Что изображено на фасаде зоологического музея. Знакомство с мамонтом в музее на большой никитской. Знаменитые меценаты России

Зоологический музей Зоологический музей основан на базе коллекций Зоологического кабинета Кунсткамеры в 1832 г. и до конца Х1Х века размещался в здании, примыкающем к академическому центру. Затем он переехал в предоставленное ему новое здание на Стрелке Васильевского острова в 1901 г., где находится и поныне. В 1896 году он был переведен в помещение южного пакгауза Биржи (сооруженное в гг. под руководством архитектора И.Ф.Лукини), где находилась "экспозиционная зала" - первое в России помещение, специально оборудованное для выставок. Здесь музей и находится по сей день. В 1930 г. музей был преобразован в Зоологический институт АН СССР, существующий и поныне на базе огромных зоологических коллекций музея. Сам же музей представляет собой выставочный отдел института и одновременно он - один из крупнейших зоологических музеев мира (животные, чучела и скелеты многих редких и вымерших животных, голубых кораллов и др.). Выставочная площадь кв.м., где демонстрируется около экспонатов. Уникальны коллекции животных Палеарктики, в особенности Центральной Азии и мамонтовой фауны (в том числе и самих мамонтов). Экспонируются скелеты и фрагменты тел, сохранившиеся в вечной мерзлоте. В экспозициях расположены многие диорамы, представляющие животных в естественных условиях существования


В частности здесь можно посмотреть скелет Стеллеровой коровы. Размеры животного поражают воображение: 10 метров в длину и около 2-х метров в объеме. Впервые животное было обнаружено в 1740 году экспедицией Витуса Беринга у берегов Командорских островов. Удивительное морское млекопитающее зарисовал и описал член экспедиции, ученый Георг Стеллер, именем которого и была названа морская корова. Уже через тридцать лет после обнаружения Стеллерова корова была полностью уничтожена и исчезла как вид. Также представлены в экспозиции и мамонты. Эти вымершие животные были очень похожи на современных слонов за некоторым исключением: они жили в холодном климате и были покрыты шерстью. Кроме того, бивни мамонта были более массивны и тяжелы, чем у слонов, и имели более сложную форму и структуру. Мамонты жили во время ледникового периода и не где-нибудь в Африке, а в Европе, в том числе и на территории России. В августе 1900 года у реки Березовки был обнаружен первый труп мамонта. А в 1977 году у ручья Киргилях был найден труп мамонтенка, которому дали имя Дима. Было выяснено, что перед смертью мамонтенок хорошо поел. В его желудке ученые нашли траву и ветки деревьев - остатки последней трапезы. Диму успешно переправили в Зоологический музей Санкт-Петербурга, где он сейчас и хранится. В частности здесь можно посмотреть скелет Стеллеровой коровы. Размеры животного поражают воображение: 10 метров в длину и около 2-х метров в объеме. Впервые животное было обнаружено в 1740 году экспедицией Витуса Беринга у берегов Командорских островов. Удивительное морское млекопитающее зарисовал и описал член экспедиции, ученый Георг Стеллер, именем которого и была названа морская корова. Уже через тридцать лет после обнаружения Стеллерова корова была полностью уничтожена и исчезла как вид. Также представлены в экспозиции и мамонты. Эти вымершие животные были очень похожи на современных слонов за некоторым исключением: они жили в холодном климате и были покрыты шерстью. Кроме того, бивни мамонта были более массивны и тяжелы, чем у слонов, и имели более сложную форму и структуру. Мамонты жили во время ледникового периода и не где-нибудь в Африке, а в Европе, в том числе и на территории России. В августе 1900 года у реки Березовки был обнаружен первый труп мамонта. А в 1977 году у ручья Киргилях был найден труп мамонтенка, которому дали имя Дима. Было выяснено, что перед смертью мамонтенок хорошо поел. В его желудке ученые нашли траву и ветки деревьев - остатки последней трапезы. Диму успешно переправили в Зоологический музей Санкт-Петербурга, где он сейчас и хранится.


История Зоологического Музея Зоологический музей Зоологического института Российской Академии Наук - один из старейших музеев России. История музея связана с Кунсткамерой – первым музеем России, созданным Петром I в 1714 г. Зоологический музей Зоологического института Российской Академии Наук - один из старейших музеев России. История музея связана с Кунсткамерой – первым музеем России, созданным Петром I в 1714 г. В 1832 г. на базе зоологических коллекций Кунсткамеры, возник самостоятельный Зоологический музей Императорской академии наук. Этот год считается годом его основания. Позже, в 1930 г., Музей был преобразован в Зоологический институт Академии Наук СССР, ныне - Российской Академии Наук.


Зоологический музей Зоологического института РАН - один из крупнейших зоологических музеев мира и нашей страны. В настоящее время музейная экспозиция занимает большую часть второго этажа обширного здания Зоологического института, а также хоры в первом зале. Здесь выставлено около 30 тыс. экземпляров животных изо всех районов Земного шара, а общая площадь экспозиции составляет 6 тыс. кв. м. Музей представляет собой выставочный отдел Института. Зоологический музей Зоологического института РАН - один из крупнейших зоологических музеев мира и нашей страны. В настоящее время музейная экспозиция занимает большую часть второго этажа обширного здания Зоологического института, а также хоры в первом зале. Здесь выставлено около 30 тыс. экземпляров животных изо всех районов Земного шара, а общая площадь экспозиции составляет 6 тыс. кв. м. Музей представляет собой выставочный отдел Института.


Современный Зоологический институт РАН и его музей представляют собой одно из крупнейших в мире хранилищ животных. Научные фонды института насчитывают около 50 млн. ед. хранения. Разделение коллекций Музея, а потом и института на выставочные и фондовые было произведено уже более ста лет назад и сохраняется до сих пор. Современный Зоологический институт РАН и его музей представляют собой одно из крупнейших в мире хранилищ животных. Научные фонды института насчитывают около 50 млн. ед. хранения. Разделение коллекций Музея, а потом и института на выставочные и фондовые было произведено уже более ста лет назад и сохраняется до сих пор.


Первое время Музей занимал помещения в Музейном флигеле академии. Быстрый рост коллекций Музея потребовал нового просторного помещения. Оно было предоставлено в 1893 г. В этом здании у Дворцового моста Музей, а впоследствии и Институт, располагается до сих пор.


История здания имеет множество интересных страниц, предшествовавших появлению здесь Музея. На его переделку для нужд Музея, перемещение коллекций и создание новой экспозиции потребовались большие средства и усилия. Только через 7 лет, 6/19 февраля 1901 г., в присутствии российского императора Николая II, многочисленных членов царствующей фамилии и правительственных чиновников Музей был вновь открыт для посетителей.


Новые коллекции поступали в Музей постоянно. Пополнение шло за счет трех основных источников - экспедиций российских ученых, даров частных лиц со всех концов России и из-за рубежа и за счет покупок и обмена. При размещении экспозиции в новом здании большое внимание было уделено созданию так называемых биологических групп - витрин, где животные показывались в свойственной им природной обстановке. Это музейное новшество значительно увеличило познавательную ценность экспозиций.


С самых первых дней существования Музея и до настоящего времени значительная часть поступающих материалов изготавливалась в виде чучел с целью их экспонирования в Музее. Над этим трудились замечательные мастера своего дела, создавшие петербургскую школу таксидермии, ведущую в России. В настоящее время в музее есть своя таксидермическая мастерская.


Зоологический музей – крупнейший центр зоологического и экологического образования в Северо-западном регионе России. Экскурсии, которые проводит штат экскурсоводов Музея, охватывают все современные проблемы зоологии и рассчитаны на посетителей практически любого возраста и подготовки от детей детского сада до студентов специализированных биологических и медицинских институтов. В год музей посещает около 500 тыс. человек.


Музейная экспозиция В настоящее время музейная экспозиция занимает большую часть второго этажа обширного здания Зоологического института, а также хоры в первом зале. Число выставленных экспонатов превышает, а общая площадь экспозиции составляет кв. м. В настоящее время музейная экспозиция занимает большую часть второго этажа обширного здания Зоологического института, а также хоры в первом зале. Число выставленных экспонатов превышает, а общая площадь экспозиции составляет кв. м. Основной принцип построения экспозиции - демонстрация животных в соответствии с современной научно обоснованной системой. Дополнением к нему служит показ животных в естественной обстановке. Основной принцип построения экспозиции - демонстрация животных в соответствии с современной научно обоснованной системой. Дополнением к нему служит показ животных в естественной обстановке. Биологические группы и диорамы в разделе птиц и млекопитающих демонстрируют обитателей основных биогеографических зон Евразии, а в разделе беспозвоночных отражено разнообразие природных зон Мирового океана от тропических до приполярных областей. Биологические группы и диорамы в разделе птиц и млекопитающих демонстрируют обитателей основных биогеографических зон Евразии, а в разделе беспозвоночных отражено разнообразие природных зон Мирового океана от тропических до приполярных областей. Одна из экспозиций музея посвящена недавнему геологическому прошлому Земли и демонстрирует ископаемых животных – мамонтов и мамонтовую фауну. Одна из экспозиций музея посвящена недавнему геологическому прошлому Земли и демонстрирует ископаемых животных – мамонтов и мамонтовую фауну.






В систематической коллекции беспозвоночных есть множество редчайших экспонатов. Одна из таких диковинок – самое длинное гигантское "Морское перо" в 2.6 м длиной, добытое дрейфующей станцией "Северный полюс-6". Музей располагает коллекцией тридакн, среди которых есть раковина уникальной тридакна Розуотера (рис.), описанная сотрудниками нашего института в 1991 г. и известная только из одного единственного места - банки Сайл-де-Малья в западной части Индийского океана.


Насекомые Этот самый многочисленный класс животного мира представлен более чем экспонатов, расположенными на хорах первого зала Музея и представляющими все отряды насекомых. Особое внимание посетителей привлекают своей яркой окраской и большими размерами коллекции тропических бабочек, жуков и кузнечиков.


Р ыб ы Коллекция рыбообразных и рыб расположена в первой половине второго зала с левой стороны и по его центру. Здесь представлено 720 видов рыб Земного Шара. Коллекция рыбообразных и рыб расположена в первой половине второго зала с левой стороны и по его центру. Здесь представлено 720 видов рыб Земного Шара. Особенно полно представлены коллекции акул, скатов, осетровых рыб и лососевых.


Земноводные и пресмыкающиеся Экспонаты, представляющие более 500 видов этих классов позвоночных животных, занимают центральную часть левой стороны и середины второго зала. Экспонаты, представляющие более 500 видов этих классов позвоночных животных, занимают центральную часть левой стороны и середины второго зала. Класс земноводные (амфибии) Представители этого класса – четвероногие животные из группы анамниа, температура тела непостоянная, кожа голая, с большим числом желез. Имеются внутренние ноздри хоаны. Среднее ухо имеет одну слуховую косточку. Шейный и крестцовый отделы позвоночника образованы одним позвонком. У земноводных трехкамерное сердце с двумя кругами кровообращения. Оплодотворение происходит в воде, личинки также развиваются в воде. Класс вмещает около видов. Отряды земноводных: Бесхвостые (лягушка) Хвостатые (тритон, саламандра) Безногие (червяга) Место обитания земноводных находится на границе между водой и сушей. Кожа у них голая и влажная с железами, выделяющими слизь. Слизь обладает бактерицидными св-вами, а также содержит раздражающие в-ва, которые благодаря своим свойствам отталкивают от земноводных хищников. Постоянное увлажнение кожи необходимо для дыхания, так как земноводные душат всей поверхностью. Например, соотношение длин капилляров кожи и легких у тритона идет 4:1, а у жабы 1:3.


Пресмыкающиеся Пресмыкающиеся – наземные животные с переменной температурой тела. У рептилий хорошо выражена шея, кожа сухая с ороговевшим эпидермисом, железы отсутствуют. В грудном отделе позвоночника имеются ребра, образующие грудную клетку. В больших полушариях головного мозга появляется кора. Сердце 3-камерное с наличием неполной перегородки в желудочке. Органы выделения – тазовые почки. Оплодотворение внутреннее. Класс содержит около видов. Подклассы пресмыкающихся: Ящеры (клювоголовые) Чешуйчатые Черепахи Крокодилы Общий скелет (крокодил) Комодоский варан


Птицы Экспозиция, посвященная птицам, расположена в последней трети второго зала, причем всю ее правую сторону и центральную часть занимают биогруппы, показывающие жизнь птиц в самых различных условиях - в европейской, сибирской и дальневосточной тайге, в полупустыне и на морском побережье, в тундре, в горах и на озерах. Экспозиция, посвященная птицам, расположена в последней трети второго зала, причем всю ее правую сторону и центральную часть занимают биогруппы, показывающие жизнь птиц в самых различных условиях - в европейской, сибирской и дальневосточной тайге, в полупустыне и на морском побережье, в тундре, в горах и на озерах.


В систематической коллекции (левая сторона зала) представлены все существующие отряды птиц. Особый интерес здесь представляют собрания хищных птиц, куликов, колибри, попугаев, дятлов, голубей и воробьиных. Класс птицы Птицы – теплокровные животные, приспособленные к полету. Передние конечности видоизменены в крылья, тело покрыто перьями. Хорошо развит мозжечок и большие полушария, имеется кора. Сердце 4-камерное, с правой дугой аорты. Легкие соединены с системой воздушных мешков. Размножаются птицы, откладывая яйца. Класс содержит около видов. Надотряды птиц: Килегрудые Бескилевые Пингвины Форма тела птиц обтекаемая, приспособлена для полета. Почти все системы приспособлены к полету. Размеры птиц колеблются незначительно. Самые крупные летающие птицы – кондор (размах крыльев достигает 2,5 м), самые маленькие – колибри (длина туловища 5 см). В нашей фауне самой маленькой птицей является королек. Покровы тела и их видоизменения: перья являются видоизменением эпидермиса. Перо представляет собой роговой пустотелый стержень, у которого имеется опахало (роговые бородки). Такая систем пера обеспечивает воздушную непроницаемость покрова тела птицы, что позволяет опираться на воздух. Перья регулярно меняются, линька происходит в промежутке между периодами выкармливания.


Млекопитающие животные Коллекции млекопитающих занимают часть I и весь III залы музея. В I зале экспонируются скелеты и чучела китообразных и ластоногих животных, экспозиция III зала представляет остальные отряды этого класса. Здесь же размещено более 90 биологических групп, показывающие животных в их естественной среде обитания.


Постоянным вниманием пользуется экспозиция животных мамонтовой фауны, коллекции Пржевальского, Лангсдорфа, Вознесенского, а также великолепно выполненные биологические группы амурских тигров, сайгаков, жирафов и львов. Млекопитающие – теплокровные животные, покрытые волосами. У млекопитающих хорошо выражены голова с наружным ухом, шея, туловище, хвост. Кожа имеет сальные и потовые железы, мускулатура хорошо дифференцирована. Имеется диафрагма – плоская мышечная перегородка между легкими и др. внутренними органами. Зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные. Легкие альвеолярного строения. Сердце 4- камерное с левой дугой аорты. Млекопитающие рождают живых детенышей, самки выкармливают потомство своим молоком. Млекопитающие – высшие позвоночные. Признаки сложной организации: Высокое развитие центральной нервной системы и органов чувств, благодаря чему отличаются сложным поведением. Сердце разделено на левую и правую части, что позволяет в артериальной системе нести чистую артериальную кровь. У самок имеется полый орган матка, позволяющий длительное время вынашивать детеныша и рождать его живым. Наличие молочных желез позволяет выкармливать детенышей после рождения. Млекопитающие являются вершиной эволюции развития животных, они распространены повсеместно, система органов идеально работает в целом. Класс насчитывает около видов. Подклассы: Яйцекладущие (клоачные, однопроходные) Сумчатые Плацентарные Размеры млекопитающих колеблются значительно. Самый маленький зверек – это бурозубка-крошка, тело примерно 2 см, вес 2,5 г. Самое большое млекопитающее – синий кит, тело которого достигает 33 м, а масса 150 тонн. Кожа млекопитающих состоит из эпидермиса и дермы, а также подкожной жировой клетчатки.


Редкие и исчезающие животные Во всех разделах экспозиции представлены так называемые "краснокнижные" виды, т.е те животные, существование которых в данный момент находится под угрозой. Во всех разделах экспозиции представлены так называемые "краснокнижные" виды, т.е те животные, существование которых в данный момент находится под угрозой. Часть их внесена в Красную Книгу Мира, часть - в национальные или региональные Красные Книги.


Здесь и редкие виды рыб (амударьинский и сырдарьинский лопатоносы), и гигантская японская саламандра, и знаменитая гаттерия, последний доживший до наших дней представитель обширного некогда отряда клювоголовых рептилий, японский ибис и калифорнийский кондор, амурские тигры, окапи и многие другие.


Вымершие животные Экспонаты, представляющие вымерших животных, уникальны уже потому, что никогда не будут добыты вновь. Несомненно, первое место среди них занимает всемирно известная коллекция нашего Музея, включающая останки мамонтов и других животных мамонтовой фауны, сохранившихся в вечной мерзлоте Евразийского Севера. Здесь можно увидеть единственное в мире чучело взрослого мамонта (Березовский мамонт), мумии двух мамонтят, головы шерстистых носорогов, конечности и черепа древних бизонов, лошадей, скелет пещерного медведя…



Разгадка - Театральный дом January 14th, 2017

Театральный дом, а сейчас дом под № 13, стоящий на изгибе Зоологической улицы, был построен по эскизу художника В.Д. Поленова. С 1904 по 1918 год Поленов жил в старинной усадьбе на Садово-Кудринской улице, 7. В 1915 году художник приметил по соседству пустующий участок крестьянина Миронова. Покупателем участка выступило Московское общество народных университетов, в котором Поленов руководил Секцией содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров.

Здание было спроектировано архитектором О.О. Шишковским и открыто 29 декабря 1916 года в присутствии А.А. Бахрушина, С.И. Мамонтова, Г.С. Бурджалова, самого Поленова и многих других известных деятелей культуры. В этом доме располагались мастерские декорационные и костюмерные, склады декораций, бутафории, реквизита, театральная библиотека и зал для показательных спектаклей, которые шли в декорациях самогó Василия Дмитриевича Поленова.
На чрезвычайном собрании Секции содействия устройству деревенских и фабричных театров было постановлено выразить благодарность за щедрый дар, просить художника "разрешить наименовать будущее здание Секции Домом имени академика Василия Дмитриевича Поленова". Сам художник продолжал его называть просто Секцией.

Стилистические особенности дома, его необычная объемно-пространственная структура позволяют предположить, что в основу архитектурного проекта были положены эскизы В.Д. Поленова. В первоначальных формах здания чувствуется свойственная ранним проектам художника любовь к западноевропейскому средневековому зодчеству.


В.Д. Поленов. Дом театрального просвещения в Москве. Осуществленный проект здания. Музей-заповедник В.Д. Поленова

За многие годы дом лишился своего оригинального фасада, большая плоскость которого оживлялась тремя высокими готическими окнами и балконом. Теперь балкона нет, пробили много новых окон, старые заложили. Раньше он имел своё собственное выразительное лицо, теперь в реестре памятников истории и культуры он значится как ценный градоформирующий объект.

В советское время здесь располагался Центральный Показательный театр ТЕО Главполитпросвета, для которого в 1921 году Сергей Эйзенштейн совместно с Сергеем Юткевичем оформил спектакль "Макбет" по пьесе Вильяма Шекспира. Премьера спектакля состоялась 25 апреля 1922 года.

В 1928 году в здании произошел пожар, уничтоживший поленовские декорации и почти все театральное имущество. В 1930-х годах в здании разместилось промышленное предприятие.

Здание сильно пострадало при перестройке, однако на фасадах и теперь читаются основные композиционные членения и отдельные архитектурные элементы декора - угловая башня с фрагментами декора, городчатый карниз, наличники заложенных оконных и дверных проемов.

В 2009 году над Театральным домом нависла угроза уничтожения - на его месте собирались возвести Федеральный Музей современного искусства. "Поленовский" дом должен был войти в состав нового комплекса, сохранив лишь часть своих фасадов.


Музей современного искусства в составе государственного центра современного искусства. Версия до 2012 г. Зоологическая ул., вл. 13

Кончилось тем, что теперь здесь располагается Государственный центр современного искусства.

Этот центр занимает и соседнее здание по Зоологической улице - "Театральный дом".

Изначально Зоологическая улица называлась Медынка. Полагают, что здесь в XVII веке находился медовый двор дворцового села Воскресенское. Однако местность в районе улицы называлась как Медынка, так и Медынцевы горы. Поэтому возможно, что название местность получила по фамилии землевладельцев - купцов Медынцевых.

Современное название улица получила после основания поблизости в 1864 году Зоологического сада, современного Зоопарка. Она протянулась от Большой Грузинской до улицы Красина. В 1951 году в состав улицы были включены Бубнинский и Кабанихинский переулки, возникшие в начале XX веке на месте речек Бубна и Кабаниха, заключённых в подземные трубы. Теперь на Зоологической улице рядом с театральным домом находится служебный вход в Московский зоопарк.

Источники информации:
Википедия,

История музея.

Научно-исследовательский зоологический музей Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова ведет свою родословную от Кабинета натуральной истории, основанного при Московском императорском университете в 1791 г. Первоначально Кабинет пополнялся в основном за счет частных пожертвований: среди наиболее значимых - собрание Семятического кабинета натуральной истории и Музей П.Г. Демидова.

Почти все музейные собрания университета погибли в Московском пожаре 1812 г; сохранилась лишь небольшая часть кораллов и раковин моллюсков. В 20-е г. из восстановленного Кабинета было выделено зоологическое собрание, которое составило основу одноименного музея, размещенного в новом аудиторном университетском корпусе (бывший дом Пашкова). Принцип организации был систематическим, долженствующий иллюстрировать естественную систему животных. В 1822 г. была опубликована первая опись коллекций музея, включавших более 1 тыс. экземпляров позвоночных и около 20 тыс. экземпляров беспозвоночных животных.

С 1804 по 1832 гг. музей возглавлял выдающийся ученый-зоолог Г.И. Фишер - ученик К. Линнея, автор первых научных трудов по фауне России. В 1832 г. он разработал проект организации Отечественного музея естественной истории в Москве по образцу классических национальных музеев Франции, Англии и Германии. Однако этот проект не был принят (музея такого типа в России нет и до сих пор).

В 1837-1858 гг музей возглавлял К.Ф. Рулье - основатель российской школы экологов. Главное внимание он уделял изучению отечественной фауны, придавал большое значение сбору серийных материалов, причем не только по современным, но и по ископаемым животным. Благодаря следованию такой концепции к концу 50-х гг. в музее было накоплено уже более 65 тыс. экз.

Большую роль в развитии Зоологического музея сыграл проф. А.П. Богданов, руководивший им с 1863 по 1896 гг. В этот период фонды были разделены на экспозиционные, учебные и научные, начата систематическая учетная работа с ними. В 1866 г. музей был открыт как публичный, к концу столетия его экспозицию посещали до 8000 человек в год.

В 1898-1901 гг специально для Зоологического музея, который возглавил проф. А.А.Тихомиров, по проекту акад. Быховского было возведено здание на углу Большой Никитской ул. и Долгоруковского (Никитского) пер., сохранившееся без конструкционных изменений по сей день. В 1911 г. в Верхнем зале была открыта для посещения новая систематическая экспозиция.

В 20-е гг., в здании были размещены рабочие помещения Научно-исследовательского ин-та зоологии, Плавморнина, с 1930 г. - службы и подразделения вновь организованного Биологического факультета Московского университета, в структуру которого был введен сам музей. В эти годы (с 1904 по 1930) музей возглавлял проф. Г.А.Кожевников. При нем в стенах музее сформировались ученые-зоологи, труды которых впоследствие получили всемирное признание: специалисты по беспозвоночным животным акад. Л.А.Зенкевич, проф. Боруцкий; энтомологи проф. Б.Б.Роддендорф, проф. Е.С.Смирнов; ихтиолог акад. Л.С.Берг; орнитологи проф. Г.П.Дементьев, проф. Н.А.Бобринской, проф. Н.А.Гладков; териологи проф. С.И.Огнев, проф. В.Г.Гептнер. В 1931 г. Зоологический музей был передан в ведение Музейного отдела Наркомпроса (до 1939 г.) и получил название "Центральный государственный зоологический музей". Объем научных фондов кначалу 40-г. достиг 1,2 млн. экз.

В июле 1941 г. все залы музея были закрыты. Часть научных коллекций была эвакуирована в Ашхабад, остальные были размещены в Нижнем зале. В марте 1942 г. были открыты для посещения оба зала второго этажа, в 1945 г. - также нижний. Эвакуированные фонды были возвращены в 1943 г. В 50-е гг. основным событием стало освобождение здания музея от служб Биологического ф-та в связи с его переездом в новое здание МГУ на Ленинских горах, что позволило существенно улучшить размещение научных коллекций.

В 70-80-х гг. (директор О.Л.Россолимо) музей претерпел полную реконструкцию. За счет освобождения "крыльев" здания, занятых под жилые помещения, была увеличена площадь фондохранилищ, разгружены экспозиционные залы.

Научная часть музея.

Научная часть музея в настоящее время включает 7 секторов: зоологии беспозвоночных животных, энтомологии, ихтиологии, герпетологии, орнитологии, териологии, эволюционной морфологии. Численность научных штатов - 26 чел. Среди них - ведущие в мире специалисты по систематике отдельных таксонов безраковинных и раковинных моллюсков, ракообразных, клещей, жесткокрылых и двукрылых насекомых, бычковых рыб, пустынных грызунов. Основное направление исследований - анализ структуры таксономического разнообразия, включая систематику, филогенетику, фаунистику. Ведутся разработки в области теоретической таксономии. Ежегодно издаются труды музея под общим названием "Исследования по фауне" (вышло 34 тома), публикуются научные монографии (за последние годы не менее 20, среди них фундаментальная сводка "Млекопитающие Евразии"), каталоги коллекций (в первую очередь типовых, также Демидовской коллекции моллюсков), методические пособия по их хранению. При поддержке музея издаются 4 научных журнала в области зоологии.

Фонды музея.

По объему фондов Зоологический музей МГУ входит в число первых десяти крупнейших музеев мира по данному профилю, занимает второе место в России (после Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге). Его научные фонды в настоящее время включают более 4,5 млн. единиц хранения. Ежегодный прирост научных коллекций - около 25-30 тыс. ед. хр, причем значительный вклад вносят отраслевые институты Российской Академии Наук Проблем эволюции и экологии, Океанологии, Географии и др. Наиболее обширные коллекции - энтомологические (около 3 млн., из них жуков - свыше 1 млн.); весьма значительны собрания по млекопитающим (200 тыс.), птицам (140 тыс.). Из регионов наиболее полно представлена Палеарктика.

Особое научное значение имеет коллекция типовых экземпляров (около 7 тыс. ед.хр.), документирующих открытия новых для науки таксонов животных - видов и подвидов, которых на основе коллекций музея за всю его историю описано более 5 тысяч.

Большую историческую ценность имеют: коллекция раковин моллюсков, принадлежавшая П.Г. Демидову, с которой начался Кабинет естественной истории; собрание насекомых Г. Фишера, послужившее основой для написания им знаменитой "Энтомографии"; немногочисленные экспонаты птиц и млекопитающих, во времена Г. Фишера и К. Рулье демонстрировавшиеся на занятиях со студентами и публичных лекциях (например, череп горной гориллы, имеющий инвентарный No 1); сборы Н.А. Северцова и А.П. Федченко второй половины прошлого столетия, организовавших первые систематические исследования горных территорий Средней Азии.

Среди более поздних поступлений большое значение для исследований по систематике имеют: всемирно известные коллекции жуков В.И. Мочульского и бабочек А.В. Цветаева; коллекция наземных и морских беспозвоночных, собранная Семпером в конце прошлого столетия на Филиппинах и до недавнего времени считавшаяся утраченной; сборы млекопитающих и птиц из Перуанской Амазонии, Вьетнама, Монголии; оологическая коллекция птиц Палеарктики.

Библиотека.

Научная библиотека музея насчитывает около 200 тыс. ед.хр. преимущественно специализированных изданий по зоологии. Среди особо ценных - прижизненные издания конца XVIII - начала XIX вв К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Г. Фишера. Достопримечательность библиотеки - книги и оттиски из личных собраний ученых-зоологов С.И. Огнева, Н.И. Плавильщикова, Г.П. Дементьева и др.

Экспозиция.

В современной экспозиции выставлено около 7,5 тыс. экспонатов. Общий принцип ее построения сохранен прежним: два зала отведены под систематическую часть, один эволюционно-морфологический. В Нижнем зале размещены беспозвоночные, рыбы, амфибии и рептилии. В Верхнем зале птицы и млекопитающие. Ключевая концепция систематической экспозиции - демонстрация таксономического разнообразия животных мировой фауны. Задача эволюционной экспозиции - демонстрация действия основных законов и правил макро- эволюционных преобразований морфологических структур.

В экспозиции выставлены преимущественно представители массовых видов. Наряду с этим, имеются и уникальные объекты: например, полный скелет стеллеровой коровы, чучело странствующего голубя (оба эти вида были истреблены человеком 200 лет назад). Среди экспонатов, особо привлекающих посетителей, можно отметить два чучела большой панды - одного из редчайших животных, коллекции очень ярких и крупных тропических бабочек и жуков; наконец, изготовленные около 100 лет назад ажурные скелеты позвоночных животных.

Основу экспозиции составляют натурные объекты: чучела и скелеты наземных позвоночных животных, фиксированные в спирте тотальные экземпляры рыб, амфибий и водных беспозвоночных, высушенные и расправленные насекомые. Также используются элементы ландшафтного принципа: некоторые объекты смонтированы на имитациях естественного субстрата. Натурные объекты сопровождаются схемами и текстами, несущими информацию о таксономическом положении, распространении, особенностях биологии и морфологии, принципах действия отдельных морфологических структур.

Многим чучелам и препаратам - десятки лет. Они изготовлены такими выдающимися мастерами-таксидермистами, как Ф.Лоренц, позднее - В. Федулов, Н. Назьмов, В. Радин.

В музее имеется художественный фонд, включающий более 400 рисунков и картин выдающихся отечественных художников-анималистов: В.А. Ватагина, А.Н. Комарова,Н.Н. Кондакова, Г.Е. Никольского и др. Часть картин выставлена в постоянной экспозиции.

Работа с посетителями. Музей - детям.

Научно-просветительная работа на базе экспозиции ведется силами экскурсионно-экспозиционного отдела с 10 сотрудниками. Ежегодно экспозицию музея посещают 190-200 тыс. человек, организуется около 1700 экскурсий по 15-18 темам.

На базе лекционного зала действует образовательный центр "Планетариум". Лекции разрабатываются и читаются учеными специалистами в соответствующих областях знания. Их тематика охватывает биологию, историю, искусство, архитектуру.

При музее работает зоологический кружок для старших классов. Проводятся занятия на базе фондовых коллекций музея, лекции по эволюции и биологии животных, выезды на природу.

Музей открыт ежедневно кроме понедельников с 10 до 18 час.

Адрес: 103009 Москва К-9, ул. Большая Никитская, д. 6.
Контактный телефон: 203-89-23.

А вы знаете, что в Москве есть дом, на котором "наше всё" - Пушкин, Гоголь и Толстой - изображены в двусмысленном и...м-м-м... фривольном окружении? Этот дом знают многие, кто ходит Арбатскими переулками, но мало кто вглядывается в разрушающиеся барельефы. Не вглядывалась и я, пока не узнала любопытные подробности.
Дом 4/5 в Плотниковом переулке был построен для домовладельца Г.Е.Бройдо по проекту архитектора Н.И. Жерихова, в 1907 году. Автором скульптур предположительно является Л. С. Синаев-Бернштейн.
Согласно одной из версий, скульптору был заказан фриз "Парнас" для музея изящных искусств на Волхонке. Первоначально на нем было изображено шествие процессии из 50 фигур, среди которых были писатели, художники и ученые из разных стран. Они направлялись к Аполлону, раздававшему венки славы. Среди них были и русские писатели, изображенные в античных одеждах, в объятиях муз (к примеру, на верхнем фото - по-видимому, Пушкин и осуждающе глядящий на него Гоголь). Однако скульптурная композиция была отвергнута заказчиком, который посчитал ее излишне фривольной, и каким-то образом часть фигур попала на доходный дом в Плотниковом переулке.
Согласно другой версии, до революции здание являлось борделем, и писатели являлись нередкими гостями заведения.
Достоверным фактом является то, что сегодня барельефы находятся в ужасном состоянии, постепенно разрушаются, и на некоторые фигуры так грустно смотреть, что фото я не стала размещать.
Так что давайте посмотрим, пока еще есть что. А заодно - еще одно не совсем обычное здание напротив "дома с барельефами" и несколько атмосферных осенних фото из Гагаринского переулка.

Ах, эти Арбатские переулки... На подходе к дому в Плотниковом

Общий вид со стороны Плотникова переулка

Общий вид фигур со стороны Малого Могильцевского переулка

Обычный дом, над Львом Толстым (кстати, считается, что это его первое прижизненное скульптурное изображение) - обычный балкон.

Лев Толстой обнимается с Пушкиным

Фигуры повторяются, вот еще один Гоголь

Кто там справа от Толстого??

Копия композиции с верхнего фото - но уже на другой стене здания

А на другой стороне Плотникова переулка - вот такой очаровательный особнячок (это его сторона, обращенная в Глазовский переулок). Я думала, что это хорошо отреставрированный модерн, а оказалось, что дата постройки - второе десятилетие XXI века. Это пятиквартирный клубный дом ПлотникоFF, строительство которого завершено недавно. Что ж, мне кажется, стилизация неплохая...

И просто несколько осенних фото из Гагаринского переулка. Успела заснять последние хорошие дни...

Музей Московского зоопарка находится в самом красивом и старинном здании на территории зоопарка. Это «каменный павильон для копытных в 2 этажа», построенный в конце XIX – начале XX вв. Вы видели его точно: на первом этаже живет жираф Самсон, а на втором - находится Музей истории Московского зоопарка. Вход в музей свободный! Здесь нет животных, но, здесь очень интересно!

В холле представлены эмблемы зоопарков мира, которых уже существует больше 10 тысяч


У каждого зоопарка своя запоминающаяся, не похожая на других, эмблема


Музей истории зоопарка – динамично развивающийся экспозиционно-выставочный проект ГАУ «Московский Зоопарк», сформировавшийся в 2008-2015 годах, как Визит-центр и переросший затем в уникальную познавательную музейную экспозицию.

Желание показать сложную и интересную жизнь зоопарков «изнутри» побудило в 2008 году сотрудников Московского зоопарка создать Визит-центр, экспозиция которого позволяет посмотреть на взаимоотношения человека и диких животных как на непрерывный процесс – от охоты и использования в качестве пищи, одежды, жилища, от временного содержания в примитивных загонах – до разведения в неволе в целях сохранения дикой фауны на Земле, как биологической и эстетической ценности.

В центральном зале экспозиции переплетаются три основные темы: взаимоотношение человека и животных, создание и функционирование зоопарков и история Московского зоопарка.


В зале располагаются четыре колонны, каждая из которых несёт определенную нагрузку и рассказывает о том, что находится вокруг неё.

Первая колонна рассказывает о древней цивилизации, в частности Египта. Здесь рассказывается о коллекции животных, которые создавались древними Египитскими, Римскими и Греческими правителями. Животные в то время использовались только для еды. Позже стали использовать шкуры животных для одежды и жилища.

Животных использовали как помощников людей., например сбор фруктов с деревьев. Животных использовали в военных целях, а также для развлечения – бои животных.


Макет колизея, всё сделано по старинным книгам, оказалось довольно сложно выполнить


Эпоха географических открытий дала толчок появлению зоопарков в современном нашем понимании


Витрина посвящена московскому зоопарку. Представлены фотографии основателей, павильонов зоопарка. Выставлены монеты 10, 20,50 копеек. В те годы, в разные дни, стоимость билетов была разная. В день, когда вход стоил 50 копеек, приходила состоятельная публика им так спокойнее было ходить по зоопарку.


В 1890-е годы появились здания, которые и сегодня есть на территории зоопарка – здание голубятни, здание музея


Из архивов: фасад здания музея Московского зоопарка


Ещё одна колонна посвящена зоопаркам Европы, которые посетили создатели Московского зоопарка и из увиденного что-то подчеркнули для создания нашего зоопарка.

Первый Европейский зоопарк открылся в 1752 году – Венский зоопарк


В 1857 году А.П.Богданов представил Комитету по акклиматизации доклад «О принятии мер по устройству зоологического сада». Будучи в загранкомандировке, он, по поручению Комитета, осмотрел зоологические сады Лондона, Парижа, Амстердама, Гента и Гарлема. Изучение устройства зоологических садов Европы, их планировки, архитектура павильонов, принципов содержания животных легло в основу создания Московского Зоологического сада.


Инициатором проекта явился Владимир Владимирович Спицин, а авторами – Л.В.Егорова – один из старейших сотрудников зоопарка, И.Л.Костина, Т.Э.Балуян, Н.В.Карпов, В.П.Шевелева, Е.Я.Мигунова, Т.В.Воронина, Н.Р.Рубинштейн и другие сотрудники зоопарка, а также архитектор Н.И.Соколова, которая нашла образные и точные решения для организации очень непростого экспозиционного пространства, органично соединив историческую, зоологическую и культурологическую лини, представленные в музее.


Первые животные зоопарка - крупные животные, подаренные меценатами.
Одним из первых животных зоопарка, наверное можно считать - кенгуру валлаби.
Территория для зоопарка уже была выбрана, но ещё не была организована (не было зданий и заборов). Пока всё это делалось, животные были размещены во дворах сотрудников общества акклиматизации, в общем-то общество акклиматизации и начало создавать зоопарк. Кенгуру валлаби жил дома у профессора Усова, одного из создателей зоопарка, и спало у него на кровати. Был совсем ручной кенгуру.

После революции для зоопарка были тяжелые времена, были большие проблемы с едой, топить было не чем. Москва холодала-голодала и соответственно и зоопарк тоже страдал, но выстоял. Трудные времена для зоопарка были и в 30-е годы, в то время многие боялись подъезжающей машины к подъезду. Многие сотрудники зоопарка были репрессированы.


Во время войны было очень тяжелое время для зоопарка, кстати во время ВОВ зоопарк практически не закрывался. Может были несколько дней, в самые сильные налеты и бомбёжки.
Все сотрудники в эти дни дежурили на крышах павильонов зоопарка. Многие сотрудники жили на территории зоопарка. Была такая семья по фамилии Закусило. Они жили на территории зоопарка, во время налета они были оба на крыше павильона сбрасывали зажигательные бомбы. Они увидели, как бомба попала в их дом и там никто не дежурил, их главная зада была уберечь животных.


Два боковых зала рассказывают только о Московском зоопарке.


в музее будет интересно как детям, так и их родителям


Все экспозиции украшены анималистическими работами

В музее есть кое-какие биологические объекты, но только такие которые животные уже сами потеряли


Например слон потерял зуб, спил рогов, шерстка овцебыка. В музее не держат чучел.


Главные ворота зоопарка стали визитной карточкой московского зоопарка и района Пресня


Главный вход зоопарка в разные годы


В центре музея находится большой макет Московского зоопарка


Схемы зоопарка в разные годы


Гордость музея - афиша от 22 мая 1949г. Она находится в той же рамке, что и в 1949 году

Когда первый раз в зоопарк приехал Юрий Лужков со своей маленькой дочкой и увидел в каком плачевном состоянии находился зоопарк...он сказал, что срочно начинаем реконструкцию. Окончание этой реконструкции происходит и сейчас.


В музее еще очень много интересных вещей, лучше конечно самим зайти и посмотреть:)


Хочется сказать огромное спасибо за труды в открытии музея Московского зоопарка - Наталья Ивановна художник, которая придумала оформление музея,а также автор выставки Ирина Костина


Приходите всей семьей в музей и если понравится напишите свой отзыв о музее в книге почетных гостей