Почему лицедейство считается грехом. Как Православие относится к театру? От отрицания к лояльности


Казак лейб-гвардии Казачьего полка

Рогожская станица - укромный уголок живущих в Москве казаков. На протяжении многих поколений жизнь здесь течет по одним и тем же правила. Читайте о том, как живут казаки-старообрядцы в XXI веке.

Новая жизнь по старым правилам

Раз в год казаки Рогожской станицы собираются на круг. Выбирают атамана, есаула, кошевого. Решают, как будут жить в следующем году. Решение всегда одно и то же: жить будем так же, как жили прежде.

"Это законодательный орган. То есть вот на круг собрались казаки, все, что решили, за этот год должны исполнить", - объясняет атаман Рогожской станицы Дмитрий Власов.

Традиция собираться на казачий круг восходит к XVI веку. Так было заведено в каждом казачьем войске, в каждой станице. Жива эта традиция и сейчас, хотя на круг уже и собираются не 200, не 300 человек, а всего 16.

"Потому что казаки были естественны, в государстве образования: были казачьи войска, они совершенно спокойно жили, назывались казаками, они были внесены в государственные все документы, и так далее. Сейчас же этого нет. Сейчас никаких документов, что никаких казаков вообще нет. Но остались люди, эти люди как могут, так и организовываются, сами по себе", - рассказывает Дмитрий Власов.

Это не игра в казаков, они и есть настоящие казаки. Несмотря на то, что многие из них родились в Москве и никогда не бывали ни в одном казачьем войске.

О своих корнях жители Рогожской станицы знают по семейным преданиям. С молоком матерей впитали они рассказы о великих походах, о славных воинах, самобытный уклад жизни которых достался им по наследству. И хоть сегодня им уже не нужно совершать ратные подвиги, они по-прежнему чтут традиции предков.

Казачья станица расположена на юго-востоке Москвы в районе станции метро "Площадь Ильича" в Старообрядческой слободе. И в этом нет ничего удивительного: до начала ХХ века примерно половина воинов Донского казачьего войска исповедовала старую веру. На Урале и в Твери староверами были почти все казаки. И хотя Москва в целом стала духовным центром никонианства, сторонники древнего благочестия со всей страны продолжали стремиться сюда, в Рогожскую слободу, еще в XVIII веке ставшую сердцем российского старообрядческого мира.

"Ее развитие началось в конце XVIII века в годы испытаний в Москве: это была чума. Старообрядцы-православные, движимые, можно сказать, состраданием к своим братьям, делали все возможное, чтобы помочь болящим, а умирающих, конечно, проводить в последний путь. И вот это они делали. За неимением гробов в рогожи заворачивали, и сносили в это место, на восток, здесь было довольно пустынно, сносили сюда, хоронили. И поэтому когда кончилась эта эпидемия страшная, то правительство царское оценило этот подвиг, можно сказать, старообрядцев, и отдали им землю", - утверждает предстоятель Русской православной старообрядческой церкви Митрополит Корнилий.

"Поскольку Рогожское кладбище было нашим кремлем, всегда большое количество казаков с приходов приезжали и на соборы, многие даже приезжали сюда на Пасху. Народ мигрировал, понятно, в те времена, и здесь много потомков казаков", - рассказывает есаул Рогожской станицы Иван Хохлов.

Ежегодно в столицу на Рогожку приезжают старообрядцы из разных уголков России - отметить День Жен-мироносиц, один из главных народных христианских праздников. Вот уже восьмой год казаки Рогожской станицы отвечают за его проведение.

Кубанские казаки в мае 1916 года

Гонения на церковь

День Жен-мироносиц - общехристианский праздник, но для старообрядцев он имеет особое значение. Ведь для них, помимо прочего, это еще и годовщина официального окончания многолетних гонений на их Церковь.

"Император Николай Второй подписал всем известный Указ "Об укреплении начал веротерпимости", который разрешил не только распечатать эти алтари, но и совершать крестный ход наконец вне храма. До этого крестные ходы внутри храмов совершались. Разрешили старообрядцам звонить в колокола, ну и на улицах молиться разрешили, петь пения. До этого запрещалось", - говорит историк старообрядчества Глеб Чистяков.

До этого указа алтари во всех старообрядческих храмах были запечатаны: на дверях, ведущих в алтарь, стояли царские печати. На протяжении почти 50 лет староверам негде было совершать молебны и служить литургии. Все изменилось в 1905 году.

"И вот когда была получена телеграмма, то люди бросились, открыли печати, раскрыли, и там была мерзость запустения, пыль, упали от времени иконы. Я вам расскажу, у меня бабушка - она была свидетельница всего, и она рассказывала… Не могу без волнения говорить сейчас. Тут была вода, стоял сосуд с водой святой в момент запечатывания. И через 49 лет вода осталась абсолютно свежей", - утверждает руководитель информационно-издательского отдела старообрядческой митрополии Александр Антонов.

Помимо торжественной службы, на Рогожке в День Жен-мироносиц традиционно устраивают ярмарки. Старообрядцы везут из своих подмосковных хозяйств фермерские продукты, брянские рушники и астраханский мед. Без этих предметов быт современного старообрядца немыслим.

"Как говорил инок Епифаний, которого сожгли вместе с Аввакумом, даже монаху нельзя только молиться, обязательно надо что-то делать помимо этого. Читать обязательно, молиться, поститься и обязательно заниматься рукоделием", - говорит Иван Хохлов.

Наталья и Анна - жены рогожских казаков. Они готовят товар к ярмарке: вышивают рубахи и платки, шьют сумки. В повседневной жизни жены рогожских казаков ходят исключительно в длинных юбках, в кофтах и блузках, полностью закрывающих грудь и руки. И непременно с покрытой головой.

"Простоволосым ходить ни мужчине, ни женщине нельзя. Женщине только разрешается до женитьбы. Даже при советской власти и то ходили все в косынках, в платках", - утверждает член Рогожской казачьей станицы Сергей Чеботарев.

Сами же рогожские казаки и сегодня, как встарь, не бреют бороды. Носят шаровары, заправленные в сапоги, рубахи - навыпуск. В качестве верхней одежды используют чекмень или черкеску.

"Погоны мы как бы не носим, потому что с погонами, честно говоря, получается перебор. Потому что получается, что в войске донском почти не осталось рядовых казаков", - объясняет Иван Хохлов.

Элементы мужского костюма могут варьироваться, но неотъемлемой деталью остается пояс.

"Что значит пояс? Пояс действительно необходимо мужчине носить на службе, не только на службе, для того чтобы он ощущал себя как бы вооруженным, подпоясанным. Недаром на Руси говори: "Вон, распоясался". Распоясался - это значит, он пьяный, он валяется, он дерется, он хулиганит, то есть он потерял контроль над собой, и бог от него отступил", - рассказывает историк старообрядчества Глеб Чистяков.

Казаки-старообрядцы строго соблюдают все христианские посты. Кроме того, стараются употреблять в пищу только самые исконные продукты.

"Картошку мы не едим. У нас вместо картошки брюква, репа, редька бывает, ну и каши, естественно", - утверждает Дмитрий Власов

"Варили пшено, тыква была, много тыквы, арбузы, мед варили арбузный", - говорит Сергей Чеботарев.

Во времена Петра Первого, когда на Руси появились картофель, помидоры, чай, табак, старообрядцы отвергали их как нечто непонятное и потому чуждое. Впрочем, со временем некоторые запреты были сняты.

"Явление картошки, например, оно распространилось общинам, и сейчас выращивают картофель. Хотя, конечно, старались поддерживать традиции наши национальные: есть всевозможные взвары, сбитни, напитки на травах", - объясняет Глеб Чистяков.


Урядник Сибирской полусотни 3-й сотни лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка. 1914 г.

Одежда для бога

Алексей Белас - один из самых ожидаемых гостей на ярмарке. Он делает рушники. Не один год ездил по деревням и селам в поисках редких экземпляров. А не так давно и сам сел за ткацкий станок.

"Когда ты собираешь эти вещи, рушники, то всегда интересно, какой путь прошел этот рушник, когда он ткался, потому что рушник некоторые называют "дорогой до бога" как бы, самому до него дойти - это тоже было бы интересно", - рассказывает ткач, коллекционер Алексей Белас.

На Руси рушники традиционно называли "одежей для бога" - ими украшали иконы в домах.

Все неделю перед праздником Жен-мироносиц идут торжественные молебны. Служит их глава Старообрядческой церкви митрополит Корнилий. Резиденция митрополита находится всего в нескольких шагах от храма. Это небольшой одноэтажный дом, окруженный садом. Сейчас территория выглядит обжитой и ухоженной, но 17 лет назад здесь были сплошные руины. Ремонт делали всей общиной. Немалую помощь оказали и рогожские казаки.

"Мусор вывезли оттуда, все распланировали, посадили там виноград, хмель, цветы, в общем, все посадили, сделали беседку, дорожки", - говорит Дмитрий Власов.

В советское время в здешних храмах располагались склады, столовые для рабочих. Все изменилось в начале 2000-х: Рогожка снова стала духовным центром старообрядчества.

"Поскольку старообрядцы рассеяны по всей земле, может, не по своей воле, особенно в советское время: бежали и в Китай, и в Австралию, мы знаем, и в Америку, в Румынии большая диаспора старообрядцев. Мы ждем гостей из Румынии - и духовенство ждем, и мирян", - рассказывает Митрополит Корнилий.

Праздничная служба в День Жен-мироносиц проходит в главном храме Рогожского старообрядческого поселка - Покровском соборе.

"Это крупнейший московский собор, можно сказать, после храма Христа Спасителя, на сегодняшний момент, а из дореволюционных это самый крупный. Самый крупный и самый богатый по коллекции икон", - утверждает Глеб Чистяков.

В отличие от тех казаков, что громят выставки современного искусства, рогожские просто никогда не оказались бы на подобной выставке, даже случайно, ведь для них нет такого понятия "современное искусство". Есть только вечное. Любому искусствоведу известно: самые дорогие и красивые в мире иконы написаны до XVI века, то есть еще до раскола. И многим из этих икон рогожские казаки могут поклоняться каждый день.

"Такой коллекции икон нет ни в одном храме России, да и зарубежья. В музеях, может быть, конечно, можно найти, а в действующем храме такой коллекции икон, как в Покровском соборе, нет", - говорит Глеб Чистяков.

Еще одна значительная постройка на Рогожке - колокольня Воскресения Христова. Это вторая по высоте колокольня в Москве, всего на 1 метр ниже Ивана Великого. Она была воздвигнута в 1905 году в честь распечатывания старообрядческих алтарей.

"Сама колокольня - это, можно сказать, символ свободы. Как вот есть в некой стране памятник Свободы, некая дама стоит с факелом, а у нас памятник свободы в Москве, у старообрядцев православных - это вот эта колокольня. Величественная, как свеча", - рассказывает Митрополит Корнилий.

"У нас есть Рогожка"

К празднику Жен-мироносиц на Рогожку свозят товары к ярмарке. Здесь и игрушки из Нижегородской области, горшки из Белоруссии, брянские рушники, астраханский мед. Без этих предметов и продуктов быт современного старообрядца немыслим. И вдвойне ценно то, что произведены они исключительно единоверцами.

Атаман тестирует полевую кухню, на которой, вместе с помощниками, будет готовить угощение для прихожан. А еще на Рогожку привозят лошадей - для казаков это особенно важно.

"У нас до недавнего времени здесь была своя конюшня. У нас все мальчишки, которые достигали определенного возраста, прошли обряд посажения на коня. Когда наши молодые казаки женились, то уже вокруг церкви жених с невестой, сидя на коне, покрывшись бурочкой, как положено", - объясняет Иван Хохлов.

Пусть и не на территории Рогожки, но своя старообрядческая конюшня у казаков есть. Находится она в Алтуфьево, и принципы разведения лошадей здесь тоже свои - казачьи.

"Больше внимания уделяем процессу натуральности. Более натуральные корма, может быть, излишне отказываемся от каких-то новых химических подкормок для лошадей, отказываемся от какой-то синтетики так называемой. Может быть, более мягкие методы работы с лошадьми", - рассказывает владелец конюшни Сергей Никулин.

Владелец конюшни Сергей - старообрядец. И дела предпочитает вести с единоверцами.

"У меня много бизнес-партнеров старообрядцев, которые нам поставляют овес, сено, солому привозят. Сейчас помогал тоже казаку-старообрядцу в покупке лошади, транспортировке лошади. То есть мы друг другу помогаем", - утверждает Сергей Никулин.

В этом году Сергей привезет нескольких лошадей на Рогожку: после службы будет катать и развлекать прихожан, как было заведено еще в давние времена.

"Молодые старообрядцы после поста разговелись, вроде как можно уже общаться с девушками, знакомиться, но еще есть так называемая мини-пауза между Великим постом и началом страды", - объясняет Сергей Никулин.

Казаки испокон веков были землепашцами и воинами. В XXI веке, в условиях мегаполиса, этому завету следовать трудно. Так кто же они - нынешние рогожские казаки?

"У нас у всех разные профессии. Атаман у нас архитектор, закончил МАРХИ. Он как раз форму не снимает никогда, он все время ходит в ней, живет в ней. Ваш покорный слуга - старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института черной металлургии. Есть у нас кубанский казак, который закончил вначале мореходное училище в Новороссийске, потом закончил МИФИ, и сейчас работает начальником отдела радиационной безопасности в медицинском институте", - утверждает Иван Хохлов.

Взвод стариков Кубанцев из Георгиевских кавалеров

"Естественно, что, несмотря на то, что большинство из них работает на той же работе, что и любой современный человек, конечно, их жизнь подчиняется другому несколько ритму. Это молитва, это держание поста, это посещение храма", - говорит Глеб Чистяков.

И вот настает самый долгожданный день года - День Жен-мироносиц празднуется в третье воскресенье, то есть на 15 день после Пасхи. Рано утром на Рогожке собирается больше 10 тысяч прихожан. Сначала - божественная литургия в Покровском соборе, затем - крестный ход. Казакам в нем всегда отводится особая, почетная миссия - нести хоругви.

Отстояв шестичасовую службу, прихожане подходят к полевой кухне. Здесь тоже кашеварили с самого рассвета. И вот праздничное угощение готово. Казачьими походными блюдами потчуют всех желающих. Разумеется, абсолютно бесплатно.

А рядом бурлит ярмарка - такая же веселая и шумная, как во времена, когда человек с фуражкой и шашкой на бедре на улице города ничем не выделялся в толпе прохожих.

Кажется, время здесь повернулось вспять. Девушки в расшитых сарафанах, парни в косоворотках, казаки с шашками на конях. Но если у кого-то в кармане вдруг запоет мобильный телефон, никто не вздрогнет, не обернется, ведь настоящий современный казак - это не тот, кто просто носит вместо джинсов форменные брюки с лампасами, это состояние души, которое помогает сохранить удивительный поселок на юго-востоке Москвы.

"Как все жители мегаполиса, мы, естественно, живем в нем, и все, что касается всех людей, то же самое испытываем и мы. В пробках так же стоим, в метро давимся. У нас лучше положение, чем у других. Почему? Потому что у нас есть Рогожка, а это такой свет, такой мощный стимул к жизни, который дает нам преимущества некоторые перед другими людьми", - считает Дмитрий Власов.

В средние века актерство считалось бесовским искусством, артистов даже не хоронили на освященной земле кладбищ. Сегодня про людей этой профессии говорят: "Дар Божий!" Может быть, потому, что искусство лицедеев сочетает в себе дьявольское и божественное, мистика неотступно сопровождает их труд...

Кто хоть немного увлекается мистикой, знает, что наши мысли имеют способность материализовываться, что уж говорить о наших поступках. Любое действие несет за собой череду событий и не всегда хороших. Самый неосмотрительный в этих вопросах народ - актеры. В гонке за славой они частенько забывают об осторожности. Работники театра имеют множество суеверий. Например, пятница считается ужасно несчастливым днем для любого рода премьер. В раздевалку всегда нужно входить с левой ноги.

На дверь гримерной никогда нельзя вешать никаких картинок. Из гримерной нельзя выносить мыло. Мелодии из "Макбета" нельзя напевать во время репетиций. Число 13 приносит ужасные бедствия (ни в одном театре вы не найдете гримерной номер 13). На сцене ни в коем случае нельзя носить живые цветы - только искусственные! Споткнуться и упасть на сцене (если этого не требуется по сценарию) - верный знак, что в этот день актеру нечего делать в театре.

Считается также, что, если обувь актера скрипит, когда он впервые выходит на сцену в какой-нибудь роли, то в этой роли его ждет удача. Однако, если он зацепится дебютным костюмом за гвоздь, он должен, невзирая на любые протесты администрации, вернуться за кулисы и снова выйти на сцену, иначе его постигнет неудача. Желтый цвет считается в театре несчастливым. Но самое плохое может случиться с актером или актрисой в том случае, если кто-то заглянет в зеркало через его плечо.

На сцене свистеть можно только по ходу действия ("присвистнуть"), но свистеть в гримерной, за кулисами, стоя на выходе или еще где-нибудь, нельзя ни в коем случае. Считается, что из-за свиста провалится пьеса, на сцене случится какое-нибудь ЧП или в театре не будет зрителей. В отличие от своих английских коллег, русские актеры считают, что кошка не должна появляться на сцене, так как, пройдя по сцене, она "унесет" актерскую удачу. Хотя кошек в театрах держат.

Если актеру говорят: "Ну, удачи тебе!" - то он должен плюнуть три раза через левое плечо. Старые актеры, выходя на сцену, крестились. Если актер случайно уронил текст роли, то нужно обязательно сесть на него. Пока не сядешь, поднимать нельзя - иначе провалишь роль. Не дай Бог, когда переодеваешься, что-нибудь надеть на левую сторону - провалишь роль или что-нибудь забудешь. Есть роли, которые актеры не любят играть, они считаются "несчастливыми". Когда в России была контрактная система, актер был вправе оговаривать, какие роли он не играет: например, Бориса в "Грозе" А.Н. Островского или Нелькина в "Свадьбе Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина. Эти роли считались провальными.

Самая зловещая пьеса, приносящая театру больше всего несчастий, - это "Макбет". У этого замечательного произведения настолько плохая репутация, что те актеры и режиссеры, которые, перекрестившись, все же начинают репетировать пьесу, называют ее не иначе как "та пьеса" или "одна пьеса". Упаси Боже произнести вслух ее громкое название! Еще хуже, если особо старательный актер репетирует слова пьесы не на сцене, а где-нибудь на улице или дома: Катастрофа обеспечена.

Существует легенда, согласно которой проклятья "Макбета" повелись от трех ведьм, которые по ходу действия с заклинаниями варили снадобье. Их пророчества вызывали у главного героя роковые намерения. Согласно той же легенде, Шекспир взял диалоги ведьм из реальной жизни и тем обрек пьесу на вечные несчастья.

У Гоголевского "Вия" репутация не лучше. Наталья Варлей, сыгравшая роль панночки, считает, что этот фильм изменил всю ее жизнь. На съемках она выпала из летающего гроба и получила сотрясение мозга. За этим последовали тяжелая болезнь актрисы, гибель мужа, не слишком звездный период в творческом плане, будто темные силы мстили за то, что она вторглась на их территорию. Теперь Варлей человек глубоко верующий и твердо убеждена, что связываться с чертовщиной, даже на съемочной площадке, не стоит.

Но это не единственная злая шутка первого отечественного "ужастика". На одном из морских круизов, куда была приглашена Варлей, в качестве культурной программы приготовили фильм "Вий". Но показать картину так и не удалось: каждый раз, когда начинался сеанс море отзывалось сильной бурей, грозившей потопить корабль. Позднее Наталья скажет: "За эту роль я уже покаялась, получила в церкви прощение и твердо уверена, что нельзя заглядывать туда, куда смертным вход воспрещен". Еще большей трагедией этот фильм обернулся для оператора и режиссера картины - он стал последним в их жизни.

Безусловным рекордсменом по "сбору душ", конечно же, является Булгаковский "Мастер и Маргарита". Сам Воланд предрекал Мастеру: "Этот роман еще принесет вам сюрпризы". Но чем фатальнее произведение, тем оно привлекательнее для киномастеров. Кто только не мечтал экранизировать этот роман: и А. Тарковский, и Г. Данелия, и Р. Быков, и Э. Рязанов, но, вероятно, Воланду не суждено говорить со зрителями с экрана. Очередную попытку перешагнуть Булгаковское проклятие сделал режиссер Юрий Кара. Сколько сложностей и трагедий было на съемочной площадке достойно отдельного разговора, но фильм уже семь лет "пылится на полке".

Исполнительница роли Маргариты - Анастасия Вертинская - до сих пор воздерживается от каких-либо съемок. Валентин Гафт, который взял на себя дерзость воплотить Воланда говорит: "После съемок фильма я себя чувствовал отвратительно. Да что там говорить, некоторые участники съемочной группы и вовсе умерли". Изначально библейские эпизоды фильма планировали снимать в Судаке, на территории генуэзской крепости. Работа началась, и тут в июне (!) в Крыму пошел снег. Режиссер распознал в этом знак свыше и, свернув съемки в Крыму, договорился с правительством Израиля о том, чтобы снять сцены Священной истории на месте реальных событий, в Иерусалиме.

Фильм был снят и: пропал. Долгое время о нем не было слышно, потом ленту нашли, она была поставлена в план показа по телевидению в октябре 2003 года и: канула в лету. Где фильм, почему его, снятый в 1994 году, до сих пор не видела публика, непонятно. Помимо роковых фильмов, существуют роковые роли. Очень дурной репутацией слывет царь Иван Грозный. Он серьезно мстит смельчакам, прикоснувшимся к его образу.

Еще в 1945 году знаменитый актер Н. П. Хмелев умер на сцене МХАТа в гриме и костюме Грозного. В 1992 году эта же роль, но уже в фильме "Ермак" оказалась последней для Евгения Евстигнеева - он умер, недоснявшись всего в двух эпизодах. За несколько лет до гибели всерьез увлекся работой в кино Игорь Тальков. Он успел сняться в двух фильмах: "Царь Иван Грозный" и "Операция "Люцифер". Название первого фильма говорит само за себя, как, впрочем, и второго тоже, в финале которого героя Талькова, главаря банды рэкетиров, убивают выстрелами из пистолета в грудь. Сцена снималась в Ленинграде 6 октября 90-го года. Ровно через год, день в день, в Питере певца настигла настоящая пуля.

"Умирать" на сцене или на съемках вообще очень дурная примета, и многие актеры отказываются даже от очень значительных ролей, если персонажу предстоит погибнуть. Статистика здесь неутешительна. Всего через несколько месяцев, летом 1974 года, после своей "экранной гибели" в фильме "Калина красная" умирает Василий Шукшин. Леонид Быков погиб в автокатастрофе в 1979 году спустя два года после съемок в фильме "Аты-баты, шли солдаты", где его герой гибнет под гусеницами танка. Только вместо танка был асфальтоукладывающий каток - Леонид Федорович врезался в него, уворачиваясь от столкновения с КАМАЗом.

В июле 1980 года, умер Владимир Высоцкий, именно в то время, когда шел премьерный показ фильма "Маленькие трагедии", в котором его персонаж - Дон Гуан - умирает от рукопожатия Командора. Эта роль вообще считается одной из самых опасных в мировой драматургии: Дон Гуан бросает вызов высшим силам. Владимир Высоцкий ненадолго пережил своего экранного героя. В июне 1980 года на телевидении состоялась премьера "Маленьких трагедий", а 25 июля Владимира Семеновича не стало.

Между прочим десятью годами раньше Высоцкий прошел через клиническую смерть, как раз после съемок в трех лентах: "Интервенция", "Служили два товарища" и "Опасные гастроли". Во всех этих фильмах герои Высоцкого погибали. После игры в фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих", принесшем Александру Кайдановскому настоящую славу, судьба так или иначе связывала его с темой ухода из жизни. Это и фильм "Сталкер", и "Десять негритят", и "Исповедь незнакомца": Все закончилось инфарктом и смертью актера в 1995 году.

Есть кинофильмы и спектакли, сыгравшие в жизни актеров трагическую роль. Актер Анатолий Папанов умер, едва закончились съемки знаменитой картины Александра Прошкина "Холодное лето 53-го". Его героя, Копалыча, вступившего в неравный бой с амнистированными уголовниками, убивали в финале картины. Вернувшийся со съемок в Москву актер решил принять холодный душ (кстати, впоследствии это факт сочтут своеобразным трагическим намеком на название картины), и сердце Анатолия Дмитриевича не выдержало. Он умер 5 августа 1987 года, а его роль в фильме озвучивал уже другой актер.

Много необъяснимых и даже мистических эпизодов связано и со смертью Василия Шукшина. Он действительно очень часто умирал в кино. Владимир Высоцкий написал о нем: "Смерть тех из нас всех прежде ловит, кто понарошку умирал". Удивительное совпадение, если это действительно совпадение, произошло за день до смерти актера, во время съемок картины "Они сражались за Родину" - об этом вспоминал впоследствии Юрий Никулин. Шукшин сидел в гримерке, ожидая, когда с ним начнут работать. Внезапно он взял булавку, опустил ее в баночку с красным гримом и стал что-то машинально чертить на пачке сигарет "Шипка".

Сидевший рядом Георгий Бурков спросил: "Что ты рисуешь?" Шукшин ответил: "Горы, небо, дождь, ну, в общем, похороны..." На следующий день к вечеру у Василия Макаровича прихватило сердце - валидола не нашлось, и Шукшин выпил капли Зеленина, которые где-то раздобыл для него Бурков. После чего ушел к себе в каюту (съемочная группа жила на теплоходе), а утром его нашли мертвым.

Существует много версий смерти Шукшина, вплоть до уголовной, однако в Волгоградском медицинском институте после вскрытия поставили диагноз: сердечная недостаточность. Вместо Василия Макаровича на средних и дальних планах снимался другой актер (если приглядеться, это заметно), он же озвучивал эту роль. Пророческой оказалась и роль жены Шукшина, Лидии Федосеевой, все в той же картине "Они сражались за Родину" - ей выпало играть вдову. Говорят, Василий Макарович просил ее не акцентировать внимание на этом обстоятельстве. "Играй просто женщину", - говорил он.

Виктор Цой в 1988 года в картине "Игла" сыграл главную роль. В финале его герой погибал. А 15 августа 1990 года сам Виктор погиб в автокатастрофе в Прибалтике. По официальной версии, он заснул за рулем...

Знаменитый Верещагин из картины "Белое солнце пустыни" в финале фильма погибает. Сыгравший его актер Павел Луспекаев умер в апреле 1970 года (ему было всего 43 года), и его смерть трагически совпала с выходом картины в прокат. А актер Николай Годовиков, сыгравший роль Петрухи, погибает в картине от удара штыком в грудь. Ровно через семь лет эта ситуация повторилась в жизни актера: осколком бутылки его ударил в грудь сосед по коммунальной квартире. Рана была тяжелой, но, к счастью, актер остался жив.

Молодой актер Никита Михайловский прославился после того, как сыграл Романа в популярной картине "Вам и не снилось". В финале герой Михайловского выпадает из окна. И хоть в фильме сцены смерти не было, зрители понимали, что Роман не выживет. А через несколько лет Никита умер от лейкемии...

Своеобразным рекордсменом является Алексей Салтыков: ни один фильм этого кинорежиссера не обошелся без трагедий, а также тяжелых, но, к счастью, не смертельных травм. На съемках фильма Салтыкова "Директор" погибли каскадер и актер Евгений Урбанский. На волосок от смерти был и ленинградский актер Владимир Литвинов. Во время съемок картины "За все заплачено", проходивших во время войны в Афганистане, он был тяжело ранен - штырь от антенны бронетранспортера вошел в тело актера на 15 сантиметров. Несколько операций вернули Литвинова к жизни.

С различными трагедиями связаны жизнь и творчество кинорежиссера Динары Асановой - как правило, погибали актеры, игравшие в ее фильмах главные роли. А снимала она в основном подростков... Так, мальчик, сыгравший одну из главных ролей в фильме "Ключ без права передачи", без видимых причин повесился на собственном шарфе. Исполнитель главной роли в фильме "Не болит голова у дятла" спустя какое-то время после съемок стал наркоманом, потом его нашли на улице убитым. К сожалению, недолго прожила и сама Динара Асанова. Во время работы над новой картиной в Мурманске, в апреле 1985 года, ее нашли в кабинете мертвой - у нее остановилось сердце.

Трагически погибла режиссер Лариса Шепитько. Ей был всего 41 год, у нее остался ребенок - мальчик шести лет. Это произошло на съемках картины по повести Валентина Распутина "Прощание с Матерой". Говорят, гибель кинорежиссера Шепитько не была случайной: ради красивого кадра в новом фильме она сожгла вековое дерево, что в народе всегда считалось страшным грехом. Трагедия произошла ранним утром на 187-м километре Ленинградского шоссе: киносъемочная "Волга"-пикап на полном ходу вылетела на полосу встречного движения и врезалась в грузовик.

Кроме Ларисы Шепитько, в машине находилось еще шесть человек, все они - члены съемочной группы. Позже исследователи творчества Шепитько и ее родные связали факт гибели с финалом последней картины Ларисы "Восхождение", принесшей ей мировую славу. Фильм заканчивался очень тяжелой в эмоциональном плане сценой групповой казни. Среди казненных, как и в разбившейся "Волге", была одна женщина...

Целый набор мистических случаев присутствует и в судьбе актера Леонида Филатова. К примеру, в фильме "Забытая мелодия для флейты" он первым из отечественных актеров сыграл роль человека, который, находясь в состоянии клинической смерти, проносится в "тоннеле мертвых". И это далеко не единственный фильм, где герои Филатова расстаются с жизнью. Но "игры в смерть" ему показалось мало, и в 1993 году Филатов задумал снимать на Центральном телевидении передачу об ушедших из жизни актерах.

По его словам: "Позже меня стали отговаривать, мол, это не полезно для здоровья, шастать по могилам. Я напугался, не скрою. Но остановиться уже не мог". В августе вышла первая передача нового цикла, а уже в октябре у Филатова случился инсульт, потянувший за собой цепочку серьезных осложнений, в результате которых актер умер осенью 2003 года. Незадолго до смерти Леонид Филатов утверждал: "Теперь я как бы вне жизни, я живу нелегально, как безбилетный пассажир". Итак, возможно, все-таки не так уж привлекательна работа актера, играющего на сцене в прятки с судьбой?

Екатерина Гурская

Материалы

10 сентября в Свято-Троицкой Сергиевой лавре режиссер Владимир Хотиненко начал съемку фильма «Наследники», который посвящен преподобному Сергию Радонежскому.

У фильма современный сюжет - после празднования 700-летия преподобного Сергия один из телеканалов собирает ток-шоу, посвященное преподобному.
Для съемок приглашаются люди от церкви, от политики и т. д. А дальше сюжет разворачивается не совсем обычно.
Примечательно, что в съемках нового фильма приняли участие студенты Московской духовной академии.

Всякое вхождение в роль определяется Святыми Отцами как бесовское лицедейство, запрещенное членам Христовой Церкви.


В толкованиях на правила епископа Никодима (Милаша) сказано: «24-м правилом <...> Собора <Трулльского> воспрещено священнослужителям, под угрозой низложения, посещать театры и смотреть театральные представления; а этим правилом <51-м> воспрещаются вообще христианам представления комические, цирковые и балетные; за прегрешение против этого правила клирику угрожает извержение, а мирянину отлучение». «Актеры и комедианты приравниваются в <...> правиле <45-м пр. Карфагенского Собора> к отступникам от христианской веры».

Святыми Отцами Церкви лицедейство единогласно осуждено.
«Театр - школа мира сего и князя мира сего - диавола; а он иногда преобразуется в ангела светла, чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь, и стоит посещать его не меньше, а то, пожалуй, и больше церкви: потому-де, что в церкви одно и то же, а в театре разнообразие и пьес, и декораций, и костюмов, и действующих лиц», - пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский.

«<Театр> - школа безнравственности, способная заморить в душе человека последние остатки нравственности, если она в нем есть. Оттого теперь и появляются люди - спорливые, упорные, раздражительные, - что они учатся нравственности в театрах, - утверждает преп. Амвросий Оптинский.

Шестой Вселенский собор строго запрещает христианам и клирикам участие в зрелищах, как в качестве актеров, так и в качестве зрителей. В случае нарушения этого правила миряне отлучаются от Церкви, а клирики извергаются из священного сана.
Эти строгие меры касается и зрителей.

Православные христиане, заботящиеся о своем спасении, не могут игнорировать данное учение Святых Отцов. Все, что касается театра, в полной мере относится к художественному кино и киноактерам. Ибо художественное кино есть технически усовершенствованный театр.

Не хочется никого осуждать, тем более возможно будущих священнослужителей, но и молчать в таких случаях нельзя. Студенты духовной семинарии, по-видимому, не видят греха в данном лицедействе, так как оно связано с именем преподобного Сергия и не придают этому значения.
Но лицедейство нельзя делить на хорошее и плохое, как нельзя поделить воровство на доброе и недоброе. Грех есть грех.

М ир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

К ак Православие относится к театру? В древности актеров даже на кладбище не хоронили. А сейчас как?

Д остоин ли осуждения сам принцип игры, само лицедейство?

К акова нравственная оценка самого лицедейства: не разновидность ли это лжи?

Е сли двуличие — грех, то не грешит ли актер, вживаясь в роль, не утрачивает ли он искренность, а со временем, не перестает ли быть самим собой?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«В опрос не прост. Да, среди церковных правил есть осуждающие занятие актерством, посещение театра. Например, занимающийся такого рода деятельностью человек, в случае, если захочет стать священником, будет иметь к этому препятствие. Не абсолютное, но все же препятствие. Даже женатый на актрисе имеет такое препятствие.

Но нужно понимать, что во времена, когда эти правила утверждались, театр был явлением специфическим и далеко не совпадающим с тем театром Шекспира и Мольера, Чехова и Островского, который мы сейчас воспринимаем, как классический.

Дело в том, что в поздней античности (к этому времени относятся упоминавшиеся правила), занятие актерством было почти синонимично занятию развратом: такие были театры, такие были постановки и таков был образ жизни актеров. Встречающееся в правилах наименование профессии актрисы красноречиво говорит об этом: «Вземший в супружество вдову или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон». «Позорищная» здесь — актриса. Контекст, в котором упомянута эта «позорищная», говорит о том, что девства и целомудрия в таких особах общественное мнение не предполагало. Именно поэтому актерство и театр осуждались.

Но означает ли это, что достоин осуждения сам принцип игры, само лицедейство? Однозначности здесь нет. Думается, если очистить театр от языческого наследия, то он перестанет быть осуждаемым. Если на сцене ставится Шекспир и Чехов, если в постановках поднимаются нравственные темы, если актеры на сцене играют, а не стриптизом занимаются — есть в этом грех или нет? Скорее нет, чем да.

Однако, остается сомнение в нравственной оценке самого лицедейства: не разновидность ли это лжи? Если двуличие — грех, то не грешит ли актер, вживаясь в роль, не утрачивает ли он искренность, а со временем, не перестает ли быть самим собой? Опасность такая, конечно, есть, и опасность серьезная. Она требует от актера особой нравственной чуткости. И понимания цели своего труда.

Цель архитектора — построение здания, цель рабочих завода или фабрики — создание продукта, цель актера — создание художественного образа. То, что создавать такие образы можно, показал Спаситель Своим примером. Множество таких образов содержится в евангельских притчах, где все действующие лица и ситуации вымышленные, однако, с помощью вымышленных персонажей, создается истинный образ: ведь, несомненно, все, что говорит Христос, — истина.

Так что, создавать художественные образы (я включаю сюда и сценические) можно. Но создаются они с определенной целью, и именно нравственная оценка цели творчества показывает, какой театр приемлем, а какой богопротивен.

Пользуясь случаем, нужно сказать и об ответственности актера за свой труд. Художественный образ может быть чрезвычайно долговечен, иметь огромное воздействие на человека, и актер несет ответственность за души тех, кто воспринимает созданные им образы. Сколько душ загубили и еще загубят актеры, создающие образ «хороших бандитов», показывающие привлекательность порока!

К слову будет упомянуть о том, что актер, создающий негативный образ, сам не избегает воздействия этого образа. Человек не труба, он не может просто пропустить через себя порцию информации и ощущений и остаться прежним, часть проходящего он впитывает. Поэтому, говорят, Шаляпин после каждого своего выступления в роли Мефистофеля, ходил в церковь на исповедь. Он был отпет и похоронен по православному чину».

Михаил Григорьевич Щепенко — это единственный в России профессиональный режиссёр, который имеет богословское образование. Он руководит Московским театром русской драмы и стремится совместить православную веру с театральным искусством.

Без Бога — это душевредный путь

— Некогда лицедейство было не в чести у служителей церкви. Актёров даже хоронили за пределами церковного кладбища. Что вы об этом думаете?

— Это огромный вопрос. Да, Церковь относилась к театру отрицательно, в лучшем случае — настороженно. -Иоанн Златоуст говорил, что театр — училище страстей, отождествляя актрис с блудницами. Сейчас священство придерживается мнения, что театр Станиславского, то есть психологический театр, может быть школой жизни. Хотя -Иоанн Кронштадтский, во времена которого уже существовала система Станиславского, всё-таки считал, что театр — дело опаснейшее для души человека. И я убеждён в том, что если человек не имеет в сердце и в своём творчестве сверхзадачи, которая направлена к идеалу, к Богу, то это очень душевредный путь. У меня даже была публикация «Грех лицедейства».

— Вправе ли священство критиковать какие-то творческие работы в сфере кино, театра, живописи?

— А почему нет? Другое дело, что у Церкви нет прерогативы что-то запрещать. Каждый человек имеет право говорить то, что он думает. Хотя я лично сторонник того, что цензура необходима, и прежде всего нравственная цензура. Потому что сейчас любой безнравственный человек может делать в искусстве всё что угодно. И если цензурой является он сам, то результат его творчества может иметь очень негативное влияние на людей, особенно на молодёжь с ещё неустойчивой позицией в жизни. Цензура должна действовать — это тонкий вопрос, о нём ещё Пушкин говорил.

— Как сочетать театральный труд с верой в Бога?

— Я никогда не мыслил театр ради театра. То есть для многих нынешних художников искусство — это нечто вроде божества. Они считают, что искусство — это предел, а в конечном счёте кумиром делается и сам художник. Сегодня мы повсеместно видим поклонение художнику и искусству. Это стало некой нормой. И такое неоязычество, к сожалению, торжествует.

Для меня изначально, даже когда я не был религиозным человеком, искусство не было кумиром. Где-то в глубине души было стремление к какой-то последней правде, к безусловной истине.

Когда ум ищет божества, а сердце не находит

— И каким же был ваш путь к православной вере?

— Очень непростым. Я длительное время находился в положении, которое точно описал Пушкин: «Ум ищет божества, а сердце не находит». А далее возник путь — к сожалению, типичный для нашей интеллигенции — через восточные учения. Мы шли по нему с группой единомышленников, в которую входила и моя супруга — актриса, режиссёр и директор театра Тамара Сергеевна Баснина, и другие сотрудники театра. Это было очень серьёзное увлечение. В Театре-студии на улице Чехова мы ставили спектакли, в которых воплощались наши идеи. Спектакль «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» сделался нашим манифестом и имел огромный успех. Мы очень остро ощущали, что в нашей постановке есть свет, но холодный. И это настораживало. Мы попытались трансформировать спектакль в христианском духе, но не получилось. Уже потом, когда пришли к вере православной, поняли, что находились в состоянии прелести. А что такое прелесть по-христиански? «Лесть» по-церковнославянски — ложь; получается, что «прелесть» — ложь в превосходной степени. В конечном счёте стало очевидным, что совместить восточные учения с христианством невозможно. С тех пор у нас нет иного пути, кроме Христа.

Чудо в «Склифе»

— Доводилось ли вам ощущать благотворное воздействие молитвы, святого места?

— Конечно. Лет пятнадцать назад мы попали в аварию и чудом остались живы. На большой скорости про-изошло столкновение милицейского «Форда», он вылетел на встречную полосу, с нашим «жигулёнком». Все потеряли сознание. Очень сильно пострадали моя супруга Тамара Сергеевна и шофёр, которому в больнице им. Склифосовского консилиум поставил диагноз «перелом позвоночника и грудины». Он лежал в реанимации. В то время у нас в театре работала очень верующая женщина, которую между собой мы называли Маша Блаженная. Она привезла Тамаре Сергеевне святую воду из источника Василия Великого. Тамара Сергеевна сказала ей: «Вези воду Васе в Склифосовского. Это же его святой». Василий попил, а остатки вылил на себя крестообразно. Утром он встал и сам пошёл. Врачи его, конечно, отправили на рентген, а снимок показывает, что никаких переломов у Васи нет. Разве не чудо?! Были и другие случаи в нашей жизни.

— В каких святых местах бываете наиболее часто?

— Ежегодно мы заказываем автобус и всей нашей труппой едем по Сергиевым местам. Это и Троице-Сергиева лавра, и источник в Малинниках, и Радонеж, и Хотьково. Так получилось, что начало нашему театру было положено 7 октября 1974 года. Мы собрались на всенощную в канун преставления преподобного Сергия Радонежского. То есть Сергий Радонежский для нас не только игумен Русской земли, но и небесный покровитель нашего театра. Ну и, конечно, бываем мы в таких местах, как Пере-славль-Залесский, Боровск, Малоярославец, и многих других.

А любовь останется

— Кто ваши духовные наставники?

— Многие из наших артистов ходят в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. С приходом этого храма у нас долгое и тёплое взаимодействие. Настоятель — протоиерей Владимир Ригин. Нам он говорит: «Вы — наши, мы — ваши». Мы вместе проводим праздники, прихожане храма — наши зрители. Так же очень близки и оказали на нас большое влияние протоиерей Валериан, его брат Николай Кречетов, который служит в храме Спаса Преображения на Болвановке, и многие другие. Ещё мы тесно связаны с протоиереем Алексеем Бабуриным; он с церковных позиций проводит очень важную сегодня антиалкогольную, антинаркотическую работу с прихожанами.

— Какое из библейских выражений вам особенно близко и дорого?

— Для меня очень значима 13-я глава Первого послания к Коринфянам Павла — о любви. Никто о любви не говорил так, как апостол Павел. Тургенев по-своему перефразировал это, написав: «…Всё минется, одна любовь останется».

Беседовала Ирина Колпакова