Их бессмертная семья. Шесть загадочных строк

Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника;
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами,
Когда-нибудь, нас озарит
И мир блаженством одарит.

Предчувствие любви, вера в друзей, ожидание великого поприща – вот, собственно, все «дары» Ленского, типовые добродетели юности, которыми здесь, в деревне, в глуши, позволил себя заинтересовать Онегин.

(Да и кто бы удержался? Заманчиво ведь – свести в разговоре реальные страсти юнца со своими стилизованными призраками невозвратимых дней, что б «чувствий пыл старинный» им пикантно «на минуту овладел»…)

И еще. О значении последних шести строк строфы. Нам, стихийным социологам, конечно же кажется, что прав Лотман, и строки эти о корбанариях – но вот, посмотрите, в шестой главе, описывая смерть Ленского, Пушкин вновь приводит «полный лексикон» его души и что же? Никакая не революция, – поэзия наполняла душу несчастного юноши:
«И вы, заветные мечтанья,
Вы, призрак жизни неземной,
Вы, сны поэзии святой!»
(6 глава XXXVI),
Перекликаясь с рассматриваемой строфой - так же в ее окончании, после «любви», но открытым текстом, без возможности разночтений: поэзия.

Е.И.Богомолова, Т.К.Жаров, М.М.Кедрова «Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений – М., Высшая школа, 1986.

О некоторых особенностях системы образов, сюжета и композиции романа «Евгений Онегин»

Вторая глава посвящена в основном Ленскому. Со­держание ее: занятия Онегина в деревне, его взаимоотно­шения с соседями; характеристика Ленского, любовь Лен­ского к Ольге; характеристика Ольги и Татьяны; характе­ристика Лариных. Глава статична, в ней почти нет движе­ния. Она вся построена по принципу параллелизма: Онегин и Ленский, Ленский и Ольга, Ольга и Татьяна, Татьяна и Онегин.

Оказавшись в деревне, Онегин сближается с Ленским, и они становятся «от делать нечего друзья». Ленский и Онегин противоположны по восприятию жизни, по отно­шению к ней: с одной стороны, романтик, идеализирующий жизнь, с другой - холодный скептик, во всем разочаро­вавшийся. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Их сближает тот круг социально-политических, этических и философ­ских вопросов, который был общим для всей передовой дворянской молодежи:

Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры. Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду.

Другая параллель: Ленский - Ольга. Они не противо­положны, но они и не сходны. Ольга - заурядная, посред­ственная натура, хотя и очень мила:

Всегда скромна, всегда послушна, Всегда, как утро, весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила; Глаза, как небо, голубые. Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет...

И когда потом Онегин скажет о ней:

В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне,-

мы не обидимся вместе с Ленским, а будем на стороне Онегина.

Пока непонятно, как Ольга могла стать предметом безумной любви поэта. Они сходны только в одном: в без­думном отношении к предмету своей любви.

Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена.

Жажда любви, стремление быть любимым, свойствен­ные юному возрасту (Ленскому нет еще и восемнадцати лет), не позволяют Ленскому разглядеть, что Ольга не стоит такой любви, на какую он, поэт, способен. По­нятно, почему он «сухо отвечал» на замечание-вопрос Онегина: «Неужто ты влюблен в меньшую?.. Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». А Ленский, собственно, и не выбирал:

Чуть отрок, Ольгою плененный, Сердечных мук еще не знав, Он был свидетель умиленный Ее младенческих забав; В тени хранительной дубравы Он разделял ее забавы, И детям прочили венцы Друзья-соседи, их отцы.

Таково его душевное состояние: неважно, кого любить, лишь бы любить и быть любимым. Это то, что Онегин назы­вает «горячкой юных лет».

И Ольга любит Ленского потому, что хочет любить, потому, что видит, чувствует его любовь к себе. Она и не подозревает, какой огонь зажгла в душе поэта, ей не­доступны такие тонкие его размышления, как, например: «Он верил, что душа родная соединиться с ним должна». И неудивительно, что, оплакав его гибель, Ольга вскоре выходит замуж за улана: ею руководит та же потребность любить и быть любимой.

Ленский и Повествователь... Повествователь критиче­ски относится к Ленскому как поэту-романтику и судит его поэзию за бессодержательность и слащавость:

Так он писал темно и вяло. (Что романтизмом мы зовем. Хоть романтизма тут нимало Не вижу я...)

Но Ленский дорог ему как человек особого душевного склада; ему мила его душевная тонкость, «пылкий и до­вольно странный ум»:

Цель жизни нашей для него Была заманчивой загадкой, Над ней он голову ломал И чудеса подозревал.

Ленский близок Повествователю и своим поэтическим вдохновением. Повествователь любит в нем свою соб­ственную юность, любит в нем то душевное состояние, которое с годами безвозвратно уходит, - состояние возвы­шенной мечтательности. Не всем дано пережить в юности такое состояние, а кто пережил его, тот дорожит им хотя бы как воспоминанием. Не потому ли и Онегин так снисхо­дительно слушает Ленского:

Он слушал Ленского с улыбкой. Поэта пылкий разговор, И ум, еще в сужденьях зыбкой, И вечно вдохновенный взор,- Онегину все было ново; Он охладительное слово В устах старался удержать И думал; глупо мне мешать Его минутному блаженству; И без меня пора придет; Пускай покамест он живет Да верит мира совершенству; Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред.

Попробуем, забегая вперед, разобраться, что означает гибель Ленского. В Ленском персонифицировано особое душевное состояние, свойственное юности. Он уходит из жизни так же закономерно, как уходит из жизни человека эта прекрасная пора. Поэтому так трогательно-возвышен­но описана его смерть:

Онегин выстрелил... Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет, На грудь кладет тихонько руку И падает. Туманный взор Изображает смерть, не муку. Так медленно по скату гор, На солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая. Мгновенным холодом облит, Онегин к юноше спешит, Глядит, зовет его... напрасно: Его уж нет. Младой певец Нашел безвременный конец! Дохнула буря, цвет прекрасный Увял на утренней заре, Потух огонь на алтаре!..

Автор «уводит» Ленского из жизни потому, что он интересен и дорог ему (и читателю) только своим душев­ным состоянием юношеской возвышенности. Такое состоя­ние не вечно. В каком направлении мог развиваться Ленский?

Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден, Его умолкнувшая лира Гремучий, непрерывный звон В веках поднять могла. (...) А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился.

Две возможные дороги жизни Ленского намечены автором: одна - путь великого поэта или крупного обще­ственного деятеля, другая - обыкновенный удел помещи­ка маниловского типа. Обе ведут к гибели: первая -- к физической, вторая - к моральной. Ленский же «из Германии туманной привез учености плоды: вольнолюби­вые мечты, дух пылкий и довольно странный».

Трагическая гибель Ленского намечена эпиграфом к шестой главе. «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно» (Петрарка). А вот как объясняет неизбежность трагической гибели Ленского А. И. Герцем: «Рядом с Онегиным Пуш­кин поставил Владимира Ленского, другую жертву русской жизни, оборотную сторону Онегина. Это - острое страда­ние рядом с хроническим. Это - одна из тех целомудрен­ных, чистых натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде; приняв жизнь, они больше ничего не могут принять от нечистой почвы, разве только смерть. Эти отроки - искупительные жертвы - юные, бледные, с печатью рока на челе, проходят как упрек, как угрызение совести, и печальная ночь, в которой „они существовали", становится еще чернее».

Что ж, если вашим пистолетом Сражен приятель молодой, Нескромным взглядом, иль ответом, Или безделицей иной Вас оскорбивший за бутылкой, Иль даже сам в досаде пылкой Вас гордо вызвавший на бой, Скажите: вашею душой Какое чувство овладеет, Когда недвижим, на земле Пред вами с смертью на челе, Он постепенно костенеет, Когда он глух и молчалив На ваш отчаянный призыв? В тоске сердечных угрызений, Рукою стиснув пистолет, Глядит на Ленского Евгений.

Третья параллель: Татьяна - Ольга. Здесь они даны как натуры противоположные по внешнему и внутреннему облику:

Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива Как лань лесная, боязлива. Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.

Наконец, четвертая параллель: Татьяна - Онегин. Они еще ни разу не встретились, но в нашем читательском восприятии оказались рядом: мы догадались, что будет еще одна линия любовных отношений, и не потому, что нам «подсказали» соседи Лариных, а потому, что авторская характеристика Татьяны определенным образом соотно­сится с авторской характеристикой Онегина.

Что же общего между ними? Это: самобытность Татьяны - «неподражательная странность» Онегина; ее мечтательность - его «мечтам невольная преданность»; она скучает в обществе - он нелюдим и разрывает связи с соседями; «ее изнеженные пальцы не знали игл» - «труд упорный ему был тошен».

Не менее важно и то, что отличает их друг от друга: близость Татьяны к народным основам жизни - оторван­ность Онегина от народных корней; простота, незнание обмана, доверчивость Татьяны - умудренность жизнен­ным опытом Онегина; Татьяна не знает разочарований - Онегин пресыщен жизнью, охлажден, разочарован. Это те различия, которые можно установить по первым двум главам. В последующих главах они раскроются более глубоко, так же как и черты сходства.

Характеристика Лариных тоже дана по принципу параллелизма. Она соотносится в нашем представлении с характеристикой петербургского света, только что остав­ленного Онегиным. Нам интересно, будет ли тронут Онегин милой простотой Лариных, поймет ли то, что дорого По­вествователю в этом семействе, заметит ли обычаи просто­народной старины или все уничтожит своим скептическим, высокомерным взглядом.

Какое место занимает Повествователь во второй главе? Он открыто заявляет о себе только в последних строфах, перекликающихся с последними строфами первой главы: те же рассуждения о плодах поэтического труда, но ши­ре - о смысле жизни. Легкая жизнь не для Повествовате­ля - он «разумеет ее ничтожность», ему было б грустно мир оставить «без неприметного следа»:

Живу, пишу не для похвал; Но я бы, кажется, желал Печальный жребий мой прославить, Чтоб обо мне, как верный друг, Напомнил хоть единый звук.

Обосновавшийся в деревне Онегин решает провести некоторые преобразования: Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. С соседями Онегин не имеет желания общаться. Вскоре в свою деревню по соседству приезжает помещик Владимир Ленский. Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч. По природе своей Ленский - романтик. Он пел любовь, любви послушный...

Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль... Хотя в семьях соседей Ленский «принят как жених», сам он с удовольствием общается только с Онегиным: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

Меж ними все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые. Онегин и Ленский становятся «от делать нечего друзья». Ленский с отрочества влюблен в Ольгу Ларину. Пушкин дает портрет Ольги: Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете, верно, Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно.

У Ольги есть старшая сестра Татьяна. Портрет Татьяны: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива...

Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна. Она любила на балконе Предупреждать зари восход... Ей нравится читать романы, которые ей рекомендует родственница, княжна Алина.

Следует история княжны Алины: молодой девушкой она влюбилась в военного, но родители выдали ее замуж без ее согласия. Супруг увез Алину в деревню, где она скоро забыла свою пылкую любовь и с увлечением занялась хозяйством: Привычка свыше нам дана: Замена счастию она. Следует описание помещичьего быта, жизни родителей Ольги и Татьяны: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на Масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели, Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод; В день Троицын, когда народ, Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три; Им квас как воздух был потребен, И за столом у них гостям Носили блюдо по чинам. Владимир Ленский посещает могилу отца Ольги, пишет «надгробный мадригал». Глава оканчивается философским лирическим отступлением о смене поколений. Глава 3 Ленский начинает проводить все свое свободное время у Лариных. Онегин просит приятеля при случае представить его.

Онегина охотно принимают, угощают. На Онегина большее впечатление производит Татьяна.

Соседи прочат Онегина в женихи Татьяне, распространяются сплетни, что уже и «свадьба слажена». Что же касается Татьяны, то: Пора пришла, она влюбилась... Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала...

кого-нибудь, И дождалась... Теперь, перечитывая любимые романы, девушка воображает себя одной из героинь, действуя по стереотипу, собирается писать письмо своему возлюбленному.

Однако Онегин не романтический герой: Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью; Ты в руки модного тирана Уж отдала судьбу свою. Однажды ночью, разговаривая с няней о старине, Татьяна признается, что влюблена, но не называет избранника своего сердца. Татьяна любит не шутя И предается безусловно Любви, как милое дитя. Не говорит она: отложим - Любви мы цену тем умножим, Вернее в сети заведем; Сперва тщеславие кольнем Надеждой, там недоуменьем Измучим сердце, а потом Ревнивым оживим огнем; А то, скучая наслажденьем, Невольник хитрый из оков Всечасно вырваться готов. Татьяна пишет Онегину письмо по-французски, т. к.

O rus!.. Hor.

О Русь!

По-моему, весьма интересный эпиграф. Латинское слово «rus » ирусское слово «Русь» почти одинаковы по звучанию. Через такое сходство Пушкин указывает на Русь как на деревню. Действительно, бОльшая часть территории России - деревни. Такое начало сразу противопоставляет вторую главу первой, в которой описывается «не Русь», «не rus », а Петербург - «европейская» Россия. То пространство, в котором будет происходить действие второй главы «очищено» от европейских влияний, оно осталось исконно русским. И это видно и поприроде, и по людям (Ларины).

«…Деревня, где скучал Евгений…»

Первая же строфа указывает нам на то, что это пространство чуждо герою. Еще в первой главе упоминается то, как Онегин «поиграл» в сентиментализм, но на третий день ему стало скучно. И вот он скучает… Избегает, соседей, которые через некоторое время перестали к нему наведываться из-за неуважительного отношения к ним.

Сначала все к нему езжали; Но так как с заднего крыльца Обыкновенно подавали Ему донского жеребца, Лишь только вдоль большой дороги Заслышит их домашни дроги,- Поступком оскорбясь таким, Все дружбу прекратили с ним.

Онегин не сильно страдал от недостатка дружбы со стороны соседей.

В своей глуши мудрец пустынный, Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил;

Лотман комментирует этот эпизод так: «Переведение крестьян на оброк автоматически означало уничтожение «заводов» (крепостных мануфактур, обслуживавшихся барщинным трудом) - одной из наиболее тяжелых для крестьян и доходных для помещика форм крепостной повинности. Онегин, который был «хозяин» «заводов» (1,LIII , 10-11), переведя крестьян на оброк, таким образом, не только облегчил их труд, но и значительно уменьшил свои доходы». Поэтому неудивительно, что его «расчетливый сосед» увидел в этом «страшный вред».

Онегин ведет себя в деревне весьма странно для местных помещиков, тем самым остается в одиночестве, но, кажется, ему этого и надо. Он и уехал в деревню именно за одиночеством и спокойствием.

Вторая глава лишена какого-либо действия, но в ней появляются новые герои: Ленский, Ольга Ларина, Татьяна Ларина, Прасковья Ларина, упоминается княжна Алина…

Итак, Ленский, поклонник Канта и поэт. При появлении этого персонажа в деревенском пространстве сразу ощущается некое его сходство с Евгением. Но лишь некоторое. Во-первых, они оба рассматриваютсясоседями как потенциальные женихи. Во-вторых, «европеизм» иобразованность, которые чужды остальным помещикам, присущи им обоим, хотя разного качества. У Онегина образование домашнее. Лотман пишет, что домашнее образование было одно из самых поверхностных в России в 19в. Ленский окончил немецкий университет (Геттинген). Тем не менее, Онегин серьезнее мечтательного Ленского, который воспринимает мир культурными идеальными штампами, он научен жизненным опытом и гораздо в большей степени приспособлен к жизни в реальном мире. Ленский моложе Онегина по возрасту, и возможно, он бы дорос до онегинскогосознания, но об этом мы уже не узнаем.

Ленский и Онегин становятся друзьями.

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Сьезжались каждый день верхом, И скоро стали неразлучны. Так люди (первый каюсь я) От делать нечего друзья .

Затем, в повествовании появляется Ольга.

Чуть отрок, Ольгою плененный, Сердечных мук еще не знав, Он был свидетель умиленный Ее младенческих забав; В тени хранительной дубравы Он разделял ее забавы, И детям прочили венцы Друзья-соседи, их отцы. В глуши, под сению смиренной, Невинной прелести полна, В глазах родителей, она Цвела как ландыш потаенный, Не знаемый в траве глухой Ни мотыльками, ни пчелой.

При чтении этих строк сразу вспоминается «Горе от Ума». Чацкий тоже знал Софью с детства, тоже был в нее влюблен, затем тоже последовала разлука, и он вернулся к своей возлюбленной. История уже знакома. Но тут есть как минимум одно значимое различие. Софья - девушка городская, да еще и московская (женское царство). Ольга - девушка деревенская. Её описание ближе к образу бедной Лизы (сентиментализм). Софья же только «играет» в сентиментализм. Ольга и описывается через сентиментализм, единение с природой.

Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно.

Вот эти самые идеальные штампы,которыми живет Ленский.

Ей в противовес приводится описание её сестры - Татьяны.

Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Татьяна - романтический герой. Лотман пишет:«Серьезное поведение в детстве, отказ от игр - характерные черты романтического героя».

Появляются в этой главе и мать Татьяны и Ольги Прасковья, которая знала часть французских романов с пересказов московской кузины - княжны Алины.

Вербный херувим, васисдас и облаткаАлександр Сергеевич Пушкин писал роман «Евгений Онегин» с 1823 по 1831 годы и, как известно, стал создателем русского литературного языка. Язык - пространство живое и развивающееся. Так ли понятен пушкинский язык сегодня? Значение ряда слов мы угадываем по контексту, и то не всегда правильно. Ко дню рождения поэта мы выбрали 10 слов из романа «Евгений Онегин». Попробуйте ответить на вопрос, что они означают, до того, как заглянете в комментарий.


  1. Анекдот


Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.

(Глава 1, VI)

Анекдот здесь - вовсе не короткий рассказ, призванный рассмешить собеседника, а просто занимательная, интересная, увлекательная история.


  1. Записная кокетка


Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных !

(Глава 1,XII)

В тексте романа «записной» значит «завзятый, отъявленный, общепризнанный» (Словарь языка П . Т. 2.С. 84). «Кокетка записная» — выражение, имевшее почти терминологическое значение.

3.Ученик Фобласа

Его ласкал супруг лукавый,
Фобласа давний ученик,
И недоверчивый старик,
И рогоносец величавый,
Всегда довольный сам собой,
Своим обедом и женой.

(Глава 1, XII)

Фоблас — герой романа Ж.-Б. Луве де Кувре (1760—1797) «Похождения кавалера Фобласа». Нарицательное имя женского соблазнителя.


  1. Плошка


Двойные фонари карет
Веселый изливают свет
И радуги на снег наводят:
Усеян плошками кругом,
Блестит великолепный дом;

(Глава 1, XXVII)I

Плошки — плоские блюдца с укрепленными на них светильниками или свечками. Плошками, расставленными по карнизам, иллюминировались дома в праздничные дни.


  1. Васисдас


И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас .

(Глава 1, XXXV)

Васисдас (искаж. франц.) — форточка, германизм во французском языке, здесь: игра слов между значением слова «форточка» и русской жаргонной кличкой немца: Wasistdas? — Что это? (нем.).


  1. Инвалид


Так точно старый инвалид
Охотно клонит слух прилежный
Рассказам юных усачей,
Забытый в хижине своей.

(Глава 2, XVIII)

В любви считаясь инвалидом ,
Онегин слушал с важным видом,
Как, сердца исповедь любя,
Поэт высказывал себя;

(Глава 2, XIX)

Инвалид в языке начала XIX в. равнялось по содержанию современному «ветеран».


  1. Облатка


Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в ее руке;
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке

Глава 2, XXXII)

Облатка — кружок из клейкой массы или проклеенной бумаги, которым запечатывали конверты.


  1. Сосуд клеветника


Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника

(Глава 2, VIII )

Сосуд (церковносл.) здесь: оружие (ср.: Псалтирь, псалом 7, стих 14:«Уготова сосуды смертныя»), то есть Ленский верил, что друзья готовы разбить оружие клеветы.


  1. Автомедон


За то зимы порой холодной
Езда приятна и легка.
Как стих без мысли в песне модной
Дорога зимняя гладка.
Автомедоны наши бойки,
Неутомимы наши тройки,
И версты, теша праздный взор,
В глазах мелькают как забор…

(Глава 7, XXXV)

Автомедон — возница Ахиллеса из «Илиады» Гомера, здесь (ирон.): извозчик, кучер.


  1. Вербный херувим


Тут был Проласов, заслуживший
Известность низостью души,
Во всех альбомах притупивший,
St.-Priest, твои карандаши;
В дверях другой диктатор бальный
Стоял картинкою журнальной,
Румян, как вербный херувим

(Глава 8, XXVI)

Вербный херувим - фигурка ангела из воска, которая продавалась на «вербных базарах».