Свобода или воспитание: что делать, если ребенок не слушается. Непослушный ребенок. Как вести себя, если ребенок не слушается?

118

Дети по мере своего взросления нередко испытывают родителей на прочность. И этот период достаточно тяжело дается как самим малышам, так и мамам с папами. Особенно ярко непослушание проявляется, когда детям исполняется 3 года. В этот период у них начинается прощупывание границ, и ребенок попросту не слушается родителей – причем маму не слушается чаще. Естественно, на этом фоне у них возникает вопрос: как заставить ребенка слушаться.

По каким причинам малыш в 3 года непослушный

3 года – это кризисный период в жизни крохи. Он начинает делать все наоборот, становится крайне капризным и вредным. Нередки ситуации, когда у родителей попросту начинается неровное истощение на фоне постоянных криков и истерик. Характеризуется такой период тем, что малыш становится самостоятельным и пытается найти границы дозволенного. При этом у него возникает желание в 3 года начать отстаивать свое я.

Как уверяют психологи, ребенок в 3 года имеет страстное желание перекраивать мир под себя. А так как механизмы управления еще не отлажены и даже не знакомы, остается только один вариант – вредность. Поэтому он и не слушается. Для родителей же возраст ребенка 3 года ознаменовывается одним – как научить ребенка слушаться.


Нередко вредность малыша в 3 года становится причиной того, что он еще не может говорить, поэтому он начинает предъявлять свои желания таким образом и пытается достучаться до родителей, поэтому начинает привлекать их внимание таким способом. И тут маме и папе следует работать на опережение и заняться активным развитием речь малыша.

Какие запреты можно применять для ребенка

Малыш растет и естественным образом хочет доказать всем, что он уже многое может и умеет. Задача родителей в 3 года не сломить маленького человечка, а поддержать в нем стремление к самостоятельности. И если он не слушается, не стоит начинать впадать в истерику и использовать различные методы воздействия на ребенка. Важно понять все те причины, что заставляют его вредничать, и построить всю систему общения и воспитания ребенка, чтобы не возникало вопроса: как заставить ребенка слушаться. Заставить его невозможно.

Кроха в 3 года еще недостаточно хорошо понимает, что можно, а что нет. Поэтому для родителей принципиально важный момент – научить его и закрепить в памяти, какие действия можно совершать, а какие нет. Дети в этом возрасте учатся запоминать правила, а значит такой вариант самый лучший, чтобы обучить их, что допускается, а что нельзя. Однако для родителей должно быть важно не передавить с запретами. Так, например, специалисты рекомендуют не устраивать слишком много нельзя, а использовать их только в жизненно важных ситуациях, например, говоря, что не стоит засовывать пальцы в розетку или играть на дороге. Если же часто запрещать ребенку все, даже такие приятные мелочи, как поваляться в листве в парке и т.д., легко можно полностью лишить его интереса к любой познавательной деятельности.

Все используемые запреты обязательно должны быть сформулированы лаконично. Если родитель начнет произносить целое предложение, а то и монолог, ребенок попросту не станет его слушать и не усвоит информацию.

Как быть в такой ситуации

Психологи говорят, что для родителей должно быть важно, как научить ребенка слушаться. Причем ключевое слово здесь научить. Ведь если ребенок не слушается папу с мамой, он вряд ли будет делать что-то по принуждению.

В первую очередь, родителям следует выработать единую линию и модель поведения. Если один что-то разрешает ил запрещает, второй не должен ему противоречить. Трехлетний малыш очень быстро считывает такие разногласия и потом начинает манипулировать родителями, добиваясь своих целей. Такой путь ведет в никуда. Ведь ребенок учится хитрить, а родители начнут все чаще ругаться. Кроме того, из-за несогласованности действий у малыша не сформируются четкие границы. Из-за этого он не сможет четко усвоить, что ему допускается делать, а что категорически запрещено.

Естественно, не стоит опираться и на грубую физическую силу. С ребенком в возрасте 3 лет обязательно нужно обращаться мягко и заботливо. Ведь ему тоже трудно, и он не знает, как справляться с собой. Родители должны ему помочь. Тем более, что мама и папа – люди взрослые и лучше должны владеть собой. Кроме того, физические методы воспитания, типа использования ремня, вряд ли помогут родителям установить теплые и доверительные отношения с крохой.

Также в попытках воспитывать ребенка не стоит переусердствовать и обеспечивать ему тотальный контроль и опеку. Здесь крайне важно действовать аккуратно. Да, в некоторых ситуациях он может набить себе шишек, но ведь ради получения собственного опыта природа и заставляет его в 3 года вредничать и капризничать.



Специалисты нередко советуют использовать игру в качестве отличного метода воспитания. И малыш охотнее откликается на предложение поиграть. Тогда желание вредничать и капризничать у него отпадает. Простым примером может служить игра – кто быстрее оденется или кто быстрее поест. Практика показывает, что крохи очень охотно включаются в процесс. Тут главное – убрать свою лень и включить фантазию.

Чтобы ребенок меньше капризничал, надо давать ему выбор. Или обустраивать ситуацию, как иллюзию выбора. Например, можно спрашивать его: что ты будешь есть – суп или кашу. Главное – правильно формировать этот выбор. Его же не спрашивают – будет ли он есть в принципе. Ему дают возможность выбора между блюдами. Но и такого выбора ему вполне достаточно, чтобы чувствовать себя самостоятельным и важным.

И вообще, как уверяют психологи, слово в воспитании малыша – главный метод. Именно разговорами до него можно достучаться быстрее, чем криками и скандалами. Главное – выбрать верный тон и направление беседы. И тогда маленький нехочуха перестанет вредничать довольно быстро.

Да конечно не всегда, тем более с младенцами. Беспокоиться младенец может по какому угодно поводу. Моего вот заразили в роддоме стафилококом, мне было чем заняться до 8 месяцев, пока разбрались. И всё ж скандал скандалу рознь - когда родители прям орут друг на друга, ну или один орет, да ещё если это часто происходит, то поведение ребенка непредсказуемо меняется. Некоторые замыкаются вообще:((И такая "послушность" может аукнуться в будущем. Я лично сколько видела примеров неуправляемых детей 3-7 лет - это все от безмозглости взрослых. Или скандалят, или дают ребенку больше свободы в том, где он не в состоянии себя контролировать (мультики, псп, компьютер), или не занимаются медицинским обследованием, пытаются "пороть", а там лечить надо. Список не полный, но идея примерно одинаковая.

Мне в этом смысле очень нравится методика светофора, которую я где-то вычитала. Красный свет - то, что ребенку нельзя никогда и ни за что (бить кого-то, к примеру). Этих правил должно быть 3-4. Желтый - то, что при определенных обстоятельствах можно (ну к примеру конфету после обеда или мультик по выходным). Эти правил может быть до 10, иначе ребенок просто собьется с курса. Остальное - зеленый. Предлагалось сесть взрослому и написать. Если в "красной зоне" 10 пунктов - че-то надо править в консерватории. Если в "желтой" - 35, то пора раставлять приоритеты. Мне это очень с свое время помогло. Я, к примеру, хотела, чтоб ребенок меня не бил (были попытки, как сейчас понимаю, от собственного страха и неумения выразить эмоции). Бить не давала. А одежду пачкать - да пожалуйста, хоть уделайся, убрала из красной зоны. Ребенок перестает быть обложенным со всех сторон запретами, и расцветает на глазах - правила должны быть незыблемыми, двигаются с возрастом, а не по желанию мамы на сиюминутный момент. А такое на самом деле бывает редко, вот и выносят детям мозг, а потом пороть сразу.

Да, бывают непослушные дети, мой вот тоже непослушный, я это даже культивирую, потому что собственная послушность очень мешает жить. Но эта непослушность в рамках, заданных родителями.

Ну и насчет вопроса "Всегда ли мы, родители виноваты". Я для себя однажды приняла решение, что да, в таком поведении ребенка виновата я. Мне ЛИЧНО так проще, потому что я вообще по жизни категорична. До этого момента виноват был у меня ребенок - это он какой-то не такой. Однажды я поняла, что ребенок-то нормальный, хороший, его колбасит от моей непоследовательности и неосведомленности. Начала читать, думать над поведением, пробовать "через не могу" разные схемы взаимодействия, взяла на себя ответственность за состояние ребенка и психологический климат в семье. И ребенок сразу это почувствовал, успокоился, понял, что главный в стае. Это именно то, что им нужно в этом возрасте, как мне кажется. Сейчас вот сижу читаю про 7-8 лет,чтоб быть готовой дать столько свободы, сколько он сможет унести и грамотно обставить быт, чтоб минимизировать дискомфорт от взросления и ему, и семье. 24.08.2010 10:42:22,

Казалось бы, вот оно, счастливое время для родителей – малыш уже достаточно самостоятельный и не нуждается в постоянной опеке. Он может сам играть, рисовать, кушать, одеваться, бегает, прыгает, становится интересным собеседником. Но как быть с этими бесконечными, изнуряющими сражениями: «иди спать» – «я буду играть», «пойдём кушать» – «я буду смотреть мультфильм»? И в ответ на любое предложение – категорическое «нет». Вроде уже всё испробовано. Договариваться не получается, попытки заставить – чреваты истерикой, один раз уступив, настоять на своём стало ещё сложнее. Мамы, чьи дети уже перешли трёхлетний рубеж, выслушав рассказ о непослушном малыше, добродушно сообщат: «мы тоже это проходили». Многообещающе прозвучит, что это проходит, но сейчас-то тоже нужно что-то делать! Только понимая причины того, почему ребёнок в 3 года не слушается, можно найти способ стать его другом, прекратив противостояния.

Что делает трёхлетнего ребёнка маленьким упрямцем?

Малыш уже много знает, многому научился. Меняется его отношение к себе, что сказывается на общении со взрослыми. Он уже не беспомощный маленький человечек, он – личность и требует, чтобы окружающие это признавали. Ребёнок об этом не скажет, но непременно даст почувствовать. Как?

  1. Демонстрируя негативизм.

Малыш не станет союзником взрослого, если о его мнении забыли спросить. Ему говорят: «Ложись спать». Но разве может он выполнить такое требование, если у него не поинтересовались, хочет ли он этого. И вот несколько минут назад кроха сидел и всем своим видом показывал «хочу спать», а теперь его главное желание – сделать наоборот, а не то, что от него ожидают.

Есть в подобном поведении и положительный момент: ребёнок взрослеет и уже может отказаться от собственных желаний, отстаивая свою позицию.

  1. Превращаясь в маленького вымогателя.

Должно быть так, и не иначе! И как бы родители не пытались договориться со своим малышом, он не отступит от своего.

«Хочу мультфильм!». А ему: «Давай лучше почитаем или порисуем?». В другой ситуации ребёнок бы с радостью принялся за рисование, но сейчас главное для него – добиться, чтобы сделали, как он хочет. Одержав победу, малыш может сразу же перехотеть смотреть долгожданный мультфильм.

  1. Самоуверенно отстаивая своё право на самостоятельность.

Во многих делах ребёнок действительно в состоянии обойтись без помощи взрослого, но ему нужно делать самому всё, даже если дело ему не по плечу. Родители же, беспокоясь о безопасности (и часто оправданно), могут пытаться пресекать такую его самостоятельность. К примеру, маме сложно спокойно отреагировать на желание трёхлетнего крохи переходить дорогу, отпустив её руку. А он самоуверенно твердит: «Я сам!».

  1. Оспаривая все правила.

Маленькому оппозиционеру не нравится всё, что диктует ему, как вести себя в той или иной ситуации. Он будет сопротивляться необходимости чистить зубы по утрам, возмущаться, собираясь в детский сад. И вообще, что это за «надо» такое, если он может сам решать, как ему поступать?!

Как договориться с трёхлетним малышом?

Непослушание трёхлетки – это тот случай, когда нельзя идти напролом. Нужно проявлять невероятную гибкость, дипломатичность, уважение к чувствам ребёнка. Главная задача – сделать так, чтобы он согласился с требованиями взрослых и принимал свои решения не из чувства протеста.

Справиться с непослушанием трёхлетнего малыша помогут следующие советы:

  • Избегайте принудительных форм обращения.

Ребёнок своим непослушанием заявляет: «взрослые должны считаться с моим мнением». Принуждения противоречат его потребности в признании.

Почувствуйте разницу между фразами «убери игрушки» и «ты сейчас будешь убирать игрушки или после того как покушаешь?». Во втором случае вы предоставляете малышу выбор, подтверждаете его право на самостоятельное принятие решений. В итоге малыш рад, что учли его мнение.

  • Уступайте грамотно.

Если ребёнок настроен таким образом, что на любое предложение у него заранее заготовлено очередное «нет», то уступить нужно так, чтобы в следующий раз он был более сговорчив.

Необходимо всегда объяснять крохе, почему вы ожидаете от него того или иного поступка. Иногда может показаться, что маленький упрямец просто проигнорировал ваши слова. Но именно такого рода разъяснения способны побудить его изменить свою позицию в другой подобной ситуации.

Например, вы говорите, что пора заканчивать прогулку и возвращаться домой, а ребёнок сопротивляется, заявляет: «Не пойду». Можете объяснить, что скоро обед, нужно разогреть еду. Если малыша это не убедило, уступая, скажите: «Хорошо, погуляем ещё немножко, а потом пойдем готовиться к обеду». Малыш почувствует, что его желания важны для вас, и у него уже не будет острой потребности упрямо противостоять в ответ на следующий призыв к завершению прогулки.

  • Если у ребёнка истерика, сохраняйте спокойствие.

Дети быстро усваивают способы манипуляций взрослыми. Конечно, маме сложно отказать ребёнку, который закатывает истерику. Единственное, о чём она думает – поскорее его успокоить.

Первое, что поможет совладать с истерикой крохи – спокойствие мамы. Будьте рядом, заботьтесь, сочувствуйте плачущему малышу, но эмоционально не усиливайте его протест. Повышение голоса, раздражённость – только усугубляют ситуацию. Дайте ребёнку время успокоиться, создав спокойную безопасную обстановку. И лишь потом приступайте к обсуждению его поведения. В разговоре демонстрируйте, что для вас важны его чувства («я понимаю, мы не купили машинку, и ты сердишься»), обосновывайте причину отказа («мы пришли покупать продукты, и у меня не осталось денег на игрушки») и пытайтесь отвлечь («я без тебя не справлюсь, помоги мне выбрать самый вкусный хлеб»).


Нет универсального совета, который подскажет, как справиться с любым капризом трёхлетнего малыша. Но у родителей в арсенале всегда есть то, что поможет крохе преодолеть любые трудности и вырасти самостоятельной, уверенной в себе личностью. Это любовь, забота, понимание и уважение. Проявите внимание к ребёнку, постарайтесь понять, что он пытается сообщить своим непослушанием, и тогда вы найдёте свой способ договариваться с ним.

Что делать, если ребенок не слушается? Животрепещущий вопрос, который мамы (и некоторые папы) обычно набирают в поисковик трясущимися руками, параллельно пытаясь унять дергающийся глаз.

Потому, что дети иногда не слушаются, а родителям бывает очень важно, чтобы слушались. Так важно, что гнев и безысходность просто переполняют. И тогда наступает время для поиска ответа.

Прежде чем начать решать проблему, стоит разобраться, в чем проблема заключается. Типичные проблемы с послушанием могут быть, например, такими:

  1. Ребенок не слушается и подвергает себя опасности. Мать говорит «не лезь под машину», «не трогай нож», «нельзя в море одному». Дитя вырывается и бежит на дорогу, хватает нож или ножницы и так далее. Мать вынуждена постоянно быть начеку, а это выматывает и пугает. Кроме того, это поведение представляет объективную опасность. В 1 год и даже в 2 года такое поведение довольно типично, но в 3 года уже вызывает тревогу.
  2. Ребенок не слушается и протестует. Мать говорит «давай одеваться», «садись за стол, еда готова», «иди чистить зубы». Дитя закатывает истерики и яростно сопротивляется. Мать чувствует себя беспомощной, злится, кричит, устает от бесконечных препирательств и конфликтов. Типичная ситуация для ребенка в 3 года.
  3. Ребенок не слушается и создает неудобства окружающим. Мать говорит «не кричи в самолете», «отстань от дяди». Дитя ведет себя как дитя, навлекает гневные взгляды, замечания и недовольство окружающих. Мать чувствует себя плохой матерью, переживает стыд и неловкость. Обычно к 5-7 годам дети все же осваивают общепринятые правила приличия и вызывают меньше неудовольствия.
  4. Ребенок не слушается и игнорирует взрослых. Мать говорит «давай одеваться, нам пора», «пожалуйста, уберись в комнате». Дитя продолжает играть или лепить из пластилина, или читать книгу, игнорирует просьбы и злится. Мать чувствует обиду, гнев и беспомощность. У детей в 10 лет и старше, в период подросткового кризиса, это весьма распространенная форма протеста.

Это четыре разных примера того, как дети не слушаются родителей, каждый из которых имеет свои психологические причины, и каждый из которых нормален для детей определенного возраста. Это далеко не полный список ситуаций, в которых могут возникнуть проблемы с послушанием, но основные тенденции таковы.

Для каждого из случаев можно подобрать свои воспитательные приемы, более или менее гуманные, которые сделают чадо более послушным. Но до того, как воспитывать непослушного ребенка, важно понять, почему ребенок не слушается.

Что делать с кем?

Быть родителем послушной детки очень удобно. А вот быть родителем несносного маленького чертенка – неудобно, трудно и утомительно. Но по большому счету это психологическая проблема родителей (и других взрослых), а не самого чертенка. С научной точки зрения непослушание в большинстве случаев не является патологией или сколь-нибудь тревожным отклонением от нормальной линии развития.

Родителям нужно соблюдать интересы ребенка при попытках добиться от него послушания. Слишком строгие наказания могут психологически травмировать малыша, и на выходе получится послушный, затравленный, пугливый человек, не способный к активному и адаптивному включению в социальную жизнь.

Но это вовсе не означает, что когда ребенок не слушается – делать ничего не надо. Маме, папе, бабушке и всем остальным все еще неприятно и тяжело справляться с непослушным отроком, даже если у самого отрока при этом все нормально. Кроме того, воспитанный малыш нравится окружающим, а это приятно как для родителей, так и для него самого.

Но имея в виду нормальность происходящего, мы можем более сознательно задавать вопрос «что делать». В любой ситуации с непослушанием есть как минимум двое участников, а значит можно что-то делать с каждым из них. То есть маме (и другим взрослым) стоит в первую очередь решить, хочет ли она изменить поведение ребенка, или достаточно просто снизить градус собственного напряжения по этому поводу.


Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта

Что делать с ребенком?

Иногда «не слушается» — это слишком мягкое выражение для проблемы с поведением. Некоторые дети отказываются подчиняться вообще каким-либо требованиям взрослых, могут вести себя неадекватно своему возрасту. Например, в 2 года малыш не отзывается на свое имя, нападает на других детей, дерется со всеми и по любому поводу и тому подобное. В таком случае родителям рекомендуется обратиться к детскому или семейному психологу за очной консультацией, так как серьезные проблемы с поведением нуждаются в профессиональной коррекции и могут быть признаками психологических нарушений.

Ниже приведены советы психолога родителям тех детей, поведение которых остается в рамках нормы, но по какой-то причине не устраивает родителей. Давайте разберемся, какие же воспитательные меры можно применять в разных случаях непослушания.

Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта

Когда ребенок подвергает себя опасности

Как заставить ребенка слушаться, если его поведение опасно для него или для других? Речь идет о системе жестких правил и границ, которые нельзя пересекать ни в коем случае. Большинство детей, которые бегут на дорогу или тянут руки в костер, просто не понимают, насколько это опасно. Такое поведение характерно для многих детей до трех лет, когда они только начинают активно исследовать мир и узнавать о том, как работает все вокруг.

Человек, только начавший жить, который никогда не сталкивался с реальными угрозами, не в состоянии понять некую абстрактную опасность. Поэтому система абсолютных запретов, которые касаются безопасности, строится на условных рефлексах. То есть, услышав слово «нельзя», «опасно» или «стоп» малыш должен останавливаться рефлекторно и очень быстро – это требует намного меньше времени, чем объяснение конкретной ситуации и возможных последствий, и намного меньше эмоциональных ресурсов.

Для того, чтобы такая система работала, необходимо:

  1. Выбрать слово-сигнал, сообщающее строгий запрет. Одно, конкретное и простое слово, которое будет использоваться всегда. Обычно слово «нельзя» в такой роли работает плохо, потому что «нельзя конфету», «нельзя рвать книги», «нельзя вылезать из окна» для ребенка будет звучать как запреты одного «ранга», а для родителя это совсем не так. Так что стоит либо выбрать другое слово – например, «опасно», «запрещено»; или не использовать слово «нельзя» в случае относительно нестрогих запретов. Например, можно ограничивать круг возможностей словами «не надо», «положи», «мы так никогда не делаем», «я не разрешаю» и так далее.
  2. Показать ребенку связь запрещающего слова с болезненными последствиями. Не стоит оберегать ребенка от естественных последствий его действий, если нет серьезной опасности для здоровья. Например, малыш тянется к горячей кружке. Можно сообщить ему, что это «опасно» или «нельзя» и позволить почувствовать боль от прикосновения к горячему. Если же опасность слишком велика, и метод естественных последствий невозможен – следует убрать ребенка или его руку от опасного предмета, проговаривая при этом запрещающее слово: «нельзя брать нож», «трогать плиту опасно». Такую схему придется повторить от нескольких до нескольких десятков раз прежде, чем она заработает как рефлекс.
  3. Устранить эмоции из опасных ситуаций. Вторая причина, по которой дети не слушаются и провоцируют опасность – потребность во внимании. Ребенок знает, что мама испугается за него, и таким образом пытается найти желанный (хотя и не слишком позитивный) эмоциональный контакт. Не стоит демонстрировать свои переживания в опасной ситуации ребенку.

Яркий пример того, как не следует реагировать, описан в книге «Малыш и Карлсон»:

— Подумай только! — сказала она. — А если бы ты упал с крыши? Если бы мы тебя потеряли?

— Вы бы тогда огорчились?

— А как ты думаешь? — ответила мама. — Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой».

Малыш чувствует, что когда он лезет на крышу, то становится сразу очень ценным и любимым. И вполне закономерно повторит этот опыт, когда снова почувствует себя одиноким и брошенным. Поэтому — никаких «ах, как ты всех нас напугал», объятий и восклицаний, только сухое и холодное объяснение, почему никогда ни в коему случае нельзя так делать.

В остальных ситуациях, которые не угрожают здоровью и жизни, вопрос непослушания оказывается довольно сложным, так как невоспитанное чадо взрослым не нравится, но и забитого тихоню вырастить они обычно не хотят. Если разобраться в причинах непослушания, то станет понятнее, как справиться с непослушным ребенком.


Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта

Когда ребенок протестует

Для детей характерны периоды протеста, как правило совпадающие с кризисами развития. Кризис – это переломный момент, некая резкая смена внутренней картины личности. У детей в эти моменты (и в 1,5, и в 3, и в 7, и в 10-12 лет) остро проявляется потребность стать более самостоятельными и автономными.

Поэтому и возникает импульс протеста против давления – взрослые контролируют каждый шаг, говорят, что и когда есть, надевать, когда и куда справлять нужду, и когда спать. Для каждого взрослеющего малыша пережить осознание этого тотального контроля – задача непростая.

Важная роль родителя в этом кризисе автономности – предоставить малышу пространство, в котором он может принимать решения и действовать самостоятельно. Позволить решать, что он будет на завтрак и что надеть на праздник, доверить самому помыть посуду (да, возможно рискуя парой чашек и смирившись с необходимостью вытирать всю кухню от воды), заплатить за покупки в магазине, сделать заказ в кафе или развесить свои штанишки.


Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта

Эти вещи кажутся неважными мелочами, осложняющими жизнь взрослым, но для развивающейся личности человека возможность что-то делать самому в мире взрослых (а не только в играх) – это знак того, что он может действовать и быть полезным, что он важен и полноценен.

В те моменты, когда всплеск автономности оказывается ну совсем не к месту и конфликт неизбежен – не обязательно отвлекать или уговаривать. Встреча с жестокой реальностью – необходимая фрустрация для развития, поэтому нет ничего ужасного в том, чтобы иногда все равно делать то, чего ребенок не хочет. Важно при этом, чтобы он не переживал это как акт насилия и не чувствовал себя сломленным.

Сомнительная стратегия, например — орать на орущего ребенка. Ребенок себя контролировать не может, и от страха и чувства вины истерика только усиливается. А взрослый – может себя контролировать (ну, иногда), и когда истерика у ребенка – собственную истерику лучше отложить. Хватая в охапку сопротивляющийся комок ненависти, вопящий «не хочу домой», можно комментировать свои действия в духе «я понимаю, что ты хочешь еще поиграть на площадке, и сочувствую тебе, но мы идем домой». Вопли от этого вряд ли прекратятся, но чувствуя поддержку ребенок сможет быстрее и легче пережить период кризиса.


Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта

Когда ребенок мешает окружающим

Важно дать понять, что существуют правила поведения, которые соблюдают все. Для маленького ребенка понять это представляется почти невозможным, поэтому если ребенок не слушается в 4 года, когда мама просит его не кричать так громко в автобусе – это обычная ситуация.

Тем не менее, выражать свое недовольство можно, и можно делать все новые и новые попытки объяснить положение вещей: «здесь много людей, и твоя песенка может кому-то мешать», «человеку впереди неприятно, когда ты пинаешь его кресло». По мере взросления дети легко усваивают общие правила, которых придерживаются родители – особенно, если эти правила доброжелательно и доступно объяснить.

Когда ребенок игнорирует

Это бывает в двух вариантах:

  1. У ребенка собственные планы и ему вообще не интересно, что вы там хотите.
  2. Это пассивная агрессия, и так он выражает протест.

Первый вариант – типичное поведение для аутичных и автономных детей до 7 лет, а также для всех самостоятельных школьников. Бороться с таким игнорированием можно с помощью завлекательных прибауток, историй и присказок (от «ложечку за маму» до «внедряем систему поощрений за работу по дому»).

Важно помнить, кто здесь взрослый.

Обидно, когда детка не признает авторитет взрослых и делает, что вздумается, дерется и кричит. Но, ругая детку за автономность, взрослый не нарабатывает авторитет, а только увеличивает дистанцию и стремительно теряет доступ к «рычагам управления», что особенно актуально, если речь идет о школьниках старше 10 лет. Взрослый человек в состоянии справиться со своей обидой и одновременно оставаться родителем – с уверенностью в том, что надо делать и с пониманием того, как ребенку этого не хочется.

Второй вариант – проявление бунта, который чаще бывает у подростков, и по глубинным механизмам похож на тот самый «кризис трех лет» — подросток хочет быть автономным, сам принимать решения, он злится на родителей, когда чувствует давление, и сопротивляется требованиям. Как ни странно, система оптимального поведения для родителей тоже похожа – дать максимум самостоятельности там, где это безопасно, поддержку и любовь там, где она уместна, и не орать в ответ. Кстати, если в три года и позже у ребенка кризисы проходят продуктивно, то формируется устойчивое чувство автономности, самостоятельности и при этом надежной поддержки взрослого (обычно мамы), которое сохраняется и развивается, создавая «подушку безопасности» к подростковому кризису.


Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта

Что делать с собой?

Итак, когда ребенок не слушается — его можно услышать, понять и помочь пережить запрет, при этом не отступая и не «балуя» его отсутствием ограничений.

Пожалуй, каждая мама знает, как сложно услышать и понять ребенка, когда сил едва хватает на то, чтобы сдерживать собственный гнев.

Поэтому основная проблема, оказывается, в том, как себя чувствует мама, когда не может справиться с непослушным ребенком. А для мамы вполне нормально при этом чувствовать гнев, беспомощность, страх, ненависть и бессилие. Потому, что это сложно. Потому, что материнство полно конфликтов и трудностей. Потому, что никто не может быть эмпатичным и принимающим постоянно.

Злиться – нормально. То, что многие мамы не могут сдержать гнев – тоже нормально. Ребенок не сломается от того, что мама на него кричит. Детям важно видеть разные эмоции и понимать, какую реакцию у других вызывает их поведение. Выражение гнева – совершенно здоровое поведение даже для самой доброй и понимающей мамы.

Но потом, когда мама выразит свой гнев (любым способом, который для нее возможен), важно объяснить ребенку, что он не виноват. В силу детского эгоцентризма малышам очень сложно понять, что мама может злиться не потому, что он плохой, а потому что она устала, потому что не может понять его бессмысленную истерику, потому что разочарована и расстроена нарушенными планами. Вернее, наверное, важнее всего объяснить это себе, а уже потом – ребенку.

То, что ребенок не слушается – не делает его плохим. Это выражение его внутренней реальности, которая заслуживает внимания и уважения.

Никому не нужна идеальная мама, которая никогда не злится и всегда все понимает. Но очень здорово быть ребенком живой, эмоциональной и чувствительной мамы. Мамы, которая может разозлиться, но может и поддержать в трудный момент. Здорово быть ребенком надежной и взрослой мамы, которая в состоянии выдержать любой бунт и не отвернуться от своего малыша.


Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта

Автор статьи: психолог и арт-терапевт Василиса Русакова

Нежелательные формы поведения демонстрируют периодически все ребятишки. Но если одни ведут себя плохо изредка, то другие регулярно пытаются извести взрослых истериками, нежеланием выполнять просьбы. Прежде чем что-то делать, нужно понять, почему ребенок не слушается.

Причин детского непослушания множество, причём в каждом возрасте они свои – то есть в 2 года, 5, 7, 8 или 9 лет ребёнок ведёт себя плохо в силу некоторых определённых факторов. Хотя, конечно, имеются и общие негативные предпосылки – например, вседозволенность.

Вопрос, что делать, когда ребенок совсем не слушается, не редкость. И оставить ситуацию на самотёк нельзя, ведь нередко плохое поведение принимает крайние формы, когда малыш или подросток практически отбивается от рук. Давайте разбираться.

Перечень ситуаций, когда ребёнок ведёт себя неподобающе, очень много.

Ниже представлены 5 типичных образцов детского непослушания, у каждого из которых имеются свои собственные предпосылки и возрастные рамки.

  1. . Нередко случается так, что после неоднократного предупреждения малыш в два годика вырывается из маминых рук на прогулке, хватается за острые предметы и т.д. Естественно, подобные поступки изматывают.
  2. . На любое мамино требование или просьбу ребёнок отвечает сопротивлением, протестом, истерикой. Он не хочет одеваться, садиться за стол, возвращаться с прогулки. Подобное поведение часто встречается у детей 3 лет и даже в 4 года.
  3. Ребёнок мешает окружающим . Даже в 5 лет дети могут вести себя просто невыносимо: кричать и бегать в общественных местах, толкаться и пинаться. В результате матери очень стыдно из-за недовольных взглядов и замечаний окружающих людей. Чаще всего в 7 лет такая проблема полностью исчезает.
  4. . На просьбу взрослых одеться, убраться в комнате дети отвечают молчанием и игнорированием обращённых к ним слов. Подобное поведение особенно характерно в 10 лет и старше, когда начинается подростковый бунт.
  5. . Такие поступки больше характерны для младшего дошкольного возраста. В четыре года дети могут громко требовать настаивать на приобретении дорогой игрушки или какой-либо сладости.

Для решения подобных проблем имеются свои воспитательные приёмы, которые призваны сделать ребенка более послушным. Но перед их описанием следует разобраться, почему дети не слушаются.

Причины непослушания

Источники «неправильного» поведения иногда очень легко установить, просто проанализировав поступки малыша и свою реакцию на них. В других же ситуациях провоцирующие факторы скрыты, поэтому анализ должен быть более глубоким.

Ниже представлены самые распространённые причины непослушания детей разных возрастов.

  1. Кризисный период . Психология выделяет несколько основных кризисных этапов: 1 годик, 3 года, 5, 7 лет, 10-12 лет (начало переходного возраста). Естественно, границы достаточно условные, важнее другое – в эти периоды происходит существенные изменения в детской личности и способностях ребенка. Меняется и психика, и поведение.
  2. Чрезмерное количество запретов . Бунт – естественная реакция детей любого возраста на ограничения. При постоянно звучащем слове «нельзя» ребёнок порой специально нарушает запреты, чтобы доказать свою независимость и «насолить» родителям.
  3. Непоследовательность родителей . По различным причинам родители вводят санкции против ребёнка за то, что вчера если не поощрялось, то и не осуждалось. Естественно, он растерян, дезориентирован, что и выражается в непослушании.
  4. Вседозволенность . В такой ситуации, напротив, ограничения практически отсутствуют. Ребёнку разрешено буквально всё, поскольку родители путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство». Результатом потакания любым капризам становится избалованность.
  5. Разногласия в вопросах воспитания . Различные требования к ребёнку – не редкость. К примеру, отцы обычно требуют больше от детей, мамы же проявляют сочувствие и жалость. Или конфликт может возникнуть между родителями и старшим поколением. В любом случае непослушание – следствие дезориентации ребенка.
  6. Неуважение детской личности . Нередко взрослые убеждены, что ребёнок в 8 или 9 лет столь же «бесправен», как и годовалый. Они не желают слушать его мнение, поэтому неудивительно, что в итоге возникает протестное поведение.
  7. Конфликты в семье . Взрослые, выясняя собственные отношения, забывают о ребёнке. А тот старается привлечь внимание через шалости или даже серьёзные проступки. Впоследствии это превращается в привычку.

Нередки случаи, когда поведение ребёнка ухудшается после изменения состава семьи: развода или рождения братика/сестрёнки. Основной мотив непослушания в таких ситуациях – желание привлечь к себе внимание.

Как реагировать на непослушание?

О типичных проблемах и причинах детского неподчинения уже было сказано. Теперь нужно понять, что делать родителям, если ребенок не слушается.

Стоит отметить, что речь пойдёт о поступках, которые всё же остаются в пределах нормы. То есть рассматривать будем именно непослушание, а не отклоняющееся поведение.

Полезная и актуальная статья, в которой психолог рассказывает, и как родительские крики влияют на его дальнейшую жизнь.

Ещё одна важная статья, которая посвящена теме физических наказаний. Психолог доступно объяснит, .

Что же делать с ребёнком, если он ведёт себя столь необдуманно, что это угрожает его здоровью или даже жизни? Необходимо ввести систему жёстких рамок, которые запрещено пересекать.


3-летний малыш, активно познающий мир, просто не представляет, насколько тот опасен. Однако в силу возрастных особенностей и не понимает пространные объяснения, поэтому систему ограничений основывают на условно-рефлексивном поведении.

Ребёнок, услышав определённое слово, обязан остановиться чисто рефлекторно. Это важно, поскольку не всегда есть время на пояснение сложившейся ситуации и вероятных последствий.

Чтобы вся эта конструкция заработала, нужно:

  • подобрать сигнальное слово , которое бы означало категорический запрет. Лучше всего не использовать с этой целью слово «нельзя», поскольку ребёнок слышит его постоянно. Подойдут сигналы «стоп», «опасно», «запрещаю»;
  • продемонстрировать взаимосвязь между сигнальным словом и негативным последствием . Конечно, ситуация не должна представлять серьёзную опасность для ребенка. К примеру, если ребёнок тянет палец к иголке, можно позволить ему прочувствовать боль от острого. В действительно опасных ситуациях нужно многократно проговаривать сигнальное слово: «Опасно брать ножик», «Опасно прикасаться к плите»;
  • убрать эмоции . Иногда ребёнок 5 года жизни специально провоцирует опасность, чтобы мама испугалась за него, а он напитался её эмоциями. Вот почему не следует показывать свои сильные переживания, когда малыш так себя ведёт.

Введение категорических запретов также должно сопровождаться уменьшением прочих ограничений, поскольку в ином случае существует риск, что ребёнок попросту запутается, что можно, а что нельзя делать.

Как уже было отмечено, дети проходят через несколько кризисов, которые и характеризуются протестными настроениями. Взрослеющий человечек стремится к автономности, однако редко какой родитель готов её предоставить в 5, 8 или 9 лет.

Как поступить родителям в этом случае? Позволить ребёнку быть более самостоятельным и принимать решения. Согласитесь, можно предоставить ему возможность решать, чем он будет завтракать или что наденет в школу.

Подобные вещи покажутся родителям мелочью, зато для растущего ребенка это своеобразный пропуск во взрослый мир. А ещё он чувствует, что может принести пользу своим близким.

Если же ребёнок настаивает на выполнении заведомо «проигрышного» задания, позвольте ему это выполнить (если, конечно, это не навредит самому малышу). Однако после неудовлетворительного результата не нужно говорить, мол, я же предупреждала и т.д.

Если же протест вылился в истерику, взрослому следует сохранять спокойствие, иначе эмоциональная вспышка только усилится. Нужно избавить ребёнка от зрителей, прижать к себе или, напротив, немного отойти, не выпуская его из виду. Всё зависит от обстоятельств.

Ребёнок мешает окружающим

В этом случае необходимо дать понять, что имеются общие поведенческие принципы, которые нужно в обязательном порядке соблюдать. Естественно, если ребенок не слушается в 4 года, то он может просто не понимать важности выполнения этих требований.

И всё же делать замечания, объяснять и, в конце концов, воспитывать детей необходимо. Поэтому мама и во второй, и в восьмой раз должна повторять вроде бы очевидные вещи: «Не пинай кресло, потому что мужчине впереди неудобно сидеть».

Если не получается сейчас, то ближе к 8 годам ребёнок усвоит правила поведения, о которых так часто повторяет мама или папа. И чем доступнее объяснять, тем скорее этот момент наступит.

Дети не хотят прислушиваться к родителю, который читает ему нотацию, по двум причинам:

  • ребёнок занят, витает в своих мыслях, поэтому он даже не слышит, о чём говорит родитель;
  • это ещё один вариант протестного поведения.

В первом случае так себя ведут дети, у которых проявляются аутистические черты. Однако может подобное поведение проявляться и у одарённых ребятишек, поскольку они постоянно прокручивают в голове множество различных идей.

Необходимо разобраться, почему именно ребёнок не может или не хочет слушать, чтобы вовремя исправить ситуацию или постараться наладить отношения. Квалифицированный психолог подскажет, что делать в этом случае.

Протестное поведение характерно для детей старше 9 лет и особенно для подростков. Они хотят большей самостоятельности, поэтому сердятся на родителей, отказываются их выслушивать, сопротивляясь таким образом их требованиям.

Не важно, не слушается родителей бунтующий подросток или трёхлетний ребёнок, методы решения проблемы будут схожими. Нужно дать детям больше самостоятельности, если это не навредит их безопасности, и больше любви и поддержки.

Ребёнок требует купить ему что-то

Не нужно ожидать, пока требования и капризность перерастут в истеричный приступ. Лучше всего незамедлительно выйти из магазина и под благовидным предлогом забрать ребёнка. Например, объясните, что забыли деньги.

Несостоявшегося «покупателя» необходимо отвлечь на другое действие. Обратите внимание на пробегающую кошку, посчитайте птичек на ветке, повторите выученное стихотворение. Обычно малыши быстро забывают о несовершённой покупке.

Если ребенок старше 6-7 лет, то с ним уже следует договариваться. Пусть он аргументирует, почему ему необходимо именно эта вещь. Узнайте, возможно, он согласен потратить свои карманные деньги (если таковые имеются) на игрушку или телефон.

Тогда стоит пообещать добавить недостающую сумму на день рождения или Новый год и купить понравившуюся вещь. Естественно, обещание нужно в обязательном порядке сдержать.

Мы рассмотрели, что нужно делать, если ребенок не слушается в типичных ситуациях. Однако имеются общие рекомендации , которые будут полезны всем родителям. И неважно, сколько исполнилось чаду – 3, 5, 8 или 9 лет.

  1. Сократите число запретов, оставив их для действительно серьёзных ситуаций. В этом случае незамедлительно снизится количество наказаний.
  2. Если ребёнок в 8 лет не слушается, а вы привыкли решать проблему криком, попробуйте успокоиться и делать замечания спокойным тоном.
  3. Если ваше чадо не слушает по причине увлечённости, попробуйте привлечь его внимание не криками, а, напротив, шёпотом, мимикой или жестикуляцией. Собеседнику волей-неволей придётся прислушаться.
  4. Не озвучивайте по многу раз свои требования. Сначала просто предупредите, чтобы ребёнок прекратил баловаться, затем следует дисциплинарная мера. А уже после наказания объясняется причина столь строгих мер.
  5. Постарайтесь не употреблять в речи частицу «НЕ». Этот совет основан на мнении, что дети не воспринимают отрицательную частицу, буквально принимая просьбу в качестве руководства к действию.
  6. Если дети истерят, нет нужды в этот момент взывать к их разуму. Успокойтесь сами, ещё раз подтвердите своё требование, не повышая голос. Это больше проходит в 8, 9 лет, а с детьми раннего возраста сработает отвлекающий манёвр.
  7. Будьте последовательны в поступках, требованиях и обещаниях. Также заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Согласованность не позволит дезориентировать ребёнка, у которого не будет причины вести себя вызывающе.
  8. Старайтесь уделять общению с детьми больше времени. Причём важно не количество минут, а качество взаимодействия.
  9. Морально подготовьтесь к неизбежному взрослению. Ребёнок растёт, ему требуется больше самостоятельности для реализации своих желаний и планов. По мере возможности обеспечьте эту независимость.
  10. Проявляйте искренний интерес. Узнайте, чем живёт ваш подросший ребёнок. Возможно, его любимые фильмы не так поверхностны, а музыка достаточно мелодична.

Если ребёнок в 10 лет или в 2 года не слушается после многомесячных усилий с вашей стороны, лучше обратиться к психологу.

Чтобы ребёнок слушался или, по крайней мере, адекватно относился к требованиям взрослых, нужно восстановить максимально доверительные детско-родительские отношения и наладить эмоциональную связь.


Как же это сделать?

  1. Ребёнку важно понимать, что можно рассказать родителям о тревожащей его ситуации. Также маленькому человечку необходимо знать, что он может задавать вопросы взрослым, не боясь, что те рассердятся. Одновременно и родители должны без стеснения спрашивать, уточнять, рассказывая о нескольких способах решения проблемы.
  2. Если вам нужно сообщить какую-то важную новость или попросить о чём-нибудь срочном, лучше не кричать, а подойти, приобнять – то есть создать физический контакт. Подобное действие покажет вашу высокую заинтересованность в этой ситуации, и у ребёнка будет меньше оснований отказать вам.
  3. При общении нужно поддерживать зрительный контакт, однако взгляд должен быть мягким. Если родитель смотрит рассержено, то ребёнок подсознательно ощущает угрозу, желание надавить на него, поэтому каждое обращение воспринимает как приказ.
  4. Воспитание подразумевает не только требования, но и благодарности. Похвала, слова одобрения – лучший стимул для детей, ведь они их слышат от родителей. Кстати, материальное поощрение не так ценно для ребёнка, как искренняя мамина или папина благодарность.
  5. Не следует забывать, что вы родитель, то есть старше и опытнее своего чада. Чрезмерно приятельские отношения нередко приводят к тому, что ребёнок перестаёт воспринимать вас в качестве защитника, главного человека в семье. То есть нужно проявлять большую гибкость.

Важно научиться правильно реагировать на любую проблему, рассматривать её со всех сторон, в том числе и с позиции ребёнка. В этом случае доверие обязательно вернётся, а, значит, и детям уже не нужно будет противостоять своим родителям.

Сила личного примера

Дети не всегда реагируют должным образом на простое объяснение, почему нужно вести себя так или иначе. Лучше воспитывать на личном примере, ведь этот способ действует куда эффективнее, нежели многочисленные слова и пожелания.

Если ребенок 6 лет не слушается, возможно, следует выслушать его доводы, объяснение поступка. Особенно важно демонстрировать справедливость в подростковом возрасте, поэтому находите в себе силы пересматривать своё решение, если оно было неверным, и просить прощения за ошибку.

В один не самый прекрасный момент практически каждый родитель может столкнуться с проблемой непослушания. Однако не стоит отчаиваться и решать вопрос силой, лучше выстроить отношения с ребёнком так, чтобы конфликты не доходили до точки невозврата.

Кроме того, подумайте, так ли хорош послушный ребёнок. Ведь некоторые проявления неподчинения связаны с нормальным прохождением возрастных кризисов, а если дети никогда не возражают, возможно, им не хватает самостоятельности и стремления к саморазвитию.

И, наконец, сами взрослые должны служить образцом конструктивного поведения. Согласитесь, что глупо требовать от ребёнка слушать и слышать, если родители не всегда выполняют обещания, меняют без должного основания требования и не желают уступать в малом.