Чем смысл испытания базарова любовью. Выдерживает ли Базаров «испытание любовью»? Что же выбирает Одинцова

Базаров и Одинцова: испытание любовью. Тема любви в романе.

Цели: рассмотреть образы Базарова и Одинцовой; совершенствование навыков анализа прозаического произведения; воспитание у студентов активной жизненной позиции.

Оборудование: портреты Базарова и Одинцовой, запись романса Тургенева «Утро туманное» (в исполнении Н. Обуховой)

Ход урока.

Тайны человеческой жизни велики, а любовь -

самая недоступная из этих тайн.

И. С. Тургенев

« Спящее, холодное сердце»

А. Одинцова

«Страстное, грешное, бунтующее сердце»

Е. Базаров

    Оргмомент

    Вступительное слово учителя.

Один из исследователей «Отцов и детей» писал: «Нигилизм нашел свою судьбу там же, гегельянство – у ног женщины». И действительно, у Тургенева нет такого романа, повести, где герои не проверялись бы любовью. Сердца русских женщин у Тургенева – пробные камни интеллигентских настроений. Свой жизненный путь, испытание любовью проходит и демократ-нигилист Е. Базаров. Материалист, естествоиспытатель, Базаров не признает ничего возвышенного, романтического, чего нельзя было бы проверить опытным путем.

Переход к проблеме.

- Мы уже говорили о взглядах Базарова на искусство, природу, а как смотрит он на любовь (до встречи с А. С. Одинцовой)?

- Вульгарно-материалистически: («любовь – белиберда», «романтическая бредь», «можешь – добейся толку, нет – отвернись»)

Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя.

    Работа с текстом.

- Что думает о любви, о женщине Базаров в начале романа? Найдите необходимые цитаты.

- «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?»

Почему Базаров и Аркадий едут в город?

И вот на балу у губернатора Базаров с Аркадием встречают Анну Сергеевну. Какое впечатление произвела на Базарова Одинцова при первом знакомстве?

- « Это что за фигура?»

Что привлекало Базарова в ней?

- Сочетание «герцогини», дворянки с чисто русскими, национальными чертами: достоинством, спокойствием, добротой и силой. Она далека от народной среды, но и на ее долю выпало много невзгод.

Только ли внешне привлекла Базарова Одинцова?

- Интересная собеседница, спорит, не соглашается с Базаровым (примеры: глава 16 спор об антропологической теории). Одинцова заводит Базарова в споре в тупик. Но Базаров и не спорит, он полюбил.

Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой?

« Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. Вот те раз!- бабы испугался!»- подумал он, заговорил преувеличенно развязно, а Одинцова не спускала с него своих ясных глаз.»

До встречи с Одинцовой Базаров считал: « Нравится тебе женщина - старайся добиться толку; а нельзя- ну, не надо, отвернись- земля не клином сошлась»

Так ли это? Почему Базаров не смог « отвернуться» от Одинцовой?

Проследите за поведением Базарова после встречи с Одинцовой.

- Как ведет себя герой, впервые полюбив?

В нем проснулся тот, кого он всегда презирал и высмеивал – романтик (глава 17, прогулка Базарова ночью по росе).

Чтение фрагмента.

Переход к героине.

Каковы ваши первые впечатления об Одинцовой. Расскажите историю её

-- Чем были для Базарова дни, проведённые в имении Одинцовой?

С приездом в поместье Анны Сергеевны начинается смятенность Базарова. «Какой я смирненький стал», - отмечает Базаров.

- А что же Анна Сергеевна? Прав ли критик Писарев, утверждая, что у Анны Сергеевны был зародыш чувства, она не дала ему развиться?

Ответом на этот вопрос является глава 17. Это кульминация в отношениях героев. Героиня жаждет любви, но спокойной, контролируемой, а не страстной, которая «бог весть до чего доведет». Спокойствие ей дороже. Базаров же в чувстве груб, нетерпелив, он вспугнул ее чувство. Он не умеет тонко чувствовать.

Базаров и Одинцова в сцене объяснения. Сравните поведение, чувства героев.

Базаров : «Страсть в нём билась сильная и тяжёлая».

Одинцова : «Заставила себя дойти до известной черты».

Продолжите ряд сопоставлений

«Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно... Вот чего вы добились»

Автор прослеживает внутреннее состояние Базарова («он легко раздражался, говорил нехотя») и в то же время отмечает глубинные психологические различия между главным героем и Одинцовой. Он захвачен чувством целиком: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, - страсть, сродняя злобе».

Одинцова же, привыкшая руководствоваться в жизни больше рассудком, чем чувством, под влиянием уходящей жизни и желания новизны «заставила себя дойти до известной черты» и спокойно отступила.

Базаров после своего признания всю ночь «не спал и не курил» и почти ничего не ел. Автор отмечает: «Сумрачно и резко выдавался его похудалый профиль из-под нахлобученной фуражки».

Элементы дискуссии: «Но почему они не остались хотя бы друзьями? В чем причина краха их отношений?»

Точки зрения.

    Базаров раздваивается между философской системой демократа и романтической «белибердой»: он и любит Одинцову, и ненавидит одновременно. Материалист Базаров душит Базарова-романтика.

    Любовь Базарова страстное, но тяжелое чувство. Герой нетерпелив, порой глух к настроению, даже бестактен, и огонек любви (в душе Анны Сергеевны) погас.

    Одинцова хочет полюбить, но не может, боясь потерять свободу. Оба героя слишком властны, самостоятельны, привыкли довлеть над другими, а в любви кто-то должен уступать.

Вывод, итог спора . Базаров, полюбив, бежит от любви, потому что считал ее предрассудком, чепухой, но любовь, мстя за себя, поставила героя в драматическое положение – ему отказали, его любовь безответна. Оба героя испугались любви (и потери независимости).

Почему трагедия Базарова дана на фоне любви Аркадия и Кати? Какова их функция в замысле автора?

Аркадий свою страсть к Анне Сергеевне сначала заменил на спокойную дружбу с Катей, которая постепенно переросла в любовь.

Оба (Катя и Аркадий) одинаково ровные/ романтичные натуры. Базаров и Анна Сергеевна на фоне Кати и Аркадия почувствовали себя стариками, рационализм и гордость состарили их до времени.

Каким образом Евгений Базаров пытается подавить в себе любовную тоску?

Финал.

- Зачем же перед смертью Базарову обязательно нужно видеть Анну Сергеевну?

Перед смертью человек не может лгать, сдерживать свои истинные чувства, и Базаров отдает себя во власть романтической любви. Она победила. Прощание с Анной Сергеевной чисто пушкинское: «Вы молоды, прекрасны, и должны жить долго …». (У Пушкина «Я вас любил так искренне, так нежно, как, дай вам Бог, любимой быть …)

- Нужно ли было Базарову умирать?

    Демократ Базаров вторгался в жизнь самоуверенно, его материалистический скальпель отсекал все жизненное (природу, искусство, любовь), пока именно скальпель не поразил его самого.

    Пред лицом смерти отступили и медицина, и физиология, оставив Базарова наедине с собой. Умирающий Базаров прост, человечен. Базаров-атеист свое спасение видит в родительской любви-молитве.

Звучит романс «Утро туманное».

    Итоги

    Домашнее задание:

И. С. Тургенев в каждом произведении испытывает героев любовью. Евгений Базаров не явился исключением. Любовная история помогает раскрыть образ главного героя наиболее полно.

Базаров знакомится с Анной Одинцовой на губернаторском балу, куда приезжает вместе с другом Аркадием. Видя ее, он говорит, что она «на остальных баб не похожа». Базарова отличает упрощенный, «анатомический» взгляд на женщин. Для героя они – всего лишь биологические объекты.

После того, как Одинцова зовет Базарова к себе в имение, он заинтересовывается ею и старается проводить с ней все свое время. Интерес к Одинцовой становится переломным в судьбе Базарова. Нигилизм, отрицающий любовь, сталкивается с реальной жизнью, в которой герой влюбляется, но все же пытается отрицать это чувство и подавить в себе. Однако реальность побеждает теорию, и Базаров влюбляется бесповоротно.

Одинцова же увлечена Базаровым, он ей любопытен. Однако, холодная и рассудительная, героиня пугается потерять ту спокойную и комфортную жизнь, которую так ценила. Ведь страстная любовь Базарова однозначно привела бы в диссонанс размеренную жизнь Одинцовой. Испуг и нежелание менять свою жизнь становится причиной несостоявшейся любви героев.

Когда Базаров объясняется с Анной и признается ей в своих чувствах, она отказывает ему. Это сильно влияет на душевное состояние героя. Испытание любовью становится для Базарова роковым. Все его убеждения ломаются, он постоянно думает об Одинцовой. И вот, переживая внутренние терзания, герой принимает решение лечить мужика от тифа. Это приводит его к заражению. Чувствуя приближающуюся смерть, Базаров хочет проститься со своей возлюбленной. Автор описывают этот эпизод не как встречу возлюбленных, а как встречу человека с умирающим родственником. Тургенев указывает на одну деталь: Одинцова даже не сняла перчатки, боясь заразиться. Скорее всего, любви по отношению к Базарову у нее и не было. Главный герой понимает, что сейчас ею движет только жалость к нему, а не любовь. В этом весь трагизм героя: он ломает все свои принципы ради женщины, которая не отвечает ему взаимностью.

Одинцова не способна на любовь. Это доказывает и эпилог романа: героиня выходит замуж по расчету.

Рассказав историю несостоявшейся любви Базарова и Одинцовой, автор показывает, что нельзя противиться человеческой природе. Он полностью развенчивает теорию нигилизма.

Тургенев дает возможность читателю поразмышлять над вопросом, что было бы, если бы любовь оказалась взаимной. Возможно, Евгений Базаров бы полностью отступил от теории нигилизма и полюбил бы жизнь такой, какой она есть. Но есть вариант, что он, разочаровавшись в любви, укрепил бы свои взгляды на жизнь.

Таким образом, И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» продемонстрировал, что нигилист Базаров нуждается в любви. Его встреча с Анной Одинцовой показала, что он может искренне любить. Но его отношения с Одинцовой с самого начала были обречены. Они вспыхнули ярко, но завершились, даже не начав свое развитие.

Вариант 2

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой красной нитью проходят через сюжет романа. С первых страниц мы узнаем, что главный герой не верит в любовь, считает все романтическое и идеальное “белибердой”. С помощью любовной фабулы выражены интересные изменения, происходящие с убеждениями Евгения. Наклонности к нигилизму, внутренняя черствость теряют свою силу и власть над героем под воздействием чувств к Анне Сергеевне.

Первая встреча персонажей произошла на званом губернаторском балу, когда их общий знакомый, Аркадий Кирсанов, представил гостей друг другу. Евгений, как заметил Аркадий, сконфузился при знакомстве, но постарался скрыть это. Базаров уловил внезапно проснувшееся в нем чувство, но решил проигнорировать порыв эмоций.

Переломным моментом в сюжете послужило приглашение остановиться в поместье Одинцовых, адресованное Кирсанову и Базарову. В течение двухнедельного пребывания Анна и Евгений много времени проводили вместе: беседовали, гуляли в лесу. Именно тогда Базаров влюбляется. Тем не менее он пытается отвернуться от Анны Сергеевны, чтобы прервать мучительное чувство безответной любви.

Евгений держится уверенно в разговоре с Одинцовой, по-прежнему отрицает романтику и любовь, но наедине с самим собой герой не вправе утаить очевидного: в душе он романтик и этого не изменить. Внутренние переживания и конфликты не могли не повлиять на характер героя: он становится раздражительным, вспыльчивым и непредсказуемым. Не в силах больше сопротивляться, Базаров признается в любви, но Анна боится любви, она не готова идти на этот головокружительный шаг, который лишит ее жизнь покоя и размеренности. Одинцова отвергает его.

Любовная линия в романе не могла закончиться иначе. Во-первых, герои имеют противоположные мировоззрения. Базаров отвергает и презирает ценности, на которых выросла Одинцова. Одинцовская жизнь - это материальный достаток, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, комфорт и отсутствие забот. Евгений - выходец из народа, будущий лекарь, нигилист, самолюбивый, высокомерный и резкий человек. Ему чужда роскошь дворянской жизни, но он любит испытания, споры и трудности, чтобы лишний раз доказать самому себе превосходство его взглядов и идей над другими. Во-вторых, Тургенев заставляет героя пройти испытание любовью, чтобы показать, насколько далеки от реальности убеждения Базарова. Иван Сергеевич считает, что нигилизм противоестественен, он противоречит природе человека. Поэтому любовь меняет Евгения, разоружает его перед миром, выворачивает его душу наизнанку.

История любви Базарова и Одинцовой

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» затрагивается множество важнейших вопросов, в актуальности которых невозможно усомниться и в наше время. Однако одним из важнейших аспектов произведения является тема испытание любовью героев, которая обнажает самые далёкие уголки человеческой души и попросту открывает глаза на наш мир – прекрасный, сложный и удивительный.

Один из главных героев произведения «Отцы и дети», Евгений Васильевич Базаров, славился своим рациональным отношением к жизни. Он был нигилистом, на первостепенное место возводил разум, а не чувства, буквально «жил» любимым делом – изучением медицины, и неоднократно скептически отзывался и о поэзии, и о романах, и вообще о чувственном аспекте человеческой жизни. Превыше всего Базаров оценивал разум, самодостаточность и целеустремлённость - всё то, из чего состояла его жизнь до встречи с Анной Сергеевной Одинцовой.

Анна Сергеевна, обеспеченная вдова, притягивала внимание Базарова с самых первых минут знакомства. Красивая, статная, уверенная в себе женщина попросту не могла не заинтересовать Евгения Васильевича. Базаров влюбился. Полюбил так сильно и так трепетно, что даже разочаровался и в своих нигилистических взглядах, и в собственной системе ценностей вообще. К сожалению, со стороны Одинцовой симпатия не переросла ни в увлечение, ни в любовь. Героиня просто хотела спокойствия – комфортной и размеренной жизни, в которую Базаров со своими душевными терзаниями и влюблённостью просто никак не вписывался.

Возможно, если бы эта любовь оказалась взаимной, всё было бы иначе. Евгений Базаров полюбил бы жизнь такой, какой она является – без условностей, без вечного отрицания буквально всего на свете. А возможно, Базаров бы разочаровался и в любви, со временем вновь лишь сильнее укрепившись в нигилизме. Этого мы уже не узнаем.

Я полагаю, что испытание любовью, выпавшее на долю Евгения Васильевича Базарова, стало одним из наиболее значимых моментов в его жизни. Человек, всю жизнь уделявший внимание лишь разуму, его развитию и постижению, впервые открыл для себя другой, совершенно иррациональный мир – мир чувств, эмоций и душевных терзаний. Пожалуй, встреча с Анной Сергеевной и стала тем переломным моментом в жизни героя, после которого она словно разделилась на две части – часть «до» и часть «после». К сожалению, нам не удастся проследить за дальнейшим развитием Базарова, понаблюдать, какой жизненный путь ему бы предстояло пройти, если бы не скоропостижная смерть. В этом и заключается драма произведения, как и драма самой человеческой жизни – внезапное, такое несправедливое завершение.

(литературный час в помощь изучению романа
И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
10 кл.

«Любовь - вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин»

И.С. Тургенев

Любовь у Тургенева – первая и едва ли не самая глубокая жизненная тайна. Прелесть ее и трагизм – в поэтическом ощущении непостижимой, недосягаемой красоты.

Испытание героев любовью – излюбленная ситуация тургеневских романов. В описании этого необыкновенно поэтического, священного чувства Тургенев - великий мастер. И всегда на этих страницах мы ощущаем присутствие самого автора, который следит за своими героями «с непонятным участием и болезненным трепетом».

Эти чувства были заложены в детские годы, слишком много обид и несправедливости довелось ему пережить.

«Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев.- Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк – одним словом, муштровали как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявила: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».

Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители будущего писателя.

Мать – Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была он небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.

Рано потеряв отца, Варвара Петровна воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Не выдержав притеснений, она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, Ивана Ивановича Лутовинова, человека сурового и нелюдимого. На свою племянницу он мало обращал внимания, однако держал ее в строгости, за малейшее ослушание грозил выгнать дому. Внезапная смерть дяди неожиданно превратила забитую приживалку в одну из самых богатых невест в округе, владелицу огромных поместий и почти пяти тысяч крепостных крестьян.

Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с ее завода. Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она пригласила его бывать запросто без дела. Сергей Николаевич стал появляться в Спасском. В 1816 году она вышла за него замуж. Через год у них родился сын Николай, затем Иван, а позднее Сергей.

Трудное детство и юность матери, постоянное ощущение зависимости и в то же время незаурядный ум и большие способности, сильная воля, гордость, стремление к независимости в атмосфере отсутствия любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Варвара Петровна была женщина с тяжелым, деспотичным, капризным характером, и в то же время была одаренной и со своеобразным обаянием. По отношению к троим сыновьям - заботливой и нежной, но это не мешало ей тиранить их и наказывать по любому поводу. Черты матери узнаваемы в барыне из рассказа «Муму», Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин». Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»

Может быть, именно от матери противоречия Тургенева в отношении к женщине: поклонение и непреодолимое неприятие семьи, брака, стабильного «мещанского счастья».

Однажды, вернувшись из-за границы, в свое имение Спасское-Лутовиново, Иван Сергеевич получил письмо от женщины, с которой его связывала многолетняя сердечная дружба. Письмо было грустное, в нем говорилось о разрыве отношений, так как не осталось никакой надежды на взаимность со стороны Тургенева. Да, действительно, сердце его принадлежало другой женщине, но все равно было грустно. Возвращаясь поздней осенью из Лутовинова, вспоминая грустные строки письма и дорогие ему лица, созерцая унылый пейзаж, Иван Сергеевич и написал знаменитое стихотворение “В дороге”. Позднее на эти стихи и был написан романс “Утро туманное”.

Этим же объясняется и странная любовь к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа). Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из «Севильского цирюльника» покорила Тургенева. В письме к ней читаем: «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; день, когда мне не светили Ваши глаза, - день потерянный!» Ее обликом навеяно стихотворение в прозе «Стой!».

«До самой старости Тургенев любил избранницу своего сердца свежо и молодо, весенним чувством первой любви, в которой чувственность поднималась до чистейшего духовного огня.

Я скажу определеннее и резче, чтобы выразить мысль свою: что с момента встречи с Виардо, еще ранее, чем он мог оценить ее «духовные красоты», Тургенев как бы пал под ноги этой женщины... и остался так недвижим до конца жизни. В этой странной физической, но именно, однако, физической связи... пьедестала и статуи, канделябра и свечи. Она горит, светит... Он - ничего. Она счастлива, цветет... Он - смотрит на ее счастье. Она вполне живет. Он вполне не живет... Именно «не живет», поскольку любит и оттого, что любит ее. Он вовсе не живет для себя».

Василий Васильевич Розанов

Первая встреча с истинной любовью у Тургенева безответная. Ему предпочли другого. «Другим» оказался отец Сергей Николаевич. Сын не возненавидел отца, а изобразил его в повести «Первая любовь» «трепетно и влюбленно».

Испытав полуребенком чувства высокие и блаженно-мучительные, в зрелости создал из них лучшее свое произведение.

«Неразделенная любовь» - так начиналась жизнь изящнейшего, умнейшего, очень красивого человека и великого художника.

Анализируя роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”, мы чаще всего выдвигаем на первый план именно социальные, идеологические проблемы и, конечно же, конфликт поколений.

Да, действительно, все эти проблемы представлены достаточно убедительно. Однако не только эти вопросы волнуют автора. В романе раскрываются и проблемы вечные: семья, дружба, взаимоотношения человека с природой и любовь. Вот эти-то главные ценности человеческого бытия в качестве сквозных мотивов прошли через все творчество И.С.Тургенева. Именно любовь и помогает вывести роман “Отцы и дети” за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных понятий красоты и истины.

В романе «Отцы и дети» четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Практически все герои романа «Отцы и дети» испытывают или испытали любовь.

Но для двоих – Павла Петровича и Базарова – это чувство становится роковым. Любовная история Базарова очень похожа на любовную историю Павла Петровича. Павел Петрович знакомится с княгиней Р. на балу, Базаров тоже встречает Одинцову на балу.

Несмотря на различие характеров, вкусов и взглядов героев, в их положении много общего.

Во-первых, для обоих любовь – это бурная, всепоглощающая страсть, которая перевернула их жизнь, заставила по-иному посмотреть на окружающий мир.

Во вторых, и Павел Петрович, и Базаров несчастны в любви, потому что страстно обожаемые женщины (может быть, именно эта слепая страсть их и испугала) отвергли чувства героев.

Тургенев наказал обоих героев столь сильным чувством именно потому, что они к нему никогда не стремились: один вел жизнь светского щеголя, фата, получавшего удовольствие оттого, что «женщины от него с ума сходили», другой «был великий охотник до женщин и женской красоты», не придававший серьезного значения отношениям с противоположным полом. Но, полюбив по-настоящему, они меняются. «Привыкший к победам Павел Петрович и тут (с княгиней Р.) скоро достиг своей цели, но легкость торжества не охладила его». Базаров скоро понял, что от Одинцовой «не добьешься толку», а «отвернуться, к своему изумлению, не имел сил».

В-третьих, это была любовь на всю жизнь, которую невозможно забыть и перед лицом смерти. Для обоих любовь становится мукой. Старший Кирсанов со временем «еще мучительнее привязался к княгине», любовь «мучила и бесила» Базарова.

В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича: «…Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина». (Интересно, что Базаров играет с Одинцовой в карты и проигрывает ей!) Но, вернувшись в деревню к родителям в последний раз, Базаров худеет, молчит, «сокрушая» своим настроением отца. «Лихорадка работы» сменилась «тоскливой скукой и глухим беспокойством». Базаров раскисает точно так же, как Павел Петрович. Любовь в обоих случаях приводит к кризису, жизненному и духовному.

Несчастная любовь Павла Петровича и Базарова вызывает одно чувство – жалость. Аркадий, рассказывая о дяде Базарову, говорит: «Он скорее сожаления достоин, чем насмешки». После признания Базарова «Одинцовой стало и страшно и жалко его»; при прощании с Базаровым, в последний раз покидающим ее дом, ей опять «стало жалко» его.

Базаров и Павел Петрович, способные на испепеляющую душу страсть, не могут быть счастливы и осчастливить возлюбленную.


В юности Павел Петрович был самоуверен и насмешлив. Его ожидала славная будущность, блестящая карьера. Но у жизни есть свои резоны: вдруг все изменилось, роковая любовь налетела как вихрь, разметала надежды и планы. Холодный аристократ полюбил женщину, в которой бушуют страстные силы жизни.

Любовь Павла Петровича – это неудовлетворенное, томительное стремление познать ее загадку. Таинственное «что-то», «заветное и недоступное» - главная прелесть жизни, главный источник любви. Как только этот источник иссякнет, жизнь потускнеет и угаснет любовь. Разгадывается одна загадка, но вслед за нею возникает другая. В этом трагизм любви. Она своенравна, человек не властен над нею, но власть любви над ним безгранична: как вихрь налетает она и так же внезапно бросает. «Когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою… Года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие, но ничто не помогало».

Женщина, что коренным образом изменила судьбу Павла Петровича необычна, о такой говорят – «роковая». Хотя герой «скоро достиг своей цели», но только «легкость торжества не охладила его». «Напротив, он еще мучительнее, еще крепче привязался к этой женщине». И причиной этому являлось «что-то заветное и недоступное» в ее душе, «куда никто не мог проникнуть».

В образе княгини Р. полновластно присутствует тайна, связанная с ее двойной – дневной и ночной – жизнью. Днем она была «легкомысленной кокеткой», «с увлечением предававшейся всякого рода удовольствиям» «танцевала до упаду, хохотала и шутила» и «точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей малейшее удовольствие».

Княгиня могла бы остаться незамеченной, подобно многим, если бы не «загадочный взгляд», который был одновременно «быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния». Вообще глаза этой женщины жили отдельной, независимой жизнью; светящееся в них «что-то необычайное» не имело ничего общего с дневной светской куклой, чей язык «лепетал самые пустые речи».

И только ночь сменяла день, как в героине просыпается некое терзаемое неведомыми страстями существо: «они играли ею как хотели». Ночными часами она «плакала и молилась, не находя нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная над псалтырем». И эта женщина стала счастьем и несчастьем Павла Петровича, превратила его в свою тень, сделала на всю жизнь одиноким.


В вашем браузере отключен JavaScript


Эта любовь - любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Он потерял все; автор говорит, что его «исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Эта любовь не приносит ничего людям, кроме муки.

Автор раскрывает нам еще одну тайну Павла Петровича. В действительности он далеко не тот самоуверенный аристократ, какого разыгрывает из себя перед Базаровым. Подчеркнуто аристократические манеры Кирсанова вызваны внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности, в чем Павел Петрович, конечно, боится признаться даже самому себе. Но мы-то знаем его тайну, его любовь не к загадочной княгине Р., а к милой простушке Фенечке. Еще в самом начале романа Тургенев дает понять, как одинок и несчастен этот человек в своем «аристократическом» кабинете с мебелью английской работы, с камином и библиотекой в стиле ренессанс. А потом, в комнате Фенечки, мы увидим его среди простонародного быта: баночки варенья на окнах, чиж в клетке, растрепанный том «Стрельцов» Масальского на комоде, темный образ Николая Чудотворца в углу. И здесь он тоже посторонний со своей странной любовью на закате дней без всякой надежды на взаимность.

«Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе»,- говорит Евгений Базаров.

Таким человеком неожиданно оказывается обаятельная женщина. Не секрет, что моральная сущность мужчины часто обнаруживается в его отношениях с женщинами. Базаров – не исключение. Перед ним пасуют все действующие лица, все, кроме Одинцовой. Отношения с ней - не курортный роман, не происшествие, а событие, определяющее переворот в психологии, в настроении, взглядах, в жизни человека, в его судьбе. Мы увидели героя в новом свете, в столкновении сухой теории и «зеленого дерева жизни», в распахнутости глубоко спрятанных от самого себя чувств и желаний. Любовь – чувство стихийное, и все-таки важно, кого и как любит человек и кто любит его; это так же, как дружба, характеризует любящего и любимого.


В вашем браузере отключен JavaScript


Полюбив, Базаров начинает с горечью понимать, что его убеждения не имеют ничего общего с действительностью: раньше он считал все романтическое «белибердой», а теперь «с негодованием сознавал романтика в самом себе». В начале романа он смеялся над Павлом Петровичем, плененным «загадочным взглядом» княгини, А, полюбив Одинцову, сам говорит ей: «может быть, точно, всякий человек – загадка. Да хотя вы, например…» (До этого он считал: «…Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой»).

Сцена признания Базарова в любви Одинцовой противопоставлена их прощанию в последний приезд Базарова в Никольское. В первой после рассказа Базарова о своих чувствах «Одинцова протянула вперед обе руки», а через несколько мгновений Базаров «быстро обернулся и схватил ее обе руки», а во второй – попросив его остаться, «с участием протянула ему руку», но он все понял и не принял руки. В первой сцене, не поняв жеста Одинцовой, взволнованный Базаров бросился к ней, а во второй – поняв смысл протянутой руки, отказался от нее. (То, как Базаров ждал разговора с Одинцовой в свой третий приезд в Никольское, показывает деталь:

«… оказалось, что он уложил свое платье так, что оно у него было под рукой».)

Основное чувство Базарова в романе с Одинцовой – злость: «он отправлялся в лес и бродил по нему, ломая ветки и браня вполголоса и ее и себя», «это страсть в нем билась, сильная и тяжелая, - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»

Евгений борется с собой и страдает. К концу он отступается почти от всех своих убеждений. Уже любя Одинцову, он раздражается, когда Аркадий сравнивает засохший листок с мотыльком, и просит его не говорить красиво. А, умирая, он сам говорит красиво: «…Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Человек, к которому обращены последние слова Базарова – Анна Сергеевна. Любовь к ней он уносит в могилу.

Так что же представляет собой женщина, поразившая умного, несокрушимого и самоуверенного Евгения Васильевича? Обворожительная красавица, царица. Но неужели могла она привлечь Базарова только внешностью?

Что Одинцова – не раскрашенная кукла, не модель и не пустышка, ясно с первых тургеневских строк о ней: «спокойно и умно» глядели ее глаза, «какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». По контрасту с лжеэмансипированными Кукшиной и Ситниковым, Анна Сергеевна представлена на балу у губернатора неторопливой, неговорливой («сама она говорила мало», два раза тихо засмеялась), с достоинством осанки, в непринужденном разговоре с неким сановником.

Прозорливый Базаров сразу выделил ее из массы светских дам. Чем же? Невозможным, по его представлениям и убеждениям, сочетанием в женщине независимости, красоты и ума: «По моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды». Перед его глазами было первое живое опровержение его представлений; первое, но не последнее.

«Баба с мозгом», оказалось, многое испытала в своей жизни, многое знала, многим интересовалась, охотно читала хорошие книги (с плохими, случайными, засыпала) и «выражалась правильным русским языком».

Неудивительно, что Базаров нашел в ней, в женщине собеседницу (и не только), с которой он мог вполне серьезно, без высокомерия и без кокетства говорить о «предметах полезных», начиная с устройства российского («безобразного устройства») и продолжая вопросами медицины, ботаники, живописи, музыки, наконец, проблемами психологии, счастья, любви, будущности самого Базарова. Трудно представить себе, с кем из обитателей романа он мог бы столь уважительно вести беседы о действительно важных проблемах.

Почему же прелестная и умная женщина, увлеченная необычной личностью и добившаяся признания от сурового отрицателя любви, не ответила ему тем же, не вышла за него замуж? Прежде всего, они не настолько уж «однородны», как полагала Одинцова. Скорее, прав был Базаров: «… между вами и мною такое расстояние…» Да, расстояние социальное, мировоззренческое, психологическое, материальное и тому подобное. Но мы знаем немало случаев, когда люди успешно преодолевают это расстояние при одном условии – при условии взаимной большой любви. Была ли такая любовь у прекрасной «аристократки»?

Но дело в том, что она никого в жизни не любила – то ли неспособна была, то ли не везло ей – и оттого страдает, полюбить хочется, да так, чтобы «жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою…» И Базарова, «человека не из числа обыкновенных», хочется ей полюбить. И что-то в душе и в сердце ее происходит. Когда Базаров, еще до признания, обмолвился, что намерен уехать к отцу, «она побледнела, словно ее что в сердце кольнуло, да так кольнуло, что она удивилась и долго потом размышляла о том, что бы это значило». С холодными и безразличными к мужчине женщинами такое не случается. И уже готова была Анна Сергеевна сказать Евгению Васильевичу «одно слово», пытаясь удержать его, но Базаров, у которого «сердце так и рвалось», стремительно покинул ее. И долго еще женщина будет решать для себя этот роковой гамлетовский вопрос, мысленно произносить: «Или?», оценивать свои чувства: «Я и себя не понимала». И даже у постели умирающего она все еще не в состоянии ответить определенно, «точно ли любила» этого человека. И где она, эта мера любви? Может быть, влечение к Базарову – это и есть потолок любовных возможностей Одинцовой, не знавшей другой любви. А страх, который она временами испытывает при мыслях о «нигилисте», объясним: покойного мужа, «ипохондрика, пухлого, тяжелого и кислого» она едва выносила, вышла за него по расчету, натерпелась, как говорится, обожглась и теперь, будучи свободной, осмотрительнее решает свою судьбу, вглядывается в малознакомого, но поразившего ее воображение мужчину и пытается понять свои непривычные чувства. Можно ли в этом упрекнуть ее?

Дмитрий Писарев считал, что отпугнуло Анну Сергеевну и то, что «в чувстве Базарова нет той внешней миловидности, joli a voir (красиво по внешности, миловидно), которые Одинцова совершенно бессознательно считает необходимыми атрибутами всякого любовного пафоса». Возможно, и это сыграло роль. Не забудем, что наша дама, при некоторой демократичности в быту, - представительница княжеского рода (по матери). Что-то в облике и манерах Базарова пугало ее. Однако она умела преодолевать свой страх. Что заставило ее прийти к умирающему человеку, поцеловать его, несмотря на предупреждение о заразной болезни? Чувство вины? Или благодарности? Или…?

Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения Базаров с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

Рядом с историей отношений Базарова с Одинцовой, где нарочитое отчуждение разрешается порывом сокрушительной страсти, изображается другая история о сближении Аркадия и Кати, история о дружбе, постепенно перерастающей в спокойную и чистую любовь.

С Катей Аркадий учится быть самим собой и постепенно отдается увлечениям, которые отвечают природе его мягкого, художественно восприимчивого характера. Он читает Кате стихи и прозу, музицирует, наслаждается созерцанием природы.

Аркадий добродушен, бесхитростно прост и, в сущности, сердечно привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям традиционной культуры. Увлечение Аркадия нигилизмом достаточно поверхностно. Рядом с базаровской страстью к Одинцовой – огромной и мучительной – почти по-детски выглядит способность Аркадия примириться с безнадежностью своего чувства к той же женщине. Но именно эта способность как раз и открывает перед ним возможность тихого семейного счастья.

Катя – младшая сестра Анны Сергеевны - первоначально кажется всего лишь милой, застенчивой барышней. Но постепенно в ней обнаруживается самостоятельность и душевная сила. Катя внутренне освобождается от деспотической власти старшей сестры и помогает Аркадию свергнуть деспотическую власть над ним его «учителя» Базарова. Именно благодаря ей оба они становятся самими собою и переживают чувства, способные сделать их счастливыми. Объяснившись, «он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя…», а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда может быть счастлив на земле человек».


В вашем браузере отключен JavaScript


Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви похожи отец и сын.

В своих объяснениях по поводу романа Тургенев настоятельно подчеркивал, что в лице братьев Кирсановых он показал лучших представителей культурного дворянства. Не случайно же, подыскивая прототипы своим героям в реальной жизни, Тургенев писал: «…Николай Петрович – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники». Заметим: Тургенев не стыдится здесь своей близости к Николаю Петровичу, более того, он сближает с ним без всякого риска даже Н.П.Огарева, соратника А.И.Герцена. Мы видим, что в характере Николая Петровича Тургенев действительно запечатлел очень много автобиографического, что отношение писателя к этому герою было в высшей степени сочувственным.

Николай Петрович - человек уже немолодой, переживший немало бедствий, но не сломленный ими. Идеалист, с романтическими вкусами и наклонностями, он стремится трудиться, пытается преобразовать в духе времени помещичье хозяйство, устанавливает новые отношения с крестьянами, ищет счастья в любви с молоденькой дочкой своей экономки Фенечкой. Сначала она его дичилась. «Постепенно она стала привыкать к нему, но все еще робела в его присутствии, как вдруг ее мать Арина умерла от холеры. Куда было деваться Фенечке? Она унаследовала от своей матери любовь к порядку, рассудительность и степенность; но она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный… Остальное досказывать нечего».

У них родился маленький Митя, чему оба были рады. Но сомнения не оставляли Николая Петровича: как-то посмотрят на это брат Павел Петрович и сын Аркадий. Но кроткое терпение Николая Петровича и сыновняя любовь Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются и оба достигают семейного счастья.


В вашем браузере отключен JavaScript


Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки - это, прежде всего, семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

И еще об одной любви нельзя не сказать. К мрачному, замкнутому Евгению тщетно рвется теплая волна беззаветной родительской любви. Щедрые души, «старички» Базаровы идут на любые жертвы ради сына, родители готовы исполнить любое его желание, любой каприз. Несчастный Василий Иванович, зная, что Евгений не любит душевные излияния, напускает на себя такую суровость, какая ему явно не по плечу: «А у самого и губы и брови дергало, и подбородок трясся… но он, видимо, желал победить себя и казаться чуть не равнодушным». В доме «старичков» Базаровых совершенно исчезает всякий повод для враждебности, но тут-то и обнажается во всем трагическом его существе полное душевное одиночество нигилиста. По ряду психологических штрихов мы чувствуем, что Базаров любит своих родителей, но он делает все возможное, чтобы скрыть от себя и окружающих эту любовь. Ведь любовь по его понятиям, чувство напускное, отживающее свой век. И потому он боится «рассыропиться», дать своему чувству ход. Любящий своих родителей, Базаров теряет опыт сердечной общительности, культура сыновних чувств в нем иссыхает, атрофируется. В обращении с отцом и матерью он как-то угловат и беспомощен: ни приласкать, ни успокоить. Он целый день молчит, не зная, что сказать отцу в оправдание, решившись на очередной отъезд. И наконец, прощаясь в кабинете, «он проговорил с натянутым зевком: «Да, чуть было не забыл тебе сказать… Вели-ка завтра наших лошадей к Федоту выслать на подставу». Не зря глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражают «не одну преданность и нежность»: в них «виделась грусть» и «какой-то смиренный укор». Как и в истории с Одинцовой, Базаров безжалостно давит в себе чувство сыновней любви, и чем больше оно сопротивляется, тем сильнее это раздражает героя. В поведении Базарова с родителями нарушаются извечные и непреложные законы нравственности и культуры.

«…Любовь…сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь…»

(И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Воробей»)

Разве мы властны влюбляться или не влюбляться? И разве, влюбившись, мы властны поступать так, словно бы этого не случилось? (Д. Дидро)

Тайны человеческой жизни велики, а любовь - самая недоступная из этих тайн. (И. С. Тургенев)

Предмет: литература.

Тема: «Испытание любовью».

Цели урока:

образовательные

·выявить понимание обучающимися внутреннего мира главного героя и особенностей его отношения к любви;

развивающие

· продолжить формирование умений анализировать художественный текст;

аргументировано доказывать собственное суждение;

воспитательные

·формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие).

Методы работы на уроке:

  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • эвристический.

Материально-техническое оснащение:

· компьютер;

· мультимедийный проектор;

· презентация «Испытание Базарова любовью»

· фрагмент видеофильма “Отцы и дети”;

· информационные листы, тесты;

· тетради по литературе;

· стенд с фотографиями по творчеству писателя, иллюстрации к произведению;

Тип урока: урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Педагогическая технология: технология проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент Ребята, мы с вами продолжаем изучать и анализировать роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”. А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду:

“ Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

О чем говорил Тургенев?

Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока – «Базаров и Одинцова:испытание любовью».

Записываем. Тему и Эпиграф к уроку - слова самого Тургенева:

“Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героя любовью к женщине.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Но прежде чем начать наш разговор, проверим, насколько внимательно вы

прочитали роман. Вам выданы листочки, подпишите их. Проведем небольшой тест.(работа на 3 мин,в это время будет звучать известная вам уже композиция)

Тест по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

1.Кто из персонажей романа «Отцы и дети» прямо не участвует в действии?

А) Фенечка

Б) Катя

В) Одинцова

г) княгиня Р.

2.Основой конфликта романа Тургенева является:

А. Ссора между Базаровым и Кирсановым П. П.

Б. Конфликт между Базаровым и Николаем Петровичем.

В. Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.

Г. Борьба между монархистами и народом.

3. Кого из героев романа называют «нигилистом»?

А. Е. Базарова . В. Николая Петровича.

Б Аркадия Кирсанова. Г. Другого персонажа.

4. Какова будущая специальность Е. Базарова?

А. Революционер. В. Дипломат.

Б. Врач . Г. Банкир.

5. Кто был главным оппонентом в спорах Е. Базарова?

А. Кукшина. В. Одинцова.

Б. Павел Петрович . Г. Аркадий.

6. Какой момент в биографии Базарова был переломным в осознании им своей

Личности?

А. Знакомство с Фенечкой. В. Разрыв с Аркадием.

Б. Спор с П. Кирсановым . Г. Любовь к Одинцовой .

7. Кому принадлежат слова:

«Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет»?

А. Аркадию Кирсанову . В. Е. Базарову .

Б. Н. П. Кирсанову. Г. П. П. Кирсанову.

Итак, мы с вами сказали,что речь на сегодняшнем уроке пойдет, конечно же, о любви. Кто-то ищет ее, как героиня Островского, стремится познать настоящую, искреннюю; кто-то бежит от нее, считая величайшей бедой для себя. Но в любом случае она оказывает на человека огромное влияние, помогает ему понять, оценить, изменить себя . Именно поэтому тема сегодняшнего урока звучит так – «Базаров и Одинцова:испытание любовью»

III. ВВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Способность глубоко любить И.С.Тургенев считал одним из важнейших качеств человека. Почти все тургеневские герои проходят «испытание любовью». А как вы понимаете смысл этого выражения?

Что значит испытание? (Проверка).

Что же проверяется в человеке любовью,какие качества? (Дух, сила воли, жизнеспособность, характер...) Словом, любовью в человеке проверяется человек!

Сегодня мы поговорим о том, как любовь воздействует на человека. Нам предстоит раскрыть отношения героев друг к другу, понять причину перемен, происходящих в душе Базарова, проследить, как герой проходит это испытание.

1.Выдерживает ли Базаров испытание любовью? Как заканчивается для Базарова это испытание?

IV. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

Ответы обучающихся

: 1) В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью. Базаров пожертвовал всем ради любви, не убежал от своего страстного чувства и не отверг даже на смертном одре.

Выдержал ли Базаров испытание любовью? И да, и нет . Любовь в нем победила отрицание, но, победив, сломала, покачнула уверенность, лишила желания жить.

Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?

Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине вообще, опираясь на текст романа.

Для этого ОБРАтимся К ИНФОРМАЦИОННЫМ ЛИСТАМ С ЦИТАТАМИ ; прочитайте и скажите,кому принадлежат эти слова? Зачитаем

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

Кто готов ответить? Базарову

Опираясь на эти цитаты,скажите:

1) Как относится Базаров к чувству любви между мужчиной и женщиной?

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила.

2) С каким из утверждений Базарова вы бы согласились и почему?

Слушаем ответы,затем запишем вывод:

Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения.

3) Что это за встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.

4) Где Базаров впервые видит Одинцову?

Впервые она появляется на балу у губернатора.

Давайте посмотрим отрывок из кинофильма(она входит стоп кадр ОНА в дверях)

5) Обратимся к портрету героини и попытаемся выделить главные черты её облика.

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Каково первое впкчатление о ней у Аркадия? У Базарова?(стр 324)

(Обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красота, спокойствие , женственность, уверенность в себе):

Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица. Одинцовой пошел двадцать девятый год, но в ее присутствии Аркадий чувствовал себя школьником, студентиком, точно разница лет между ними была гораздо значительнее. Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист; со всем тем Аркадий решил, что он еще никогда не встречал такой прелестной женщины. Звук ее голоса не выходил у него из ушей, и движения ее были особенно плавны и естественны в одно и то же время. Аркадий ощущал на сердце некоторую робость, но спокойствие Одинцовой сообщилось и ему. Одинцова слушала его с вежливым участием, слегка раскрывая и закрывая веер. Сама она говорила мало ,

Но знание жизни сказывалось в ее словах; по иным ее замечаниям Аркадий заключил, что эта молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое ...

V. Давайте проверим эту гипотезу

Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

СООБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩ ихся

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге .

6) Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, ведет себя цинично. Меняется ли его отношение к ней впоследствии?

Это что за фигура? На остальных баб не похожа.

Тургеневский герой, отвергающий отношения мужчины и женщины, попадает в сети любви.

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – конфуз – испуг – стремление понравиться - интерес – мучительное чувство.

Цинизм – конфуз – интерес – стремление понравиться – испуг - мучительное чувство (правильно)

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

С приезда в поместье Одинцовой начинается смятёние Базарова. Про себя он замечает: “Какой я смирненький стал”. За это время, проведённое в имении Одинцовой, Базаров изменился: “…что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал…”

Давайте обратимся к информационным листам. Прочитаем вслух цитаты Работа с текстом:

“Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

“Сердце у него действительно так и рвалось”.

“Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

8) Как вы думаете, что же поселилось в душе, в сердце Базарова? (Евгений не может уехать, он полюбил. Трудно бороться с самим собой, но он таит свою любовь, мечтает о нежности)

Очень не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начинает происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

9) Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Слушаем ответы,записываем вывод:

(Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой)

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ:

Обратимся к сцене признания (глава 16). ПРОСМОТР ЭПИЗОДА

10) А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием? (С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать)

11) Почему Одинцова решила “не шутить”? (Анна Сергеевна испугалась. Она уже всё испытала в жизни. Грубость, необузданность Базарова её страшили. Одинцова привыкла к спокойной размеренной жизни. Даже заметила, что боится Евгения. Одинцова выбирает комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: то равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.)

12) Кто виноват в том, что любовь не состоялась? (Базаров захвачен целиком “страсть в нём билась”. Одинцова же дошла до “известной черты” и спокойно отступила.)

  1. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным.
  2. Финал романа.

Конечно, нельзя окончить разговор без последней встречи умирающего Базарова с Одинцовой.

Состоялось последнее объяснение (Опять при свете лампады).

Одинцова приехала к умирающему Базарову. Садится в опасной близости от него, целует его.

Давайте зачитаем этот отрывок стр 418

Может быть она, любила его по-настоящему? Несмотря на то, что Базаров вынес ей вердикт: «Вы не можете полюбить»? Или?

«Базаров умолк и стал ощупывать рукой свой стакан. Анна Сергеевна подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша »

О чем говорят эти детали?.

Посмотрим отрывок из кинофильма

Как прошло испытание? Как ведет себя Базаров? (Он решителен, мужествен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться. Он просит задуть свечу и подарить прощальный поцелуй.)

- Чем был по сути поцелуй Одинцовой ? (Поцелуй в лоб. Прощание с покойником).

Базаров попал под колесо, с горькой иронией называет себя червяком полураздавленным. Одинцову же называет красивой, славной, великодушной.

Заканчивается …их поединок роковой. Базарова нет.

Кто, по-вашему, одержал победу в этом поединке? (Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение.

Во-первых , отвергнуты его чувства и он сам.

Во-вторых , он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь . Но это и победа : любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, онначинает понимать, что жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе.!!!

В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой , чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце»)

ИТАК,Выдерживает ли испытание любовью эта героиня? (Как помещица – барыня – да! Как женщина – нет! Предпочла любви спокойствие, уют, комфорт, порядок...)

«Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил!» - говорил великий французский драматург Ж.Б.Мольер.

  • Почему Базаров оказался «выше» Одинцовой? (Сумел полюбить искренне, умирал, как будто «совершая подвиг» (Писарев)).

Выдерживает ли Базаров испытание любовью?

  • -Как нигилист – нет!
  • -Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.

ВЫВОД (запишем )

Испытание любовью становится для героя решающим. Только любовь раскрыла в нём глубокого человека, самосгорающего в чувстве и ещё более сильного. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Он не только сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким, не боящимся, умеющим любить.


Базаров и Одинцова, испытание любовью.
Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

"Отцы и дети" И.С. Тургенева, на мой взгляд, можно назвать не только романом-полемикой, но и "романом испытаний".
Изучая своего героя, кардинально не соглашаясь с его жизненной философией, автор проводит Базарова - яркого представителя нигилизма - через несколько важных испытаний.
Таким образом, я думаю, Тургенев проверяет жизнеспособность взглядов Евгения Васильевича, их возможность существовать в реальной жизни.
Мне кажется, самым важным испытанием для Тургенева стало испытание любовью.
Мы видим, что до знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров, как истинный нигилист, презирал любовь, не верил в нее.
Отношения между мужчиной и женщиной в представлении этого героя ограничивались лишь физической стороной, физиологией.
Все остальное же, что существует между двумя людьми, этот нигилист считал чепухой, романтическими выдумками аристократов-бездельников.
Именно поэтому разговор об отношении двух полов у Базарова насквозь был пронизан цинизмом.
Именно цинизм сначала преобладал во фразах героя, направленных в сторону Одинцовой.
Впервые Евгений Васильевич увидел эту женщину на балу у губернатора.
Едва войдя в залу, Анна Сергеевна сразу притянула к себе внимание присутствующих мужчин: "увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий..."
Одинцова отличалась не только красотой и чувством собственного достоинства.
Она, несомненно, была умна: "спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба..." В целом, от героини веяло "ласковой и мягкой силой".
Безусловно, Базаров, как умный и тонкий человек, не мог не почувствовать этого. Больше того, Одинцова произвела на героя сильное впечатление. Однако он тут же надел привычную маску цинизма. Первыми фразами нигилиста об Анне Сергеевне были: "Ну, а по-твоему, что она, точно - ой-ой-ой?", "у ней такие плечи, каких я не видывал давно" и "Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа".
Но мы уже понимаем, что Одинцова, равная Базарову по интеллекту, образованности и силе характера, в значительной мере повлияет на его судьбу, станет важным человеком в жизни героя. На это нам намекает и автор. Еще при первом упоминании имени Анны Сергеевны, у Кукшиной, Базаров невольно сближает Одинцову и любовь: "- Нет, зачем говорить о любви, - промолвил Базаров, - а вот вы упомянули об Одинцовой... Так, кажется, вы ее назвали? Кто эта барыня?" Мы чувствуем, что герой как бы отталкивает от себя возможность полюбить, но эта участь его не минует. Так, в лице Анны Сергеевны, Базарова настигнет сама жизнь. Настигнет и разрушит всю его умозрительную философию.
Мы видим, что, познакомившись с Одинцовой, побеседовав с ней, герой все больше начинает уважать эту женщину как умного и блестящего собеседника. Больше того, Базарову было комфортно и интересно в доме Одинцовой, в окружении ее и ее семьи. И как-то неожиданно для самого себя Евгений Васильевич...влюбился!
Кульминационной в развитии отношений двух героев является сцена признания. Анна Сергеевна, женщина умная, но сдержанная и холодная, сама увлеклась Базаровым. И вот, как будто ненароком, когда она и Базаров достаточно сблизились, чтобы говорить о "внутренних" вещах, Одинцова заводит разговор о счастье.
Она признается, что чувствует себя несчастной, потому что не видит перед собой цели, не знает, для чего ей нужно жить: "Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу". Базаров тут же выводит причину бед героини: "Вам хочется полюбить, - перебил Базаров, - а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье".
И действительно, Одинцова слишком ценит состояние внутреннего равновесия и комфорта, чтобы отдаться чувству.
Но человеческая природа такова, говорит Тургенев, что она не может существовать без любви.
Без любви человек чувствует себя несчастным, он рано стареет, у него нет жизненной цели.
Именно в такую женщину суждено было влюбиться Евгению Базарову.
Героиня выудила из него признание: "Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились".
Больше того, она и сама могла ответить герою взаимностью ("Она не тотчас освободилась из его объятий"), но выбрала другое.
А в душе Базарова произошел переворот. Он понял, что способен полюбить.
Это значило, что любовь существует.
Следовательно, вся система взглядов, философия этого героя была разрушена. Можно сказать, что он потерял жизненную основу, потерял всяческие ориентиры.
Но, кроме того, Базаров потерял и веру в себя. Ведь он влюбился, как самый ничтожный аристократишко, бездельник, которых он так презирал.
Это значит, что он, Евгений Базаров, самый обыкновенный человек, со всеми слабостями и недостатками.
Таким образом, в жизни героя наступил очень серьезный кризис, преодолеть который он не смог.
Базаров не смог принять ценностей "отцов", не смог ответить на коренные вопросы бытия, которые стали приходить к нему.
Поэтому его гибель стала логичным завершением его жизненной истории.
Мы видим, что на страницах романа "Отцы и дети" Тургенев подвергает своего героя самому главному испытанию - испытанию любовью.
Базаров не справляется с ним и погибает.
Так писатель развенчивает популярную в его время нигилистическую теорию и утверждает приоритет незыблемых культурных и этических принципов.