Аппликатура мажорной пентатоники на гитаре. Обучение гитаре с нуля: пентатоника. Упражнение для закрепления техники

Краткое предисловие: читательница моей (и весьма талантливая) все же не совсем поняла несколько моментов из видео №2 . Вывод. Эти моменты, возможно, важны и для д ругих начинающих музыкантов…
——————-
Алина!
То есть у тебя самой ощущений, что некоторые ноты звучат неустойчиво, не возникло — так?
Вот послушай.
В любом звукоряде есть сильные (как они правильно называются — "устойчивые") ноты. И ноты неустойчивые.
Неустойчивые ноты вызывают тяготение к устойчивым.

Ну, это как в жизни — люди со "слабым стержнем" тянутся к сильным. Так тебе понятнее?

И переход от слабой, неустойчивой ноты к сильной, устойчивой называется разрешением.
Вся суть импровизации — и сочинения мелодии вообще — это вызывать тяготения и разрешать их.

А сейчас — сжато ответы на твои вопросы.

Что значит "сменился аккорд аккомпанемента" ?
- Как ты, н аверное, все же знаешь, аккорды в аккомпанементе меняются. В моем примере аккорд Ля-минор сменился на аккорд Ре-минор.

Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"?
- Каждый аккорд имеет свой основной тон (тоника в звукоряде, от которого аккорд построен). То есть Ля сменилось на Ре.

Аккорд состоит из трех звуков. Минорный из минорного трезвучия. Мажорный из мажорного трезвучия.
Вот эти три звука. Тоника, третья ступень и пятая ступень.
С тониками — разобрались. Что такое третья и пятая ступени?

Помнишь звукоряд До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си — ? Это мажорная гамма. Точнее До-мажорная гамма.
Аккорд До-мажор будет состоять из До (тоника), Ми (третья нота в звукоряде), и Соль (пятая нота в звукоряде)

Сколько бы ты пальцев на струны не ставила — в аккорде До-мажор должно звучать это трезвучие — До-Ми-Соль
(я не беру сейчас четырехнотные аккорды — септаккорды, только обычные)

Аккорд Ля минор строится из минорной гаммы Ля. Вот она:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль
Из каких звуков?

Правильно — из первого, третьего и пятого.

Это Ля, До, Ми.

Аккорд Ре-минор (на который сменился Ля-минор в аккомпанементе) строится по гамме Ре-минор
Вот она:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль-До

Аккорд Ре минор — 1,3 и 5 ноты -
Ре — Фа - Ля Кстати, по другому они еще называются
Тоника — Терция — Квинта (по названию ИНТЕРВАЛОВ от тоники)

Смотри.
В аккомпанементе мы играем вначале Ля-минор
Ля — До — Ми,
а потом Ре-минор
Ре- Фа — Ля

"Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"???"
- В первом случае (когда аккорд Ля) — нота Ля идет первой. Она - тоника.
Во втором случае (во второй строке, где аккорд Ре-минор) — нота Ля идет пятой.
Она — квинта.

Тоника и квинта — не равноценные ступени. Пусть они обе устойчивые, но Тоника всегда важнее.
Поэтому, хотя мы и не меняли ноту импровизации, но во время смены аккорда сопровождения, она поменяла свою роль. Из тоники — самой главной — превратилась в квинту (по отношению к ноте Ре) — ноту важную, устойчивую, но все же второстепенную.

"Что значит аккорд ре обыгрывать пентатоникой ля?"
- Вот смотри.
Кстати, почему вообще пентатоника? Там звукоряд коротенький, его просто запомнить, легко сыграть, и устойчивые ноты — там три из пяти. Всяк легче для понимания.
Так вот…
Аккорд у нас Ре-минор. А пентатонику мы играем, построенную на звукоряде Ля-минор. То есть мы не начинаем играть другую пентатонику, построенную от ноты Ре. Нет! Мы используем все ту же!! Нам не нужна новая (пока)

И вот почему.
Звукоряд Ля-минора:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль

Пентатоника Ля (минор)
Ля-До-Ре-Ми-Соль (нет Си и Фа)

Звукоряд Ре-минора:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль - До

Пентатоника Ре (минор)
Ре-Фа-Соль-Ля-До (нет Си и Ми)

Давай их, пенатоники, сопоставим:
Ля-До-Ре-Ми-Соль — в Ля
Ре-Фа-Соль-Ля-До — в Ре

Совпадают ноты Ля, Ре, Соль, До - 4 ноты из пяти!!!
Поэтому Ре-минор можно обыгрывать Ля-минорной пентатоникой.
Но при этом (как мы уже говорили) те же ноты будут иметь другое значение.

Они будут другими СТУПЕНЯМИ и будут звучать по-другому!

Помимо семиступенных звуковых рядов, довольно широко распространены пятиступенные ряды. О них и пойдёт речь в данной статье.

Пентатоника

Пентатоникой называют лад, состоящий из 5 нот, находящихся в пределах одной октавы. Существует 4 вида пентатоник:

  • Бесполутоновая пентатоника. Это основной вид и, если не оговорено иное, то имеется ввиду именно этот вид пентатоник. Звуки этого вида пентатоники могут быть расположены по чистым квинтам. Между соседними ступенями данного звукоряда возможны только 2 вида интервалов: большая секунда и малая терция. В связи с отсутствием малых секунд, пентатоника не содержит сильных ладовых тяготений, в результате чего отсутствует тональный центр лада - функции главного тона может выполнить любая нота пентатоники. Бесполутоновая пентатоника сильно распространена в народной музыке стран бывшего СССР, в рок-поп-блюз музыке европейских стран.
  • Полутоновая пентатоника. Данный вид распространён среди стран Востока. Вот пример полутоновой пентатоники: e-f-g-g#-a#. Интервалы e-f и g-g# представляют собой малые секунды (полутоны). Или другой пример: h-c-e-f-g. Интервалы h-c и e-f являются малыми секундами (полутонами).
  • Смешанная пентатоника. В этой пентатонике объединены свойства предыдущих двух пентатоник.
  • Темперированная пентатоника. Представляет собой индонезийский звукоряд слендро, в котором нет ни тонов, ни полутонов.

На клавиатуре фортепиано чёрные клавиши в любом порядке (слева направо, либо справа налево) в пределах одной октавы образуют звукоряд пентатоники. Исходя из этого видно, что пентатоника содержит следующие интервалы:

  • Вариант1. Одна малая терция и три больших секунды (забегая вперёд: напоминает мажор).
  • Вариант 2. Две малые терции и две большие секунды (забегая вперёд: напоминает минор).

Повторимся, что рассматриваемый звукоряд не содержит малых секунд, что исключает ярко выраженные тяготения неустойчивых звуков. Также пентатоника не содержит тритона.

Довольно широко распространены следующие два вида пентатоник:

Мажорная пентатоника

Честно говоря, «мажорная пентатоника» - определение неверное. Поэтому уточним: имеется в виду пентатоника, которая на I ступени содержит мажорное трезвучие, состоящие из звуков пентатоники. Поэтому она напоминает мажор. В сравнении с натуральным мажором, в данном виде пентатоники отсутствуют IV и VII ступени:

Рисунок 1. Мажорная пентатоника

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: б.2, б.2, м.3, б.2.

Минорная пентатоника

Так же, как и в случае с мажорной, речь идёт о пентатонике, содержащей на I ступени теперь уже минорное трезвучие. В сравнении с натуральным минором отсутствуют II и VI ступени:

Рисунок 2. Минорная пентатоника

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: м.3, б2, б.2, м.3.

Флэшка

В заключении статьи предлагаем вам программу (ваш браузер должен поддерживать flash). Двигайте курсор мышки над клавишами фортепиано и вы увидите мажорную (красным цветом) и минорную (синим цветом) пентатоники, построенные от выбранной вами ноты:

Итоги

Вы познакомились с пентатоникой . Звукоряд этого типа очень широко распространён в современной рок-поп-блюз музыке.

Пентатоника - звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах одной октавы, расположенных по большим секундам и малым терциям. Так же пентатонику можно понимать, как неполный диатонический ряд.

Мажорная пентатоника - это натуральный мажорный лад без 4-ой и 7-ой ступеней.

Минорная пентатоника - это натуральный минорный лад без 2-ой и 6-ой ступеней.

Для наглядности, изобразим получение мажорной и минорной пентатоник на схеме:

Кроме того, если из любого мажорного диатонического лада исключить 4-ую и 7-ую ступени, а из минорного 2-ую и 6-ую, то мы также получим соответственно мажорную и минорную пентатоники:

Ионийский мажор: Лидийский мажор: Миксолидийский мажор:
4,7 #4, 7 4, 7
Мажорная пентатоника

Эолийский минор: Дорийский минор: Фригийский минор:
2, 6 2, 6 2, 6
Минорная пентатоника

Таким образом, мы имеем следующие формулы мажорной и минорной пентатоник:

мажорная :

IIIIIIVVI

минорная:

IIIIIVVVII

Ниже приведены по 2-е аппликатуры мажорной и минорной пентатоник на грифе гитары (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой) для игры в одной позиции:

Для наглядности изобразим эти аппликатуры с обозначением ступеней пентатоники:

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим аппликатуры для игры в одной позиции на всех шести струнах:

Обратите внимание на положение тоники параллельной мажорной пентатоники в минорной - здесь учень удобно, пользуясь системой октав, проецировать на гриф совмещенную аппликатуру параллельных пентатоник. Не смотря на то, что пентатоника - достаточно простая гамма, в которой в пределах октавы всего пять нот, данная совмещенная схема помогает лучше ориентироваться на грифе:

Ну, а теперь выйдем за рамки одной позиции и "нанесем" пентатонику на весь гриф. Для начала стоит отметить, что в силу определенных причин у гитаристов наибольшее распространение получила минорная пентатоника, поэтому и мы, изображая пентатонику на всем грифе, выберем минорную и покажем ее от первого лада шестой струны, т.е. наша пентатоника будет в тональности Fm. Также изобразим параллельную мажорную - А:

А начинать изучение пентатоники на практике лучше все-таки в тональности C-мажор и параллельной ей Am-минор. Для этого вышеприведенные схемы необходимо просто перенести в нужную позицию:

Ну и, наконец, посмотрим, какие именно ноты "попали" в пентатонику C/Am:

Для игры пентатоники вдоль всего грифа, удобно рассматривать ее в виде боксов .

Как диатонические лады существуют парами (минорные и мажорные), так и мажорной пентатонике соответствует параллельная минорная, которая строится от пятой ступени мажорной, а минорной соответствует параллельная мажорная, которая строится от второй ступени минорной. Т. е. структурная схема мажорной и минорной пентатоник одинакова, меняется опорный (тонический) звук. Более наглядно на схеме:

Т.к. в пределах натурального мажора существуют 3 пары ладов - мажорные и параллельные им минорные (диатонические лады), то на ступенях натурального мажорного лада можно построить 3 пары пентатоники - мажорные и параллельные им минорные. Причем все пентатоники, построенные на ступенях натурального мажорного лада, имеют одинаковое аппликатурное строение. Т.е. каждому мажорному ладу соответствует мажорная пентатоника со структурой IIIIIIVVI , а каждому минорному ладу соответствует минорная пентатоника IIIIIVVVII . Рассмотрим это на примере аппликатур для игры на трех струнах:

Пентатоника - это наиболее часто используемый звукоряд в блюзе. Здесь он часто встречается с "блюзовыми" или "голубыми" нотами (blue notes). Блюзовые ноты - это хроматические III, V, VII ступени в мажорном звукоряде. Вот как будут выглядеть мажорная и минорная пентатоника с добавленной III ступенью в мажоре (она же V ступень в миноре):

На схеме хорошо видно, что в мажоре III и в миноре V - это одна и таже нота. Теперь отметим блюзовую ноту в аппликатурах мажорной и минорной пентатоники, для игры в одной позиции:

Также дополним ступеневую аппликатуру:

Блюзовая нота - это вводный тон ко второй или третей ступени в мажорной пентатонике (или к четвертой или пятой в минорной).

В аппликатурах для игры в одной позиции на всех шести струнах, в том числе и в боксах, наибольший интерес представляют те участки аппликатуры, в которых блюзовая нота оказывается на одной струне с соседними ступенями. Тогда эти три ноты играются пальцовкой 1-2-3:

Это обусловлено возможностью применить различные приемы игры - вибрато, слайды, бенд, хамер-оны и срывы и т.п. - в удобной позиции. Особенно это отражено во внебоксовых аппликатурах пентатоники (см. ниже). Также обратите внимание на характерное расположение этих трех нот на грифе относительно тоник мажора и минора:

Дополним стандартные аппликатуры пентатоники блюзовыми нотами:

Давайте, распишем наш пример с пентатоникой на всем грифе для тональности Fm и параллельной А, но уже с блюзовой нотой:

Также отметим блюзовую ноту в примере с пентатоникой в тональности C/Am:

Все ноты пентатоники C/Am с блюзовой нотой:

В блюзе на мажорную гармонию часто играется минорная пентатоника, отсюда в мажорном звукоряде и появляются эти "голубые" ноты. Пентатонику с блюзовой нотой также можно представить в виде боксов .

Ниже приведены довольно часто используемые внебоксовые аппликатуры пентатоники в чистом виде и с блюзовой III нотой (она же V в миноре):

Совместим эти аппликатуры в одну:

Играя упражнения построенные на пентатонике, не забывайте добавлять "блюзовые" ноты. В принципе, изучая аппликатурные схемы пентатоники, можно срузу заучивать их с блюзовой нотой.

Следующие схемы - это игра пентатоники в системе октавных позиций, которые образованы заполнением ступенями пентатоники одной из пяти октавных позиций. Это тот же самый прием, который был рассмотрен для трезвучий и септаккордов.

Если ты уже выучил гамму Ми-минор , то без труда поймешь, на чем основывается пентатоника Ми-минор.
Выучив пентатонику, ты получишь большое подспорье к собственной импровизации.

Звуки, входящие в Ми-минорную пентатонику

Диаграмма грифа

Названия нот, входящих в пентатонику Ми-минор

Последовательность звуков пентатоники Ми-минор имеет следующий вид: Ми(E) – Соль(G) – Ля(A) – Си(H) – Ре(D)

Указания к применению Ми-минорной пентатоники

Ми-минорную пентатонику можно применять в песнях, написанных в тональности Ми-минор, а также в тональности Соль-мажор. Применяй её для заполнений, роковых пассажей, пентатонических ликов, и простых легко запоминающихся мелодий. Из Ми-минорной пентатоники также могут получаться суперские ритмические гитарные партии. Применяй в данной пентатонике при необходимости блюзовые ноты из блюзовой гаммы для того, чтобы твои рифы звучали более грязно.

(Кстати, на счет блюза. У меня классный бесплатный курс, который называется Азы блюза для новичков . Рекомендую тебе на него подписаться.)

Пентатоника Ми-минор, дробленая по позициям. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Ни для кого ни секрет, что импровизация — это высшая точка для каждого музыканта. Для её овладения требуется годы тренировок и анализа всей музыкальной системы . Но даже овладев всем, что необходимо для того, чтобы создавать во истину замечательную музыку, вы поймёте, что нет предела совершенству и есть ещё очень много вещей, которые вы для себя не открыли. В этой статье я познакомлю вас с гаммой «пентатоника» , которая ляжет в основе вашей импровизации на гитаре.

Пе нтатоника

Пентатоника — это отличный инструмент для блюз, джаз и рок-музыкантов. Её уникальность заключается в том, что она подходит, практически, под любую гармонию, вписывается во многие музыкальные ситуации и стили. Пентатоника состоит из пяти нот и имеет очень удобные, и наглядные аппликатуры на грифе гитары.

В теории пентатоника — это гамма, состоящая из пяти нот (ступеней). Пентатоника бывает мажорной и минорной , а так же при добавлении хроматизма в минорную и мажорную гамму, можно получить так называемую , которая имеет характерное блюзовое звучание.

Пять боксов минорной пентатоники

Минорная тонов и полутонов :

В тональности Ля-минор ноты записываются так:

Ля До Ре Ми Соль Ля

Как и понятно по названию эти ноты нужно использовать по верх минорных аккордов.

Большинству гитаристов будет удобна первая позиция, и лишь очень не многим все пять. За второе место борются 2 и 4 позиции. Ну и далее по наклонной. Для того чтобы понять сам принцип — нужно овладеть всеми боксами пентатоники . Если кто не понял сразу, то каждая позиция — это продолжение предыдущей. Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Белые — все остальные ноты в тональности.

Пять боксов мажорной пентатоники

Мажорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов :

В тональности Ля -мажор ноты записываются так:

Ля Си До# Ми Фа# Ля

Исходя из названия эти ноты нужно использовать по верх мажорных аккордов.

  • Овладейте каждым боксом в любой тональности, визуально расположив их друг с другом на грифе гитары (тоника вам в этом поможет).
  • Пойте название каждой ноты! Это поможет вам выучить ноты пентатоники и найти свои отправные точки.
  • Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Например в тональности Ля -минор:
  • Пополняйте запас ликов (фраз). В этой статье вы найдёте клёвые фразы: