Дмитрий аверкиев. Аверкиев дмитрий васильевич Дмитрий васильевич аверкиев

Аверкиев Дмитрий Васильевич , драматург, прозаик и публицист, родился 30.IX(12.Х) 1836 г. в г. Екатеринодаре в патриархальной купеческой семье; умер 7(20).I. 1905 г. в Петербурге.

Отец и дед, любившие древнюю литературу, возбудили в мальчике интерес к старинному русскому быту, сохранившийся у него на всю жизнь. С детства возникла у Дмитрия Васильевича любовь к театру.

В 1846 переехал в Петербург , где поступил в Коммерческое училище, которое окончил в 1854.

В 1855 поступил, а 1859 окончил естественный факультет Петербургского университета. Еще в университете он сблизился с кружком Н. Н. Страхова, потом с Ап. А. Григорьевым, оказавшими на него большое идейное влияние.

В 1860 выступил фельетонистом в «Русском инвалиде» под псевдонимом К. Рьянов, затем перешел в «Северную пчелу», где писал о театре и журналах.

С 1864 сотрудничал с журналом Ф. Достоевского «Эпоха». Там появилось его первое драматическое произведение «Мамаево побоище» (1864). Консервативно настроенный Аверкиев стоял на охранительных позициях, боялся и ненавидел все новое и благоговел перед стариной.

Одним из основных источников для его драматического творчества явились летописные сказания. Он писал главным образом исторические драмы, проникнутые духом «официальной народности». Старинный быт и патриархальные нравы он противопоставлял современности. В пьесе «Леший. Сказочная комедия в стихах» («Отечественные записки», 1866, № 9) Аверкиев Д. В. выступил подражателем Островского, соединяя фольклорную фантастику с историческим бытовым материалом. Однако в комедии не нашли отражения социальные противоречия эпохи.

Популярной была его «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей, Нардин Нащекина дочери, Аннушке» («Заря», 1869, № 3), поставленная в бенефис артиста В. В. Самойлова в Петербургском Александринском театре в 1868. Комедия имела большой успех. В согласии с повестью о Фроле Скобееве Аверкиев показал бедного дворянина карьеристом, выбивающимся в люди. Этот делец женитьбой хочет добиться богатства и почестей. Характерные для эпохи черты стяжательства и накопительства изображены драматургом не как следствие определенных исторических условий и причин, а как извечное свойство человека вообще. Писатель оправдывает проделки Скобеева, считая его даровитым и ловким. Произведение сохранило некоторое значение и до наших дней, так как в нем персонажи обрисованы со знанием старинного быта и психологической достоверностью.

Верность передачи бытовых деталей свойственна и другим историческим пьесам Аверкиева Д.В комедии:

«Терентий муж Данильевич» («Отечественные записки», 1867),

«Царь Петр и царевич Алексей» («Русский вестник», 1872),

«Темный и Шемяка» («Русский вестник», 1873),

«Княгиня Ульяна Вяземская» (1875),

«Разрушенная невеста» (1876).

«Непогрешимые» (1879),

«Не шали с огнем» (1870)

и произведения 1885:

«Смерть Мессалины»,

«Трогирский воевода»,

«Петербургский слеток».

Самой значительной пьесой Аверкиева является «Каширская старина» («Русский вестник», 1872).

Сценические достоинства обеспечили пьесе прочное место в репертуаре дореволюционного театра. Ставилась она и в советском театре в 30-40-е гг. В пьесе, богатой жизненными наблюдениями, обобщены факты действительности, хотя здесь нет конкретных исторических деятелей и событий. Действие отнесено ко 2-й четверти XVII в. Царский сокольник Василий Коркин сталкивается с отцом - гордым родовитым вотчинником Парфеном. Женив Василия на богатой, но нелюбимой женщине, он ломает его жизнь. Главное внимание драматург уделил обрисовке деталей патриархального быта, а не раскрытию социальных противоречий. Он свел все основное действие к иллюстрации абстрактной истины, прописной морали, отказавшись от социального обличения. Дмитрий Васильевич считал, что в старинном быте воплощены эстетические и этические идеалы народа. По «Каширской старине», как, впрочем, и по «Слободе Неволя», «Разрушенной невесте», можно заключить, что Аверкиев видел главное содержание исторического прошлого в столкновении эгоистических «личных страстей». Сильная сторона «Каширской старины» - в широком фольклорном обрамлении пьесы (в нее введены песни, хороводные игры, народные пословицы и поговорки), в отточенности языка, остроте диалога. Достоверно и ярко передан в пьесе старинный русский быт.

Балагурство, тяготение к остротам - свойство многих драм Дмитрия Васильевича Аверкиева. В некоторых из них персонажи говорят «перековеркиевским» языком. Яркие краски, сценические эффекты, мастерски использованные писателем, не заслонили консервативных тенденций его драм, которые в значительной мере ослабили их художественную ценность. Старинный быт идеализировал Аверкиев и в повестях

«Хмельная ночь» (1871),

«Лихо» (1880),

«Старый либерал» (1886).

Повести его (на исторические и современные темы), как и поэма «Тоска по родине» и многочисленные стихотворения, давно забыты. «Дневник писателя» издавался Аверкиевым Д.В. с 1885 ежемесячно и состоял только из его драм, повестей, рассказов, статей и рецензий.

Аверкиев Д. В. перевел «Гамлета» Шекспира, произведения А. Мюссе, Г. Гейне, Гёте, Ф. Купера, а также естественнонаучные труды и учебники. Сохраняет ценность теоретическая работа Аверкиева «О драме» (1877-78), удостоенная Пушкинской премии. Работа адресована молодым драматургам, любителям искусства, а также изучающим теорию литературы.

АВЕРКИЕВ Дмитрий Васильевич родился в патриархальной купеческой семье - драматург, прозаик и публицист.

Отец и дед, любившие древнюю литературу, возбудили в мальчике ин­терес к старинному русскому быту, со­хранившийся у него на всю жизнь. С детства возникла у Дмитрия Васильевича любовь к театру.

В 1846 переехал в Петербург, где посту­пил в Коммерческое училище, которое окончил в 1854.

В 1855 поступил, а 1859 окончил естественный факультет Петер­бургского университета. Еще в университете он сблизился с кружком Н. Н. Стра­хова , потом с Ап. А. Григорьевым , ока­завшими на него большое идейное влия­ние.

В 1860 выступил фельетонистом в «Русском инвалиде» под псевдонимом К. Рьянов, затем перешел в «Северную пчелу», где писал о театре и журналах.

С 1864 сотрудничал с журналом Ф. Достоевско­го «Эпоха». Там появилось его пер­вое драматическое произведение «Мамае­во побоище» (1864). Консервативно на­строенный Аверкиев стоял на охранительных позициях, боялся и ненавидел все новое и благоговел перед стариной.

Одним из основных источников для его драматического творчества явились летописные сказания. Он писал главным образом исторические драмы, проникнутые ду­хом «официальной народности». Старин­ный быт и патриархальные нравы он противопоставлял современности. В пье­се «Леший. Сказочная комедия в стихах» («Отечественные записки», 1866, № 9) Аверкиев Д. В. выступил подражателем Островского , соединяя фольклорную фантастику с исто­рическим бытовым материалом. Однако в комедии не нашли отражения соци­альные противоречия эпохи.

В 1867 во «Всемирном труде» Аверкиев опубликовал тра­гедию «Слобода Неволя» («Вьюга»), в которой изобразил Ивана Грозного в домашней обстановке. Недостатком пье­сы является то, что Иван Грозный, Груня, Угар Бес обрисованы мелодрама­тически.

Популярной была его «Коме­дия о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей, Нардин Нащекина дочери, Аннушке» («Заря», 1869, № 3), поставленная в бенефис артиста В. В. Са­мойлова в Петербургском Александринском театре в 1868. Комедия имела боль­шой успех. В согласии с повестью о Фроле Скобееве Аверкиев показал бедного дворянина карьеристом, выбивающимся в люди. Этот делец женитьбой хочет добиться богатства и почестей. Характерные для эпохи черты стяжательства и накопи­тельства изображены драматургом не как следствие определенных исторических условий и причин, а как извечное свой­ство человека вообще. Писатель оправдывает проделки Скобеева, считая его дарови­тым и ловким. Произведение сохранило некоторое значение и до наших дней, так как в нем персонажи обрисованы со знанием старинного быта и психологи­ческой достоверностью.

Верность передачи бытовых деталей свойственна и другим историческим пье­сам Аверкиева Д.В комедии:

«Терентий муж Данильевич» («Отечественные записки», 1867),

«Царь Петр и царевич Алексей» («Рус­ский вестник», 1872),

«Темный и Шемяка» («Русский вестник», 1873),

«Княгиня Ульяна Вяземская» (1875),

«Разрушен­ная невеста» (1876).

«Непогрешимые» (1879),

«Не шали с огнем» (1870)

и произведения 1885:

«Смерть Мессалины» ,

«Трогирский воевода» ,

«Петербургский слеток» .

Са­мой значительной пьесой Аверкиева является «Каширская старина» («Русский вест­ник», 1872).

Сце­нические достоинства обеспечили пьесе прочное место в репертуаре дореволю­ционного театра. Ставилась она и в совет­ском театре в 30-40-е гг. В пьесе, бога­той жизненными наблюдениями, обоб­щены факты действительности, хотя здесь нет конкретных исторических дея­телей и событий. Действие отнесено ко 2-й четверти XVII в. Царский сокольник Василий Коркин сталкивается с отцом - гордым родовитым вотчинником Парфеном. Женив Василия на богатой, но не­любимой женщине, он ломает его жизнь. Главное внимание драматург уделил об­рисовке деталей патриархального быта, а не раскрытию социальных противоре­чий. Он свел все основное действие к иллюстрации абстрактной истины, про­писной морали, отказавшись от социаль­ного обличения. Дмитрий Васильевич считал, что в ста­ринном быте воплощены эстетические и этические идеалы народа. По «Каширской старине», как, впрочем, и по «Слободе Неволя», «Разрушенной невесте», можно заключить, что Аверкиев видел главное содержа­ние исторического прошлого в столкнове­нии эгоистических «личных страстей». Сильная сторона «Каширской старины» - в широком фольклорном обрамлении пье­сы (в нее введены песни, хороводные игры, народные пословицы и пого­ворки), в отточенности языка, остроте диалога. Достоверно и ярко передан в пьесе старинный русский быт.

Балагурство, тяготение к остротам - свойство многих драм Дмитрия Васильевича Аверкиева. В некото­рых из них персонажи говорят «перековеркиевским» языком. Яркие крас­ки, сценические эффекты, мастерски использованные писателем, не заслонили кон­сервативных тенденций его драм, кото­рые в значительной мере ослабили их художественную ценность. Старинный быт идеализировал Аверкиев и в повестях

«Хмель­ная ночь» (1871),

«Лихо» (1880),

«Ста­рый либерал» (1886).

Повести его (на исторические и современные темы), как и поэма «Тоска по родине» и многочислен­ные стихотворения, давно забыты. «Днев­ник писателя» издавался Аверкиевым Д.В. с 1885 еже­месячно и состоял только из его драм, повестей, рассказов, статей и рецензий.

Аверкиев Д. В. перевел «Гамлета» Шекспира, произ­ведения А. Мюссе, Г. Гейне, Гёте, Ф. Купера, а также естественнонаучные труды и учебники. Сохраняет ценность теоретическая работа Аверкиева «О драме» (1877-78), удостоенная Пушкинской премии. Работа адресована моло­дым драматургам, любителям искусства, а также изучающим теорию литературы.

Умер - , Петербурге.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

Аверкиев, Дмитрий Васильевич, известный драматург (1836 - 1905). Учился в санкт-петербургском коммерческом училище и Санкт-Петербургском университете. Перевел несколько книг по естествознанию. С 1860 года писал в "Русском Инвалиде" фельетоны под псевдонимом К. Рьянов.


Аверкиев, Дмитрий Васильевич, известный драматург (1836 - 1905). Учился в санкт-петербургском коммерческом училище и Санкт-Петербургском университете. Перевел несколько книг по естествознанию. С 1860 года писал в "Русском Инвалиде" фельетоны под псевдонимом К. Рьянов. В это время отрицательное отношение его к новым течениям еще не обратилось в узкую нетерпимость. В 1861 году, в некрологе Добролюбова, А. отнесся к умершему вполне беспристрастно. В первой половине 1860-х годов он работал в "Сев. Пчеле", "Якоре" и "Осе"; сблизился с Аполлоном Григорьевым и Страховым. В "Эпохе" Достоевского выступил с горячими нападками на современное умственное движение. Большой шум вызвали нападки А. на Костомарова. В том же журнале появилось первое драматическое произведение А. - "Мамаево побоище". В 1866 году в "Отечественных Записках" А. печатает комедию "Леший", в 1867 году в "Всемирном Труде" трагедию "Слобода Неволя" и в "Отечественных Записках" - "Терентий муж Данильевич", в "Голосе" - статьи о театре и об исторических журналах. В 1868 году А. написал "Комедию о российском дворянине Фроле Скабееве и стольничьей, Нардын Нащокина, дочери Аннушке" ("Заря", 1869, № 3, и отд. СПб., 1872). Эта пьеса, поставленная в Александринском театре, имела большой успех. В 1869 году А. был негласным редактором "Всемирной Иллюстрации". В 1869 - 71 годах сотрудничал в "Заре" В.В. Кашпирева. Переселившись в 1871 году в Москву, А. с жаром отдается драматургии. В 1871 году он поставил на сцене Малого театра "Каширскую старину", имевшую большой успех и составляющую основу его известности. Драма появилась в "Русском Вестнике" в 1872 году (№ 1); там же напечатаны в 1870-х годах его драмы: "Царь Петр и Царевич Алексей", "Темный и Шемяка", "Княгиня Ульяна Вяземская", "Разрушенная невеста", "Франческа Риминийская", "Царевич Алексей", "Непогрешимые" и повести "Хмелевая ночь", "История бледного молодого человека" и "Новая барышня". В 1877 - 1878 годах появляется в "Русском Вестнике" ценная и интересная работа - "О драме" (отд. СПб., 1893 и СПб., 1907), удостоенная Пушкинской премии. Живя в Москве, А. вел "Театральную летопись" в "Московских Ведомостях". В 1880 году А. возвращается в Петербург, продолжая работать в "Русском вестнике", где помещены его драмы "Сидоркино дело" (1881) и "Трогирский воевода" (1882). В 1885 - 86 годах А. издавал ежемесячный журнал - "Дневник писателя", составлявшийся исключительно из его произведений - драм ("Петербургский слеток", "Золотой дед", "Купальная ночь"), повестей, рассказов, стихов, публицистических и критических статей о театре. Писал также театральные рецензии в "Голосе", сотрудничал в "Новом Времени" и "Ниве". В "Русском Обозрении" 1895 г. (кн. 1 - 4) напечатан его перевод "Гамлета" Шекспира. В 1890-х годах А. стал выпускать сборники своих сочинений: "Драмы" (т. I, CПБ., 1887; т. II и т. III, СПб., 1896; после смерти А. изданы Сувориным в 1906 году), "Повести из старинного быта" (2 тт., СПб., 1898) и "Повести из современного быта" (3 тт., СПб., 1898). В 1892 году, когда исполнилось 35-летие литературной деятельности А., император Александр III пожаловал ему пенсию в 2000 рублей в год. Последние годы он состоял членом Ученого комитета министерства народного просвещения. В 1894 году А. заболел; последние годы его жизни были настоящим мучением для А. Выйдя из патриархальной купеческой семьи, воспитавшись под влиянием двух дедов, больших приверженцев старины, А. с ранних лет проникся любовью к традиции, боязнью свободной мысли, критики. Бурный подъем, пережитый русским обществом в эпоху преобразований, был органически чужд А. Отрицательное отношение его к новому умственному движению росло с каждым годом. Борьбе с прогрессивными идеями А. посвятил всю свою жизнь; во всяком свободном проявлении личности и общественности он видел лишь дурное, обрушиваясь на все то, что противоречило его умственному укладу. Писарев в 1865 году назвал А. "мракобесом и сикофантом", и с тех пор враждебное отношение передовой части общества к А. не прекращалось. В нем не было публицистического таланта; он занимал скромное место в рядах публи

цистов охранительного лагеря. Верен своим идеям и настроению А. был и в драме, и в повести. Большая часть его драм посвящена изображению старины, ее быта. Он противопоставлял ее начала идеям нового времени, стараясь показать превосходство устоев старины, их нравственную мощь и красоту. Знания истории и чувство правды заставляли его на общем светлом фоне отмечать и пятна, но, в общем, у него всегда ярко выступает преклонение пред стариной. Эта тенденциозность вредно отражалась на чисто художественной стороне драм А. Стремясь произвести впечатление не столько на ум, сколько на эмоциональную сторону, А. бьет на внешний эффект; в драмах его много ходульного пафоса, искусственности, мелодраматичности. Но это именно и создало успех драмам А. среди невзыскательной и любящей эффектные зрелища публики: "Каширская старина" не сходит со сцены и до сих пор. Повести А. еще слабее драм. В качестве театрального критика А. является, однако, серьезным ценителем искусства; его книга "О драме" пользуется заслуженной репутацией ценной работы. - См. Венгеров, "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых" (т. I, СПб., 1889); его же, "Источники словаря русских писателей" (т. I, СПб., 1900); некрологи в "Театре и Искусстве" (1905, № 3, Н. Н., и № 3 и 4, Р. Антропова). А.Фомин.

267x400px
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:
Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:
Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дми́трий Васи́льевич Аве́ркиев ( -) - русский драматург , беллетрист , театральный критик , переводчик .

Биография

Дмитрий Аверкиев происходит из патриархальной купеческой семьи. В 1854 году окончил Петербургское коммерческое училище , в 1859 году - физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета (естественное отделение). Первоначально занимался переводами с иностранных языков книг по естествознанию, с 1866 года стал работать как беллетрист и драматург.

Сотрудничал с журналом «Эпоха», газетами «Московские ведомости », «Новое время» . В 1869-1871 годы заведовал литературным отделом «Всемирной иллюстрации ».

Аверкиев написал и теоретическую работу - «О драме». (СПб., ; изд. 2-е, СПБ., ) , за которую в 1893 году получил половинную пушкинскую премию .

Дмитрий Васильевич Аверкиев

На формирование эстетических взглядов Аверкиева большое влияние имел Аполлон Григорьев , бывший его близким другом. Как отмечается в диссертационном исследовании Ю. С. Гетман «Специфика исторической драматургии Д. В. Аверкиева» (Харьков, 2013), исторические драмы являются центром его писательской деятельности. Однако при жизни его пьесы не получили широкого признания. Это связано с эстетическими взглядами драматурга. Он изображал историю не в масштабных событиях, а в неофициальной, частной жизни государственных деятелей. Произведения драматурга, находящиеся в тесной связи с его публицистикой, вызывали нападки со стороны критиков радикально-демократического лагеря. Они подвергали сомнению достоверность изображаемых событий и характеров действующих лиц в его пьесах, не приняли идей драматурга, его трактовки личности Дмитрия Донского и его роли в истории России. После 1917 г. историческая драматургия Д. В. Аверкиева не попадает в поле зрения исследований. Это связано с социально-политическими взглядами драматурга. Он был «почвенником», приверженцем монархии и считал, что только самодержавие способно защитить общество от революционных разрушений и беспорядков. В то же время Д. В. Аверкиеву были близки взгляды «славянофилов» 40-х годов. Драматург находит общественный идеал в допетровской Руси, не знавшей разрушительных революций, представлявшей собой союз народа и царя. В 60-80-е годы в советском литературоведении были предприняты попытки анализа исторических пьес Д. В. Аверкиева в контексте исследования драматургии второй половины XIX ст. Современные исследования исторических пьес Д. В. Аверкиева в большей степени сосредоточены на осмыслении конкретных произведений и носят обзорный характер.

Напишите отзыв о статье "Аверкиев, Дмитрий Васильевич"

Примечания

Литература

  • Аверкиев, Димитрий Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • . - М .: Печатня А. Снегиревой, 1911. - С. 3.
  • Гетман, Юлія Сергіївна. Специфіка історичної драматургії Д. В. Аверкієва: автореф. дис. … канд. філол. наук: 10.01.02 / Гетман Юлія Сергіївна; Харк. нац. пед. ун-т ім. Г. С. Сковороди. - Х., 2013.

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Аверкиев, Дмитрий Васильевич

А дедушка «бизнесменом», к сожалению, был абсолютно катастрофическим... И очень скоро шерстяная фабрика, которой он, с бабушкиной «лёгкой руки», владел, была пущена в продажу за долги, а бабушкины родители больше ему помочь не захотели, так как это уже был третий раз, когда дедушка всё, ими подаренное имущество, полностью терял.
Моя бабушка (мамина мама) происходила из очень богатой литовской дворянской семьи Митрулявичусов, у которых, даже после «раскулачивания», оставалось немало земель. Поэтому, когда моя бабушка (вопреки воле родителей) вышла замуж за дедушку, у которого ничего не было, её родители (чтобы не ударить лицом в грязь) подарили им большую ферму и красивый, просторный дом... который, через какое-то время, дедушка, благодаря своим великим «коммерческим» способностям, потерял. Но так как в то время у них уже было пятеро детей, то естественно, бабушкины родители не могли остаться в стороне и отдали им вторую ферму, но с уже меньшим и не таким красивым домом. И опять же, к большому сожалению всей семьи, очень скоро второго «подарка» тоже не стало... Следующей и последней помощью терпеливых родителей моей бабушки стала маленькая шерстяная фабрика, которая была великолепно обустроена и, при правильном пользовании, могла приносить очень хороший доход, позволяя всей бабушкиной семье безбедно жить. Но дедушка, после всех пережитых жизненных передряг, к этому времени уже баловался «крепкими» напитками, поэтому почти полного разорения семьи не пришлось слишком долго ждать...
Именно такая нерадивая «хозяйственность» моего деда и поставила всю его семью в очень трудное финансовое положение, когда все дети уже должны были работать и содержать себя сами, больше не думая об учёбе в высших школах или институтах. И именно поэтому, похоронив свои мечты стать в один прекрасный день врачом, моя мама, не слишком выбирая, пошла работать на почтамт, просто потому, что там оказалось на тот момент свободное место. Так, без особых (хороших или плохих) «приключений», в простых повседневных заботах и протекала какое-то время жизнь молодой и «старой» семьи Серёгиных.
Прошёл уже почти год. Мама была беременна и вот-вот ожидала своего первенца. Папа буквально «летал» от счастья, и всем твердил, что у него обязательно будет сын. И он оказался прав – у них действительно родился мальчик... Но при таких ужасающих обстоятельствах, которые не смогло бы измыслить даже самое больное воображение...
Маму увезли в больницу в один из рождественских дней, буквально перед самым новым годом. Дома, конечно же, волновались, но никто не ожидал никаких негативных последствий, так как мама была молодой, сильной женщиной, с прекрасно развитым телом спортсменки (она с детства активно занималась гимнастикой) и, по всем общим понятиям, роды должна была перенести легко. Но кому-то там, «высоко», по каким-то неизвестным причинам, видимо очень не хотелось, чтобы у мамы родился ребёнок... И то, о чём я расскажу дальше, не укладывается ни в какие рамки человеколюбия или врачебной клятвы и чести. Дежуривший в ту ночь врач Ремейка, увидев, что роды у мамы вдруг опасно «застопорились» и маме становится всё тяжелее, решил вызвать главного хирурга Алитусской больницы, доктора Ингелявичуса... которого в ту ночь пришлось вытащить прямо из-за праздничного стола. Естественно, доктор оказался «не совсем трезвым» и, наскоро осмотрев маму, сразу же сказал: «Резать!», видимо желая поскорее вернуться к так поспешно оставленному «столу». Никто из врачей не захотел ему перечить, и маму тут же подготовили к операции. И вот тут-то началось самое «интересное», от которого, слушая сегодня мамин рассказ, у меня встали на голове дыбом мои длинные волосы....
Ингелявичус начал операцию, и разрезав маму... оставил её на операционном столе!.. Мама была под наркозом и не знала, что в тот момент вокруг неё происходило. Но, как рассказала ей позже присутствовавшая при операции медсестра, доктор был «срочно» вызван на какой-то «экстренный случай» и исчез, оставив маму разрезанной на операционном столе... Спрашивается, какой же для хирурга мог быть более «экстренный» случай, чем две жизни, полностью от него зависевшие, и так просто оставленные на произвол судьбы?!. Но это было ещё не всё. Буквально через несколько секунд, медсестра, ассистировавшая на операции, была тоже вызвана из операционной, под предлогом «необходимости» помощи хирургу. А когда она категорически отказалась, сказав, что у неё на столе лежит «разрезанный» человек, ей ответили, что они сейчас же пришлют туда «кого-то другого». Но никто другой, к сожалению, так никогда туда и не пришёл...
Мама очнулась от зверской боли и, сделав резкое движение, упала с операционного стола, потеряв сознание от болевого шока. Когда же, та же самая медсестра, вернувшись оттуда, куда её посылали, зашла в операционную, проверить всё ли там в порядке, она застыла в полном шоке – мама, истекая кровью, лежала на полу с вывалившимся наружу ребёнком... Новорождённый был мёртв, мама тоже умирала...
Это было страшное преступление. Это было самое настоящее убийство, за которое должны были нести ответственность те, которые такое сотворили. Но, что было совсем уже невероятно – как бы не старались после мой папа и его семья призвать к ответственности хирурга Ингелявичуса, у них ничего не получалось. В больнице сказали, что это не была его вина, так как он был срочно вызван на «экстренную операцию» в той же самой больнице. Это был абсурд. Но сколько бы папа не бился, всё было тщётно, И под конец, по просьбе мамы, он оставил в покое «убийц», радуясь уже тому, что мама всё же каким-то образом осталась жива. Но «жива», к сожалению, она была ещё очень и очень не скоро... Когда ей тут же сделали вторую операцию (уже чтобы спасти её жизнь), никто во всей больнице не давал даже одного процента за то, что мама останется жива. Её держали целых три месяца на капельницах, переливая кровь множество раз (у мамы до сих пор хранится целый список людей, которые давали ей кровь). Но лучше ей никак не становилось. Тогда, отчаявшиеся врачи решили выписать маму домой, объясняя это тем, что они «надеются, что в домашней обстановке мама скорее поправится»!.. Это опять же был абсурд, но настрадавшийся папа уже был согласен абсолютно на всё, только бы увидеть ещё хотя бы раз маму живой, поэтому, долго не противясь, забрал её домой.

Аверкиев Дмитрий Васильевич (30.09.1836-7.01.1905), русский писатель из купцов. Успехом пользовались его произведения о русской старине - “Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве” (1869) и “Каширская старина” (1872). Выпускал монархическое издание “Дневник писателя”.

Аверкиев, Дмитрий Васильевич – русский писатель. Родился в купеческой семье. Окончил в 1859 году естественный факультет Петербургского университета. В студенческие годы общался с Н.А. Добролюбовым (см.статью А. «Русский публицист», опубликованную после смерти великого критика в газете «Русский инвалид», 1861, № 267). Позднее был сотрудником консервативного журнала «Эпоха», в котором опубликовал первую пьесу «Мамаево побоище» (1864). А. враждебно относился к революционно-демократическому движению 60-х годов. Его пьесы, идеализирующие русскую старину, мелодраматичны. Наибольшим успехом пользовались «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве…» (1869) и «Каширская старина» (1872). Идеализацией патриархального быта проникнуты повести «Хмелевая ночь» (1871), «История бледного молодого человека» (1874), «Лихо» (1880), «Старый либерал» (1886) и др. В 1885-1886 А. издавал ежемесячно, подобно «Дневнику писателя» Ф.М. Достоевского , «Дневник писателя», в котором публиковал свои беллетристические произведения, публицистические и театральные статьи. Выступал также как театральный критик. А. принадлежит работа «О драме» (1877-1878).

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1, М., 1962.

Аверкиев Дмитрий Васильевич (12.10.1836-20.01.1905), мыслитель, драматург, театральный критик, публицист. Из купеческой семьи. В 1854 окончил Коммерческое училище в Петербурге, в 1859 - физико-математический факультет С.-Петербургского университета.

Выйдя из патриархальной купеческой семьи, воспитываясь под влиянием двух дедов, больших приверженцев русской старины, Аверкиев с ранних лет проникся любовью к национально-русской традиции и неприятием либерально-космополитической идеологии. Попытки т. н. революционных демократов и нигилистов свернуть Россию с ее исторического пути вызывали со стороны Аверкиева гневную отповедь. В своих произведениях он противопоставлял богатство и высокую духовную ценность русского мировоззрения западническому, мелкотравчатому эпигонству российских нигилистов. Бескомпромиссный противник нигилистов, Аверкиев вызывал у них особенную ненависть за свой яркий талант и большую популярность. Противники русской цивилизации называли Аверкиева «мракобесом и сикофантом», понимая, что ничего не могут противопоставить превосходству устоев русской старины, их нравственной мощи и красоте.

Аверкиев был одним из ярких представителей православно-патриотического движения. С 1894 он деятельный сотрудник журнала «Эпоха» Ф. М. Достоевского, где опубликовал статью «Значение Островского в нашей литературе» (1864, № 7) и некролог «А. А. Григорьев» (1864, № 8), вел полемику с Н. И. Костомаровым о значении Куликовской битвы и опубликовал пьесу в стихах «Мамаево побоище» (1864, № 10). В 1868 в Александрийском театре в бенефис В. В. Самойлова с большим успехом прошла «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей, Нардын-Нащокина, дочери Аннушке», получившая высокую оценку Ф. М. Достоевского за историческую достоверность. Прочный успех на петербургской и московской сценах имела его историческая драма «Каширская старина» (1871-72). В 1877-78 Аверкиев опубликовал в «Русском вестнике» серию статей по теории драмы (отд. изд. «О драме. Критические рассуждения». СПб., 1893, 1907). В 1885-86 по примеру Ф. М. Достоевского издавал журнал «Дневник писателя», в котором сам же и был автором почти всех материалов. Автор «Повестей из современного быта», в которых затрагивал актуальные темы антинигилистической беллетристики.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Драмы, т.1-3, 2 изд., СПб, 1906;

Повести из старинного быта, т.1-2, СПб, 1898;

Повести из современного быта, т. 1-3, СПб, 1898.

Литература:

Венгеров С.А., Критико-биографический словарь, т.1, СПб, 1889.