Любовь к трем цукербринам содержание. Виктор Пелевин «Любовь к трём цукербринам. Вот так поворот

«Шестерни воображения вязнут в избытке знания».

Артур Кларк

Английский писатель-фантаст.

Юный Артур Кларк рос в тяжёлых условиях и нашёл для себя новый мир - фантастику и увлёкся изучением космоса и идеями космических полётов.

Во время Второй мировой войны он участвовал в разработке радарной системы для военных.

В 1945 году Артур Кларк предложил в статье идею системы спутников связи на геостационарных орбитах, что позже было осуществлено.

В 1956 году Артур Кларк переехал жить на Цейлон (Шри-Ланка).

В 1962 году в книге: Черты будущего / Profiles of the Future, Артур Кларк сформулировал так три закона :

Первый закон Кларка: Если заслуженный, но пожилой учёный заявляет, что нечто возможно - он, скорее всего, прав. Если же он заявляет, что это невозможно - он, скорее всего, ошибается.

Второй закон Кларка: «Единственный путь обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное.

Третий закон Кларка: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии».

Приведём иллюстрацию:

«Например, глава физического отделения Гарвардского университета Джон Троубридж сказал в 1880 году - через год после рождения , - что все важнейшие открытия в физике уже сделаны. Лорд , сыгравший ведущую роль в определении строения атома, высмеял идею о возможности получения энергии из этого источника, сказав в 1933 году: «Тот, кто заявляет, что превращения атома могут служить источником энергии, бредит».

Объясняя свой закон, Артур Кларк указал, что «старый» в науке не значит пожилой в обычном понимании. В физике и математике, например, каждый, кому за тридцать, уже «старый». В других науках эта граница «старения разума» может быть сдвинута к сорока годам. После пятидесяти учёный «ни на что не годен, кроме совещаний, и его следует держать подальше от лаборатории».

Кларк заявил, что он «скромно решил ограничиться» тремя законами, «поскольку обошёлся тремя законами», но другие продолжили его работу. Третий закон был расширен и получил название Закон Джонса (хотя никому не известно, кто этот Джонс):

«Каждый, у кого за плечами большой вклад в любой сфере деятельности, становится препятствием прогресса в этой сфере - причём тем большим, чем более весомым был его вклад» (Артур Блох «Полный Мэрфи», 1991 г.)

Но , размышляя о своих героических попытках дезавуировать широко распространенную веру в астрологию, летающие тарелки и так далее, признаваясь, что ему «уже слегка за тридцать и было тридцать довольно долгое время», дополнил Кларка.

Следствие к закону Кларка. Когда публикой завладевает идея, дезавуированная известным, но «старым» учёным, когда публика с рвением и страстью поддерживает эту идею, то известные, но «старые» учёные в конечном итоге, вероятно, правы («Скептический исследователь», весна 1979 года)».

Хью Роусон, Неписаные законы жизни, М., «Эксмо», 2002 г., с. 144-146.

С 1962 года Артур Кларк , по причине болезни, был прикован к инвалидному креслу.

«Колоритный пример - публикация в журнале «Техни-ка - молодёжи» в 1984-м, году романа известного английского фантаста Артура Кларка «2010: Одиссея-2» (продол-жение его романа «2001: Космическая одиссея», экранизированно-го Стэнли Кубриком ).

Роман был посвящён не только космонавту Леонову (это можно!), но и , отбывавшему в это время ссылку в Горьком: его имя редакции пришлось убрать.

Хуже всего (для редакции, конечно) было то, что писатель всем членам экипажа советского космического корабля присвоил име-на известных правозащитников, находившихся тогда в политиче-ских лагерях: , Ивана Ковалёва, Леонида Терновского, Миколы Руденко, Анатолия Марченко и священника Глеба Якунина (они названы только по фамилиям), хорошо известных западной общественности, требовавшей их освобождения.

Самое примечательное, что роман спокойно прошёл главлитовскую цензуру, не увидевшую в нём никакого подвоха. Лишь после выхода второй его части разразился скандал; тираж второго номера был конфи-скован, публикация романа прекращена, Василий Захарченко, известный историк и популяризатор науки, отдавший несколько десятков лет жизни журналу, уволен с должности главного ре-дактора, многим объявлены строгие выговоры. Не был принят во внимание тот факт, что запрещённые имена не были известны не только членам редколлегии, но и самим цензорам.

ЦК ВЛКСМ, ко-торому подчинялся журнал, выпустил специальное постановление «Об ошибочной публикации в журнале «Техника-молодёжи», в котором потребовал «усилить бдительность» и т.п.

Это поста-новление отменено было в 1991 году как «необоснованное, при-нятое в условиях административного давления на печать». Жур-нал вернулся к публикации этого романа Артура Кларка только в 1995 году».

Блюм А.В., От неолита до Главлита. Достопамятные и занимательные эпизоды из истории российской цензуры от Петра Великого до наших дней. Собраны по архивным и литературным источникам, СПб, «Искусство России», 2009 г., с. 224-225.

В 1998 году за заслуги перед литературой английская королева Елизавета II возвела Артура Кларка в рыцарское достоинство.

«Давно разменявший девятый десяток «оракул из Шри-Ланки» кажется отшельником только на первый взгляд. Писатель никогда не баловал журналистов подробностями своей личной жизни (пресса, как водится, их домысливает сама - например, сравнительно недавно лондонская The Sunday Mirror обвинила 80-летнего писателя в педофилии, что осталось недоказанным; в связи со скандалом принц Чарльз даже отложил свою поездку на Шри-Ланку для вручения сэру Артуру рыцарских регалий - по просьбе самого Кларка), зато научную и литературную ведёт открыто.

Его окружённое стеной поместье-убежище на берегу океана представляет собой вполне реальную ячейку той самой «глобальной деревни», появление которой Кларк предвидел одним из первых. Это своего рода медийный центр, мощная компьютерная рабочая станция и радиообсерватория «в одном флаконе». Первую телевизионную «тарелку» Кларк получил в подарок от индийского правительства в 1975 году, и с тех пор в саду у его дома вырос целый лес антенн. С их помощью писатель участвует в разного рода международных форумах и получает со всего мира самую оперативную научную информацию, ежемесячно выплачивая по счетам телекоммуникационных компаний более $1000 .

Жилище Артура Кларка набито техническими игрушками, а голова - прогнозами, что придёт им на смену. Таким образом, подтверждается справедливость придуманной знаменитым писателем и футурологом автоэпитафии: «Он так и не вырос, хотя никогда не переставал расти».

Знаковые люди: Сб. / Составитель А. Соловьев, М., «Коммерсантъ»; СПб, «Питер», 2007 г., с. 263

«В 1999 году Артур Кларк опубликовал новый сборник предсказа-ний до 2100 года. Ни одно из предсказаний, сделанных на период до 2010 года, не сбылось, в том числе не найдена внеземная жизнь, нет запрета на ядерные испытания, не изобретён вечный источник энергии. Скорее всего, Кларк, явно больше влюбленный в космос, чем в электронику, просто описал желаемые события ».

Турчин А.В., Батин М.А., Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа?, М., «Бином. Лаборатория знаний», 2013 г., с. 37.

«Действительно, сравнивая прогнозы Клар-ка на 1960 - 2000 годы с реальными достижениями за этот период, мы видим, что некоторые предсказания пока не сбылись (так, управляемый термоядерный синтез остается делом будущего), зато другие осуществились даже в более ранние сроки. Например, появ-ление «всемирной библиотеки» Кларк относил на 2000 год, а реаль-ный Интернет возник раньше.

Весьма характерно и то, что, согласно Артуру Кларку , в конце XXI века не только будет достигнуто технологическое бессмертие, но начнет-ся настоящее освоение Вселенной: 2070 - 2080 г.г. - околосветовые скорости и первые межзвездные полеты, 2090 г. - астроинженерия. В физике в этот период будут осуществлены эксперименты по «раз-рушению пространства-времени», что в более отдаленном будущем, возможно, откроет пути к перемещениям или, по крайней мере, к передаче информации «быстрее света».

Комментируя таблицу Кларка, пишет:

«Волнующим является вопрос о принципиальной воз-можности бессмертия для каждого индивидуума челове-ческого общества. В отличие от Кларка, мы понимаем под этим не способность данного индивидуума жить вечно (что явно бессмысленно), а существенное продление его жиз-ни, скажем, в десятки и даже сотни раз. Такая перспекти-ва, особенно в связи с возможностью создания искусст-венных разумных существ, нам представляется вполне ре-альной».

И заключает: «К 2100 году возможности челове-чества перерастут скромные земные ресурсы. Очень похо-же, что между XXI и XXII веками человечество вступит в качественно новый период своего развития, связанный с широким выходом в Космос и перестройкой последнего».

Но те, кто живёт сейчас, не могут и не хотят ждать целое столе-тие. Большинство людей проблемы Космоса волнуют мало, зато проблема бессмертия уже вызывает у них нетерпение. Биологию, медицину упрекают в том, что они до сих пор не могут продлить жизнь человека, пусть не в десятки и сотни раз, как писал , но хотя бы в полтора - два раза. И, поскольку наиболее ярки-ми в глазах общества были в последнее время достижения в области электроники и информатики, здесь возникло своего рода «голо-вокружение от успехов». Надежды на бессмертие стали связывать именно с этой сферой науки и техники».

Оскотский З.Г., Гуманная пуля. Книга о науке, политике, истории и будущем, СПб, Изд-во НИИ химии СПбГУ, 2001 г., с. 205-206.

Как программист и просто человек, увлекающийся компьютерами, я знаю о том, как они работают, больше, чем первый встречный. Мне всегда интересно наблюдать за тем, как пользуются компьютерами люди, которые знают о них меньше меня. Для многих из них процесс выглядит следующим образом: они нажимают на что-то, компьютер делает нечто загадочно-магическое, и результаты появляются на экране.

Впрочем, даже знакомые с технологией в целом люди на каком-то этапе могут обнаружить, что происходящее с равным успехом могло бы быть магией - очень немногие понимают все протекающие процессы целиком. Следующим этапом после не разбирающихся пользователей и кнопочек, которые они нажимают, можно считать плохих разработчиков, которые набирают (или копируют) код, который они на самом деле не понимают, и каким-то образом он работает. Их слой магии тоньше, чем у пользователей: они хотя бы осознают, что код нужно писать, но не вникают в его суть. Их слой магии содержит в себе вызовы функций, синтаксис языка и смысл кода; они могут понимать отдельные фрагменты, но целая программа остается для них загадкой.

Очередной этап - начинающие разработчики, потенциально компетентные, но еще не обладающие нужными знаниями. Они понимают, как работает большая часть их кода, они знают, как структурировать функции и когда использовать (или не использовать) объекты, и могут написать программу с нуля, но они могут еще не разобраться в том, что происходит в библиотечных функциях или как компилятор создает программу из их кода.

С повышением мастерства программиста слой магии становится все тоньше. Библиотечные функции становятся всего лишь функциями, которые сам же и пишешь, разве что с системными вызовами. Оказывается, что компилятор читает код и преобразует его в машинный код, который выполняется процессором. Магия изгоняется из их кода и находит себе приют в нюансах работы компилятора и операционной системы.

Наконец, когда разработчик разрушает и эти последние оплоты магии, он видит всю картину - насколько хватает программного обеспечения. Но это еще не конец истории! Магия изгнана из софта, но остается железо: как эти системные вызовы транслируются в данные, которые пишутся на диск? Откуда процессор знает, что делать по командам ассемблера? Поздравляем, ваша магия отступила на уровень аппаратного обеспечения.

От переводчика

Этот перевод - как бы оправдание моей предыдущей статьи , в которой я гордо называю магией несложные фокусы с низкоуровневым представлением строк и чисел в C++. Заметка кажется мне несколько незавершенной - у меня получилось как минимум два вывода из нее.

Вывод романтический: Мой собственный слой магии достаточно толст, и мне кажется, что это не так уж плохо - тем больше волшебных открытий впереди:-)

Вывод скептический: Борьбу с магией можно продолжать и дальше: физические принципы работы техники, природа электромагнитных явлений, строение материи… В фантастических романах встречается сюжет: когда развитая цивилизация наблюдает за развивающейся, и в последней появляется ученый-изобретатель-философ, который начинает мешать, ему просто дают доступ к информации обо всех достижениях цивилизации. Это больше, чем он может выучить за всю свою жизнь, поэтому он больше не опасен - ничего своего он больше не сделает. Так и в этом случае, программисту важно соблюсти грань между некомпетентностью и излишней увлеченностью разоблачением магии.

Скончался в возрасте 90 лет на Шри-Ланке, где он жил с 1956 года, сообщило в среду агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на его помощника Роана Де Сильву (Rohan De Silva). По его словам, Кларк умер рано утром в среду после продолжительных проблем со здоровьем.

Кларк был одним из самым известных в мире авторов научной фантастики. Многочисленные научно-популярные работы Кларка связаны с полетами в космос, подводными исследованиями, футуристическими прогнозами.

Первый литературный опыт Кларка относится к 1946 году . Это была фантастическая повесть "Спасательная команда". С тех пор Кларк опубликовал более сотни книг о космосе, которые были переведены на разные языки мира.

Одной из самых любимых футуристических идей Кларка было создание космического лифта-подъемника, который мог бы доставлять грузы на орбитальные станции. Устройство было описано в романе "Фонтаны рая", а в 2004 году был создан его опытный образец. Правда, он поднимался лишь на высоту 90 метров, но создатели аппарата уверены, что со временем проект Кларка может стать реальностью.

В 1964 году Кларк попробовал себя в кинематографе. Он написал сценарий фильма "2001: Космическая Одиссея" для режиссера Стэнли Кубрика. Впоследствии эта картина получила "Оскар".

В 80-х годах Кларк активно работал на телевидении. Во многих странах мира вышли сериалы "Таинственный мир Артура Кларка" и "Мир странных явлений Артура Кларка". Он также подготовил передачи о космосе в рамках сериала "Университеты Уолтера Кронкайта".

А вместе с Уолтером Кронкайтом и Уильямом Ширра Кларк вел программы об экспедициях на Луну космических кораблей "Аполлон-11", "Аполлон-12" и "Аполлон-15".

У Кларка было множество наград: несколько Hugo Award, несколько Nebula Award, Мемориальный приз Дж.У. Кемпбелла, Международная фантастическая премия и масса других наград. Учредил Кларк и собственную премию - Arthur C. Clarke Award, которая вручается с 1986 г. за лучший научно-фантастический роман, опубликованный в Великобритании.

А мировая критика справедливо окрестила Артура Чарлза Кларка "фантастом номер один".

В последние году жизни Кларк сильно болел и был вынужден перейти от индивидуального творчества к сотрудничеству с другими авторами. Однако, по мнению критиков и читателей, совместные работы не идут ни в какое сравнение с его индивидуальными произведениями.

В книге "Профили будущего " Кларк сформулировал Три закона, которые хорошо известны поклонникам его творчества.

Закон первый: "Если заслуженный, но пожилой ученый заявляет, что нечто возможно - он, конечно же, прав. Когда же он заявляет, что это невозможно - он вероятнее всего ошибается". Пожилым для Кларка является ученый после 30 лет в физике, математике и астронавтике, после 40 лет - в других дисциплинах.

Закон второй: "Единственный путь обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать один шаг в невозможное".

Закон третий: "Любая перспективная техника неотделима от волшебства".

Почему главных законов всего три, Кларк объяснил следующим образом: "Так как трех законов было достаточно для обоих Исааков - Ньютона и Азимова - я решил остановиться на этой цифре".

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников