Описание по картине тропинина. Василий Тропинин. История картины. "Кружевница". История создания портрета

Художник Василий Тропинин на этапе своего творческого пути создал новый стиль живописного произведения, изюминкой которого является радости повседневного бытия. Картина Кружевница - это первая из опубликованных автором в качестве вольного художника.

На дворе 1823 год. В подарок на Пасху 47-летний художник получает долгожданную вольную. Радость освобождения омрачается лишь одним фактом: его сын вынужден остаться крепостным. Таким способом граф Морков надеется удержать художника при своем дворе, но тот все равно выбирает свободу. Тропинин переезжает в Петербург, желая получить диплом художника в академии, где ранее получал образование. Чтобы доказать свое мастерство, он должен представить комиссии несколько собственных полотен, среди которых художником была представлена «Кружевница».

Комиссия ставит художнику высшую оценку. Несмотря на наличие ошибок в других картинах, «Кружевница» оставляет у членов комиссии неизгладимое впечатление. Тропинину с почетом вручают диплом, удостоив его звания академика живописи. Многие современники и знатоки живописи также положительно отозвались о его работе, даже критик Свиньин не нашел в работе Тропиниа каких либо изъянов, говорил это полотно вызывает неподдельное восхищение. Он расхваливает цветовую гамму, освещение, и характер, легко прослеживающийся в картине. Кроме того, вопреки устоявшейся моде, Тропинин не меняет никаких черт лица девушки, показывая ее такой, какая она есть в реальности. «Кружевница» - картина Тропинина, в которой художник сумел идеально совместить мягкую кисть, правильное освещение, и главное – душу, характер героини.

Само собой, нашлись и недовольные. В особенности, художника корят, говоря, что он идеализирует простую работницу. Появляются заявления, что героиня совершенно не похожа не крестьянку: ее руки слишком нежны, движения излишне грациозны, а работа дается ей слишком легко, и как будто бы приносит удовольствие. Но, эта критика теряется в общей массе похвальбы, и выглядит скорее как завистливые попытки очернить творца.

Что же на самом деле видит на полотне обычный зритель? А видит он девушку, склонившуюся над работой. Ее взгляд направлен в сторону зрителя, который, кажется, лишь только что вошел к ней в комнату. Руки девушки, почти полностью обнаженные, на секунду замерли, кажется она вот вот продолжит свою работу работу. Она не позирует для художника, а продолжает плести кружева. Но работа не только не портит ремесленницу, но и делает ее еще красивее. Этой картиной Тропинин хочет показать, что даже простая крестьянка может выглядеть в стократ лучше знатной дворянки.

Красавица действительно совсем не похожа ни на дворянку, ни на царевну. У нее нет изысканных нарядов и дорогих украшений. Это всего лишь простая девушка, но чувствуется в ее образе некоторая притягательность, что заставляет взгляд остановиться. Крестьянка не скованна светскими манерами и нормами – она просто остается собой, и это… прекрасно. С кружевницей так и хочется заговорить, можно по взгляду догадаться, что она не станет лгать и лукавить. Она честна и открыта, то есть отражены черты характера, редкие в реальной жизни

«Кружевница» - картина Тропинина, которая по праву занимает место в истории русского искусства. Сейчас увидеть этот шедевр портретной живописи можно в Третьяковской галерее, размер картины – 75 на 59 сантиметров.

Загадочный вгляд "Кружевницы" Тропинина

Картину "Кружевница" Василия Андреевича Тропинина можно назвать одним из любимых шедевров русской живописи. Она создана в 1847 году и относится к жанровым портретам, то есть это не просто изображение человека, а небольшая сценка из жизни. Девушка плетет кружево, на мгновение отвлеклась от работы и подняла глаза на художника. Именно этот момент запечатлен на полотне. Зрителю кажется, что веселая кружевница улыбчиво смотрит именно на него.

Портрет прекрасен, но интересна и его история. Дело в том, что Василий Тропинин был крепостным. И только когда ему исполнилось 47 лет, его владелец решил дать ему вольную. Талантливый живописец стал свободным, но ему еще нужно было доказать, что он художник, чтобы получить это звание от Петербергской Академии Художеств. Он предоставил на рассмотрение комиссии три картины, одна из них была "Кружевница" - портрет безвестной мастерицы, молодой, красивой, скромной девушки.

Русское кружево всегда ценилось буквально на вес золота, плетение кружева - ремесло непростое, требующее внимательности, сноровки, усидчивости. Этот сложный повседневный труд девушка выполняет с легкостью и любовью, он ей привычен и приятен.

Рабочая часть станка приподнята и обращена к мастерице, потому зритель практически не видит результатов ее труда, зато можно хорошо рассмотреть инструмент, который она держит в руке. Этот коклюшки. У кружевницы их должно быть много, чем больше коклюшек, тем шире и изысканнее кружево. Мы видим, что и на станке лежит целая гроздь коклюшек, что свидетельствует о высоком уровне мастерства ремесленицы.

Если смотреть внимательно, то в нижней части картины можно рассмотреть фрагмент кружевной ленты, тонкой, почти прозрачной - это и есть то кружево, которое буквально на наших глазах создает искусная мастерица. На переднем плане на столе аккуратно выписаны ножницы. Все детали подчеркивают, что рабочее место находится в тщательном порядке.

Обращают на себя руки кружевницы, красивые пальцы, коротко подстриженные ногти. Обычные рабочие жесты изящны, даже кокетливы, так девушка могла бы держать кусочек шоколада (если бы знала о его существовании), а не рабочий инструмент. Обнаженная до плеча левая рука хорошо освещена, что подчеркивает ее красоту. Мягкий луч света освещает лицо кружевницы, открывая его благородные черты. Девушка из народа может быть даже более красива, чем представительница богатой семьи, хочет сказать художник.

Знатоки и специалисты высоко оценивают свет в картине. Свет струится мягким потоком, высвечивает центр полотна, придает особое очарование колориту. Колорит - это цветовая гамма, мы видим, что художник выбирал неяркие краски, близкие к серому цвету, но на картине они выглядят прекрасно, сочно, даже торжественно.

По передаче дневного светового потока Тропинин может сравниться с голландским художником Вермеером. Вермеер прославился именно умением передать луч дневного света, падающий на лица людей, которые заняты повседневными делами. Мы видим, что русский живописец блестяще справляется с такой задачей.

Немного озорной и загадочный взгляд кружевницы, подсвеченный лучом, придает картине радостное, романтическое настроение. Эти достоинства делают портрет неизвестной девушки одной из самых любимых картин русского изобразительного искусства.

оформлять свои мысли. Мы уже знаем алгоритм выступления, монолога. В любой творческой работе главное ­
труд.
­ Прочитайте эпиграфы к уроку и запишите высказывание А.С. Пушкина.Z/p>
­ Наш вернисаж открывают экскурсоводы:
Горд, причудливо странный,
Красок и образов смесь:
Древности благоуханной
Веет поэзия здесь.
(Показывая репродукции)
Москва конца 18 ­ начала 19 века. Улочки узкие, намощенные. Беспорядочно расположены каменные и
деревянные здания, из ­ за крыш которых выглядывали купола церквей и громада Кремля. Такой осталась
Москва в памяти Пушкина.(Репродукции картин Тропинина).
Город чудный, город древний
Ты вместил в свои концы
И посады,и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах! ­ писал Ф. Глинка в стихотворении "Москва".
Я люблю у застав переулки Москвы,
Разноцветные, узкие, длинные,
По углам у заборов обрывки травы,
Тротуары и в полдень пустынные...
Щетининский переулок, дом 10 с мезонином ­ здесь и разместился Музей Тропинина и московских художников
пушкинской поры.
Музей создан на основе дар известного московского коллекционера Феликса Евгеньевича Вишневского.
Экспозиция размещена в доме, построенном в 19 веке и принадлежащем собирателю. В музее собраны и
представлены произведения живописи, графики, декоративно ­ прикладного искусства, посуда, мебель.
Предоставим слово группе "языковедов ­ экспертов".
­ Давайте выясним значение, происхождение слов, которые будем использовать сегодня на уроке.
Плеяда ­ группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.
Плеяду московских художников пушкинской поры составили: В.А. Тропинин, П.Ф.Соколов, О.А. Кипренский,
В.Л.Боровиковский, П.А.Дубровин, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.И.Гау.
Реставрация ­ восстановление произведений искусства (живописи, архитектуры), пострадавших от времени или
переделок.
Занимаются реставрацией экспонатов музея ­ реставраторы.
Они восстанавливают картины, мебель. Ф.Е. Вишневский, большой любитель старины, подбирал выброшенные
на свалку чёрные иконы, старые картины, книги, расколотую посуду императорских фарфоровых и стеклянных
заводов, отмывал, склеивал, давал им вторую жизнь ­ был мастером на все руки. Но добрую славу он заслужил
как реставратор мебели.
Репродукция ­ рисунок, картина, воспроизведённые типографским способом. Прекрасно выполнены
репродукции картин из музея Тропинина во многих книгах об искусстве: "Как рождается музей" Евграфа
Кончина, "В.А. Тропинин" А.М. Амшинской, "Рассказы о русских художниках" А.Б. Иванова, "Москва и
Подмосковье в пейзажах 18­19 веков".
Автопортрет ­ это портрет художника, ВЫПОЛНЕННЫЙ ИМ САМИМ.
"АВТОПОРТРЕТ" (1844) Василия Андреевича Тропинина открывает прекрасный музей. Интересна история
появления оригинала в этом собрании. Кстати, в Третьяковской галерее есть повторение (авторское)"
Автопортрет" (1846).

Акварель ­ водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками. Художников, работающих с такими
красками, называют акварелистами. П.Ф. Соколов, Владимир Иванович Гау.
Колорит ­ 1. Гармоническое сочетание красок., создающее определённое единство содержания и формы. 2.
(перен) Совокупность особенностей, характерные черты, своеобразие чего­либо.
­ А сейчас, уважаемые посетители вернисажа, мы проверим, как вы знаете значение слов.(проводится устный
искусствоведческий диктант.(пейзаж, гравюра, портрет, миниатюра, живопись, репродукция, акварель,
вернисаж, фон, натюрморт, эскиз, автопортрет, мольберт, палитра).
Предоставим слово группе искусствоведов ­ экспертов.
(выступления о жизни и творчестве художников и описание картин ребята готовили самостоятельно, поле
предварительной консультации).
Василий Андреевич Тропинин (1780 ­ 1857) стал самым знаменитым московским портретистом, отразившим в
образах современников гармонию и противоречивость московской жизни. Родился в семье крепостного графа
Моркова. Он был крепостным до 1824 года, когда стал известным, получил звание академика портретной
живописи, наконец стал свободным. С того времени жил в Москве, никуда не уезжает. О нём рассказывал К.
Брюллов москвичам "У вас есть свой собственный превосходный художник". Первые работы художника ­ это
опоэтизированные образы украинских девушек ­ поселянок: сначала художник жил на Украине. В ранних
произведениях начинал складываться идеальный для Тропинина тип женского лица.
Тропинин любил Москву. Он писал портреты простых граждан и выдающихся москвичей: актёра Щепкина, его
жены, Сергея Сергеевича Кушникова(бывшего адъютанта Суворова), Сергея Михайловича
Голицына(попечителя Московского учебного округа), генерала Туганова и др.Прекрасно выполнена серия
портретов в "халатном жанре", а также портреты А.С. Пушкина, Платона Николаевича Зубова.
Картина В. А. Тропинина "Кружевница" (1823). Это произведение было представлено на звание "назначенного в
академики". Публика сразу приняла это полотно, ставшее как бы символом эпохи.
Перед нами миловидная девушка, плетущая кружева. Она изображена в тот момент, когда на мгновение
оторвалась от работы и обратила взгляд к зрителю, который оказался вовлечённым в пространство картины. С
любовью и тщательностью выписан натюрморт ­ кружева, коклюшки, ящичек для рукоделия. Ощущаешь такой
покой и уют, созданный Тропининым, убеждаешься в ценности каждого мгновения человеческой жизни.
(рассказывая о картине, ученица демонстрирует настоящее кружево, коклюшки, ящичек для рукоделия).
Картина "Портрет каменотёса Самсона Ксенофонтовича Суханова" написана в 1823 году. В ней отразились
представления Тропинина о роли и личности художника. Суханов ­ скульптор ­ самоучка, возглавивший в
Петербурге артель каменотёсов. В Москве артель Суханова приняла участие в сооружении постамента
памятника Минину и Пожарскому. В личности Суханова Тропинин нашёл идеальные черты художника ­
труженика, мастера.. На портрете ­ лицо мудрое, вдохновенное, похожее на библейского старца. С любовью
написаны тонкие артистические руки творца ­ каменщика.
"Автопортрет" Тропинина.
"Автопортрет с кистями и палитрой на фоне Кремля" (1844) заказан был Московским художественным
обществом. Чувствуется программный характер произведения. Это как бы подведение итогов жизни немолодого
художника, находящегося в зените славы. Тропинин утверждает себя как личность, подчёркивая величие своего
труда. Автор изобразил себя в рабочем халате с кистями и палитрой ­ атрибутами искусства. У художника
открытое, располагающее лицо человека большой, внутренней силы, оказавшегося способным выполнить своё
предназначение и сохранившего верность искусству. Не случайно он изобразил себя на фоне Кремля (до 1825
года В.А. Тропинин жил на углу улиц Волхонки и Ленивки, неподалёку от храма Христа Спасителя).
Пётр Фёдорович Соколов(1791 ­ 1848) ­ мастер камерного акварельного портрета. Его работы представлены в
музее Тропинина. Закончил Академию Художеств в Петербурге по классу исторической живописи, нашёл себя в
жанре портрета. Среди ранних работ значительное место занимают карандашные портреты, восходящие к
альбомным рисункам и утвердившиеся как жанр графического портрета в творчестве Кипренского и
Орловского.
Портрет Е.К. Воронцовой(около 1823 года).В технике акварели П.Ф. Соколов достигает вершины своего
творчества. "Портрет Е.К. Воронцовой" ­ шедевр творчества. Её писали многие портретисты, но никто не
изобразил знаменитую красавицу такой очаровательной, женственной. Её лицо, кажущееся горделивым

цветком, величественно; спокойный холодный взгляд серо ­ зелёных глаз, исключающий задушевность, лишает
теплоты общения. Художник, моделирующий объёмы лица плотными мазочками, одежду пишет прозрачной
акварелью. Соколов использует в изображении поверхность белой бумаги, создающей воздушный фон при
помощи лёгкой акварельной заливки. Мы восхищаемся совершенством филигранной отделки, изысканностью
тонких цветовых сочетаний.
­ Портрет знакомит нас с одним человеком и вместе с тем вообще углубляет наши представления с личности.
Настоящий портрет обнаруживает связи человека с внешним миром. В чертах лица, фигуре, позе проявляются
тончайшие, порой трудноуловимые приметы души.
"Живопись ­ это поэзия, которую видят, а поэзия ­ это живопись, которую слышат", ­ писал великий Леонардо да
Винчи. Дома, ребята, постарайтесь доказать справедливость этого суждения.
­ На нашем вернисаже есть книга отзывов. Просьба в тетрадях написать краткий отзыв о сегодняшнем уроке.
­ На сегодняшнем вернисаже мы увидели довольно разные московские портреты, научились "читать" портрет
как произведение искусства, совершенствовали навыки речевого общения, учились выступать.
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Звучит тихая классическая музыка. Желающие могут вслух прочесть свои отзывы.

Тропинин - Кружевница

Картина И.В. Тропинина «Кружевница» сразу останавливает на себе взгляд и трудно не заметить, с какой любовью и, даже долей некоторого восхищения, написана девушка.

Итак, на картине мы видим молодую девушку, которая плетет кружево. Она с большим удовольствием занимается этим кропотливым трудом, видно, что работа не доставляет ей неудобств и неприятных ощущений. Она несколько загадочно смотрит, на лице ее можно разглядеть улыбку. Ее взгляд можно назвать немного таинственным. Вероятно, девушка о чем-то грезит или мечтает.

Девушка опрятно одета, если обратить внимание у нее тонкие длинные пальцы. Такая особенность свойственна людям с творческой профессией и людям, любящим искусство. Нетрудно, глядя на девушку, понять, что у нее покладистый, добрый характер. Она сдержанна, молчалива, ей вряд ли свойственны, такие черты, как вспыльчивость или излишняя эмоциональность.

Также стоит обратить внимание на то, чем она конкретно занимается. В руках у нее коклюшки, на них она аккуратно наматывает нитки. Стоит отметить, что работа кружевницы в то время считалась очень непростой и требовала большой усидчивости. Далеко не каждой девушке удавалось положить на такую кропотливую работу много времени, чтобы получилось что-то стоящее.

Девушка одета достаточно просто, вряд ли она из семьи с хорошим достатком, но несмотря на все это трудно не обратить внимание, какие выразительные и лучистые у нее глаза. Она с невероятным удовольствием занимается делом и ей определенно нравится этот род занятий.

Картина Тропинина «Кружевница» висит в Третьяковской галерее, а это о многом говорит. Художник с невероятной точностью изобразил великолепную невообразимую красоту русской девушки. Мечтательный спокойный взгляд, добрые, излучающие тепло глаза, спокойствие и сдержанность – все это можно назвать примером исконно русской красоты.

Сочинение по картине Кружевница Тропинина для 4 класса

В 1823 году Василий Андреевич Тропинин представил три своих полотна в Совет Академии Художеств. Среди них была и знаменитая «Кружевница», которую очень тепло встретила публика. В очень краткие сроки она стала широко известной, вошла в учебники по искусству, как классика. В.А. Тропинин, сам того не подозревая, открыл новый тип жанрового портрета, изображающий кропотливую работу труженицы.

На картине запечатлен один момент из жизни обыкновенной крепостной крестьянки, занимающейся вышивкой. Она на мгновение подняла глаза, чтобы взглянуть на человека, оторвавшего ее от работы. Наверняка, через несколько секунд она рассмотрела бы его и вновь опустила голову, продолжила вышивать, но пока она приветливо и дружелюбно обратила свой взор прямо на нас. Ее лицо миловидно и привлекательно, на губах играет легкая улыбка, а глубокие глаза будто светятся внутренним светом. Волосы девушки аккуратно заплетены в нехитрую прическу, из которой выбиваются лишь несколько темных прядей, что добавляет ее образу еще больше миловидности.

Ко времени создания картины В.А. Тропинин уже не был не уверен в своих силах. За его плечами находилось уже множество работ. С большой любовью он описывает предметы мастерства своей героини - коклюшки и кусок полотна. Используя светлые тона в своей работе, автор все время добавляет в них сероватые оттенки. Так, в рукавах одежды девушки голубой и зеленый играют и переливаются на фоне серого, сиреневая косынка кажется более живой рядом с простым и нейтральным фоном.

И, невзирая на то, что В.А. Тропинин использовал приглушенные краски, картина получилась очень светлой и легкой. Свет, падающий слева от крестьянки, придает золотистый оттенок ее молодой коже рук и лица, что смотрится очень красиво.

Художник добивается этого результата благодаря правильному освещению. Он очень натурально показал красоту девушки, которая присуще именно русскому человеку. Она проста и искренна. Видно, что работа, которой она занята, ей нравится. Она выполняет ее с любовью и трепетом в сердце. Это очень привлекало автора в образе крестьянки-труженицы. В этой работе видна ее настоящая суть, ее душа, неприкрытая ничем. Она читается ее фигуре, в ее ясных очах, устремленных прямо перед собой. Все в ней прекрасно. И полуобнаженные руки, и поворот головы, и какая-то лукавая улыбка.

В.А. Тропинина часто упрекали в том, что его героиня слишком идеализирована. Уж слишком кокетливо она улыбается, слишком грациозно приподняты ее руки, будто нарочито. И грациозная фигура, изящно повернутая боком, и плавные движения изнеженных рук заставляют задуматься о том, что труд девушки всего лишь приятная игра. Но художник заставляет нас поверить в естественность изображенной натуры, она проста, скромна и правдива. Движения плеч крестьянки робкие и скованные. Нет. Эта девушка не напыщенная барышня. Она именно та, кем представлена на полотне.

За всю прожитую жизнь Василий Андреевич Тропинин создал огромное количество замечательных картин. Все они хороши, но «Кружевница» стала одной из лучших. Этот холст отражает некую минуту наивысшего озарения, которую запечатлел умелый художник в трепетном восхищении и благоговении. В ней заключена свежесть, удивительнейшее богатство внутреннего мира, бескрайняя любовь ко всему существующему и огромный запас добра. В этой картине показана не утраченная человеком способность любить, понимать и прощать. В.А. Тропинин в ней невольно оставил потомкам след своего простодушного и немного наивного взгляда на мир. И это прекрасно.

  • Верещагин В.В.

    Художник-баталист, дворянин по происхождению. Три года занимался в Академии художеств. Вся жизнь В.В. Верещагина проходит в путешествиях – Франция,

  • Сочинение по картине Левитана Озеро. Русь сочинение

    В картине Исаака Левитана «Озеро. Русь» заложен образ родного края. По мнению автора полотна, именно так, несмотря на время года, должна выглядеть наша великая страна – торжественно, ярко

  • Сочинение по картине Юона Весенний солнечный день 8 класс (описание)

    Картина Константина Юона "Весенний солнечный день" просто пестрит яркими и насыщенными красками и сразу же окунает того, кто на неё смотрит, в весёлое и приподнятое настроение

  • Сочинение по картине Степан Разин Сурикова 6 класс эссе по обществознанию

    Название картины «Степан Разин» дает понять кто главный герой этого произведения, но с ним автор изображает и его побратимов. Казаки плывут по реке в неизведанном направлении на лодке

  • Сочинение по картине Левитана Март 4 и 5 классы (описание)

    Художник Исаак Левитан написал свою весеннюю картину «Март» в 1895 году, и по праву её можно считать одним из лучших его творений.


В.А.Тропинин«Кружевница»:
История картины

„Лучший учитель - природа; нужно предаться ей всей душой, любить ее всем сердцем, и тогда сам человек сделается чище, нравственнее... Я всем обязан природе".
Эти сокровенные слова произнес один из самых цельных и обаятельных, духовно чистых людей того времени, прекрасный русский живописец Василий Андреевич Тропинин. Он творил и первой половине XIX века.
Судьба его носит на себе следы тех невзгод, того ярма, которое именовалось крепостным правом.
Право владеть жизнью другого, может во сто крат лучшего и одаренного природой человека.

Сын крепостного крестьянина Василий Тропинин испытал многие „прелести" тогдашнего уклада. Его владелец - помещик граф Морков изображал мецената.
„Покровительствовал" изящным искусствам... Он рано приметил недюжинные художнические способности Василия и решил отправить его на учение в Санкт-Петербург в Академию художеств.
Молодой Тропинин попадает в мастерскую портретиста С. Щукина, где проходит фундаментальную школу рисунка и живописи. Казалось, деялось чудо...
Но призрачное счастье Василия длилось не так долго, всего несколько лет.
Его владелец граф Морков повелевает вернуть своего подопечного. Там, в глухом имении, в Малороссии, он назначает Василия Тропинина домашним живописцем. Что, как известно, было распространено... Но, дабы крепостной знал свое место, граф распоряжается, чтобы Василий одновременно с занятием искусством нес самые расхожие, обыденные обязанности дворового человека. Попросту говоря, слуги.
Однако эта личная драма никак не сломила талантливого, уже сложившегося мастера. Он словно не замечает тяжких реалий... и усердно пишет.

В.А. Тропинин никогда не был за границей и сам развивал свой талант изучением натуры, живя преимущественно в Малороссии. А талант и художественное мастерство его были таковы, что многие принимали портреты В. Тропинина за произведения Рембрандта, столько в них было поразительного колорита и силы освещения. Грациозные же женские головки доставили ему славу «русского Греза». Художник не поправлял природу модели и не приукрашивал ее искусственными эффектами; с всевозможной тщательностью передавал он почти неуловимые особенности лица изображаемого человека. Позы людей у В. Тропинина натуральны и разнообразны, исполнение безукоризненно, а живописный эффект происходит от поразительного сходства с природой модели.

В 1823 году в жизни В. Тропинина произошло событие огромной важности: крепостной графа Моркова, он наконец получил освобождение от рабской зависимости. Случилось это на Пасху, когда «граф Морков, вместо красного яичка, вручил В. Тропинину отпускную». Но одному, без сына... Тогда В. Тропинину было 47 лет, и в том же году он представил в Совет Академии художеств (на соискание звания художника) три своих полотна, в числе которых находилась и знаменитая «Кружевница».

Его „Кружевница" написана в 1823 году, в том заветном году, когда он покинул раздольное имение графа Моркова.
И, переполненный ожиданием счастья, художник творит картину, вошедшую, как классика, во все лучшие издания, посвященные отечественному искусству. Это шедевр.
Именно она на выставке в Академии художеств была особенно тепло встречена публикой и сразу же стала широко известной.

Сделавшись свободным человеком, В. Тропинин мог поселиться в Санкт-Петербурге, но столичная карьера не соблазняла его. «Все я был под началом, да опять придется подчиняться... то одному, то другому. Нет, в Москву», - часто говаривал художник и навсегда обосновался в давно любимом городе.

С переселением в Москву начинается новый период творчества В. Тропинина, и самую поэтическую группу картин здесь составляют изображения молодых женщин за рукоделием («Золотошвейка», «За прошивками» и др.).

Кто были все эти «Белошвейки», «Кружевницы», «Золотошвейки»? Наверное, не дворянские барышни, от скуки занявшиеся рукоделием. Были ли они дворовыми девушками или московскими рукодельницами? Во всяком случае все они восходят к украинским впечатлениям художника, и, может быть, на своих полотнах он изобразил крепостных рукодельниц, работающих в помещичьих мастерских.

Такова и «Кружевница», которая стала новым явлением в живописном искусстве того времени. В.А. Тропинин создал в этом произведении определенный тип жанрового портрета-картины.

Может быть, современный зритель найдет в холсте черты некой сентиментальности или умиротворенной идеализации действительности, но музе Тропинина была свойственна незлобливая раздумчивость. Он не был борцом. Его чуткая и чистая душа, может, мирилась со многим.
Он чтил красоту человека труда. В „Кружевнице" трогательно воспето чувство внутреннего достоинства, сохраняемого, не глядя ни на какие препоны уродливого быта.

Миловидное лицо «Кружевницы» с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой... Все упруго в этой девушке: и лицо, и голова, и руки... Упруго и движение этих маленьких рук, особенно левой, ни на что не опирающейся, но остановившейся в воздухе с полной определенностью. Чарующая прелесть сквозит в этих формах - ничего расплывчатого, недосказанного, неопределенного, туманного. „Кружевница" лукаво и застенчиво кидает на нас взгляд из полуторавекового далека. В этом облике угнетаемой, но прекрасной крестьянки - совершенство гармонического ощущения личности человека, текучей, изменчивой, колеблемой, как пламя свечи, но прекрасной.

Тропинин отразил лишь миг бытия. Драматургия сложных и порою тяжких будней, проза жизни - за холстом. Она лишь чуть-чуть угадывается в некой скованности позы женщины, в неуловимом движении плеч этой милой девушки.

К этому времени у В. Тропинина уже исчезает робость и неуверенность рисунка, теперь для него возможны лишь сознательные отклонения от натуры, а не ученические ошибки. Любовно передает он предметы мастерства своей героини - коклюшки и кусок полотна с начатым кружевом. Выбирая светлые тона для своей «Кружевницы», художник постоянно вводит в них серое. Так, в рукавах ее платья голубые и зеленые оттенки переливаются на фоне серого, сиреневый шелк косынки оживает рядом с этим нейтральным фоном, и мягко ласкает взгляд зрителя эта переливчатая гамма сиренево-серых тонов косынки и серого платья.

Тропининскую «Кружевницу», как и других его рукодельниц, часто называли родными сестрами «бедной Лизы» - героини повести Н. Карамзина. Напечатанная впервые в 1792 году в «Московском журнале», эта повесть вскоре приобрела такую известность, с которой только и может сравниться популярность тропининской «Кружевницы». Словно предвосхищая ее появление, Н. Карамзин пишет о своей героине, что она, «не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь». Подобно Лизе, живущей в хижине, но мало похожей на крестьянку, идеализирована и «Кружевница» В. Тропинина. Но «подобная склонность к перевоплощениям барышень в крестьянки (или открытие в крестьянках благородной натуры), - как отмечает Е.Ф. Петинова, - это только одна из характерных примет того времени, запечатленная В. Тропининым».

Изображенная за работой, «Кружевница» кокетливо улыбается, и эту «идеализацию» отмечали многие искусствоведы. Например, Н. Коваленская в своем исследовании пишет, что «руки «Кружевницы» подняты с грацией, пожалуй, несколько нарочитой». Грациозный поворот ее фигуры, неторопливый жест ее нежных рук невольно наводят на мысль, что ее труд - это приятная игра. Но если это и игра, то В. Тропинин заставляет зрителя поверить в естественность этой игры, в простоту и скромность своей «Кружевницы».

Недаром П. Свиньин, современник В. Тропинина, отмечал, что «и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и простотой».

За свою долгую жизнь Василий Тропинин создал немало славных картин - портретов, жанров. Они хороши. Во многих из них, особенно в поздних работах, узнаешь знакомые облики московских дворян, высвеченных гением Грибоедова, Гоголя, Тургенева...

Но три портрета: сына, кружевницы и Пушкина сияют, как недосягаемые вершины в его творчестве. Они словно отражают какие-то минуты высшего озарения, когда художник с единственной и уже неповторимой легкостью и свободой будто выпевает данную ему природой песню. В них - свежесть, нерастраченность душевных сил, цельность и нерушимость его внутреннего мира, любви к людям, запас добра.

В этих холстах проявлены свойства его натуры, широкой, верной своему призванию, благосклонной к чужой беде, прощавшей многие тягости житейской прозы.
Тропинин оставил людям след своего гуманного и, может быть несколько простодушного взгляда на мир.

По материалам
"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г
"Мастера и шедевры", И.Долгополов, 2000г