Драматическая судьба Константина Коровина: почему имя русского художника было забыто на родине. Константин алексеевич коровин, картины с названиями и описанием, биография Художник коровин биография и его картины

К онстантин Коровин уже в 1880-х годах увлекся новым для России живописным течением, и его работу «Портрет хористки» называли «первой ласточкой русского импрессионизма». Кроме импрессионистских пейзажей и натюрмортов художник создавал театральные декорации и оформлял павильоны для всероссийской и международной выставок, а также писал рассказы и мемуарные очерки.

«И вот я в мастерской Школы живописи»

Константин Коровин родился в 1861 году в Москве в доме своего деда Михаила Коровина - купца первой гильдии, владельца ямского извоза. Отец будущего художника получил университетское образование, однако не унаследовал деловых качеств главы семейства и после смерти Михаила Коровина разорился. Семье пришлось переехать в подмосковную деревню Большие Мытищи. В деревне мальчику нравилось, там он впервые стал замечать красоту природы.

Воспитанием детей в семье занималась мать. Она много рисовала акварелью и играла на арфе. Коровин вспоминал: «Я любил смотреть, когда у матери моей на столе лежали коробочки с разными красками. Такие хорошенькие коробочки и печатные краски, разноцветные. И она, разводя их на тарелке, кистью рисовала в альбом такие хорошенькие картинки - зиму, море, - такие, что я улетал куда-то в райские края. Отец мой тоже рисовал карандашом. Очень хорошо, говорили все - и Каменев, и Прянишников. Но мне больше нравилось, как рисовала мать» .

Константин Коровин. Белая ночь в Северной Норвегии. 1890-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Коровин. Ранняя весна. 1870-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Коровин. Плач Ярославны. Эскиз декорации к опере Александра Бородина «Князь Игорь». 1909. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

В возрасте 14 лет Константин Коровин поступил на архитектурное отделение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако вскоре он перевелся на живописное отделение - в пейзажный класс Алексея Саврасова .

«И вот я в мастерской Школы живописи в Москве. Сам Саврасов, живой, стоит передо мной. Он огромного роста, у него большие руки, а лицо его, как у бога, и все, что он говорит, как от бога. До чего я любил его!»

Константин Коровин

У знаменитого мастера пейзажа Коровин учился передавать через краски природы ощущение жизни. Позже молодой художник говорил, что пейзаж нельзя писать только за то, что он красив: «в нем должна быть история человеческой души». В творческих кругах отмечали связь работ Константина Коровина и Алексея Саврасова, особенно она была заметна в пейзажах Коровина 1870-х годов «Ранняя весна» и «Последний снег». Живописец и искусствовед Игорь Грабарь в 1909 году писал: «Коровин - автор первой Весны, появившейся после саврасовских грачей. Все то невероятное количество последних снегов, мартов и ранних весен, которыми так богата русская живопись последних пятнадцати лет, ведет свое начало, несомненно, от Коровина» .

Константин Коровин. Зимой. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Коровин. Последний снег. 1870-е. Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Константин Коровин. Северная идиллия. 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Из-за тяжелой болезни Алексей Саврасов оставил училище. После его ухода Коровин поступил в петербургскую Академию художеств , но не проучился там и месяца: молодого художника угнетали «условность и серьезничанье по поводу несерьезного». Он вернулся в училище и попал в мастерскую Василия Поленова , который возглавил пейзажный класс.

Поленов познакомил учеников с искусством импрессионистов. В 1883 году Коровин, увлекшись новым художественным течением, написал «Портрет хористки», который впоследствии называли «первой ласточкой русского импрессионизма». Консервативные преподаватели училища не могли простить Коровину следование живописным новшествам - после окончания Школы он так и не получил звания классного художника.

Константин Коровин. Морской берег в Дьеппе. 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Коровин. За чайным столом. 1888. Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Кавалер почетного легиона

Благодаря Поленову Коровин познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым , в 1884 году художник вошел в его Абрамцевский кружок. Здесь он попробовал себя как театральный декоратор: оформил домашний спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Островского , работал над декорациями для опер «Аида», «Лакме», «Кармен».

В 1892 году Коровин уехал во Францию, где провел почти год: изучал современное французское искусство. Вернувшись в Россию, он вместе с Валентином Серовым отправился в путешествие на Север. Художники побывали в Мурманске, Архангельске, на побережьях Северной Двины и на Новой земле, заезжали в Швецию и Норвегию. Заполярье очаровало Коровина. Он говорил: «Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей...» Под впечатлением от поездки художник создал свои знаменитые «северные» работы: «Архангельский порт на Двине», «Мурманский берег», «Зима в Лапландии», «Пристань на Севере», «Ручей св. Трифона в Печенге» и другие.

В 1896 году Константин Коровин получил от Мамонтова заказ спроектировать и оформить павильон «Крайний Север» для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Эскизы Коровина одобрил Василий Поленов: «Северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке» . Для Всемирной выставки в Париже в 1900 году Коровин оформил Кустарный отдел Русского павильона: с помощью живописца Николая Клодта он создал 30 панно с изображениями Сибири, Средней Азии и Крайнего Севера.

В начале XX века художник создавал декорации к операм, балетам и драматическим спектаклям, делал эскизы костюмов. Коровин оформлял постановки Мариинского театра в Петербурге, Большого театра в Москве и театра Ла Скала в Милане.

Отдельное место в творчестве Константина Коровина занимал Париж. Художник создал множество пейзажей французской столицы, среди них - «Париж. Бульвар Капуцинок», «Париж. Утро», «Ночная улица. Париж» и другие. Коровин имел большой успех во Франции: он стал кавалером Почетного легиона и за свои работы получил несколько золотых и серебряных медалей.

В 1910-е годы Коровин увлекся натюрмортом - и в этом жанре он был верен импрессионизму . В работе «Розы и фиалки» художник запечатлел цветы у окна, за которым виднеется ночной Париж. Контуры предметов на полотне размыты, импрессионист создал изображение из дробных мазков разной формы - пятен, росчерков, зигзагов.

Константин Коровин. Париж. Бульвар Капуцинок. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Коровин. Париж. Утро. 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Не только художник, но и литератор

В годы Первой мировой войны Константин Коровин болел. Он уехал лечиться в Севастополь. Мастер считал, что даже в тяжелые годы он должен продолжать прославлять красоту. На его пейзаже «Севастополь зимой» о войне напоминает только боевой корабль. В 1916 году Коровин писал: «Я думаю, что после войны искусство очень поднимется и очень будет нужно человеку как символ лучших чувств жизни и радости» .

Однако революция нарушила душевное равновесие русского импрессиониста. Его избрали в Комиссию художников при Комиссаре над бывшим Министерством Императорского двора, он стал членом коллегии художников театра, вошел в состав Отдела пластических искусств и получил еще несколько должностей. Но все это Коровина тяготило. В одном из писем он писал: «Боже, как надоела политика!» . Как только появлялась возможность, художник уезжал из Москвы - сперва в ярославскую деревню Охотино, затем на берег тверского озера Удомля, где когда-то работал Исаак Левитан . Вдали от столицы Константин Коровин писал вечерние интерьеры.

К 60-летию со дня рождения Коровина, в 1921 году, Главный политико-просветительский комитет устроил выставку его работ. На следующий год в Третьяковской галерее открылась ретроспективная экспозиция полотен художника. Однако с каждым годом Коровину становилось труднее жить в России.

Константин Коровин. Летним вечером у крыльца. 1922. Частное собрание

Константин Коровин. Крым. Гурзуф. 1917. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа

В конце 1922 года художник получил разрешение, чтобы уехать за границу - для лечения и проведения персональной выставки. Однако в СССР он не вернулся. Сначала мешали материальные проблемы, потом тяжело заболела жена Коровина. Последние 16 лет жизни художник провел в Париже. Здесь в моду вошли новые направления живописи, и работы художника-импрессиониста продавались плохо, их покупали в основном старые знакомые. Коровин зарабатывал тем, что публиковал свои воспоминания в русской эмигрантской прессе. К 70 годам художник практически полностью потерял зрение. Он диктовал свои мемуары, а потом и рассказы. Коровин оказался настоящим мастером слова, о его рассказах знакомые художника отзывались с восторженным удивлением. Федор Шаляпин говорил: «Знаешь, Константин, я удивляюсь, как ты это пишешь. Черт тебя знает, кто ты такой? Откуда это взялось?»

В 1939 году, через 10 дней после начала Второй мировой войны, Константин Коровин умер от сердечного приступа. Похоронили художника во Франции на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Первый русский импрессионист. Русским художником исполнено множество пейзажей, портретов и натюрмортов. Мастерски создавал декорации для театра.

Детство Коровин провёл у деда. Михаил Иванович Коровин, дед художника, был поначалу простым ямщиком. Позднее он стал владельцем ямщицкого извоза, обслуживающий почтовый тракт Москва – Новгород. Отец Алексей Михайлович не смог продолжить дело деда, и семья испытывала материальные тяготы. Мать художника, Аполинария Ивановна, происходила из дворянского рода Волковых. Оба родителя любили рисовать, в их доме гостили известные художники 1860-70-х годов Л.Л. Каменев и И.М. Прянишников. В четырнадцать лет Коровина, вместе с братом Сергеем, направляют обучаться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали И.М. Прянишников, В.Г. Перов, Е.С. Сорокин, А.К. Саврасов, а с 1882 года – В.Д. Поленов. Больше всего оказал влияние на Коровина А.К. Саврасов, в то время он руководил пейзажным классом. Другом Коровина стал И.И. Левитан.

По пути Коровина прошли многие художники русской школы. В 1894 году написанный пейзаж Коровиным «Зимой» стал программным в русском пейзаже. Позднее к этой теме обратились Серов и Левитан. Большая серия этюдов была исполнена художником после путешествия по России и Европе. Характерны для творчества Коровина натюрморты с цветами, особенно с розами.

В 1884 году Коровин знакомится с С.И. Мамонтовым, который пригласил его работать в Московской частной опере под руководством Поленова. Где Коровин создавал декорации на протяжении 14 лет. Коровин стал самой знаменитой фигурой изобразительного искусства в Москве. Близкими его друзьями были В.А. Серов и Ф.И. Шаляпин. Современники восхищались разнообразием талантов русского художника.

В 1900 году Коровин возглавляет художественный отдел по оформлению Кустарного павильона (его ещё называли «русской деревней) на Всемирной выставке в Париже. Он получил одиннадцать наград, среди них две золотые. Французское правительство наградило Коровина орденом Почётного легиона.

В 1901 году Серов пригласил Коровина преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. в их портретно-жанровой мастерской учились ведущие живописцы объединений «Голубая роза» и «Бубновый валет». При содействии Коровина был создан журнал «Мир искусства».

В 1905 году русский художник примкнул к рядам Академии художеств.

В 1900 году была сделана новаторская постановка А.А. Горским «Дон-Кихота» на музыку Л.Ф. Минкуса. Оформляли постановку Коровин и А.Я. Головин. Этот случай положил начало работы Коровина в Большом театре. Коровин нашёл новый стиль в оформлении сцены. В спектаклях декоративное оформление активно участвовало, связывая пространство, костюмы со сценическим действием и музыкой. Лучшие его театральные работы – «Конек-Горбунок» Ц. Пуни (1901), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1907), «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1909), «Хованщина» М. П. Мусоргского (1912).

С 1910 года Коровин главный декоратор и консультант московских императорских театров.

С 1917 года русский художник становится активным участником культурных преобразований. Однако, он довольно быстро уходит в тень. В 1923 году И.Э. Грабарём, в Третьяковской галерее, была организована прощальная выставка, посвящённая творчеству Коровина. Вскоре Коровин покидает новую страну, едет в Париж, где продолжает много работать в театре. Его ностальгические чувства проявились в литературном творчестве.

Известные произведения Коровина Константина Алексеевича

Картина «Портрет хористки» исполнена в 1883 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина была показана в 1889 году на передвижной выставке. И только спустя 11 лет художник получил за неё золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Развитие художественного мастерства Коровина началось с этой картины. В этой картине нет любования моделью, какой-либо её идеализации.

Эта женщина некрасивая. Даже несколько уродливая

К. Коровин

Новое для России видение натуры настороженно почувствовали современники.

Живая и остроумная наблюдательность художника

Слова современников

Ценность этой картины заключается в её случайности и непринуждённости. Основным в стиле мастера является не композиционное построение, а поиск цветовых решений. Коровин прекрасный колорист. Картина написана большими мазками. В сущности это этюд, превращённый из вспомогательного инструмента в самостоятельное произведение. Создавая картину, художник ставил перед собой задачу создания её цветового образа.

Картина «Париж. Бульвар Капуцинок» исполнена в 1911 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. Коровин написал картину энергичными, сильными, уверенными мазками. Хотя он не уделяет особого внимания мелким деталям, они возникают в воображении зрителя. Колорит, выполненный в оттенках серого, зелёного, голубого, красного, оживляет картину. Перед зрителем бурлит и кипит жизнь парижского бульвара.

Когда смотришь на картину с близкого расстояния, создаётся впечатление, что ты видишь палитру художника. Свою целостность картина приобретает, стоит только посмотреть на неё издалека. Постепенно приближаясь к ней, не сводя глаз, вы обязательно окажитесь в гуще событий, происходящих на полотне.

Картина «Розы и фиалки» написана в 1912 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1910-х годах мастер увлекался натюрмортами с цветами, в которых воплотились его новаторские поиски в области театральной декорации.

На картине, на фоне открытого окна с видом на вечерний парижский бульвар – натюрморт с розами, маленьким букетом фиалок, ярким апельсином, сахарницей и кофейником. Этот натюрморт освещён изнутри комнаты, что делает его неестественно ярким, а на улице только свет фонарей, их призрачное мерцание. Игра света, преображающая реальность прекрасно передана художником.

Шедевр Коровина К.А. – картина «Зимой»

Картина «Зимой» исполнена в 1894 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. Этюд «Зимой» стал программным для целого направления в русском пейзаже (достаточно заметить, что этим неприхотливым мотивом с запряженной в сани лошадкой, его колористической интонацией в ближайшие годы воспользовались И. И. Левитан и В. А. Серов).

Этот пейзаж олицетворяет любовь к родной природе. В сущности это обычный зимний пейзаж. Со двора старого бревенчатого дома приготовился выехать в санях крестьянин. Ворота уже открыты, лошадь было двинулась, да хозяин что-то забыл, вернулся в дом, даже дверь за собой не закрыл. На заднем плане картины простирается безбрежная даль полей и лесов. Картина выполнена в мягком колорите серо-голубых и сиренево-серых красок со множеством тёплых и холодных оттенков. Рельефные мазки передают и фактуру снежной корки, и влажность зимнего воздуха.

Коровин, как и его учитель А.К. Саврасов, поэтизирует русскую природу, создаёт лирический пейзаж северной природы. На картине мы видим поэзию пасмурного дня, понурую лошадку, стоящую в ожидании.

  • Портрет хористки

  • Париж. Бульвар Капуцинок

  • Розы и фиалки

  • Зимой

  • Христос беседует с Некодимом

  • У балкона. Испанки Леонора и Ампара

  • Мальвы Саратовской губернии

  • На даче

  • На Сенежском озере

  • Настурции

  • Осень. На мосту

Валентин Серов. Портрет К. Коровина. 1891 г. , Москва.

Перед нами портрет Константина Алексеевича Коровина. Его написал . В весьма необычной для себя манере.

Посмотрите на руку художника, ту, что лежит на полосатой подушке. Пара мазков. Да и все остальное, кроме лица, написано в манере самого Коровина.

Так Серов то ли пошутил, то ли, наоборот, выразил восхищение стилем Коровинской живописи.

Константин Коровин (1861-1939 гг.) для многих менее знаком, чем скажем , или .

А ведь именно этот художник привнёс в русское изобразительное искусство совершенно новую эстетику – эстетику .

И мало того, что привнёс. Он был самым последовательным русским импрессионистом.

Да, мы можем увидеть у других русских художников период увлечения импрессионизмом. У того же Серова и даже Репина (убежденного реалиста между прочим).

Репин И.Е. Портрет Нади Репиной. 1881 г.

Но лишь Коровин был верным поклонником импрессионизма всю жизнь. Причем очень интересен его путь прихода к этому стилю.

Как Коровин стал импрессионистом

Если вы не знаете биографии Коровина, то наверняка подумаете: “Понятно, художник побывал в Париже, проникся французским импрессионизмом и привёз его в Россию”.

Удивительно, но это не так. Первые его работы в импрессионистском стиле были созданы за несколько лет до поездки во Францию.

Вот одна из первых его подобных работ, которой сам Коровин очень гордился. “Хористка”.


Константин Коровин. Хористка. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея

Некрасивая девушка написана на открытом воздухе. Как и полагается всем импрессионистам. Различимые, не спрятанные мазки. Небрежность и непринужденность письма.

Даже поза девушки импрессионистская – расслабленная, она немного завалилась назад. Долго позировать в такой позе тяжело. Только истинный импрессинист напишет ее быстро, минут за 10-15, чтобы модель не устала.

Но тут не все так просто. Обратите внимание, что подпись и дата отличаются друг от друга. Искусствоведы всегда сомневались, что Коровин мог создать такой шедевр в 1883 году. То есть в 22 года!

И предполагают, что художник намеренно вводит нас в заблуждение, проставив более раннюю дату. Тем самым “застолбив” за собой право называться первым русским импрессинистом. Который стал создавать подобные работы задолго до экспериментов своих коллег.

Даже если это так, факт остаётся фактом: свои первые работы в стиле импрессионизма Коровин создал до поездки во Францию.

Счастливчик с непростой судьбой

Друзья Коровина всегда восхищались «лёгкостью» художника. Он всегда был в хорошем настроении, много шутил, обладал компанейским характером.

«У этого человека всё хорошо» – думали окружающие… И так сильно заблуждались.

Ведь жизнь мастера состояла не только из творческих побед, а ещё и череды настоящих трагедий. Первая из которых разразилась ещё в детстве – из купеческого богатого дома обнищавшие Коровины переехали в простую деревенскую избу.

Отец Константина Алексеевича так и не смог пережить этого и покончил собой, когда художнику было 20 лет.

В семье Коровина страсть к изобразительному искусству приветствовали – здесь все неплохо рисовали. И поэтому поступление юноши в 1875 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества выглядело вполне логичным.

Первым его учителем здесь был Алексей Саврасов. Причем очень даже лояльным учителем. Он совершенно не препятствовал экспериментам своего ученика. Даже когда тот написал “Речку в Меньшове”.


Константин Коровин. Речка в Меньшове. 1885 г. Государственный музей-заповедник Поленова, Тульская область

Широкое пространство, свет, разливающийся по полотну и … ни одной чёткой линии. Никакой повествовательности – лишь настроение.

Это было очень необычно для русской живописи того времени. Ведь “балом правили” реалисты – передвижники. Когда детализация, выверенный рисунок и понятный сюжет были основой всех основ.

Тот же Саврасов писал очень реалистично, дотошно выписывая каждую деталь. Вспомните хотя бы его знаменитых


Алексей Саврасов. Грачи прилетели (фрагмент). 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Но никаких гонений на Коровина не было. Просто его работы воспринимали, как этюдность, намеренную незавершённость. Которая вполне может нравится публике.


Константин Коровин. Морской берег в Дьеппе. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Коровин и театр

Большинство работ Коровина – импрессионистские. Однако он пробовал себя и в ещё одном стиле.

В 1885 году Коровин знакомится с Саввой Мамонтовым, и тот приглашает его оформлять спектакли. Сценография, конечно, отразится и на его живописи.

Так на его знаменитой картине «Северная идиллия» можно заметить, что фигуры героев лишены трёхмерности. Они как часть плоской декорации, вписанные в широкий объёмный пейзаж.


Константин Коровин. Северная идиллия. 1986 г. , Москва

“Северная идиллия”, конечно, шедевр. Который создан под влиянием работы в театре.

Однако Александр Бенуа (историк искусства) считал, что Коровин растрачивает свой талант на второстепенные работы в виде театральных декораций. Что ему было бы лучше сосредоточиться на своём неповторимом стиле.

Личная жизнь русского импрессиониста

А что с личной жизнью у Коровина? Всю жизнь он был женат на Анне Фидлер. Ее можно увидеть на картине «Бумажные фонари». Но историю их семейной жизни нельзя назвать счастливой.

Константин Коровин. Бумажные фонари. 1896 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первый их ребёнок умер ещё в младенчестве, а второй мальчик в 16 лет стал калекой. Попав под трамвай, он лишился обеих ног.

С этих пор вся жизнь Алексея Константиновича (а он тоже был художником) представляла собой череду депрессий и попыток суицида. Последняя из которых, уже после смерти отца, достигла цели.

Всю жизнь Коровин выбивался из сил, чтобы обеспечить лечение сына и жены (она страдала грудной жабой). Поэтому никогда не отказывался от второстепенных работ: дизайн обоев, оформление вывесок и прочее.

Как вспоминали его друзья, он работал без передыху изо дня в день. Удивительно, как он успевал ещё и шедевры создавать.

Лучшие шедевры

Коровин любил гостить на даче в Жуковке у художника Поленова.

Здесь появилась замечательная работа «За чайным столом», где мы можем увидеть членов семьи Поленовых и их друзей.


Константин Коровин. За чайным столом. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Посмотрите, насколько здесь все по-импрессионистски. Мы видим справа пустой отодвинутый стул. Будто художник встал и тут же запечатлел происходящее. А сидящие даже не обратили на это внимания. Они заняты своими делами и разговорами. Слева “кадр” и вовсе обрезан, как на фото, сделанной в спешке.

Никакого позирования. Лишь мгновение жизни, выхваченное и увековеченное художником.

Полотно «В лодке» написано там же, в Жуковке. На картине – художник Поленов и сестра его жены Мария Якунченкова, тоже художница.

Это уникальный пример изображения единства человека и природы. Картину можно рассматривать бесконечно, ощущая неспешное движение воды и шелест листьев.


Константин Коровин. В лодке. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Большим другом Коровина был Фёдор Шаляпин. Мастер написал удивительный портрет великого оперного баса.

Конечно, Шаляпину очень к лицу импрессионизм. Его жизнерадостный и энергичный характер этот стиль передаёт как нельзя лучше.


Константин Коровин. Портрет Шаляпина. 1911 г.

Константин Алексеевич много путешествовал по Европе вместе с труппой Мамонтова. Здесь он находил новые необычные сюжеты.

Чего только стоят его «Испанки Леонора и Ампара». Изобразив двух девушек у балкона, он смог передать всю национальную суть Испании. Любовь к яркому и … чёрному. Открытость и … скромность.

И здесь Коровин вполне себе импрессионист. Он сумел остановить мгновение, когда одна из девушек покачнулась и опёрлась на плечо подруги. Этакая неустойчивость делает их живыми и непринужденными.

Константин Коровин. У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Париж по-русски


Константин Коровин. Парижское кафе. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Коровин писал Париж самозабвенно. Так, что и не каждому французскому художнику удавалось.

Мазки его словно попадают в вихрь, образуя красочную массу. В которой мы еле различаем фигуры, тени, окна домов.

Буквально один шаг до абстракции, чистых эмоций без примеси реального мира.


Константин Коровин. Париж. 1907 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Посмотрите, насколько по-разному бульвар Капуцинок написали Клод Моне и Коровин. Особенно различны цветовые решения. Моне – это сдержанность, спокойствие. Коровин – смелость, яркость.

Вконтакте

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ КОРОВИН КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ (1861-1939) ЧАСТЬ2

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ КОРОВИН КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ (1861-1939), ЧАСТЬ3

"О Коровине не раз уже высказывалось мнение, будто бы живопись его - подражание новейшим французским импрессионистам, но если мы внимательнее посмотрим на те стороны, где он выразил свои индивидуальные особенности, то увидим, что сближение это несколько поверхностно. Колорит, гармония тонов, именно те стороны, которые господин Коровин берет за основу своих произведений, весьма резко отличаются от современного французского импрессионизма. Этот последний характеризуется светом и довольно яркой гаммой красок. Живопись же господина Коровина отличается темной, едва окрашенной гаммой, которая составляет его исключительную особенность." (Н.Досекин, художник)

Русский художник. Родился в Москве 23 ноября (5 декабря) 1861 в семье купца-старовера. Получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875-1886) (под руководством А.К.Саврасова и В.Д.Поленова) и петербургской Академии художеств (1882). Много путешествовал (Кавказ, Крым, север России, Средняя Азия, Западная Европа). Был членом объединений "Мир искусства" и "Союз русских художников".

В ранней живописи мастера проступают черты символизма и модерна ("У балкона. Испанки Леонора и Ампара"; "Северная идиллия"; обе работы 1886). С годами в его искусстве возобладали красочные импровизации, динамически-подвижная, чувственная игра мазков, в равной мере характерная для пейзажей (северные, парижские, среднерусские, крымские мотивы), натюрмортов (типичные коровинские "розы") и портретов ("Ф.И.Шаляпин", 1911, ГРМ). Органическое чувство мира как красочного спектакля нашло выражение в его оформительских проектах (павильоны на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, 1896, Всемирной выставке в Париже, 1900) и театральных работах (для Мариинского и Александринского театров в Петербурге, Большого театра в Москве; 1901-1911). Зарекомендовал себя также как выдающийся педагог (в 1901-1919 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества и в Свободных художественных мастерских).

Выехав в 1923 за границу, поселился в Париже. Активно работал как живописец и сценограф. В эмиграции расцвел его талант писателя-мемуариста (обычно печатался в газете "Возрождение").


Автопортрет. 1938
Холст, масло. 60x49.5 см.
,
Санкт-Петербург.

Яркой выразительности исполнен последний Автопортрет художника (1938). По глубине выраженных чувств, по уверенной лепке головы нельзя сказать, что это произведение написано тяжело больным человеком. Но лишения и страдания сказываются в какой-то настороженности, прочитывающейся при внимательном вглядывании в лицо, в котором проступает что-то рембрандтовское. А в следующем 1939 году Коровин внезапно скончался на улице от сердечного приступа.
Умер Коровин в Париже 11 сентября 1939.

КОНСТАНТИН КОРОВИН РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ

С именем Коровина связано становление в русской живописи импрессионизма - течения, которое зародилось во Франции и широко распространилось в европейском искусстве последней четверти XIX века.

Коровинский "Портрет хористки", 1883 считается едва ли не первым произведением русского импрессионизма.


«Портрет хористки»
1883
Холст, масло 53,2 x 41,2
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Именно Поленов много сделал для формирования будущего художника. На склоне лет Коровин вспоминал: "Поленов так заинтересовал школу и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения. Он первый стал говорить о чистой живописи, как написано, говорил о разнообразии красок". Влияние нового педагога и привезенной им с Востока серии этюдов 1881-1882 годов несомненно ощутимо в неожиданном для Московского училища и отечественной живописи тех лет "Портрете хористки" (1883) с его ясной гармонией чистых красок. Юный художник блестяще решил задачу изображения человеческой фигуры в живой и изменчивой световоздушной среде. Свою, возможно, случайную модель – некрасивую молодую женщину в чуть нелепой шляпке, с веером в руке – он запечатлел на террасе, на фоне залитого солнцем общественного сада.

Картина казалась столь неожиданно новой по исполнению и непонятной по задачам ("Девушка, освещенная солнцем" Серова появится только пять лет спустя), что Поленов, судя по авторской надписи на обороте холста, даже посоветовал питомцу не выставлять ее. Интересно, что одновременно в мастерской того же педагога появились и пейзажи Левитана "Первая зелень. Май" (1883), "Мостик. Саввинская слобода" (1884), как и "Портрет хористки", являющиеся ранними образцами импрессионизма в русской живописи. Странным образом коровинская хористка оказалась сродни женским портретам Огюста Ренуара.



Осень (Осенью). 1888-1891. Х., м. 175х132.
Нижегородский государственный художественный музей
Нижний Новгород


В лодке. 1888

Принципы импрессионистического построения композиции выступают и в работе В лодке (1888), где Коровин изобразил себя и Марию Якунчикову. Срезанная рамами лодка поставлена по диагонали. Фигуры на ней посажены асимметрично. Благодаря этому передано ощущение неустойчивости, медленного покачивания лодки на воде. Пленэрная живопись этого произведения помогает живописцу создать обобщенный образ лета.


Весна. 1917


«Портрет Татьяны Спиридоновны Любатович»
1880г.
Холст, масло 160 x 84
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889

Картина У балкона. Испанки Леонора и Ампара - одна из лучших в творческом наследии Коровина. Удивительно гармоничная в своем неброском колористическом решении, естественная в композиционном построении, она не раз присутствовала на российских и международных выставках. Именно ею Коровин дебютировал как экспонент на XVII выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Петербурге; одна из золотых медалей на Всемирной Парижской выставке 1900 года была получена именно за это небольшое произведение. И недаром эту картину у художника приобрел Савва Мамонтов.
По всей вероятности, работа была начата в Испании в 1888 году и заканчивалась в Москве в 1889.


Летом. 1895

Гармония человека и окружающего его мира, нераздельность их существования – вот что выражено и в На даче, и в Девушке на пороге, и, может быть, особенно ярко в картине Летом.

Женщина в белом платье вдыхает аромат ярко освещенной солнцем сирени. Куст написан очень сочно, широким подвижным мазком, так что зритель тоже как будто ощущает его дыхание, аромат цветов. Но так же широко пишется и человеческая фигура. Мазки, которыми написаны платье, руки, лицо женщины нарушают контур фигуры, связывая ее с зеленой купой кустов.


Бумажные фонари. 1898

В картине Бумажные фонари (1895) вместо тонких цветовых созвучий зритель видит звонкие красочные аккорды, контрастные колористические сочетания. Художник изобразил молодую девушку в ярко-красной кофте (это будущая жена Коровина, Анна Яковлевна Фидлер), зажигающую пестрые китайские бумажные фонари. Голубые, малиново-розовые, они вместе с красным пятном кофты, с темной зеленью на заднем плане очень интенсивны по цвету. Гармония оттенков, столь характерная для работ Коровина этого времени, сменяется в Бумажных фонарях намеренным контрастным противопоставлением различных цветов. Контрастно и сочетание искусственного света зажженного фонаря, который держит девушка, с освещением летних сумерек. В целом образ приобрел броскую декоративность, напряженность.


Осень. 1917

В полотне Москворецкий мост все написано цветными пятнами - и люди на мосту, и трамвай, и архитектура с выделяющейся своей белизной колокольней и собором Василия Блаженного. В картине, сохраняя вид на изображенное сверху, а также несколько разбеленную колористическую гамму, мастер вводит фрагмент Кремлевского ансамбля слева, четко намечая масштаб башен, спускающихся к Москве-реке. Очень определенно по рисунку трактуется трамвай, проходящий по мосту, но люди, идущие вдоль перил, даны обобщенно, пятнами. Хорошо читаются конструктивные особенности всех архитектурных сооружений, включая лепящиеся друг к другу типичные старомосковские домики с разноцветными вывесками, вносящими многоголосье цвета в общий несколько разбеленный, чтобы передать жаркое летнее солнце, колорит произведения.
Может быть, рядом с другими произведениями Коровина Москворецкий мост выглядит более сухим по живописи, но, благодаря строго выверенному композиционному решению с пустым передним планом и сплошной застройкой дальнего берега, нам открывается широкая перспектива московских строений, над которыми возвышаются ритмически организованные памятники древней архитектуры.


Зимние сумерки


«За чайным столом»
1888
Холст на картоне, масло 60,5 x 48,5
Дом-музей В. Д. Поленова



Зимнее солнышко. 1919


Дама в кресле. 1917


Портрет З.Н.Перцевой. 1921

КОНСТАНТИН КОРОВИН, РУССКИЙ ЮГ- Гурзуф, Краснокаменка, Алупка, Севастополь, Крым.

Картины Коровина - это всегда праздник, всегда открытие. Будничные, привычные, знакомые всем мотивы - морской берег, улицы старого города, лошаденка около бревенчатого сарая или натюрморт из рыбы и фруктов, ночная улица или девушка в саду - преображаются ярким и интенсивным переживанием художника.

Коровин не описывает жизнь, а творит цельный образ ее, увиденный и возникший в цвете, свете, во всей его жизненной трепетности.
Будучи фанатически привержен натуре, он мог мастерски написать полный жизни и темперамента этюд за один-два часа, а мог неделями мучиться и искать верный тон какой-либо тени от фонаря, без которого жизнь словно уходила из этюда. «Сама красота зависит от правды в живописи» - этому убеждению он остался верным до конца.


В Краснокаменке под Гурзуфом


«Гурзуф»
1914
Холст, масло. 89 x 121 см
Государственный Русский музей


Гурзуф. Корзина фруктов. 1916


На берегу моря в Крыму. 1909 Этюд


Алупка. 1912


«Пристань в Гурзуфе»
1914г.
Холст, масло 89 х 121
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«На берегу Черного моря»
Холст, масло
Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого


На юге. 1906


Севастополь зимой. 1916


Севастопольский базар. 1915


Ялта ночью. 1905


На берегу моря. 1910


Кафе в Ялте. 1905


Гурзуф2. 1915


Дорога в южном городе. 1908


Балкон в Крыму. 1910

КОНСТАНТИН КОРОВИН. НАТЮРМОРТ

Новой областью увлечений Коровина в 1910-е годы стал натюрморт
Мастер изображает букеты у окна, за которым видны огни ночного Парижа. Их рефлексы мерцают на серебряном подносе, на позолоченной посуде, стоящей рядом с цветами. Посредством этих рефлексов живописец объединяет предметы натюрморта с большим миром, словно говоря нам, что они являются его частью, собирающей, как в фокусе, все самое прекрасное и поэтическое из окружающей нас жизни. Как квинтэссенция всей красоты действительности воспринимаются темно-красные розы, глубина звучания цвета которых подчеркнута контрастом с металлическим поблескиванием серебряных и золоченых предметов.

Холодок металла позволяет еще глубже ощутить живое дыхание цветов, написанных с той чувственной полнотой, которая захватывает зрителя в лучших полотнах Коровина.

Он знаменитый художник, любимец публики, весельчак, балагур или человек с непростой судьбой, переживший предательство, обманы, трагический уход близких, жестокие разочарования, острую нужду, вынужденную эмиграцию? И то и другое, но как бы не было скверно и больно, художник Коровин всегда писал картины, наполненные светом, нежностью и любовью. Его называют Моцартом в живописи и первым российским импрессионистом.

Будущий русский художник Константин Алексеевич Коровин родился в 1861 году в Москве в доме своего деда, купца первой гильдии Михаила Емельяновича. Дед происходил из семьи крестьян старообрядцев, был напорист, трудолюбив, занимался доходным в те времена извозом, обслуживая почтовый путь из Москвы в Новгород. Технический прогресс спутал планы и разорил семью: с появлением железной дороги в России дело, начатое ещё прадедом художника, стало ненужным.

Художник Коровин. Биография. Семья. Родители

В своей книге воспоминаний уже пожилой Коровин напишет об этом дивном доме в центре Москвы с прекрасным большим садом, потайной деревянной калиткой, затерявшейся в глубине двора.

Дар предпринимательства - удел немногих. Алексей Михайлович Коровин, отец живописца, им не обладал. По профессии юрист, человек интеллигентный, образованный, любящий и ценящий искусство, не смог удержать и закрепить унаследованное богатство, быстро разорился. Лишения, чёрные дни беспросветной бедности угнетали, в конце концов, дух его был сломлен, и он покончил с собой.

Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из дворян. Она рисовала акварели, играла на арфе, охотно занималась детьми, прививала им любовь к линии и образам.

Первые учителя

В 14 лет Константин принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там учится его брат, Сергей Коровин, художник. Впоследствии оба будут преподавать в этом училище. Старший, Сергей, рисовал, следуя традициям передвижников. Младший - станет новатором. А пока он влюблён в преподавателя, великого Саврасова, автора известной работы «Грачи прилетели», человека кроткого, вдумчивого, мягкого. Саврасов считал: пейзаж нужно оживить духом романтики, настроения, чтобы картина «дышала» природой. «Ранняя весна» (1870 г.) Коровина написана под влиянием учителя, простой русский пейзаж выписан со щемящим ощущением тайной мистической сути родной природы.

Поленов: наставник, друг, единомышленник

Саврасова сменил Поленов, человек другого склада и мироощущения. Коровин и его друг Левитан внимательно прислушиваются к учителю, знакомятся с его палестинскими работами. Пейзаж в то время воспринимался как явление второстепенное, «жанристы» с пренебрежением относились к «пейзажистам», отдавая предпочтения полотнам «с оттенком мировой скорби».

"Я не знаю, что такое импрессионизм"

Именно Поленов первым назвал Коровина импрессионистом. Молодой живописец был удивлён. Сказал, что ничего об импрессионизме не знает. Поленов ввёл ученика в общество мецената Саввы Мамонтова. В усадьбе Мамонтова, Абрамцево, собирался цвет русской культуры того времени. Лето 1888 года Коровин (художник еще только начинающий) проводит в имении наставника Жуковка, где пишет работы «Настурция», «За чайным столом», «В лодке», наполненные воздухом и ощущением счастья. В них - отражение спокойствия и размеренности дачной жизни, где книги, чаепития, неспешные интеллектуальные беседы.

«Портрет хористки» (1887 год)

Полотно под тривиальным названием вызвало шквал неодобрения. Не красавица, на лице девушки печать болезни, рассеянный взгляд. Но лёгкость сочетания голубого и жёлтого цветов, полное слияние натуры с бликами, растениями фона, поражает. Позже работу назовут предвестником российского импрессионизма. На обороте картины пространная уточняющая надпись, сделанная рукойавтора: написана в Харькове, на балконе здания городского сада. Поленов рекомендовал её не выставлять. Она точно никому не понравится. Дата создания ставится неверно, поэтому в литературе о портрете встречаются два варианта года создания: 1883 и 1887. Исследователи считают правильным второй.

Савва Мамонтов, меценат, умеющий предвидеть

Коровин - художник, который немыслим без участия Мамонтова. Именно он разглядел, поверил и поручил ему оформление спектаклей своего Русского частного театра, раскрыл театрально-декорационный, монументально-оформительский талант живописца. За несколько лет блестяще оформлено десятки спектаклей. Успех настолько велик, что Дирекция Императорских Театров предлагает живописцу возглавить декорационную мастерскую. Это признание. Сцена приносит основной доход, обеспечивает семью. К картинам публика относится настороженно, слишком необычны они на фоне бытующей социальной и религиозной тематики в живописи.

Начало века и фортуна

В 1890 году очередная творческая победа. За оформление русской экспозиции на Всемирной выставке в Париже Коровин - художник, который удостоен 2 золотых, 7 серебряных медалей и ордена Почётного легиона Франции. Уже через год он и Серов принимают предложение преподавать в художественном училище, одном из лучших учебных заведений России. Выдающийся российский портретист, («Девочка с персиками») напишет портрет художника Коровина.

Любимые друзья. "Коров и Серовин"

В кружке Мамонтова их шутливо называли «Коров и Серовин». Они были неразлучны и совершенно не похожи друг на друга. Серов - аккуратный и подтянутый, последовательный в убеждениях, угрюмый с виду. Коровин - небрежный, шутник, весельчак, панически боится конфликтов. Он метался между членами официального Союза художников и представителями "Мира искусства", но никогда, ни те ни другие на него не обижались.

Серов долгое время жил в мастерской друга, к компании присоединяется Врубель. Это было время молодого веселья, споров об искусстве, пирушек, вечного безденежья. Они все покинут этот мир раньше. В 1911 году Константин Коровин (художник тяжело переживал потерю друзей) напишет, что со смертью Серова ушла единственная оставшаяся надежда духовной поддержки. Сначала Врубель, Левитан, а теперь и последний друг молодых лет.

Савва Мамонтов и путешествие на Север

Семья Саввы Мамонтова занималась строительством железных дорог в России и принялась за освоение Севера, прокладывая железную магистраль от Вологды до Архангельска. Он предлагает друзьям путешествие по Белому морю, Кольскому полуострову, затем отправиться в Швецию и Норвегию. На основе впечатлений Коровин (художник с удовольствием принял приглашение) будет оформлять Нижегородскую Всероссийскую промышленную выставку. Предложение пришлось кстати. Живописец недавно вернулся из Франции, растерян, в новых поисках себя. Летом 1894 года Коровин и Серов едут на два месяца знакомиться с русским Севером. В лаконизме северной природы Коровин (художник был очень рад путешествию) вновь обретает уверенность.

Картины северного цикла

Рождается северный цикл великолепных работ. Весь маршрут, радость соприкосновения с холодной торжественной красотой, наблюдение быта северян воплощены в них.Интересны сами названия работ, отражающие легенды, местную топонимику и смену времён года: «Сентябрь в Печенеге», «Ручей св. Трифона», «Зима в Лапландии», «Гавань в Норвегии».

Драмы и радости личной жизни

Он знакомится с Анной Яковлевной Финдлер у Мамонтова, в Русской частной опере. Он молод, она хористка из Харькова, жили тайно, обвенчались, когда родился сын Алексей. Многие полагают: брак случайный. Первый ребёнок умер ещё младенцем, сказалась острая нехватка денег на лекарства, пропитание. Он чувствовал вину, не бросал жену.

В это время приобретается участок у реки Нерль в Охотино, строится дом. Рядом живёт Фёдор Шаляпин, с которым связано более 40 лет дружбы. 1900 - покупка дачи в Гурзуфе. Теперь жизнь протекает между Москвой, Петербургом, Крымом, Европой и деревней.

В 1908 году умирает брат Сергей. Сильное потрясение заканчивается нервным расстройством.

Сын Алексей подростком попал под трамвай, остался без ног, страдал манией преследования. На чужбине жили все вместе. Случалось, поднимал руку на отца, обвинял в малых заработках. Русский художник Константин Алексеевич Коровин, кавалер французского почитаемого ордена, заброшен и никому не нужен на чужбине.

Коровин и Шаляпин

Они познакомились в Нижнем Новгороде на промышленной выставке. Русский художник Коровин и легендарный оперный исполнитель с первых минут почувствуют симпатию друг к другу. Скрепили дружбы общие вкусы, охота, рыболовство, дачный досуг. Они делали общее дело. Декорации художника создавали особый эмоциональный настрой, импонировавший артисту. Обсуждали костюмы, грим образов. Когда в 1918 опечатали мастерскую художника в Охотино, с красками, мольбертом, холстами, Коровин просит друга обратиться к Луначарскому и помочь. Певец вступается за приятеля. В Париже они часто встречаются. Шаляпин устраивает друга художником в русскую оперу, но постепенно они отдаляются. Это и понятно. Шаляпин - всемирно признанный оперный певец, Коровин - художник в изгнании. Вдали от родины они уже не такие, как прежде: Шаляпин растерял свою могучую радость, привлекавшую современников, Коровин - утратил оптимизм. К тому же терзают унижения бедности, боязнь, что друг заподозрит его в желании взять взаймы. И только многочисленные портреты, звонкие, радостные - память об их долгой 40-летней дружбе.

Париж

В столицу Франции он впервые приехал 26-летним и был поражён. Всё, за что его ругали дома, давно расцвело здесь яркими красками. И он понял: прав, прав, тысячу раз прав. Никто его больше с пути не собьёт. Он пишет Париж в каждый приезд. Вот бы запечатлеть его звук и цвет мгновенно, в одном аккорде. Он пишет город в ранних сумерках, утренней дымке, где зыбкость очертаний, переменчивость расходящихся пятен не задерживается на мазке, спешит запечатлеть эмоцию. И в этой убегающей незавершённости пронзительная сила колориста Коровина. Его работы пахнут, излучают свет и радость бытия. Он не знает, что в этот город приедет умирать, хочет вернуться домой, в Россию, где печален пейзаж, медленно струится свет, как бы проникая сквозь предметы.

Поначалу пробует перетерпеть и приспособиться: служит в комиссии, занимающейся охраной памятников искусства и старины, оформляет спектакли в театрах. Лучше не становилось, их «уплотнили», имение в Охотино отобрали, началась травля в прессе. В 1922 году живописец принёс работы в Третьяковскую галерею. Ему сказали, что для пролетарского государства они ценности не представляют. Нарком просвещения А. Луначарский советует эмигрировать. Художник Константин Коровин, картины которого теперь не нужны, покидает Россию.

Последнее парижское путешествие

Семья сливается с безликим потоком бежавших из революционной России людей. В Париже их было много: голодных, бездомных, потерявших состояние, без почвы под ногами. На родинеживописец оставил на хранение работы. Человек навсегда исчез с деньгами. Обещанное место художника-декоратора в престижном французском театре его не ждало, обдирали и жуликоватые агенты. Он работал много и усердно, но не отступал. Стал слепнуть, взялся за перо писать. Коровин - художник, биография которого будет интересна следующим поколениям. Надо написать о людях, которые были духом эпохи.

Константин Коровин - художник, который оставил потомкам мастерски написанные воспоминания и рассказы. В 1939 году во время первых бомбёжек Парижа он случайно оказался на улице. Сердце не выдержало, упал и тотчас умер. Хоронили его, словно бездомного.

Эпилог. Коровин (художник) - картины с названиями

Его считали легкомысленным, картины грубыми и недописанными, но именно в незавершённости, отрывистости, некой фрагментарности секрет их лёгкости, прозрачности. Современники больше воспринимали его оформительский дар. Это не так. Творчество Коровина-художника многогранно и разнообразно. Только список названий его самых известных картин занял бы страницы. Среди них «Парижский бульвар ночью», «Старый монастырь», «В лодке», «У балкона» и много, много других.