Культура России XIX века. Русская культура XIX в Культура 19 века краткое содержание

Особенности развития культуры в XIX веке. XIX век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике, сблизившим Россию и Европу; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество. Русская культура второй половины XIX века испытывала на себе огромное влияние реформ 60 - 70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскрепощение народа, расширяется круг лиц творческого труда - носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития.

Образование и просвещение. В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное з 1802 году. Государственные учреждения, созданные при Александре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготовки которых учреждается ряд новых университетов (Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский, С.-Петербургский), образцовых средних учебных заведений - лицеев (наиболее известный - Царскосельский) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне. Во второй половине начинает уделяться большее внимание народному образованию. Численность начальных школ выросла с 1856 по 1896 с 8 до 79 тыс., в которых обучалось до 4 млн человек. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась безграмотной. Государственная политика по отношению к просвещению испытывала постоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распрострацялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. В периоды реакции и ужесточения внутренней политики (эпоха Николая I - 30-е - начало 50-х гг.; Александра III - 80 - 90-е гг.) усиливался государственный контроль за образованием, затруднялся доступ в учебные заведения, ограничивалась их внутренняя автономия.Периодика. XIX век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На страницах газет и журналов велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков. Целые поколения воспитывались на таких изданиях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Современник» A.C. Пушкина и H.A. Некрасова, а. затем Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова; «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасова и др. Особенно быстрый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800. В 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Франции) по количеству названий выпускаемой литературы. Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны.

Наука. Развитие науки в первой половине XIX в. имело свои особенности, состоявшие в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему т.н. «неевклидовой» геометрии; физик Б.С. Якоби сконструировал электромотор; величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым; глубокие исследования в сфере психологии и высшей нервной деятельности человека и животных проводили И.И. Сеченов и И.П. Павлов и т.д. Огромный шаг вперед в XIX веке был сделан в познании и осмыслении русского прошлого, что было связано с общим подъемом русского национального самосознания в эту эпоху. Такие крупнейшие.историки XIX в., как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский создали фундаментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, основных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д.

Литература. XIX век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тенденцией в литературе является смена классицизма и сентиментализма новым течением - романтизмом, воспевающим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявляется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях A.C. Пушкина и М.КХ Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм - стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Основоположниками реализма в русской литературе были гениальный поэт, прозаик, драматург и публицист - А.С. Пушкин, перу которого принадлежат такие шедевры русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама» и многие другие, и талантливый писатель и драматург - Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспощадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг. - «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произведений крупнейших писателей середины - второй половины XIX в. - И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого - стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущности бытия. Этот психологизм был вызван той напряженностью в обществе, которая была характерна для второй половины XIX столетия.

Живопись. Смена стилей и направлений происходила в начале XIX в. и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется вначале романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова), а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Наиболее значимым явлением этого периода в живописи было «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие мастера, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин и др. Позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции; история России, проблемы современной действительности; манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин, делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры.

Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. В этот период были построены ансамбль Дворцовой площади, Исаакиевский собор, здания Сената и Синода и т.д. В пореформенный период на архитектуру оказывают воздействие различные факторы. Это, во-первых, достижения промышленного прогресса, приведшие к появлению новога типа зданий, с другой стороны, проявляется стремление к стилизации «под старину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля. В этом стиле были построены здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

Музыка. Наиболее активно русская музыкальная культура развивается во второй половине XIX в. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «Могучей кучки» - М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Для творцов объединения характерно создание крупных музыкальных форм, проникнутых высоким патриотическим духом. Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами. Величайшие достижения русской культуры XIX века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в русской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости.

Культура 19 века - это культура свободы, активности, инициативности и деловитости. Именно в этот век человеческая мысль получила широчайший простор свободы самовыражения. Однако при этом ценились и рамки предыдущего века. Жесткость же проявилась в отношении людей друг с другом. На смену романтизированным критериям шестнадцатого и семнадцатого века, страстям и сантиментам восемнадцатого пришел строгий меркантилизм. Материальное положение и богатство становятся на планку более высокую, чем человеческие чувства или же духовные и нравственные ценности. Ярко выражена доминанта трезвого расчета.

Культура 19 века - основные черты

Первая половина девятнадцатого века для Европы - это время быстрого развития мануфактур и промышленности, а также активное социальное преобразование. Люди искусства пытались передать своим творчеством пойманные и интерпретированные ими образы и веяния нового времени. Начало века ознаменовано крушением рожденных в прошедших веках художественных принципов и разрушением старых сюжетов.

Франция - законодатель стиля

Уже несколько веков подряд Францию считали законодательницей моды во всей Европе. Культура 19 века несет в себе отличительные черты именно французских воззрений. В Париже начали проводиться так называемые Салоны, где выставлялись специально отобранные работы живописцев. Публика обсуждала их труды, а журналы и газеты печатали многочисленные рецензии. Художественная культура 19 века преобразилась вместе с обществом. Основными темами стали города, дома, комнаты, посуда, платья и прочее. Обычно в Париже также устраивалась и Всемирная промышленная выставка (примерно раз в пару лет), где вместе с новинками техники демонстрировались и картины, скульптура.

Архитектура Западной Европы девятнадцатого века

Стремительное развитие промышленности вызвало и бурный приток людей в города. Появлялись уже фактически мегаполисы. В середине 19 века облик многих городов Западной Европы резко сменился. Положено начало системе радиальных и магистральных улиц, которые пришли на смену средневековой замкнутости. Промышленные предприятия стали как грибы после дождя вырастать в предместьях и на окраинах. Европейская культура 19 века, в частности архитектурные решения, во многом зависела именно от промышленного прогресса. Появление новых материалов (железобетон, сталь, чугун) внесло свои коррективы в строительство зданий.

Эклектизм - основа культуры Западной Европы 19 века

Именно эклектизм как архитектурный стиль, основанный на декоративных формах, и стал торжествовать в то время. Культура 19 века была уже «подготовлена» неоготикой, классицизмом, барокко и рококо, неоренессансом и романско-византийским стилем. Само слово «эклектикос» в переводе с греческого значит «выбирающий», что великолепно характеризует и направление в искусстве девятнадцатого века, отражающее психологию современника того периода, считающего именно свою эпоху и цивилизацию просто вершиной истории. Культура 19 века и основана именно на апологии подобных принципов и воззрений.

Начало XIX в. - время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию, что в значительной степени определило прогресс и достижения отечественной культуры и науки. Характерной чертой этого периода является демократизация культуры, увеличение числа ее деятелей из непривилегированных сосло­вий. Культурному подъему способствовала также политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Александром I. При Александре I окончательно сложилась система начального, среднего и высшего образования. Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. В период правления Николая I школы стали сословно-обособленными.

Русская наука в эти годы достигла больших успехов. Естествоиспытатели И. А. Двигубский и И.Е. Дядьковский утверждали, что населяющие Землю живые существа с течением времени изменяются, что все явления природы подчинены общим законам развития, физико-химическим процессам. Врач Дядьковский развивал идеи о ведущей роли нервной системы в организме человека. К. М. Бэр сделал ряд крупных открытий в эмбриологии. Великий русский хирург Н. И. Пирогов положил начало во­енно-полевой хирургии. В Крымской войне он впервые прямо на поле боя применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Большое значение для развития астрономии имело открытие в 1839 г. Пулковской обсерватории. В начале XIX в. был изобретен первый источник электрического тока. Химик К. Г. Кирхгоф открыл каталитическую реакцию пре­вращения крахмала в сахар. Прибалтийский физик и химик К. И. Д. Гротгус сформулировал первую теорию электролиза и закон фотохимии. Химик Г. И. Гесс открыл основной закон термохимии - сохранение энергии применительно к хими­ческим процессам. Химик Н. Н. Зинин синтезировал ани­лин, положил начало химии красок. Химик А. М. Бутлеров создал теорию химического строения вещества. П. Г. Соболевский и В. В. Любарский сделали открытия, положившие начало порошковой металлургии.

Особенностью первой половины XIX в. стало быстрое внедрение научных и технических идей в производство. Характерное явление культурной жизни России этого периода - возрождение интереса к исторической науке. Россия становилась великой морской державой, перед географами возникли новые задачи. Были открыты новые острова в Тихом и Ледовитом океанах, получены новые сведения о жизни народов Сахалина и Камчатки, составлены карты. Совершен отдельный переход от Гавайских островов до Аляски. В 1821 г. во время кругосветного путешествия, совершенного под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, было сделано величайшее географическое открытие ХIX в. - открыта шестая часть света - Антарктида.

Литература в первой половине XIX в. становится ведущей областью культурной и общественной жизни России. В ней находят отражение передовые общественные идеи, насущные проблемы жизни. Она формирует национальное самосознание, обращается к историческому прошлому страны. Начиная с 30-х годов XIX в. в русской литературе утверждается реализм. Главными принципами этого идейно-эстети­ческого направления являются правдивое отражение объек­тивной действительности; правда жизни, воплощаемая различными художественными средствами; воспроизведение типических характеров в типичных для них обстоятельствах. Резко увеличилось число газет и журналов, хотя тиражи их были невелики. С 1838 г. в каждой губернии стали выходить «Губернские ведомости». Официальной газетой были «Санкт-Петербургские ведомости». В 1823-1825 гг. Как и в литературе, в театре в 20-30-е годы классицизм и сентиментализм были оттеснены романтизмом. Основоположником реализма на русской сцене по праву считается М. С. Щепкин, реформатор русского актерского искусства. С него начинается становление единой режиссуры и искусства оформления спектакля. Социальное звучание имели его сатирические роли - Фамусова и Городничего. Все творчество великого актера было связано с Малым театром, который современники называли вторым Московским университетом.

Для русской музыки этого периода характерно обращение к народной мелодии и национальной тематике. Большую популярность имели произведения композиторов А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, особенно их романсы. А. Н. Верстовский создал талантливую оперу «Аскольдова могила». Пушкинский сюжет лег в основу оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». Но истинно национальную музыку создал великий М. И. Глинка, который написал много романсов, песен, симфоническую пьесу «Камаринская». Подлинными шедеврами стали его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Произведения Глинки реалистичны, глубоко народны. Сам композитор утверждал, что «музыку создает сам народ, а мы ее только аранжируем».

В живописи растет интерес художников к личности человека, к жизни простых людей, а не только богов и царей. Намечается постепенный отход от академизма, центром которого была Академия художеств. Выдающимся представителем академической школы этого периода был К. П. Брюллов. В своей картине «Последний день Помпеи» художник показал героизм, достоинство и величие простых людей в условиях природной катастрофы. Брюллов был также блестящим мастером парадного и психологического портрета.

30-50-е годы - период упадка русского классицизма в архитектуре, наступает период эклектики (смешение стилей). Примером могут служить в Петербурге здания Нового Эрмитажа, Николаевского и Мариинского дворцов; здесь использованы новогреческий стиль, барокко, ренессанс. В Москве создателем эклектического русско-византийского стиля К. А. Тоном были построены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. Более 40 лет на берегах Москвы-реки строился храм Христа Спасителя в честь избавления России от наполеоновского нашествия. В 1931 г. храм был уничтожен большевиками, и восстановление его началось только в 1994 г.

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.

Творчество Н.М.Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка.(Бедная Лиза). ранее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова , Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева .

В русской живописи становится популярен бытовой сюжет.

Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов, изображавший картины из быта крестьян. Картины П.А. Федотова ("Свежий кавалер", "Сватовство майора") отличались реализмом и носили сатирический характер.

Особенно поразили современников полотна К.П. Брюлова "Последний день Помпеи" и А.А. Иванова "Явление Христа народу".

Первая половина XIX в. в архитектуре стала временем расцвета классицизма. Характерная черта - создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге. Архитектора К.И. Росси (здание Генерального штаба) и А.А. Монферран (Александровская колонна) было завершено оформление Дворцовой площади. Здание Сената и Синода (К.И. Росси), Исаакиевского собора (А.А. Монферран) составили ансамбль Сенатской площади. А.Н. Воронихиным был возведен Казанский собор, А.Д. Захаровым - здание Адмиралтейства. В Москве работали О.И. Бове (ансамбль Театральной площади, здание Манежа), Д.И. Жилярда (перестройка здания Московского университета).

Русская культура второй половины XIX в. отражала сложные противоречивые процессы, происходившие в обществе.

60-70-е годы принято называть "золотым веком" русской химии. Выдающийся вклад в мировую науку внесли А.М.Бутлеров (работы в области изучения химического состава и строения органических тел), Д.И.Менделеев (открытие периодической таблицы, работы в самых различных областях знания).

В области физики успешно работали А.Г.Столетов (изучение фотоэлектрических явлений), П.Н.Яблочков (изобретатель дуговой лампы, "свечи Яблочкова"), А.Н.Лодыгин (создание ламп накаливания), А.С.Попов (изобретение в 1895 г. радиоприемника).

Успешно работал в области самолетостроения А.Ф.Можайский, исследованиями в области дирежаблестроения, аэродинамики, ракетных двигателей занимался К.Э.Циолковский.

В пореформенные годы в русской литературе наступает расцвет критического реализма. В это время писали Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, И.А.Гончаров, А.Е.Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов. Вершинами русской поэзии в эти годы было творчество поэта-демократа Н.А.Некрасова, тонких лириков Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова. Целую эпоху в истории русского театра составили пьесы А.Н.Островского. Ведущими драматическими театрами России были в это время Малый театр в Москве и Александринский - в С.-Петербурге.

Русская музыкальная культура развивала национальные традиции. Новаторство и демократизм отличали большую группу композиторов, создавших творческое объединение ("могучую кучку"), идейным вдохновителем которого был известный критик В.В.Стасов. В это объединение вошли Л.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, Ц.А.Кюи, М.А.Балакирев.

Мировую известность получили симфонии, оперы, балеты, музыкальные пьесы крупнейшего русского композитора П.И.Чайковского(Лебединое озеро, Щелкунчик, Спящая красавица).

Огромный общественный резонанс имели полотна знаменитого русского художника И.Е.Репина ("Бурлаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Иван Грозный и сын его Иван" и др.), картины В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, В.В.Верещагина.


?22
ВВЕДЕНИЕ 3

1.КУЛЬТУРА РОСИИ В XIX ВЕКЕ 4
1.2ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В XIX ВЕКЕ 4

2.ЛИТЕРАТУРА 7
2.1ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА 7

3.ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО 10
3.1РАЗВИТИЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВА В XIX ВЕКЕ 10

4.ТЕАТР 12
4.1ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕАТРА В XIX ВЕКЕ 12

5. МУЗЫКА 15
5.1РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В XIX ВЕКЕ 15

6.ЖИВОПИСЬ 17
6.1ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ XIX ВЕКА 17
7.АРХИТЕКТУРА 19
7.1РАЗНООБРАЗИЕ СТИЛЕЙ В АРХИТЕКТУРЕ XIX ВЕКА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22







ВВЕДЕНИЕ

Понятие «культура» происходит от латинского слова cultura, означающего «возделывание», «обрабатывание». В широком смысле под культурой подразумевается все, что создано физическим и умственным трудом людей. В более узком смысле, культура- это сумма достижений общества. Его материальные, идейные и нравственные условия жизни, проявляющиеся в быте идеологии, образованности, знаниях науки, искусства, литературы.
Но часто понятие «культура» используется для обозначения в первую очередь художественного творчества. К началу 19века Россия являлась страной особой культурной жизни. Верхние слои общества строили свою жизнь в соответствии с нормами, распространенными на Западе.
В Россию ввозилось огромное количество самых разных книг и журналов из Франции, и Великобритании, которые давали представление о политической и общественной жизни этих стран, о новейших научных открытиях и важных технических изобретениях. Основная часть населения России- русское крестьянство- в первой половине 19века не испытывало на себе никакого воздействия европейских нравов, мод, и привычек. Для него существовал традиционный русский мир, живший по собственным законам.
У них существовала своя, специфическая культура, свои духовные ценности. Это была культура быта русского народа, его духовный мир. В первой половине 19 века так называемое образованное общество начало осознавать значение культурной самобытности России.
Этот период ознаменовался появлением творцов, одолевших старый культурный разрыв между верхами и низами общества. Их творчество стало подлинно общенациональным явлением. Это время потом назовут золотым веком русской культуры.

1. КУЛЬТУРА РОССИИ В XIX ВЕКЕ

1.2 Особенности развития русской культуры в XIX веке

Культура - важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху, - в социальных отношениях, идейных взглядах, эстетических представлениях, нравственных понятиях. Вместе с тем культура хранит и национальные традиции, в ней наиболее полно отражаются национальный характер и национальное самосознание народа.
Основными деятелями русской культуры первой половины XIX века были представители дворянской интеллигенции. Огромное воздействие на нее оказала общественно-политическая мысль века Просвещения, как в России, так и за рубежом. Особенно велика заслуга в этом русских писателей - Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, просветителей рубежа XVIII-ХIХ вв. и декабристов. В крепостной России доступ трудовым массам к знаниям и приобщению к высоким культурным ценностям был затруднен.
Наиболее благоприятные материальные и социальные условия для получения образования и культурного развития имели привилегированные сословия, прежде всего дворянство. Этим в значительной мере объясняется тот факт, что большинство выдающихся русских писателей, поэтов, композиторов и ученых того времени принадлежали к дворянскому сословию. Но сословное происхождение и положение деятеля литературы, науки и искусства еще не является определяющим фактором содержания и направленности его творчества. Передовая русская культура, хотя и представленная преимущественно дворянами, выступала против сословного неравенства, крепостного угнетения крестьянства, против самодержавного произвола и чиновничьей бюрократии. Бесспорно, крепостное право, державшее в темноте и забитости порядков и призывали к их изменению. И, тем не менее, Россия в XIX веке сделала поистине гигантский скачок в своем культурном развитии. XIX век справедливо получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен? Важным фактором, способствовавшим развитию русской национальной культуры, явилось тесное общение и взаимодействие ее с культурой многих стран и народов.
Для первой половины XIX века характерно значительное расширение культурных связей России с другими странами. Существенно возросли и личные контакты представителей русской культуры с зарубежными писателями, учеными, художниками, мыслителями. Подолгу жили за границей многие русские писатели; как правило, большинство русских ученых и художников выезжали на стажировку в Германию, Италию и другие западноевропейские страны.
Русская культура воспринимала достижения культуры других стран (в том числе и народов), входивших в состав многонациональной Российской империи, не теряя при этом своей самобытности и, в свою очередь, оказывая большое влияние на развитие культуры других народов. На конец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года».
Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, что подчеркивал В. Г. Белинский, который писал: «1812 год, потрясший всю Россию, возбудил народное сознание и архитектуры. Культурно-исторический процесс в России XIX веке имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловлено отмеченными выше факторами. При этом, с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой - усложнение самого культурного процесса. То есть большее взаимовлияние различных областей культуры, например философии и литературы, драматургии и музыки, живописи и архитектуры; в различных сферах культурного процесса использовались новейшие научно-технические достижения. К особенностям культурного развития России в XIX веке можно отнести процесс демократизации культуры.
Он проявлялся в том, что деятелями культуры постепенно становились не только представители дворянства (хотя они продолжают занимать ведущее место), но и выходцы из непривилегированных сословий, в том числе и из среды крепостного крестьянства, но преимущественно из разночинцев. Демократизация культуры проявлялась также в изменении тематики произведений литературы, живописи, музыки.
Примерно с 30-40-х гг. XIX века в них уже сильнее звучат темы, связанные с изображением жизни простого народа, «бедных людей». Демократически настроенная разночинная интеллигенция выступает как представительница интересов простого народа, ориентируется в своем творчестве на широкого читателя и зрителя из непривилегированных слоев населения. Конечно, степень «демократизации» культуры не следует преувеличивать. Речь идет лишь о самом начале этого процесса, который получит значительное развитие уже в пореформенный период, когда разночинец станет ведущей фигурой в общественно-политической и культурной жизни России, а тема «мужика» и жизни деревни особенно широко будет представлена в литературе и в искусстве. В XIX веке и расширение круга «потребителей» культурных ценностей происходило главным образом за счет разночинца, ибо основная масса трудового народа оставалась неграмотной.
Выводы: К началу XIX века Россия утвердила свое положение в качестве европейской державы. Процесс европеизации глубоко затронул различные слои русского общества, что выразилось в развитии культуры в русле западноевропейской традиции, повторявшей такие направления как классицизм, романтизм, реализм. В то же время, происходило освоение и закрепление собственной национальной традиции. Большое влияние на развитие культуры России оказывали процессы, происходившие в социально-экономической и политической сферах, те исторические события, которыми был богат XIX век.
2.ЛИТЕРАТУРА

2.1 Художественные направления в литературе XIX века

В первой половине 19века литература составила гордость русской культуры. В ней последовательно развивались различные художественные направления: классицизм сентиментализм, романтизм и реализм. В художественной литературе происходит постепенный отход от эстетики классицизма. Усиливается внимание к внутреннему миру человека.
На рубеже 18-19 веков в русской литературе получил распространение сентиментализм. Для этого направления характерно эмоциональное восприятие окружающего мира, повышенный интерес к человеческому чувству. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством Н.М.Карамзина. Героем художественных произведений стал простой человек. Карамзин идиллически изображал сельскую жизнь, быт, нравы простых людей.
Большую роль Карамзин сыграл в формировании русского литературного языка. В первые десятилетия 19 века в России утвердилось новое литературное направление-романтизм. Важный фактор, способствовавший его возникновению - Отечественная война 1812года. Сутью романтизма является стремление противостоять реальной действительности.
Особенностью русского романтизма был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. Романтизм породил образы новых героев, людей, которые были бы счастливы жить в эпохи перемен, но волею судеб оказа­лись пленниками времени торжества консервативных идеалов.
Это направление критического по отношению к существующей дейст­вительности романтизма в России было представлено в творчестве А.С, Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю.Лермонтова. В развитии русской литературы и культуры особое место принадлежит великому русскому поэту и писателю А.С.Пушкину. С его творчеством связано утверждение современного литературного языка. Важной заслугой многих писателей эпохи романтизма стало об­ращение к конкретному историческому материалу, Написанию многих их трудов (особенно наглядно это видно по творчеству А.С.Пушкина) предшествовало изучение описываемых ими эпох, В их художественных произведениях воспроизводились особенности быта, нравов, обычаев, прошлого. Его восприятие чита­телями становилось реалистичным, освобожденным от тех наивно­ идеалистических взглядов, которыми пронизаны работы авторов эпохи Возрождения и Просвещения.
Особенности взглядов на историю эпохи романтизма подготови­ли переход к новому этапу в развитии духовной жизни общества, связанную с реализмом. Особые масштабы развитие реалистической литературы приоб­рело в России. Страна, в которой режим самодержавия ограничивал возможности приложения творческой энергии интеллектуалов, образованных людей к сфере политической деятельности, стала миро­вым центром духовной жизни.
Россия стала также родиной реалистической, сатирической про­зы, высмеивающей всевластие бюрократии и особенности психологии и мировосприятия чиновников, превратившихся в боль­шинстве стран мира в особый, самовоспроизводящийся слой, вызы­вающий к себе ненависть, как аристократии, так и промышленников, не говоря уже о рядовых гражданах.
В развитии русской литературы и культуры особое место принадлежит великому русскому поэту и писателю А.С.Пушкину. С его творчеством связано
утверждение современного литературного языка. Художественная литература оказала большое влияние на духовную жизнь русского общества. Этому способствовал художественный талант писателей, которые в своих произведениях остро ставили вопросы о назначении личности, о духовном подвижничестве и многие другие.Факторы, которые повлияли на культуру первой половины XIX века:
1) формирование русской нации в ходе развития капиталистических отношений, складывание национальной культуры;
2) значительное расширение культурных связей
России с культурой других стран и народов способствовали интенсивному развитию русской национальной культуры;
3) демократизация культуры, которая проявлялась, прежде всего в изменении тематики произведений литературы, музыки, искусства.
Особенно с 30-х гг. XIX века тема простого народа получает широкое распространение. Ведущей областью первой половины XIX века являлась литература. Культура страны конца XIX – начала XX вв. переживала бурный расцвет. Новаторское движение охватило литературу и живопись, театр, архитектуру и многое другое. Выводы: Одной из наиболее характерных черт русской культуры XIX веке было выявившееся уже в XVIII веке доминирование литературы среди остальных форм художественного творчества. Литература в жизни России приобретала совершенно исключительное общественное значение. В XIX веке русская литература переживала небывалый взлет и вышла на мировую арену. Художественная литература оказала большое влияние на духовную жизнь русского общества. Этому способствовал художественный талант писателей, которые в своих произведениях остро ставили вопросы о назначении личности, о духовном подвижничестве и многие другие.

3.ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО

3.1Развитие книгоиздательства в XIX веке

Важным фактором развития культуры 19 века в России была печать, и несмотря на все цензурные и административные препоны, она уверенно утверждалась в обществе.19 век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На страницах газет и журналов велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей..
Важнейшими предпосылками для развития книгоиздательства были рост бумажной промышленности и распространение типографий по всей стране. Книги издавались правительственными учреждениями, научными учреждениями и органами местного самоуправления. Главное место в издательском деле принадлежало частным фирмам.
Крупными книгоиздателями были И.Д.Сытин и А.С.Суворин. Большим спросом пользовалась учебная и естественнонаучная литература. Книги поставлялись читателям разными путями. В городах росла сеть книжных магазинов и лавок. В сельской местности книгами торговали земские книжные склады. Снабжали деревню и общественные организации.
Развивалось библиотечное дело. Выдающееся место в культурной и научной жизни России занимали крупнейшие книгохранилища -Публичная библиотека и Библиотека Академии наук в Петербурге и Библиотека Румянцевского музея в Москве. Появление новых полиграфических машин удешевило издание газет и журналов, способствовало повышению их тиражей. Растет издание, распространение и влияние газет. Роль общероссийских газет играли «Московские ведомости» М.Н.Каткова и особенно «Новое время»

Суворина, который обладал монополией на торговлю газетами на станциях железной дороги.
Широкое распространение получила провинциальная печать. К середине 19века окончательно определился специфический русский тип журналов, рассчитанных на вкусы образовательного читателя, так называемые толстые журналы, обычно ежемесячные, общественно-политическое направление которых не менялось десятилетиями.
Там помещались литературно-художественные, публицистические, научные, критико-библиографические материалы. В 1866г. возобновился либерально-профессорский «Вестник Европы», выходивший под редакцией М.М.Стасюлевича. Издаваемый Катковым «Русский вестник» печатал на своих страницах ведущих русских писателей, его редактор твердо отстаивал ценности единой и великой самодержавной России. Традиции демократической журналистики поддерживали «Отечественные записки», которые редактировал М.Е.Салтыков - Щедрин, и «Русское богатство», которое издавала артель писателей народнического направления.
Периодические издания выходили не только на русском языке, но и на языках ряда других народов. Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны. Зримые, впечатляющие успехи в развитии книгоиздательства, периодической печати, создали в России к концу 19 века, тот богатейший потенциал, с которым она уверенно вошла в 20век.
Выводы: Важнейшими предпосылками для развития книгоиздательства были рост бумажной промышленности и распространение типографий по всей стране. Книги издавались правительственными учреждениями, научными учреждениями и органами местного самоуправления. Главное место в издательском деле принадлежало частным фирмам. Появление новых полиграфических машин удешевило издание газет и журналов, способствовало повышению их тиражей. Растет издание, распространение и влияние газет.
4.ТЕАТР

4.1Этапы становления театра в XIX веке

В первой половине 19века происходит становление отечественного театра. Ранее театральные труппы существовали либо в усадьбах богатых дворян, Городских театров было не много. И театральный репертуар состоял главным образом из веселых водевилей, легковесный пьесок. В 19веке Положение меняется. Театр становится общественным явлением, появляются современные театры. В них ставятся отечественные пьесы, затрагивающие общественные проблемы.
Театр начинает играть все более заметную роль в культурной жизни страны. На смену крепостному театру приходит театр государственный и частный. Центрами театральной жизни являлись Малый театр в Москве и Александровский в Петербурге. Театры существовали и во многих провинциальных городах. Основу репертуара драматического театра начала 19 века составляли трагедии. Пробуждению интереса к трагедии в немалой степени способствовало творчество В.А.Озерова. Его пьесы отличались занимательностью и трогательностью сюжета. В 20е-30е годы на российской сцене начинает утверждаться романтическое направление, для которого была характерна героическая тематика, а в сценическом воплощении актеров большое внимание обращалось на внутренние переживания героя. Появление в театральном репертуаре реалистической драматургии связано с именами А.С. Грибоедова («Горе от ума») и Н.В.Гоголя(«Ревизор»). Произведения реалистического жанра настоятельно требовали коренного изменения актерского мастерства. Традиции игры классицистических трагедий становились неуместными. Реформатором актерского мастерства стал великий актер, педагог и теоретик театрального искусства М.С.Щепкин.
Господствовавшей тогда театрализации чувств, слов и движений Щепкин противопоставил на сцене натуральность, жизненное правдоподобие создаваемого образа. Щепкин призывал актеров отказаться от традиционных штампов в «представлении» на сцене того или иного персонажа и воссоздать реальные человеческие характеры. Литературная и театральная жизнь страны не замыкалась только в столичных городах. Она существовала и в провинции.
Развитие русской сцены определялось так же творчеством А.Н.Островского, который начинал еще в николаевское время Островский создал национальный репертуар, выступал как новатор-драматург, как организатор театрального дела. С 1853г. когда на сцене впервые появилась драматургия Островского. Островский создал русскую актерскую школу, совершенным воплощением которой был Малый театр.
Он занимал ведущее положение в русском драматическом искусстве. В Петербурге крупнейшим драматическим театром был Александрийский. На его подмостках блистали замечательные актеры. Особое место в театре занимали актеры К.А.Варламов, переигравший более тысячи ролей и В.Н.Давыдов, в котором видели достойного наследника Щепкина.
Малый и Александрийский театры сыграли крупную роль в утверждении национального репертуара, развитии русской сценической культуры. Повышался престиж актерской профессии. Важную роль в развитии театрального дела играли актерские биржи в Москве и некоторых других городах, куда ежегодно стекались служители театра в поисках более выгодных контрактов. Уже в первые годы 19 века в стране было более 100 городов где гастролировали театральные трупы. Большинство городов к концу 19 века имело более или менее постоянные театры.
Значительную культурную роль играли театральные общества. В Москве серьезное значение приобрела деятельность театра при «Артистическом кружке» - объединение деятелей искусства. Широко известны были «Народный театр», «Пушкинский», «Русский драматический театр».
Национальный музыкальный театр развивался медленнее драматического.
В Петербурге до конца 1880х гг. первенствовала постоянная итальянская опера Русская оперная музыка завоевывала себе место постепенно, но неуклонно. Два крупнейших театра - Большой в Москве и Мариинский в Петербурге - живо привлекали общественное мнение своими постановками опер Римского - Корсакова, Даргомыжского, Мусоргского и т.д.
Со второй половины 19 века заметно активизировалась провинциальная оперная сцена. Оперные спектакли пользовались громадной популярностью. Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влияние отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма».И м на смену приходили сентиментальные мелодрамы и и романтические постановки. В репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан отечественной литературой («Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказская пленница»).
В либретто балетов использовались мифология, сказки, события из реальной истории разных стран. Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш. Дидло. Он создал основы русского классического балета, позаимствовав национальные мотивы и традиции европейского танцевального искусства. Первая половина 19века - формирование и развитие русской литературы, а вместе с ней и театра.
Выводы: В первой половине 19века происходит становление отечественного театра. Театр становится общественным явлением, появляются современные театры. В них ставятся отечественные пьесы, затрагивающие общественные проблемы. Повышался престиж актерской профессии. Важную роль в развитии театрального дела играли актерские биржи в Москве и некоторых других городах. Малый и Александрийский театры сыграли крупную роль в утверждении национального репертуара, развитии русской сценической культуры. Значительную культурную роль играли театральные общества. Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влияние отечественной литературы.

5.1 Развитие музыкальной культуры в XIX веке
Музыка занимала особое место в жизни российского общества первой половины 19века. Музыкальное образование было необходимым компонентом воспитания и просвещения. Музыкальная жизнь России была достаточно насыщенной. В 1802г. было основано Русское Филармоническое общество.
В первые десятилетия 19 века большое распространение получила камерно-вокальная музыка. Оперный репертуар русских театров в начале века состоял преимущественно из произведений французских и итальянских композиторов. Русская опера развивалась главным образом в жанре былинного характера. Приблизиться к уровню великих творений западноевропейских композиторов - Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. можно было только на основе глубокого освоения народно-национального мелодизма с одновременным его преображением в русле основных завоеваний европейской музыкальной культуры.
Эта работа началась еще в 18 веке, и с успехом продолжалась в первые десятилетия 19в. Алябьевым, А.Гурилевым, А.Варламовым, А.Верстовским. Однако начало нового (классического) периода в развитии русской музыки связано с именем М.И.Глинки. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто Н.В. Колокольника, «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А.С.Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Кроме опер, М.И.Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки.
Вторая половина 19 века стала вершиной творчества русских композиторов, развития музыкальной критики и теории музыки. Наступил перелом в организации музыкального образования в России.
Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «Могучей кучки» - М. Балакирев, А.Бородин, М.Мусоргский, Н.Римский – Корсаков и Ц.Кюи.Продолжая традиции Глинки, они утвердили национальную школу в музыке. Ими были созданы такие великие произведения, как «Борис Годунов» и «Ховарщина», «Князь Игорь» и «Снегурочка». Новая русская музыкальная школа призывала обращаться к народному мелосу, к сюжетам и мотивам из отечественной истории и современного народного быта. Величайшим композитором эпохи был П.И.Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами. Ему принадлежали шедевры балетного, оперного, симфонического и камерного музыкального искусства. Классикой лирической оперы явились «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик».
Уровень музыкальной культуры в России в значительной степени определялся той легкостью, с какой давали согласие на гастроли крупнейшие европейские дирижеры и исполнители. История музыки первой половины 19века свидетельствует о том, что идет дальнейшее освоение жанров, появление новых приемов и средств музыкальной выразительности, освоение музыкального наследия народа. Главным итогом этого периода является возникновение музыкальной классики, создание русской национальной школы в музыке.
Выводы: Музыка занимала особое место в жизни российского общества первой половины 19века. Музыкальное образование было необходимым компонентом воспитания и просвещения.
Вторая половина 19 века стала вершиной творчества русских композиторов, развития музыкальной критики и теории музыки. Наступил перелом в организации музыкального образования в России. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «Могучей кучки» - М. Балакирев, А.Бородин, М.Мусоргский, Н.Римский – Корсаков и Ц.Кюи.Продолжая традиции Глинки, они утвердили национальную школу в музыке.

6. ЖИВОПИСЬ

6.1 Художественные направления в живописи XIX века

В первой половине 19 века наблюдалось сосуществование различных художественных направлений. В начале 19века в живописи господствовал классицизм, характерной чертой которого была многоплановая и многофигурная композиция. Смена стилей и направлений происходила в начале 19 века и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется вначале романтизмом, а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Одним из основоположников реалистического направления стал П.А. Федотов.
В его творчестве ярко проявляется социально-обличительная тенденция. Художник не ограничивался критикой отдельных негативных явлений, но постоянно стремился к обличению всей существующей системы в целом. Творчество П.А.Федотова оставило яркий след в развитии русской живописи, заложило основы для развития реалистического направления. Наиболее значимым явлением этого периода в живописи было «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие мастера, как И.Крымской, Суриков, В.Перов, А.Саврасов, И.Шишкин и др.
Это была общественная организация, которую государство не финансировало. Отображая общественный подъем 1860гг. художники стремились выразить сложность современного мира, приблизить искусство к жизни, передать чаяния и настроения широких общественных кругов, показать
живых людей, их заботы и устремления. С Товариществом передвижников творчески были связаны почти все выдающиеся художники России.
На протяжении последующих десятилетий было организованно множество выставок, которые не просто демонстрировались в каком -то месте, но и перевозились по разным городам.Художники- передвижники выступали с полотнами, на которых с поразительной правдой изображали типы крестьян, рабочих, солдат, тяжелый народный быт и труд. («Ремонтные работы на железной дороге», «На войну», «Кочегар», «Смерть переселенца».
Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции, история России, проблемы современной действительности, манера изображения и глубокий драматизм картин, делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры. Выводы: Русская художественная культура истоки которой начинались с классиц
и т.д.................

Введение

1. Общественная мысль

2. Художественная культура Западной Европы

3. XIX век как культурно историческая эпоха

3.1. Литература

3.2. Архитектура

3.4. Живопись

3.5. Музыка

Заключение

Литература


Введение

Культура XIX века является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

Духовная культура XIX века развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX века была наука.

Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда - появление столь несходных явлений в культуре XIX века: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.


1. Общественная мысль

Важным сдвигом в культуре Западной Европы стало утверждение в идеологии, искусстве, философии принципа реализма. Мифологическое и религиозное мировосприятие замещается признанием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни. В социальной жизни сформировалась автономия церкви и государственно-политической власти, установились стойкие буржуазные отношения в каждом социальном слое.

На протяжении XIX - XX вв. в буржуазном обществе происходит выработка специализированных ценностных ориентации и внедрение в общественное сознание высокого престижа предпринимательства. В идеологических установках утверждается имидж преуспевающего человека, воплощающего дух предприимчивости, решимости, стремления к риску, соединенного с точным расчетом, а соединение духа предпринимательства с национальным духом оказывается важным средством сплоченности общества. Утверждение национального единства означало сглаживание внутренних различий, барьеров, границ. На государственном уровне осуществляются различные программы, направленные на смягчение последствий социального расслоения, на обеспечение выживания и сохранения статуса малообеспеченных слоев населения.

Межгосударственные отношения европейских стран стремились к социокультурному плюрализму, хотя борьба за самостоятельность и автономные права приводила к длительным и кровопролитным войнам. Иногда соперничество переносилось на колониальные пространства.

Постепенно снижался уровень централизации, политической и духовной монополии, что в итоге и способствовало усилению плюрализма. Взаимодействие различных центров влияния создавало такую плюралистическую систему, в которой регуляция отношений вырабатывалась на основе взаимного соотношения прав и обязанностей. Такая система способствовала уничтожению анархии, авторитаризма и формированию механизма правовой регуляции отношений.

Принципы демократии осуществлялись прежде всего в государственной жизни, распространяясь и на другие сферы общества.

Сложный механизм промышленно развитой системы требует для поддержания не только соответствующей социальной структуры, разделяемой прежде всего на различные категории, но и приоритета ценностей, присущих буржуазному индустриальному обществу, таких как: достижение и успех, частная собственность, индивидуализм, право, активность и труд, потребительство, универсализм, вера в прогресс, уважение к науке и технологии.

Эти ценности активно утверждаются всей системой духовного воздействия на массы населения.

Формирование новых принципов регуляции социокультурной жизни отвечало тем переменам в западноевропейском обществе, которые сопровождают его на позднем этапе развития, называемом обычно модернизацией.

Отчуждение стало одной из важнейших характеристик индустриального общества. Из сферы производственных отношений отчуждение распространилось и на социальные нормы.

Подчинение более отсталых стран с целью эксплуатации их ресурсов не ограничилось установлением политического и экономического господства, а сопровождалось подавлением локальных культур во имя универсализма западной индустриальной цивилизации. Это вызвало движение за национальное освобождение, приобретшее крупномасштабный характер.

2. Художественная культуры Западной Европы

Для культуры XIX в. характерны многостильность, борьба различных направлений, начало кризисных явлений. Принципиально меняется характер взаимодействия человека с окружающей действительностью: появляется созерцательное мироощущение, стремление к чувственному контакту с миром, причем в разных течениях это осуществляется по-разному. В натурализме - через фиксацию мимолетного, через индивидуальное впечатление. В импрессионизме - через передачу динамически наполненной жизни. В символизме - благодаря одушевлению внешнего мира, а в модернизме - благодаря созданию образов духа.

Необходимо отметить две важные черты культуры XIX в.:

1. Утверждение ценностей буржуазного образа жизни, что проявлялось в ориентации на потребление и комфорт, а в искусстве привело к появлению новых художественных стилей (ампир, академизм, псевдоромантизм и т. п.)

2. Совершенствование институционных форм культуры, т. е., объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений.

Важнейшим достижением культуры XIX в. является появление искусства фотографии и дизайна. Развитие фотографии привело к пересмотру художественных принципов графики, живописи, скульптуры, соединило художественность и документальность, что не достижимо в других видах искусства. Основу дизайну положила Международная промышленная выставка в Лондоне в 1850 г. Ее оформление знаменовало сближение искусства и техники и положило начало новому виду творчества.

Очень важным фактом в культуре XIX в. явилась дифференциация художественной культуры на эстетику, художественную критику, историю искусств как отдельных областей гуманитарного знания.

XIX в. являлся веком взлетов и упадка, веком многостильности и противоречий, но он подготовил тот перелом в сознании и культуре человечества, который разделил традиции классической и современной эпох.

3. XIX век как культурно историческая эпоха

XIX век стал веком «перманентной революции», происходившей во всех сферах жизни общества. Техническая цивилизация сменяет в Европе традиционную. Современные исследователи называют такой процесс модернизацией, включая в него индустриализацию, научно-технический прогресс, урбанизацию, демократизацию политических структур, секуляризацию, рост образования и изменение социального статуса женщины.

Индустриализация и урбанизация изменили социальную структуру европейских стран: общество все более четко делилось на два класса – владевшей средствами производства буржуазии и лишенных этих средств пролетариев, продающих свою рабочую силу. Экономическое и социальное положение рабочего класса было чрезвычайно тяжелым: длительный рабочий день 14-16 часов, низкий уровень жизни, колоссальная безработица, широкое использование более дешевого детского и женского труда. В этих условия естественными стали экономические и политические выступления рабочих, требовавших социальных реформ.

Социальные конфликты капитализма были осмысленны политиками и философами, возникли социалистическое и коммунистическое движения. Эти партии имели определенное политическое влияние. Настоящей социальной силой становилось профсоюзное движение. К концу XIX века проведенные политические реформы смягчили неблагоприятные последствия индустриализации и в большинстве стран государство стало брать на себя борьбу с бедностью.

XIX веке были сделаны научные и технические открытия, которые привели к изменению образа жизни людей, к возможности человека сделать больше за более короткий промежуток времени: к концу века были изобретены пароход, телеграф, телефон, газовое и электрическое освещение, фотография и кинематограф.

Наука от периода собирания фактов перешла к этапу выявления закономерностей, возникло теоретическое естествознание. В физике был сформулирован закон сохранение и превращение энергии в биологии - созданы клеточная теория и теория эволюции, в химии - периодическая система, а в геометрии – теория Лобачевского.

Наука стала не просто формой рационального знания и новым социальным институтом. Ее претензии на создание собственной картины мира, заявленные в эпоху Просвещения в знаменитой «Энциклопедии», подтверждались все новыми и новыми теориями и научными достижениями, внедряемые в производство. наука становилась производительной силой, а ее роль в обществе все более возрастала. Науку воспринимали, как совершенное знание о природе и человеке. На нее старались походить и философия, и искусство.

В философии в качестве именно научного знания будут утверждать себя марксистское и позитивистское направление. В искусстве такое направление как натурализм станет попыткой использования позитивистского метода.

Позитивизм был не только философией, он стал и весьма распространенным мировоззрением эпохи. Казалось, что методы позитивных наук должны распространиться и в казавшейся излишне умозрительной философии, и в современном искусстве, которое теперь должно ориентироваться на науку как образец.