Родовой знак. Каждой род должен знать свой родовой знак. II. Обозначение родового знака

19.01.2012

Свастика — символ Солнца, удачи, счастья и созидания. Это один из древних и архаичных солярных знаков — указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части — четыре сезона. Знак фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее — и годовое движение Солнца. Тем не менее свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли. Имеет идею четырёх сторон света, центрированный вокруг оси. Свастика предполагает и идею движения в двух направлениях: по часовой и против часовой стрелки. Подобно «Инь» и «Ян», дуальный знак: вращаясь по часовой символизирует мужскую энергию, против часовой — женскую. В древнеиндийских писаниях различают мужскую и женскую свастики, что изображает двух женских, а также двух мужских божеств.

Свастика — один из самых древних и широко распространённых графических символов. Обычно свастикой считают крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными либо по часовой стрелке, либо против часовой стрелки. Однако рассмотрение свастики только как разновидности креста исключает целый ряд фигур, которые по сути являются свастическими. Под определение свастики как креста явно не подпадают 3-, 5-, 6- и им подобные n-конечные свастики, которые вместе с «классической» 4-конечной свастикой часто являются вариациями одной и той же идеи вращения.

Слово «свастика» — составное из двух санскритских корней: सु, су, «добро, благо» и अस्ति, асти, «жизнь, существование», то есть «благосостояние» или «благополучие». Есть и иное название свастики — «гамма́дион» (греч. γαμμάδιον), состоящее из четырех греческих букв «гамма».

В свете исторических событий последнего столетия, свастика часто считается символом фашизма. С подобным утверждением смешно спорить, однако молчаливое табу на использование одного из древнейших символов человечества отменять никто не спешит. Население Европы и США связывает этот символ прежде всего с Третьим Рейхом и идеологией нацизма. Вот, что писала по этому поводу в 1944 г. Большая советская энциклопедия: «Гитлер и немецкие фашисты сделали свастику своей эмблемой. С тех пор она стала символом варварства и человеконенавистничества, неразрывно связанных с фашизмом». Сходное резюме содержит и последнее издание БСЭ (т. 23, с. 31). Хотя такая категоричность свойственна лишь советским справочникам (в зарубежных энциклопедиях обычно уточняется, что свастика является религиозным символом для последователей индуизма, буддизма и ряда других религий), употребление свастики в современной западной сфрагистике, геральдике и символике наталкивается на утвердившееся мнение о нежелательности присутствия этого знака.

По свидетельству Конрада Хайдена, биографа Адольфа Гитлера, символ свастики появился рядом с ним на первом публичном выступлении в 1921 году: «Новое красное знамя... с чёрной свастикой в белом диске было развёрнуто в первый раз. Эффект был столь ошеломляющим, что даже сам Гитлер был приятно удивлён. Свастика стала одним из самых действенных мистических орудий Гитлера...

В конце XIX века археология пришла к выводу, что среди знаков благополучия и успеха свастика является древнейшим. Национал-социалистической партии была необходима эмблема с одной стороны всем известная, с другой «не занятая» конкурентами, с третьей вызывающая однозначно положительную реакцию и способная мобилизовать народ. Кто бы ни руководил Гитлером, он должен был исходить из объективной ситуации в области пропаганды. Свастика идеально соответствовала вышеназванным требованиям. Она была вполне традиционна для христианской Европы, но имела (как утверждали учёные) арийское (индо-европейское) происхождение. Это, разумеется, стало дополнительным плюсом в деле возбуждения у немцев «расового инстинкта».

Обычно свастические символы рассматривают как подвид рун , они также подобно рунам содержат свой скрытый смысл и оказывают некоторое влияние на сознание человека (конечно не такое сильное, как например, сигилы в демонологии, но тем не мнение). Хотя с другой стороны практически вся визуальная информация так или иначе влияет на высшую нервную деятельность.

АГНИ (ОГНЬ) Символ Огня, жертвенника и домашнего очага; обереговый символ Высших Светлых богов, Охраняющий жилища, храмы и древнюю Мудрость богов.

АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ

СВАСТИКА АЛЛАХА

АЛТАРНИК Небесный Все-Родовой символ единства Светлых Родов, населяющих Сваргу Пречистую, Чертоги и обители в мирах Яви, Слави и Прави. Данный символ изображается на Алтарном камне, возле жертвенника, на который приносятся Дары и Требы Родам.

БЕЛОБОГ славянский религиозный символ бога Белобога.

БОГОВНИК славянский религиозный символ, олицетворяющий Вечную силу и покровительство Светлых богов человеку, ставшему на путь Духовного развития и совершенствования. Помогает осознать взаимопроникновение и единство четырех первоэлементов в нашей Вселенной. Даёт покровительство Старших Родичей его обладателю.

БОГОДАР славянский религиозный символ постоянного покровительства Небесных богов, дарующих людям древнюю истинную мудрость и справедливость.

ВАЙГА солярный природный знак, олицетворяющий Богиню Тару. Сия мудрая Богиня оберегает четыре Высших Духовных Пути, по коим идёт человек. Но эти Пути также открыты четырём Великим Ветрам, которые стремятся помешать человеку достичь своей цели.

ВАЛЬКИРИЯ Древний Оберег, охраняющий Мудрость, Справедливость, Благородство и Честь. Этот знак особо почитаем у воинов защищающих Родную землю, свой Древний Род и Веру. Как охранный символ использовался Жрецами для сохранности Вед.

ВАЛЬКНУТ символ тройственной природы, символ единства прошлого, настоящего и будущего; тела, духа и души; единства, преображения, перехода; ключ к пониманию тройственности.

ВЕДАМАН славянский религиозный символ Жреца-хранителя, который хранит Древнюю мудрость Родов Великой Расы, ибо в этой мудрости сохраняются: Память о предках и богах, покровителях Родов.

ВЕДАРА славянский религиозный символ Жреца-хранителя Древней Веры Первопредков, который хранит Сияющую древнюю мудрость богов.

ВЕЛЕС славянский религиозный символ бога Велеса. Символ достатка, богатства, торговли.

ВЕЛЕСОВИК славянский религиозный символ - небесный защитный оберег: с его помощью можно защитить любимого человека от природного ненастья и всякого несчастья, когда любимый находится вдали от дома, на охоте или рыбалке.

ВЕПРЬ НЕБЕСНЫЙ славянский религиозный символ - знак Чертога на Сварожьем круге; символ Бога-Покровителя Чертога — Рамхата.

ВИЙ славянский религиозный символ бога Вия.

ВОДЫ МАРЫ славянский религиозный символ богини Мары.

ВОДЯНОЙ символ водяного.

ВСЕСЛАВЕЦ славянский религиозный символ, приводящий все Роды к гармонии и всеобщей славе.


ГАРУДА
Небесный Божественный знак, символизирующий Великую Небесную Огненную Колесницу (Вайтмару), на коией Бог Вышень странствует по Сварге Пречистой. Образно Гаруду называют «Птицей, летающей между Звёзд». Гаруда изображается на предметах культа Бога Вышеня и другой утвари

ГРОЗОВИК Символ, изпользовавшийся для управления погодой.

ГРОМОВИК славянский религиозный Небесный символ бога Индры, охраняющего Древнюю небесную мудрость богов (древние Веды).

ГРОМОВНИК ЛЕТЯЩИЙ Он призван оберегать сокровища Духа.

ГРОМОВОЕ КОЛЕСО Бывает шести- и восьмилучевым. Колесо это означает колесницу перуна, что, прокатываясь по небу, производит гром.

ДАЖЬБОГ ЗИМНИЙ

ДАЖЬБОГ ЛЕТНИЙ славянский религиозный символ бога Дажьбога.

ДВЕНАДЦАТИКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ представляет собой крест с перекладиной на каждом луче, или же свастику с продолженными влево (у темной - вправо) лучами. Назначение этого креста - защита от внешних воздействий. Также многие исследователи говорят об этом знаке как о волшебном знаке Рода.

ДЕРЕВО ЖИЗНИ - символ новой жизни.

ДОДОЛА славянский религиозный символ богини Додолы, Дива (Дева, Дивия, Дина (валах.), Devana (чеш.)) — Богиня охоты, заповедных лесов, зверей, девиц (женские тайные охотничьи общины).

ДУНИЯ символ соединения Земного и Небесного Живого Огня. Его предназначение - сохранять Пути постоянного Единства Рода. Поэтому все Огненные Жертвенники для кресения Безкровных Даров и Треб, принесенных во славу Богов и Предков, строятся в виде данного символа.

ДУХОБОР славянский религиозный символ изначального внутреннего Огня Жизни, уничтожающего в человеке все хвори телесные и болезни Души и Духа.

ДХАТА Божественный огненный знак, символизирующий внутреннюю и внешнюю структуры человека. Дхата обозначает четыре основных элемента, которые дарованы Богами-Созидателями каждому человеку: Тело, Душу, Дух и Совесть.

ДЫЙ религиозный символ бога небес Дыя (Дьявола).

ДЫЙ И МАРА славянский религиозный символ смычки богини Мары-Смерти (женское начало) и бога небес Дыя-Дьявола (мужское начало).

ЖИВА славянский религиозный символ богини Живы.

ЗАЙЧИК славянский религиозный солнечный символ, характеризующий обновление в Жизни Рода.

ЗАСЕЯННОЕ ПОЛЕ Ромб или квадрат со штрихами внутри является символом засеняного поля, беременности — вообще зарождения жизни новой, а также — возрождения старой.

ЗВЕЗДА ВЕЛЕСА (ГЕКСАГРАММА)

ЗВЕЗДА ДЕННИЦЫ (ЛЮЦИФЕРА {Не путать с библейскими персонажами!} — УТРЕННЯЯ ЗВЕЗДА)

ЗВЕЗДА ИНГЛИИ

ЗВЕЗДА КРЕСТА

ЗВЕЗДА ПЕРУНА

ЗЕМЛЯ МАРЫ

ЗЕРВАН

ЗИМА (НЕМИЗА) славянский религиозный символ Зимы - одной из личин богини Мары. В этом своей ипостаси богиня зимы и смерти Мара проявляется только повелительницей зимних стихий, а не в полной смерть несущей мере.«ЗиМа» по-русски буквально означает «З» — «это», «М» — «смерть; то, что содержится внутри; то, что сковано, чем-то; то, что заточено внутри чего-то.

ЗНИЧ Под сим божеством славяне разумели начальный огонь, или животворящую теплоту, способствующую к произведению и охранению всех существ.

ИНГЛИЯ Символизирует Первичный Жизньродящий Божественный Огонь Творения, из которого появились все Вселенные и наша система Ярилы-Солнца. В обереговом обиходе, Инглия — символ Изначальной Божественной Чистоты, защищающей Мир от сил Мрака.

ИНЬ-ЯНЬ древневосточная философская концепция о взаимосвязанности и взаимопревращаемости двух присущих миру противоположных начал.

ИСТОК

КВАДРАТ СВАРОГА обозначает очаг, из него вырываются четыре языка пламени.

КОЛАРД Символ огненного обновления и преображения. Считалось, что он способствует плодовитости человека. Изображался на свадебных нарядах на пару с Солардом.

КОЛО ВОСЬМИЛУЧЕВОЕ символ солнца с восемью лучами.

КОЛОВРАТ Символ восходящего Солнца, символ победы Света над тьмой и Жизни над смертью. (Именно этот символ испоганили фашисты, у них он был символом борьбы за «рассовую чистоту»).

КОЛОХОРТ в переводе значит “Круглый Волк“.

КОЛЯДА символ обновления света, символ святости и чистоты, победа добра над злом.

КОЛЯДНИК Символ Бога Коляды, который совершает на земле Обновления и перемены к лучшему; это символ победы Света над тьмой и Светлого Дня над ночью. Кроме того, Колядник использовался как мужской Оберег, дающий мужам силы в созидательном труде и в битве с лютым ворогом.

КРЕСТ символ жизни, неба и вечности. Также, правильный (равноконечный) крест символизирует принцип соединения и взаимодействия двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).

КРЕСТ ЛАДЫ-БОГОРОДИЦЫ (ЛАДИНЕЦ) Символ Любви, Гармонии и Счастья в семье. Как Оберег его носили в основном девушки, дабы иметь защиту от “дурного глаза“. А чтобы сила мощи Ладинца была постоянной, его вписывали в Великий Коло (Круг).

КРЕСТ ЛАДЫ-БОГОРОДИЦЫ (СТИХИЯ ВОДЫ).

КРЕСТ ЛУНЫ

КРЕСТ НЕБЕСНЫЙ Символ Небесной Духовной Силы и Силы Родового Единства. Использовался как нательный Оберег, охраняющий того, кто его носит, даруя ему помощь всех Предков его Рода и помощь Рода Небесного.

КРЕСТ ОДИНА

КРЕСТ СВАРОГА

КРЕСТ СОЛНЕЧНЫЙ Защищает природные таланты человека и помогает им раскрыться. символ Духовной Силы и процветания Рода. Использовался как нательный оберег охраняющий того, кто его носит.

КУПАЛО

ЛАДА

ЛУНА

МАНДИ

МАРА


МАРИЧКА Небесный символ нисходящего на Мидгард-Землю Божественного Света - Искры Божьей. Этот Свет люди получают днем от Ярилы-Солнца, а ночью — от Звезд. Иногда Маричкой называют «падающую звезду».


МЕСЯЦ (МИРОВОЕ ДЕРЕВО)

МИР (ПЯТИРИЧНАЯ СИСТЕМА)

МОКОШЬ

МОЛВИНЕЦ умножает силу руководящего слова, усиливает действие приказов.

МОРОК

НАВЬНИК

НАРАЯНА Небесная символика, которая означает Светлый Небесный Путь. В Славянском язычестве Нараяна не только символизирует духовное развитие человека-это ещё и определённый образ жизни верующего, его поведения.

НОВАЯ ЖИЗНЬ

НОВОРОДНИК

ОБЕРЕЖНИК означает Огненную Свастику (символизирующую землю Предков) в центре девятиконечной Звезды Инглии (символ Веры Первопредков) окружал Великий Коло (Круг Богов-покровителей), который излучал восемь лучей Духовного Света (восьмая степень Жреческого посвящения) к Сварожьему Кругу. Вся эта символика говорила о громадной Духовной и физической силе, которая направляется на защиту Родной земли и Святой Веры.

ОГНЕВИК Огненный символ Рода. Его наносили на предметы, на скаты крыш, как оберёг для живущих в доме.

ОГНЕВИЦА огненный обережный знак, через который Небесные Богородицы даруют замужним женщинам всяческую помощь и действенную защиту от тёмных сил.

ОДОЛЕНЬ ТРАВА главный оберег для защиты от различных болезней. В народе считается, что болезни на Человека насылают злые силы, а Двойной Огненный Знак способен сжечь любую хворь и болезнь, очистит тело, душу и дух.

ОРЕПЕЙ (ГРОМОВНИК В БЕРЛОГЕ)

ОСТИНЕЦ-ВЕСТНИК

ПОСОХ ЖРЕЦА

ПОСОЛОНЬ Символ заходящего Солнца, символ завершения созидательного труда, символ Духовности и Покоя.

ПРАВДА славянский религиозный символ Правды - Славянского бога правосудия, охранителя закона. Славянский бог Правда следит также за правильностью проведения ритуалов.

ПРЕДОК

ПРОЦЕСС

РАДИНЕЦ Небесный оберег младенцев. Изображается на люльках и колыбелях, в которых спят новорожденные чада. Используется в вышивке их одежд. Он даёт им Радость и Умиротворение, защищая от сглазов и призороков.


РАРОГ (РЮРИК)

РАСИЧ Символ Единства Великой Расы(См. Славянское язычество). Вписанный в Многомерник Знак Инглии, имеет не один, а четыре цвета, по цвету ириса глаз Родов Расы: Серебренный у да“Арийцев; Зеленый у х“Арийцев; Небесный у Святорусов и Огненный у Рассенов.

РАТИБОРЕЦ Огненный символ воинской Доблести, Мужества и Отваги. Как правило, изображался на воинских доспехах, оружии, а также на стягах княжеских Дружин. Считается, что Ратиборец ослепляет очи ворогов и заставляет их бежать с поля боя.

РОГАТАЯ (ЛОСИХА)

РОД славянский религиозный символ Бога Единого Рода. Резной вязью из этих символов украшают кумиры Рода, обереги, амулеты, ладанки.

РОДИМИЧ Символ Вселенской Силы Рода-Породителя сохраняющий во Вселенной в изначальном виде Закон Преемственности Познания Мудрости Рода, от Старости к Младости, от Предков к Потомкам. Символ-Оберег, который надежно сохраняет Родовую Память из поколения в поколение.

РОДОВИК Охраняет нить человеческой жизни. Даёт связь и поддержку умерших Пращуров. Помогает обрести достойное потомство.

РОДОГОЩ символ Родогоща

РОЖЕНИЦА символ использовался для того чтобы дети были благополучны.

РУБЕЖНИК символизирует Вселенский Рубеж, разделяющий земную жизнь в мире Яви и посмертную жизнь в Высших Мирах. В мирской жизни он изображается на входных вратах в Капища и Святилища, указывая, что эти врата являются Рубежом, за которым действуют не земные законы, а Небесные.

РУЕВИТ покровитель доблести и отваги, военных походов и мореходства.

РЫЖИК это символ трудолюбия.

РЫСИЧ Защита от тёмных сил. Изображался на строениях.

САДХАНА солярный культовый знак, символизирующий стремление к успеху, совершенству, достижению намеченной цели. Данным символом Православные Староверы обозначают систему древних обрядов, при помощи которых достигается общение с Богами.

СВАДЕБНИК Мощнейший Семейный Оберег, символизирующий объединение двух Родов. Слияние двух Стихиальных Свастичных Систем (тела, Души, Духа и Совести) в новую Единую Жизненную Систему, где Мужское (Огненное) начало соединяется с женским (Водным).

СВАДХА Небесный Огненный символ, который изображается на стенках каменного жертвенника, сгорящим внутри него неугасимым Живым Огнём в честь всех Небесных Богов. Свадха является огненным ключом, который открывает Небесные Врата, чтобы Боги могли получить принесённые Им Дары.

СВАОР Символизирует нескончаемое, постоянное Небесное Движение, именуемое — Свага и Вечный Круговорот Жизненных Сил Вселенной. Считается, что если Сваор изображен на предметах домашней утвари, то в доме всегда будет достаток и Счастье.

СВАОР-СОЛНЦЕВРАТ Символ постоянного Небесного Движения и Движения Солнца по небосводу.

СВАРГА Символ Небесного Пути, а также символ Духовного Восхождения, через многие гармоничные Миры Духовного Совершенства, через многомерные Местности и Реальности расположенные на Золотом Пути, к конечной точке странствования Души, которую называют — Мир Прави.

СВАРГА БУДДИСТСКАЯ

СВАРОГ символ бога Сварога.

СВАРОЖИЧ Символ Небесной Силы Бога Сварога, сохраняющий в первозданном виде все многообразие форм Жизни во Вселенной. Символ оберегающий разные существующие Разумные формы Жизни от Душевной и Духовной деградации, а также от полного уничтожения как Разумного вида.

СВАСТИКА символ Вечного круговорота Вселенной. Она отображает Высший Небесный Закон, которому подвластно все сущее. Этот огненный знак люди используют как оберег, который охраняет существующий Закон и Порядок. От незыблемости Закона и Порядка зависит сама Жизнь.

СВАСТИКА АЛЛАХА

СВАСТИКА

СВАСТИКА ГОЕВАЯ (ГОШНАЯ)

СВАСТИКА ДУХОВНАЯ Наибольшим вниманием у Кудесников, Волхвов, Ведунов и Ведуний пользовалась — Духовная Свастика, которая символизировала гармонию и единство Телес, Души, Духа и Совести, а также Духовную Силу. Духовную Силу использовали для управления природными Стихиями, для исцеления больных общинников и раненых в боях воинов. Духовную Свастику имели право включать в орнамент одежды только Жрецы на высокий уровень Духовно-нравственного совершенства.

СВАСТИКА ДУШЕВНАЯ

СВАСТИКА ЕРОВАЯ

СВАСТИКА ЕРЬНАЯ

СВАСТИКА пророка МУХАММЕДА


СВАСТИКА пророка МУХАММЕДА и имама АЛИ

СВАСТИКА ПОКОЕВАЯ

СВАСТИКА РАЕВАЯ

СВАСТИКА ТАУИЗАЦИОННАЯ

СВАСТИКА ЦОЕВАЯ (СТОЕВАЯ, ЦЫГАНСКАЯ)

СВАСТИКА ЧЕТЫРЁХСТОРОННЕГО Я (СВИУ)

СВАСТИКА ЯТЬНАЯ

СВАСТИКА-ХАВА

СВАТИ Небесная символика, передающая внешний структурный образ нашей родной звёздной системы Свати, именуемой также «Перунов Путь», или «Небесный Ирий». Красная точка в нижней части одного из рукавов звездной системы Свати символизирует Ярило-Солнце.

СВАТКА обереговая символика, которую наносят на Священные Покровы и Рушники. Священными покровами застилают Требные столы, на которые приносят Дары и Требы для освящения. Рушниками со Сваткой обвязывают Священные Деревья и Кумиры.

СВЕТОЧЬ данный символ олицетворяет соединение двух Великих Огненных Потоков: Земного и Божественного (Внеземного). Это соединение порождает порождает Вселенский Вихрь Преображения, который помогает Человеку раскрыть суть Многомерного Бытия через Свет Познания Древних Основ.

СВИТОВИТ символ вечной взаимосвязи между Земными Водами и Небесным Огнем. От этой связи рождаются новые Чистые Души, готовящиеся к воплощению на Земле в Явном Мире. Беременные женщины вышивают этот оберег на платьях и сарафанах, чтобы рождались здоровые дети.

СВЯТА ДАР Символ Древней Священной Страны — Даарии (Гипербореи, Арктиды, Арктогеи, Северного Рая), которая находилась в Северном океане.

СВЯТОВИТ Символ вечной взаимосвязи между Земными Водами и Небесным Огнем. От этой связи рождаются новые Чистые Души, которые готовятся к воплощению на Земле в Явном Мире. Беременные женщины вышивали этот Оберег на платьях и сарафанах, чтобы рождались здоровые дети.

СВЯТОЧ Символ Духовного Возрождения и Озарения Великой Расы. Этот символ объединял в себе: Огненный Коловрат (Возрождение), движущийся по Многомернику (Жизнь человеческая), который соединял воедино Божественный Золотой Крест (Озарение) и Небесный Крест (Духовность).

СЕКИРА ПЕРУНА Означает секиру Перуна, коей он поражает врагов и высекает молнии.

СИЛА ДУХОВНАЯ Символ постоянного преображения духа человека. Используется для усиления и концентрации Душевных и Духовных сил, необходимых человеку для созидательного труда на благо всех.

СИМВОЛ РОДА Символ Вселенского Единого Союза Четырёх Великих Народов, Ариев и Славян. Это Единство обозначалось символом Инглии Солярного цвета на Небесном Пространстве (Синий цвет). Солярную Инглию (Раса) пересекает Серебряный Меч (Совесть) с Огненной рукоятью (Чистые Помыслы) и направленным остриём клинка вниз, который символизирует Сохранение и защиту Древней Божественной Мудрости от различных сил Тьмы. (Меч, направленный остриём вверх, символизирует защиту от внешних врагов).

СЛАВЕЦ Небесный образ, дарующий и

Оберегающий здоровье девиц и женщин. Замужним женщинам он помогает родить здоровых и крепких детей. Поэтому все девицы и женщины используют Славец в вышивках на своих одеждах.

СОЛАРД Охраняет живительную и плодородную силу Земли, наполненной энергией Солнца.

СОЛОНЬ Древний солнечный символ, помогающий обрести благополучие в земной жизни. Способствует накоплению внутренней силы.

СТАНИЦА

СТРИБОГ символ бога Стрибога.

СТРИБОЖИЧ Символ Бога управляющего всеми Ветрами и Ураганами — Стрибога. Данный символ помогал людям оберегать свои жилища и поля от непогоды. Морякам и рыбакам даровал спокойную водную гладь. Мельники строили ветряки напоминающие знак Стрибога, дабы мельницы не стояли.

СУАСТИ символ круговорота Жизни и вращения Мидгард-Земли. Символ четырех сторон света, а также, четырех северных рек, разделявших Древнюю Священную Дарию на четыре области, в которых изначально жили четыре Рода Великой Расы: да`Арийцы, х`Арийцы, Святорусы и Рассены.

ТАУСЕНЬ славянский религиозный символ Таусеня - бога осени, осеннего солнца, листопада, покровителя коней, старшего брата Коляды. Таусень мостит дорогу зиме.

ТРОЯН

ФАШ (ПЛАМЕНЬ) Символ защиты внутреннего Огня.

ХОРС древнеславянского бога солнечного диска, непосредственно солнечного вращения, т.е. является перевозчиком солнца.

ЦВЕТОК ПАПОРОТНИКА огненный символ Чистоты Духа. Обладает мощной целительной силой. В народе его называют Перунов Цвет. Считается что он способен открывать скрытые в земле клады, исполнять желания. На самом деле он дает Человеку возможность раскрыть в себе Духовную Силу и Способности. (ПЕРУНОВ ЦВЕТ)

ЧАРОВРАТ Является Обереговым символом, охраняющим человека или предмет от наведения на него Черных Чар. Чароврат изображали в виде Огненного вращающегося Креста, считая, что Огонь уничтожает темные силы и различные чары.

ЧЁРНОБОГ символ бога Чернобога.

ЧЁРНОЕ СОЛНЦЕ символ Обмена и Приёма информации с Арийскими Богами; это символ Победы Арийского Духа.

ЯРИЛА ВОЗДУШНЫЙ

ЯРОВИК Применялся для сохранения собранного урожая и избежания гибели скота. Часто изображался на амбарах, овчарнях и прочем.

ЯРОВРАТ Символ защищающей силы Ярилы-Солнца. Защищает плодородие почвы.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

МАРА


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на



Символ Рода
– является одним из основных солярных знаков славянских народов. Многие ученые древнеславянской мифологии предполагают, что именно он стал основой для всех славянских оберегов на основе свастики. Версия имеет право на существование, так как Род издавна был уважаем славянскими народами – он основа всего сущего. Символ Рода у славян являлся образом солнечной энергии, плодородия и достатка. Все темные сущности бояться его, а люди со злыми помыслами даже взирают на его изображение с трудом. Согласно древним поверьям человеку, с оберегом символа Рода не страшны воздействия негатива, знак давал силы преодолеть многие болезни и даже поднимал на ноги тяжелобольных.

Где можно встретить символ Рода? Символ бога Рода у славян – это значительно большее, чем просто знак, он рисовался на вещах, без которых семья просто не могла выжить – гончарные изделия и инструменты. По мнению некоторых историков, символ бога Рода позволял человеку раскрыться в самых различных сферах, дать ему дополнительную трудоспособность, получить дополнительную энергию от предыдущих поколений. Не менее часто этот свастический символ наносился на предметы, которые использовались для религиозных обрядов и для ритуалов – этому было вполне логичное объяснение, так как попросить в очередной раз у создателя Бытия помощи всегда можно. Важно знать, что изображение никогда не наносилось на оружие и все, что связано с войной, так как Род – это энергетика созидания, а не наоборот.

Иногда в специально литературе можно прочитать, что славянский символ Рода изображался на его кумирах, но это неверно, так как Роду никогда не ставились кумиры, ведь он нечто высшее, которому не нужно материальной интерпретации. Идея самого символа в том, что заветы пращуров непоколебимы.

Значение символики Рода

Отельного внимания заслуживает тот факт, что символ славянского бог Рода весьма распространен, непосредственно изображений самого бога не найдено ни на одном месте раскопок, хотя упоминания о боге встречаются повсеместно. Роду не молились, жертвоприношений не делали, его просто почитали и благодарили за сам факт существования. По этим признакам символ Род аналогичен Древу Жизни.

Если разобраться, то значение символ Рода у славян многогранно. Присмотревшись внимательно на него, можно понять, что это своеобразная интерпретация нашей галактики. Возникает вполне естественный вопрос – откуда нашим предкам было известно, как выглядит наша галактика с расстояния в миллиарды парсеков. Возможно, по этой причине значение оберега символа Рода рассматривалось, как тайная сила, которой боги поделились.

Особое значимость имеет оберег Рода — бытовало мнение, что он отводит от владельца напасти и делает его жизненный путь более простым и приятным. Но чаще всего бытовало мнение, что славянский оберег символ Рода защищал жизнь человека от сторонних вмешательств и невзгод. Каждый, кто решит оберег символ Рода купить, обязан быть готов, что при недостойном поведении и отношении к родным и близким, сила оберега развернется в обратную сторону. Славяне-арии утверждали, что этот оберег – гарантия честности владельца и верности его своим обещаниям.

Как наносится символ Рода

Вариантов нанесения символа достаточно много – это и вышивка, и резьба на стене, и гравировка. Но самым классическим вариантом является серебряный перстень с символом Рода или нашейный амулет, обязательно двухсторонний, так как сила должна не только попадать к владельцу, но и отдаваться обратно. Славянское кольцо с символом Рода (как и другие украшения)во все времена изготавливалось из благородных металлов, так как они являются резонаторами энергии знака.

Выбрал оберег Символ Рода о чем следует помнить

Если решение носить символ Рода, фото которого можно в нашем каталоге, все-таки возникло, то важно понимать, что этот символ не приемлет негодных поступков и неуважения к родным. При этом совершенно неважно, будет ли человек раскаиваться после совершения плохого поступка, то прощения от духов предков не будет, так как могли и помогать, и наказывать.

Ограничений по возрасту, полу или профессии в ношении талисмана нет – его можно увидеть и на ребенке, и на молодой девушке, и на взрослом мужчине. В последнее время становятся все более популярным тату символ Рода, чтобы знак всегда был с собой. Важно помнить, что символ Рода – это самый универсальный оберег, который обладает большим запасом энергии, но носить его может только тот человек, основные принципы жизни которого это честь и доброта.

Долгая память прялки
Лаконичность формы, красота орнамента, смысловая нагрузка резьбы на лопасках северных прялок привлекали внимание многих авторов, изучающих предметы крестьянского быта. Работа в Музее фресок Дионисия с коллекцией прялок навела на мысль, что некоторые прялки, несущие архаичные пометы – родовые знаки, знамения, следует выделить в особую группу.
Некогда родовые знаки свидетельствовали о происхождении, принадлежности к определенному роду или племени. С появлением частной собственности эти рисунки-знаки стали личными, семейными, заменяя подписи. Почти все народы России вплоть до начала XX века пользовались подобными родовыми знаками. Обычай ставить вместо имени и фамилии родовые знаки долго удерживался и у русских. Родовые знаки были наследственными, переходили из поколения в поколение по мужской линии. При этом сын, остающийся жить в доме отца, наследовал его родовой знак без изменений, а отделившийся сын несколько видоизменял этот знак. Иногда родовые знаки называли «огородные знамена», т. е. оградительные знаки.

Родовые знаки в большинстве случаев отражали основные занятия населения. У охотников – это изображения животных и птиц, у крестьян – орудия труда, предметы крестьянского быта. У людей, занимающихся лесным пчеловодством, ульи помечались тоже родовым знаком, таким образом появился термин «бортный знак».

Материалов о родовых знаках опубликовано крайне мало. Несколько десятков родовых знаков, датируемых 1654 – 1678 годами, приведены в публикации П. И. Иванова, помещенной в «Известиях Императорского археологического общества» за 1861 год Поскольку названное издание довольно редкое, автор помещает материалы П. И. Иванова в приложении к настоящей статье, что делает их более доступными для широкого круга читателей. Материал используется выборочно и изложен в виде легко читаемой таблицы с частичным разъяснением терминов. Кроме того, данные, опубликованные в XIX веке, касаются только лесных угодий с «бортным ухожьем». Мы же хотим показать преемственность родовых знаков последующими поколениями.

Рисунок родовых знаков несложный. Это наклонные кресты (грани), прямые и косые насечки (рубежи, переворы, тени), углы (сохи, куцера), круги (колеса), елки, змейки, мотовила, курьи лапки, олени, тетерева и др.

Знаки выполнялись топором или ножом, поэтому рисунок их очень условен. Родовыми знаками пользовались в основном сельские жители. Ими помечались земельные и лесные угодья, орудия труда. Родовыми метками пользовались и при оформлении финансовых документов или при учете крестьянских повинностей.

Н. Н. Соболев высказывает предположение, что родовые знаки, затесы могли лечь в основу создаваемых узоров первоначальной художественной резьбы по дереву

При анализе художественного оформления прялок нас заинтересовала смысловая нагрузка насечек и меток на их ножках. Как выяснилось, из 125 прялок коллекции Музея фресок Дионисия 40 имеют насечки на боковых гранях ножек, состоящие из ряда элементов: насечки горизонтальные и наклонные (рубежи), косые кресты (грани), округлые углубления и др.

Насечки отличаются по технике выполнения. Одни из них сделаны опытной рукой, расположены симметрично на обеих боковых гранях ножки, а другие – неглубокие, нанесены ножом и отличаются друг от друга исполнением. Из сорока прялок выделяются девять, рисунок насечек у которых не декоративен, а несет смысловую нагрузку (музейные номера: 529, 877,1246,1349,1496, 2223, 2513, 2916, 2925).

На прялке из деревни Воробино Ферапонтовского сельского Совета (№ 529) на обеих боковых гранях ножки видны симметричные насечки, расположенные в следующем порядке: одна горизонтальная насечка, косой крест, под ним – четыре наклонные насечки (грань, один рубеж вверху, четыре наклонных рубежа внизу). Но на одной из граней ножки на кресте нанесены две отпятки – к кресту добавлены насечки: одна исходит из середины креста горизонтально влево, вторая пересекает правую верхнюю составляющую креста (грань, на грани – две отпятки, вверху – рубеж, внизу – четыре наклонных рубежа) (рис. 1).

Конечно, можно допустить, что данная метка получила дополнительные элементы, так как она была унаследована отделившимся от семьи сыном. К родовой метке отца сын добавил новые элементы (откоски, отпятки). Поскольку добавлено два элемента, можно предположить, что прялка наследовалась не одним поколением, чем она и интересна для нас. Именно метка на прялке из деревни Воробино заставила задуматься над метками не только прялок, но и других предметов крестьянской утвари, имеющейся в коллекции музея.

Загадочны насечки на прялке из деревни Сажинская Ферапонтовского сельского Совета (№ 877). На одной грани нанесено девять горизонтальных насечек (девять рубежей), на противоположной грани – только две, причем первая располагается на уровне третьей насечки, а вторая – на уровне нижней. Оставшиеся незаполненные пробелы дают почву для всевозможных догадок.

Детская прялка из деревни Мелюшино Ферапонтовского сельского Совета (№ 1246) на одной грани ножки имеет шесть горизонтальных насечек (шесть рубежей), причем высота нахождения верхней насечки показана на внутренней стороне ножки. Однако метки на противоположной грани ножки нанесены ниже указанной черты и начинаются наклонным крестом, под ним пять горизонтальных насечек (грань, ниже – пять рубежей). Обращает на себя внимание и техника выполнения меток. На первой грани ножом сделаны надрезы с последующим сколом, на другой грани нанесены просто неглубокие надрезы. Возможно допустить, что эти надрезы появились позже и выполнены другой рукой.

На прялке из деревни Передово Николо-Торжского сельского Совета (№ 1349) насечки неглубокие, редкие, стершиеся. Рисунок на боковых гранях ножки отличается тем, что смещен по высоте, кроме того, к восьми горизонтальным насечкам (рубежам) на одной грани добавлены наклонный крест и горизонтальная черта (грань, под ней – рубеж) на противоположной грани.

Прялка из деревни Охремцово (Охремково) Колкачского сельского Совета (№ 1496) на одной грани ножки имеет семь горизонтальных насечек (семь рубежей), на противоположной грани – шесть, а вместо седьмой добавлен наклонный крест (шесть рубежей, ниже – грань). Прялка с подновленным донцем из деревни Дергаево Ферапонтовского сельского Совета (№ 2513) на одной боковой грани ножки имеет одиннадцать горизонтальных насечек и под ними наклонный крест (грань, над ней – одиннадцать рубежей). На другой грани – две горизонтальные насечки на шейке прялки и две аналогичные насечки на уровне креста (два рубежа, ниже – еще два рубежа).

Интересна мезенская прялка (№ 2925) с многоярусной росписью бегущими оленями и конями. На внутренней стороне лопаски, справа и слева от вздыбленных коней, имеются надписи черной краской: «15» и «89». Можно предположить, что число «89» обозначает дату росписи прялки (1889 г.), а «15» – номер заказа. Вместе с тем привлекает внимание и другое. На одной из боковых граней прялки на переходе от лопаски к шейке вырезаны ножом два округлых углубления. На этой же грани ножки вырезан знак «X I /» (грань, сбоку – рубеж и притес), ниже – углубление (колесо?), аналогичное двум первым. Метки, подобные описанным, приводятся П. И. Ивановым (см. табл., п. 15).

Округлые углубления встречаются и на других прялках. На прялке из деревни Козлово Чарозерского сельского Совета (№ 2223) на внутренней стороне ножки вырезаны два круга, аналогичная метка имеется и на прялке из Архангельской области (№ 2916).

«Прялка» для вязания сетей (в отличие от прялок для получения из кудели нитей) из деревни Павшино Печенского сельского Совета (№ 2202) своим внешним видом напоминает птицу с длинной, вытянутой вперед шеей и похожа на детскую игрушку XIX века из Архангельской области3. На шейке этой «прялки» вырезаны шесть округлых углублений, одно над другим. В процессе работы эти углубления никак не используются, следовательно, это метки (знамя) владельца «прялки».

Со временем, не называя метки родовыми знаками, крестьяне продолжали их ставить на орудиях труда или предметах своего быта. На внутренней стенке сундука XIX века из деревни Демидово Суховерховского сельского Совета (№ 2313) находится наклонный крест (грань), на рукояти сохи из деревни Голышово этого же сельсовета (№ 2573) ножом нанесена метка в виде двух пересеченных рубежей.

Интересна метка на дубовой бочке из деревни Титово Талицкого сельского Совета (№ 1604). На клепках слева от сливного отверстия нанесена метка в виде косого рубежа с четырьмя откосами.

справа – три горизонтальных рубежа, верхний пересечен.

Первая метка по рисунку близка к знаку, который приводит П. И. Иванов (см. приложение: табл., п. 45).

Нарезки на ножках прялок перекликаются с условными резными счетными знаками, которые наносились на деревянные палки, бруски, дощечки. Заготовка без знаков называлась палкой или лутовкой. Когда же на ней наносились резные знаки – тамги, то ее называли биркой. Крестьянские счетные бирки, в силу неграмотности населения, имели условные знаки нарезки – памятушки. Они состояли из черточек, крестиков. Иногда на долговых бирках наносились условные изображения: например, вилы обозначали воз сена, сани – два воза дров .

Бирка – передаточная палка 1920-х – 1930-х годов из села Верховье Онежского уезда Архангельской губернии – донесла до нас родовые знаки четырех крестьянских дворов, в обязанности которых входило выполнение такой общественной работы, как содержание общей проруби.

«Пролуби чистили в очередь, неделю отработаешь – ставишь клеймо, другим передаешь бирку» .

Рис. 2. Бирка – передаточная палка из села Верховье Онежского уезда Архангельской губернии. 1920-е – 1930-е гг.

Счетные бирки XII – XIII веков, найденные при раскопках древнего Новгорода, отличаются от крестьянских счетных бирок тем, что насечки, выражающие определенное число, сопровождаются текстом . А насечки на бирке из хлебозапасного магазина, показанной Сабуровой , идентичны нарезкам на ножках некоторых наших прялок.

Рис. 3. Бирка из хлебозапасного магазина Приангарья

Насечки на прялках, сундуках и других предметах крестьянского быта XIX – начала XX века донесли до нас метки своих хозяев, заменяющие подписи.

Для серьезного анализа представленного материала, конечно, недостаточно. Автор видела свою задачу прежде всего в том, чтобы привлечь внимание коллег – музейных работников, занимающихся изучением предметов крестьянского быта, к этому нетрадиционному сюжету. Интенсивное его исследование возможно только при наличии достаточно обширной базы данных, которую можно создать лишь коллективными усилиями.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Иванов П. И. О знаках, заменявших подписи в Древней Руси // Известия Императорского археологического общества. М, 1861. Т. 2. С. 102.

2 Соболев Н. Н. Народная резьба по дереву. М., 1934. С. 16.

3 Разгон А. М, Фитягина Н. П. Изучение и научное описание памятников материальной культуры. М., 1972. С. 211.

4 Лебедева А. А. Народные знания славян // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987. С. 491.

* Рубеж – зарубка, насечка, метка – владельческий знак, входящий в состав бортного знамени.

** Перевора – поперечная черта в бортном знамени.

*** Тоболна – место, мешок, сума – владельческий знак в бортном знамени.

**** Куцер – владельческий знак в бортном знамени, то же, что соха, вилы.

***** Пуз, пуза – мерный сосуд.

* * * * * * Тна – черта, отрезок – владельческий знак в бортном знамени.

January 23rd, 2013

"Знак Рюриковичей" - герб, причем монархический и христианский.

Вот так они примерно выглядят, уже систематизированные.

Генеалогия знаков Рюриковичей 9 - 11 веков по С.Белецкому "Древнейшая геральдика Руси".

1. Гербы Рюриковичей - не родовые знаки, а именно гербы. Первый вывод, который можно сделать на основе этой таблицы.
Доказательством этому является то, что:

а/ все гербы имеют одну основу, это - герб Ольги, и дополнения в виде креста, птички,"третьего зуба" и маленького треугольника в нижней части основы. То есть это - нормальные личные гербы. Так они обычно и выглядят.
Личный герб отображает все владетельные права данного лица. Права как реализованные(земли и народы), так и нереализованные права. Имеется ввиду, что все владетельные династии состоят в родстве друг с другом и, члены династий в порядке наследования, имеют вполне реальную возможность получить какую-то землю по наследству. Гербы этих стран - земель тоже отражаются в личном гербе. В нем отражена также очередь престолонаследия;
Рассмотрим в качестве примера личный герб императора Александра 2.

Родовой герб Его Императорского Величества

Щит рассеченный. Вправо - герб рода Романовых: в серебряном поле красный гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов, четыре золотые и четыре серебряные. Влево - герб Шлезвйг-Голштейнский: щит четверочастный с оконечностью и малым щитком в середине; в первой части - герб Норвежский: в красном поле золотой коронованный лев с серебряной алебардой; во второй части - герб Шлезвигский: в золотом поле два голубых леопардовых льва; в третьей части - герб Голштейнский: в красном поле пересеченный малый щит, серебряный и красный; вокруг щита серебряный, разрезанный на три части, лист крапивы и три серебряных гвоздя с концами к углам щита; в четвертой части - герб Стормарнский: в красном поле серебряный лебедь с черными лапами и золотой короной на шее; в оконечности - герб Дитмарсенский: в красном поле золотой, с поднятым мечом, всадник на серебряном коне, покрытом черной тканью; средний малый щит также рассеченный: в правой половине герб Ольденбургский: в золотом поле два красных пояса; в левой - герб Дельменгорстский: в голубом поле золотой, с острым внизу концом, крест. Этот малый щит увенчан великогерцогской короной, а главный - королевской короной.

Герб наглядно отображает информацию, содержащуюся в титуле. Каждому слову соответствует символ. Можете сверить сами.

Титул имп. Александра II :
Божиею поспешествующею милостию, Мы, Александр Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский, Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский. Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея Северныя страны, Повелитель и Государь Иверския. Карталинския, Грузинския и Кабардинския земли и Армянския области, Черкасских и Горских Князей и иных наследный Государь и Обладатель, Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая

б/ гербы Рюриковичей исчезают к середине 13 века. То есть именно тогда, когда Рюриковичи теряют владетельные права и получают в Орде ярлык на княжение. Теперь они - вассалы.
Иван 3 Васильевич вернул себе владетельные права и взял герб Палеологов, последней византийской династии. На каком основании? Очевидно, такова была его "очередь в престолонаследии" Палеологов - результат многих династических браков с членами византийских династий.
Герб страны может не совпадать с личным гербом. Даже скорее не совпадает, чем совпадает.

2. "Герб Рюриковичей" - монархический герб. Это так потому, что Рюриковичи -княжеская династия, имеющая владетельные права .
Одновременно с появлением семьи, частной собственности и государства возникают права царей на земли и народы, их населяющие. То есть, на престолы.
Как в Библии: " и Господь дал тебе эту землю и роду твоему".

Владетельные права принадлежат суверенам, тем, кто не является никому вассалом.
В пределах своего владения власть может быть ограничена в какой-то мере. Например, вече или парламентом. Но ниоткуда извне, кроме как от Господа Бога, владетельный господин не имеет ограничения своих прав. Каждый владетельный господин абсолютно суверенен от другого. Независимо от размеров его владения. Можно ли всех Рюриковичей считать владетельными или некоторые из них - вассалы Великого князя, и как это отразилось в их гербах, это - отдельный вопрос. Позже мы к нему вернемся.
Следовательно , Герб Рюриковичей - это монархический герб, наглядно-образное выражение их владетельных прав.
Мне приходилось встречать у некоторых исследователей определение гербов как:
- символа власти;
- символа собственности;
- светско-воинской эмблемы.
И то, что главный признак герба то, что он передается по наследству.
Всё это - глубочайшие заблуждения.

Не гербы передаются по наследству, а владетельные права. А гербы только наглядно эти права демонстрируют. По гербам возможно отследить переход владетельных прав от одного представителя династии к другому.
Рюриковичи - династия. И как всякая династия она строится на основе родственных (кровных) связей. И там, где имеет место быть листвечное право, тоже.
Необходимо различать гербы государств и личные гербы монархов и членов владетельных домов.

3. Гербы Рюриковичей - гербы с христианской символикой.

Некоторые антинорманисты уверены, что эти гербы являются символическим изображением сокола, нападающего на добычу.
Однако, изображение сокола может быть только родовым знаком, по сути своей принадлежащим дохристианской культуре.
Рапов упоминает, что датский родовой знак "ворон" не может быть на гербе христианского правителя. . А против сокола не возражает. Что - странно.
Вывод: сокол не может присутствовать на гербе христианского правителя.
И еще: если кто-то видит изображение сокола в гербе Святослава, он должен видеть его и в гербе Владимира Красное Солнышко, того князя, который сделал христианство государственной религией. И в гербе Ярослава Мудрого и т.д.
А это невозможно по определению. Ведь вы не считаете, что в этих гербах крест или "средний зуб" является изображением сокола? Значит, сокол присутствует в основе всех гербов Рюриковичей? То есть они все - язычники? Или все - христиане? Начиная с первого!
Письменные источники, как русские, так и иностранные дают нам разный ответ на этот вопрос.
А гербы, напротив, свидетельствуют однозначно: все эти князья были христианами.

На гербе монарха - христианина могут быть изображены только христианские символы и сюжеты.
Все они хорошо известны.
Изменения в гос. гербах происходят, когда меняются границы государства: присоединяются новые земли или теряются ранее принадлежавшие.
Личные гербы тоже могут меняться по этим же причинам и ещё в тех случаях, когда меняются перспективы наследования других земель.


Христианские символы:

  • якорь образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве). Данный образ присутствует уже в Послании к Евреям апостола Павла (Евр. );
  • голубь символ Святого Духа ;
  • феникс символ воскресения;
  • орёл символ юности («обновится яко орл а юность твоя» (Пс. ));
  • павлин символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
  • петух символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
  • агнец символ Иисуса Христа;
  • лев символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь символ вечного мира;
  • лилия символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
  • виноградная лоза и корзина с хлебом символы евхаристии .
крест - г лавный христианский символ
И никакого сокола! И не было! Если бы был, в эпоху христианизации он не превратился бы в
голубя, а был бы изменен на другой символ. Шутить такими вещами могут только очень романтические патриоты из числа "украинских хлопцев".
Монархический герб, особенно в эпоху христианизации страны, не может нести в себе языческую символику! Категорически!
Так что выбирайте из птиц. Голубь, орел, феникс.
Очень возможно, что это - голубь, символ Святого Духа. А также - символ КРЕЩЕНИЯ.
Почему он на голубя не очень похож? Да потому, что это - символ! Выполнен ли он на подвеске руками умелого ювелира или процарапан на гребне- это все равно СВЯТОЙ ДУХ. Изображен он вниз головой или вверх. Даже просто мазок, галочка - тоже Святой Дух. И Византийские иконописные сравнения здесь не нужны.
Вы говорите, что в русской традиции нет изображения СХОЖДЕНИЯ СВЯТОГО ДУХА до 13 века? Икон, может быть, и нет. Но что изображено на монетах, подвесках и прочем? И в разных

вариантах! Почему должны быть только иконы?
Гербы Рюриковичей (если считать их христианскими гербами) включают в себя несколько христианских символов: Крест, Святой дух и Сошествие Святого Духа (отсюда третий зубец,как поднятый хвост голубя, значит, что голова голубя - опущена), птица устремлена вниз). Да, примитивно!. Но это - символы!
То есть. выражаясь вашим языком, двузубец - это Святой Дух, а трезубец - Сошествие
Святого Духа.
Рискую надоесть вам, но Святой Дух и Сошествие Святого Духа это - два разных сюжета. Герб Судислава Владимировича как раз и содержит в себе оба эти сюжета. Здесь и голубь, спокойно сидящий в центре герба, и Сошествие Святого Духа - в виде основы герба.

Возможно, что не голубь, а орел (двуглавый) изображен на гербе Рюриковичей.

А крест, копье, голубь на гербе Судислава и держава просто наложены на него.
Из всего вышеизложенного я могу сделать вводы:
1. Знаки Рюриковичей - личные монаршии гербы.
2. Все эти гербы принадлежат монархам - христианам.

А это означает, что Рюриковичи были ВЛАДЕТЕЛЬНОЙ ДИНАСТИЕЙ, по крайней мере с 9 века до середины 13века, и они были ХРИСТИАНСКОЙ династией.

Поэтому утверждение о том, что сокол был геральдическим знаком Рюриковичей
ошибочно.

Долгая память прялки

Лаконичность формы, красота орнамента, смысловая нагрузка резьбы на лопасках северных прялок привлекали внимание многих авторов, изучающих предметы крестьянского быта. Работа в Музее фресок Дионисия с коллекцией прялок навела на мысль, что некоторые прялки, несущие архаичные пометы – родовые знаки, знамения, следует выделить в особую группу.

Некогда родовые знаки свидетельствовали о происхождении, принадлежности к определенному роду или племени. С появлением частной собственности эти рисунки-знаки стали личными, семейными, заменяя подписи. Почти все народы России вплоть до начала XX века пользовались подобными родовыми знаками. Обычай ставить вместо имени и фамилии родовые знаки долго удерживался и у русских. Родовые знаки были наследственными, переходили из поколения в поколение по мужской линии. При этом сын, остающийся жить в доме отца, наследовал его родовой знак без изменений, а отделившийся сын несколько видоизменял этот знак. Иногда родовые знаки называли «огородные знамена», т. е. оградительные знаки.

Родовые знаки в большинстве случаев отражали основные занятия населения. У охотников – это изображения животных и птиц, у крестьян – орудия труда, предметы крестьянского быта. У людей, занимающихся лесным пчеловодством, ульи помечались тоже родовым знаком, таким образом появился термин «бортный знак».

Материалов о родовых знаках опубликовано крайне мало. Несколько десятков родовых знаков, датируемых 1654 – 1678 годами, приведены в публикации П. И. Иванова, помещенной в «Известиях Императорского археологического общества» за 1861 год Поскольку названное издание довольно редкое, автор помещает материалы П. И. Иванова в приложении к настоящей статье, что делает их более доступными для широкого круга читателей. Материал используется выборочно и изложен в виде легко читаемой таблицы с частичным разъяснением терминов. Кроме того, данные, опубликованные в XIX веке, касаются только лесных угодий с «бортным ухожьем». Мы же хотим показать преемственность родовых знаков последующими поколениями.

Рисунок родовых знаков несложный. Это наклонные кресты (грани), прямые и косые насечки (рубежи, переворы, тени), углы (сохи, куцера), круги (колеса), елки, змейки, мотовила, курьи лапки, олени, тетерева и др.

Знаки выполнялись топором или ножом, поэтому рисунок их очень условен. Родовыми знаками пользовались в основном сельские жители. Ими помечались земельные и лесные угодья, орудия труда. Родовыми метками пользовались и при оформлении финансовых документов или при учете крестьянских повинностей.

Н. Н. Соболев высказывает предположение, что родовые знаки, затесы могли лечь в основу создаваемых узоров первоначальной художественной резьбы по дереву

При анализе художественного оформления прялок нас заинтересовала смысловая нагрузка насечек и меток на их ножках. Как выяснилось, из 125 прялок коллекции Музея фресок Дионисия 40 имеют насечки на боковых гранях ножек, состоящие из ряда элементов: насечки горизонтальные и наклонные (рубежи), косые кресты (грани), округлые углубления и др.

Насечки отличаются по технике выполнения. Одни из них сделаны опытной рукой, расположены симметрично на обеих боковых гранях ножки, а другие – неглубокие, нанесены ножом и отличаются друг от друга исполнением. Из сорока прялок выделяются девять, рисунок насечек у которых не декоративен, а несет смысловую нагрузку (музейные номера: 529, 877,1246,1349,1496, 2223, 2513, 2916, 2925).

На прялке из деревни Воробино Ферапонтовского сельского Совета (№ 529) на обеих боковых гранях ножки видны симметричные насечки, расположенные в следующем порядке: одна горизонтальная насечка, косой крест, под ним – четыре наклонные насечки (грань, один рубеж вверху, четыре наклонных рубежа внизу). Но на одной из граней ножки на кресте нанесены две отпятки – к кресту добавлены насечки: одна исходит из середины креста горизонтально влево, вторая пересекает правую верхнюю составляющую креста (грань, на грани – две отпятки, вверху – рубеж, внизу – четыре наклонных рубежа) (рис. 1).

Конечно, можно допустить, что данная метка получила дополнительные элементы, так как она была унаследована отделившимся от семьи сыном. К родовой метке отца сын добавил новые элементы (откоски, отпятки). Поскольку добавлено два элемента, можно предположить, что прялка наследовалась не одним поколением, чем она и интересна для нас. Именно метка на прялке из деревни Воробино заставила задуматься над метками не только прялок, но и других предметов крестьянской утвари, имеющейся в коллекции музея.

Загадочны насечки на прялке из деревни Сажинская Ферапонтовского сельского Совета (№ 877). На одной грани нанесено девять горизонтальных насечек (девять рубежей), на противоположной грани – только две, причем первая располагается на уровне третьей насечки, а вторая – на уровне нижней. Оставшиеся незаполненные пробелы дают почву для всевозможных догадок.

Детская прялка из деревни Мелюшино Ферапонтовского сельского Совета (№ 1246) на одной грани ножки имеет шесть горизонтальных насечек (шесть рубежей), причем высота нахождения верхней насечки показана на внутренней стороне ножки. Однако метки на противоположной грани ножки нанесены ниже указанной черты и начинаются наклонным крестом, под ним пять горизонтальных насечек (грань, ниже – пять рубежей). Обращает на себя внимание и техника выполнения меток. На первой грани ножом сделаны надрезы с последующим сколом, на другой грани нанесены просто неглубокие надрезы. Возможно допустить, что эти надрезы появились позже и выполнены другой рукой.

На прялке из деревни Передово Николо-Торжского сельского Совета (№ 1349) насечки неглубокие, редкие, стершиеся. Рисунок на боковых гранях ножки отличается тем, что смещен по высоте, кроме того, к восьми горизонтальным насечкам (рубежам) на одной грани добавлены наклонный крест и горизонтальная черта (грань, под ней – рубеж) на противоположной грани.

Прялка из деревни Охремцово (Охремково) Колкачского сельского Совета (№ 1496) на одной грани ножки имеет семь горизонтальных насечек (семь рубежей), на противоположной грани – шесть, а вместо седьмой добавлен наклонный крест (шесть рубежей, ниже – грань). Прялка с подновленным донцем из деревни Дергаево Ферапонтовского сельского Совета (№ 2513) на одной боковой грани ножки имеет одиннадцать горизонтальных насечек и под ними наклонный крест (грань, над ней – одиннадцать рубежей). На другой грани – две горизонтальные насечки на шейке прялки и две аналогичные насечки на уровне креста (два рубежа, ниже – еще два рубежа).

Интересна мезенская прялка (№ 2925) с многоярусной росписью бегущими оленями и конями. На внутренней стороне лопаски, справа и слева от вздыбленных коней, имеются надписи черной краской: «15» и «89». Можно предположить, что число «89» обозначает дату росписи прялки (1889 г.), а «15» – номер заказа. Вместе с тем привлекает внимание и другое. На одной из боковых граней прялки на переходе от лопаски к шейке вырезаны ножом два округлых углубления. На этой же грани ножки вырезан знак «X I /» (грань, сбоку – рубеж и притес), ниже – углубление (колесо?), аналогичное двум первым. Метки, подобные описанным, приводятся П. И. Ивановым (см. табл., п. 15).

Округлые углубления встречаются и на других прялках. На прялке из деревни Козлово Чарозерского сельского Совета (№ 2223) на внутренней стороне ножки вырезаны два круга, аналогичная метка имеется и на прялке из Архангельской области (№ 2916).

«Прялка» для вязания сетей (в отличие от прялок для получения из кудели нитей) из деревни Павшино Печенского сельского Совета (№ 2202) своим внешним видом напоминает птицу с длинной, вытянутой вперед шеей и похожа на детскую игрушку XIX века из Архангельской области3. На шейке этой «прялки» вырезаны шесть округлых углублений, одно над другим. В процессе работы эти углубления никак не используются, следовательно, это метки (знамя) владельца «прялки».

Со временем, не называя метки родовыми знаками, крестьяне продолжали их ставить на орудиях труда или предметах своего быта. На внутренней стенке сундука XIX века из деревни Демидово Суховерховского сельского Совета (№ 2313) находится наклонный крест (грань), на рукояти сохи из деревни Голышово этого же сельсовета (№ 2573) ножом нанесена метка в виде двух пересеченных рубежей.

Интересна метка на дубовой бочке из деревни Титово Талицкого сельского Совета (№ 1604). На клепках слева от сливного отверстия нанесена метка в виде косого рубежа с четырьмя откосами.

справа – три горизонтальных рубежа, верхний пересечен.

Первая метка по рисунку близка к знаку, который приводит П. И. Иванов (см. приложение: табл., п. 45).

Нарезки на ножках прялок перекликаются с условными резными счетными знаками, которые наносились на деревянные палки, бруски, дощечки. Заготовка без знаков называлась палкой или лутовкой. Когда же на ней наносились резные знаки – тамги, то ее называли биркой. Крестьянские счетные бирки, в силу неграмотности населения, имели условные знаки нарезки – памятушки. Они состояли из черточек, крестиков. Иногда на долговых бирках наносились условные изображения: например, вилы обозначали воз сена, сани – два воза дров .

Бирка – передаточная палка 1920-х – 1930-х годов из села Верховье Онежского уезда Архангельской губернии – донесла до нас родовые знаки четырех крестьянских дворов, в обязанности которых входило выполнение такой общественной работы, как содержание общей проруби.

«Пролуби чистили в очередь, неделю отработаешь – ставишь клеймо, другим передаешь бирку» .

Рис. 2. Бирка – передаточная палка из села Верховье Онежского уезда Архангельской губернии. 1920-е – 1930-е гг.

Счетные бирки XII – XIII веков, найденные при раскопках древнего Новгорода, отличаются от крестьянских счетных бирок тем, что насечки, выражающие определенное число, сопровождаются текстом . А насечки на бирке из хлебозапасного магазина, показанной Сабуровой , идентичны нарезкам на ножках некоторых наших прялок.

Рис. 3. Бирка из хлебозапасного магазина Приангарья

Насечки на прялках, сундуках и других предметах крестьянского быта XIX – начала XX века донесли до нас метки своих хозяев, заменяющие подписи.

Для серьезного анализа представленного материала, конечно, недостаточно. Автор видела свою задачу прежде всего в том, чтобы привлечь внимание коллег – музейных работников, занимающихся изучением предметов крестьянского быта, к этому нетрадиционному сюжету. Интенсивное его исследование возможно только при наличии достаточно обширной базы данных, которую можно создать лишь коллективными усилиями.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Иванов П. И. О знаках, заменявших подписи в Древней Руси // Известия Императорского археологического общества. М, 1861. Т. 2. С. 102.

2 Соболев Н. Н. Народная резьба по дереву. М., 1934. С. 16.

3 Разгон А. М, Фитягина Н. П. Изучение и научное описание памятников материальной культуры. М., 1972. С. 211.

4 Лебедева А. А. Народные знания славян // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987. С. 491.

5 Мардинская старина. Каталог выставки. Онега, 1997. С. 39.

6 Янин В. А. и др. Новгородские грамоты на бересте из раскопа 1977 – 83 года. М, 1986. С. 81 – 86.

7 Сабурова Л. М. Культура и быт русского населения Приангарья, конец XIX – XX в. Л., 1967; Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987. С. 490.

Приложение

РОДОВЫЕ ЗНАКИ-«ЗНАМЕНА» XVII ВЕКА

* Рубеж – зарубка, насечка, метка – владельческий знак, входящий в состав бортного знамени.

** Перевора – поперечная черта в бортном знамени.

*** Тоболна – место, мешок, сума – владельческий знак в бортном знамени.

**** Куцер – владельческий знак в бортном знамени, то же, что соха, вилы.

***** Пуз, пуза – мерный сосуд.

* * * * * * Тна – черта, отрезок – владельческий знак в бортном знамени.