Композицией может быть инсталляция. Инсталляция - это что? Значение и применение слова инсталяция. Работы с ветками и сучками от Dougherty"s

Творческий эксперимент

на уроках изобразительного искусства в 7 классе.

«Инсталляция»

Инсталляция (англ. installation - установка, размещение, монтаж) - форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и визуальной информации) и являющую собой художественное целое. Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создаёт смысловые модификации, игру значений. Габарит инсталляций варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на создание интерьерного пространства.

В учебнике по изобразительному искусству школы Неменского за 7-8 класс инсталляции посвящено не очень много информации. Однако ее достаточно, чтобы дать представление обучающимся об этой современной форме искусства и вызвать интерес.

Я решила запланировать серию уроков в качестве эксперимента для детей 7 класса по теме: «Панно –инсталляция», и посмотреть:

    Какие темы выберут ученики для своих работ

    Какие материалы будут использовать

    Какую эмоциональную нагрузку будут нести их панно

    Насколько развиты у детей фантазия и воображение

    Какое направление из жизненного опыта будет отражено в работе

    Насколько эстетично, аккуратно, гармонично и со вкусом будут они выполнены.

Так же я объяснила детям, что самые интересные работы будут считаться итоговыми за курс 7 класса, и высоко оценены.

План первого урока:

Цели: познакомить детей с инсталляцией – новой формой современного искусства;

Дать представление о разнообразии инсталляций в современном мире искусств.

Задачи: определиться с выбором темы будущей работы;

Продумать материалы и их расположение;

Составить предварительный эскиз.

    Вводная часть -3 мин

    Просмотр видеоряда: «Виды инсталляции в современном искусстве»-8 мин

    Выбор темы из предложенных педагогом: 4 мин.

    • Электроника

      Журналистика

      Медицина

    • Путешествия

      Страны и народы

      Кулинария

      Косметика

      Машины и механизмы

      Камни и минералы

      Металлургия

      Строительство

    • Швейное дело

      Домашние животные

      Другое на свой выбор

4.Практическая работа – составление эскиза -25 мин

5. заключительная часть – консультация с педагогом, оценивание эскизов-5 мин.

Материалы: альбом, простой карандаш.

Домашнее задание : подготовить материал для следующего урока согласно задуманной работы.

План второго урока:

Цели: познакомить детей с правилами работы с бросовым материалом;

Задачи: научить умению распределять материал по плоскости панно согласно эскизу;

Пользоваться различными видами клея, выполняя технику безопасности.

1.Вводная часть -3 мин

2.Практическая работа – выполнение панно -40 мин

а)Выполнение фона заднего плана -10 мин

б)Деталирование предметами переднего плана -30 мин

5. Заключительная часть – сохранение работ для высыхания -2 мин.

Материалы: альбом с эскизом, бросовый материал: швейная фурнитура, мебельная фурнитура, сухие растения, значки, броши, бусы, коробочки, пузырьки из под маникюрного лака, помады, сломанные мобильные телефоны и гаджеты, медали, монеты, мини-игрушки, ткань, пластик, металлические изделия, старые поделки, фотографии, иллюстрации, и т.д.; клей – Момент, Дракон, Мастер, ПВА и др.

Домашнее задание: Доделать работу, набросать план защиты своей работы:

    Почему выбрал эту тему?

    Название работы?

    Какие материалы использовал?

    Где можно применить готовое панно?

План третьего урока:

Цели: Ориентировать обучающихся на публичное выступление, защиту собственной творческой работы.

Задачи: учить детей определять значимость своего труда, логически подтверждать выбор темы и подбор материала, давать название своей творческой работе и определять дальнейшее ее применение.

    Вводная часть- 1 мин

    Защита работ – 2 мин на каждую работу (40 мин)

    Заключительная часть – выставление оценок, с учетом мнения коллектива одноклассников.

Из лучших работ в холле учреждения организовывается выставка с познавательным стендом – информацией об искусстве инсталляции.

Выводы: В ходе творческого эксперимента удалось выяснить следующее:

    Детям интересна тема инсталляции, они с удовольствием выполняли работу.

    Дома у ребят скопилась масса старых мелких ненужных вещей, которые жалко выбросить, и из них можно сделать много интересных инсталляций.

    В работе над панно раскрылись творческие способности тех детей, которым уроки по живописи и графике даются с трудом, и нет особого интереса к предмету.

    Девочки в основном выбирали темы: мода, музыка, природа, косметика, кулинария, швейное дело, семья, животные. Мальчики творили в направлениях: электроника, спорт, туризм, машины и механизм, путешествия, друзья. Была серия неожиданных тем: ссора, мир динозавров, космос, бабушкины секреты, сервировка стола, младенец.

    Ребята с удовольствием презентовали свои работы, однако многие стеснялись публичного выступления, есть ребята с проблемами речи и им было сложно уложиться в регламент.

    Некоторым ребятам было сложно определиться с названием своей работы. Зато все определились с дальнейшим применением: подарю маме, папе, бабушке, тетям, дядям, братьям, сестрам и т.д.; украшу кухню, гостиную, спальню, коридор и т.д.; родители украсят рабочее место, кабинет, салон и т.д.; подарю подруге, другу.

Инсталляции - один из самых выразительных видов творчества. Особенно, в современном мире, полном безвкусицы и повторюшек-хрюшек, сыплющих плагиатом. В такой среде лучше всего - сделать подборку чудных инсталляций по версии некоего арт-сайта.

1. Телефонная будка Banksy’s.

Дабы сделать удачную пародию на отмену британскими властями классических красных лондонских телефонных будок, неизвестный британский партизанский дизайнер-инсталлятор Banksy (Бэнкси) решил пробить эту конкретную будку топором. (фото вверху)


2. Трансформер в реальной жизни, версия Reymond"s.

Одной из наиболее известных работ французского художника Guillaume Reymond является эта серия представления, названная "TRANSFORMERS ", собрала в себе множество различных средств передвижения, устанавливая их на дороге по собственной, удивительно точной хореографической наметке, и создавая иллюзию живого небесно огромного робота-трансформера.


3. Работы с ветками и сучками от Dougherty"s.

Художник Patrick Dougherty (Патрик Догерти) создает фантастический скульптуры, хаты и всякие прочие интересные штуки из веток, сучков и пней. То, что выше на фото, называется the Na Hale ‘o waiai , что в переводе с гавайского означает "Дикие жилища и создания, построенные из клубничной гуавы".


4. Тоннельный дом Havel"s.

Dan Havel (Дэн Хэйвел) и Dean Ruck (Дин Рак), артисты из Хьюстона создали нечто из тоннелей, что назвали "Inversion" . Используя доски с наружной части дома, они сотворили воронковидный тоннель, проходящий между двумя домами, выходящей маленькой дырой на прилегающий задний двор. Вероятно, что это очень удачный пример испытания на себе-любимом прохождения через черную дыру без конечного эффекта в виде растворения себя до квантовой ничтожности.


5. Ледяные скульптуры тающих людей от Azevedo"s.

Бразильский артист Nele Azevedo (Неле Азеведо) создал сотни сидящих человеческих фигурок изо льда. Инсталляция продержалась до последнего человечка, растаявшего в дневной жаре.


6. Mortimer"s публичная будка для молитв.

Совместив телефонную будку с молитвенной будкой, Dylan Mortimer (Дилан Мортимер), артист из Канзас-Сити сотворил инсталляцию, названную "Public Prayer Booth" . Если вы как-нибудь будете проходить мимо, вы сможете встать на колени и просто помолиться.


7. Выпиваемое искусство от Broecker"s.

Пить во имя искусства... Повода лучше просто не придумать! С помощью этой "интерактивной инсталляцией" под авторством Hannes Broecker (Ханнэ Брокер), музей, в котором проходила выставка и презентация инсталляции, приглашает посетителей подойти к контейнерам с выпивкой и сделать глоток-другой.


8. Здание целиком и полностью из стульев Salcedo"s.

Это потрясающее творение было создано Колумбийским скульптором Doris Salcedo (Дорис Салцедо) для Интернациональной выставки Биеннале в Стамбуле в 2003 году. Она использовала более 1550 стульев, забитых в пустующее пространство между двумя строениями.


9. Гигантское гнездо Verdonck"s.

Бельгийский художник Benjamin Verdonck (Бенджамин Вердонк) создал огромное гнездо на башне Rotterdam Weena , которое даже недолго там продержалось в качестве инсталляции, названной "The Great Swallow" ("Великая Ласточка").


10. Панели потокового дорожного движения Lerner"s.

Это - интерактивная арт-инсталляция в Мюнхене авторства Markus Lerner (Маркуса Лернера) для города Осрам, Германия. Интерактивные панели реагируют на потоковое движение на проходящей рядом трассе. Интересно наблюдать за тем, как вдохновлявшие автора потоки движения вылились в такую инсталляцию, но реакция автолюбителей-пользователей трассы, вдоль которой установлены эти панели, кажется, не очень и реагируют на красоту рядом. Увидеть инсталляцию в действии можно на этом видео:

В период «посткартинного» существования искусства, когда вместо прямоугольников на стенах музеи предлагают совсем другое, произведения искусства часто называются инсталляциями — об этом вездесущем понятии и хочется сегодня рассказать.

Инсталляция (от английского installation — установка) представляет собой некий набор предметов, объединенных общей идеей. Первые инсталляции делали сюрреалисты и Марсель Дюшан — его «Велосипедное колесо» (1913) и «Фонтан» (1917) знает теперь каждый. Это привело к появлению термина «реди-мэйд», значащего внесение в музей готового, сделанного чужими руками не для искусства, предмета. Первая инсталляция в России (поправьте меня, если что) появилась в 1973 году: «Рай», созданный Комаром и Меламидом, — квартира, заполненная символами существующих и вымышленных религий (под музыку, при свете фонаря).

Есть несколько отличительных особенностей инсталляций:

1. Инсталляция — это композиция из элементов пространства и вещей

Если вы входите во вдруг непривычно обустроенный зал, или если носок ботинка зацепил валяющийся мусор — наверное, это новая инсталляция. Это могут быть вещи из прошлого, восстанавливающие картину быта, или современные предметы, теряющие свою утилитарную функцию — в любом случае это вполне реальные объекты с фактурой, тенями, отражениями, которые обыгрываются, и смыслами, которые они заново приобретают.

2. Инсталляция — это соединение различных искусств

Кроме изобразительного искусства, всегда являющегося отправной точкой и опорой музеев, инсталляция включает в себя музыку, видео, реальность — поэтому ее можно слушать, трогать, нюхать, пробовать на вкус, и поэтому инсталляция трехмерна.

3. Инсталляция — это обязательное взаимодействие со зрителем

Вытекающее из предыдущего пункта свойство — инсталляция всегда напрямую вовлекает в себя зрителя, поэтому зачастую никто не заставляет сдерживать детский хватательный рефлекс (даже наоборот — иногда смысл произведений заключается в его стимулировании), поэтому можно тыкать пальцами в изображения и нервировать смотрительниц изменением положений предметов.

4. Инсталляция должна находиться в музее

Иногда именно музей делает из искусства искусство, поэтому одно из свойств инсталляции — принадлежность закрытому месту, предполагающему сценическую конструкцию. Дмитрий Пригов пишет об этом: «Инсталляция представляет собой нечто, воздвигнутое в замкнутом помещении. Размер последнего варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на организацию интерьерного пространства».

При этом очень многое и вне музеев можно назвать инсталляцией.

5. Инсталляция — это не скульптура

Скульптура представляет собой сооружение (фигуру, предмет), которое имеет объемную форму и изготовлено из какого-то материала. Инсталляция может напоминать скульптуру, при этом она отличается, прежде всего, разнородностью материалов — то есть вместо бронзы или гранита или глины (в скульптуре) — в инсталляции может быть это все, смонтированное вместе.

6. Инсталляция мало живет и почти не хранится

Чаще всего музеи не могут сохранить инсталляцию в том виде, в котором она выставляется, потому что никто не знает, как ее хранить: невозможно положить ее как лист бумаги, картину, упаковать в ящик, как скульптуру. Инсталляция, вслед за другими формами современного искусства, сохраняется в побочных документах — фотографиях, видео, зарисовках, эскизах и только иногда воссоздается заново.

7. Инсталляция — магическое искусство

Основной эффект, к которому стремятся художники, это создание иллюзии — при помощи изменения обликов привычного возникает ощущение магического или даже мистического переживания. Человек как будто попадает в пространство, полностью переделанное, иное. Маргарита Тупицына в беседе с Ильей Кабаковым сказала: «Инсталляционное пространство — еще и суррогат пещеры. И если, согласно общепринятой версии, искусство родилось в пещерах, где впервые были сделаны наскальные рисунки, то в этом смысле мне кажется, что инсталляционная метафора действительно может восприниматься как какой-то очень архаичный вид творческой манифестации, и в частности — как возвращение к первоистокам искусства»

Не пугайтесь, когда находитесь в музее и не знаете, как назвать то, что перед вами — если это не картина или скульптура и не спектакль, скорее всего это инсталляция.

Слово «инсталляция» появилось в русском языке относительно недавно. Оно заимствовано из английской лексики и имеет целый ряд значений.

Искусство инсталляции

В изобразительном искусстве так называют модернистское произведение, в котором используются готовые детали или предметы. Например, пластиковые бутылки, пуговицы, старые журналы.

Их особым образом комбинируют и располагают в пространстве. В результате привычные вещи обретают новый смысл.

Инсталляцией также называют художественный прием композиции. Когда экспонат или их совокупность размещают в зале, создавая определенную конструкцию, подобную сценической.

Не нужно путать инсталляцию с энвайронментом. Инсталляция – лишь технический момент в создании выставочной композиции. А энвайронмент является современным видом искусства.

Это одна из самых «продвинутых» арт-практик. При которой коллектив художников, архитекторов, инженеров создает целостное, не утилитарное арт-пространство.

Термин для программистов

Тем, кто пользуется компьютером, слово «инсталляция» тоже знакомо. Так называют время, в течение которого происходит установка программного обеспечения на компьютер. Запускается инсталляция с помощью специальной программы, записанной, например, на CD-диск.

Процесс инсталляции проходит в автоматическом режиме. Пользователь только делает выбор некоторых настроек и компьютерного диска, на котором программа будет храниться. Инсталляция включает в себя размещение и создание файлов, необходимых для нормальной работы программы.

Инсталляция и сервис

Словом «инсталляция» пользуются и те, кто занимается монтажом и обслуживанием оборудования. Оно может быть различным: медицинским, буровым, холодильным.

Когда оборудование сложное, его нужно не только доставить и установить, но и довести до рабочего состояния. Сделать наладку и настройку. Специалист должен хорошо разбираться в самом оборудовании, иметь обширные знания в сфере его применения.

Инсталляция для «белого друга»

Этот технический термин принимает несколько иное значение, когда речь идет о сантехническом оборудовании. В частности, об унитазах.

В последнее время широким спросом пользуются унитазы, которые крепятся не к полу, а к стене. Они более практичны в использовании, занимают мало места, гигиеничные. Крепления для настенных унитазов тоже называются инсталляциями.

Они постоянно совершенствуются. Появились конструкции, которые позволяют регулировать высоту унитаза.


Инсталляция (англ. installation установка, размещение, монтаж) - форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов. Вступая в неординарные комбинации, вещь освобождается от своей утилитарной функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создает смысловые трансформации, игру значений.


Инсталляция широко распространена в постмодернистской культуре, берет свои истоки из авангарда начала ХХ столетия. Ее основоположниками были дадаист Марсель Дюшан и сюрреалисты. Художники разных направлений создавали инсталляции, среди них можно назвать: Роберта Раушенберга, Джима Дайна, Илью Кабакова, Йозефа Бойса, Янниса Кунеллиса и многих других. Главная цель инсталляции - создание в определенном объеме особого художественно-смыслового пространства, построенного на неординарном сочетании тривиальных вещей, выявляющего в них новые смысловые значения и чувственные качества, скрытые от обыденного восприятия. Развитие научно-технического прогресса, возможности видеотехники, компьютерные технологии помогли развиться новым видам инсталляций, в том числе видеоинсталляции.


Виды инсталляций Инсталляцию можно охарактеризовать как самоценную символическую декорацию, создаваемую в определенное время под определенным названием. Важно, что зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри неё. Некоторые инсталляции приближаются к скульптуре, но отличаются от последней тем, что их не ваяют, а монтируют из разнородных материалов часто промышленного происхождения.



Перфороманс Перфо́романс (англ. performance исполнение, представление, выступление) - форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.англ.исполнение современного искусства художника группы Перфороманс – одно из течений авангардного искусства, в котором художник, используя среду, предметы, людей, совершает некое действие, целью которого является вовлечение в мир абстрактного искусства и растворения в нем.




К перфоромансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перфороманса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом. Иногда перфоромансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Впервые слово «перфороманс» было применено к своему произведению-действию композитором Дж. Кейджем в 1952 году, исполнившим на сцене «433"» (4 минуты 33 секунды тишины). В афише этого концерта значилось перфороманс.времятелозрителя изобразительного искусства картина скульптура театр танец музыка цирковые выступления Дж. Кейджем 1952 году