Сценарий музыкального занятия в подг гр весна. Интегрированное занятие-досуг "волшебство музыки весны" в подготовительной группе. Пластический тренинг “Танцуем и рисуем узор”

Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе на тему: «Возвращение птиц».

Описание. Данный сценарий будет полезен педагогам, воспитывающих детей подготовительного дошкольного возраста, воспитателям, музыкальным руководителям, педагогам по доп. образованию. Сценарий соответствует возрастным особенностям детей 6 - 7 лет.
Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе. Возвращение птиц.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (музыка)
Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира), социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель занятия: Закрепить песенный репертуар, умение передавать хлопками ритмический рисунок мелодии; упражнять в различных видах движений под музыку. Вызвать у дошкольников эмоциональный отклик на занятие.
Интегрированные задачи:
1. Развивать умение передавать хлопками ритмический рисунок мелодии, упражнять в различных видах движений под музыку. Развивать чувство ритма, творческие способности, внимание. Развивать интерес к музыке, нравственные качества характера.
2 . Познакомить с игрой «Зимующие перелетные птицы», закреплять знания о перелетных и зимующих птицах.
3 Побуждать интерес к творчеству, расширять певческий диапазон, формировать позитивное, радостное общение с музыкой;
4. Разучить закличку, обратить внимание на правильное формирование гласных звуков.
5. Развивать двигательные навыки детей, совершенствовать танцевальные навыки. Развивать чувство ритма, творческие способности, внимание, интерес к музыке, нравственные качества характера.
Средства:
Иллюстрации перелетных и зимующих птиц.
Драматургия занятия:
Фонограмма лирической русской народной мелодии; песня Д. Кабалевского «Скворцы прилетели».
Ход организованно образовательной деятельности.
Дети, взявшись за руки, входят в зал под звучание любой лирической русской народной мелодии
1.Вступительная беседа.
Музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель. Побежали ручейки,
Снег на солнце тает,
Стали теплыми деньки.
Когда это бывает?
(Весной)
Музыкальный руководитель. Вот только Весна в дороге задержалась, в лес не пришла. Надо нам птиц позвать, чтобы они указали дорогу Весне.
2. Постановка цели и задач занятия.
Музыкальный руководитель. Сегодня мы с вами будем звать птиц песнями, закличками, хороводами, играми.
Давайте исполним исполним русскую народную закличку «Весна-красна добра принесла».
1. Исполнение русской народной заклички «Весна-красна добра принесла»
Музыкальный руководитель. Не слышат нас птицы. Придется, ребята, нам с вами Весну до леса проводить.
3.Музыкально-ритмические движения.
1.Двигательные упражнения «Отправляется отряд» (разработанное М. Картушиной).
Отправляется отряд Шаг марша.
Наших храбрых дошколят.
На носочках мы шагаем, Ходьба на носках «змейкой» между
На цветы не наступаем. цветами, лежащими на полу.
Чтобы не промокли ножки, Поскоки.
Мы поскачем по дорожке.
Мы на пяточках пойдем Ходьба на пятках, руки сцеплены
И лопаточки сведем. сзади в «замок».
Мы галопом побежали Боковой галоп.
И нисколько не устали.
Мы присядем, а потом Ходьба в приседе.
Под кустами ход найдем.
Вот как славно мы гуляем. Спокойная ходьба с подъемом рук
Руки дружно поднимаем, вверх, в стороны, к плечам.
Руки в стороны, к плечам.
Пора остановиться к нам. Остановка.
Музыкальный руководитель. Вот мы и пришли в лес.
Звучит музыка на фоне пения птиц
Музыкальный руководитель. Тише, кто-то идет в наш лес.
В зал входит Весна.
Весна. Здравствуйте, люди добрые!
Вы меня, Весну встречайте.
Песни, пляски начинайте!
2. Исполнение «Весеннего хоровода» (По выбору педагога).
3. Игра «Зимующие перелетные птицы». (Разработано М. Картушиной).
Дети делятся на 2 команды. 1-я команда – перелетные птицы. 2-я команда – зимующие. Дети образуют 2 круга, взявшись за руки, идут под песню:
Утки, гуси, журавли.
Жаворонки, кулики
Из-за моря прилетали,
А их дома поджидали
Вороны-караколны,
Сороки-белобоки,
Воробьи, синицы-
Зимующие птицы.
На вторую часть музыки дети-«птицы» «Летают» по залу в свободном направлении, на окончания музыки дети встают в 2 круга. Побеждает команда, быстрее построившаяся.
4.Исполнение русской народной заклички «Жаворонушки, прилетите-ка»
Весна. Прилетели птицы из южных стран, рады, что на родину вернулись.
Покажем, дети, как они летают, как крылья разминают.
5.Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Птички».
по карточкам схемам.
Птички клювик поднимают Поднимают и опускают голову.
Птички крылья расправляют. Поднимают и опускают прямые руки.
Птички зернышки клюют. Приседают и стучат указательным
пальцем по полу.
Птички песенки поют. Поворачиваются вправо и влево, взма-
хивая руками и произнося: «Тень-тень».
Птички ножки разминают. Поочередно поднимают ноги, сгибая ко-
лени.
Птички прыгают, летают, Прыжки на двух ногах.
Воздух носиком вдыхают. Медленно поднимают руки – вдох,
Опускают – выдох.
Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.
М.Р. Птички в гнездышках сидят
Поиграть они хотят.
6. Игра «Займи домик».
4. Пение.
Музыкальный руководитель. В лесу тают снег и лед,
И каждый о весне поет.
Песня о весне.
(По выбору педагога).
Весна. До свидания, ребята!
В город я теперь пойду
И скворцов веселых песни
Я с собою принесу.
Музыкальный руководитель. Наше путешествие закончилось и нам пора возвращаться в город, в наш детский сад.
5. Обобщение.
Музыкальный руководитель. Какие песни исполнили?
Музыкальный руководитель. Какие заклички пели?
Музыкальный руководитель. Какие хороводы водили?
Музыкальный руководитель. В какие игры поиграли?
Музыкальный руководитель. О каких птицах говорили?
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо играли. А теперь попрощаемся
И как скворушки полетим в город, в детский сад.
(Прощаемся под музыку и дети «улетают» из зала под песню «Скворцы прилетели» Д Кабалевского. 2).

Медведева

Маргарита Михайловна

Музыкальный руководитель

АУ ДО "Детский сад Солнышко

Уватского муниципального района"

Цель: Познакомить детей с музыкально-литературным материалом по теме «Весна».

Задачи:

  1. Обогатить детей музыкальными и литературными впечатлениями. Закрепить элементарные музыкальные понятия и ранее разученный материал.
  2. Развивать способность к импровизации, чувство ритма, умение играть в оркестре. Продолжить работу над пластичностью, творческим воображением, умением ориентироваться в пространстве.
  3. Воспитывать в детях чувство красоты к природе, поэтическому слову, музыке; способность откликаться на прекрасное и доброе.

Оборудование: Музыкальный центр, мультимедийный экран, ноутбук, бамбуковые палочки, музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны, треугольники, корзина с самодельными подснежниками, камушки, весенняя лужица.

Предварительная работа: Просмотр и обсуждение сказки «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака, знакомство с музыкой Э.Грига, П.И.Чайковского, беседа об оркестре, просмотр картин о весне, чтение весенних стихов.

Практическая значимость работы: Возможность использовать в своей работе как музыкальным руководителям, так и воспитателям в качестве итогового занятия в III квартале учебного года по теме «Весна».

Действующие лица: Весна (музыкальный руководитель), падчерица (взрослый), воспитатель.

Дети заходят в зал под музыку П. И. Чайковского «Подснежник».

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Ожила вокруг природа, пробудилась ото сна,

К нам спустилась с небосвода вместе с солнышком …

Дети: Весна!

Входит Весна.

Весна: Здравствуйте ребята! Я Весна-Красна, к вам в гости пожаловала, пришла посмотреть, как ждёте меня, как привечаете. Ну, что ж давайте знакомиться. Я ведь не простая Весна, а музыкальная – спрошу (поёт): « Как тебя зовут?», а в ответ, на кого покажу, тот имя своё споёт. Так и познакомимся.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?»

Ну, вот и познакомились! А знакомые всегда при встрече здороваются. Давайте и мы поздороваемся.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА « ЗДРАВСТВУЙТЕ! »


Молодцы! Присаживайтесь на коврик, побеседуем.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

(Плещеев А.)

Многие поэты, композиторы, художники писали обо мне, воспевали меня в своих произведениях. Ведь весна – это начало новой жизни. Композитор Эдвард Григ (показ портрета на экране ) тоже любил весну и написал музыкальное произведение «УТРО», в котором рассказал языком музыки, как пробуждается природа. Сейчас мы послушаем фрагмент из этого произведения и представим картины весны.

СЛУШАНИЕ «УТРО» ИЗ СЮИТЫ Э.ГРИГА «ПЕР ГЮНТ»

(разговор о характере музыки, опрос детей - что они представили)

А ведь вы всё правильно рассказали и нарисовали прекрасные картины пробуждения природы. Я думаю, что когда композитор Э. Григ писал эту музыку он вот что представлял…

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ», сопровождаемый музыкой «Утро» Э. Григ


Ребята, посмотрите - музыка помогала нам наблюдать, как робко сходит снег, превращаясь в бурные потоки воды, как потихоньку расцветала природа: зеленела трава, появлялись первые листочки, первые цветы. И вот мы уже чувствуем аромат весеннего цветения! А вы узнали фрагмент, из какой сказки мы посмотрели?

Дети: «Двенадцать месяцев».

Весна: А кто написал её?

Дети: С. Я. Маршак.

Весна: С героями этой сказки мы ещё с вами встретимся сегодня.

Ребята, а кто же первые вестники весны?

Кто к нам с юга прилетает,

Гнёзда вьёт и распевает?

Дети: Птицы.

Весна: Конечно же они! Как только солнышко пригреет они уже радостно щебечут, передают телеграммы во все концы о моём приходе. Давайте и мы с вами попробуем передать свою весеннюю телеграмму, состоящую из коротких и длинных звуков. Передадим в тёплые края птицам послание, что б они побыстрее возвращались – ведь я уже пришла! Подойдём к столам, возьмём палочки – «морзянки», я буду сочинять, вы посылать.

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЕННЯЯ ТЕЛЕГРАММА»



Ребята, а вы знаете, кто нас услышал? Жаворонок! Это такая маленькая птичка. Она раньше всех телеграмму о моём приходе слышит и всем сообщает. Слышите?

СЛУШАНИЕ «ЖАВОРОНОК» М.И.ГЛИНКА И ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИИ С ЖАВОРОНКОМ.



Красивая музыка? Её написал композитор Михаил Иванович Глинка. Называется она «Песнь жаворонка». В исполнение какого инструмента звучит эта музыка?

Дети: Фортепиано.

Весна : А давайте её украсим звучанием других инструментов: колокольчиков, треугольников, металлофонов. Итак, мы с вами превращаемся в музыкантов – исполнителей. Вспомните, как называется большой состав инструментов?

Дети: Оркестр.

Весна: Правильно! Кто же в оркестре самый главный? Кого музыканты - исполнители слушаются?

Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный, он в оркестре – президент!

Дети: Дирижёр.

Весна: Можно я буду дирижёром? А вы будьте внимательны! На какой инструмент покажу, тот и играть будет.

ИСПОЛНЕНИЕ «ЖАВОРОНКА» ГЛИНКИ НА ДЕТСКИХ ИНСТРУМЕНТАХ



Молодцы! Вы внимательно слушали музыку и выполняли все мои команды. Настоящие музыканты! Я думаю, что композитору М.И.Глинке вы бы понравились. Скажите ещё раз скажите: как называется большой состав музыкантов – исполнителей?

Дети: Оркестр.

Весна: А кто руководит оркестром?

Дети: Дирижёр.

Весна: Устали? Присаживайтесь на коврик, я вам загадку загадаю.

Хорошо гулять в лесу!

Тихо…Утро раннее

Чудо-песенка звенит

На лесной проталинке.

Еле-еле слышен-

Кто, расправив лепестки

Из-под снега вышел?

Дети: Подснежник.

Весна : Вы правильно отгадали.


Почему он так называется? Это самый первый цветок после зимы. Подснежник приносит радость. Он хоть и хрупкий, нежный, но гордый и смелый, т.к. растёт прямо из-под снега. Его обдувает холодный ветер, но он не боится холода, а гордо стоит на своей тонкой ножке.

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

Я вижу погода тепла и ясна!

Скажите, ведь правда, что это весна?

Но кругом всё тихо, соседей нет – он первый здесь.

Его увидела зайчиха, понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела.

Уж больно тонок ты, дружок!

И вдруг пошёл пушистый, белый,

Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки.

Опять зима, а не весна.

И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую склоняя,

Сказал…

Ну что ж, я не жалею,

Ведь началась весна с меня. (З.Александрова)

Очень трогательное стихотворение. Подснежник погибает, но не жалеет об этом, т.к. он оказался первым цветком весны. О подснежниках писали стихи, музыку, картины и даже создавали мультфильмы. Вспомним сказку о которой мы сегодня уже говорили, о «Двенадцати месяцах». О чём рассказывается в ней?

Дети : Зимой принцесса мечтала о весне и велела принести ей подснежников.

Весна: В этой сказке девочка – Падчерица нарвала целую корзину подснежников. А разве можно их рвать? Да ещё так много? Почему?

Дети: Подснежников в природе осталось так мало. Они занесены в Красную книгу.

Весна: Правильно. Сорвёшь цветок, он семя уже не даст, новые цветы не вырастут. Может наступить день, когда на земле не останется ни одного подснежника. Вы, ребята, об этом знаете и, конечно же, будете беречь этот цветок. А что же можно сделать, если хочется кому-то подарить подснежники?

Дети: Их можно нарисовать или смастерить своими руками.

(Стук в дверь, входит Падчерица. В руках корзина с подснежниками)

Падчерица: Здравствуйте ребята! Я пришла к вам из сказки « Двенадцать месяцев». Услышала ваш разговор о подснежниках… Ребята, вы меня простите за то, что я нарвала их целую корзину. Я ведь не хожу в детский сад и ничего про Красную книгу не слышала. Смотрите, я исправилась! Своими руками сделала вон сколько цветов. Можно я их вам подарю? (раздает)

Весна: Ребятки, оденьте подснежники на руки, поднимите ручки вверх. Как красиво! А может кто-то хочет превратиться в композитора и придумать мелодию на такие стихи:

Вырос подснежник лесной,

Он нас поздравит с весной!

Какие чудесные песенки получились! Так и хочется танцевать. Так давайте же потанцуем.

ТАНЕЦ «ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК» Бурениной А. (С/б «Ритмическая мозаика»)



Падчерица: Мне очень понравилось!

Весна: Ну, вот и всё, наша встреча подошла к концу. Пора мне в лес уходить, за работу приниматься: не везде ещё снега сошли, цветы расцвели, птицы поют. Понравилась ли я вам? Понравилась ли вам моя весенняя музыка и весенние стихи? Сегодня мы были и слушателями, и композиторами, и исполнителями. А помогала нам музыка каких композиторов?

Дети: Э. Грига, М.И Глинки и П.И.Чайковского.

Весна: Весной вместе с природой пробуждается и наша душа. Мы мечтаем о любви, о счастье, загадываем желания… А ведь я Весна – волшебница, и могу исполнить по одному вашему желанию. Я вам дам волшебные камушки. Каждому камушку вы прошепчите своё желание, мечту и выходя из зала бросите его в весеннюю лужицу.Ваша мечта обязательно сбудется! (раздаёт)


Падчерица: Можно и мне камушек? Я хочу загадать, чтоб Весна и Лето были тёплыми! Все близкие – здоровыми и радостными!

(Весна и Падчерица прощаются и уходят. Падчерица бросает камушек в лужицу).

Дети под музыку П.И. Чайковского « Подснежник» выходят из зала, бросая камушки.

Музыкальное тематическое занятие в подготовительной группе «Весна - красна» Программные задачи: -Упражнять в умении выполнять движения под музыку веселого характера. - Познакомить с фрагментом 1й части скрипичного концерта «Весна» из цикла «Времена года» композитора 18 века Антонио Вивальди. -Развивать темпо-ритмические навыки через исполнение песни с движением. - Воспитывать любовь к природе средствами музыки. Оборудование и материал: Экран, мультимедийная установка, сундучок с сюрпризами, открытка с заданиями, магнитная доска с буквами. Дети спокойно входят в зал. Педагог: Здравствуйте, ребята! Вижу, вы все улыбаетесь, у вас хорошее настроение. Я очень рада видеть вас. Меня зовут Елена Анатольевна. Обратите внимание, у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются). А так же, у нас в зале есть волшебный экран, Он покажет нам много нового и интересного. Посмотрите, какой здесь красивый, сказочный сундучок. Интересно, чей он, вы не знаете? А здесь открытка. Сейчас мы узнаем, от кого он. Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой Взмахнёт, В лесу подснежник Расцветёт.(Весна) И в нашем зале сейчас появится весна (на экране слайд - весна). Сундучок нам оставила весна. (Педагог попытаться открыть). Но он не открывается. А тут еще что-то написано: «Ребята, поздравляю вас с приходом весны. У меня для вас – сюрприз. Но сначала выполните мои задания» За каждое задание я буду вам давать по букве. Когда из этих букв сложится слово, то сундучок откроется, и мы узнаем, что в нем. Хотите узнать? А сейчас первое задание. Нужно выучить движения. У меня для вас есть замечательная веселая песенка о весне. Давайте мы на первый куплет песни будем весело маршировать по кругу, а на припев выполним веселые поскоки врассыпную по залу. А когда музыка закончится, встанем врассыпную. лицом ко мне. Звучит песня «Весна - Красна» Дети выполняют движения, в конце припева останавливаются. Педагог: Ребята, понравилась вам песенка? Какая она по характеру? (веселая, звонкая, радостная, заводная). А сейчас давайте мы вспомним с вами приставные шаги (выполняют за М.Р.).  «Нарисуем» солнышко (круговое движение правой рукой и л.р.)  соединим движения рук и ног. (Звучит 1й куплет песни) Разучивание движений припева:  3 шага вперед, на 4й шаг хлопок, и назад (сначала общий счет с движениями, далее без счета, затем под музыку).  На проигрыш кружение на поскоках. (Звучит припев песни) Молодцы, ребята. А сейчас все сначала... Дети выполняют движения на 1й и 2й куплет песни. На проигрыш идут маршем под музыку и садятся на места. Педагог: Молодцы, выполнили задание. Вот вам следующая буква. (педагог накладывает букву В). Да, весна – это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. А сколько радости приносит она людям! И люди воспевают ее в своем творчестве. – поэты, художники, композиторы. Весна хочет, чтобы познакомились с композитором Антонио Вивальди и его музыкой. Вы видите, что его внешность очень необычна для нас, потому, что в то время, когда жил композитор (в 18 веке) была мода на парики. Поэтому знатные люди, люди искусства обязательно надевали их. Обратите внимание, какой музыкальный инструмент в руках у композитора? Дети: Скрипка Педагог: Вивальди прекрасно играл на скрипке, сочинял музыку для струнного оркестра. (Что такое оркестр? Почему он называется струнным? Какие инструменты входят в состав струнного оркестра?) А так же он был дирижером (руководил оркестром). Самое знаменитое его произведение называется «Времена года». Оно состоит из 4х частей (Зима, Весна, Лето, Осень). Мы послушаем отрывок из 1й части «Весна». Композитор нарисовал нам красками музыки картины весны. Вот - первая картина. Здесь музыка звучит радостно и торжественно, как гимн весне. Композитор радуется тому, что природа просыпается и оживает. Дети слушают начальный фрагмент. Вот - следующая картина. Кого изображает музыка? (Как вы думаете, может, она похожа на звонкое пение птиц?) Дети слушают следующий фрагмент Дети Музыка изображает пение и щебетание птиц, которые прилетели из теплых стран, и радуются приходу весны. Давайте мы руками покажем, как щебечут птицы (поднимают руки вверх и пальчиками) Педагог: А что в следующей картине изобразил композитор? Звучит фрагмент Здесь вьюга и метель, злой зимний ветер, который не хочет уступать место весне. Поэтому музыка взволнованная, стремительная. Покажем руками сильный ветер.(Качание рук внизу из стороны в сторону). Волшебный экран поможет нам увидеть все картины весны и услышать музыку Антонио Вивальди. На экране фильм «Весна» на музыку А. Вивальди. Педагог: Ребята, с музыкой какого композитора мы с вами познакомились? Вот вам буква (Е) Какие инструменты звучали в его музыке? (скрипки, контрабас, виолончель; струнный оркестр). Я даю вам букву (С) Педагог: Следующее задание: нам нужно разбудить наши голосочки. Разучивание распевка «Солнышко». Молодцы, вот вам буква (Н). Педагог: Ребята, Весна хочет, чтобы вы разучили песенку. Послушайте, какая история произошла в весеннем лесу. Педагог исполняет песню «Мишка - кашевар» Л.Б. Гусевой Педагог: О ком эта песня? Какая она по характеру? Сейчас мы разучим 1й куплет. Наши ручки будут помогать. (Дети по фразам повторяют слова с движениями, затем подпевают педагогу, выполняя движения). Дети вместе с педагогом исполняют песню с движением Педагог: Молодцы, ребята! Вы хорошо спели песню, дружно и весело. Вот вам следующая буква (А), Вы выполнили все задания весны, Прочитаем слово!.. Дети читают слово ВЕСНА. Посмотрите, сундучок открылся! А там Весна приготовила вам подарки – вот такие музыкальные ключики… Педагог раздает детям ключики. Мне очень приятно было с вами заниматься. На этом наше занятие закончено, и мы веселым маршем, под красивую песенку пойдем в группу. До свидания!

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе «Как хорошо, что пришла к нам весна»

Цели: закреплять у детей знания о приметах весны, развивать речь; продолжать знакомить с пейзажами выдающихся русских художников, учить понимать содержание картин; учить определять характер, настроение, темп музыкального произведения («Подснежник» П. Чайковского); упражнять детей в чистом интонировании квинты сверху вниз, вырабатывать четкую артикуляцию («На зеленом лугу»); закреплять умение передавать ласковый, спокойный характер песни («Пришла весна» Е. Тиличеевой); развивать чистоту певческой интонации; упражнять в составлении композиции из весенних цветов; развивать умение согласовывать танцевальные движения с музыкой («Вальс цветов» П. Чайковского).

Предварительная работа.

1. Разучивание стихов о весне, знакомство с пословицами, поговорками, приметами погоды.

2. Рассматривание с детьми пейзажей А. Саврасова, И. Левитана, Н. Ромадина.

Ход занятия

Дети входят в зал, здороваются.

Воспитатель . Отгадайте загадку:

Солнце пригревает,

Снег тает,

Птицы прилетают.

Когда это бывает? (Весной)

Воспитатель (задает детям вопросы). Какие признаки весны вы еще знаете? Назовите весенние месяцы. Каким месяцем начинается весна? (Ответы детей)

Воспитатель . Вспомните пословицы и поговорки о весне.

Дети.

Вода с гор течет, весну за собой ведет.

Апрель с водой, май с травой.

Одна ласточка весны не делает.

Весна красна делами, а осень пирогами.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Что весной посеешь, то осенью пожнешь.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают репродукции картин «Март» И. Левитана, «Март» Н. Ромадина, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Весна. Большая вода» И. Левитана.

Воспитатель (задает детям вопросы). Какое время года изображено на картинах? Какое впечатление производят на вас эти картины?

Дети . Вызывают чувство радости, веселое настроение.

Воспитатель . Как вы догадались, что это весна? (Ответы детей)

Дети внимательно рассматривают первую картину и слушают рассказ воспитателя.

Воспитатель.

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

Эта картина называется «Март», написал ее художник И. И. Левитан. Март - самый холодный из всех весенних месяцев. Поэтому художник написал свою картину в холодных тонах. Небо ярко-синее, но на земле еще лежит снег, он серо-голубой. На дороге снег уже растаял, видна земля. Дом освещен ярким мартовским солнцем. На тем- но-зеленом фоне сосен художник выделил золотистые стволы осин. Чувствуется приближение весны, природа проснулась.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть следующую картину («Март» Н. Ромадина) и рассказать о ней. Педагог обобщает рассказы детей.

Воспитатель . На этой картине художник изобразил весенний пейзаж, кругом тает снег, и среди сугробов образуются озерца воды. Деревья стоят еще голые. Художник использует темные цвета, чтобы ярче выразить холодный, пасмурный весенний день.

Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть картину А. Саврасова «Грачи прилетели».

Дети отвечают на вопросы:

Как называется эта картина?

Кто написал ее?

Что на ней изображено?

Расскажите, что нового вы узнали о весне по картине.

Воспитатель дополняет рассказы детей. Педагог обращает внимание детей на картину И. Левитана «Весна. Большая вода», рассказывает о ней.

Воспитатель . На этой картине художник изобразил половодье весной. Небо серого цвета. Деревья тянутся к свету. Снег везде растаял, вода затопила березовую рощу, дома. Берег освещен ярким солнцем. Левитан передал в своей картине образ русской весны. Земля еще голая и сырая, но уже все готово к пробуждению. А пока над широким разливом сияет ласковое и веселое солнце.

Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Весна».

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

Какие стихотворения русских и современных поэтов созвучны настроению этих пейзажей?

Дети читают стихотворения «Весна» А. Плещеева, «Зима недаром злится» Ф. Тютчева и др.

Музыкальный руководитель читает стихотворение Я. Коласа «Подснежник»:

В саду, где березы столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зеленую выставил,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил: «Я вижу, погода тиха и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?»

Музыкальный руководитель . Подснежник - первый весенний цветок, который из-под снега тянется к солнцу.

Предлагает детям послушать пьесу П. Чайковского «Подснежник». Показывает портрет композитора. Звучит в грамзаписи фрагмент пьесы «Подснежник».

Музыкальный руководитель . Какой характер произведения, темп? Какое содержит в себе настроение эта пьеса?

После ответов детей показывает им картину «Подснежники», предлагает еще раз послушать пьесу П. Чайковского.

Музыкальный руководитель . Отгадайте музыкальную загадку.

Исполняет на дудочке русскую народную песню «На зеленом лугу». По ритмическому рисунку дети узнают и называют песню.

Первый раз песня исполняется всей группой в тональности ми мажор естественным, легким голосом (музыкальный руководитель напоминает о певческой установке, посадке: спина прямая, ноги вместе, руки ближе к телу).

Педагог обращает внимание детей на точное пропевание квинты («их-вох»). Предлагает детям показать скачок мелодии на музыкальной лесенке и дирижерским жестом.

Ребята поют песню в фа мажоре по рядам: первый ряд поет «вох», второй ряд - весь остальной текст.

По просьбе музыкального руководителя дети поют песню в соль мажоре по рядам, четко и внятно произнося слова.

Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано песню Е. Тиличеевой «Пришла весна». Спрашивает детей, как называется песня. Просит чисто поющего ребенка напомнить, как нужно петь эту песню. Говорит, что начинать петь нужно сразу после вступления, не забывать брать дыхание между фразами.

Дети поют песню Е. Тиличеевой «Пришла весна». Музыкальный руководитель обращает внимание на произношение слов, показывает, как выполнить дикционное упражнение: проговаривание слов второго куплета одними губами. Дети проговаривают дикционное упражнение и поют песню стоя.

Музыкальный руководитель просит детей пройти к мольбертам.

Воспитатель. С наступлением весны распускаются первые весенние цветы. Какие весенние цветы вы знаете?

Составьте букет из весенних цветов на фланелеграфе.

Дети создают композицию из тюльпанов, подснежников, составляя их из отдельных элементов (изображений лепестков, листьев, стебельков). По окончании работы дети садятся на места.

Музыкальный руководитель. Вы, ребята, молодцы, составили красивые весенние букеты. Предлагаю вам послушать «Вальс цветов» П. Чайковского. Вы можете потанцевать под «Вальс цветов».

Все цветы нежные, хрупкие, вы, представляя их, должны передать эти качества в своих танцевальных движениях.

Дети импровизируют в танце, музыкально-ритмических движениях, стараясь показать характер музыки, вальсовый ритм, трехдольный размер, плавность, легкость, нежность.

Музыкальный руководитель подводит итог занятия.

Музыкальный руководитель. Вы побывали сегодня в удивительном мире цветов и стали еще добрей. Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

Прощается с детьми. Дети уходят из зала.

«Мелодия весны». Конспект музыкального тематического занятия в старшей группе с использованием активных методов обучения

Цель занятия: Знакомство с русским фольклором. Использование на занятии активных методов обучения и воспитания.

Обучающие задачи:

Продолжать знакомить детей с русскими хороводами, играми.

Учить детей согласовывать движения с характером и формой музыкального произведения.

Активизировать самостоятельные творческие проявления детей в передаче образных игровых движений, в высказываниях о прослушанных произведениях. В пении упражнять детей в умении петь выразительно, без напряжения, “светлым” звуком.

Развивающие задачи:

Развивать слуховое восприятие в процессе слушания музыки.

Развитие памяти и внимания.

Развивать индивидуальные эмоциональные проявления.

Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать устойчивый интерес к музыке различного характера, оценочные суждения.

Воспитывать инициативность и творческие проявления.

Материал к занятию: иллюстрации – жаворонка портрет П. И. Чайковского, музыкальные инструменты. - шляпа, очки.

Ход занятия:

Дети входят в зал. Их встречает Музыкальный руководитель.

Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте.

М. Р. Я хочу показать вам «Волшебные очки». Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, даже то, что они прячут от всех. Внимание, я надеваю очки. Какие вы все красивые, веселые, умные. (поворачиваясь к соседу, называет его достоинства). Мне очень хочется чтобы каждый примерил эти очки, и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть вы заметите в нем то, чего раньше не замечали. (выполняют игровое задание по кругу)

Вижу, настроение у всех, веселое, бодрое и даже немного весеннее.

Вы готовы заниматься? Представим с вами весеннюю погоду: сырость, тает снег, лужи, ломается лед, проваливаемся в мокрый снег.

Повернулись друг за другом.

Музыкально – ритмические упражнения

1 упражнение «Пружинящий шаг и бег» (идем осторожно, чтобы не провалиться в мокрый снег)

(на 1 часть музыки идут спокойным пружинящим шагом,

На 2 часть - легкий бег на носочках.) (по сухой тропинке)

2. упражнение «Три притопа»

1ч – хлопки ТА – ТА –ти –ти Та (греем руки)

2ч – Опустив руки вниз и развернув их ладонями вперед, спокойно ходят врассыпную по залу.

При повторении:

1ч – притопы ТА – ТА –ти –ти Та (греем ноги)

2ч – спокойно ходят врассыпную по залу.

Музыкальный руководитель. Друг за другом проходим и садимся на стульчики.

Развитие чувство ритма, музицирование

«Солнышко не прячься» - прохлопать ритм песенки.

Солнышко, не прячься, посвети,

Будет веселее нам идти.

Проиграть ритм на музыкальных инструментах.

Пальчиковая гимнастика

Выполняемые движения

Кап-кап-кап, весна настала Соединяем большой палец правой руки с остальными

Кап-кап-кап, сосульки тают Соединяем большой палец левой руки с остальными

Побежали ручейки Движения влево, вправо обеими ладонями

Прилетели к нам грачи. Большие пальцы переплетаем, взмахиваем ладонями

Слушание музыки:

«Жаворонок» П. И. Чайковский.

. «Вы, наверное, слышали, как красиво и звонко поют птицы? Есть такая птичка - жаворонок. Она особенно хорошо поет. Сейчас мы послушаем пьесу «Песня жаворонка». Как же поет жаворонок? Что рассказала о нем музыка? » Выясняет с детьми, что жаворонок поет красиво, звонко, нежно и летает легко, быстро. Дети получают целостное представление о музыке, ее наиболее характерных чертах.

Весной есть такой праздник, который так и называется Жаворонки или сороки. Существует на Руси такое поверье, что в этот день прилетают из теплых стран сорок разных птиц и первая из них жаворонок В это день зима кончается, весна начинается.

Это произведение написал русский композитор П. И. Чайковский.

Распевание и пение

Загадка про весну.

Мишка вылез из берлоги

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришёл. апрель

«Кончается зима» муз. Т. Попатенко.

Петь легко, непринужденно.

Хоровод «Солнышко»

Согласовывать свои движения с музыкой. Продолжать учить детей водить хоровод с пением.

Пляски

«Дружные тройки». И. Штраус

Попросить детей помогать своему партнеру, подсказывать какое движение можно выполнить, если партнер растерялся.

«Светит месяц.

Учить детей выполнять движения в хороводе, сходиться в круг и расширять круг, идти топающим шагом, ориентироваться в пространстве.

Игра.

«Ворота»

«Горелки»

Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним чем мы сегодня занимались, а поможет нам вспомнить «Умная шляпа»

Кто ее оденет, тот и будет отвечать.

Активизация детей на участие в подведение итогов музыкального занятия.