Все старинные итальянские бальные танцы история. Итальянские народные танцы

Автор - Парашутов . Это цитата этого сообщения

ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА ЧАСТЬ 32 - ИТАЛИЯ: ОТ ТАРАНТЕЛЛЫ ДО ПИЦЦИКИ)

Безусловно, Италия известна тарантеллой. Это самый популярный итальянский народный танец, хотя, если покопаться в источниках, то выясняется, что в этой южной стране есть еще не менее популярные у итальянцев танцы (хотя, справедливости ради, нужно отметить, что большинство из них является разновидностями той же тарантеллы). Ну, обо всем по порядку!

Музыка и танцы начали формироваться, как отдельные виды искусства, в Италии в пятнадцатом веке. В то время появилась даже профессия - учитель танцев, и эти педагоги разработали определенную систему танцевальных движений, которые называются балли (balli).
Неписаная классификация итальянских танцев делит их на социальные, постановочные и мориски (танцы мавританцев-мусульман, официально принявших христианство).
Основные принципы итальянского народного танца – владение чувством ритма, осознание пространства и партнера, память танцора и манера исполнения.

Michel-Fransois.Damame-Demartrais Costumes de la Rozaspinyalueta village dans le royaume de Naples
Костюмы селения Розаспиньялуэта в Неаполитанском королевстве.

Наталья Гончарова Итальянская танцовщица. Эскиз костюма для тарантеллы. Конец 1930-х г.

Характерная особенность итальянских танцев – быстрота движения, впрочем, несмотря на скорость, танцевальные па очень просты. Вторая характерная особенность итальянских танцев – частые переходы с полной стопы на носок. Такие переходы имеют свою символику и обозначают связь земного (когда танцор опускается на полную стопу) и божественного (когда поднимается на носок).

Filippo Falciatore Tarantella at Mergellina. 1750 г.

Marko Kаroly the Elder Wine Harvest Tarantella.

Theodor Leopold Weller Neapolitan Family Idyll.

Тарантелла (Tarantella)

Итальянский народный танец в сопровождении гитары, флейты, тамбурина и кастаньет (в Сицилии), распространенный на юге Италии, в Калабрии и на Сицилии.

Bartolomeo Pinelli Costume di Napoli. 1828 г.

С историей тарантеллы связано много легенд. Согласно одной из легенд, если человека укусил паук тарантул, то избежать заражения можно, лишь танцуя в течение нескольких часов тарантеллу. Название паука, так же как и танца, происходит от названия южноитальянского города Таранто. Жители средневековья верили, что именно этот паук способен заразить безумием, сама болезнь называлась тарантизмом. Начиная с 15 века и в течение двух столетий, тарантелла считалась единственным средством излечения тарантизма. В связи с этим в 16 веке по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура в двудольном метре, многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих. Самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов.

Позже ученые доказали, что укус паука не может вызывать помутнение рассудка, но «было уже поздно» - народу понравился этот танец. Впрочем, было время, когда этот танец запрещали и называли похотливым, поскольку его танцевали люди из низших слоев. Но при кардинале Барберини тарантелла была «амнистирована», и ее танцевали даже при дворе.
Тарантеллу можно танцевать в паре или соло. Чаще всего люди образуют круг, сначала двигаются ритмично в одну сторону, а затем резко меняют направление. Классическим вариантом танца считается неаполитанская тарантелла.

Аполлон Мокрицкий Рим. Итальянки на террасе (Тарантелла). 1846 г.

Thomas Uwins An Italian Mother Teaching her Child the Tarantella 1842 г.

Сальтарелла или Сальтарелло (Saltarella/Saltarello)

Народный итальянский танец. Название его происходит от итальянского слова saltare - прыгать, скакать. Танец известен в регионах Романьи, Лацо, Сан-Марино и Абруццио, но в каждой области его исполняют по-своему.

Achille Pinelli Saltarello notturno delle mozzatore a piazza Barberini. 1829 г.

Achille Pinelli Il Santorello.

Например, в Марче ее танцуют под аккомпанемент бубна или небольшого барабана, на котором отбивает дробь пожилая женщина. А в Романьи танец сопровождается песней, которую поет один из участников, здесь танец является демонстрацией ловкости.

Achille Pinelli Saltarello a Piazza Barberini.

Женщины ставят на голову стакан, до краев наполненный водой или вином. Во время сложных и быстрых движений не должно быть пролито ни одной капли.
Популярность сальтареллы пришлась на 60-е гг. прошлого века, когда устраивались пышные свадьбы и праздники по случаю завершения полевых работ.

Anton Romako Tarantellatänzer und Mandolinenspieler. 1889 г.

Theodore Gericault The Tarantella.

Танец не имеет установленных фигур, он представляет собой чередование двойных шагов с поклонами, переходящими на кадансы, и имеет много общего со средневековым танцем гальярда.
Основное па этого танца балансе (от французского balance - весы, balancer - покачиваться). Но исполнители должны обладать ловкостью и силой, так как темп в танце все время нарастает.
Сальтарелла - парный танец. Но существуют и хороводные разновидности. В хороводной сальтарелле танцующие стоят, тесно прижавшись, друг к другу, их тела наклонены вперед, головы почти сталкиваются в центре круга, а руки кладутся на плечи друг другу.

Wilhelm Nikolaj Marstrand Amusement outside the walls of Rome on an October evening. 1839 г.

Wilhelm Marstrand Contadini che ballano il Saltarello. 1869 г.

Wilhelm Marstrand Romerske borgere forsamlede til lystighed i et osteri. Skitse 1838 г.

Как и многие народные танцы, сальтарелла начинается игровой пантомимой, когда мужчина делает несколько па перед женщиной, приглашая ее на танец, а женщина кокетничает, не сразу принимая это приглашение. Удар барабана дает сигнал к первому танцевальному прыжку.
Мелодию этого народного танца использовал Г. Берлиоз в увертюре к сюите «Римский карнавал» и Мендельсон в финале «Итальянской симфонии».

Пиццика (Pizzica)

Пиццика традиционный итальянский танец, считается разновидностью тарантеллы. Он характерен для южных регионов – Апулии и Базиликаты. Первое письменное упоминание о пиццике относится к 1797 году, когда на танцевальном вечере в городе Таранто знатная дама пригласила на танец короля Фердинанда IV Бурбона.
Пиццика развивалась параллельно с тарантеллой, поэтому сегодня уловить разницу между двумя этими танцами практически невозможно, это касается и хореографии, и музыкального сопровождения.

Simon Denis Danseur de Tarentelle. 1809 г.

Пиццика – парный танец, но вовсе не обязательно, чтобы пару составляли танцоры разного пола. На больших семейных торжествах в пару часто попадают близкие родственники или разновозрастные партнёры. Танец брата и сестры обычно носит шутливый характер. Мужчины или женщины в паре скорее не партнёры, а соперники, их танец носит оттенок поединка, демонстрации силы, ловкости и изобретательности.

Enrico Forlenza Tarantella in Napoli. 19th century

Carlo Ciappa Blick auf den Golf von Neapel, im Vordergrund tanzendes Bauernpaar im Hintergrund der Vesuv. 1934 г.

Для традиционной южной разновидности тарантеллы характерны следующие движения: танец лицом к лицу и в круге, который сопровождается поворотами, жесты руками и кистями. Обычно круг танцоров повторяет спокойные плавные движения, тогда как один или несколько человек выходят внутрь круга и ведут себя гораздо более эмоционально: топают, кружатся, устраивают своеобразные погони друг за другом, их траектории то сближаются, то расходятся, то скрещиваются. Кроме танцоров часто в круге стоят музыканты. Раньше у женщин было принято при исполнении танца иметь на плечах платок. Платок используется в танце как символ любви. Изображая влюблённых, мужчина и женщина могут передавать его друг другу, оживляя танец.

Бергамаска (Bergamasca)

Бергамаска считается танцем крестьян из Бергамо. По своей манере исполнения, размерами и своей живостью он очень похож на тарантеллу. Несмотря на то, что его танцевали отнюдь не богатые люди, танец получил известность и за пределами Италии (Англия, Германия, Франция).

Léon Bazile Perrault La Tarantella. 1879 г.

Вторую разновидность народных итальянских танцев составляют, так называемые «боевые танцы» - танцы с оружием. Историки предполагают, что эти танцы вошли в обиход, благодаря мавританцам-мусульманам, которые официально приняли христианство. В этих танцах они выражали свой боевой дух. Часто такие «боевые танцы» объединяют названием мориски.

Пиццика с мечами (pizzica-scherma, danza delle spade)

Широко известен вариант пиццики, который относится к танцам с оружием – это танец с мечами.
В танце имитируются элементы рукопашного боя, владение холодным, а также огнестрельным оружием. Иногда в танец вовлекаются зрители в круге, изображая ранения от случайного удара, «пули» и т.п. По традиции, в танце оружие изображается лишь условно, выставленным пальцем и никогда не используется на самом деле. Противостояние носит условный характер и не должно отождествляться с реальными событиями. Для пиццики с мечами характерно урезание музыкального сопровождения лишь до основного ритма. Звуки бубна роднят танец с боевыми искусствами.

Маскарата (Mascarata)

Маскарата является ярким представителем танца с саблями. В одной руке у танцующих находится шпага (она должна быть синего цвета), а в другой – палка. Среди участвующих есть также главный исполнитель традиционной для маскарата песни.
Известно, что этот танец в начале ХХ в. эмигрировал вместе с частью итальянцев в США. За океаном этот танец считается одним из самых узнаваемых. Для его исполнения требовался национальный костюм, который по внешнему виду был похож на форму рыбаков 17 века, позже он был вытеснен нарядом испанского придворного.

Ндреццата (Ndrezzata)

Традиционный народный танец, популярный на острове Искья. Обычно этот танец исполняют на главной площади города 16-18 мужчин с палками и в народных костюмах 24 июня, когда проходят торжества в честь святого покровителя острова или в пасхальный понедельник. Ндреццата, как нельзя лучше, выражает характер искитанцев и исполняется под определенную песню.

Отдельно стоят танцы, характерные для острова Сардиния.

Сегодняшний выпуск посвящен итальянской народной музыке – песням и танцам этой страны, а также музыкальным инструментам.

Те, кого мы привыкли называть итальянцами, – наследники культуры великих и малых народов, которые проживали с давних времен в разных районах Апеннинского полуострова. Греки и этруски, италики (римляне) и галлы оставили свой след в итальянской народной музыке.

Богатая событиями история и пышная природа, земледельческие работы и веселые карнавалы, задушевность и эмоциональность, красивый язык и музыкальный вкус, богатое мелодическое начало и разнообразие ритмики, высокая певческая культура и мастерство инструментальных ансамблей – всё это проявилось в музыке итальянцев. И все это завоевало сердца других народов за пределами полуострова.

Народные песни Италии

Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки: ироничное замечание итальянцев о себе как о мастерах сочинять и петь песни, подтверждается мировой славой. Поэтому народную музыку Италии в первую очередь представляют песни. Конечно, мы мало знаем об устной песенной культуре, поскольку первые ее образцы были записаны в позднее средневековье.

Появление народных итальянских песен в начале XIII столетия связывают с переходом к эпохе Возрождения. Тогда появляется интерес к мирской жизни, горожане во время праздников с удовольствием слушают менестрелей и жонглёров, которые поют о любви, повествуют семейные и бытовые истории. Да и сами жители сёл и городов не прочь попеть и потанцевать под нехитрый аккомпанемент.

Позднее сформировались основные песенные жанры. Фроттола (в переводе «народная песенка, выдумка») с конца XV столетия известна на севере Италии. Это лирическая песня на 3–4 голоса с элементами имитационной полифонии и яркими метрическими акцентами.

Уже к XVI веку светлая, танцевальная, с мелодией в три голоса вилланелла (в переводе «деревенская песня») была распространена по всей Италии, но каждый город называл ее по-своему: венециана, неаполетана, падована, романа, тосканелла и другие.

Её сменяет канцонетта (в переводе означает «песенка»), – небольшая песня, исполняемая в один или несколько голосов. Именно она стала родоначальницей будущего знаменитого жанра арии. А танцевальность вилланеллы перешла к жанру баллетто , – более легким по композиции и характеру песням, подходящим для танца.

Самым узнаваемым жанром народных итальянских песен сегодня является неаполитанская песня (южноитальянский регион Кампания). Распевная, веселая или грустная мелодия сопровождалась мандолиной, гитарой или неаполитанской лютней. Кто не слышал гимн любви «O sole mio» или гимн жизни «Santa Lucia» , или гимн фуникулёру «Funiculi Funicula» , который несет влюбленных на вершину Везувия? Их простота только кажущаяся: при исполнении выявится не только уровень искусности певца, но и богатство его души.

Золотой век жанра начался в середине XIX столетия. А сегодня в Неаполе – музыкальной столице Италии, проводится фестиваль-конкурс лирической песни Пьедигротта (Festa di Piedigrotta).

Еще один узнаваемый бренд относится к северному региону Венето. Венецианская песня на воде или баркарола (barca переводится как «лодка»), исполняется в неспешном темпе. 6/8 и фактура аккомпанемента обычно передают покачивание на волнах, а красивому исполнению мелодии вторят удары вёсел, легко входящие в воду.

Народные танцы Италии

Танцевальная культура Италии развивалась в жанрах бытового, постановочного танца и морески (мориски). Морески танцевали арабы (которых так и называли – в переводе это слово означает «маленькие мавры»), принявшие христианство и поселившиеся на Апеннинах после депортации из Испании. Постановочными назывались танцы, которые специально ставились к праздникам. А самым распространенным был жанр бытовых или социальных танцев.

Зарождение жанров относят к средним векам, а их оформление – к XV столетию, началу Ренессанса. Эта эпоха привнесла изящество и грациозность в грубоватые и веселые народные итальянские танцы. Быстрые простые и ритмичные движения с переходами к легким прыжкам, подъемы с полной стопы на носок (как символ духовного развития от земного к божественному), жизнерадостный характер музыкального сопровождения – вот характерные черты этих танцев.

Веселая энергичная гальярда исполнялась парами или индивидуальными танцорами. В лексике танца – основное пятишаговое движение, много прыжков, скачков. Со временем темп танца стал медленнее.

Близкий по духу к гальярде другой танец – сальтарелла – родился в центральной Италии (области Абруццо, Молизе и Лацио). Название ему дал глагол saltare – «прыгать». Этот парный танец сопровождался музыкой с размером 6/8. Его исполняли на пышных праздниках – свадьбах или по окончании сбора урожая. Лексика танца включает череду двойных шагов и поклонов, с переходом на каданс. Его танцуют на современных карнавалах.

Родина еще одного старинного танца бергамаска (баргамаска) находится в городе и провинции Бергамо (Ломбардия, северная область Италии). Этот крестьянский танец полюбили жители Германии, Франции, Англии. Весёлая живая и ритмичная музыка с четырёхдольным размером, энергичные движения покорили людей всех сословий. Танец упомянул У. Шекспир в комедии «Сон в летнюю ночь».

Тарантелла – самый известный из народных танцев. Им особенно увлекались в южноитальянских областях Калабрии и Сицилии. А название происходит от города Таранто (область Апулия). Город дал название и ядовитым паукам – тарантулам, от действия укуса которых якобы спасало долгое, до изнеможения, исполнение тарантеллы.

Простой повторяющийся мотив сопровождения на триолях, живой характер музыки и особый рисунок движений с резким изменением направления отличают этот танец, исполняемый парами, реже – соло. Увлечение танцем превозмогло гонения на него: кардинал Барберини разрешил исполнять его при дворе.

Некоторые из народных танцев быстро завоевали всю Европу и даже пришлись ко двору европейских монархов. Гальярду, например, обожала властительница Англии Елизавета I и на протяжении всей жизни танцевала её в свое удовольствие. А бергамаска поднимала настроение Людовику XIII и его придворным.

Жанры и мелодии многих танцев продолжили свою жизнь в инструментальной музыке.

Музыкальные инструменты

Для аккомпанемента использовались волынки, свирели, губные и обычные гармошки, струнные щипковые инструменты – гитары, скрипки и мандолины.

В письменных свидетельствах мандола упоминается с XII столетия, возможно, её изготовили как более простой вариант лютни (с греческого так и переводится – «маленькая лютня»). Её называли также мандора», «мандоле», «пандурина», «бандурина», а мандолиной называли маленькую мандолу. Этот инструмент с овальным корпусом имел четыре двойные проволочные струны, настроенные в унисон, а не в октаву.

Скрипка же среди других народных музыкальных инструментов Италии стала одним из любимейших. И была доведена до совершенства итальянскими мастерами из семейств Амати, Гварнери и Страдивари в XVII – первой четверти XVIII веков.

В XVII столетии бродячие артисты, чтобы не утруждаться музицированием, стали использовать шарманку – механический духовой инструмент, который воспроизводил 6–8 записанных излюбленных произведений. Оставалось только крутить ручку и перевозить или переносить её по улицам. Первоначально же шарманка была изобретена итальянцем Барбьери для обучения певчих птиц, но со временем стала услаждать слух горожан и за пределами Италии.

Танцоры часто помогали себе выбивать четкий ритм тарантеллы с помощью тамбурина – разновидности бубна, попавшего на Апеннины из Прованса. Часто исполнители использовали флейту вместе с тамбурином.

Такое жанровое, а также мелодическое разнообразие, талант и музыкальное богатство итальянского народа обеспечили не только взлёт академической, особенно оперной, и эстрадной музыки Италии, но и с успехом заимствовалось композиторами других стран.

Лучшую оценку народному искусству дал русский композитор М.И. Глинка, который как-то сказал, что настоящим создателем музыки является народ, а композитор исполняет роль аранжировщика.

У многих из нас Италия ассоциируется с черно-белыми фильмами, где играли незабвенные Софи Лорен и Марчелло Мастроянни: зажигательный итальянский темперамент, отчаянная мимика, оживленная жестикуляция, смех сквозь слезы, кипящие страсти, песни и… танцы. Вот именно о танцах и пойдет сегодня речь. Причем у каждого региона Италии есть свой танец.

Танец в Италии всегда считался обязательным компонентом сбора народа по какому-либо случаю: праздника, ярмарки, свадьбы, карнавала, празднования урожая винограда… Танцующие получали удовольствие от процесса, а в сторонке остальные просто наслаждались кружащимися в вальсе парами. До сих пор в итальянских городках - особенно летом - организовывают праздники, где каждый желающий может потанцевать: только, к сожалению, вальсирует или лихо отбивает чечетку в основном пожилая публика, да весело прыгает рядом детвора!

Зимой танцы организовывали в закрытых помещениях, зато летом наступало раздолье: танцевали на свежем воздухе, на городских площадях, на природе и даже … на угольных складах! Очень по-итальянски, не правда ли? Ну, и как всегда в Италии, у каждого региона есть свой типичный танец или, если хотите, манера танцевать. На севере Аппенинского полуострова танцы похожи на многие танцы северной Европы, более современные, с варьирующимся темпом.

На юге страны пляшут по-простому, незатейливо и памятуя о традиционных танцевальных движениях. В центре Bel Paese особенно популярны народный saltarello (от итальянского "прыгать") и самозабвенная tarantella. А вот происхождение архаичных плясок родом с Сардинии до сих пор неизвестно. Подавляющее большинство народных итальянских танцев восходит к XVI веку, когда буржуа начинают "удаляться" от народа, обосабливаться, танцевать по-европейски в отличие от народных совсем незамысловатых традиционных плясок, что танцуют крестьяне и ремесленники.

За пределами Италии, наверное, больше прочих известны тарантелла и сальтарелло. Тарантелла, распространенная в южной части страны, была поначалу танцем-ухаживанием. С историей тарантеллы связано много легенд: своим именем этот танец обязан южноитальянскому городу Таранто, а также виду паука, тарантулу, от укуса которого, как считалось, и помогал этот танец. По Италии XVI века странствовали специальные оркестры, под игру которых и плясали укушенные пауком - больные тарантизмом! Музыка тарантеллы, зачастую импровизированная, характеризовалась чрезвычайно живым ритмом с резкими переходами и бесконечными повторениями, оказывающими чуть ли не "гипнотическое", излечивающее действие по выводу яда из организма, как верили в народе.

Итальянский танец pizzica-pizzica (от слова "щипать"), хоть и более раннего происхождения, очень похож на тарантеллу и тоже родом из Саленто. Обязательный элемент этого танца-ухаживания - это платок, который женщина дарит мужчине. Сальтарелло - типичный римский танец, возникший в XVI веке, но очень популярный в центральной Италии и поныне. Есть и региональные вариации этого танца, например, сальтарелло из Болоньи или области Эмилья-Романья. Это один из самых старинных народных танцев, исполняемый парами или группами шаркающими движениями. Как и в случае с тарантеллой, ритм здесь задает тамбурин.

- 76.61 Кб

Итальянские народные танцы

Как и многие другие народы, народ, проживающий на территории Италии, создавал свою культуру с самого начала своего существования. Но более-менее оформляться такие ветви культурного наследия, как музыка и танцы, начали в пятнадцатом веке.

В это время свободные учителя танцев, философы своего дела начли разрабатывать некую систему движений, некоторые из которых были буквально придуманы заново.

Характерная особенность итальянских танцев – быстрота движения. Но, несмотря на скорость, танцевальные па довольно просты. Называются танцевальные па в танцевальном наследии Италии - балли.

Вторая характерная особенность итальянских танцев – частые переходы с полной стопы на носок. Переходы эти символичны, и обозначают они связь земного (когда танцор опускается на полную стопу) и божественного (когда поднимается на носок).

Итальянский народный танец стоит на шести «китах» - чувствах ритма и размера, осознания пространства и партнера, памяти танцора и на манере исполнения.

Главная роль в итальянских танцах отводится женщине. А женщины-итальянки исполняют его превосходно!

Тарантелла - итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина (старинного музыкального барабана цилиндрической формы) и кастаньет (ударного музыкального инструмента, представляющего собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком), музыкальный размер танца - 6 / 8 , ³/ 8 .

С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение 2 столетий тарантелла считалась единственным средством излечения « тарантизма» - безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука, так же как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура в ранних образцах - и в двудольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.

Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью - самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.

Гальярда - старинный танец итальянского происхождения, распространённый в Европе в конце 15-17 вв., а также музыка к этому танцу.

По своему происхождению гальярда - народный танец, однако в конце 15 века её стали танцевать и при дворе. В 16-17 веках гальярда была одним из самых распространённых танцев в Англии, Франции, Испании, Германии, Италии.

Гальярда - весёлый танец с прыжками и скачками, его танцевали соло или парами. Основное па гальярды - «пять шагов». Состоит из четырёх шагов и прыжка («каденции»), за которым следует позировка. Шаги, прыжок и позировка занимают как раз два полных такта по 3/4. Основное па выполняется попеременно то с левой, то с правой ноги. Если после прыжка свободная нога остаётся приподнятой назад, положение называется «руада» («правая руада», если это правая нога, и «левая руада», если левая). Шаг гальярды, когда ставят вперёд правую ногу и одновременно выносят вперёд и сгибают левую ногу, называется журавлиный шаг. Если нога поднята не вперёд, не назад, а вбок, движение называется ляганье коровы. Ещё одно движение гальярды - «переступ» (правый или левый). При правом переступе делается небольшой шаг правой ногой вперёд, левая нога быстро подводится к правой, а правая тут же поднимается в воздух.

Павана - торжественный медленный танец, распространённый в Европе в 16 в., музыка к этому танцу.

Павана пришла на смену популярному в 15 веке бас-дансу («низкому» танцу, то есть танцу без прыжков). Считается, что она появилась в начале 16 века и быстро стала одним из самых популярных придворных танцев.

Были известны испанская, итальянская, французская и немецкая паваны, различающиеся характером танца.

Торжественный характер паваны позволял придворному обществу блистать изяществом и грацией своих манер и движений, демонстрируя обществу свою величавость и богатство костюмов. Народ и буржуазия этот танец не танцевали. Исполнялась павана строго по рангам. Начинали танец король и королева, затем в него вступал дофин со знатной дамой, потом принцы и т.д. Кавалеры исполняли павану в плаще и при шпаге. Дамы были в парадных платьях с тяжелыми длинными тренами, которыми нужно было искусно владеть во время движений, не поднимая их с пола. За королевой приближенные дамы несли шлейф. Перед началом танца полагалось обходить зал. Во время танца у дамы были опущены глаза; только время от времени она смотрела на своего кавалера. В конце пары с поклонами и реверансами снова обходили зал.

В каждой стране характер движений и манера исполнения паваны имели свои особенности: во Франции - шаги плавные, медленные, грациозные, скользящие, в Италии - более оживленные, беспокойные, чередующиеся с маленькими прыжками. Вероятнее всего, свое название павана получила от слова «павлин». И действительно, танцующие павану как бы подражают паве, важно шествующей с красиво распущенным хвостом. Также существует паванилья – танец популярный в Италии в 1-й половине 17 века и родственный паване. Отличался более оживленным характером и темпом.

Сальтаре́лло , реже сальтаре́лла - жанр итальянской танцевальной и инструментальной музыки, распространённый в 14 и 16 веках; начиная с конца 18 века возродился как народный танец (существует и поныне).

Сальтарелла с 18 века и поныне (на римском карнавале; также популярен в провинциях центральной Италии) - парный народный танец, который пишется в размере 6/8 или 2/4 с триолями из восьмых на каждую четверть, в двухколенном складе, с повторениями.

Сальтарелла исполняется под звуки цимбал и особенного устройства мандолины (calascione). Музыка этого танца жива, грациозна и вполне согласуется со всеми его движениями.

Сальтарелло представляет собой чередование двойных шагов с поклонами, переходящими на кадансы. С точки зрения исполнения у этого танца есть много общего с гальярдой.

Пиццика считается разновидностью тарантеллы. Пик этого танца приходится на 70-е гг. 20 века..

Пиццика считается парным танцем, однако его принято исполнять на семейных праздниках, соответственно пару могут образовать родственники одного пола.

В технической составляющей также есть много общих моментов с тарантеллой: это танец в кругу, который сопровождают жесты руками и кистями, а также выразительные повороты. Раньше было принято при исполнении танца иметь платок на плечах.

Широко известна также пиццика с мечами. Здесь уже есть место и некой инсценировке, а именно развертыванию сцены баталий или дуэли. Вообще, следует отметить, что в Италии есть несколько региональных танцев, где незаменимым атрибутом является меч или палка.

Бергамаска считается танцем крестьян из Бергамо. По своей манере исполнения, размерами и своей живостью он очень похож на тарантеллу. Несмотря на то, что его танцевали отнюдь не богатые люди, он получил известность и за пределами Италии.

Маскарата - известно, что этот танец в начале 20 в. эмигрировал вместе с частью итальянцев в США. За океаном этот танец считается одним из самых узнаваемых.

Для его исполнения требовался национальный костюм, который по внешнему виду был похож на форму рыбаков 17 века, позже он был вытеснен нарядом испанского придворного.

Маскарата является ярким представителем танца с саблями. В одной руке у танцующих как раз шпага (она должна быть синего цвета), а в другой – палка. Среди участвующих есть также главный исполнитель традиционной для маскарата песни.

Балет - именно Италия подарила всему миру искусство балета. Однако следует признать тот факт, что не эту страну ассоциируют с его зарождением, а Францией. Дело в том, что именно там балет окреп и стал популярным. Балет возник при итальянских придворных дворах в Эпоху Возрождения. Изначально этот термин обозначал танцевальный эпизод в опере, который передавал настроение произведения. Как самостоятельный вид искусства балет оформился как раз во Франции.

Италия – одна из немногих стран, удавшейся сохранить региональные танцы в старом, нетронутом виде, которые до сих пор с удовольствием исполняются итальянцами по случаю празднеств. Островные считаются настоящим предметом для изучения. Кроме того, популярность многих не могла не отразиться на танцевальных привычках и вкусах остальных стран Старого Света. Что же, Италия была и будет законодательницей в этой сфере, а ее секрет – в простоте, легкости и искренности движений.

РЕФЕРАТ

на тему: «Итальянские танцы»


Краткое описание

Итальянский народный танец стоит на шести «китах» - чувствах ритма и размера, осознания пространства и партнера, памяти танцора и на манере исполнения.

Главная роль в итальянских танцах отводится женщине. А женщины-итальянки исполняют его превосходно!