Перикл. Афинская Демократия. V. Закрепление изученного. тья стадия- Рефлексия


Афинская демократия при Перикле

Выполнила учитель гимназии №14 г. Йошкар-Олы

Ширшова Любовь Алексаендровна



Демократия – власть народа

594 г. до. н.э.


  • Кто мог участвовать в народном собрании?
  • Как часто оно собиралось?
  • Каким образом проходило голосование?
  • Какие функции были у Народного Собрания?
  • Кто такой оратор?

«Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.

В руках его все: и союзы, и власть, и богатство»

Перикл

443 г. до н. э. –

избран стратегом



Составьте схему управления Афинами, при Перикле.


Схема управления Афинами при Перикле

СОВЕТ

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

НАРОДНЫЙ

ВОЙНА И МИР


  • Власть народа, равноправие граждан
  • Выборные должности
  • Отчетность должностных лиц перед народом
  • Плата за исполнение должностных обязанностей

  • Граждане - меньшинство населения Афин
  • Женщины не участвовали в управлении
  • Законы защищали только граждан
  • Жребий при голосовании (Должность может занять недостойный)

Проверь себя

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин в школе


Задание. С помощью стрелок соотнесите органы управления и функции, которые эти органы выполняют.

Рассмотрение судебных дел и вынесение решений

Народное собрание

Обсуждение предложенных законов, наблюдение за порядком в городе

Стратеги

Объявление войны, заключение мира, утверждение законов, распоряжение казной

Совет пятисот

Народный суд

Руководство войском и флотом, ведение переговоров с другими государствами

Страница 1
Тема:Афинская демократия при Перикле

Цели:

Расширить и дополнить представления о демократии;

Познакомить с деятельностью Перикла;

Выяснить, какие изменения произошли в управлении Афинами по сравнению с предыдущим периодом.

План урока:

1.Зарождение демократии в Афинах

2.Афины при Перикле.

3.Реформа государственного управления при Перикле.

4.Закрепление.

Ход урока

Сегодня мы продолжим далекое путешествие по Древней Греции. Сначала «машина времени» перенесет нас в V век до нашей эры. А затем мы познакомимся с человеком по имени Перикл, который очень любил свою родину – Афины и много сделал для того, чтобы сделать свою родину красивой, а народ – счастливым.

Но наше путешествие не простое, в конце этого путешествия вы должны будете ответить на этот вопросы:

Что в Афинской демократии было положительным, а что – отрицательным?

Когда человек собирается в путешествие, ему интересно узнать, где находится страна, в которую он отправится. Давайте и мы вспомним, где находятся Афины?

Итак, мы прибыли в Афины – красивейший город Эллады.

V век до н.э. называют «золотым веком Афинской демократии» или веком «Перикла». Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию.

Давай вспомним с тобой

Что означает слово «демократия»?

С чьим именем связано зарождение демократии в Афинах?

Когда правил Солон? .(594 г до н.э.)

2. Объяснение нового материала.

После Греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл – один из крупнейших афинских государственных деятелей, происходил из аристократического рода. В 443 году до н.э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе.

Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Он пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время Греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название «Пропилеи». Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла, был выстроен новый храм, получивший название Парфенон

При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием Перикла. Историк Плутарх пишет, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.

При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия. Главным органом управления оставалось Народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого мать и отец были афинянами.

Народное собрание проходило 3-4 раза в месяц, оно выбирало высшее должностное лицо на 1 год, объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной. Кроме этого Народное собрание выбирало других многочисленных должностных лиц путем голосования

Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи голосовали с помощью жетонов. Жетон с отверстием означал, что человек виновен, а жетон без отверстия – невиновен.

Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли принимать участие в Народном собрании, быть чиновниками. Бедняки должны были работать. Перикл провел ряд реформ, в результате которых бедняки получили возможность занимать разные должности.

Какие же реформы провел Перикл? Это нам помогут выяснить исторический документ.

Учащийся анализирует отрывок из «Афинской политии» Аристотеля.

Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.

Вопрос к тексту:

1. Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?

А как ты думаешь, были ли отрицательные стороны в Афинской демократии?

Учащийся анализирует отрывок из «Истории» Фукидида.

Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним и повинуемся властям и законам, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным…..Мы не думаем, что открытое обсуждение законов может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против.

В Афинах справедливо бедному и простому народу пользоваться преимуществом перед богатыми по той причине, что народ – то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству…., вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям. Народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исполняет сам, а представляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.

Вопросы к тексту:

1. Как сам Перикл определяет демократию?

2. В чем он видит главное преимущество демократического строя?

Таким образом, основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад.

Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. Именно в период деятельности Перикла понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки. Особенно актуально это для современной России, где демократические институты еще формируются.

Выполнение теста.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Но, прежде чем мы расстанемся, давай повторим то, что ты сегодня узнал на уроке.

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин школе
страница 1

Начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл. В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе. Затем его переизбирали еще 15 раз.

Историки рассказывают, что Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он славился как замечательный оратор. Красноречие (умение правильно и убедительно говорить) было очень важным качеством для политика. Ведь тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения . Чтобы достичь успеха, нужно было убедить народное собрание в своей правоте. За силу слова современники называли Перикла Олимпийцем, сравнивая его с Зевсом.

Перикл отдавал все свои силы и все время заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен. "Хотя он сделал город... величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов - писал историк Плутарх, - он ни на одну драхму (драхма - афинская монета) не увеличил своего состояния по сравнению с тем, которое оставил ему отец".

Перикл внес несколько изменений в управление полисом, в права граждан. Тем самым он продолжил реформы Солона и Клисфена. При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия.

2. Народное собрание.

Главным органом управления было народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого и мать, и отец были афинянами. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц и обычно проходило в центре города на холме Пникс. На собрании решали все основные вопросы жизни города-государства, принимали новые законы .

Любой гражданин имел право высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Один современник писал: "Всякий, вставши, подает совет, будь то плотник, медник, сапожник, купец, судовладелец, богатый, бедняк, благородный, безродный". После обсуждения граждане голосовали. За предложенное решение они бросали белый камушек, а против - черный.

3. Должностные лица.

Народное собрание выбирало многочисленных должностных лиц полиса (мы могли бы назвать их чиновниками). Через год они отчитывались перед собранием. Тех, кто плохо работал, наказывали, чаще всего они платили штраф. Должностные лица занимались разными вопросами: следили за поступлением в казну денег, за соблюдением законов и правил торговли на рынке, за чистотой на улицах и т. д.

4. Суд.

Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа.

5. Введение оплаты.

Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли приходить на заседания народного собрания и суда, быть чиновниками. Бедняки должны были постоянно работать: крестьяне - обрабатывать свою землю, ремесленники - трудиться в мастерской. Для них каждый раз возникал вопрос: пойти сегодня назаседание или заработать деньги на жизнь? Перикл считал, что это неправильно. Он хотел, чтобы даже самые бедные граждане участвовали в управлении, и нашел способ, как этого добиться.

Как рассказывают древние авторы, по его предложению государство стало оплачивать судей. Когда они заседали, то получали денег столько, сколько нужно, чтобы прожить один день. Потом ввели оплату некоторых должностей. Позднее начали платить и тем, кто приходил на заседание народного собрания. Благодаря этому даже самые бедные граждане имели реальную возможность участвовать в управлении государством. Перикл добился и установления пенсий сиротам и инвалидам.

Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание. Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.

6. Строительство в Афинах при Перикле.

Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек, живущих за счет государства. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.

Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий - от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

7. Военная сила Афин.

Перикл много сделал для укрепления могущества своего полиса. Главную силу Афин он видел во флоте. Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время тоже платили деньги.

Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли. Афинский порт Пирей превратился в крупнейший центр торговли. Здесь собирались иногда до 400 кораблей. От торговли афиняне имели большую выгоду.

При Перикле было завершено строительство стен от Афин до Пирея (их называли Длинными стенами). В Пирее было многолюдно и шумно. Здесь заключали торговые сделки, продавали и покупали большие партии товаров.

8. Рабы.

Значительную часть жителей Афин составляли рабы. "Рабы есть у всех", - утверждал один из писателей. "Мы - свободные, ведь живем трудом рабов", - вторил ему известный оратор. Невольники трудились на полях, в мастерских, в домах граждан. Больше всего рабов использовали на серебряных рудниках, где они трудились день и ночь.

Главным источником рабов была война. Многие рабы рождались уже в доме господина. Греков среди рабов было мало, ведь попавших в плен обычно выкупали родственники. В основном рабов привозили из других стран - Фракии, Северного Причерноморья и Малой Азии. В Греции было несколько известных рынков рабов. В первый день каждого месяца торговали рабами и на афинской агоре. Раб поднимался на помост, и глашатай восхвалял его достоинства с целью повысить цену. Раб был совершенно бесправен. Он не имел ни имущества, ни семьи. В нем не видели человека, его называли говорящим орудием. Иногда рабы бежали от хозяев. Пойманных били плетьми и выжигали на лбу надпись: "Держи меня. Я убегаю".

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Тема урока: «Афинская демократия при Перикле»

Цели:
Познакомить с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии; формировать умения работать с текстом учебника и историческими документами, сравнивать и анализировать первоисточники, обобщать факты и формулировать выводы, аргументированно доказывать свою точку зрения; на примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости.
Планируемые результаты: предметные
: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и премы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии;
метапредметные УУД
: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям срвременной жизни; формировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друна; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
личностные УУД:
обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.
Оборудование:
проектор, мультимедийная презентация, фрагмент из художественного фильма «Республика Шкид» и научно-популярного фильма «Перикл», раздаточный материал для работы в группах, проект по теме «Перикл –человек и политик»
Тип урока
: урок открытия новых знаний.
Ход урока.

Организационный момент.

Мотивационно-целевой этап.

Стадия вызова
Сегодня на уроке вы будете заниматься исследовательской работой- проводить исследование. Для этого вам предстоит выступить в роли ученых- историков-исследователей. Труд ученого сложный, но интересен и увлекателен. Ведь ученые разгадывают тайны, ищут ответы на вопросы, разрешают проблемы. С проблемами ученые сталкиваются на каждом шагу.
Ваша первая проблема.
- Посмотрев отрывок из фильма определить:
- Какое явление общественной жизни вы будете исследовать.
Оно вам уже знакомо, но проведя исследование, вы пополните в этой области свои знания. Посмотреть отрывок из фильма «Республика Шкид». Перед просмотром фильма вступительные слова учителя: «Аббревиатура ШКИД расшифровывается, как школа- коммуна(интернат) имени Достоевского. В фильме рассказывается о событиях 20-х годов, которые происходят в школе для трудновоспитуемых подростков. Директор школы решает превратить школу-интернат в маленькое государство со своим гимном, гербом, своими законами управления. Созданное государство решено назвать «Шкид». Для того, чтобы исходя из фильма определить область вашего исследования, вам необходимо посмотреть фильм глазами ученого, т. Е. человека, который владеет научными понятиями, умеет анализировать и делать выводы.
---Просмотр фильма. - Какое явление общественной жизни, вам предстоит исследовать? Ответ учащихся- демократию. Учитель- Исследовать предстоит демократию. Идея демократии-народоправства пришла из глубины веков.
- В каком государстве
Древнего мира народ, так же, как и мы в настоящее время, избирал должностных лиц и таким образом, активно участвовал в управлении государством? Для того, чтобы ваше исследование было удачным, обратим внимание на понятия, которыми вы будете оперировать
. Слайд (аристократы, демос, метки, граждане,

архонты, ареопаг, тиран, стратег
)-учащиеся объясняют понятия передавая эстафету друг другу. -
Вспомним и узнаем
исторические личности Древней Греции, о которых у нас уже шла речь Слайд
(Аристофан, Софокл, Солон, Фемистокл, Мильтиад, Перикл)

- О ком
не шла речь на уроках? (о Перикле) - Но мы хорошо знакомы с деятельностью всех остальных героев, в частности_ Солона.
- Вспомним,
какой вклад внес Солон в историю Древней Греции.
Задание
выполняет ученик у доски. Составляется схема «Управление Афинским полисом до реформ Солона и после реформ Солона»
- Задание
всему классу- Сгруппируйте попарно исторические личности, выбрав критерий по которому их можно объединить. Каждую пару должно что-то объединять, что- в их деятельности есть общее. Неизвестный нам Перикл, тоже найдет себе пару
.

Слайд (Аристофан-Софокл-пьесы для театра, Фемистокл-Мильтиад-стратеги, Солон-

Перикл)

-Перикл
оказался в паре с Солоном и это не случайно. -
Какой вклад
вес Солон в историю Древней Греции?
Проверка задания у доски(схема).

- Что же объединяет Солона и Перикла? (Демократия)

- задание-
Сформулируйте тему нашего урока-исследования.
Афинская демократия при Перикле. Слайд.

- Что
бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы найти ответы?
Слайд
-план урока.
III.

Работа по теме урока. Стадия осмысления (развития смысла)

Прежде всего познакомимся с главным героем тех далеких лет- Периклом, а сделаем мы это заслушав проект по теме: «Перикл-человек и политик»
Слайд с заданием
классу по проекту: 1) Дата избрания Перикла 1-ым стратегом 2) Аргументы в пользу выдвижения Перикла кандидатом в стратеги. 443 г до н э Перикл избран 1-ым стратегом.
- Что
это за век? На протяжении уже нескольких уроков мы изучаем Афины 5 в до н э. -
Что
мы знаем об Афинах 5 в до н э? (Период возвышения, расцвета могущества Афин) Но это не единственная характеристи5а Афинского полиса, этого периода времени. Существуют 2 противоположные точки зрения на положение в Афинах 5 в до н э
. Слайд

1 т зрения принадлежит современным историкам
: 5 в до н.э.- «золотой век Афинской демократии» - или «век Перикла». Историк А Боннар пишет «афинская демократия представляла наиболее полное осуществление демократии, какое когда-либо знал античный мир» -
Как вы понимаете точку зрения современных историков? (5
в до н э- время, когда афинская демократия достигла наивысшего расцвета, а проявлялось это в том, что все афинские граждане участвовали в управлении государством «Век Перикла» - т. к. лидером демократии был Перикл, именно ему принадлежала заслуга в том, что афинская демократия достигла наивысшего расцвета)
2 т зрения принадлежит современнику Перикла- Фукидиду.
Он так охарактеризовал положение в Афинах 5 в до н э: «По названию демократия, а в действительности господство первого человека
» Слайд

- Как вы
понимаете слова Фукидида? (На словах демократия, а на деле демократии вовсе нет, не народ управляет государством, а первый стратег в лице Перикла, который обладает неограниченной властью)
- Кто же прав?
(Может современные историки ошибаются, т к не были свидетелями тех далеких лет, и прав Фукидид, ведь он современник Перикла. А может Фукидид был врагом Перикла и оклеветал его, дал искаженную оценку положению в Афинах 5 в до н э.)
Задание
-Вам предстоит разрешить проблему, а для этого выступить в роли историков- исследователей. Анализируя источники, вы будете собирать факты о положении в Афинах в 5 в до н э и вносить их в схему-фишбоун
. Слайд

Всем учащимся раздаются листы со схемой.

1-ый документ
изучается в качестве примера вместе со всем классом.
Сайд.
В ваши руки попал важный письменный исторический источник- произведение литературы, трагедия Эсхила «Персы». Эсхил современник Перикла. В основе трагедии лежит не мифологический сюжет, а исторический- разгромное поражение персидского царя Ксеркса в морском сражении при Саламине. Эсхил не только описывает сражение, но
и сравнивает Грецию и Персию. Будучи историками вы многое знаете о персах. В частности -Как управлялась Персидская держава? - Какой была власть Дария 1? Зная данные факты, вы обращаете внимание на такие строки трагедии…
, Слайд 10
«-кто же, над афинянами господин? - не рабы они у смертных, неподвластны никому» - Что для вас, как историков означает данный ответ?
1) нет царей (записываем
данный факт в схему) - Кто же управлял Афинами при Перикле? (Обращаемся к документу учебник стр. 193. Найдите строки в документе, которые содержат ответ на данный вопрос. – все граждане участвовали в управлении) - Где собирались афиняне для решения государственных вопросов?
2) собирается Народное собрание
(записываем в схему данный факт) Ищем ответы на вопросы в п.1 учебника на следующие вопросы: -Как часто собиралось Народное собрание? -Кто принимал участи в нем
? Слайд 10-схема
состава народного собрания К выясненным вопросам з
адание
на проверку усвоенного. - представьте, что к вам, как специалистам обращаются с просьбой, объяснить сюжет картины современного художника «Народное собрание в Афинах»
Слайд 11, учебник стр.
- Кого выгоняет стражник с народного собрания? -Почему вы так решили? - Представьте, что мы оказались в Афинах 5 в до н э и я гражданка Афин, решила посетить Народное собрание. Что бы произошло? - Кто еще, кроме метеков, женщин не имел право посещать Народное собрание? - подведем итог: мы выяснили- в Афинах в 5 в до н э1) не было царей 2) созывалось народное собрание
, но
для того, чтобы разрешить проблему, которая стоит перед вами, только установить факт наличия народного собрания недостаточно
.
- В каком греческом полисе созывалось народное собрание, но демократическим назвать его нельзя? - Что же нам необходимо далее выяснить для решения проблемы? 1) Обладало ли народное собрание верховной властью? Или власть находилась в руках одного человека- Перикла? 2) Какие реформы проводит Перикл? 3) Какими правами, свободами пользовались граждане Афин ил вовсе были их лишены?

Работая в группах.

1-ая группа-
Изучая, документы, ищет ответ на вопрос- Обладало ли Народное собрание верховной властью?
2-ая группа-
Изучая документы, выясняет, какие реформы проводит Перикл и каковы их последствия?
3-тья группа-
Анализируя свидетельства современников выясняет, какими правами, свободами пользовались афинские граждане или их вовсе не имели? В группе каждый учащийся выполняет общее задание, а затем заслушивается отчет. Перед отчетом каждой группы класс
получает задание:

- Какой факт установила группа
о положении в Афинах и
записать его в схему.

1-ая гр.- факт, верховная власть в Афинах принадлежала Народному собранию.

Обобщение учителя после отчета 1-ой гр: Обращаемся к схеме, которая на доске.
До Перикла главной опорой существующего порядка являлся ареопаг. Он состоял из старейших, опытных людей принадлежащих к богатому классу. Ареопг следил за соблюдением порядка, исполнением законов и решений народных собраний.
Слайд.
Перикл лишил всех полномочий ареопаг передал его функции Народному собранию, т.о. верховная власть в Афинах стала принадлежать Народному собранию. Источником власти стал народ
. Записать в схему-Народ-источник власти.

2-ая гр.-факт, принят закон об оплате выборных должностей; равноправие граждан

Обобщение учителя:
По предложению Перикла афиняне приняли закон об оплате выборных должностей. Впервые у бедняков появилась возможность на деле участвовать в управлении государством. Все граждане уравнены в правах. Все независимо от материального положения могли участвовать в управлении государством, что являлось идеалом подлинной демократии. Каждый гражданин в течении жизни занимал то одну, то другую должность
3-тья гр.-факт, право граждан свободно высказывать свое мнение. Право критиковать

должностных лиц. Отчет должностных лиц перед народом.

Обобщение учителя:
Занять должность было почетно, но не только. Это была и еще большая ответственность. Во время годичной службы должностное лицо находилось под прямым контролем народа. Народ мог досрочно отрешить его от должности, т.е.
существовала ответственность власти перед народом- записать в схему данный факт

Возвращаемся к проекту, заслушиваем до конца и отвечаем на вопросы: Слайд с

вопросом

- О ком заботился Перикл- о благе всего народа или личном благополучии?

Итак, вы собрали много фактов о положении в Афинах 5 в до н э. Давайте подведем

итог вашим исследованиям.

- Что мы узнали об Афинах 5 в до н э? -учащиеся называют факты, записанные ими в

схеме.

- Кто же прав, давая оценку положению в Афинах, современные историки или

Современник Перикла Фукидид?

- Что же мы можем сказать о афинской демократии при Перикле? Слайд с заполненной

схемой.

Обобщение учителя: 5 век до н э- «золотой век Афинской демократии».
Ни в одной стране древнего мира в управлении государством не принимало такого большого количества людей, как в Афинах при Перикле.
«Век Перикла» -
т к лидером демократии был Перикл. Такой чести он был удостоен потому, что укрепил демократию, при нем она достигла наивысшего расцвета. Перикл в переводе с греческого «окруженный славой». Действительно в Афинах не было человека, которого слушали так, как его. Но это не было тиранией. Он был первым из десяти выборных стратегов. Каждый год он слагал власть и отчитывался перед народом, как того требовал закон и каждый год народное собрание избирало его заново. Перикл правил не силой, а словом. Прав был Плутарх, который писал:
Слайд

«По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ

сам хотел того же».
Только когда Перикл умер, афиняне поняли какого замечательного руководителя они потеряли. Признали авторитет Перикла и его враги.
Задание-
Мы сейчас послушаем разговор друзей Перикла, который они ведут у постели умирающего Перикла, но разговор внезапно прерывается- Предположите какими были последние слова Перикла, произнесенные им при жизни?
Включить отрывок из фильма «Перикл», заслушав версии учащихся, просмотреть его до

конца со словами Перикла.

Учитель
: Идея народовластия- идея демократии возникла в древности, прошла через века и утвердилась во многих странах мира. Но афинскую демократию не следует переоценивать, назвать ее образцовой-идеальной мы не можем.
Задание группам- Выявить недостатки демократии в Афинах из документов.

10ая гр.- изучает данные статистики

2-ая гр.- работает с документом «Афинский философ Сократ»

3-тья гр.- изучает конкретный исторический факт

Заслушать отчет каждой группы

1-ая гр.-граждане-меньшинство населения Афин

2-ая гр.-на всегда можно было свободно высказывать свое мнение.

3-тья гр.-несовершенная система выборов (должность мог занять недостойный)

Учитель: Несмотря на недостатки афинская демократия сыграла огромную роль в

истории человечества. Принципы демократии, выработанные 25 веков назад

актуальны-важны и сегодня

-Какие? Слайд с принципами демократии.

IV. Закрепление изученного материала

3-тья стадия- Рефлексия

Последняя задача,
которую вы должны решить, являясь учеными-исследователями: -Вам необходимо проверить на наличие исторических ошибок текст песни «Жили греки в пятом веке». -Найдите в тексте факты, которые соответствуют действительности, и факты которые искажают историческую действительность.
Работа в группах
. Каждая группа проверяет свой куплет песни.
Домашнее задание:
п 40., составить схему «Управление Афинами при Перикле», проект Перикл, его друзья и враги»
Оцените работу на уроке (покидая кабинет): - кто пополнил свои знания, лучше стал

понимать историю, клеит белый боб на амфору, прикрепленную на доске. Кто ничего не

узнал-черный боб.

Задание группы № 1

Материал для изучения---- параграф 40 пункт 1. абзац 2-4

Составить схему: «Вопросы, решаемые Народным собранием», вставив

пропуски в предложение.

1)
Народное собрание…………………..сроком на 1 год ………………. …………………………… . Самой важной была должность ………………………………… ……………………………. . - Каким способом выбирали стратегов? (устный ответ) - Какие функции выполнял первый стратег? (устный ответ)
2)
Собрание объявляло………………………..и утверждало мирные……………………………. . - Каким способом? (устный ответ)
3
) Собрание принимало………………………….. . - Кто мог предложить закон для голосования? (устный ответ) - Каким способом они принимались? (устный ответ)

4
) Собрание распоряжалось …………………………… .
5
) Собрание утверждало………………………………….. …………………………… .
2.

Сделайте из схемы вывод, ответив на вопрос, и вставив пропуски в

предложение.

Вопрос: Обладало или нет верховной властью Народное собрание в Афинах?

Вывод: Важнейшие вопросы, связанные с управлением государства решались

афинянами на………………………… ……………….. , поэтому верховная власть в

Афинах принадлежала
……………………………………. ………………………………..
Задания второй группы.

Изучите документы, выясните какой закон был принят по предложению Перикла, и

каковы были его последствия.

1-ый ученик 1 документ
Перикл говорил:
« народ должен быть вполне независим от влияния богатых, должен

быть свободен от нищеты, нужды и забот, чтобы иметь возможность

заниматься государственными делами
через участие в судебных делах, совещаниях государственной думы, приобретать знания, образование и опытность»
Вопрос к документу:

К
акова точка зрения Перикла на вопрос о том, должен ли бедный человек иметь право и возможность участвовать в управлении государством или это только право и возможность богатых людей?

Перикл считал, что бедный человек, так же, как и богатый……………………. был

…………..право и возможность участвовать в управлении государством.

Вопрос ---Имели возможность афинские бедняки участвовать в

управлении государством? Почему? –(устный ответ)
Но участие в управлении государством требовало много времени. Не все афиняне могли приходить на заседание народного собрания и суда. Бедняки должны были работать, чтобы заработать деньги на жизнь. Перикл считал это неправильным. Он хотел, чтобы даже самые бедные граждане участвовали в управлении, и нашел способ, как этого добиться.
2- ой ученик
2-ой документ. «Афинская полития» Аристотеля. « Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут дополнительные обязанности, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.»
По предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным

на должность стали платить деньги из казны.

Вопрос к документу:
Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, для того чтобы бедняки получили возможность участвовать в управлении государством?
Ответ (продолжите предложение
Аристотель пишет о том, народ за участие в

собраниях, суде, Совете пятисот стал получать ………………..
.
Мы установили следующий факт:

При Перикле был принят …………….., по которому гражданам, …………………на

должность стали …………………… …………………….

Последствия закона

Это привело к тому, что любой гражданин, и богатый и….............................., знатный

и ……........................мог занять должность. Таким образом ………граждане стали

участвовать в управлении государством.

Задания 3 группы

Какими правами обладали граждане Афин

Проанализируйте свидетельства современников Перикла и сделайте

выводы-

1-ый ученик

Один современник Перикла писал: "В Народном собрании всякий, вставши,

подает совет, высказывает свое мнение будь то плотник, медник, сапожник,

купец, судовладелец, богатый,
бедняк, благородный, безродный.» После обсуждения граждане голосовали. За предложенное решение они бросали белый камушек, а против - черный.
Вопрос к документу:
Каким правом обладали граждане Афин?

Ответ(вставьте пропуски в предложение)-

Из документа мы установили, что афинские граждане имели право………………

высказывать……… …………………..

2-ой ученик

Документ № 2 учебник стр. 192 1-ый абзац (случай в Народном собрании)

Вопросы к документу---
1. Имели или нет афиняне право свободно критиковать должностных лиц государства, даже самых важных, а именно, первого стратега? Свой ответ подтвердите фактом из документа.
Ответ (вставьте пропуски в предложение) Афиняне…………….право

свободно критиковать должностных лиц государства,

даже…………………

Факт из документа назовите устно.
2. Должен был или нет первый стратег отчитываться перед Народным собранием о проделанной работе?
Ответ (вставьте пропуски в предложение)

Случай в Народном собрании говорит так же о том, что Первый

стратег, слагая свои полномочия……………….был

……………………….перед Народным собранием о проделанной

работе.

Задания 1 группы

Проанализируйте данные статистики и назовите недостаток афинской

демократии.

Всего
в Афинах проживало----
200 тысяч человек

Граждан
насчитывалось только
-------30-40 тысяч

Вопрос к данным статистики (ответить устно)
---Кто составлял большинство населения Афин?(Граждане или не граждане?)
Ответ-(продолжите предложение)

Управляла государством ………………. часть населения, так как участниками

Народного собрания могли быть только ……………………, а их

было………………………….

Вопрос:(

ответить на данный вопрос устно)
Кто кроме переселенцев не имел право занимать должность, быть участником Народного собрания?
Задания 3 группы

Найдите недостаток афинской демократии из факта.

Факт------
В Афинах существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность – судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка- стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным.
Вопрос
-
В чем недостаток данной системы выборов, выборов путем

жеребьевки? Мог ли занять должность неспособный, недостойный

человек?

Ответить на данный вопрос устно.

Задания 2 группы

Найдите недостаток афинской демократии, изучив документ на стр. 194

«Афинский философ Сократ»

Вопросы к документу
----
1.
Всегда ли можно было свободно высказывать свое мнение в Афинах?
2.
Какой приговор суд вынес Сократу, который высказал свой, особенный взгляд на устройство мира?
Ответить на данные вопросы устно

1-ый куплет

Жили греки в 5 веке

Мудры были человеки.

В бога верили и в демократию.

И на общем на собрании

По всеобщему признанью

Выбрали Перикла, а не аристократию.

2-ой куплет

Руки подняли все дружно,

Сомневаться тут не нужно.

Очень образованный мужчина был,

Был оратором прекрасным,

Деньги тратил не напрасно

Статуи и храмы возводил.

3-ий куплет

Много раз был оклеветан,

Граждан не казнил при этом,

Справедливость и закон любил,

И пятнадцать лет подряд,

Избирался, говорят,

Самым первым демократом был.

Пришедшую к власти демократическую группировку возглавили Эфиальт и еще молодой, но уже пользовавшийся известностью благодаря выдающемуся ораторскому таланту Перикл. В 462/461 г. до н. э. по предложению Эфиальта была осуществлена чрезвычайно важная реформа ареопага. Древний совет лишился незаконно присвоенных им полномочий, которые были теперь распределены между демократическими органами управления - народным собранием, гелиэей и Советом пятисот.

Вскоре после этого Эфиальт был убит при загадочных обстоятельствах, но демократические реформы продолжил Перикл. Они совершались на всем протяжении 50-х годов V в. до н. э. Чрезвычайно важное значение имело введение мистофории - оплаты труда должностных лиц. Вначале плату за исполнение своих обязанностей стали получать судьи-присяжные; вскоре мистофория была распространена на членов Совета пятисот, а затем и на многие другие магистратуры, что позволило небогатым гражданам более активно, чем ранее, участвовать в политической жизни. И этой возможностью они сразу воспользовались, понемногу лишая аристократию монополии на большинство государственных постов. Так, в 457 г. до н. э. на должности архонтов, ранее доступные лишь пентакосиомедимнам и всадникам (представители двух первых сословных разрядов), было позволено избирать зевгитов. Феты этого права формально не получили, но фактически и они тоже могли становиться архонтами: выставляя свою кандидатуру на жеребьевку, фет просто умалчивал о своей принадлежности к низшему разряду граждан, и власти делали вид, что не замечают обмана.

Тогда же происходили демократические изменения в системе судопроизводства. Был осуществлен переход от открытого к тайному голосованию в гелиэе, что уменьшило возможности аристократии реально влиять на вынесение приговоров, воздействуя разными способами на рядовых граждан. Члены судебных коллегий стали избираться по жребию, что считалось в те времена сугубо демократическим методом. Вообще применение в политической системе разного рода жеребьевок, особенно при избрании должностных лиц, значительно возросло.

На рубеже 60--50-х годов V в. до н. э. значительно активизируется деятельность народного собрания. Оно стало собираться чаще, чем прежде. На Пниксе, холме в центральной части Афин, было построено специальное сооружение для работы народного собрания, в нем стояли ряды скамей для граждан и трибуна для выступающих. В 453 г. до н. э. были возрождены введенные еще Писистратом, но впоследствии отмененные разъездные судебные коллегии, разбиравшие на местах, в сельских демах, тяжбы между земледельцами. При этом преследовалась цель ограничения власти местной аристократии.

Неоднозначное впечатление производит принятый в 451 г. до н. э. по инициативе Перикла закон о гражданстве. Согласно этому закону, полноправными гражданами Афин стали считаться лишь те лица, которые могли подтвердить свою принадлежность к гражданскому коллективу и по отцовской, и по материнской линии. Это консолидировало граждан полиса. Но этот закон был очень неудобен знати, поскольку многие афинские аристократы издревле заключали браки с женщинами из других государств, в том числе негреческих. Так, женой Мильтиада и матерью Кимона была фракийская царевна. Теперь дети от «смешанных» браков не могли стать афинскими гражданами. В результате принятия этого закона гражданский коллектив Афин как бы превратился в привилегированное сословие «избранных», которым только и дозволялось пользоваться всеми благами демократии.

Реформы Эфиальта и Перикла привели к тому, что к середине V в. до н. э. демократическое устройство афинского полиса приобрело классический облик. Демос реально взял власть в свои руки, постепенно избавляясь от «опеки» аристократов.