Что национальная принадлежность. Внеклассное занятие на тему: "Национальная принадлежность". Национальная принадлежность и положение человека в обществе

Задача: формировать представление о национальной принадлежности человека.

Игра «Волшебное зеркало»

Цель: воспитывать уважительное отношение к представителям разных национальностей.

Оборудование: зеркало

Инструкция по проведению игры: Рассадить детей так, чтоб участники игры имели возможность рассмотреть друг друга. Объяснить, что право голоса получает только тот, у кого в руках находится волшебное зеркало. Все остальные участники должны будут внимательно слушать до тех пор, пока волшебное зеркало не перейдёт к ним. Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому передать зеркало. Учитель следит за тем, чтобы каждый ребёнок получил возможность описать черты собственной внешности,поучаствовать в игре.

Каждый участник начинает рассказ о себе словами:

Зеркало волшебное я в руках держу,
В зеркале волшебном портрет свой нахожу,
Похож я на родителей, горжусь собою я
И обо всех чертах моих поведаю, друзья.

После вступительных слов, участник игры описывает собственную внешность, отмечая цвет волос, глаз, кожи (белая, смуглая и т.п.). Важна доброжелательная обстановка, положительный эмоциональный фон при проведении игры.

Кто боялся рассказывать о себе?
- Что вас смущало?
- Как к вашему рассказу отнеслись другие дети?
- Чем вам понравилась игра?

Все живущие на Земле люди отличаются друг от друга. Но среди огромного человеческого многообразия выделяются небольшие группы - нации, в которых люди говорят на одном языке, живут на одной территории, имеют свои обычаи и культуру.

Слово «национальность» произошло от латинского nation – народ, то есть принадлежность человека к той или иной группе людей. Каждый имеет право определять свою национальность самостоятельно. Она зависит от происхождения его родителей. Чувство национальной принадлежности помогает человеку раскрыть свой творческий потенциал, осознавать себя частичкой своего народа, испытывать гордость за представителей своей национальности, трудиться на благо народа. У каждой нации есть что-то своё - особенное, характерное только её представителям.

В Российской Федерации проживает свыше 160 национальностей. Русские являются наиболее многочисленной национальностью, их численность составляет 116 миллионов человек (80% жителей страны). Такие национальности как – татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек.

Независимо от национальности люди должны соблюдать уважение друг к другу и такт. Важно оценивать человека по его моральным качествам, а не по национальному признаку. Среди любой национальности есть люди добрые, честные, трудолюбивые, гостеприимные, справедливые. Но есть и другие – злые, агрессивные, завистливые, глупые. Об этом важно помнить, так как часто национальные различия служат причиной вражды между людьми. Иногда можно услышать как дети и взрослые посмеиваются над представителями других наций, их традициями и обычаями. Оскорбляя человека, высмеивая его национальные черты, такие люди разжигают национальную вражду. Важно научиться проявлять такое отношение к людям, какого вы ждёте от других людей по отношению к себе.

У разных национальностей тысячелетиями вырабатывались различные правила общественного поведения. У каждого народа есть свои представления о том, что вежливо и что невежливо. Есть общепринятые правила вежливости. К какой бы национальности не был вежливый человек, он никогда не повернётся спиной к собеседнику во время разговора, не будет сквернословить в его присутствии, неуважительно отзываться о нём. У каждого народа есть своя манера вести беседу, свои национальные правила вежливого поведения и пожелания.

Армянин в беседе подробно расспросит собеседника о здоровье его родителей, детей, а вот о здоровье того, с кем говорит, спросит вскользь. Жители Китая, поприветствовав своего знакомого, обмениваются фразами: «Ты ел?» - «Ел». Или «Ты ел?» - «Ещё нет». Японцы в беседе употребляют преувеличенно хорошие слова: «ваше почтенное имя», «ваше благоухающее имя».

Игра «Самого себя любить»

Цель: внимательно относиться к самому себе, уважать и принимать себя.

Оборудование: лист бумаги, карандаши или мелки.

Инструкция по проведению игры: Перед проведением игры учитель предлагает её удобно сесть, сделать три глубоких вдоха и выдоха.

Представь себе огромное зеркало в светло-красной раме. Возьми платок, вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло... Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство детей подадут вам знак.)

Разгляди свои губы и цвет своих глаз... Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой... Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты поднимаешь и опускаешь плечи...

Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть... У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твое отражение улыбается и ласково смотрит на тебя...

Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись, как обычно...

Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале. Набери немного воздуха в легкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза... (При этих словах глубоко вдохните и громко и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям добавить блеска в глаза.) Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми...

Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: "Мое лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становится приятнее". Если твое лицо все еще серьезно, то преврати серьезное лицо в одну громадную и довольную улыбку.

Теперь посмотри на все свое тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайся почувствовать, как это приятно - вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: "Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!" (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ты чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайся прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: "Я люблю себя!". В какой части тела ты ощущаешь это?

А теперь мы вернёмся в наш класс. Приятно потянемся, немного напряжёмся, расслабим тело и откроем глаза. Скажем все вместе "Я люблю себя!".

Как вы думаете, почему люди любят себя?
- Как вы думаете, почему некоторые люди не любят себя?
- Где в своем теле вы чувствуют эту любовь.
- Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?
- Что бы вы сделали, чтобы чаще думать о себе хорошо?

Нашу планету Земля населяют тысячи народов. Уже в далёкие времена путешественники заметили, что людям свойственно отождествляет себя с определенной группой людей - нацией. Нет плохих и хороших национальностей. Каждый вправе определять сам, без принуждения, свою национальную принадлежность. Принадлежность к той или иной нации ребёнка определяется происхождением его родителей. Этот выбор ребёнок делает самостоятельно. Национальная принадлежность подразумевает сохранение связей между поколениями, хранение традиций, чувство Родины и многие другие, ценностные для человека качества.

А сейчас прослушай те сказку:

ЗАКОН ГОР

Вот что рассказал мне старик пастух, которого я повстречал как-то летом на одном из горных перевалов Кавказа.

«Это случилось очень давно, когда мой дед был еще мальчишкой.

Поздно вечером к сакле на окраине аула подскакал всадник. Он был бледен и тяжело дышал. Одежда его была изорвана, бока коня взмылены.

Не позволишь ли, отец, да продлит твои годы небо, переночевать в твоем доме? - обратился он к вышедшему на шум хозяину сакли. - Уже темнеет, а путь мой далек.

Заходи, будешь гостем, - ответил старик хозяин и широко распахнул полог у входа.

Путник привязал к дереву коня и вошел в дом. Хозяин поставил на стол все, что у него было: хлеб, сыр, вино.

Прошу тебя, окажи мне честь и раздели со мной ужин, - сказал он и пригласил гостя садиться.

В этот момент за окном послышался топот. К сакле подскакали трое всадников.

Эй, хозяин! - закричал один из них. - В твоем доме скрывается беглец! Вот его конь!

Я не знаю никаких беглецов,- ответил хозяин. - В моем доме гость. А гостя не спрашивают, кто он и откуда.

Берегись! - воскликнул преследователь. - Он вор. Не заставляй нас прибегнуть к оружию!

Я должен охранять жизнь гостя,- тихо проговорил хозяин сакли. - Пока он в моем доме, он под моей защитой. Разве ты не знаешь закона гор? Хозяин отвечает за безопасность того, кто переступил порог его дома. Уезжайте отсюда и не навлекайте позора на мое имя.

Мы возьмем его силой! - закричал второй преследователь, и все трое схватили ружья.

Только когда я буду мертвым, - твердо сказал хозяин сакли.

Он снял со стены два ружья. Одно из них дал гостю, другое оставил себе.

Засвистели пули. Преследователи старались пощадить старика, но одна из пуль все же попала ему в грудь...»

Я слушал пастуха, и мне было обидно, что так бессмысленно погиб хороший человек. Подумать только, до какой нелепости может довести слепое следование устаревшим обычаям!

Старик отдал свою жизнь, защищая человека, которого он видел первый раз в жизни. Он защищал неизвестного только потому, что тот был его гостем.

От этого рассказа веет седой стариной. В наши дни жителям даже самого глухого горного селения и в голову не придет, конечно, защищать преступника, если он попытается укрыться в качестве гостя.

Это не значит, однако, что мы стали менее радушны.

(По А.А.Дорохову)

К закавказским народам относят жителей Грузии, Армении, Азербайджана. Представители этих национальностей наделены высоко развитым, чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения. Они хранят национальные традиции, с подчеркнутым уважением и вниманием относятся к старшим по возрасту. В повседневной жизни и общении с представителями других национальностей у жителей Закавказья заметна тяга к образованию групп по национальному признаку. Закавказские народы обладают хорошими организаторскими способностями, самостоятельностью, они стремятся стать лидерами в коллективах.

В подобных случаях проявляются особенности воспитания мальчиков. С детства им внушают значимость роли мужчины, отца, брата. С малых лет мальчиков приучают заботиться о младших братьях и сестрах, что превратилось, по сути дела, в национальную традицию. Дети на Кавказе, мальчики в особенности, растут самостоятельными, почти не подвергаются наказаниям. На Кавказе у всех народов популярны национальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также национальные традиции с ранних лет развивают у мальчиков сильную волю, выносливость, ловкость.

Литература:

Большая школьная энциклопедия. 6 – 11 кл. Т.1. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2000. – 591 с.

Игры детей мира. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.И.Линго. Худ. М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. -176 с., ил. (Серия: «Потехе час»).

  • Что такое национальная принадлежность?
  • Какие народы живут в России?
  • Как складываются отношения между людьми разных национальностей в России и в мире?

Что такое национальная принадлежность

Если вас неожиданно спросить: «Кто вы?» - что вы ответите? Проведя небольшой опрос, убеждаемся, что первый пришедший в голову ответ будет звучать так: «Я - человек, мальчик (девочка), москвич (уфимец и т.д.), школьник...» Ответ «Я - русский (татарин, калмык и т.д.)» может оказаться на одном из последних мест.

Значит, национальная принадлежность не играет в жизни человека большой роли?

Не будем спешить с ответом. Часто оказывается, что то, о чём человек вспоминает в последнюю очередь, является для него самым главным.

Как нужно строить отношения с людьми других национальностей, чтобы все чувствовали себя комфортно?

В реальной жизни национальная принадлежность имеет большое значение.

По национальному признаку создаются государства. Французы построили французское государство. Это понятно - их сейчас более 60 млн человек. Но даже маленькая Латвия, где латышей не больше 1,5 млн человек, имеет своё государство. Как правило, в одном государстве живут представители разных национальностей.

Россия - одно из самых многонациональных государств в мире. Большинство населения составляют русские. В нашей стране проживает свыше 180 национальностей. Среди них есть народы численностью более 1 млн, например татары (свыше 5 млн), чуваши, башкиры. А также народы, насчитывающие всего несколько сот человек, например орочи (проживают в Хабаровском крае), энцы (коренное население полуострова Таймыр) и др.

Согласно основному закону нашей страны - Конституции Российской Федерации - каждый гражданин сам вправе определять свою национальную принадлежность. В зависимости от того, кто его родители, кем и где он воспитывался, какой язык является родным, какие культурные нормы, традиции и ценности усваивал в процессе социализации.

Национальная принадлежность и положение человека в обществе

Давайте обратимся к историческому прошлому: в мире складывались ситуации, когда одна нация, в силу исторических условий, господствовала над другой. Тогда представители первой нации автоматически занимали более высокое общественное положение, чем представители второй. Так, например, англичане, французы, немцы и голландцы завоевали в XVII-XIX веках Африку и Юго-Восточную Азию. Они основали там свои колонии - зависимые территории (например, Алжир был колонией Франции), где стали высокопоставленными чиновниками, купцами и промышленниками, а представители коренных национальностей прислуживали им и влачили жалкое существование.

Во второй половине XX века колонии стали независимыми государствами, местное население выгнало иностранцев, заняв в своей стране высшие должности. Социальное положение отдельных представителей африканских и других народностей изменилось к лучшему.

Но в современной жизни всё складывается по-другому. Социологические исследования показывают, что в повседневном общении, на работе и в быту люди разных национальностей относятся друг к другу доверительно и терпимо, с уважением к национальной культуре, обычаям и традициям.

    Обратимся к закону

    Конституция Российской Федерации

    2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения... Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Как вы думаете, почему «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения...» является лучшим способом обеспечить мирное сосуществование народов нашей страны?

Мирное сосуществование разных наций всегда являлось главным фактором в государственном развитии России.

В чём проявляются национальные различия

За каждым народом скрыта долгая, очень трудная, но богатая событиями история, поэтому разные народы - это разные традиции, обычаи, нормы и ценности. Всё это составляет культуру народа. Поэтому национальные различия проявляются прежде всего в культурных различиях.

Европейцы, американцы и другие народы во время еды пользуются ножом, вилкой, а сидят на стульях и за столом, когда они ложатся спать, то кладут голову на подушку. Японец за едой приседает на корточки, а у других восточных народов принято сидеть на ковре. Ест японец с помощью двух палочек, а малаец, укладываясь спать, подставляет под шею деревянную скамеечку. Южноамериканский индеец вообще спит в гамаке. Привычный образ жизни становится традицией, а из традиций и обычаев складывается культура народа, её своеобразие.

Обычай гостеприимства получил широкое распространение у всех народов Северного Кавказа. Самую лучшую пищу, самую лучшую постель в доме всегда предоставляли гостю. Гостем считался любой прохожий, приезжий. Его встречали радушно, если даже он пришёл глубокой ночью. Все члены семьи - от мала до велика - во время пребывания гостя оказывали ему всяческое внимание.

Культурные различия отражают условия жизни разных народов, рассказывают об их исторических традициях и характере. От этого мир становится разнообразнее, а народы - интереснее. Национальные различия нужно учиться уважать.

Нации должны общаться друг с другом

Разнообразие мира породило многочисленные путешествия, а в наши времена - целую отрасль - туризм. Люди платят немалые деньги для того, чтобы познакомиться с обычаями и традициями других народов, с их историческими памятниками.

    Советуем запомнить!
    Познавательный туризм - туристические поездки, путешествия, экскурсии, походы с целью посещения различных местностей для ознакомления с памятниками природы, истории и культуры, бытом и традициями местного населения, народными ремёслами и промыслами, достижениями науки, культуры, промышленности и т.д.

Чем больше развит туризм, тем полнее становится понимание народами друг друга, тем сильнее выражено стремление к миру и добрососедским отношениям. Нации общаются друг с другом, а не воюют. Они обмениваются товарами, услугами и культурными ценностями, а не сосредотачивают на границах огромные армии.

Попробуйте догадаться, с жизнью каких народов познакомились авторы этих фотографий. Свой ответ обоснуйте.

Туристы - это гости в другой стране. Они увозят наилучшие впечатления о своём визите, а вернувшись, хвалят обычаи и гостеприимство другого народа, способствуя тем самым укреплению с ним мирных отношений.

Некоторые народы, особенно лишённые богатых недр и развитой промышленности, целиком живут за счёт туризма.

Таким образом, туристы - это в буквальном смысле слова послы мира. И приобщаться к этому виду культурного обмена надо с детства, чтобы с ранних лет формировать уважительное отношение к национальным различиям.

Знакомство с культурным своеобразием разных народов происходит и благодаря миграции.

На протяжении истории народы, сформировавшись на одной территории, часто перемещались в другие части света, вступая в контакт с одним или несколькими народами.

Люди мигрируют из одной страны в другую, спасаясь от войны и стихийных бедствий, едут получать образование, которого нельзя получить на Родине, уезжают в поисках возможности заработать.

Истории известны мирные и немирные формы сосуществования народов, например, когда древние империи завоёвывали соседние страны.

Но, чтобы не было национальных конфликтов, к представителям других народов нужно относиться с уважением, а значит, толерантно.

Каждый из вас может внести вклад в дело становления дружбы народов. Что нужно для этого делать? Научиться уважать традиции и обычаи других народов, понимать их ценности и взгляды на мир, не употреблять оскорбительных слов, приглашать их себе в гости и знакомить с образом жизни и культурой своего народа.

    Подведём итоги
    Национальная принадлежность - это принадлежность человека к какой-либо нации или народу. По российскому законодательству человек сам определяет свою национальность. Россия - одно из самых многонациональных государств в мире. Представители разных наций должны уважать обычаи и традиции друг друга.

    Основные термины и понятия
    Национальность, познавательный туризм, миграция, толерантность.

Проверьте свои знания

  1. Чем один народ отличается от другого?
  2. Как вы определяете свою национальную принадлежность? Объясните почему.
  3. Докажите на конкретных примерах, что туризм способствует развитию добрососедских отношений между людьми разных наций.
  4. Объясните значение понятий: «национальная принадлежность», «познавательный туризм», «миграция», «толерантность».

Практикум

  1. Об обычаях и традициях каких народов, проживающих на территории России, вы хотели бы узнать? Соберите о них информацию, используя материалы энциклопедий и Интернета.
  2. Что нового вы узнали о культуре других народов во время путешествий, поездок и экскурсий? Подготовьте компьютерную презентацию.

Комплекс прав, связанных в национальностью, отражает специфику многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность давно утратила юридическое значение, и все граждане именуются общим словом ("американец", "француз", "немец"). Но в России принадлежность к определенной нации до недавнего времени служила основанием дискриминации и в то же время рассматривалась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое число людей затруднялись определить свою национальность, так как родились от смешанного брака.

Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. Поэтому трудно предположить, что данная гарантия будет иметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всегда указывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявителя, а при новой паспортизации населения соответствующая графа в паспорте вообще должна исчезнуть.

Однако следует учитывать, что в силу действия в ряде зарубежных стран (ФРГ, Израиль, Канада) иммиграционного законодательства принадлежность к определенной национальности (немцы, евреи, украинцы) открывает возможность беспрепятственной эмиграции в эти страны. Кроме тога, принадлежность к конкретному народу все же важна для человека с точки зрения его участия в развитии национальной культуры и внутреннего ощущения своих исторических истоков.

Гораздо существеннее связанное с национальностью право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. На стадии утверждения суверенитета России и прав субъектов Федерации в ряде регионов с компактным национальным составом этот вопрос вызвал острые дискуссии и даже конфликты. Данное право следует рассматривать в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами, установленными ст. 68 Конституции (признание права республик устанавливать свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного языка).

В Российской Федерации эти конституционные нормы реализуются через Закон о языках народов РСФСР (в ре-Глава И- Личные права и свободы 191

пакции от 24 июля 1998 г.). Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использование языка общения. Каждому гарантируется право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.

В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики припятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства РФ о языках народов Российской Федерации. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Язык общения устанавливается самими людьми без всякой регламентации, никаких юридических норм использования языков народов Российской Федерации в межличностных, неофициальных контактах, как и в деятельности общественных и религиозных объединений, не существует. Пользование законными правами не зависит от знания человеком того или иного языка. Устанавливается ответственность за отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незнания языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. Аналогичное право касается участия в судопроизводстве. Защите национальных интересов граждан Российской Федерации в деле развития культуры языка и т. д. способствует Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г.


1. Национальная принадлежность - это принадлежность лица к конкретному этносу, характеризующемуся общностью языка, психического склада, культуры, самосознания и т.п.
Комментируемая статья признает право каждого самостоятельно и свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Это значит, что никто не обязан доказывать такую принадлежность на основе кровного родства и других признаков, которые могли бы свидетельствовать о его этническом происхождении. Конечно, в основе самоидентификации, осознания своей принадлежности к определенному этносу находится чаще всего национальная принадлежность родителей или одного из них. Но бывают и такие жизненные ситуации, когда человек родился в семье, принадлежащей к одному этносу, но с детства живет в другой, принадлежащей к иному этносу, и усвоил его язык, культуру, обычаи и т.п.
Именно поэтому по смыслу комментируемой статьи национальная принадлежность может быть указана вне зависимости от принадлежности к определенному этносу.
Важным нововведением в комментируемой статье стало право, а не обязанность, как это было прежде, указывать свою национальность. Иными словами, запрещено какое-либо принуждение к определению своей национальной принадлежности и указание ее в документах, например, в паспорте. Именно поэтому графа "национальность" изъята из различных учетных документов.
Поскольку, однако, национальная самоидентификация провозглашена в качестве основного права человека и гражданина, следовательно, обязанной стороной является государство, носитель права не может быть лишен возможности указать свою национальную принадлежность в основном идентификационном документе, каковым является паспорт гражданина Российской Федерации.
До достижения возраста 16 лет национальность ребенка может быть определена и указана, если в этом есть необходимость, только по воле родителей. Но по достижении этого возраста человек вправе сам определить и указать свою национальную принадлежность. При этом соответствующие органы не должны выяснять его кровное родство, поскольку это противоречило бы Конституции.
Отсутствие указания в документах национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий, поскольку Конституция гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств. За прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности предусмотрена уголовная ответственность.
2. Язык является орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе, важнейшим элементом любой нации, ее культуры, основной формой национального самосознания.
Языки народов нашей страны, как отмечается в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов РСФСР" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 126-ФЗ (Ведомости РСФСР. 1991. N 50 Ст. 1740; СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3804), - национальное достояние Российского государства. Они являются его историко-культурным наследием и находятся под его защитой. Языковая ситуация в нашей стране характеризуется многообразием форм функционирования языков разных народов в различных сферах общения. На территории Российской Федерации с ее многонациональным населением традиционно сложившейся нормой языкового сосуществования является двуязычие и многоязычие.
Конституционное право, закрепленное комментируемой ч. 2 ст. 26 Конституции, вытекает из принципов Всеобщей декларации прав человека, из Декларации о языках народов России от 25 октября 1991 г. Правовые гарантии реализации этого права закреплены законодательством Российской Федерации. Так, Закон "О языках народов РСФСР" направлен на создание условий для сохранения и равноправного самобытного развития языков народов России и призван стать основой для формирования системы правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, разработки подзаконных нормативных актов в целях реализации его положений. Закон исходит из признания языкового суверенитета каждого народа и личности, независимо от происхождения человека, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.
Это означает, что в стране недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков. Никто не вправе навязывать человеку использование того или иного языка помимо его воли.
Важно отметить, что государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод вне зависимости от их знания или незнания какого-либо языка. "Знание или незнание языка, - отмечается в ст. 5 Закона "О языках народов РСФСР", - не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан Российской Федерации. Нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону".
Закрепленное Конституцией право дает возможность каждому человеку свободно пользоваться родным языком. Им является обычно язык нации, этнической группы, к которой принадлежит человек. Свободный выбор языка общения означает, что каждый вправе использовать в межличностных контактах - на бытовом или на официальном уровне - тот язык, который понятен собеседнику. Языком общения может быть не только родной, но и государственный или иной язык.
Гражданам нашей страны, не владеющим государственным языком и языком республики в составе Российской Федерации, предоставлено право выступать на заседаниях, собраниях в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют. В случае необходимости обеспечивается соответствующий перевод.
Гражданам Российской Федерации гарантировано также право обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения в предложениями, заявлениями, жалобами на государственном языке, родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют.
При этом ответы даются на языке обращения, а при невозможности дать ответ на языке обращения - на государственном языке Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации установлены и другие гарантии общения на родном языке. Так, в местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик в составе Российской Федерации в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.
Гарантии употребления родного языка в судопроизводстве имеются и в процессуальном законодательстве. В частности, тем, кто не владеет языком, на котором ведется судопроизводство или производство по делам в правоохранительных органах, гарантируется право выступать в суде на родном языке. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" в связи с этим отмечается, что суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать на родном языке (Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. С. 489).
3. Право выбора языка воспитания и обучения осуществляется прежде всего родителями или заменяющими их лицами. Оно обеспечивается созданием системы воспитательно-образовательных учреждений, иных форм воспитания и обучения на языках народов Российской Федерации. Тем, кто проживает за пределами своих национально-государственных и национально-территориальных образований либо не имеющим таковых, а также представителям малочисленных народов и этнических групп государство оказывает содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке независимо от их количества и в соответствии с их потребностями.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 12 июля 1995 г. (13 января 1996 г.) N 12-ФЗ и от 15 октября 1997 г. (16 ноября 1997 г.) N 144-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 1997. N 47. Ст. 5341) гарантирует гражданам Российской Федерации право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) и (или) его уставом.
Значительное место в Федеральном законе "О национально-культурной автономии" (СЗ Российской Федерации. 1996. N 26. Ст. 2965) также занимают вопросы получения образования на национальном (родном) языке и выбора языка воспитания и обучения. В частности, установлено право граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, на получение основного общего образования национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Для обеспечения этого права национально-культурные автономии могут образовывать негосударственные (общественные) образовательные учреждения (общеобразовательные, начального, среднего и высшего профессионального образования); учреждать другие образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке (ст. 10, 11 Закона).
Органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов обеспечивают при необходимости создание групп в государственных, муниципальных, дошкольных учреждениях, классов или учебных групп в государственных, муниципальных образовательных учреждениях с обучением на национальном (родном) языке; с учетом предложений национальнокультурных автономий и конкретных условий региона создают государственные образовательные учреждения яс обучением на национальном (родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры, а также учреждения дошкольного образования (воскресные школы, факультативы, культурно-образовательные центры и другие образовательные учреждения) для изучения и пропаганды национальных (родных) языков) и национальных культур (ст. 12 того же Закона).
Актуальным остается призыв, содержащийся в Декларации о языках народов России, принятой 25 октября 1991 г., способствовать воспитанию уважительного и бережного отношения к языкам всех народов нашей Родины, всемерно развивать культуру языкового общения, оберегать чистоту родной речи.

Инструкция

На Западе после 2-й Мировой войны не принято упоминать в отношении человека термин « ». Вместо этого, если хотят подчеркнуть принадлежность человека к той или иной этнической , так и говорят «этническая принадлежность». Однако в России и других странах бывшего СССР «национальность» сохраняется.

Спросите об этом у интересующего вас человека напрямую. Как это ни странно, но многие люди абсолютно не стесняются своей этнической принадлежности, и могут ответить вам на этот вопрос без особых подозрений в отношении вас.

Прислушайтесь к его речи, даже если он говорит на русском языке. Так, чтобы отличать гортанную речь представителей Кавказа от протяжной речи прибалтов или от грассирования французов, не нужно иметь абсолютного слуха.

Если же вы не хотите (или – что неудивительно в современном мире – побаиваетесь) спрашивать об этом напрямую, попробуйте определить национальность интересующего вас человека «на глазок». Однако таким образом трудно точно определить национальность, особенно, если у вас нет достаточного опыта или вам неизвестны характерные особенности внешности (цвет волос, цвет и разрез глаз, черты лица, строение черепа) не только какой-то конкретной национальности, но хотя бы каждой из разновидностей существующих рас. Ведь европеоиды, негроиды, монголоиды, австралоиды, подразделяются, в свою очередь, еще на несколько типов.

Вы можете весьма и весьма приблизительно определить национальность человека, даже не видя его, а зная лишь его фамилию и имя. Хотя, например, и здесь возможны свои разночтения. Так, если фамилия «Дубинин» (окачивающаяся на «-ин») будет считаться исконно-русской, то фамилия «Дворкин» - еврейской (производной от уменьшительной формы имени «Двойра» - «Дебора»). То же можно сказать и в отношении белорусских, польских и еврейских фамилий, оканчивающихся на «-ский/цкий»).

Тем не менее, если вам попалась на глаза фамилия «Алиев» или «Мухаметов», то, скорее всего, их относятся к носителям тюркских языков, а фамилии на «-ук/юк», «-ко» - к украинцам или белорусам. Хотя у белорусов более распространены уже упоминавшиеся «-ский/цкий» или «-вич» (с известными допущениями в сторону других национальностей – от сербов до евреев). Поэтому иногда стоит обращать внимание и на первую часть фамилии. Так, Ивашкевич почти наверняка будет белорусом, тогда как Рабинович – евреем.

Обратите внимание на то, какие вкусы у интересующего вас человека, на то, как он смотрит на мир и какие у него приоритеты. В некоторых случаях и этот способ сможет привести вас к правильному ответу, несмотря на то, что культура разных народов и до сих пор тесно связана с религией и традициями, придерживаться которых могут люди разных национальностей.