Устное народное творчество конспект. Конспект урока литературы на тему:устное народное творчество. понятие о фольклоре. IV. Обобщение и систематизация знаний

Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: «Устное народное творчество. Фольклор».

Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; сопоставить с марийским фольклором; привить интерес к произведениям устного народного творчества.

Задачи:
Образовательные:
дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
Развивающие:
Способствовать развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Воспитательные:
Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума
и чувств.
С помощью фольклорных произведений формировать уважение к народному творчеству.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Тип урока: урок обобщения изученного.

Оборудование : выставка книг русских народных и марийских народных сказок, иллюстрации к сказкам, записи на доске.

Ход урока .
1 Организационный момент.
Записи на доске: «Что за прелесть эти сказки!» А.С. Пушкин.

Сегодня итоговое занятие по теме “Устное народное творчество. Фольклор”.

На доске записана тема: «Устное народное творчество. Фольклор».
– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?
Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.

Словарная работа.

Устное - уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор

безымянен.

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.
Фольклор - это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, марийского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.

С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.

С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.


1. Угадайте жанры фольклора.

А) И зимой и летом одним цветом. (Елка).

Круглая, а не месяц; желтая, а не масло; с хвостиком, а не мышь. (Репа).

(Загадки).

Б) Иди, дождик, дождичек, пробуравь землицу, дай нам водицу! (Закличка) .

В) Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе пирога.(Приговорка ).

Г) На дворе трава, на траве дрова. (Скороговорка ).

Д) Раз, два, три, четыре, пять –

Собралась ведьма умирать;

Черти-то звонят, Ведьмушку хоронать. (Считалка ).


2.- Знаете ли вы малые жанры фольклора? Назовите их.
Пословицы и поговорки - отражение народной мудрости. Они являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций.
Поговорка - законченное суждение, а пословица - часть суждения.
Пословица недаром молвится.
Глупая речь не пословица.
Красна речь пословицей.
- Вспомните несколько пословиц.
- Употребляете ли вы их в своей речи?
- Объясните смысл пословиц и поговорок.
а) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
б) Слово не стрела, а хуже стрелы разит.
в) Любишь кататься, люби и саночки возить.
г) С кем поведешься, от того и наберешься.
д) Не копай другому яму, сам туда попадешь.
е) Делить шкуру неубитого медведя.

Знаете ли вы пословицы на марийском языке?
- Покажите пантомиму на любую пословицу.


Физкультминутка.
3. Любимый жанр фольклора у детей и взрослых - загадки. Загадками испытывается сообразительность человека.
- Какие загадки вы приготовили своим товарищам?
- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову загадка? (загадочный, загадать, гадать, гадалка).

Работа в парах: загадывание загадок.

4. Еще один популярный жанр фольклора - обряд, который предусматривает правила поведения человека в той или иной ситуации. Обряд связан с предметами, с которыми производятся ритуальные действия. Обряд происходит в определенное время и в определенном месте. Мы говорили на прошлом уроке об обряде венчания, крещения ребенка.
- А знаете ли вы об обрядах марийского народа?
(Сватание невесты (удырым йуктымаш),
Инсценировка обряда «узыбка»,
- Есть календарные обряды, поверия. По народным представлениям, на закате плохо браться за новую работу, после захода солнца нельзя ничего отдавать из дому, стричь волосы, ногти. В полдень нельзя находиться в поле, нужен перерыв в работе, иначе накажет полудница. В полночь опасно выходить из дому: света белого не видно и ночные духи обступают человеческое жилище.
- Рассказывают ли вам ваши бабушки и дедушки обряды и поверия?

5. Сказку любят все.
“Что за прелесть эти сказки!” - писал А.С. Пушкин.
А что такое сказка? (Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).
- Подберите однокоренные слова к слову “сказка”?
(Сказать, рассказывать, сказочный, сказочник).

А теперь поиграем в игру «Лучший знаток народных сказок».
Конкурсы
а) Какие знаете сказочные элементы? (присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы)
б) Кто больше знает сказочные зачины?
(“Жил да был...”, “Жили-были...”, “В некотором царстве, в некотором государстве...”, “За тридевять земель, в тридесятом царстве...”, “В старые годы у одного царя было три сына...”.
в) На какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных).
г) Назовите цели видов сказок.
Цель волшебных сказок - испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.
Цель сказок о животных - весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства человека.
Задача бытовых сказок - рассказать о необычном происшествии: действие происходит в обычной обстановке, показать пороки людей.

Приведите примеры из марийского фольклора на все виды сказок («Сереброзубая Пампалче» - волшебная; «Голодный волк» - о животных; «Поп и слуга» - бытовая).

д) Послушайте сказки. Определите, к какому виду сказок относятся. Чему учат?
е) Инсценировка сказок по иллюстрациям учебника.
(“Репка”, “Три медведя”, “Колобок”).
ж) Подберите постоянные эпитеты

з) Какие качества человека
к словам олицетворяют животные:
девица - красная; лиса - хитрость
молодец - добрый; медведь - неуклюжесть
море - синее; волк - глупость
поле - чистое; заяц - трусость
тучи - черные; сова - ум
лес - дремучий; сорока - болтливость
луга - зеленые; пчела - трудолюбие

6. Мы говорили о народных сказках. А ведь еще есть сказки, которые писатели написали. Известны сказки А.С. Пушкина, Н.Гоголя, М.Лермонтова, Л.Толстого. Прежде чем взяться за создание сказки, писатели изучали, как они построены, какими словами написаны. А потом и сами сочиняли. Сказка, у которой есть автор, называется авторской, литературной.
- Знаете ли вы, кто написал сказки
“Спящая царевна?” - В. Жуковский
“Аленький цветочек?” - С. Аксаков
“Каменный цветок?” - П. Бажов.
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях?” - А. Пушкин.

А вы знаете, что многие сказки А.С.Пушкина переведены на марийский язык?

7. Итоги урока: Сегодняшний урок был посвящен устному народному творчеству. Все работали очень хорошо. Знакомство со сказками мы продолжим на следующих уроках. Будем знакомиться с авторскими сказками. С другими жанрами устного народного творчества: народными песнями, былинами, мифами - мы познакомимся в 6-8 классах.

Домашнее задание (по выбору):

1. Пересказ любимой сказки

2. Сочинить сказку.

Жанры устного народного творчества», 7 класс

Тип урока: Обобщающий.
Цели: Вспомнить жанры устного народного творчества.
Задачи: Учится различать жанры устного народного творчества, развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения, умение сравнивать и анализировать;развитие грамотной устной речи; формирование навыков выразительного чтения,способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению речи, интонации;

Ход урока:

1. Организационый момент.

Звучит грамзапись русской народной песни «Как пошли наши подружки».
Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.
Необычно, чудесной русской народной песней «Как пошли наши подружки» начался наш урок, посвященный русскому устному народному творчеству.
2. Актуализация знаний.
Учитель.
Сегодня о жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что знаем, повторим.
Обратите внимание на доску, давайте прочитаем вопросы.
Постановка проблемных вопросов.
Учитель. Как Вы понимаете, что такое «Устное народное творчество?»
Что значит выражение «Передавать из уст в уста»? (ответы детей).
Учитель. Выражение «устное» - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста.
Учитель. Как появились произведения устного народного творчества?
Учитель. Один человек рассказывал другому отец – сыну, бабушка – внучке, и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, но своими словами.
«Творчество» - от слова «творить», создавать.
«Народное» - это значит, создал народ, а не кто, то один.
Учитель. Как мы можем назвать устное народное творчество? (ответы детей).
Учитель. Правильно «Фольклор». Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Учитель . Ребята, какие жанры устного народного творчества вам знакомы?
Учитель. Давайте мы с вами на ИД напишем все виды которые знаем.
3. Основная часть.
Учитель . На нашей доске расположен кроссворд. Я читаю загадки, отгадки мы запишем в клеточки кроссворда и в выделенном столбике прочитаем «ключевое слово» (слайд 5).

Дети выходят к интерактивной доске и записывают ответы.
1. Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)

2. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,

По куда он идет. (Дождь)

3. То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг)

4. Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду. (Велосипед)

5. Всегда шагаем мы вдвоем.
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Башмаки)

6.Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу? (Очки)

7. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита. (Книга)
Учитель. Какое слово получилось в выделенном столбике? (ответы детей).
Ребята, а что такое потешки? (ответы детей).
Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки. Например, купают ребенка и приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба.
- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?
Учитель. Потешка – маленькое веселое стихотворение.

4.Физминутка.
Учитель. Ребята, сегодня у нас будет необычная физминутка. Мы будем ее проводить под музыкальную запись потешки.
А еще про какие жанры унт мы не говорили?
О пословицах.
Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. На доске пословицы но они перепутаны.Вам надо их стрелочками соединить.
Соедините начало и окончание пословицы.

Терпенье и труд а не ученье – тьма.
Ученье – свет, там и счастье.
Не спеши языком, всё перетрут.
Труд кормит, торопись делом.
Где труд, а лень портит.
Правильно,хорошо справились с заданием.
А теперь задание труднее!
Составьте пословицы из предложенных попарно соединенных слов.
1.труда - пруда

2.Время - потехи

3.В гостях- дома

4.100 рублей -100 друзей

5.кататься – саночки
Дидактическая игра «Угадай пословицу». По предложенному рассказу необходимо сформулировать пословицу.
Вася, прежде чем сделать какое-то дело, долго думал, готовился и, в результате хорошо справился.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
Петя торопился скорее сделать дело, чтобы гулять пойти, да ничего не вышло. Пришлось все переделывать.
- Поспешишь, людей насмешишь.
Валя по секрету что-то сказала Коле, он – Зине, Зина – Люсе и т.д. Вскоре все об этом секрете знали.
- По секрету всему свету.
Саша смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он выдел как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.

А какие чудесные сказки сочинил русский народ!
Сейчас мы с вами посмотрим как вы их знаете РНС.
О какой сказке идет речь?
1. Влез Иванушка коню в правое ухо,в левое вылез.Стал молодец молодцом и поскакал к царскому дворцу.
2. Чего тебе, мужичок? – спрашивает царь?
-Вот принес я тебе,государь – батюшка,гуся на поклон,- говорит мужик.Да уж коли умел ты меня уважить,умей и гуся разделить, чтоб никому в моем семействе обиды не было.
3.Выдь за меня замуж.
-Нет,Журавль,не пойду за тебя замуж,у тебя ноги долги,платье коротко,сам худо летаешь и кормить – то меня тебе нечем!Ступай прочь, долговязый!
Молодцы!
Итог урока.
Учитель . Дети, скажите что такое «Устное народное творчество»? Какие жанры фольклора вы знаете?
Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
Учитель. Спасибо за урок!

Основные цели:

Создание рефлексивно-познавательной среды на уроке для:

  • Осмысления и переосмысления содержания жанров устного народного творчества, сказочных образов и героев;
  • Совместного проживания содержания художественного материала;
  • Перехода от стереотипного восприятия художественного материала к рефлексивному;
  • Совместной групповой и коллективной работы;
  • Развития воображения и творчества учащихся.
  • Использование предметных практических приемов и упражнений для развития воображения учащихся.
  • Формирование навыков рефлексивного (образного, ассоциативного) мышления учащихся. Культивирование "рефлексивного" читателя.
  • Формирование и развитие в ходе урока новых ценностей и смыслов; актуальности и жизненности изречения: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"; личностное восприятие учащимися устного народного творчества; сопричастность сказочным образам и героям.
  • Повышения интереса к изучению предмета посредством применения дополнительного, игрового материала и использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал: презентация к уроку PowerPoint 2003г

Раздаточный материал: вопросы для групп учащихся, необходимые на уроке.

Задачи урока:

  • Активизировать и актуализировать знания учащихся по устному народному творчеству с целью их подготовки к восприятию программного материала.
  • Повторить и обобщить известные детям понятия по теории литературы.
  • Сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения и понимания на примере русских народных сказок
  • Научить детей образному восприятию художественного текста литературного героя.
  • Научить учащихся навыкам первичного (образного ассоциативного) рефлексивного мышления.
  • Сформировать навыки совместного группового взаимодействия.
  • Научить ребят творчески решать проблемные задания.

Целесообразность использования:

  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
  • помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

Ход урока

Учащиеся сидят по заранее сформированным группам (принцип формирования групп произвольный).

1. Мотивация к учебной деятельности.

"Слово человеческое вылетает из-за городьбы зубов, как быстрая птичка, и уязвляет ненавистных врагов, как острая стрела: (Александр Николаевич Афанасьев).

"Оно льется как водный поток, и блестит как небесный свет:

:слову человеческому была присвоена та же всемогущая сила, какою обладают сближаемые с ним божественные стихии".

"Давай те же обратимся к истокам, чтобы, продвигаясь вслед за нашими предками, возделывающими в течение многих веков поле родной культуры, увидеть ее в развитии, узнать, как жили, о чем думали первосозидатели нашего языка и культуры".

Федор Иванович Буслаев (исследователь и собиратель произведений народной словесности)

Я желаю вам успехов и думаю, что вы хорошо поработаете.

Пожелайте друг другу удачи. Теперь в путь!

2. Постановка познавательной задачи.

Какую большую тему мы прошли? (Устное народное творчество) слайд 1.

Как выдумаете, чем сегодня вам предстоит заниматься? (вспоминать, повторять изученные произведения, отгадывать загадки, над чем-то мы будем работать в группах)

Будем ли мы узнавать что-то новое? (кто-то будет; да; нет - возможны любые ответы детей)

Почему она так называется? (Произведения придумал народ и передавал их из уст в уста)

Как вы понимаете, выражение "из уст в уста" (один человек рассказывал другому, другой третьему, и т.д.)

Какие разделы в ней изучались? (малые фольклорные жанры, сказки)

Какие малые жанры фольклора нам встречались? Слайд 2

Скороговорки

Потешки

Небылицы

Пословицы и поговорки

Загадки

Сегодня с вами будет работать вот такая говорящая рыбка. Она сказочная и если кто-то из вас что-то забудет, она подскажет. Тех, кто волнуется, успокоит, надо на нее только посмотреть.

3.Работа по группам (5групп).

Задание №1 "Угадай, к какому малому фольклорному жанру относится"

Группы выбирают малый фольклорный жанр (вытаскивают задания из мешочка), обсуждают. Детям необходимо отгадать жанр и аргументировать свой ответ, опираясь на текст учителя, учебника и само произведение.

Раз два три, четыре, пять
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы:
Поводи иди-ка ты.(считалочка)

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку цап. (Скороговорка)

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из под собаки лают ворота.
Дубина выбегает с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах (небылица).

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь? (пестушка)

Баю, баюшки, баю
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок. (колыбельная песенка)

У каждой группы есть толковый словарь, учебник "Родная речь" 2 класс, раздаточный материал учителя (из энциклопедии):

Считалки - вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из нескольких.

Скороговорка - шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова". Скороговорка - частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья

Небылица - Вымысел, лживое сообщение Шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (например: гром по лесу прокатился: комар с дерева свалился)

Пестушки- это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения. Слово "пестушка " произошло от слова "пестовать" - нянчить, заботливо растить, воспитывать, носить на руках.

Колыбельная песня - песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мама своему ребенку, может петься родными для больного и в прочих случаях. Отличительным признаком колыбельной песни является - достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

Какой раздел мы изучали с вами после малых жанров фольклора? (Сказки.)

Какие виды сказок вы знает? (бытовые, волшебные о животных)

Что мы еще знаем о волшебных сказках? (В этих сказках могут быть присказка, зачин, троекратное повторение, концовка) Слайд3

Артикуляционная разминка

Прежде чем перейти к следующему заданию волшебная рыбка предлагает нам разминку: какая группа лучше проговорит скороговорку.

Дети выбирают любую известную скороговорку. Говорит группа хором.

Физкультминутка

А теперь в награду физкультминутка от волшебной рыбки.

Беленькое облако
Округленные руки перед собой
Поднялось над крышей
Поднять руки над головой
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу.
Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

5. Продолжение работы в группах.

Задание №2 "Отгадай сказку"

Размялись, передохнули, теперь вернемся к сказкам и проверим, как вы их хорошо помните.

Появляются картинки. Группы отгадывают сказки по очереди.

Слайды 4,5,6,7,8.

Группы отгадывают сказки по очереди. Какая сказка изучалась на уроке, а мы ее не назвали?

("Петушок и бобовое зернышко")

Чему научила вас эта сказка? (помогать друг другу, не спешить, бережно относиться к своему здоровью.).

Задание №3."Инсценировка"

Ваша задача инсценировать отрывок из сказки, которую вы отгадали. Объяснить ее вид, доказать это.

Лиса и тетерев

Лиса и журавль

У страха глаза велики

Каша из топора

Гуси лебеди

"Лиса и тетерев"

Вспомните сказку

Перескажите диалог по ролям

"Лиса и журавль"

Вспомните сказку

Прочитайте или повторите диалог героев

Перескажите диалог по ролям

К какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

Помните о выразительном исполнении

"У страха глаза велики"

Вспомните сказку

Прочитайте или повторите диалог героев (старуха, внучка, мышка, курица, заяц)

Перескажите диалог по ролям (отрывок со слов "Прибежали они домой:")

К какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

Помните о выразительном исполнении

"Каша из топора"

Вспомните сказку

Прочитайте или повторите диалог героев (старухи и солдата)

Перескажите диалог по ролям

К какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

Помните о выразительном исполнении

"Гуси лебеди"

Вспомните сказку

Прочитайте или повторите диалог героев (девочка и мышка)

Расскажите диалог по ролям (отрывок в доме Бабы -Яги)

К какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

Помните о выразительном исполнении

6. Викторина "Вспомни пословицу".

В заключении конкурс пословиц. Работа проводится фронтально.

Пословицы рассыпались Слайды9-15

Доброе братство в беде

Друзья познаются добром и платят

Робкого дороже богатства

За добро и тень страшит

Сметка дороже дороже богатства

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Вот и подошел к концу наш урок. Рыбка готова дать оценку вашему уроку, но ей хотелось бы знать:

Для чего мы изучали устное народное творчество?

Что понравилось на уроке?

Все ли вам удалось?

Над чем еще надо поработать? Как вы будете это делать?

Обсуждение результатов проходит по группам (вопросы для анализа деятельности есть у каждой группы), затем выслушиваются ответы.

А вот оценка рыбки. Слайд 16.

Домашнее задание: попробуй сочинить свое произведение (сказку, загадку и т. д.),

По желанию выполнить задание на пространстве.

МБОУ «Кулешовская основная общеобразовательная школа» Красногвардейского района Белгородской области РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «Обобщение по теме «Устное народное творчество». Урок-игра. (3 класс программа «Школа России») Урок подготовила и провела учитель начальных классов Викол Татьяна Ивановна 2011 год Урок чтения в 3 классе Тема: «Обобщение по теме «Устное народное творчество». Урок-игра. Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по пройденной теме в игровой форме. 2. Формировать навыки беглого, выразительного чтения. 3. Развивать творческие способности, мышление, память обучающихся, навыки коллективной работы. 4. Воспитывать чувство патриотизма через чтение произведений устного народного творчества. Оборудование: «Родная речь». Учебник для 3 класса. В 2 ч. Ч. 1 / Л. С. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. - М.: Просвещение, 2007. Карточки с произведениями устного народного творчества для обучающихся. Элементы костюмов для инсценирования сказки. Компьютер. Магнитофон. Ход урока. 1. Орг. момент. - Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по теме «Устное народное творчество». 2. «Погружение» в урок. - Итак, что такое «Устное народное творчество»? (Слайд № 1 - выплывает название темы по одному слову) «Устное» - передавалось из уст в уста, не записывалось. «Народное» - сочинял не 1 человек. Автора установить нельзя. «Творчество» - от слова «творить» - создавать. 3. Проверка домашнего задания. - Каким еще, словом называют устное народное творчество? Вы это узнали из кроссворда, который разгадывали дома (с. 51 № 1). (Чтение вопросов и ответов кроссворда по 1 человеку) - Ключевое слово фольклор. 4. Виды (жанры) устного народного творчества. - На с. 52 № 2 найдем виды УНТ. - Прочитаем хором жанры УНТ с доски. (Слайд № 2 – выплывают виды УНТ) - Остановимся на некоторых из них. 5. Загадки – это замысловатое описание предмета или явления, составленное для того, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека. - Проверим вашу сообразительность. Положите перед собой листы с загадками. Будем читать парами и отгадывать загадки. (Слайд № 2 – выплывают ответы на загадки.) 6. Пословицы. - Прочитаем на этом слайде выделенное красными буквами ключевое слово «пословица» - следующий жанр УНТ. Пословица – это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев. Состоит из двух частей. - Поиграем в игру «Отгадай пословицу по двум словам». Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит). Язык – дело (Не спеши языком, торопись делом). Дело – мастер (Дело мастера боится). Семь – один (Семь бед – один ответ. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут.) - На с. 53 № 8 есть задание «Собери пословицы». Это будет вашим домашним заданием. 7. Скороговорки. - По карточке прочитайте первое предложение снизу вверх. - Второе – справа налево. - Какой вид УНТ вы прочитали? Это скороговорки – созданы для отработки правильной дикции. - На с. 53 учебника в № 9 поработаем со скороговоркой: - хором медленно, - с убыстрением темпа, - быстро, - очень быстро, - чтение по 1 человеку. 8. Небылицы. - Прочитайте на зеленых листах тексты, для каждого ученика разные («жужжащее» чтение). - А теперь читает 1-й ученик; 2-й ученик; 3-й ученик. - Какой вид УНТ вы прочитали? Это небылицы – созданы для веселья и смеха. 9. Песни. - С давних пор русский народ слагал песни. Они сопровождали всякое дело, все важные события жизни людей с раннего детства до глубокой старости. Русские народные песни очень разнообразны. Например, … (колыбельные, заклички, шуточные, плясовые, песни – потешки). Детские песни еще называют пестушками и прибаутками. 10. Физминутка. - Мы сейчас с вами отдохнем и споем русскую народную песню «Ай, заинька» (под магнитофон). 11. Сказки. - Какой жанр УНТ самый любимый? (сказки) 1) Прочитаем сказку. (Слайд № 3 – по методике Эдигея) - Какая получилась сказка? Докучная – от слова «скука». Сочиняли для надоедливых людей. 2) - На какие группы делятся сказки? Волшебные – в них происходят чудеса, должны быть волшебные предметы. О животных – в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Бытовые – в них описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Приведите примеры таких сказок. 3) Игра «Узнай сказку» - работа в группах по карточкам. 4) Инсценирование сказки «Про козла» заранее подготовленными детьми. 12. Художники. - Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. А художники проносят сказку через всю свою жизнь. Вечные сказки – сказки народные, в них спрятана волшебная сила. - Давайте вспомним, с произведениями каких художников мы знакомились на уроках. (Васнецов В. М., Билибин И. Я.) Они создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин. - Полюбуемся их творениями. (Слайд № 4 – портрет и картины Васнецова В. М.) (Слайд № 5 – портрет и иллюстрации Билибина И. Я.) (звучит легкая музыка) - Какие сказки узнали? - На с. 58 № 21 – домашнее задание (по желанию) – с помощью дополнительной литературы составить рассказ об одном из художников. 13. Тест. - Итак, мы с вами повторили много видов УНТ. И сейчас проверим ваши знания (контрольный тест на листах). 14. Итог урока. - Мы гордимся своей Родиной, уважаем ее прошлое и говорим «спасибо2 русским людям, нашим предкам за то богатство, которое передали нам в виде устного народного творчества. 15. Рефлексия. - А я вам говорю: - Дети, спасибо за урок! Вы просто (на слайде № 6 выплывает слово) Молодцы! - Поаплодируем себе за это!

На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества - лирической песней.

Фольклор (folk-lore) - международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Термин «устное творчество народа» отражает устный характер фольклора в отличие от письменной литературы.

Фольклор - сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств - словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах.

Жанры фольклора

  1. народные сказки
  2. предание
  3. обрядовые песни
  4. пословицы
  5. поговорки
  6. загадки
  7. былины

Свойства фольклора

  1. Анонимность (отсутствие автора).
  2. Вариативность (существует несколько вариантов одного сюжета).
  3. Неотъемлемая связь с жизнью народа.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жанром «лирическая песня». Прочитаем некоторые из них и отметим основные художественные приемы, присущие этому жанру.

«Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни?... Такие песни могли родиться только в народе великой души...» Эти слова принадлежат Максиму Горькому.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен и до наших дней (рис. 1).

Рис. 1. В. Васнецов «Царевна-лягушка» ()

Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Из песен мы узнаем о покорении человеком природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, о богатырях и народных героях. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, любовь к природе, трудолюбие.

Жанры народной песни

  1. исторические
  2. семейно-бытовые
  3. любовные
  4. обрядовые
  5. календарные
  6. колыбельные
  7. плясовые
  8. военные
  9. разбойничьи
  10. трудовые
  11. частушки

Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Их отличает многообразие музыкального и поэтического языка. Они отражают душу народа. Русский поэт С. Есенин писал: «Сколько песен у России - Сколько во поле цветов!».

Многие популярные народные песни имеют многовековую историю. Удивительно, что они до сих пор любимы. Так, например, известна еще с XVIII века песня «Вдоль по улице метелица метет» (рис. 2).

Вдоль по улице метелица метёт,
За метелицей мой миленький идёт.


Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Красота твоя с ума меня свела,
Иссушила добра молодца, меня.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Рис. 2. Иллюстрация к песне «Вдоль по улице метелица метет» ()

Это песня о любви. Как и многие народные песни, она построена на диалоге. Первые две строки пропеваются от лица девицы-красавицы, которая на улице встретила своего милого. Остальная часть песни поется от лица молодого человека, влюбленного в девушку. Она иссушила и измучила его, однако он не теряет надежды. Именно поэтому песня проникнута задорным и игривым настроением.

Художественные особенности произведений фольклора:

1. Рефрен (повтор строк).

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца.

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький.

4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции):

На твою ли на приятну красоту,
На твоё лишь толь на белое лицо.

Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения. В нашей песне это оптимизм и жизнелюбие. Но не всегда только радостные настроения встречаются в песнях. Зачастую песни печальны.

Следующая песня, с которой мы познакомимся, как раз и проникнута таким настроением. Она рассказывает о судьбе несчастной и безродной сироты, которая потеряла всех близких и любимых (рис. 3).

Уж ты ночка, ночка тёмная,
Темна ноченька осенняя,
Нет у ноченьки светлого месяца,
Светлого месяца, не ясных звёздочек.
Нет у девицы родного батюшки,
Нет ни батюшки, да нет ни матушки,
Нет ни братца, ни родной сестры,
Нет ни рода, нет ни племени.

Печаль на душе, девица печальна,
Никто её кручинушки не знает.
А уж как-то был у ней мил, сердечный друг,
Да и тот теперь далеко живёт…

Рис. 3. Изображение к песне «Уж ты ночка» ()

Песня обрывается, будто ее прервали рыдания. Нам остается только догадываться, где же он, сердечный друг. Может его забрали в солдаты, может, продали, поскольку крепостных в то время могли продать, подарить или женить без их согласия.

А возможно, ее милый умер и его нет среди живых. Теперь попробуйте найти в тексте песни художественные приемы, присущие фольклору. Обратите внимание: в тексте девушка сравнивается с темной ночью. Такое сравнение усиливает трагичность образа, подчеркивает безысходность положения героини. Протяжные, напевные интонации создаются с помощью гласных. Прочитаем любые две строчки из песни, например:

Светлого месяца, не ясных звёздочек.

Такой фонетический прием (повтор гласных) называется ассонансом.

Повтор - повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя), и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.

Виды поэтических повторов

2. Параллелизм

3. Анафора (единоначатие)

4. Эпифора (одинаково заканчиваются строки)

5. Стык (подхват)

Например:

Нет у ноченьки светлого месяца,

Светлого месяца, ни частых звездочек!

Русская народная поэзия была тонической (от греческого «ударение»): ее ритм основывался на повторении одинакового количества ударений в большинстве строк. При этом она была лишена рифмы:

Весом та чара полтора пуда,

Мерой-то чара полтора ведра.

Мы видим, что рифма отсутствует и в каждой строке по четыре ударных слога.

Рекрутская повинность - способ комплектования русской имперской армии и флота до 1874 года. (Рис. 4.)

Рис. 4. И.Е. Репин. Проводы новобранца ()

Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1699 году, когда перед войной со шведами повелено было произвести первый набор 32 тысяч на новых началах. В России термин «рекрут» был узаконен в 1705 году. Изначально срок рекрутской службы был пожизненный, потом его сократили до 25 лет, в дальнейшем этот срок был уменьшен.

Мы с вами прочитали и проанализировали две песни, совершенно противоположные по настроению. Это говорит о том, что в песне отражается вся жизнь народа, со всеми печалями и радостями. В песнях отражается душа народа, и именно поэтому они переживают столетия, хранятся в народной памяти и передаются из поколения в поколение.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. - 2009.
  2. Костина А.В. Молодёжная культура и фольклор // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - М.: МосГУ, 2009. - № 4 - Культурология
  3. Жирмунский В. М. Фольклор Запад и Восток. Сравнительно-исторические очерки - М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2004. - 464 с. - ISBN 5-94282-179-8
  1. Fan-5.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Pesnya.yaxy.ru ().

Домашнее задание

  1. Прочитать песню «Соловей мой, соловей, соловушко молодой!» и охарактеризовать ее тематику, героев, художественное своеобразие.
  2. Нарисовать иллюстрацию к выбранной по желанию народной лирической песне.
  3. Согласитесь ли вы с тем, что лирические песни выражают эмоциональное состояние человека? Прокомментируйте слова ученых: «она выражает собою душевное состояние поющего, поется всегда и везде. Она поется в минуты отдыха и за работой, поется в одиночку и хором, поется в бурлацкой лямке и солдатском походе» (В.П. Аникин); «цель песни - раскрыть чувство» (В.Я. Пропп); «основное назначение народной песни - выражать мысли, чувства и настроения» (С.Г. Лазутин).