Тест по роману фм достоевского преступление и наказание. Тест. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". Знание текста

«Это был человек лет тридцати пяти, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».

а) Заметов;

б) Разумихин;

в) Лужин;

2. Кто из героев « … куражился до последней черты, не предполагая даже возможности,

что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»?

а) Свидригайлов;

б) Лужин;

в) Зосимов;

г) такого персонажа в романе нет.

3. Вставьте недостающие слова во фразу: «Я не тебе поклонился, я... поклонился»,-

как-то дико произнес он и отошел к окну».

а) «всем страдающим женщинам»;

б) «всему страдающему человечеству»;

в) «всем униженным и оскорбленным».

4. Кто это?

«Это было какое-то странное лицо, похожее на маску: белое, румяное, с румяными, алыми

губами, с светло- белокурою бородой и довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза

были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что

то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам,

лице».

а) Свидригайлов;

б) Заметов;

в) Зосимов;

г) такого персонажа в романе нет.

5. Кто это?

«…Худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший и до странности

белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился… Сердце у него

было довольно мягкое, речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже

заносчивая…»

а) Лебезятников;

б) Свидригайлов;

в) Лужин;

г) такого персонажа в романе нет.

6. Кто из героинь романа имел такую особенность характера:

«В свойстве характера было поскорее нарядить первого встречного и поперечного в самые

лучшие и яркие краски, захвалить его так, что иному становилось даже совестно,

придумать в его хвалу разные обстоятельства, которые и совсем не существовали,

совершенно искренно и чистосердечно поверить самой в их действительность и потом

вдруг, разом, разочароваться, оборвать, оплевать и выгнать в толчки человека, которому

она, только еще несколько часов назад, буквально поклонялась».

а) Авдотья Романовна;

б) Пульхерия Александровна;

в) Марфа Петровна;

г) такого персонажа в романе нет.

7. В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в

мире»?

а) в Лужине;

б) в Лебезятникове;

в) в Свидригайлове;

г) ни в ком.

8. Какое средство, по мнению Свидригайлова, действует на всех женщин?

а) подарки;

б) лесть;

в) внимание;

г) нет таких средств.

9. В чьих глазах Раскольников предстал человеком гордым, властным и нетерпеливым: «Я

вас во всяком случае за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками

великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?

а) Порфирия Петровича;

б) Дмитрия Прокофьича;

в) Петра Петровича;

г) ни в чьих.

10. Кто это?

«Глаза его горели лихорадочным огнем. Он почти начинал бредить; беспокойная

улыбка бродила на его губах. Сквозь возбужденное состояние даже уже проглядывало

страшное бессилие»

а) Разумихин;

б) Лебезятников;

в) Лужин;

г) такого персонажа в романе нет.

11. Кто из героев романа принимает любовь за «странное и ужасное ощущение»? Речь

идет о двух героях сразу – мужчине и женщине: «Оба сидели рядом, грустные и

убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он смотрел… и

чувствовал, как много на нем было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и

больно, что его так любят. Да, это было странное и ужасное ощущение».

а) Разумихин и Авдотья Романовна;

б) Свидригайлов и Марфа Петровна;

в) Раскольников и Софья Семеновна;

г) таких героев в романе нет.

12. Вставьте недостающие слова во фразу: «Разве я старушонку убил?.. а не старушонку убил!»

а) …я Лизаветту убил»;

б) …я мать свою убил»;

в) …я себя убил»;

г) таких слов в романе нет.

КЛЮЧ

1-в; 2-б; 3-б; 4-а; 5-а; 6-г; 7-в; 8-б; 9-а; 10- г; 11-в; 12-в.

Тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1.В какое время года проис

ходит действие романа «Преступление и наказание»?

а) зимой

б) весной

в) летом

г) осенью

2.Сколько времени длится действие романа «Преступление и наказание» (до эпилога)?

а) 1 год

б) полгода

в) 1 месяц

г) 14 дней

3.Укажите имя и отчество Раскольникова.

а) Роман Родионович

б) Григорий Романович

в) Родион Романович

г) Григорий Родионович

4.Сколько лет было Раскольникову в начале романа?

а) 19-20

б) 23-24

в) 30-32

г) 20-21

5.К какому сословию принадлежал Раскольников?

а) мещанин

б) разночинец

в) дворянин

г) купец

6.Какую профессию должен был получить Раскольников, если бы закончил университет?

а) врач

б) учитель

в) дипломат

г) юрист

7.Объясните, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы?

а) он хочет достать деньги и помочь матери и сестре

б) он хочет поскорей обогатиться и поправить своё социальное положение

в) он хочет отомстить процентщице за унизительное положение, в котором он оказался

г) он хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей он принадлежит

8.Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным?

а) в спешке не взял деньги

б) деньги не являлись целью преступления

в) боялся, что его разоблачат

г) забыл место, где спрятал деньги

9.Какой исторический деятель был кумиром Раскольникова?

а) Пётр Первый

б) Цезарь

в) Иван Грозный

г) Наполеон

10.Какое событие произошло не до, а после совершения Раскольниковым преступления?

а) разговор в распивочной офицера и студента о бесполезной старухе-процентщице

б) получение Раскольниковым письма от матери о готовящемся замужестве Дуни

в) встреча с Семёном Мармеладовым

г) знакомство с Соней Мармеладовой

11.Какое событие в романе явилось началом крушения «идеи» Раскольникова?

а) разговор с Порфирием Петровичем

б) встреча с Мармеладовым

в) второе свидание с Соней

г) самоубийство Свидригайлова

12. После совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони, потому что

а ) она тоже «преступила» нормы человеческой морали

б) она не выдаст его

в) она сможет понять Раскольникова

г) ему больше не к кому идти

13.Укажите, какой конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».

а) социальный (Раскольников – старуха-процентщица)

б) психологический (Раскольников – Порфирий Петрович)

в) идейный (Раскольников – Соня Мармеладова)

г) внутренний (происходящий в душе героя)

14.Для понимания теории Раскольникова в роман вводятся диалоги-поединки Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем. Сколько таких поединков вы можете насчитать в романе?

а) 2

б) 1

в) 3

г) 4

15.Известно, что сны Раскольникова являются воплощением его реальной и подсознательной жизни. Кому ещё из героев романа снились сны и кто являлся психологическим двойником Раскольникова?

а) Лужин

б) Разумихин

в) Мармеладов

г) Свидригайлов

б) её ошибочность доказывает один из персонажей-оппонентов Раскольникова

в) заставляет самого главного героя убедиться в ложности своей теории

г) доказывает её ошибочность самим фактом наказания преступления

17.На сколько лет был осуждён Раскольников за совершённое преступление?

а) на 8 лет

б) на 10 лет

в) на 12 лет

г) на 20 лет

18.Петербург в романе «Преступление и наказание» является:

а) декоративным фоном

б) психологическим фоном

в) соучастником преступления, героем романа

19.Символика цвета играет большую роль в романе. Какой цвет преобладает в описании Петербурга Ф. М. Достоевского?

а) серый

б) зелёный

в) чёрный

г) жёлтый

20.Какой смысл заключён в названии романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

а) преступление и наказание противопоставлены

б) несоответствие наказания совершённому преступлению

в) не всякое преступление влечёт за собой наказание

г) неотвратимость наказания за совершённое преступление

Ответы:

1-в

5-в

9-г

13-г

17-а

2-г

6-г

10-г

14-в

18-в

3-в

7-г

11-в

15-г

19-г

4-б

8-б

12-а

16-в

20-г

Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).

Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния. Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория. Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.

В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь» . Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая» , как и все остальные люди. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей. Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание. Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества. Пустынная земля - вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении.

Зайцева Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы. МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки, Починковского района, Нижегородской области. Предмет: литература Класс: 10 Тема: Тесты для 10 класса на тему «Преступление и наказание»
1.Кто это? «Это был человек лет тридцати пяти, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое». А-Заметов, Б-Разумихин, В-Лужин, Г- такого персонажа в романе нет.
2.Кто из героев «…куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»? А-Свидригайлов, Б-Лужин, В-Зосимов,
3.Вставьте недостающие слова во фразу: «Я не тебе поклонился, я… поклонился», - как-то дико произнес он и отошел к окну» А-«всем страдающим женщинам», Б-«всему страдающему человечеству», В-«всем униженным и оскорбленным».
4.Кто это? «Это было какое-то страшное лицо, похожее на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице». А-Свидригайлов, Б-Заметов, В-Зосимов, Г-такого персонажа в романе нет.
5.Кто это? «…Худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился… Сердце у него было довольно мягкое, речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая…» А-Лебезятников, Б-Свидригайлов, В-Лужин, Г-такого персонажа в романе нет.
6.Кто из героинь романа имел такую особенность характера: «В свойстве характера было поскорее нарядить первого встречного и поперечного в самые лучшие и яркие краски, захвалить его так, что иному становилось даже совестно, придумать в его хвалу разные обстоятельства, которые и совсем не существовали, совершенно искренно и чистосердечно поверить самой в их действительность и потом вдруг, разом, разочароваться, оборвать, оплевать и выгнать в толчки человека, которому она, только еще несколько часов назад, буквально поклонялась». А-Авдотья Романовна, Б-Пульхерия Александровна, В-Марфа Петровна, Г-такого персонажа в романе нет.
7.В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»? А-в Лужине, Б-в Лебезятникове, В-в Свидригайлове, Г-ни в ком.
8.Какое средство, по мнению Свидригайлова, действует на всех женщин? А-подарки, Б-лесть, В-внимание, Г-нет таких средств.

9.В чьих глазах Раскольников предстал человеком гордым, властным и нетерпеливым: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднйшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»? А-Порфирия Петровича, Б-Дмитрия Прокофьича, В-Петра Петровича, Г- ни в чьих.
10.Кто это? «Глаза его горели лихорадочным огнем. Он почти начинал бредить; беспокойная улыбка бродила на его губах. Сквозь возбужденное состояние даже уже проглядывало страшное бессилие». А- Разумихин, Б-Лебезятников, в-Лужин, г-такого персонажа в романе нет.
11.Кто из героев романа принимает любовь за «странное и ужасное ощущение»? Речь идет о двух героях сразу – мужчине и женщине: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он смотрел… и чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят. Да, это было странное и ужасное ощущение». А-Разумихин и Авдотья Романовна, Б-Свидригайлов и Марфа Петровна, В-Раскольников и Софья Семеновна, Г-таких героев в романе нет.
12.Вставьте недостающие слова во фразу: «Разве я старушонку убил?.. а не старушонку убил!» А-«…я Лизавету убил», Б-«…я мать свою убил», В-«…я себя убил», Г-таких слов в романе нет.

Правильные ответы: 1 – в, 2 – б, 3 – б, 4 – а, 5 – а, 6 – г, 7 – в, 8 – б, 9 – а, 10 – г, 11 – в, 12 – в.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

1. Укажите годы жизни Ф. М. Достоевского.

а) 1856-1904 б) 1821-1881 в) 1801-1861 г) 1824-1884

2. В каком учебном заведении получил образование Ф. М. Достоевский ?

а) в Петербургском университете б) в Высшем военном инженерном училище

в) в Царскосельском лицее г) в Московском университете

3. Укажите основную тему раннего творчества Ф. М. Достоевского.

а) тема сильной личности, «сверхчеловека» б) тема крепостничества

в) тема «униженных и оскорбленных» г) тема социального протеста

4. К какому сословию принадлежал Раскольников ?

а) мещанин б) разночинец в) дворянин г) купец

5. Укажите имя и отчество Раскольникова.

а) Роман Родионович б) Григорий Романович в) Родион Романович

6. Сколько времени длится действие романа (до эпилога)?

а) 1 год б) полгода в) 1 месяц г) 14 дней

7. Какую профессию должен был получить Раскольников, если бы закончил университет ?

а) врач б) учитель в) дипломат г) юрист

8. Образ Сони символичен. Он является воплощением :

а) гордости б) пошлости в) христианского смирения г) бунтарства

9. Какой смысл имеет сон Раскольникова о лошадке?

а) предсказывает готовящееся преступление б) оказывает эмоциональное воздействие на Раскольникова в) вводит в композицию «ложного убийцу» Миколку

10. Почему Раскольников пошел с покаянием к Соне?

а) потому что был уверен, что она его не выдаст

б) потому что у него была потребность в женском участии

в) потому что знал, что Соня как такая же грешница простит и не осудит его

11. Какой исторический деятель был кумиром Раскольникова ?

а) Петр 1 б) Цезарь в) Иоанн Грозный г) Наполеон

12. Укажите героя, который не является двойником Раскольникова ?

а) Свидригайлов б) Зосимов в) Мармеладов г) Лужин

13. Кто ближе всех подошел к пониманию теории Раскольникова?

а) Свидригайлов б) Лужин в) Разумихин

14. Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?

а) что он тоже имеет право на обогащение б) что он принадлежит к разряду «право имеющих» в) что в России вообще нет законности

15. Кто взял на себя вину Раскольникова ?

а) Разумихин б) маляр Миколка в) Соня Мармеладова г) Аркадий Свидригайлов

16. Как Достоевский развенчивает теорию Раскольникова ?

а) прямо говорит, что она неверна

б) заставляет кого-либо из героев победить Раскольникова в теоретическом споре

в) нравственно-психологическим развитием героя заставляет его убедиться в ложности теории

17. Зачем в романе нужен эпилог?

а) чтобы показать возможность возрождения героя

б) чтобы показать, что итогом нравственного развития героя стал не отказ от себя самого (как в конце 6 главы), а отказ от ложной теории

в) чтобы показать дальнейшие судьбы героев

18. Укажите, как звали старуху-процентщицу ?

а) Александра Ивановна б) Алена Ивановна в) Елизавета Ивановна г) Анастасия Ивановна