Толстой Лев Николаевич (1828–1910). Лев Николаевич Толстой (1828–1910) Оценка по биографии

Лев Николаевич Толстой — русский писатель, публицист, педагог, создатель оригинального философского учения, получившего название «толстовство» и вызвавшего широкое общественно-культурное движение как в самой России, так и за ее пределами. Творчество Толстого, пронизанное пафосом утверждения нравственных основ жизни и духовного самосовершенствования личности, отметило собой новый этап в развитии реализма.

Жизнь Л. Толстого в датах и фактах

9 сентября 1828 г.  — родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии в семье родовитых аристократов. Через два года после его рождения умерла мать.

1837 г.  — семья Толстых переехала в Москву, где в том же году умер отец. С этого времени воспитанием будущего писателя занимались опекуны.

1844 г.  — избрав дипломатическую карьеру, Толстой поступил в Казанский университет на отделение арабско-турецкой словесности восточного факультета, однако вскоре перевелся на юридический факультет, а затем бросил университет и вернулся в Ясную Поляну.

1849 г.  — успешно сдал два экзамена на степень кандидата в Санкт-Петербургском университете, но отказался от планов на дальнейшее продолжение образования.

1852 г. — в авторитетном журнале «Современник» появилась первая его публикация — повесть «Детство» , которой открывалась автобиографическая трилогия, включавшая в себя еще две части: «Отрочество» и «Юность» (1852-1857).

1852 — 1856 гг.  — находясь на военной службе, побывал на Кавказе и в Крыму, принял участие в Крымской войне, в частности, в героической обороне Севастополя. За военные заслуги был награжден орденом Святой Анны и двумя медалями. Впечатления от пребывания на Кавказе и в Крыму нашли художественное отражение в незаконченной повести «Казаки» (1863) и цикле «Севастопольские рассказы» (1855-1856).

1855 г.  — Л.Н. Толстой приехал в Санкт-Петербург, где познакомился с ведущими литераторами этого времени: И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым, А.А. Фетом, М.Е. Салтыковым-Щедриным, А.Н. Островским и др. Общение с ними способствовало его осознанию собственного писательского призвания.

1856 г.  — совершил первую заграничную поездку, во время которой посетил Францию, Швейцарию, Германию. Критические наблюдения над западноевропейской жизнью писатель в художественной форме обобщил в рассказе «Люцерн» (1857).

1859 г. — открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, в которой сам давал уроки.

1860 — 1861 гг.  — осуществил второе путешествие по странам Европы (Германии, Швейцарии, Франции, Англии, Бельгии). В это время писатель приступил к роману «Декабристы», впоследствии переросшему в роман-эпопею «Война и мир» , работа над которым продолжалась до 1869 г.

1862 г.  — женился на Софье Берс.

1872 — 1875 гг.  — активно занимаясь педагогической деятельностью, Толстой составил и выпустил серию соответствующих изданий, куда вошли «Азбука» , «Новая азбука» и «Русские книги для чтения» .

1873 — 1877 гг.  — писатель работал над романом «Анна Каренина».

1881 г. — обратился к царю Александру III с просьбой об отмене казни террористов, убивших царя Александра II.

1880-е годы  — появился ряд толстовских «мятежных» произведений разных жанров: трактат «В чем моя вера?» (1884), всколыхнувший церковные круги, драма «Власть тьмы» (1887), которая была запрещена к постановке на сцене, повесть «Крейцерова соната» (1889), преследуемая цензурой и лишь с позволения царя напечатанная в собрании сочинений писателя. Материал с сайта

1895 г.  — выступил со статьей «Стыдно» , в которой осудил телесные наказания крестьян.

1899 г.  — завершил роман «Воскресенье», которому отдал десять лет своего труда.

1901 г.  — обратился к царю Николаю II c письмом, в котором призвал ликвидировать частную собственность на землю.

1910 г.  — писатель попытался осуществить давно задуманный побег из Ясной Поляны и, в одиночку и втайне от близких покинув родной дом, отправился на юг. Однако по дороге он простудился и слег.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткая биография а.к.толстого по датам
  • биография толстого по датам
  • биография лев николаевича толстого кратко
  • биография льва толстого в датах
  • лев толстой биография в датах

В начале марта 1855 года, в самый разгар Крымской кампании, молодой офицер и начинающий писатель граф Лев Николаевич Толстой между дневниковыми записями помещает неожиданное рассуждение: "Нынче я причащался. Вчера разговор о божественном и вере навёл меня на великую и громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле. Привести эту мысль в исполнение я понимаю, что могут только поколения, сознательно работающие к этой цели. Одно поколение будет завещать мысль эту следующему, и когда-нибудь фанатизм или разум приведут её в исполнение. Действовать сознательно к соединению людей с религией, вот основание мысли, которая, надеюсь, увлечёт меня".

Мысли об обновлении христианства являлись в истории не одному Толстому. И с течением времени они становятся всё более навязчивы. Причина проста: человеку начинает представляться, будто с переменами в жизни религиозные истины естественно устаревают, не поспевая за конкретностью бытия, и оттого требуют постоянной коррекции в ходе исторического движения человечества. Как бы упускается из виду, что догматы христианства обращены не к одному конкретному времени, но ко всем временам: они пребывают в вечности, от вечности исходят и от времени не зависят. Сын Божий обращался ко всей полноте Церкви, объединяющей все исторические эпохи, все формы бытия всех народов.

Возражение угадать нетрудно: мол, только Бог способен прозреть все времена и установить для человечества универсальные законы; но человек, даже самый гениальный и духовно глубокий, всего предвидеть не может и с тысячелетиями совладать не в силах. Поэтому человеческие предустановления неизбежно устаревают и требуют непременного обновления. Следовательно, все сомнения эти сходятся к единой проблеме: к вопросу о природе основателя христианства: если, мол, Он человек и только человек - христианские истины должны периодически переосмысляться. При этом христианство как бы обесценивается, по слову Апостола: "А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна" (IKop. 15, 17). Однако для заявляющих претензию на основание новой религии это никак не препятствие, а даже дополнительное побуждение к творческому деланию на избранном поприще.

Толстой пришёл к отрицанию Божественной природы Спасителя, и таким образом, препятствия на пути к созданию обновлённого христианства были опрокинуты. За три года до смерти он сказал, не сомневаясь: "Прежде я не решался поправлять Христа, Конфуция, Будду, а теперь думаю: да я обязан их исправлять, потому что они жили 3–5 тысяч лет тому назад".

Именно поэтому Толстой изначально отвергает веру и тайну как основы своей новой религии, именно поэтому он низводит упование на грядущее блаженство с неба на землю, и поэтому хочет сделать всё сознательно практическим, разумным, ибо воз-несение всего на уровень веры, уровень собирания сокровищ на небе, уровень идеи бессмертия (умалчивая о бессмертии он по сути отвергает его) - "обновлённому христианству" противопоказано. Сыну Божию в этой религии места нет, Христос должен мыслиться в ней только как человек.

В изначальном размышлении Толстого, как в зерне, заложено всё основное содержание его религии, с христианством ничего общего не имеющей. Да это и не религия вовсе, если оценивать строго и трезво. Зерно до поры зрело в его душе, пока не дало ростки на рубеже 70-80-х годов, в пору духовного кризиса, настигшего Толстого. Должно признать, что ничего нового в толстовстве нет: о земном блаженстве, о земном Царствии, на рациональной основе созидаемом, мечтали и судили и прежде и позднее…

В историю мировой культуры Лев Толстой вошёл, прежде всего, как один из гениальнейших художников-творцов. Но, быть может, ещё большее значение имеет - для всеобщей истории человечества - его опыт веро-творчества, урок, требующий осмысления слишком пристального.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910)

В результате изучения данной главы студент должен:

  • - знать основные этапы творческого пути Толстого; особенности формирования его писательской направленности (функции дневника); круг творческих интересов писателя; произведения прозы и драматургии, их жанровую специфику; философские, религиозные и эстетические направления поиска;
  • - уметь определить новаторские черты романов писателя; раскрыть смысл «душевной драмы» Толстого; истолковать понятие «диалектика души» как художественный прием, открытый Толстым; назвать основные положения его эстетической концепции (трактат «Что такое искусство?»);
  • - владеть навыками исследования психологического мастерства с точки зрения «теории характера», разработанной Толстым; навыками анализа средств художественного изображения (особенности портретирования, пластика описаний, функции пейзажа и др.); навыками аргументации своеобразия построения композиционной структуры произведения.

Когда речь заходит о Л. Н. Толстом, всегда поражает масштаб его личности: гениальный писатель, с успехом работавший во всех родах и жанрах словесного искусства, философ, мыслитель-утопист, религиозный писатель, выступивший с рядом произведений, истолковывавших вопросы веры, литературный критик, публицист, эстетик, создавший свою теорию творчества и художественного восприятия (трактат «Что такое искусство?»), педагог, выдвинувший оригинальную концепцию школьного образования и воспитания. Редчайший случай: Толстой еще при жизни был назван художественным гением. Обычно слава запаздывает и приходит к писателю после его смерти. С ним этого не случилось.

Не преувеличивая, можно сказать, что Толстого в России знали все. Это кажется странным, ведь масса простых русских людей была неграмотна. Однако если они не знали Толстого как писателя, то устная молва разносила о нем в самые глухие уголки славу проповедника-моралиста. Крестьяне приходили в Ясную Поляну, в имение писателя под Тулой, за святым словом истины. В представлениях русских (и не только русских) людей, Толстой был наиболее полным воплощением гениальности, так как известность его была всемирной.

По линии отца род графов Толстых - один из древнейших в России, первые летописные упоминания относятся к XVI в., есть сведения из эпохи Ивана Грозного; предком писателя был знаменитый Петр Андреевич Толстой, сподвижник Истра Великого. Д. С. Мережковский, желая унизить Л. Н. Толстого, писал, что среди его предков были заплечных дел мастера, намекая на то, что П. А. Толстой был некоторое время начальником Тайной канцелярии. Но он имел свои заслуги перед Россией. Это был выдающийся дипломат, отстаивавший ее интересы. Герб графов Толстых нес в себе стилизованное изображение семибашенного стамбульского замка, куда П. А. Толстой был заключен в то время, когда был послом России в Турции. И. А. Бунин видел развалины зловещего замка во время своих путешествий, а В. Г. Короленко невесело шутил, отправляясь по голодающим деревням Лукоя- новского уезда Нижегородской губернии в 1892 г., что, дай волю «мужиконенавистническим» властям, они охотно заключили бы его в эти мрачные застенки.

По материнской же линии (князей Волконских) генеалогия Толстого уходит в еще более глубокую старину: его предком был князь Черниговский Михаил, причисленный православной церковью к лику святых за свою мученическую смерть в Золотой Орде. Толстой состоял в родстве с А. С. Пушкиным (князь был их общий предок), а это значит, что не только история, но и многовековая русская культура входила в плоть и кровь писателя уже с ранних лет. Имела место своего рода наследственность, исторические и культурные гены.

Необычно складывалась писательская судьба Толстого. В 1851 г. он отправился на Кавказ. В станице Старогладковской (территория современной Чечни) начинается его служба в действующей армии в качестве волонтера (добровольца). В 1856 г. он выходит в отставку в звании поручика. Толстой - прекрасный наездник, охотник, знаток военного дела. Он единственный из русских писателей прошел три кровавых военных кампании: Кавказскую, Дунайскую (война с Турцией) и Крымскую, попав опять-таки по настойчивым его рапортам в самое гибельное место Севастопольской обороны - на четвертый бастион. В истории мировой литературы, пожалуй, трудно найти автора, который бы так сурово обличал войну - «наииротивнейшее человеческому естеству состояние», неразумное решение споров между народами силой оружия, и в то же время с такой поразительной художественной яркостью изображал ее не в парадных батальных сценах, а в «крови, в страдании и в смерти».

На Кавказе были завершены повести «Детство», «Отрочество», начаты «Казаки». Если «Детство», опубликованное в журнале Некрасова «Современник» (1852), вызвало живейший интерес знатоков литературы, то «Севастопольские рассказы» (1855- 1856) принесли автору поистине всероссийскую славу. «Казаки» (1862) окончательно закрепили успех писателя. В 1869 г. вышел в свет роман «Война и мир». В начале 1870-х гг. Толстой работал над «Азбукой» и «Русскими книгами для чтения», рассчитанными на детское восприятие. Это была вторая волна увлечения работой в созданной им яснополянской школе для крестьянских детей (первая относилась к концу 1850-х - началу 1860-х гг.). В 1877 г. был закончен роман «Анна Каренина».

В 1880-е гг. Толстой работает над «Народными рассказами» и над своими прославленными повестями «Холстомер» и «Смерть Ивана Ильича». «Крейцерова соната», замысел которой тоже относится к концу 1880-х гг., появилась позднее, в 1890-е гг. В 1880-1890-х гг. пишутся драматургические произведения «Власть тьмы», «Плоды просвещения», позднее «Живой труп». На грани двух столетий был опубликован роман «Воскресение» (1899).

В оставшиеся 10 лет жизни Толстой осуществил почти 50 законченных и не вполне завершенных замыслов! Требовательность его к себе была так велика, что среди последних оказались подлинные его шедевры (драма «Живой труп», повесть «Хаджи Мурат», рассказ «После бала»). В ночь на 28 октября 1910 г. Толстой тайно покинул Ясную Поляну, 31 октября тяжело больной (ему было 82 года) он вынужден был сойти на станции Астаново, 7 ноября в шесть часов утра наступила смерть. Последними произнесенными в бреду словами были: «Я люблю истину». Последняя запись в дневнике умирающего, начатая его рукой по-французски «Вот и план мой. Делай, что должно...», затем продолжена дочерью: «...и все на благо и другим, и главное, мне». Первые слова этой предсмертной записи Толстого были вступительной частью французской пословицы: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». Он следовал этому правилу всю свою жизнь.

Смерть Толстого была воспринята как величайшая потеря для всех людей мира, но он и сейчас в известном смысле остается писателем будущего, настолько глубоки и жизненно необходимы его идеи.


Мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик». Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Татьяна Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными и отразились в автобиографической повести "Детство ". Период детства


Л.Н. Толстой с братьями. Толстой был четвёртым ребёнком в семье; у него было три старших брата: Николай (), Сергей () и Дмитрий (). В 1830 году родилась сестра Мария. Его мать умерла с рождением последней дочери, когда ему не было ещё 2-х лет.


Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. Живя в Казани, Толстой 2,5 года готовился к поступлению в университет. И в 17 лет он поступает туда. Но занятия не вызывали у него живого интереса, и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс наук. Казанский университет П. И. Юшкова – тётя писателя Казанский университет. Дом в Ясной Поляне.




После лета в деревне, осенью 1847, Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся. Тогда же у него возникло серьезное желание писать, и появились первые незавершенные художественные наброски. " Бурная жизнь юношеского периода"


В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека. На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени. Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание. Повесть «Детство"


В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. Издавать и журнал для солдат). Здесь он начал писать цикл «Севастопольских рассказов». Крымская кампания


В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современник", где его встретили как "великую надежду русской литературы". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии.Осенью вернулся в Москву, затем снова в Ясную Поляну. В кругу литераторов и за границей


В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна", книги "Азбука" и "Новая Азбука, а также детские книги для чтения. Народная школа




В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работает над романами: «Война и мир», «Анна Каренина», повестью «Казаки», после опубликования которых был признан гениальным.


Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он провел последние семь дней своей жизни. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне. Станция Астапово


Всю свою жизнь Л. Н. Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях Л. Н. Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом. 10 (23) ноября 1910 года Толстой был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага, в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую секрет, как сделать всех людей счастливыми.

С липецким краем имя великого русского писателя Льва Николаевича Толстого связано прочными узами: борьба с голодом в 1891-1893 гг., многолетняя дружба со Стаховичами и А. М. Жемчужниковым, переписка с Марко Вовчок и И. А. Буниным, наконец, последние дни жизни на станции Астапово.

Борьба с голодом – один из ярчайших примеров общественной деятельности писателя. В 1891 году на центральные и юго-восточные губернии России обрушился неурожай, начался голод. Лев Николаевич Толстой в силу своих убеждений не мог остаться безучастным к отчаянному положению крестьян. В сентябре 1891 года он объезжает несколько уездов Тульской и Рязанской губерний, выясняя, где больше нуждающихся. Вернувшись из поездки, Толстой пишет статью «О голоде», в которой рассказывает об ужасающем положении голодающих уездов и предлагает меры для подъема благосостояния русской деревни.

Л. Н. Толстой решает заняться организацией непосредственной помощи голодающим и в конце октября 1891 года вместе с дочерьми едет в имение И. И. Раевского Бегичевку Данковского уезда Рязанской губернии. Жена писателя Софья Андреевна Толстая обращается в редакцию газеты «Русские ведомости» и призывает читателей присылать пожертвования в помощь голодающим. В первые же десять дней в адрес С. А. Толстой поступило 9 тыс. рублей. А всего за зиму 1891-1892 годов из разных губерний России и из-за, рубежа было прислано 190 тыс. рублей.

Л. Н. Толстой писал в газеты отчеты об израсходовании средств на столовые для голодающих. Все это вызывало недовольство со стороны царского правительства. В январе 1892 года было заведено дело «Об установлении наблюдения за деятельностью графа Л. Н. Толстого и его семьи по поводу устройства им в Данковском уезде народных столовых». А организовано их было немало: в 212 населенных пунктах, в том числе 78 столовых в Данковском уезде.

Всего в этом уезде Л. Н. Толстой пробыл 200 дней и понял, что частная благотворительность не спасет народ от нужды, голода и унижений. Уехал он из Бегичевки в конце июля 1893 года, когда дело помощи голодающим было поставлено твердо и был собран новый урожай. Но связи Л. Н. Толстого с Липецким краем не были прерваны.

К 1895 году относится знакомство Л. Н. Толстого с замечательным пианистом, уроженцем Лебедяни К. Н. Игумновым. «Я хорошо помню, с каким волнением принял приглашение Татьяны Львовны Толстой придти к ним в дом и поиграть на рояле для Льва Николаевича, – вспоминал Игумнов. – Перспектива увидеть гениального человека, которому, казалось, была ясна вся подноготная любого его собеседника, приводила меня в большое смущение... Однако радушие, с каким я был встречен, и свойственная Льву Николаевичу приветливость меня ободрили...

В это первое мое посещение, впрочем, как и во все другие, я играл великому писателю и встречал очень сочувственное отношение к моей игре» 1 .

В сентябре 1908 года отмечалось 80-летие со дня рождения Л. Н. Толстого. В огромном потоке поздравлений были телеграммы, посланные из липецкого края, от писателя И. А. Бунина, от старых друзей Стаховичей.

В апреле 1909 года совет Липецкого Петровского общества распространения научных и практических знаний обратился к Л. Н. Толстому с просьбой прислать книги для библиотеки и читальни. Просьба общества была удовлетворена. На письме из Липецка секретарь Л. Н. Толстого Н. Н. Гусев отметил: «Липецкая библиотека просит книг. Послано 27 мая» 2 .

И, наконец, последние дни жизни Л. Н. Толстого. 28 октября 1910 года гениальный писатель вместе с доктором Д. П. Маковицким навсегда покинул Ясную Поляну. В дороге Лев Николаевич заболел и 31 октября сошел с поезда на железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Начальник станции И. И. Озолин предоставил свою квартиру для больного писателя. Весть о болезни Л. Н. Толстого и его местопребывании облетела весь мир.

Семь дней провел Толстой в квартире И. И. Озолина. В то время не смолкая работал станционный телеграф, передавая бюллетени о состоянии здоровья Л. Н. Толстого.

Конечно, И. И. Озолин рисковал должностью, приютив больного писателя, отлученного от церкви святейшим синодом, но он принял все меры, чтобы Льву Николаевичу были обеспечены тишина и покой. Здесь писатель сделал последнюю запись в своем дневнике: «03.11.1910. Вот и план мой. Делай, что должно, и пусть будет, что будет…».

Болезнь прогрессировала, и 7 ноября 1910 года Л. Н. Толстой скончался. Толпы народа провожали его в последний путь. А в Астапове, в комнате, где лежал Лев Толстой, все осталось в том виде, как и при нем. Решением Советского правительства с 1918 года станция Астапово переименована в станцию Лев Толстой. В доме, где писатель провел последние дни, открыт музей, его имя носит средняя школа и совхоз в Лев-Толстовском районе. В 1960 году в привокзальном сквере открыт памятник великому писателю.

20 ноября 2010 года к 100-летию со дня смерти Л. Н. Толстого на станции Лев Толстой был открыт Мемориал памяти Л. Н. Толстого «Астапово». Это целый комплекс всех строений исторической станции и находящихся рядом домов, восстановленных в своём первозданном виде. Центр Мемориала – мемориально-литературный музей Л. Н. Толстого, который расположен в доме начальника станции И. И. Озолина. В этот день также был открыт культурно-образовательный центр имени Л. Н. Толстого, ставший составной частью музейного комплекса.

Богатейшее наследие Л. Н. Толстого востребовано и в наши дни. Оно все так же привлекает внимание к больным вопросам русской жизни, поискам путей развития человечества.

1 Мильштейн Я. Константин Николаевич Игумнов. – М.: Музыка, 1975. – С. 90.
2 Стрижнева С. Пребывание Толстого в Липецком крае // Ленинское знамя. – 1967. – 2 сент.

Произведения Л. Н. Толстого, связанные с Липецким краем

  • Два гусара // Полное собрание сочинений: в 90 т. – Т. 3. – С. 145.
  • Кто прав?: рассказ // Полное собрание сочинений: в 90 т. – Т. 29. – С. 264-277.
  • О голоде // Полное собрание сочинений: в 90 т. – Т. 29. – С. 86.
  • О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая // Полное собрание сочинений: в 90 т. – Т. 29. – С. 126.
  • Страшный вопрос // Полное собрание сочинений: в 90 т. – Т. 29. – С. 117-125.
  • Царство божие внутри Вас // Полное собрание сочинений: в 90 т. – Т. 29. – С. 1.
  • Письма [к разным лицам из Бегичевки, окт. 1891-июль 1893] // Полное собрание сочинений: в 90 т. – Т. 66.

Литература о связях Л. Н. Толстого с Липецким краем

  • Величкина В. В голодный год с Львом Толстым / В. Величкина. – М.-Л., 1928. – 145 с.
  • Мейлах Б. Уход и смерть Льва Толстого / Б. Мейлах. – М.-Л.: Гослитиздат, 1960. – 406 с.
  • Кашменский П. Домик на станции Лев Толстой / П. Кашменский. – Липецк: Кн. изд-во, 1960. – 55 с.
  • Стадлинг Ю. С Толстым на голоде в России // Прометей: историко-биогр. альманах. – М., 1980. – Т. 12. – С. 314-322. – (Жизнь замечат. людей).
  • Кукрак С. И. Место, на котором находилась усадьба И. И. Раевского, где в 1891–1893 гг. жил Л. Н. Толстой // Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Липецкая область. – М., 1980. – С. 50-53. – (Труды НИИ культуры; Т. 87).
  • Музей Л. Н. Толстого на станции Лев Толстой: фотоальбом / авт. текста Н. И. Азарова. – М., 1999. – 32 с.
  • Духовное наследие Л. Н. Толстого и современный мир: материалы XII Барышниковских чтений. Русская классика: проблемы интерпретации (24-26 февр. 2003 г.). – Липецк: ЛГПУ, 2003. – 403 с.
  • Л. Н. Толстой и И. А. Бунин: встречи на липецкой земле. – Липецк: Липецкое изд-во, 2003. – 80 с.
  • Крылова Р. Последнее прибежище Льва Толстого: [ж-д станция Астапово] // Земля Липецкая: историческое наследие. Культура и искусство. – СПб., 2003. – С. 310-313. : фото. – (Наследие народов Российской Федерации; Вып. 3).
  • Засимова А. Встреча: [запись рассказа дедушки А. Засимовой – Афанасия – о встречах со Львом Толстым] // Липецкая газета. – 2003. – 9 сент.
  • Еремеева С. «Семь дней до бессмертия»: [последние дни жизни Л. Толстого на ст. Астапово] // Родина. – 2004. – № 1. – С. 126-128.
  • Балдин А. Экспедиция 10-го года: последний маршрут Толстого: [путь Л. Н. Толстого: Ясная поляна – Астапово] // Октябрь. – 2005. – № 1, 4, 5. – С. 4, 153-178, 152-178.
  • Кобзева Е. С. Последние дни на станции Астапово // Липецкий вестник архивиста. – 2007. – Вып. 1 (2). – С. 94-99.
  • Дом, в котором умер Л. Н. Толстой // Липецкая область: каталог объектов культурного наследия. – М. : НИИЦентр, 2008. – С. 167. : фото.
  • Памяти Толстого: [беседа с директором ГМТ В. Ремизовым, в частности, о музее Толстого в Астапове] // Наше наследие. – 2008. – № 87-88. – С. 163-171.
  • Дудина Т. П. Духовно-культурные центры Центрального Черноземья: Тихон Задонский и Лев Толстой // Русское Подстепье в историко-культурном и литературно-лингвистическом преломлении (памяти С.В. Красновой). – Липецк, 2009. – С. 93-98.
  • Кукрак С. [К. Н. Игумнов и Л. Н. Толстой] // Золотой ключик. – 2009. – 4 авг. (№ 16). – С. 6-7.
  • Басинский П. В. Лев Толстой: бегство из рая / П. Басинский. – М. АСТ: Астрель, 2010. – 636 с.
  • Ореханов Г., свящ. Последнее путешествие Л. Н. Толстого. Монастыри. Астапово. Смерть // В. Г. Чертков в жизни Л. Н. Толстого / Г. Ореханов. – М.: ПСТГУ. 2010. – С. 91-113.
  • Алексеев А. Творец Вселенной: [о 100-летии со дня смерти Л. Н. Толстого на ст. Астапово] // Неоновый город L. – 2010. – № 10. – С. 48-51.
  • Кузнеделева Н. Пассажир поезда № 12: сто лет тому назад Лев Толстой отправился в свое последнее путешествие: [основываясь на материалах дневников, авт. пытается воспроизвести послед. маршрут Л. Толстого] // Липецкая газета: итоги недели. – 2010. – № 46 (8-14 нояб.). – С. 43-47. – То же. : Подъем. – 2010. – № 12 – С. 217-222.
  • Березин В. Дорога на Астапово: путевой роман // Новый мир. – 2010. – № 11 – С. 8-62.
  • Толстой В. Его уход не был жестом: [беседа с директором музея-усадьбы «Ясная Поляна»] / записал П. Басинский // Дружба народов. – 2010. – № 11 – С. 215-220.
  • Петров В. Памятник на Верхнем Дону: (Лев Толстой в Бегичевке) // Подъем. – 2011. – № 1. – С. 191-199.
  • Галахова Л. Юлия Игумнова о Толстом: [секретарь Л. Н. Толстого Ю. И. Игумнова родилась в Лебедяни] // Лебедянские вести [Лебедянский район]. – 2011. – 12 марта. – С. 6-7.
  • Крылова Р. Это было 20 лет назад: [о посещении музея Л. Н. Толстого «Астапово» потомками писателя Л. Н. Толстого] // Народное слово [Лев-Толстовский район]. – 2011. – 21 июня.

Справочные материалы

  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 348-350.
  • Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. – Липецк, 2010. – С. 750.
  • Замятинская энциклопедия. Лебедянский контекст. – Тамбов-Елец. – 2004. – С. 377-383.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 195-198.
  • Писатели Липецкого края: библиогр. указ. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1986. – Вып. 1. – С. 122-125.
  • Хочу кричать истину. Лев Николаевич Толстой и Липецкий край: биобиблиогр. указ. – Липецк: Инфол, 2003. – 128 с.