История масонства в мире. Кто такие масоны. История возникновения, основные идеи

Не так давно широкой общественности стало известно о существовании негласной организации масонов, функционирующей не одно столетие. Что представляет собой это объединение? Кто такие масоны? Какие цели они преследуют? Вопросов по этому поводу может возникнуть огромное множество. Попытаемся ответить на самые главные из них.

Как появилось масонство?

Это движение, носящее религиозно-этический характер, возникло в Англии в 18 веке, а немного позже распространилось на США, Индию и Европейские государства. Данное учение объединяло людей в братство посредством любви, взаимопомощи и равенства. Считается, что масонство - это орден, так как он представляет собой организованное общество людей.

В 1717 г. в Англии создается «Великая ложа» - колыбель братства. Она руководит всеми организациями масонского общества, расположенными в разных странах. Спустя шесть лет Джеймс Андерсон, проповедник из Лондона, создает «Книгу уставов», определяющую основные правила поведения членов организации. По ней масон не должен быть атеистом или вольнодумцем, ему запрещается принимать участие в политических движениях. Он должен целиком и полностью поддерживать действующую власть.

Кто такие масоны?

Данное объединение получило широкую популярность в кругах буржуазии, нередко его участниками становились видные мыслители того времени. С течением времени масонство приобрело аристократический характер, особенно эта тенденция заметна в европейских странах. Кто такие масоны? Это люди, стремящиеся к духовному росту и нравственному самосовершенствованию в рамках определенных принципов и верований.

В рядах ордена числились такие известные личности, как прусские короли Фридрих II и III, шведский монарх Густав III, английские коронованные особы. Среди масонов были и некоторые президенты США (Вашингтон, Трумэн и др.), государственные деятели (Черчилль), знаменитые философы, писатели и композиторы (Гете, Гайдн, Вольтер, Моцарт).

Какие цели ставил перед собой орден?

Их цель - сделать все возможное, чтобы качественно улучшить этот мир.

Организация противопоставляла себя действующей церкви. Она стремилась создать тайное общество, члены которого, объединенные религиозными братскими узами, живут и работают в соответствии с намеченными целями.

Орден не стремился заменить религию, он не издавал теологические труды. На собраниях общества категорически запрещались дискуссии на религиозную тематику. При всем этом вера в Бога - основа их принципов и учения.

Деятельность братства

Разобравшись с вопросом, кто такие масоны, нельзя не упомянуть основное направление их деятельности. принимают активное участие в благотворительности, они занимаются меценатством, но при этом не афишируют себя.

Иерархия

Члены организации объединяются по территориальному признаку, образуя небольшие ложи по 40-50 человек. Между собой они называют друг друга братьями. Все группировки ордена в совокупности формируют Великую ложу. Ее главой и руководителем является великий мастер или гроссмейстер. Обычно Великая ложа имеется в каждой стране.

Самая низшая ступень в иерархической лестнице ордена - ученик. Затем следует подмастерье, далее идет мастер, и, в конце концов, великий мастер.

Русские масоны

Основателями ордена на Руси считаются царь Петр и его соратники. В сороковых годах 18 века генералом Джоном Кейтом было организовано несколько лож, первыми членами которых были иностранцы. Однако вскоре количество русских буржуа, представлявших орден масонов, значительно увеличилось.

В 1822 по указу Александра I ложи были закрыты. В начале 20 века движение масонов в России возродилось, но уже под новым именем - «Великий Восток Франции» и имело ярко выраженный политический характер. С 1917 года ложи и вовсе были запрещены.

Слово «масон» происходит от английского mason- «каменщик», «каменотес», и в таком виде оно было заимствовано другими европейскими языками, однако уже после того, как потеряло в Англии свой первоначальный смысл. Правда, до недавнего времени, а если быть точным, до последней четверти 19-го века, в ходу было два термина - «франкмасон» («свободный каменщик», от англ. frank mason) и просто «масон».

Масоны — это члены нравственно-этическое движения, возникшего в XVIII веке в виде тайной международной организации с ритуалами и символикой, иллюстрирующими принципы и идеалы масонства.

Разница между ними в том, что если первым термином обозначали обычных каменщиков-рабочих (operating masons, как их называли в Англии), то вторым - каменщиков-мыслителей (speculating masons), которые были связаны с ремесленным цехом каменщиков чисто номинально. В последних чаще всего видели или «рыцарей-храмовников» (т. е. тамплиеров), скрывавшихся под маской франкмасонов после разгрома их ордена Филиппом Красивым, или группу ученых и философов, вступивших в масонский цех, чтобы скрыть свои гуманитарно-филантропические цели от враждебно настроенного к ним правительства.

Действительно, изначально братство масонов представляло собой «гильдию свободных каменщиков», а сама история масонства восходит к XIV–XV векам, когда обычные каменщики и подрядчики, торгующие камнем, подобно другим собратьям-ремесленникам, решили создать свою организацию - так называемую гильдию, которая выступала бы, как сказали бы мы сегодня, в роли профсоюза, защищая интересы людей этой профессии. В этой гильдии, как и в любых других профессиональных цехах, объединявших собратьев по ремеслу, тоже существовала своя классификация или свои разряды, то есть каменщики делились на учеников, подмастерьев и мастеров.

Такое положение дел существовало до конца XVII века, когда гильдии каменщиков начали принимать в свои ряды людей со стороны, людей, которые по своей профессиональной принадлежности не являлись каменщиками, но которые, с точки зрения руководства, могли быть весьма полезными для гильдии. Нам не известно, ставили ли эти «ложи» перед собой какую-либо цель, но поскольку все встречи каменщиков всегда происходили в тавернах или трактирах, то можно предположить, что большинство новых членов вступало в гильдию из чувства товарищества и солидарности, столь свойственных «своей компании», проводящей досуг за кружкой эля.

Самые старые из дошедших до нас документов, рисующие положение английских строительных рабочих, относятся к середине XIV - началу XV века.

Это уставы артели, работавшей при церкви святого Петра в Йорке, составленные руководившим ее работами церковным капитулом. Из уставов видно, что работы артели производились в крытом помещении, так называемой ложе (lodge), заодно служившей для холостых рабочих и спальней; за порядком работы и поведением каменщиков следили старший мастер и надзиратели, высший же надзор оставался в руках представителя капитула - супервизора; вступая в артель, рабочие «приносили присягу над книгой» (очевидно, уставом), обязуясь подчиняться во всем капитулу и соблюдать принятый им устав.

В XV веке ложей называли уже не только мастерскую артели, но и саму артель.

Масонские ложи - братства - выделились из цехов (crafts) в качестве особого организма не сразу, а постепенно, с течением времени. Еще во второй половине XV века оба типа организации, судя по всему, ничем друг от друга не отличались (например, лондонский цех масонов так и назывался в документах того времени - «Святой цех и братство масонов»), и только позднее между ними стало проявляться качественное отличие. Так, если цехи занимались чисто ремесленными делами, то братство, как более сплоченная и дружная часть цеха, было хранителем моральных традиций цеха, духа общения и взаимопомощи. С другой стороны, члены братства могли уже и не быть членами цеха, а члены цеха необязательно являлись членами братства; в него мог вступить любой желающий, сделавший вступительный взнос и принесший в ложе присягу верности. После этого он получал звание «каменщика» (франкмасона), хотя, возможно, прежде ни разу в жизни не брал в руки кирку или заступ.

Самый же старый документ, описывающий процедуру принятия в масонскую ложу постороннего цеху лица, датирован 3 нюня 1600 года и относится к Эдинбургской ложе. Как значится в протоколе, на собрании в качестве почетного гостя присутствовал сэр Джон Босуэл, лорд Очинлекский. Присутствие знати на собраниях шотландских каменщиков в ту пору было уже вполне заурядным фактом: имена виконтов, графов и сэров, принятых в ту или иную ложу - как правило, в звании цехового мастера, - встречаются в документах XVII века сплошь и рядом. Правда, еще в конце столетия встречались ложи, состоящие из одних ремесленников (например, ложа в Глазго), но параллельно с ними существовали ложи вроде абердинской, где в 1670 году из 49 членов всего 12 были профессиональными каменщиками, а остальные - это дворяне, пасторы, коммерсанты и представители гуманитарных профессий.

Кроме знати, к каменщикам нередко примыкали представители интеллигенции и ученого мира, привлекаемые таинственной историей масонства и тайными знаниями, которыми те якобы владели, что в значительной мере разжигало их научную любознательность.

Согласно дошедшим до нас сведениям, для приема в общество новых членов требовалось присутствие, по крайней мере, 5 или 6 франкмасонов. «Эти собрания, - пишет английский исследователь масонства сэр Плот, - называются в некоторых местах ложами», а вступительные обряды состоят в сообщении тайных знаков, «посредством которых члены общества узнают друг друга, где бы они ни находились», и сопровождаются банкетами по установленному ритуалу. Вновь вступившие в братство члены по традиции дарили в день приема «братьям» перчатки, а взаимные обязанности членов заключались в помощи на случай старости, безработицы и болезни.

Описанные общества франкмасонов, всецело пропитанные духом старых ремесленных братств, в идейном отношении мало соприкасаются с позднейшим масонством, которое в значительной мере питалось философскими идеями социально-реформаторских движений XVII века, возглавляемых тайными и полутайными кружками ученых и утопистов, которые были столь типичны для той эпохи.

Началом исторического периода масонства следует считать 20-е годы XVIII столетия - эпоху возникновения так называемых «великих лож». Самый же значительный шаг в создании организованного масонства был сделан 24 июня 1717 года (в день Ивана Купала), когда четыре гильдии каменщиков на очередной сходке в лондонском трактире «Гусь на вертеле» объединились и создали «самую большую в мире ложу». Первым главой этой объединенной гильдии был избран некто Энтони Сэйер, который через год передал свои полномочия вновь избранному, так как каждый год на эту должность выбирался новый глава. В 1721–1722 годах на эту должность был выбран Джон, герцог Монтегью, и уже одно это имя привлекло в ряды «свободных каменщиков» огромное количество новых членов. После того как герцог был утвержден в этой должности, бывший глава гильдии Дж. Пейн представил на обсуждение руководства документ с регламентом и струтегурой организации свободных каменщиков, однако документ так и не успели утвердить, а год спустя энергичный священник Джейкоб Андерсон, тоже входивший на правах члена в гильдию каменщиков, представил новый документ, который он составил на основании старого, основательно его переработав и дополнив, и, по сути дела, именно этот документ и стал «первой конституцией» ложи.

«После торжественного въезда в Лондон короля Георга I и усмирения в 1716 году восстания (якобитское восстание 1715 года, осуществленное сторонниками династии Стюартов) несколько лондонских лож решили сплотиться вокруг одного Великого мастера (гроссмейстера) как центра единения и гармонии. Это были ложа «Гусь на вертеле», ложа «Короны», ложа «Яблони» и ложа «Виноградной кисти» (названия таверн, в которых они собирались)… Было решено устраивать ежегодные собрания всех четырех лож и каждые три месяца - собрания Великой ложи, то есть всех должностных лиц каждой ложи во главе с великим мастером и великими надзирателями…»

Упомянутый документ интересен тем, что в нем, в частности, утверждалось, будто масонство процветало еще в библейские времена, а кроме того, перечислялись обязанности масонов и устав ложи, который частично основывался на старых правилах приема в члены.

Самой же важной и интересной частью книги является глава об «Обязанностях франкмасона», отражавшая современную культурную и политическую физиономию английского масонства. «Масон по самому положению своему, - гласит 1-й пункт «Обязанностей», - подчиняется законам морали и не может быть ни бессмысленным атеистом, ни лишенным нравственности нечестивцем. В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии, какова бы она ни была, но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех - та всеобщая, объединяющая всех людей религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание и какие бы религиозные догматы ни отличали нас от других людей. Верность этим началам превратит масонство в объединяющий центр, поможет ему связать узами искренней дружбы людей, доселе бывших друг другу чужими».

Тем же настроением проникнуты и параграфы о гражданских обязанностях масонов: «Масон является мирным подданным гражданской власти, где бы ни приходилось ему жить и работать. Он не примет участия ни в каких замыслах против мира и блага народа» (2-й пункт). В ложах запрещались всякие религиозные, национальные и политические споры: «Как масоны мы принадлежим лишь к упомянутой выше всеобщей религии и, заключая в своей среде людей всех языком, племен и наречий, объявляем себя врагами всякой политической распри» (6-й пункт). Под «всеми племенами» подразумевались, видимо, нации и народности, входившие в состав Британской империи, так как какой-то иной смысл это выражение в то время вряд ли могло иметь…

Что касается основных принципов масонства, то они излагались кратко и ясно в форме простого диалога:

« Вопрос. Сколько существует правил, имеющих отношение к франкмасонству?

Ответ. Три: братство, верность и молчание.

Вопрос. Что означают они?

Ответ. Братскую любовь, помощь и верность в среде всех истинных масонов, ибо предписания эти даны были всем масонам при постройке Вавилонской башни и Иерусалимского храма…»

Неудивительно, что на вновь созданную масонскую организацию сразу же обратили внимание члены королевского дома: она, вероятно, интересовала их и с археологической, и с социальной точек зрения. Первым примкнул к масонству Теофиль Дезагюльэ, доктор права и придворный принца Уэльского, выбранный в 1719 году третьим по счету гроссмейстером Великой ложи. В 1721 году его примеру последовал доктор Стэкли, соблазненный, по его собственному признанию, надеждой открыть в масонстве пережитки античных мистерий. Все это говорит о том, что, с одной стороны, масонов уже в то время рассматривали как носителей великих тайн, своего рода новую разновидность «розенкрейцерских братьев», а с другой стороны, подозревали в них безбожников и политически опасных людей, за которыми нужен закамуфлированный надзор.

Как бы то ни было, но именно в это время в масонские общества начали активно вступать представители высшей знати: Дезагюльэ и его преемник Дж. Пейн были последними нетитулованными гроссмейстерами Великой ложи, за которыми последовали, на правах официальных Великих магистров, такие столпы английского общества, как герцог Монтэгью, герцог Уортен, граф Долькес и другие герцоги, графы и лорды. Начиная с 1724 года в составе «великих надзирателей» уже не встречается лиц, носящих звание ниже сквайра (сельского дворянина и землевладельца).

Как видим, английское масонство, как и французское, тоже было «масонством прозелитов», включавшим представителей аристократических родов и членов королевской семьи. Но, в отличие от Франции, английские «наследники тамплиеров» не выступали против правящей династии, так как в Англии не было тех сословных и религиозных предрассудков, которые препятствовали бы носителям денежных капиталов участвовать в управлении страной. Единственным исключением был орден гормоголов(якобы основанный китайским императором и занесенный в Англию китайским мандарином), состоявший исключительно из приверженцев свергнутой династии Стюартов. Во главе его стоял герцог Уортен, известный в обществе повеса, ловелас, игрок и развратник.

В целом же английское масонство не ставило перед собой каких-то политических задач и, как пишет один очевидец, больше предавалось «ритуальным» пьяным оргиям.

Так или иначе, но масонское движение быстро набирало обороты. По выражению уже упоминавшегося нами Андерсона, «свободнорожденные британские нации, вкушая после внешних и внутренних войн сладкие плоды мира и свободы, проявили счастливую склонность к масонству во всех видах, и запустевшие было лондонские ложи наполнились новой жизнью».

Из Англии масонство быстро перекинулось в другие страны и распространилось по всей Европе, во многом благодаря тому, что члены английской ложи часто посещали другие страны, так сказать, для обмена опытом и с каждым наездом создавали там все новые и новые организации. В силу этого волна масонства накрыла Европу со скоростью снежной лавины.

Так, в 1728 году появилась масонская ложа (по английскому образцу) в Мадриде, в 1729 гаду - в Гибралтаре, в 1732-м - в Париже, далее - в Гамбурге, Лиссабоне, Лозанне и других городах. К 1749 году общее число примыкавших к Великой ложе заграничных филиалов уже достигло 13. Были образованы английские ложи и вне Европы (в азиатских и американских колониях): в Филадельфии (1730), на о. Ямайка (1742), в Канаде (1760), в Индии (1762) и т. д. По примеру англичан к ложам стали примыкать местные англоманы, а за ними и представители местной знати, плененные идеей масонства.


Во множестве исторических документов, которые дошли до наших дней, сохранились свидетельства того, что масонский Орден является своего рода преемником тайной организации тамплиеров, практически полностью уничтоженной в 1312 году французским королем Филиппом IV Красивым.

Кто же они?

Орден масонов, или Свободных Каменщиков, не является публичной организацией с каким-либо религиозным уклоном. Некоторые исследователи полагают, что они тайно влияют на деятельность экономических и политических элит, а значит, негласно управляют нашей планетой. Кроме того, считается, что члены Ордена есть в высших кругах власти всех ведущих стран мира, так как им удается иногда согласовывать и находить общий язык даже по самым неразрешимым вопросам. Также масонов часто отождествляют с крупной финансовой элитой, которая держит в своих руках все сферы инвестиционного банкинга.

Орден, как и многие другие организации, имеет собственную иерархию. Высшей ступенью являются Великие ложи, которые имеют филиалы низшего уровня, а они, в свою очередь, делятся согласно географическим признакам. Что касается роли масонов в управлении планетой, то скептики склонны считать их влияние сильно преувеличенным, а многие утверждения - голословными.

Их цели

Исследователи склоняются к версии, что изначально смысл деятельности масонов заключался в изменении мира в лучшую сторону, т. е. они хотели сделать его более совершенным для того, чтобы каждый из живущих на земле чувствовал себя счастливым. Для достижения этой цели требовалось изменить все общество и каждого человека в отдельности. Но когда во главе масонства в 1870 году стал Адольф Кремьё, политика Ордена кардинально изменилась. Была разработана некая программа, направленная на установление господства членов этого тайного общества над всем миром. Некоторые исследователи уверены, что Первая и Вторая мировые войны были спланированы именно масонами. Но как видно из истории, ни мирным, ни военным путем конечная цель пока не достигнута.

С самого начала члены масонского Ордена пытались понять, как же повлиять на мир, и наконец, пришли к выводу, что насильно изменить общество и заставить каждого человека вести себя по-другому, руководствуясь иными ценностями, сразу невозможно. Для этого придется воздействовать на сознание каждого отдельно взятого индивида, а, по мнению психологов, это может стать возможным лишь в случае постепенного перевоспитания.

Данный способ требует немало времени, так как должно смениться не одно поколение людей, пока необходимые ценности станут нормой общественной жизни. Считается, что члены Ордена придумали наиболее быстрый метод влияния на желания и мысли людей через специально разработанные тайные символы масонов.

Основные знаки и их значение

Сегодня существует большое количество символов, которые ассоциируются с Орденом масонов. В одной статье сделать описание всех просто невозможно. Поэтому рассмотрим лишь главные символы масонов и их значение.

Лучезарная дельта, или Всевидящее око, - один из самых знаменитых знаков Ордена. Большинство экспертов считают, что данный символ не имеет ничего общего с тотальным контролем. Наоборот, он является олицетворением мудрости и истины, которыми овладевает ученик, а также победы добра над злом. Причиной, которая способствовала тому, что Всевидящее око стали воспринимать как символ тотального контроля, стало его размещение на монетах и банкнотах многих стран мира.

Дело в том, что практически с самого начала масонов окружала некая аура таинственности, поэтому многие люди хотели стать членами их Ордена. Некоторые из них были очень богаты, а как известно, ни одна организация не отказывается от хорошего финансирования. Поэтому в ряды масонов стали принимать не только архитекторов и каменщиков, но и тех, кто обладал немалыми денежными средствами и большой властью. Таким образом, в Ордене появились монархи, лорды, дворяне, владельцы банков и крупные предприниматели. Чуть позже они начали размещать символы масонов (фото есть в обзоре) - Всевидящее око и другие - прямо на денежных знаках, зданиях, которые они построили, и на большом количестве других предметов, показывая тем самым свою власть и могущество.

Наугольник и циркуль - знак, который трактуется по-разному в зависимости от ложи. Чаще всего его ассоциируют с небом и землей. Иногда его дополняют буквой G, обозначающей Бога или геометрию (от английского слова Geometry). Взаимное расположение наугольника и циркуля имеет важное значение во всевозможных обрядах и церемониях.

В зависимости от лож, символы масонов могут иметь некоторые отличия друг от друга. Например, вместо буквы G изображают крест и розу. Это значит, что данный символ принадлежит Ордену розенкрейцеров - одной из масонских ветвей, которые в отличие от иллюминатов не стали объектом гонения со стороны общества и церкви.

Книга священного закона - символ, изображающий открытый фолиант с наложенным на нем наугольником и циркулем. Это не обязательно библия, как могут подумать многие, а основное писание тех верований, которые исповедуют члены конкретной ложи. Предположительно он был введен с той целью, чтобы поддерживать хорошие отношения со всеми религиозными конфессиями, которые имеют достаточно большое влияние в мире.

Различные символы масонов и их значение

● Две колонны, называемые Яхин и Боаз, представляют собой пару латунных или медных столбов, которые некогда стояли в городе Иерусалиме, в храме Соломона. Они символизируют созидание и разрушение, или Землю и Космос.

● Ступени, расположенные между колоннами - это испытания и очищение некими стихиями во время получения посвящения в масоны.

● Мозаичный пол с чередующимися в шахматном порядке черными и белыми клетками. Так данный символ обозначает область человеческих чувств, которые уравновешены с поразительной точностью: добро и зло, горе и радость и т. д.

● Три кольца - знак триединства религий - античности, иудаизма и христианства.

● Жемчужины и раковина - это символы саморазвития. Масоны считали, что человек в этом мире - всего лишь песчинка, которая должна самостоятельно превратиться в перл.

● Химеры являются олицетворением несбыточной мечты, к которой необходимо стремиться всем сердцем.

● Ветвь акации символизирует бессмертие.

Крестообразные знаки

Очень важными являлись символы масонов, которые были выполнены в виде крестов. К ним относятся каббалистический, или трилистниковый, равносторонний, римский, или греческий, свастика, или гаммированный (все варианты), шестиконечный, Тау-крест и другие в комбинации с треугольником, пятиконечной или шестиконечной звездами и змеей.

Весьма необычно выглядит знак, принадлежащий Ордену розенкрейцеров. Он представляет собой Тау-крест с пригвожденной к нему змеей. Этот символ означает темную сторону человека, которой суждено умереть в том случае, если дух сможет выполнить свое предназначение. Другой знак Ордена - крест и роза - олицетворяют собой соответственно огонь земных страданий и божественный свет Вселенной, а также мужскую и женскую основы.

Масоны в России

Согласно преданию, первым представителем этой организации на русской земле был царь Петр I Великий, который отправился в Англию с Великим Посольством в 1699 году. Считается, что именно там он принял посвящение от Кристофера Рена, однако ни в одном из документов таких сведений нет. Но тем не менее это похоже на правду, если учесть, что основатель Петербурга был неравнодушен ко всем новомодным западным веяниям, а масонство, как известно, базировалось на гуманистических принципах и просвещении.

Согласно документам, первые представители и символы масонов в России появились в 30-х годах XVIII века. Сначала организации возглавлялись иностранцами, но уже в 1750-м в Санкт-Петербурге работала ложа, которой руководил граф Воронцов. К концу столетия в столице Российского государства существовало уже несколько масонских обществ, состоящих в основном из гвардейских офицеров. В то время были известны ложи «Счастливое согласие», «Молчаливость» и «Постоянство». Нужно отметить, что правительство все время чувствовало некую угрозу, и поэтому старалось тем или иным способом контролировать масонов.

Расцвет российского тайного общества приходится на 1770 годы, когда мастером Великой ложи в Петербурге стал историк, поэт и государственный деятель И. П. Елагин. До него масоны занимались традиционными для таких организаций обрядами, незначительной благотворительностью, проводили время в пустых спорах, а сами собрания часто заканчивались пирами. Елагин же ввел более строгий порядок работы лож, так как являлся к тому времени достаточно опытным франкмасоном, приверженцем шведской системы и страстным поклонником Калиостро. Под его началом действовало 14 лож, в которых состояло около 400 посвященных. Чуть позже он стал владельцем целого острова, где сейчас расположен ЦПКиО им. Кирова.

Тайные знаки в Северной столице

Символы масонов в Санкт-Петербурге можно обнаружить даже просто гуляя по городу. Пожалуй, самым известным зданием с явным знаком тайного общества является Казанский собор. Многим гостям и жителям города сразу же бросается в глаза явное несоответствие внушительных размеров мистического символа, который расположен на фронтоне здания, с православным собором. Над входом расположен знак, известный под названием "Всевидящее око". Его можно обнаружить на всех портиках: на двух оно высечено из пудостского камня, а на одном - золоченое.

Казанский собор строился как раз в период расцвета масонства в России (1801-1811). О связи храма и тайного общества говорит и тот факт, что у его истоков стояли небезызвестный граф Александр Строганов со своим бывшим крепостным Андреем Воронихиным, также разделявшим взгляды масонов. Кстати, при императоре Александре I символ Всевидящее око как элемент оформления был использован при изготовлении орденов и медалей, которыми награждали героев Отечественной войны 1812 года.

Как видим, символы масонов в архитектуре Санкт-Петербурга присутствуют во многих местах. Фронтон Троицкого собора (Александро-Невская лавра) также украшен мистическим знаком с расходящимися во все стороны лучами. Кроме того, Сампсониевская церковь в своем внешнем убранстве тоже имеет знаки тайного общества.

Немало легенд ходит и о Строгановском дворце - поистине роскошном здании, относящемся к русскому барокко. Его автором был знаменитый архитектор Растрелли. Это строение в виде буквы «Г», расположенное на углу Невского проспекта и Мойки, было возведено в 1753 году. После пожара, который практически полностью уничтожил изначальное убранство, его восстановлением занимался строгановский архитектор Андрей Воронихин.

Согласно легенде, символы масонов украшали всю внутреннюю отделку дворца. Даже последовательность расположения парадных залов, а также личных покоев представляли собой ритуальный путь тайных масонских посвящений. Что касается узоров на шпалерах, то они сплошь состояли из эмблем, олицетворяющих духовное восхождение. Считается, что в этом доме масон А. С. Строганов, сын хозяина дворца, проводил множественные заседания своей ложи. Предполагается, что эти мероприятия проходили в Египетском (Физическом) кабинете, из окон которого открывается красивый вид на Казанский собор. Даже в наше время средь настенных росписей Строгановского дворца можно найти символы масонов - скрещенные ключи и цветок граната.

Тайные знаки в сердце страны

Некоторые символы масонов в архитектуре Москвы довольно хорошо сохранились и дошли до наших дней. Стоит отметить, что и сейчас в столице есть действующая ложа. В число одних из самых распространенных символов входит и рог изобилия. Именно в такой форме архитектор Баженов и спланировал свое последнее здание - дом Юшкова, в котором в данный момент находится Российская академия ваяния, живописи и зодчества. Одно время здесь часто собирались масоны для того, чтобы совершать свои тайные обряды. Позже в этом доме издатель Новиков, также бывший членом Ордена, организовал читальню, куда могли прийти люди, независимо от их происхождения.

Символы масонов в Москве встречаются довольно часто. Например, дом Пашкова. Это, пожалуй, самое известное масонское здание в городе. Считается, что именно с крыши этого дома герои некогда запрещенного произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Азазелло и Воланд любовались Москвой. В прошлом веке в стенах этого здания проводились масонские собрания. На нем сравнительно легко можно обнаружить тайные символы: саламандры и химеры, отвес и циркуль, ветви акации и жемчуг.

На зданиях, где проходили масонские собрания, осталось множество символов, которые оставили Свободные Каменщики. К таким постройкам относятся Меншикова башня, храм иконы «Всех Скорбящих Радость», музей, посвященный творчеству А. С. Пушкина, институт Склифосовского и другие.

Тайные знаки в Сочи

Были они или нет на Олимпийских играх, но некоторые не только зарубежные, но и российские СМИ все же углядели в некоторых событиях связь с Орденом масонов. Прежде всего это касается нераскрывшегося кольца, символизирующего Америку. Никто не ожидал, что данное событие вызовет такой грандиозный скандал.

Одни утверждали, что это было сделано намеренно и в угоду компании, которая спонсировала этот спортивный праздник. Другие же усмотрели сходство с некоей ритуальной процедурой, где использовались символы масонов. На Олимпиаде в Сочи был еще один удививший многих людей инцидент. Дело в том, что во время церемонии закрытия игр дирижировавший детским хором Валерий Гергиев довольно отчетливо и ясно показал рукой на один из масонских знаков - так называемый «козел», выглядевший как поднятые вверх указательный палец с мизинцем при сжатом кулаке.

Знаки на деньгах

Если рассмотреть внимательно оборотную сторону американской купюры, то на ней можно найти символы масонов. На долларе их несколько, но нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что данные знаки относятся именно к этому Ордену.

● Всевидящее око. Бесспорно, что этот символ имеет прямое отношение к масонству. Но нельзя не отметить тот факт, что очень похожий знак был и у христиан, буддистов и индуистов.

● Пирамида. Ее изображение используют не только члены тайного общества, о котором идет речь, но и другие организации.

● Постоянное присутствие цифры 13, которое издавна считается масонским. Например, ей соответствует число ступеней пирамиды, изображенной на купюре, количество оливок и листьев, а также стрел в когтях у орла. Кроме того, если посчитать полосы на щите и звезды над птицей, то их тоже окажется 13. Мало того, фразы Annuit coeptis и E pluribus Unum имеют такое же количество букв. Но этому есть разумное объяснение - вначале Америка насчитывала всего 13 штатов, поэтому этот факт может быть всего лишь простым совпадением.

● У основания пирамиды есть зашифрованная надпись MDCCLXXVI, обозначающая цифру 1976. Эта дата является годом возникновения тайного Ордена иллюминатов, но в это же время состоялось и подписание декларации о независимости Соединенных Штатов.

● Если вокруг пирамиды взять и начертить звезду Давида, то образуется слово Mason. Это совпадение, которое довольно сложно поддается какому-либо объяснению.

Существуют и другие то ли закономерности, то ли совпадения с иными тайными знаками. Но они имеются не только на долларовых банкнотах. Символы масонов на деньгах можно обнаружить повсеместно. Их можно было видеть как на российских царских монетах, так и на современных украинских банкнотах - Всевидящее око изображено на купюре в 500 гривен.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что символы масонов (фото мы представили в статье), которые были разработаны очень давно и имели выражение в определенных ритуалах, не только не были утеряны за прошедшие века, но их роль до сих пор сохраняется и имеет огромное влияние на современный мир.

Введение

Масонство - широко распространенное во всем мире и существующее по сей день движение, несущее нравственно-религиозный характер. Его появление связано с удовлетворением религиозной потребности на внецерковной основе.

Историки до сих пор спорят о значении масонства в мировой истории. Для одних это движение представляется скорее сектой, лишенной какой-либо высшей цели и рационального зерна, в то время как для других масоны являются чуть ли не основными двигателями истории. Мистический характер учения со всеми легендами, окутывающими его историю. Сложная организационная структура внутри движения, огромное количество конституций, уставов, специальной терминологии и символики - все это и многое другое усложняет процесс изучения этого общественного явления. Если об историческом влиянии масонов можно спорить, то степень их влияния на культуру, несомненно, велика.

Говоря о масонстве, сложно не уйти от самой сути этого учения, которая, подчас кажется, самим его последователям ясна не до конца. В данной работе речь пойдет, прежде всего, о масонстве в России и о том, как оно реализовывалось здесь в XVIII-XIX веках. В частности, будет рассмотрена связь масонства с периодической печатью. Главным образом, будет сказано об издателях-масонах, общественной и просветительской деятельности русских масонов, проповедуемых ими идеях и влиянии самого движения на общество и культуру страны.

В работе также будет затронута история и краткая характеристика масонства вообще, а также тех систем и школ, которые имели наибольшее влияние на Россию и получили в ней наибольшее распространение. Особенность развития русского масонства заключается, пожалуй, в том, что оно не столько выдвигает собственную систему, собственный вариант прочтения масонского учения, а больше заимствует иностранные школы, проповедуя их идеи и лишь выбирая из предложенного.

Что же касается персоналий в истории русского масонства, они играют первостепенную роль, а некоторые из них(в частности Н.И. Новиков) имели непосредственное отношение к периодической печати. Целью работы является оценка роли масонства в России в указанный выше временной отрезок, а также рассмотрение периодических изданий как рупора общественных, в частности именно масонских, веяний и идей.

В этой работе не будут подробно рассматриваться структура лож, символика, система степеней, ритуалы, масонские уставы и тому подобное, потому как это не столь важно для раскрытия поставленной темы.

Масонство

История возникновения, основные идеи

История масонского ордена представляется туманной, окутанной множеством легенд и тайн. Само название масонство или франкмасонство происходит от французского franc mason или английского free mason , что в дословном переводе означает вольный каменщик . Уже судя по одному названию можно сделать определенные выводы относительно истоков ордена.

Итак, у разных историков масонство берет свое начало: у кого от строительства храма Соломонова, у кого - от Адама, есть же версия, связанная непосредственно с происхождением самого названия масонов, согласно которой они возникли из средневековых строительных артелей или братства вольных каменщиков. Их деятельность было связана с постройкой готических храмов и исчисляется с VII века. Именно там выработалась специфическая система отношений между членами братства, а также, своего рода, классовое разделение внутри артелей.

В Англии при возведении соборов также пользовались услугами этих строительных товариществ, участники которых ввиду достаточно продолжительной совместного работы и тесного общения организовывали строительные ложи. Со временем (в XII в.) , в этих ложах начали появляться люди, не имеющие отношение к мастерству каменщиков-строителей, то есть "масоны теоретические", которые поучали правилам нравственности и занимались лишь либеральными профессиями, присоединялись к "масонам практическим". Так "спекулятивное масонство" проникло в "строительное масонство". В итоге, в конце XVI-начале XVII вв. непрофессионалы стали преобладать над профессионалами, пока от строительного искусства в масонских обществах не осталось ни следа, а название приобрело чисто символическое значение.

"Слово "free-mason" (свободный каменщик) перешло из английского в другие языки уже после того, как оно потеряло и в Англии свой первоначальный смысл, и вопрос о его происхождении основательно запутался. Во всяком случае, упоминания о фри-масонах встречаются уже в английских документах XIV века.

Важно подчеркнуть, что первоначальное значение слова "свободный каменщик" имело сугубо профессиональный смысл - это так называемые "свободные каменотесы", т.е. каменщики, специализирующиеся на обработке мягких камней или, говоря другими словами, более искусная, квалифицированная их часть."

В дальнейшем история развития и распространения масонства становится более ясной и последовательной. 24 июня 1717 года в Лондоне была основана первая Великая ложа. Отсюда масонство получило широкое распространение в другие страны.

"24 июня 1717 г. в Лондоне в таверне "Гусь и вертел" появилась первая в мире Великая ложа. Четыре ложи, которые прежде собирались в других лондонских тавернах, наконец объединились, создав тем самым первую масонскую организацию нового времени. На этот день приходился праздник св. Иоанна Крестителя. Об этом событии до нас дошел краткий отчет Джеймса Андерсона, опубликованный во втором издании его "Книги уставов" по прошествии многих лет после памятного дня. "

Что же до основных идей масонства, здесь важно заметить, что "едва ли не основным источником масонства является христианское вероучение, (хотя и в специфической протестантской упаковке) с его заповедями добра, равенства, мира и справедливости. Влияние иудаизма на масонство исследователи усматривают, прежде всего, в увлечении братьев древнееврейской Каббалой (два трактата "Сияние" ("Зогар") и "Книга творения" ("Сефер Шецир"), посвященные, главным образом, толкованию Ветхого завета). Прослеживаются в масонстве и следы других мировых религий: ислама (запрещение изображения божества, обязательная милостыня) и даже буддизма (поиск масонами "среднего пути" и стремление к консенсусу)."

Масонство характеризуется как нравственно-этическая система, находящая выражение в символах и аллегориях. Все учение построено на обрядах и традициях, зачастую, они играют определяющую роль для членов ордена. Ведь, различные школы масонства в разных странах отличаются друг от друга, прежде всего, не самими идеями, а способом их выражения и подходом к их рассмотрению. Так, существуют регулярные и иррегулярные ложи. Под первыми понимаются те, что признаются истинными той или иной основной ветвью масонства (Объединенная великая ложа Англии - ОВЛА, Великий Восток Франции - ВВФ и т.д.). Под иррегулярными понимаются ложи, принадлежащие другой ветви или ни к одной из них - самопровозглашенные масонские ложи.

Вера в высшее начало- основополагающий элемент в масонстве, каждый из членов ордена чтит Бога и обращается к нему как к "Великому Строителю Вселенной", масонство основывается на монотеистических воззрениях. Однако, масонство не является заменой религии и позволяет членам ордена исповедовать любое из традиционных верований, так как понятие Великого Строителя каждый может понимать по-своему.

Масонство лояльно к власти, оно никогда не несло революционный характер и его деятельность всегда направлена на пользу общества, в частности благотворительность. Как сами себя определяют масоны (в П.1 конституции ВВФ от 1884 года): "франк-масонство есть учреждение глубоко филантропическое и прогрессивное. Оно ставит своею целью искание истины, изучение мировой морали и применение принципа солидарности.

Франк-масонство работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным и общественным совершенствованием человечества. Его принципы: взаимная терпимость, уважение своего и чужого достоинства, полная свобода совести. Франк-масонство, полагая, что метафизические понятия есть личное дело каждого, отказывается от деспотических утверждений. Его девиз: свобода, равенство и братство".

Таким образом, масонство стремилось к достижению своеобразного века Астреи, некоего Эдема, где все будут равны и свободны, а чтобы достичь этого, необходима работа над собой и помощь ближнему. Однако, каковыми бы прекрасными и простыми ни были эти цели, масонам по всему миру виделись по-разному пути их достижения. Несмотря на принципы альтруизма и филантропии, а также принцип терпимости по отношению к власти и религии, масоны все-таки стремились усовершенствовать человеческое общество и несколько его переиначить.

"На пути к утверждению масонского Эдема на земле стоят религия, нация и монархические государства. Эти исторические установления мешают соединить все нации в один союз, а отсюда неизбежность борьбы с ними.

К разрушению церкви, нации и монархии масонство подходило постепенно, осторожными шагами, подготовляя общество к более решительным мерам и действиям.

Но борьба против церкви и духовенства не прекращалась никогда, даже и в эпоху строительных корпораций."

Среди членов масонского ордена числятся многие известные политические деятели, сыгравшие значительную роль в истории, такие как автор "Декларации прав человека" Томас Джефферсон. В некоторых источниках говорится о значительном участии масонства в подготовке Великой французской революции. Существуют мнения, что сама идея демократии и народовластия, как и многие другие подобные, родилась в масонской среде и благодаря ей.

Если проследить историю масонского ордена, можно заметить тенденцию изменения и корректировки множества их идей. Так, со временем в ордене пришли к позиции атеизма и космополитизма, где все люди - братья, а идеал - это не Бог, а человечество.

"Вопреки распространенному мнению, масонство не есть что-то неизменное и неподвижное. В разные времена в разных странах масонство проявляло себя по-разному. Неизменным оставался, пожалуй, только его характер, как формы самоорганизации элиты общества. В этом, собственно, и состоит суть современного масонства, его голая, так сказать, "правда века"."

Конечным идеалом всех масонов является построение сверх-государства в виде мировой атеистической республики.