Что можно сказать о максиме максимовиче. Роман «Герой нашего времени». Отношение к Печорину

Сотрудничество екатеринбургской гимназии № 210 «Корифей» с Вышкой началось лет пятнадцать назад. Тогда она единственная в Свердловской области имела статус базовой школы. Недавно гимназия стала ресурсным центром ВШЭ в Уральском федеральном округе, а старшеклассники - участниками сетевого проекта «Предуниверсарий».

Интерес к Высшей школе экономики возник у учителей «Корифея» в начале 2000-х - туда они ездили на курсы повышения квалификации и были очень довольны, вспоминает директор «Корифея» Алексей Бабетов: говорили, что получают исчерпывающие ответы на самые сложные и болезненные для предметников вопросы.

В тот же период в гимназии по инициативе родителей сформировался попечительский совет (позже его преобразовали в наблюдательный). На первом же заседании его члены, помогавшие не только деньгами, но и советами - предложили подружиться с Вышкой, чтобы дети понимали, куда стоит поступать. Так у ВШЭ появился форпост на Урале.

Новый этап взаимодействия начался в 2014 году, когда Вышка приступила к созданию Университетского образовательного округа, главная цель которого - совершенствовать модель старшей школы в России. С разрешения городского начальства «Корифей» получает статус ресурсного центра ВШЭ - становится со-организатором всевозможных вышкинских проектов в регионе для уральских учителей и школьников, чтобы тем лишний раз не летать в Москву. В ноябре «Корифей» организовал в Екатеринбурге для старшеклассников.

Альтернатива

История «Корифея» отсчитывается с начала 1990-х годов, когда в спальном районе недалеко от центра Екатеринбурга был открыт первый на Урале развивающий центр для дошкольников «Филипок». А сам «Корифей» (школьная ступень) появился в 1994 году, когда были открыты начальные классы, а образовательное учреждение перешло в муниципальную собственность.

У основателей гимназии Алексея Бабетова и Марии Калужской, семейной пары, директора и замдиректора, педагогического опыта не было, в образование они пришли из Института философии и права Уральского отделения Академии наук, а значит - были свободны от советского педагогического опыта. «Корифей» создавали, как часто бывало с авторскими школами, прежде всего для собственных детей. Гимназия быстро набрала популярность у среднего класса, ищущего альтернативу массовому советскому образованию.

Не только учеба

В «Корифее» считается, что работа учителя не может ограничиваться преподаванием школьных предметов. Он должен участвовать в детских внеурочных проектах, способствовать тому, чтобы ученики придумывали такие проекты сами. Это могут быть праздники, квесты, театральные постановки, любая другая «движуха» не только для развлечения, но и для развития.

«Корифей» - самая креативная школа в городе, - считает Екатерина Меньшикова, мама шестиклассника, возглавляющая Наблюдательный совет. - Всё, что здесь придумано, - нестандартно. Был у нас новогодний карнавал - нигде больше такого не увидите. Дети сюда бегут не только на учебу - они устраивают выставки, выпускают газету, им всё интересно и всё время что-то надо».

Активисты ученического самоуправления придумали «Ночь в Корифее», которая проходит дважды в год, - с восьми вечера до двух ночи старшеклассники общаются с приглашенными «звездами» (политологами, модельерами, музыкантами и проч.). У учителей появился аргумент для повышения детской мотивации: «Будешь плохо себя вести - не пойдешь на "Ночь в Корифее"». Недавно в гимназии устроили «Погружение в 90-е», моделируя ту эпоху вплоть до еды и одежды с участием автора книги о первом Свердловском рок-клубе.

Все это не означает, что учеба уходит на второй план, совсем наоборот. Для тех, кто нацелен на высокие результаты, даже устраивают бесплатные дополнительные занятия: в гимназии есть понятие «нулевой» урок, благо общие занятия начинаются в 8.45.

«Корифей» - одна из самых «медийных» школ России. Учителя и администраторы - постоянные гости столичных педагогических конференций, замдиректора Мария Калужская регулярно пишет сценарии праздников, которые потом используют в школах по всей стране, и колонки для федеральных педагогических СМИ. Гимназия успела поучаствовать в разработке концепций школы «Сколково», «Умной школы» и «Летово», а также во всевозможных местных и федеральных отраслевых конкурсах.

Предуниверсарий

«Корифей» стал участником сетевого проекта ВШЭ «Предуниверсарий», главная задача которого - совместными усилиями создать новую модель профильной старшей школы.

В проекте участвуют не классы или группы старшеклассников из этих школ, как в распределенном лицее Вышки в Москве, а отдельные дети, прошедшие отбор (учитывались оценки на экзаменах, средний балл за 9-й класс, участие в различных конкурсах, лидерские качества и проч.). Каждый ученик составляет индивидуальный учебный план: одни курсы изучает очно, в обычном режиме, другие - заочно, третьи - тоже заочно плюс ускоренно, сдавая экзамены экстерном. Проще говоря, на занятия по некоторым предметам можно не ходить, но зато обязательно посещение сессий, которые регулярно проводит ВШЭ. Элементом предуниверсария в перспективе станет онлайн-образование, когда сетевые курсы для детей в регионах запишут лучшие преподаватели ВШЭ, специализирующиеся на работе со школьниками.

Официально проект стартовал этой осенью, но в «Корифее» апробировать новую модель начали еще в прошлом учебном году, по мере того, как представители школ из разных регионов на проектных семинарах. В каждой параллели отобрали по несколько лучших учеников, в том числе обладателей почетного звания «Гордость Корифея» (его присваивают «за выдающиеся достижения в науках и знаниях, творчестве, спорте и общественной жизни»). Почти все они нацелены на поступление в Вышку на программы по социально-экономическим или гуманитарным направлениям, не раз участвовали в ее каникулярных школах и занимали призовые места на олимпиаде «Высшая проба».

Сценарий выпускного вечера .

Звучит проникновенная мелодия. Входят руководители гимназии.

Друзья мои! Прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,
Куда бы ни занес нас суховей,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам - школа "Корифей"!

Друзья, вернемся в корифейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
И вспомним быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, года соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья, -
Что было и не будет вновь…

Мы начинаем первый в корифейской истории выпускной вечер. Сегодня всех собравшихся в этом зале можно назвать родителями – ведь мы, учителя, полюбили ваших детей как своих собственных. И все мы одинаково переживаем за их будущее. Поэтому мы начинаем новую традицию: каждого выпускника введет в этот зал, представит и напутствует старший друг - Учитель.

1.
Танцовщица и баскетболистка,
А теперь еще и медалистка.
Любит шить и плавает, как рыба,
И ворчит на всех без перерыва…
И на лекцию, и на свидание
Вряд ли явится без опоздания.
Но зато – умна, скромна, красива,
А зовут ее - __________________(Анастасия).

2.
В парламенте страны любой
Смотреться будет он удачно.
Ленив, конечно, наш герой,
Но уж талантлив – однозначно!
Добряк, придумщик, юморист
И тоже, кстати, медалист.
Он – босс всех школьников района
И знаменитая персона.
Конечно, он войдет в историю
Под именем кого? - _____________(Григория).

3.
Тиха, как летний день… Очей очарованье!
Приятен всем ее характер золотой.
Феноменальное природы сочетанье -
Глубокий ум с изящной красотой
Ей счастье улыбнется непременно –
Сейчас войдет прекрасная ____________ (Елена).

4.
От математики немного подустав,
Однажды стать философом решился.
От мира сверстников изрядно отрешился
Ступает, важно голову задрав.
Он Хайдеггера знает наизусть
И источает мировую грусть.
Сверхчеловек сегодня среди нас –
Приветствуйте! К нам движется ____________ (Тарас)!

5.
Заряд энергии и «чертики» в глазах,
Она всегда и всюду заводила
Танцует классно, учится не хило.
Таких зовут обычно «егоза».
И настроение всегда весеннее,
Когда в притихший класс заходит ____________ (Ксения).

6.
Душа компании – ну чем не Элвис Пресли?
Он девушкам поет такие песни,
Но посвящает их одной, конечно.
Красивый, обаятельный, сердечный,
И обходительный, и деловой, -
Карьеру быстро сделает такой.
Еще услышим, как с большой эстрады – эй! -
Выводит нам рулады он - ____________ (Сергей)!

7.
Дюймовочка из выпускного класса,
Ее воспитанность оцените вы сразу.
Манеры хоть куда, и умница притом –
Хоть завтра в Виндзор к королеве на прием.
Слегка задумчива, слегка жеманна
Мадмуазель по имени ______________(Диана).

8.
Вот корифейский Аполлон –
Судьбой недавно к нам заброшен он,
Но сразу смог себя достойно показать:
Красавец писаный, характер идеальный,
А голубые грустные глаза!..
Девчонки, повезет кому-то капитально…
Теперь он настоящий корифей –
Аплодисменты! Входит _________________ (Тимофей)!

9.
И фигурка, и душа – всем девчонка хороша!
Удивила напоследок весь одиннадцатый класс
Сразу в двух местах училась и успешно защитилась,
Да впридачу и влюбилась – и уже не первый раз.
Эту гарную дивчину называют ________________ (Катериной).

10.
Суров он был, он в молодые годы
Сумел рассудку страсти подчинить,
Зубрил тома про страны и народы,
Желая мир познать и удивить.
Сознательно мирские наслажденья
Он отвергал – и убегал домой.
В веках минувших обретал покой
И счастлив был, как в море Ихтиандр.
Вы угадали? – Это __________________(Александр).

11.
Расцвела, похорошела
И английским овладела
Говорят, что скоро станет
Переводчиком умелым.
И актриса, и певица,
И работы не боится.
Творчество – ее стихия.
Поприветствуем - ________________(Мария)!

12 .
С виду он и тих, и скромен,
Но потенциал огромен:
Биологию освоил,
С фармацевтикой на «ты»,
И философ, и историк,
Да никто уже не спорит,
Что у парня интересы
Небывалой широты.
И улыбка очень хитрая.
Сразу все узнали _________________(Дмитрия).

УЧИТЕЛЯ : Были все мы единой семьей,
Но пора настает
Мы сегодня свой класс выпускной
Провожаем в прощальный полет.

Пусть летят они, летят
И нигде не встречают преград.

Вы теперь всех умней и смелей,
Мир распахнут для вас.
Не забудьте родной «Корифей»,
И любимый свой класс.

Пролетая над гнездом,
Нам тихонько махните крылом…

УЧЕНИКИ: Сердце просит: расти побыстрей,
Жизнь зовет за порог…
Ты для нас, дорогой «Корифей»,
Самый главный в стране педагог.

Детства нашего страна –
Пусть летит вместе с нами она!

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Казалось бы, одно и то же -
Так тянется учебный год!..
Но отчего же так тревожит
Последних дней круговорот?
И не сдержать с утра волненья,
Как будто в школьных буднях ты
Открыться ждешь и откровенья,
И исполнения мечты?..
Любой урок, любая встреча
Всех кладов на земле ценней -
Отныне каждый миг отмечен
Неповторимостью своей.

(И несколько слов от себя)

Я приглашаю на сцену директора гимназии для торжественного вручения аттестатов.

Идет вручение аттестатов и памятных медалей.

Звучит цыганская мелодия. На сцену выходят две цыганки.

ПЕСНЯ ЦЫГАНОК: ("Ну, что сказать?")

В лету канула средняя школа,
Приоткрылась в грядущее дверь.
Ты спроси у цыганки веселой,
Что тебя поджидает теперь.


Специально для выпускников.
Мы фортуну на карты разложим
В виде дам, королей и вальтов.

ПРИПЕВ:
Ну что сказать, ну что сказать?
И что все это значит?
Осталось только пожелать
Большой-большой удачи!

Ах, у вас на носу поступление,
И карьера, и деньги горой,
Сумасшедшее в жизни везенье
И любовь до доски гробовой.

Предсказанье чудес невозможных
И другой подходящий товар -
Мы фортуну на карты разложим
За весьма небольшой гонорар.

ПРИПЕВ

Выпускники «тянут» из цыганского подола свою «судьбу».

Звучат поздравления от учителей, родителей, учеников.

Игра «КОРИФЕЙСКАЯ РУЛЕТКА»

Действующие лица:
Ведущий - 1 человек;
"Живая" рулетка - 12 выпускников с конвертами;
"Стрелка" - 1 человек;

Ведущий запускает «стрелку» рулетки, которая крутится до сигнала «стоп!» и останавливается напротив одного из 12 секторов. «Держатель» конверта приглашает на сцену учителя, имя которого значится в «адресе» и протягивает ему текст задания.

Сектор 1 (Алексею Алимовичу).
ПОКАЯНИЕ
(читать слезливо)
Дорогие дети! В этот торжественный момент я хочу сообщить вам одну страшную тайну: Я был не прав! Двенадцать с половиной лет назад я сгоряча создал эту школу, втянув вас в тяжелый, многолетний труд и совершенно не думая о будущем.
Я просто представить себе не мог, что придется с вами расстаться. Ну, куда вы пойдете, такие хорошие, добрые, светлые и открытые? Где оценят ваш недюжинный ум и фантастические способности? Какая книга рекордов вместит ваши достижения?
Теперь мне кажется, что мы учили вас слишком хорошо. Мы вложили в вас всю душу, а это вряд ли следует делать в нашем жестоком мире.
Уверяю, что все это было из лучших побуждений. Простите меня, люди добрые!
Искренне ваш Алексей Алимович.

Сектор 2 (Наталье Романовне).
ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

(читать вдохновенно)
Я вас люблю, чего же боле.
Что я могу еще сказать?
Вы улетаете на волю –
Ведь годы не воротишь вспять.
Зачем пришли вы в «Корифей»?
В глуши забытого поселка
Учила б я других детей
И слез не тратила бы столько…
Хотя к чему теперь рыданья,
В неумолимый час прощанья.
Давайте просто улыбнемся,
Поверим, что не раз сойдемся.
На школьном памятном пороге.
Но… ждут вас дальние дороги.
Пусть дует вам попутный ветер,
И солнце неизменно светит!

Сектор 3 (Ольге Сергеевне).
ЗАЯВЛЕНИЕ

(читать уверенно)
Я, Уколова Ольга Сергеевна, находясь в здравом уме и твердой исторической памяти, ответственно заявляю о своем решительном несогласии по поводу ухода 11 класса из стен гимназии «Корифей». Требую пересмотреть закон об образовании, а также решение педсовета о поголовном выпуске данного класса. Список аргументов прилагается.
АРГУМЕНТЫ:
1. В настоящий момент вышеупомянутому классу не найдено достойной замены в пределах Российской Федерации.
2. Отсутствие 11 класса приведет к нарушению всех циклов школьной жизни, помешает нормальному процессу поступательного развития школы и может вызвать революционную ситуацию в рядах педагогов.
3. В результате ухода 11 класса резко понизятся культурный, интеллектуальный, эмоциональный и эстетический уровни гимназии.
4. Нам всем будет невыносимо скучно и грустно, и мы все будем плакать...
(Утереть скупую слезу!)

Сектор ZERO (Марии Владимировне).
ЖАЛОБА

коллективная от 11 класса выпуска 2004 г.

Мы, нижеподписавшиеся ученики 11 класса, заявляем протест по поводу намерения администрации гимназии «Корифей» выпихнуть нас из стен родной школы, тем самым окончательно лишив нас детства.
Требуем, в порядке эксперимента, организовать в гимназии 12-й класс, зачислить нас в него и обеспечить традиционно теплую атмосферу, творческое отношение и большую любовь.
Надеемся на удовлетворение нашей жалобы. Слезно просим, умоляем, верим, любим, целуем...
Всегда ваши, ученики 11 класса.

Сектор 4 (Людмиле Георгиевне).
КЛЯТВА

(читать торжественно)
Я, Курмачева Людмила Георгиевна, перед лицом своих коллег торжественно клянусь в том, что никогда не забуду ни вас, ни уроки, проведенные в вашем классе. Я навсегда запомню ваши бесподобные письменные работы, неподражаемые устные ответы, уникальные ошибки, замечательные шпаргалки и выразительные, сонные глаза.
Обещаю, что все основные формулы, аксиомы и теоремы, с таким старанием втиснутые в ваши головы, в ближайшие 10 лет не изменятся и не подведут вас в трудную минуту жизни. В качестве гарантии рекомендую всегда иметь с собой калькуляторы.
Клянусь, что уроки проводила искренне, самозабвенно, вкладывая в них всю свою душу, сердце и прочие органы.

Сектор 5 (иностранцам).
ОФИЦИАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ (читать дружно)

Hello и bonjour, dear мальчики и chères девочки! Мы очень glad de vous voir today! Мы simplement impressed and enchanted и хотели бы wish вам много bonheur et santé, приличного société and a lot of money in your pockets! Bonne luck, long vie et bien sur we wish you also beaucoup de surprises and fun!
Искренне ваши, professeurs of foreign languages.

Сектор 6 (Ирине Геннадьевне).
СКАЗОЧКА

(читать сладко)
Здравствуй, дружок!
Сегодня я расскажу тебе маленькую, но очень поучительную сказочку. На окраине большого города жила-была небольшая, но очень гордая школа. И вот однажды в нее пришли маленькие глупенькие детишки. Почему маленькие и глупенькие? Потому что пришли в школу! Ну, раз уж пришли, то пришлось им учиться. Учились они, учились, и доучились до того, что стали большими-пребольшими, умненькими-преумненькими. В общем, созрели.
Стали их тогда учителя из школы вытягивать. Кого за бока, кого за уши, а кого и за отдельную плату. Тянут-потянут – вытянуть не могут! Потому что детишкам из школы уходить расхотелось. Потому что умненькие детишки понимают, что из школы никуда не уйдешь. Вся жизнь – это школа.
Ну, вот и конец моей маленькой сказочке. Не уйти вам из школы, малыши!

Сектор 7 (Ларисе Львовне)
"МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА".

Экспромтом исполнить песню:

Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть десять лет – вот за них и держись!
Школа стоит между прошлым и будущим,
Школой для вас называется жизнь.

Сердце щемит – это детство кончается,
Дверь распахнуть – впереди целый мир.
Ну а для нас, тех, кто с вами прощается,
Вы навсегда остаетесь детьми.

Что же вас ждет в двадцать первом столетии?
Вы – наша гордость и первая боль.
Чем дорожим, чем рискуем на свете мы? –
Вашей судьбой, только вашей судьбой.

Сектор 8 (Михаилу Михайловичу).
ИНСТРУКЦИЯ

Инструкция по эксплуатации 11 класса.

Технические характеристики: Показатели здоровья отличные, уровень физической подготовленности выше допустимого. Средний рост 1 метр 72 сантиметра, средний вес 59 килограммов. Общее количество зубов – 384.
. Пункт 1: Эксплуатация 11 класса категорически запрещена.
. Пункт 2: Если кому-то захочется эксплуатировать 11 класс, смотри пункт 1.
. Пункт 3: В мирное время допускается эксплуатация 11 класса в соответствии с пунктом 1 настоящей инструкции.
. Пункт 4: В условиях чрезвычайной ситуации эксплуатация 11 класса не должна превышать нормы, указанной в пункте 1.
. Пункт 5: Еще раз посмотри на пункт 1 и пожелай 11 классу счастливого пути!

Сектор 9 (Маргарите Славовне).
ОТЧЕТ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
(читать деловито)

В результате серии исследований, проведенных в период с 1994 по 2004 г., было установлено наличие в гимназии «Корифей» органической формы жизни в виде так называемого 11 класса.
Серия экспериментов, проведенных учителями школы, показала высокую жизнеспособность, приспособляемость и принципиальную способность к размножению упомянутого сообщества организмов. Положительные рефлексы и реакции на внешние раздражители позволяют утверждать, что данный вид пригоден для существования во внешней среде и может быть выпущен на свободу в течение ближайших суток.

Зав. лабораторией Азарова Маргарита Славовна.

Сектор 10 (Алексею Сергеевичу)
ЛИНЕЙКА

Выпускники гимназии «Корифей», желающие служить в горячих точках, шаг вперед! Мазепа, ты же хотел стать директором чебуречной в Сухуми! – Что? И Ревда сойдет?.. Хмм, продолжим. Выпускники гимназии, готовые к выживанию в экстремальных ситуациях, руки вверх! Что говоришь, Фимушина? Вышивать не умеешь? – Стыдно, а еще девушка на выданье. Далее. Выпускники, способные совершить пеший марш-бросок «Екатеринбург – Обская губа», подмигните! Что глаза вытаращили? А, Шпенев подмигнул, не выдержал! Что-то, говоришь, в глаз попало? Ну, хорошо, Шпенев, я тебе изменю пеший марш-бросок на конный. С бабушкой на пони. Будущие воздушные десантники, энергично кивните. Калужский, зря головой затряс, кто для тебя спецпарашют шить будет? Кадочникова?.. Иди лучше в саперы. Что, и лыжный туризм тоже никого не привлекает? Ой, ну от тебя, Тарасова, не ожидал. Что, и лыжи с собой? Прямо сейчас хочешь? Нет, давай уж до зимы подождем… Что там Приказчиков бормочет? У тебя собачья упряжка? – ну, ты даешь! В школу, говоришь, ездил? А почему только один раз? Три болонки под трамвай попали? Ну ладно, поступим проще. Кто выбирает активный образ жизни, путешествия, танцы, прогулки и все такое? – Надо же, какое единодушие! Все-таки не зря мы вас учили…

Сектор 11 (Майе Петровне)
ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ТЕЛЕГРАММА

Майя Петровна должна назвать 20 различных прилагательных-эпитетов. Потом они последовательно включаются в текст телеграммы.
_________________________ наши выпускники!
Все _____________________ учителя нашей __________________школы в этот ________________ вечер испытывают самые __________________ чувства. Близок _____________________ момент ___________________ расставания. Мы верим, что вы выйдете в _________________________жизнь ______________________, __________________ и ____________________ людьми. Вы получили ________________ знания, _____________________навыки, в общем, __________________ основы для _____________________ старта. Всех вас ждет ________________________ счастье и _______________________ успех. А мы всегда будем вспоминать вас как _______________________ детей, в которых мы вложили всю свою __________________ душу.
______________________ вам пути!

Сектор 12 (Ирине Николаевне)
ПЛАЧ НИКОЛАВНЫ

Буду я плакать и буду рыдать,
Век монитора мне не видать,
Ведь вы мне дороже и ближе
Любимой оптической мыши!
Сердце навек затоскует о вас,
И опустеет компьютерный класс.
Будем мы долгие годы страдать:
Чайников много, где хакеров взять?
Грусти полна материнская плата –
Ведь расстаемся мы с вами ребята!
Умных и милых таких больше нет,
Осиротеет без вас Интернет!
Я вам желаю добра гигабайт!
Не забывайте, ходите на сайт!

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ШОУ «МЫ ЗА БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ!»
(по мотивам балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро»)

ПЕСНЯ СПЕЦНАЗОВЦЕВ: («Любэ» - «Давай за…»)

Небо уральское серыми тучами
Стелется низко дождями июньскими,
Хочется верить, что все замечательно:
Школу закончили, стали мы взрослыми
В вуз поступать я решил окончательно -
Буду гулять под родными березками,
Буду студентом, большим и задумчивым,
Будут мне в голову знания вкручивать…

За школу, брат, давай за «Корифей»,
За годы светлой юности моей,
И за любимых всех учителей,
За школу, брат, давай за «Корифей»!

Давай за них, давай за нас -
За наш родной любимый класс,
За парту старую мою,
За корифейскую семью.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ: ("Сиреневый туман"):

Сиреневый туман над нами проплывает,
За окнами зажглась полночная звезда…
Директор не спешит, директор понимает:
Со школой мы сейчас простились навсегда.

Как в море корабли, мы завтра отплываем,
И сердце неспроста сжимается в груди:
Мы каждого из вас запомнить обещаем:
Вы – наши маяки на жизненном пути.

Простите, если вас мы чем-то огорчали,
И далеко не все тянули на медаль.
Последнее «прощай» - и школа за плечами,
И детство улетит в сиреневую даль…

Максим Максимыч в романе Лермонтова «Герой нашего времени» имеет добрый и отзывчивый характер. Это впечатлительная натура, способная всю жизнь хранить привязанность к людям. Эта его черта характера проявляется уже в том, что он очень обиделся холодному и натянутому поведению Печорина при их случайной встрече. Ведь его он любил как родного сына.

И все же Максим Максимович остался верен ему до конца. Да и Белу он любил всем сердцем и очень жалел о том, что девушка умерла. Но в то же время Максим Максимыч хорошо понимал, что Печорин всё равно бросил бы ее, а это было бы для свободной горянки гораздо хуже смерти. Максим Максимыча был человек широкой и открытой души. Кроме того, Максим Максимыч хорошо понимал совсем чуждые русскому человеку обычаи и традиции горцев, и он считал, что если живешь среди людей другой нации, ты должен знать и уважать их мнение, их обычаи и менталитет. Поэтому он и говорил об убийстве отца Беллы Казбичем: «Конечно, по-ихнему — он был абсолютно прав». Так что Максим Максимович был человеком, способным горячо любить и прощать. Редкие качества в любые времена!

Необычно, но человек много лет разлуки пронес теплое душевное отношение к почти случайного товарища, и после этого она была способна на все ради дружбы. Именно такие люди и сейчас освещают жизнь окружающих хорошим, мягким сердечным светом, помогают разобраться, что хорошо, а что плохо, вовремя осознать и исправить свои ошибки. Таких людей во все времена было довольно мало, они зачастую были обычными людьми, не имели ни богатства, ни всенародной славы, редко занимали высокие посты и отмечались выдающимися подвигами. Это вполне понятно, потому что все что они имели, всю свою жизненную энергию они отдавали друзьям только ради того, чтобы им было хотя бы немного легче.

К сожалению, такие люди, как Максим Максимыч живут с раскрытой душой, поэтому постоянно переживают за своих друзей, но не менее переживают, когда их отталкивают бывшие друзья. К сожалению, таких людей достаточно легко смертельно обидеть, причем обидеть неосознанно, а для них это выльется в большую душевную боль и обиженный будет более переживать, чем тот, кто его обидел.

С другой стороны, как это ни прискорбно звучит, такие люди, как Максим Максимыч, очень слабые. Они слабы в отношениях с людьми и я считаю, что в наше жестокое время Максим Максимович постоянно страдал от обид окружающих и от их непонимание. Да и во времена Печорина ему буле ненамного легче.

Максим Максимыч мог говорить своим друзьям неприятную правду прямо в лицо, и за глаза он говорил о них только хорошее. Он мог ругать своего друга, глядя в глаза, и при этом переживал больше, чем этот друг. Максим Максимович никогда не рассказывал о себе, но и так было ясно, что, прежде всего, — это искренняя и добрый человек. Он из тех «первых встречных», которые посылает нам судьба, которым обычно так легко развеивают наши тревоги простой притчей, рассказом или просто словом и тем очень нам помогают!

Максим Максимыч – второстепенный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.

Полное имя

Не упоминается. Сам Максим Максимыч просил называть его именно так:

зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, – к чему эта полная форма?

Возраст

Он казался лет пятидесяти

Отношение к Печорину

По началу отеческое:

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.

– Что ты? что ты? Печорин?.. Ах, Боже мой!.. да не служил ли он на Кавказе?.. – воскликнул Максим Максимыч, дернув меня за рукав. У него в глазах сверкала радость.

Ведь сейчас прибежит!.. – сказал мне Максим Максимыч с торжествующим видом, – пойду за ворота его дожидаться…

таков уж был человек: что задумает, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован…

его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя.

Но после встречи в главе «Максим Максимыч» разочарованное и обиженное:

Старик нахмурил брови… он был печален и сердит, хотя старался скрыть это.
– Забыть! – проворчал он, – я-то не забыл ничего… Ну, да бог с вами!.. Не так я думал с вами встретиться…

Да, – сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, – конечно, мы были приятели, – ну, да что приятели в нынешнем веке!.. Что ему во мне?

Внешность Максима Максимыча

За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.

Социальный статус

Штабс-капитан, давно служащий на Кавказе.

На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка

Да, я уж здесь служил при Алексее Петровиче, – отвечал он

Теперь считаюсь в третьем линейном батальоне.

Дальнейшая судьба

Вероятно продолжил службу. Иного в романе не указано.

Личность Максима Максимыча

Максим Максимыч — очень положительный персонаж. Он по-отцовски относится к молодым, пытается научить их чему-нибудь.

Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, (про Печорина)

«Эй, Азамат, не сносить тебе головы, – говорил я ему, яман будет твоя башка!»

Послушай, Григорий Александрович, признайся, что нехорошо … что ты увез Бэлу… .

Славная была девочка, эта Бэла! Я к ней наконец так привык, как к дочери, и она меня любила.

Послушай, Бэла, ведь нельзя же ему век сидеть здесь как пришитому к твоей юбке: он человек молодой, любит погоняться за дичью, – походит, да и придет; а если ты будешь грустить, то скорей ему наскучишь.

О себе

не пью. … Я дал себе заклятье.

Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, – к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке

Да, признаюсь, – сказал он потом, теребя усы, – мне стало досадно, что никогда ни одна женщина меня так не любила. (о любви Бэлы к Печерону)

Надо вам сказать, что у меня нет семейства: об отце и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не догадался раньше, – так теперь уж, знаете, и не к лицу

Максим Максимыч часто рассуждает о жизни

Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!

– Конечно, по-ихнему, – сказал штабс-капитан, – он был совершенно прав. (о мести )

Да-с, и к свисту пули можно привыкнуть, то есть привыкнуть скрывать невольное биение сердца.

Плохое дело в чужом пиру похмелье

Образ Максима Максимыча в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«История души человеческой...едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,»- писал М.Ю. Лермонтов.

Одним из интереснейших героев романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” является Максим Максимыч. Это чуткая натура, надолго сохраняющая свои привязанности (достаточ­но вспомнить, как Максим Максимыч встретил Печорина). Он любил его, как родного, и был очень обижен холодной и натянутой встречей, но остался ему верен до конца. Он очень любил Бэлу, любил, как дочь. Он очень сожалел о том, что она умерла, и все-таки понимал, что Печорин бросил бы ее в конце концов, а для бедной горянки это было бы гораздо хуже смерти. Любовь Максима Максимыча к Бэле - именно отцовская любовь с оттенком суровой жалости. И то, что он был способен на такие чувства, доказывает широту его души. Он мог понять, казалось бы, совсем чуждые его представлениям по­ступки, порядки и обычаи горцев. Он говорил про убийство отца Бэлы Казбичем: «Конечно, по-ихнему, он был совершенно прав». Это был человек, способный горячо любить и прощать. Редкие качества!

Как и другие герои, он позволяет нам глубже понять образ главного героя романа – Печорина.

Максим Максимыч – рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени Максим Максимыч провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат.

Стоит упомянуть об отношении Максима Максимыча к своим врагам – черкесам. Несмотря на то, что он говорит о них с явным пренебрежением, он все же изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт.

Вся жизнь Максима Максимыча прошла среди простых людей. Он не испытал настоящей любви. Ему некого было даже полюбить. Все свое нерастраченное чувство любви он отдает Бэле. Будучи очень преданным Печорину, он все же не может простить ему гибель девушки.

Забывая о себе, он служит людям, не требуя в ответ благодарности. Служение людям - смысл его жизни. Даже маленькие проявления привязанности к себе он очень ценит. Тем более нам становится понятно его огорчение тем, что перед смертью Бэла не вспомнила о нем. Хотя тут же оговаривается, что не такой уж он человек, чтобы думать о нем перед смертью.

Армейская жизнь приучила его к дисциплине. Служебный долг для него превыше всего. Ожидая Печорина на станции, он “в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности...” Максим Максимыч типичный лучший представитель своей среды. Несмотря на тяготы жизни, он сохранил прекрасную душу. Он добр, отзывчив, у него “золотое сердце”.

Максим Максимыч позволяет нам понять Печорина, так и Печорин высвечивает лучшие качества “человека из народа”. Этот человек верит в дружбу. Сравнивая этих героев, мы видим, насколько простой офицер морально выше пресыщенного жизнью аристократа Печорина. Особенно ярко это показано в эпизоде встречи Максима Максимыча и Печорина.

“Ведь сейчас прибежит!” – гордо заявляет он, узнав от лакея, что в городе Печорин. Максим Максимыч терпеливо ожидает того, кто когда-то принес ему немало тревог и огорчений. Но Печорин забыл бы о нем, и не прибеги штабс-капитан вовремя, он уехал бы, не вспомнив о Максиме Максимыче. При встрече с Печориным Максим Максимыч не может сдержать слез, так он рад увидеть друга. Он смешон в своей сентиментальности, но его слабость стоит намного дороже холодного эгоизма Печорина. Человек, который через многие годы разлуки пронес любовь к своему случайному товарищу, способен на многое ради дружбы. Такие люди осве­щают жизнь мягким, добрым, сердечным светом, помогают понять, что хорошо и что плохо, осознать и исправить свои ошибки. Мало таких людей. Они почти никогда не бывают известны, знатны, богаты, редко занимают высокие посты. Они все отдают друзьям, все, что имеют сами, и даже самих себя.

Когда их отталкивают, как это случилось при встрече Максима Максимы­ча с Печориным, они очень переживают это. Мне кажется, что таких лю­дей, как Максим Максимыч, нельзя обидеть сознательно. Это может сде­лать только очень нечуткий или дурной человек. По-моему, человек, оби­девший такого «Максима Максимыча», должен глубоко переживать свою вину, стараться ее загладить, смягчить. Поэтому иногда с такими людьми довольно трудно общаться.

И еще: такие люди редко обижаются. Это может показаться противоре­чивым, но здесь все именно так. Обидевший чувствует обиду больше оби­женного.

Это слабые люди. Слабые в отношении со своими друзьями. Люди, все прощающие. Они могут ругать своих друзей в глаза, но за глаза они всегда будут говорить о них хорошо. Да и когда будут ругать в глаза, будут пережи­вать это гораздо больше тех, кого они ругают.

Это сильные люди. Они не прощают себе своих слабостей. Даже когда Максим Максимыч говорит о том, что заплакал, глядя на Печорина с Бэлой, он поправляется: «Не то чтоб заплакал, а так - глупость!»

Такие люди редко рассказывают о себе. Да это бывает и не нужно. Видно, что это за человек, - с первых его слов.

Это те «первые встречные», посланные судьбой, которым обычно так легко высказывать свои тревоги и которые притчей, рассказом или просто словом могут тебе помочь!

Мне кажется, что по таким людям можно сверять свои поступки. Только надо думать не о том, что бы они сказали тебе на это, а о том, как бы они поступили в подобной ситуации.

Таких людей не может и не должно быть много.

Но если такой человек стал твоим другом - это прекрасно.