам намного разумнее, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель.
  4. Василий Тёркин – ещё-один герой-архетип, вошедший в историю литературы как образ смелого, веселого и бравого солдата, идущего в бой с улыбкой на устах. Но не столько напускным весельем и меткими шутками привлекает он читателя, сколько подлинным героизмом, мужественностью и стойкостью. Образ Тёркина создавался Твардовским как шуточный, однако, войну автор изображает в поэме без прикрас. На фоне военных реалий незатейливый и такой пленительный образ бойца Тёркина становится народным воплощением идеала настоящего солдата. Разумеется, герой боится смерти, мечтает о семейном уюте, но точно знает, что защита Отечества – его главный долг. Долг перед Родиной, перед погибшими товарищами и перед самим собой.
  5. В рассказе «Трус» В.М. Гаршин выводит характеристику персонажа в заглавие, тем самым как бы заранее оценивая его, намекая на дальнейший ход повествования. «Война решительно не дает мне покоя», — пишет в своих заметках герой. Он боится, что его заберут в солдаты и не хочет идти на войну. Ему кажется, что миллионы загубленных человеческих жизней невозможно оправдать великой целью. Однако, в размышлениях над собственным страхом, он приходит к выводу, что едва ли может обвинить себя в трусости. Ему претит мысль о том, что можно воспользоваться влиятельными знакомствами и уклониться от войны. Внутреннее чувство правды не позволяет ему прибегнуть к столь мелкому и недостойному средству. «От пули не убежишь», — говорит герой перед смертью, тем самым принимая её, осознавая свою сопричастность к происходящему бою. Его героизм – в добровольном отказе от трусости, в невозможности поступить иначе.
  6. «А зори здесь тихие…» Б. Васильева — книга отнюдь не о трусости. Напротив, о невероятной, сверхчеловеческой храбрости. Причем герои её доказывают, что у войны может быть и женское лицо, а смелость – не только мужской удел. Пять юных девушек ведут неравный бой с немецким отрядом, бой, из которого они едва ли выйдут живыми. Каждая из них понимает это, но ни одна не останавливается перед смертью и с покорностью идет ей навстречу, чтобы исполнить свой долг. Все они - Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женька Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак - погибают от руки немцев. Однако в их молчаливом подвиге нет ни тени сомнения. Они точно знают, что другого выбора быть не может. Их вера непоколебима, а стойкость и мужество – примеры подлинного героизма, прямое доказательство тому, что человеческим возможностям нет предела.
  7. «Тварь я дрожащая или права имею?» — вопрошает Родион Раскольников, уверенный в том, что он скорее второе, чем первое. Однако по непостижимой жизненной иронии всё оказывается с точностью да наоборот. Трусливой оказывается душа Раскольникова, несмотря на то, что он нашёл в себе силы совершить убийство. В попытке возвыситься над массой, он теряет самого себя и переступает моральную черту. Достоевский в романе подчеркивает, что встать на ложный путь самообмана очень просто, но побороть в себе страх и понести наказание, которого так боится Раскольников, необходимо для душевного очищения героя. На помощь Родиону, живущему в постоянном страхе за содеянное, приходит Соня Мармеладова. Несмотря на всю свою внешнюю хрупкость, героиня обладает стойким характером. Она вселяет в героя уверенность и мужество, помогает ему побороть трусость, и даже готова разделить наказание Раскольникова, чтобы спасти его душу. Оба героя борются с судьбой и обстоятельствами, в этом проявляется их сила и смелость.
  8. «Судьба человека» М. Шолохова — ещё одна книга о мужестве и смелости, героем которой становится обычный солдат Андрей Соколов, судьбе которого и посвящены страницы книги. Война заставила его покинуть дом и отправиться на фронт, чтобы пройти испытания страхом и смертью. В бою Андрей честен и храбр, как и многие солдаты. Он верен долгу, за который готов заплатить даже собственной жизнью. Оглушённый боевым снарядом, Соколов видит приближающихся немцев, но не желает бежать, решив, что последние минуты нужно провести достойно. Он отказывается повиноваться захватчикам, его смелость впечатляет даже немецкого коменданта, который видит в нем достойного противника и доблестного солдата. Судьба безжалостна к герою: он теряет в войне самое дорогое – любящую жену и детей. Но, не смотря на трагедию, Соколов остается человеком, живет по законам совести, по законам храброго человечного сердца.
  9. Роман В. Аксёнова «Московская сага» посвящён истории семьи Градовых, которая всю свою жизнь отдала на служение Отечеству. Это роман-трилогия, представляющий собой описание жизни целой династии, тесно связанной родственными узами. Герои готовы пожертвовать многим ради счастья и благополучия друг друга. В отчаянных попытках спасти близких, они проявляют недюжинную смелость, зов совести и долга для них – определяющий, руководящий всеми их решениями и поступками. Каждый из героев по-своему храбр. Героически защищает родину Никита Градов. Он получает звание героя Советского Союза. Герой бескомпромиссен в своих решениях, под его руководством успешно проводятся несколько военных операций. Уходит на войну и приёмный сын Градовых – Митя. Создавая героев, погружая их в атмосферу постоянной тревоги, Аксенов показывает, что смелость — удел не только отдельно взятой личности, но и целого поколения, воспитанного на уважении семейных ценностей и нравственного долга.
  10. Подвиги – тема, вечная в литературе. Трусость и смелость, их противоборство, многочисленные победы одного над другим, и сейчас становятся предметом споров и поисков современных писателей.
    Одним из таких авторов стала известная британская писательница Джоан К. Роулинг и её знаменитый на весь мир герой – Гарри Поттер. Её серия романов о мальчике-волшебнике покорила сердца юных читателей фантастичностью сюжета и, конечно, храбростью сердца центрального персонажа. Каждая из книг – история борьбы добра и зла, в которой первое всегда побеждает, благодаря смелости Гарри и его друзей. Перед лицом опасности каждый из них сохраняет стойкость и веру в конечное торжество добра, которым по счастливой традиции победители вознаграждаются за смелость и мужество.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!